Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные этапы аудита кассовых операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная проблема заключается в том, что ДС на предприятии находятся в непрерывном движении. Рано или поздно на успешном предприятии объем операций с денежными средствами достигает таких размеров, что аудит операций с денежными средствами становится вынужденной мерой, без которой управлять предприятием в разрезе финансово-экономической деятельности становится практически невозможно.
Пример для казенного учреждения
Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.
Положение о внутреннем финансовом контроле 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет:
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:
1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:
1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры. Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:
1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:
2. Организация внутреннего финансового контроля 2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации. 2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:
2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:
Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации. К мероприятиям предварительного контроля относятся:
Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности. К мероприятиям текущего контроля относятся:
Последующий контроль в Администрации осуществляется:
К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:
К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:
2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки. Периодичность проведения проверок:
2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля. Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации. 3. Оценка состояния системы финансового контроля 3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации. 3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации. В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию. 4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации 4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля. 4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:
4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации. 4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:
|
А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.
Аудит кассовых операций
Аналитика кассовых операций является первой частью проверки, с которой, как правило, начинает свою работу команда финансового контроля. Это обусловлено тем, что на участке работы с наличными самый высокий риск банальных краж и непреднамеренных ошибок персонала фирмы. Поэтому при подготовке проверочных мероприятий по данному блоку со стороны аудитора разрабатывается последовательная схема проверки, которая охватывает его ключевые участки:
- Аналитика состояния кассовой дисциплины;
- Анализ процессов списания ден. средств;
- Проверка денежных документов кассы;
- Анализ стандартов работы с денежными средствами;
- Проверка кассового учета.
Краткий план аудита денежных средств
Чтобы получить ожидаемый эффект от контрольных мероприятий, необходимо детально и четко рассмотреть финансовую сторону деятельности компании под разными углами, составив план аудита денежных средств:
- Проверить наличие, сохранность, условия хранения ДС предприятия в целом, а также детально рассмотреть порядок хранения наличных, ценностей, ценных бумаг и иных денежных документов денежного характера на предприятии.
- Проверка порядка и стандартов оформления денежных документов по приходным и расходным операциям с денежными средствами в наличной и безналичной форме.
- Методы хранения и ведения чековых книжек, кассовой книги и книг учета других операций.
- Оценить правильность операций по выдаче денежных средств из кассы предприятия и их внесения в кассу, предложить рациональное усовершенствование этого важного процесса.
- Провести независимую оценку лимитов, их соблюдения и рациональности выбранных размеров: избыточность или недостаточность денежных средств предприятия может сказываться на деятельности фирмы в негативном ключе.
- Проанализировать движения по открытым банковским счетам предприятия.
- Оценить весь комплекс взаимосвязанных или обособленных финансовых операций с наличными компании, включая выдачу из кассы на хозяйственные расходы, командировочные и т.д. Предложить в рамках аудита способы оптимизации этих процессов.
- Провести аналитику в области операций кассового учета, ведения кассовой книги и учета по другим ценностям. Проверить соответствие фактических значений и отраженных в учетных документах данных прошлого.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Аудит кассовых операций является сложным и трудоемким разделом проверки, требующим от проверяющих аудиторов и ассистентов ответственности, собранности и внимания.
Основной целью аудита кассовых операций является проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, законности и достоверности оформления и отражения совершенных операций по их движению.
Дезагрегирование основной цели позволяет сформулировать следующие подцели аудита кассовых операций:
- • проверка соответствия величины денежных средств в бухгалтерской отчетности (форма № 1,4);
- • проверка правильности отражения наличия и движения денежных средств в бухгалтерском учете;
- • проверка сохранности денежных средств и обеспечения контроля за их наличием и движением;
- • проверка соблюдения кассовой дисциплины и порядка ведения кассовых операций.
Нарушения, которые могут быть выявлены при аудите кассовых операций
При аудиторской проверке кассовых операций могут быть выявлены следующие виды нарушений:
- излишки денежных средств в кассе или их недостача;
- несвоевременное оприходование денежных средств, поступивших в кассу;
- выдача денежных средств без соответствующей доверенности;
- выдача денег сотрудникам без оформления авансовых отчетов;
- некорректное отображение кассовых операций.
Кроме того, одним из наиболее частных нарушений является непроведение инвентаризации в следующих случаях:
- перед тем, как составить годовую бухгалтерскую отчетность;
- при смене лица, ответственного за финансы компании;
- в случае обнаружения фактов хищения или порчи материальных ценностей;
- при передаче имущества иному лицу во владение;
- после экстремальных ситуаций (пожар, авария, стихийное бедствие и др.);
- при ликвидации или реорганизации компании.
Если привести более конкретные примеры нарушений при ведении кассовых операций, то к ним можно отнести:
- Несоблюдение сроков инвентаризации денежной наличности, установленных учетной политикой организации.
- В документах об инвентаризации содержатся помарки, ошибки, неточности или незаполненные строки.
- Акт инвентаризации составлен без соблюдения требований законодательства.
- Инвентаризационные ведомости подписали не все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники.
- Излишки, выявленные при инвентаризации не оприходованы и направлены на увеличение дохода компании.
- В кассовой книге есть записи о выдаче сотрудникам зарплаты, но отсутствуют их подписи.
- В расходных кассовых документах не указана информация о документах, удостоверяющих личность получателя денежных средств.
- Работа с наличностью ведется при неисправном кассовом аппарате.
- Книгу кассира-операциониста в компании заполняют не должным образом.
Лимит кассы на 2022 год: важная информация для бизнеса
- Бухучет кассовых операций ведется на счете 50, в корреспонденции со счетами учета прихода и расхода по кассе.
- Основные документы БУ кассы – это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга.
- С введением в хозяйственный оборот новых технических средств – онлайн-касс, учет кассы не претерпел существенных изменений, но возможности учета наличности расширились.
- Для сферы малого предпринимательства и ИП законодатель предусматривает возможность не устанавливать лимит кассы, а предприниматели могут не вести кассовые документы. Это возможно, если в целях НУ они ведут учет показателей, необходимых в учете НУ – физических или денежных.
Юридические лица и ИП в определенных случаях должны ограничивать суммы наличности, которые у них остаются в кассе в конце рабочего дня. Таким образом государство пытается застраховать предприятия от больших потерь в результате краж, а также заставить в большей степени использовать безналичные расчеты.
Рассчитывать и утверждать лимит должны сами субъекты хозяйствования по специальной формуле, исходя из оборота наличности и показателей деятельности компании.
Юридически эта норма предусмотрена Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которое устанавливает порядок ведения кассовых операций для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Проверяет соблюдение лимита кассы ФНС.
Так как лимит кассы может проверять налоговая инспекция, то предприятие должно сделать всё для тщательного документирования процесса расчета и утверждения этого показателя. Все шаги и значения должны фиксироваться соответствующим образом. Что же нужно сделать?
1. Записать принципы и формулы расчета в локальном нормативном документе, например, в Политике контроля кассовых операций.
2. Если предприятие в самом начале своей деятельности не попадает в категорию малых или ИП, то для вычисления показателя лимита кассы следует использовать прогнозные показатели. Через месяц значение можно будет посчитать снова уже по реальным данным.
Как мы уже упомянули, ИП и представители малого бизнеса не обязаны устанавливать лимит кассы, а значит и утверждать его каким-либо документом.
В то же время, чтобы банки и ФНС задавали меньше вопросов, предприниматели могут составить приказ о работе кассы без установленного лимита. Таким образом можно избежать трактовки ситуации о нулевом ограничении.
ЦБ РФ предлагает предприятиям на выбор две равноценные формулы для расчета кассовых ограничений:
- на основе расхода наличных средств;
- на основе поступления наличных средств.
Разберем каждую формулу подробно.
Формула описывается следующим уравнением:
Лим = Оп/Pп × П, где:
- Лим – искомый кассовый лимит (рублей);
- Оп — объем поступлений наличности за расчетный период (рублей);
- Pп – расчетный период, который определяется юридическим лицом произвольно, но не более 92 дней;
- П – среднее количество дней между инкассациями или самостоятельной сдачей наличности в банк. Показатель не должен быть больше 7 дней (14 дней для населенных пунктов без банковских отделений).
Пример расчета:
ООО «Лимитед онлайн» решило провести расчет кассового лимита на основе поступлений наличности от покупателей. Изначальные данные следующие:
- наличная выручка за расчетный квартал составила 1 950 000 рублей;
- количество дней в квартале – 90;
- предприятие сдает выручку 2 раза в неделю, то есть в среднем каждые 3,5 дня.
Лим = 1 950 000/90х3,5 = 75833 (рубля).
В приказе лучше всего немного округлять лимит в меньшую сторону, например в нашем случае, до 75000 рублей.
Законодательством не предусмотрены сроки действия и пересмотра приказа на лимит кассы в 2022 году. Однако учитывая максимальную длину расчетного периода в 92 дня, бухгалтеру желательно раз в квартал пересчитывать размер ограничения, чтобы он не превышал установленный уровень. Документировать такой пересчет не обязательно.
В то же время, предприятие может в любой момент пересчитать показатели и утвердить новый лимит кассы. Такая возможность ничем не ограничена.
Предприятия могут не соблюдать лимит кассы в 2022 году в определенные дни:
- дни массовой выплаты обязательных платежей работникам: зарплат, пособий, отпускных и прочих;
- за день до и во время выходных, если в этот период планируются крупные расчеты наличными с другими компаниями;
- праздничные дни, в которые происходят расчеты наличными, а банки не работают.
В перечисленных случаях можно превышать лимит, не боясь получить штраф. Но на следующий день вся излишняя наличность должна быть передана в банк.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.
Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.
К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:
-
зарплаты сотрудникам;
-
страховых возмещений по договорам страхования;
-
вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));
-
подотчетных средств;
-
денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?
Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).
Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.
Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.
Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).
Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).
Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.
Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:
-
банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;
-
монета имеет мелкие механические повреждения.
Особенности аудита кассовых операций
Аудит операций с денежными средствами должен проводиться наиболее тщательно. Проверяющее лицо обязано уделить максимум внимания следованию регламента кассовой отчетности и ее соответствие Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».
Перед тем, как будет проведена проверка, проверяющий в обязательном порядке проводит анализ структуры внутреннего надзора, дает предварительную оценку следованию кассового регламента, определяет уязвимые стороны компании с точки зрения возможных нарушений.
О неполноте или полном отсутствии режима внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе могут свидетельствовать следующие факторы:
- Отсутствие приказа, регламентирующего цикличность проверок кассы с полным пересчетом наличных монет, банкнот и прочих ценностей, находящихся в кассовом аппарате.
- Формирование проверочной группы из одних и тех же лиц, отсутствие прикрепляемых к акту записей о пересчете банкнот.
- Делегирование права подписи бумаг кассовой отчетности сторонним лицам помимо руководителя фирмы, главного бухгалтера и не обозначенное соответствующим постановлением.
- Отсутствие договора с кассиром о полной материальной ответственности.
- Отсутствие в штатном расписании должности кассира и исполнение его обязанностей другим сотрудником без соответствующего распоряжения главы организации.
Наличие одного из вышеперечисленных признаков, или их комбинации может сигнализировать для аудитора доказательством того, что организация, с большой вероятностью, нарушает кассовую дисциплину.
Основные нарушения — злоупотребления, хищения, ошибки — в области кассовых операций могут быть классифицированы следующим образом.
1. Прямое хищение денежных средств:
1.1) ничем не замаскированное;
1.2) замаскированное неоформленными документами и расписками.
2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм:
2.1) из банка;
2.2) от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам;
2.3) от различных юридических лиц по доверенностям.
3. Излишнее списание денег по кассе:
3.1) повторное использование одних и тех же документов;
3.2) неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах;
3.3) списание сумм без оснований или по подложным документам;
3.4) подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний.
4. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям:
4.1) присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям;
4.2) присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям.
5. Расчеты суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину:
5.1) с другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица;
5.2) поступающими в кассу проверяемого предприятия.
6. Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги:
6.1) без применения контрольно-кассовых машин.
6.2) без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
7. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.
Этапы аудиторской проверки кассовых операций
Как и любая другая аудиторская проверка, аудит кассовых операций представлен определенными этапами, следующими друг за другом:
Этапы проведения аудита кассовых операций | Что в себя включает |
Этап 1 «Планирование аудита» | На данном этапе определяется стратегия проверки, составляется программа аудита и оцениваются ее объемы |
Этап 2 «Сбор и анализ информации» | Вся подготовленная информация подвергается анализу, после чего выявляются проблемы, определяются пути для решения этих выявленных проблем |
Этап 3: «Заключение аудитора» | Аудитором составляется заключение, которое содержит его мнение об итогах проверки |
Аудит кассы: новые правила
Указанием №3210-У с июня 2014 года ИП и прочие представители малого бизнеса и микропредприятий освобождаются от обязательного ведения кассовой дисциплины. Как следствие облегчается аудит кассовых операций. До вступления в силу этого положения за такие нарушения, как просрочка проведения инвентаризации, наличие в кассе организации излишка и других подобных нарушений ИП грозила ответственность в форме штрафа. В настоящее же время предпринимателям необходимо лишь следить за соблюдением правил документооборота и отражения хозяйственных операций.
Отказ от Кассовой книги, РКО и ПКО не повлечет наложение штрафа на ИП, но усложняет ведение контроля за работниками, имеющими доступ к деньгам предприятия.
Но, несмотря на упрощение законодательством для ИП ведения кассы, позволяющее не выписывать РКО, ПКО и не вести Кассовую книгу, специалисты рекомендуют продолжить ведение этих документов, так как они помогут избежать штрафов при налоговой проверке. На указанные в них данные вы сможете опираться, отвечая на вопросы представителей налоговой службы. К тому же, отказавшись от ведения этих регистров, предприниматель не сможет проверить факты выдачи или получения денежных средств.
Не стоит забывать проводить добровольный аудит учета кассовых операций. Особенно он необходим представителям малого бизнеса, имеющим несколько магазинов, счетов, десятки работников, договор о материальной ответственности кассира и постоянно растущий капитал. Аудит дает предпринимателю ясное представление о положении дел бизнеса, а также вовремя выявляет возможные причины наложения штрафа.
Аудиторская проверка кассовых операций начинается с составления программы ее проведения.
План аудита кассовых операций включает ознакомительный, основной и завершающий этапы.
Рассмотрим порядок проведения каждого из них.
Ознакомительный этап. На этом этапе аудитор знакомится с документацией.
Рекомендуется соблюдать следующий порядок действий:
- проверка соблюдения правил оформления документации;
- пересчет наличности в кассе;
- контроль соблюдения порядка работы с ККТ;
- контроль соблюдения правил регистрации перемещения денежных средств;
- контролирование организации хранения наличных денег.
Основной этап. На основном этапе аудитор проверяет наличные деньги предприятия, выясняя:
- велась ли инвентаризация при возникновении необходимых обстоятельств (оформлении годового отчета, изменении работников, несущих материальную ответственность, обнаружении недостачи пр.);
- соблюдается ли установленный кассовый лимит;
- соблюдается ли размер расчетов, установленный законодательством, при работе с юридическими лицами;
- соблюдается ли порядок оформления поступления и выдачи денег;
- прошла ли контрольно-вычислительная техника регистрацию в налоговой инспекции;
- соблюдаются ли правила хранения свободных денег в кассе.
Заключительный этап. По окончании проверки формируется аудиторский отчет, составляется список ошибок и неточностей, подлежащих исправлению, и даются советы по улучшению ведения учета, организации документооборота, повышению квалификации конкретных работников.
Предварительная инвентаризация кассы
В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины перед аудиторской проверкой может проводиться инвентаризация кассы.
Для проведения инвентаризации кассовых операций утверждается ревизионная комиссия, составом не менее трех человек.
Предварительная инвентаризация кассы включает проверку приходных и расходных кассовых ордеров, кассового отчета, документов по операциям последнего дня, а также выявление возможных излишков и недостач.
Предварительная инвентаризация кассы должна установить соответствие расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу.
Предварительная инвентаризация кассы проводится исходя из необходимости определения правильности и своевременности оприходования денег, а также порядка применения контрольно-кассовых машин.
Нарушения, выявляемые в результате аудита кассы
Аудит кассы часто выявляет следующие нарушения, влекущие за собой штраф:
- Несоответствие количества наличности в кассе и документах.
- Деньги учтены позже момента поступления.
- В РКО и ПКО есть исправления.
- В первичной документации подделаны подписи.
- Денег в кассе больше допустимой суммы.
- Неполный комплект первичных документов.
- Найдены ошибки в кассовых документах.
- Нет договора с кассиром, подтверждающего материальную ответственность.
- Несвоевременная инвентаризация.
- Нет оформленных авансовых отчетов на выданные под отчет средства.
- Превышение сумм расчетов при работе с юридическими лицами.
- Ошибки расчетов в учетных регистрах организации.
- Неверное отражение операций в регистрах учета.
Аудиторская проверка кассовых операций оказывает положительный эффект на развитие бизнеса. В результате предприниматель получает сведения о нарушениях правил кассовой дисциплины, недобросовестных работниках предприятия, неточностях результатов, полученных после проведения инвентаризации.
Эта информация поможет наладить порядок в документообороте, исключить ошибки при проведении последующих инвентаризаций, избежать нарушений законодательства РФ а, соответственно, и штрафа. Главное, при организации проверки кассы провести всесторонний анализ соблюдения законодательства.
Предыдущая статья: Работа магазина без кассового аппарата: законно ли это? Следующая статья: Обязателен ли кассовый аппарат для интернет-магазина?
Учет кассовых операций занимает важное место в системе бухгалтерского учета организации. В то же время это и наиболее сложный участок учета, так как при его реализации следует учитывать отраслевые особенности управления, технологии и организации расчетов между предприятиями и физическими лицами, наличие валютных расчетных счетов и т.д.
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц, связанных с предпринимательской деятельностью, как правило осуществляются в денежной форме. Расчеты в денежной форме между организациями могут проводится как наличными денежными, так и безналичными средствами.
Любые хозяйственные процедуры, связанные с оборотом денег в наличной и опосредованной форме, в организации осуществляются через кассу. Категория наличных денег подразумевает монеты и купюры, а опосредованная форма – так называемые денежные документы. Это могут быть векселя, марки и другие подобные документы. Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления, нормативными документами Банка России и Министерства финансов Российской Федерации.
Бухгалтерский учет основывается на принципе начисления. В соответствии с данным методом результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не в том случае, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены).
Актуальность темы работы заключается в том, что правильно поставленный учет расчетно-кассовых операций приводит к своевременности проведения денежных расчетов.
Цель работы – разработка предложений по совершенствованию учета кассовых операций ООО «НИВА».
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
— исследовать теоретические аспекты учета кассовых операций;
— описать организационно-экономическую характеристику ООО «НИВА»;
— раскрыть сущность денежных средств и дать оценку состоянию бухгалтерского учета денежных средств в кассе ООО «НИВА»;
— раскрыть сущность контроля поступления денежных средств в ООО «НИВА»;
— предложить пути совершенствования учета денежных средств в кассе ООО «НИВА» и произвести оценку рациональности предложений.
— Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «НИВА».
Предметом исследования является учет кассовых операций.
В процессе исследования были применены следующие методы: монографический; сравнительный; табличный; арифметический и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и приложений.
Предварительная инвентаризация кассы
В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины перед аудиторской проверкой может проводиться инвентаризация кассы.
Для проведения инвентаризации кассовых операций утверждается ревизионная комиссия, составом не менее трех человек.
Предварительная инвентаризация кассы включает проверку приходных и расходных кассовых ордеров, кассового отчета, документов по операциям последнего дня, а также выявление возможных излишков и недостач.
Предварительная инвентаризация кассы должна установить соответствие расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу.
Предварительная инвентаризация кассы проводится исходя из необходимости определения правильности и своевременности оприходования денег, а также порядка применения контрольно-кассовых машин.
План аудиторской проверки кассовых операций
План аудиторской проверки является руководством для непосредственного ее проведения.
При подготовке общего плана аудита кассовых операций проводятся процедуры, результаты которых детально документируются [1].
План аудита кассовых операций:
Планируемые виды работ
инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
проверка правильности документального оформления операций;
проверка полноты, своевременности оприходования и правильности списания в расход денежных средств, проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;
На основе плана аудита кассовых операций затем должна быть составлена программа аудита. План аудита позволяет определить характер, период времени и объем запланированных аудитором работ.
Программа аудита кассовых операций по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур [2].