Основные этапы аудита кассовых операций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные этапы аудита кассовых операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная проблема заключается в том, что ДС на предприятии находятся в непрерывном движении. Рано или поздно на успешном предприятии объем операций с денежными средствами достигает таких размеров, что аудит операций с денежными средствами становится вынужденной мерой, без которой управлять предприятием в разрезе финансово-экономической деятельности становится практически невозможно.

Пример для казенного учреждения

Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет:

  • цели, задачи и объекты внутреннего финансового контроля Администрации;
  • организацию внутреннего финансового контроля в Администрации;
  • критерии оценки состояния системы финансового контроля;
  • порядок оформления результатов внутреннего финансового контроля Администрации.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативных правовых актов и учетной политики Администрации;
  • установление полноты и достоверности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации;
  • предупреждение и пресечение финансовых нарушений в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального имущества.

1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов и иных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность Администрации.

1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры.

Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
  • контроль за соблюдением законности при использовании бюджетного финансирования, законности финансовых и хозяйственных операций, за наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Администрации;
  • разработка мер по совершенствованию внутреннего финансового контроля за соблюдением финансовой дисциплины, по экономному расходованию, обеспечению сохранности муниципальных средств и имущества, по организации учета и отчетности, использованию внутрихозяйственных резервов.

1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

  • плановые документы (сметы и иные плановые, прогнозные документы);
  • договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
  • постановления (распоряжения) Администрации;
  • первичные учетные документы и регистры учета;
  • хозяйственные операции, отраженные в учете Администрации;
  • бюджетная (финансовая), налоговая, статистическая и иная отчетность Администрации;
  • иные объекты по распоряжению главы Администрации.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации.

2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:

  • должностные лица Администрации;
  • отдел внутреннего финансового контроля Администрации.

2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:

  • предварительный контроль — мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение ошибок и (или) незаконных действий должностных лиц Администрации до совершения факта хозяйственной жизни Администрации;
  • текущий контроль — мероприятия, направленные на проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджетной сметы, ведения бюджетного учета, мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования;
  • последующий контроль — мероприятия, направленные на установление законности действий должностных лиц Администрации после совершения факта хозяйственной жизни.

Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации.

К мероприятиям предварительного контроля относятся:

  • проверка документов Администрации до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • контроль за принятием обязательств Администрации в пределах смет;
  • проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);
  • проверка проектов постановлений (распоряжений) Администрации;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.

Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности.

К мероприятиям текущего контроля относятся:

  • проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение принять документы к оплате;
  • проверка полноты оприходования наличных денежных средств, полученных в банке;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Последующий контроль в Администрации осуществляется:

  • должностными лицами Администрации в соответствии с их должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • отделом внутреннего финансового контроля Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:

  • проверка первичных документов Администрации после совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • анализ полноты исполнения показателей бюджетных смет Администрации;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:

  • проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств Администрации.

2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки.

Периодичность проведения проверок:

  • плановые проверки — в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля;
  • внеплановые проверки — по мере необходимости при поступлении информации о возможных нарушениях.

2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля.

Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации.

3. Оценка состояния системы финансового контроля

3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации.

3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации.

В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию.

4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации

4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:

  • в журнале внутреннего финансового контроля;
  • отчетах о результатах внутреннего финансового контроля.

4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации.

4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:

  • описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и (или) недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
  • сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
  • сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также о ходе реализации материалов, направленных в структурное подразделение, ответственное за внутренний финансовый контроль, правоохранительные органы.
Читайте также:  Справка о регистрации ребенка по месту жительства — где и как получить форму №8?

А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.

Аудит кассовых операций

Аналитика кассовых операций является первой частью проверки, с которой, как правило, начинает свою работу команда финансового контроля. Это обусловлено тем, что на участке работы с наличными самый высокий риск банальных краж и непреднамеренных ошибок персонала фирмы. Поэтому при подготовке проверочных мероприятий по данному блоку со стороны аудитора разрабатывается последовательная схема проверки, которая охватывает его ключевые участки:

  • Аналитика состояния кассовой дисциплины;
  • Анализ процессов списания ден. средств;
  • Проверка денежных документов кассы;
  • Анализ стандартов работы с денежными средствами;
  • Проверка кассового учета.

Краткий план аудита денежных средств

Чтобы получить ожидаемый эффект от контрольных мероприятий, необходимо детально и четко рассмотреть финансовую сторону деятельности компании под разными углами, составив план аудита денежных средств:

  • Проверить наличие, сохранность, условия хранения ДС предприятия в целом, а также детально рассмотреть порядок хранения наличных, ценностей, ценных бумаг и иных денежных документов денежного характера на предприятии.
  • Проверка порядка и стандартов оформления денежных документов по приходным и расходным операциям с денежными средствами в наличной и безналичной форме.
  • Методы хранения и ведения чековых книжек, кассовой книги и книг учета других операций.
  • Оценить правильность операций по выдаче денежных средств из кассы предприятия и их внесения в кассу, предложить рациональное усовершенствование этого важного процесса.
  • Провести независимую оценку лимитов, их соблюдения и рациональности выбранных размеров: избыточность или недостаточность денежных средств предприятия может сказываться на деятельности фирмы в негативном ключе.
  • Проанализировать движения по открытым банковским счетам предприятия.
  • Оценить весь комплекс взаимосвязанных или обособленных финансовых операций с наличными компании, включая выдачу из кассы на хозяйственные расходы, командировочные и т.д. Предложить в рамках аудита способы оптимизации этих процессов.
  • Провести аналитику в области операций кассового учета, ведения кассовой книги и учета по другим ценностям. Проверить соответствие фактических значений и отраженных в учетных документах данных прошлого.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Аудит кассовых операций является сложным и трудоемким разделом проверки, требующим от проверяющих аудиторов и ассистентов ответственности, собранности и внимания.

Основной целью аудита кассовых операций является проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, законности и достоверности оформления и отражения совершенных операций по их движению.

Дезагрегирование основной цели позволяет сформулировать следующие подцели аудита кассовых операций:

  • • проверка соответствия величины денежных средств в бухгалтерской отчетности (форма № 1,4);
  • • проверка правильности отражения наличия и движения денежных средств в бухгалтерском учете;
  • • проверка сохранности денежных средств и обеспечения контроля за их наличием и движением;
  • • проверка соблюдения кассовой дисциплины и порядка ведения кассовых операций.

Нарушения, которые могут быть выявлены при аудите кассовых операций

При аудиторской проверке кассовых операций могут быть выявлены следующие виды нарушений:

  • излишки денежных средств в кассе или их недостача;
  • несвоевременное оприходование денежных средств, поступивших в кассу;
  • выдача денежных средств без соответствующей доверенности;
  • выдача денег сотрудникам без оформления авансовых отчетов;
  • некорректное отображение кассовых операций.

Кроме того, одним из наиболее частных нарушений является непроведение инвентаризации в следующих случаях:

  • перед тем, как составить годовую бухгалтерскую отчетность;
  • при смене лица, ответственного за финансы компании;
  • в случае обнаружения фактов хищения или порчи материальных ценностей;
  • при передаче имущества иному лицу во владение;
  • после экстремальных ситуаций (пожар, авария, стихийное бедствие и др.);
  • при ликвидации или реорганизации компании.

Если привести более конкретные примеры нарушений при ведении кассовых операций, то к ним можно отнести:

  1. Несоблюдение сроков инвентаризации денежной наличности, установленных учетной политикой организации.
  2. В документах об инвентаризации содержатся помарки, ошибки, неточности или незаполненные строки.
  3. Акт инвентаризации составлен без соблюдения требований законодательства.
  4. Инвентаризационные ведомости подписали не все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники.
  5. Излишки, выявленные при инвентаризации не оприходованы и направлены на увеличение дохода компании.
  6. В кассовой книге есть записи о выдаче сотрудникам зарплаты, но отсутствуют их подписи.
  7. В расходных кассовых документах не указана информация о документах, удостоверяющих личность получателя денежных средств.
  8. Работа с наличностью ведется при неисправном кассовом аппарате.
  9. Книгу кассира-операциониста в компании заполняют не должным образом.

Лимит кассы на 2022 год: важная информация для бизнеса

  • Бухучет кассовых операций ведется на счете 50, в корреспонденции со счетами учета прихода и расхода по кассе.
  • Основные документы БУ кассы – это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга.
  • С введением в хозяйственный оборот новых технических средств – онлайн-касс, учет кассы не претерпел существенных изменений, но возможности учета наличности расширились.
  • Для сферы малого предпринимательства и ИП законодатель предусматривает возможность не устанавливать лимит кассы, а предприниматели могут не вести кассовые документы. Это возможно, если в целях НУ они ведут учет показателей, необходимых в учете НУ – физических или денежных.

Юридические лица и ИП в определенных случаях должны ограничивать суммы наличности, которые у них остаются в кассе в конце рабочего дня. Таким образом государство пытается застраховать предприятия от больших потерь в результате краж, а также заставить в большей степени использовать безналичные расчеты.

Рассчитывать и утверждать лимит должны сами субъекты хозяйствования по специальной формуле, исходя из оборота наличности и показателей деятельности компании.

Юридически эта норма предусмотрена Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которое устанавливает порядок ведения кассовых операций для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Проверяет соблюдение лимита кассы ФНС.

Так как лимит кассы может проверять налоговая инспекция, то предприятие должно сделать всё для тщательного документирования процесса расчета и утверждения этого показателя. Все шаги и значения должны фиксироваться соответствующим образом. Что же нужно сделать?

1. Записать принципы и формулы расчета в локальном нормативном документе, например, в Политике контроля кассовых операций.

2. Если предприятие в самом начале своей деятельности не попадает в категорию малых или ИП, то для вычисления показателя лимита кассы следует использовать прогнозные показатели. Через месяц значение можно будет посчитать снова уже по реальным данным.

Как мы уже упомянули, ИП и представители малого бизнеса не обязаны устанавливать лимит кассы, а значит и утверждать его каким-либо документом.

В то же время, чтобы банки и ФНС задавали меньше вопросов, предприниматели могут составить приказ о работе кассы без установленного лимита. Таким образом можно избежать трактовки ситуации о нулевом ограничении.

ЦБ РФ предлагает предприятиям на выбор две равноценные формулы для расчета кассовых ограничений:

  • на основе расхода наличных средств;
  • на основе поступления наличных средств.

Разберем каждую формулу подробно.

Формула описывается следующим уравнением:

Лим = Оп/Pп × П, где:

  • Лим – искомый кассовый лимит (рублей);
  • Оп — объем поступлений наличности за расчетный период (рублей);
  • Pп – расчетный период, который определяется юридическим лицом произвольно, но не более 92 дней;
  • П – среднее количество дней между инкассациями или самостоятельной сдачей наличности в банк. Показатель не должен быть больше 7 дней (14 дней для населенных пунктов без банковских отделений).

Пример расчета:

ООО «Лимитед онлайн» решило провести расчет кассового лимита на основе поступлений наличности от покупателей. Изначальные данные следующие:

  • наличная выручка за расчетный квартал составила 1 950 000 рублей;
  • количество дней в квартале – 90;
  • предприятие сдает выручку 2 раза в неделю, то есть в среднем каждые 3,5 дня.

Лим = 1 950 000/90х3,5 = 75833 (рубля).

В приказе лучше всего немного округлять лимит в меньшую сторону, например в нашем случае, до 75000 рублей.

Законодательством не предусмотрены сроки действия и пересмотра приказа на лимит кассы в 2022 году. Однако учитывая максимальную длину расчетного периода в 92 дня, бухгалтеру желательно раз в квартал пересчитывать размер ограничения, чтобы он не превышал установленный уровень. Документировать такой пересчет не обязательно.

Читайте также:  На какие стипендии и выплаты рассчитывать, если вы студент?

В то же время, предприятие может в любой момент пересчитать показатели и утвердить новый лимит кассы. Такая возможность ничем не ограничена.

Предприятия могут не соблюдать лимит кассы в 2022 году в определенные дни:

  • дни массовой выплаты обязательных платежей работникам: зарплат, пособий, отпускных и прочих;
  • за день до и во время выходных, если в этот период планируются крупные расчеты наличными с другими компаниями;
  • праздничные дни, в которые происходят расчеты наличными, а банки не работают.

В перечисленных случаях можно превышать лимит, не боясь получить штраф. Но на следующий день вся излишняя наличность должна быть передана в банк.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.

Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.

К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

  • зарплаты сотрудникам;

  • страховых возмещений по договорам страхования;

  • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));

  • подотчетных средств;

  • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?

Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).

Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.

Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.

Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).

Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).

Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.

Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:

  • банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;

  • монета имеет мелкие механические повреждения.

Особенности аудита кассовых операций

Аудит операций с денежными средствами должен проводиться наиболее тщательно. Проверяющее лицо обязано уделить максимум внимания следованию регламента кассовой отчетности и ее соответствие Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

Перед тем, как будет проведена проверка, проверяющий в обязательном порядке проводит анализ структуры внутреннего надзора, дает предварительную оценку следованию кассового регламента, определяет уязвимые стороны компании с точки зрения возможных нарушений.

О неполноте или полном отсутствии режима внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе могут свидетельствовать следующие факторы:

  • Отсутствие приказа, регламентирующего цикличность проверок кассы с полным пересчетом наличных монет, банкнот и прочих ценностей, находящихся в кассовом аппарате.
  • Формирование проверочной группы из одних и тех же лиц, отсутствие прикрепляемых к акту записей о пересчете банкнот.
  • Делегирование права подписи бумаг кассовой отчетности сторонним лицам помимо руководителя фирмы, главного бухгалтера и не обозначенное соответствующим постановлением.
  • Отсутствие договора с кассиром о полной материальной ответственности.
  • Отсутствие в штатном расписании должности кассира и исполнение его обязанностей другим сотрудником без соответствующего распоряжения главы организации.

Наличие одного из вышеперечисленных признаков, или их комбинации может сигнализировать для аудитора доказательством того, что организация, с большой вероятностью, нарушает кассовую дисциплину.

Основные нарушения — злоупотребления, хищения, ошибки — в области кассовых операций могут быть классифицированы сле­дующим образом.

1. Прямое хищение денежных средств:
1.1) ничем не замаскированное;
1.2) замаскированное неоформленными документами и рас­писками.

2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм:
2.1) из банка;
2.2) от различных физических и юридических лиц по при­ходным ордерам;
2.3) от различных юридических лиц по доверенностям.

3. Излишнее списание денег по кассе:
3.1) повторное использование одних и тех же документов;
3.2) неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах;
3.3) списание сумм без оснований или по подложным до­кументам;
3.4) подлог в законно оформленных документах с увеличе­нием сумм списаний.

4. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям:
4.1) присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям;
4.2) присвоение сумм, причитающихся другим предпри­ятиям.

5. Расчеты суммами наличных денежных средств, превышаю­щими предельную величину:
5.1) с другими юридическими лицами и предпринимателя­ми, действующими без образования юридического лица;
5.2) поступающими в кассу проверяемого предприятия.

6. Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги:
6.1) без применения контрольно-кассовых машин.
6.2) без регистрации контрольно-кассовых машин в налого­вых органах.

7. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

Этапы аудиторской проверки кассовых операций

Как и любая другая аудиторская проверка, аудит кассовых операций представлен определенными этапами, следующими друг за другом:

Этапы проведения аудита кассовых операций Что в себя включает
Этап 1 «Планирование аудита» На данном этапе определяется стратегия проверки, составляется программа аудита и оцениваются ее объемы
Этап 2 «Сбор и анализ информации» Вся подготовленная информация подвергается анализу, после чего выявляются проблемы, определяются пути для решения этих выявленных проблем
Этап 3: «Заключение аудитора» Аудитором составляется заключение, которое содержит его мнение об итогах проверки

Аудит кассы: новые правила

Указанием №3210-У с июня 2014 года ИП и прочие представители малого бизнеса и микропредприятий освобождаются от обязательного ведения кассовой дисциплины. Как следствие облегчается аудит кассовых операций. До вступления в силу этого положения за такие нарушения, как просрочка проведения инвентаризации, наличие в кассе организации излишка и других подобных нарушений ИП грозила ответственность в форме штрафа. В настоящее же время предпринимателям необходимо лишь следить за соблюдением правил документооборота и отражения хозяйственных операций.

Отказ от Кассовой книги, РКО и ПКО не повлечет наложение штрафа на ИП, но усложняет ведение контроля за работниками, имеющими доступ к деньгам предприятия.

Но, несмотря на упрощение законодательством для ИП ведения кассы, позволяющее не выписывать РКО, ПКО и не вести Кассовую книгу, специалисты рекомендуют продолжить ведение этих документов, так как они помогут избежать штрафов при налоговой проверке. На указанные в них данные вы сможете опираться, отвечая на вопросы представителей налоговой службы. К тому же, отказавшись от ведения этих регистров, предприниматель не сможет проверить факты выдачи или получения денежных средств.

Читайте также:  Что такое ДДУ: нюансы, неустойки, регистрация

Не стоит забывать проводить добровольный аудит учета кассовых операций. Особенно он необходим представителям малого бизнеса, имеющим несколько магазинов, счетов, десятки работников, договор о материальной ответственности кассира и постоянно растущий капитал. Аудит дает предпринимателю ясное представление о положении дел бизнеса, а также вовремя выявляет возможные причины наложения штрафа.

Аудиторская проверка кассовых операций начинается с составления программы ее проведения.

План аудита кассовых операций включает ознакомительный, основной и завершающий этапы.

Рассмотрим порядок проведения каждого из них.
Ознакомительный этап. На этом этапе аудитор знакомится с документацией.

Рекомендуется соблюдать следующий порядок действий:

  • проверка соблюдения правил оформления документации;
  • пересчет наличности в кассе;
  • контроль соблюдения порядка работы с ККТ;
  • контроль соблюдения правил регистрации перемещения денежных средств;
  • контролирование организации хранения наличных денег.

Основной этап. На основном этапе аудитор проверяет наличные деньги предприятия, выясняя:

  • велась ли инвентаризация при возникновении необходимых обстоятельств (оформлении годового отчета, изменении работников, несущих материальную ответственность, обнаружении недостачи пр.);
  • соблюдается ли установленный кассовый лимит;
  • соблюдается ли размер расчетов, установленный законодательством, при работе с юридическими лицами;
  • соблюдается ли порядок оформления поступления и выдачи денег;
  • прошла ли контрольно-вычислительная техника регистрацию в налоговой инспекции;
  • соблюдаются ли правила хранения свободных денег в кассе.

Заключительный этап. По окончании проверки формируется аудиторский отчет, составляется список ошибок и неточностей, подлежащих исправлению, и даются советы по улучшению ведения учета, организации документооборота, повышению квалификации конкретных работников.

Предварительная инвентаризация кассы

В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины перед аудиторской проверкой может проводиться инвентаризация кассы.

Для проведения инвентаризации кассовых операций утверждается ревизионная комиссия, составом не менее трех человек.

Предварительная инвентаризация кассы включает проверку приходных и расходных кассовых ордеров, кассового отчета, документов по операциям последнего дня, а также выявление возможных излишков и недостач.

Предварительная инвентаризация кассы должна установить соответствие расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу.

Предварительная инвентаризация кассы проводится исходя из необходимости определения правильности и своевременности оприходования денег, а также порядка применения контрольно-кассовых машин.

Нарушения, выявляемые в результате аудита кассы

Аудит кассы часто выявляет следующие нарушения, влекущие за собой штраф:

  • Несоответствие количества наличности в кассе и документах.
  • Деньги учтены позже момента поступления.
  • В РКО и ПКО есть исправления.
  • В первичной документации подделаны подписи.
  • Денег в кассе больше допустимой суммы.
  • Неполный комплект первичных документов.
  • Найдены ошибки в кассовых документах.
  • Нет договора с кассиром, подтверждающего материальную ответственность.
  • Несвоевременная инвентаризация.
  • Нет оформленных авансовых отчетов на выданные под отчет средства.
  • Превышение сумм расчетов при работе с юридическими лицами.
  • Ошибки расчетов в учетных регистрах организации.
  • Неверное отражение операций в регистрах учета.

Аудиторская проверка кассовых операций оказывает положительный эффект на развитие бизнеса. В результате предприниматель получает сведения о нарушениях правил кассовой дисциплины, недобросовестных работниках предприятия, неточностях результатов, полученных после проведения инвентаризации.

Эта информация поможет наладить порядок в документообороте, исключить ошибки при проведении последующих инвентаризаций, избежать нарушений законодательства РФ а, соответственно, и штрафа. Главное, при организации проверки кассы провести всесторонний анализ соблюдения законодательства.

Предыдущая статья: Работа магазина без кассового аппарата: законно ли это? Следующая статья: Обязателен ли кассовый аппарат для интернет-магазина?

Учет кассовых операций занимает важное место в системе бухгалтерского учета организации. В то же время это и наиболее сложный участок учета, так как при его реализации следует учитывать отраслевые особенности управления, технологии и организации расчетов между предприятиями и физическими лицами, наличие валютных расчетных счетов и т.д.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц, связанных с предпринимательской деятельностью, как правило осуществляются в денежной форме. Расчеты в денежной форме между организациями могут проводится как наличными денежными, так и безналичными средствами.

Любые хозяйственные процедуры, связанные с оборотом денег в наличной и опосредованной форме, в организации осуществляются через кассу. Категория наличных денег подразумевает монеты и купюры, а опосредованная форма – так называемые денежные документы. Это могут быть векселя, марки и другие подобные документы. Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления, нормативными документами Банка России и Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерский учет основывается на принципе начисления. В соответствии с данным методом результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не в том случае, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены).

Актуальность темы работы заключается в том, что правильно поставленный учет расчетно-кассовых операций приводит к своевременности проведения денежных расчетов.

Цель работы – разработка предложений по совершенствованию учета кассовых операций ООО «НИВА».

В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:

— исследовать теоретические аспекты учета кассовых операций;

— описать организационно-экономическую характеристику ООО «НИВА»;

— раскрыть сущность денежных средств и дать оценку состоянию бухгалтерского учета денежных средств в кассе ООО «НИВА»;

— раскрыть сущность контроля поступления денежных средств в ООО «НИВА»;

— предложить пути совершенствования учета денежных средств в кассе ООО «НИВА» и произвести оценку рациональности предложений.

— Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «НИВА».

Предметом исследования является учет кассовых операций.

В процессе исследования были применены следующие методы: монографический; сравнительный; табличный; арифметический и другие.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и приложений.

Предварительная инвентаризация кассы

В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины перед аудиторской проверкой может проводиться инвентаризация кассы.

Для проведения инвентаризации кассовых операций утверждается ревизионная комиссия, составом не менее трех человек.

Предварительная инвентаризация кассы включает проверку приходных и расходных кассовых ордеров, кассового отчета, документов по операциям последнего дня, а также выявление возможных излишков и недостач.

Предварительная инвентаризация кассы должна установить соответствие расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу.

Предварительная инвентаризация кассы проводится исходя из необходимости определения правильности и своевременности оприходования денег, а также порядка применения контрольно-кассовых машин.

План аудиторской проверки кассовых операций

План аудиторской проверки является руководством для непосредственного ее проведения.

При подготовке общего плана аудита кассовых операций проводятся процедуры, результаты которых детально документируются [1].

План аудита кассовых операций:

Планируемые виды работ

инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

проверка правильности документального оформления операций;

проверка полноты, своевременности оприходования и правильности списания в расход денежных средств, проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

На основе плана аудита кассовых операций затем должна быть составлена программа аудита. План аудита позволяет определить характер, период времени и объем запланированных аудитором работ.

Программа аудита кассовых операций по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур [2].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]