Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Фаркоп — устройство, без которого использование прицепа с ТС становится невозможным, поскольку тягово-сцепной элемент выполняет роль крепежа. Осуществить монтаж устройства может каждый автомобилист, для этого не потребуются специальные инструменты или знания, но необходимо помнить о правилах, за несоблюдение которых водитель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.

Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля

Прежде чем установить фаркоп, необходимо убедиться в наличии специального крепления на ТС. Затем нужно определиться с периодичностью использования прицепа. Если это сезонная надобность (поездки на рыбалку, дачу), то рекомендуется устанавливать фланцевую конструкцию. Если фаркоп требуется для рабочей деятельности и постоянного использования, то следует обратить внимание на съемный вариант.

Есть ли штраф за фаркоп в России – актуальный вопрос для всех автолюбителей, которые собираются установить эту деталь. Денежной санкции законодательством не предусмотрено, но автовладелец все равно может быть подвергнут административному взысканию. Чтобы разобраться, почему штрафуют за прицепное устройство, следует понимать разницу между штатным фаркопом и самодельным. Второй вариант необязательно предполагает самостоятельное изготовление детали.

За штатное ТСУ не предусматривается административное взыскание, поскольку эта опция присутствует в техпаспорте на машину. Это означает, что автовладелец не прибегал к изменению конструкции ТС при монтаже фаркопа (отсутствуют сварочные или сверлильные работы, а все детали вставлены в соответствующие пазы).

Самодельный фаркоп, пусть и купленный в магазине, но установленный с применением подручных материалов (сварка, дополнительные накладки и так далее), может стать основанием для вынесения штрафа и ликвидации устройства. Автовладельца обяжут привести автомобиль к заводскому виду, описанному в техпаспорте.

Часто инспектора апеллируют к требованиям безопасности. Давайте разберемся, действительно ли фаркоп может отрицательно влиять на последствия после ДТП, или это всего лишь придирки работников ДПС.
Сейчас при оценке безопасности автомобиля разделяют степень риска для пешеходов и автомобилей. Мы тоже рассмотрим эти факторы отдельно. Это позволит более точно понять, что же настораживает полицейских.

Для пешеходов фаркоп представляет мнимую угрозу. Он расположен в задней части автомобиля, а наезды при движении задним ходом случаются нечасто. Но, при таком ДТП в случае наличия прицепного устройства человек вероятно пострадает больше, чем при его отсутствии. Хотя в целом вероятность получить удар фаркопом незначительна.

На практике

гораздо опаснее прицепное для других автомобилей. Сравните ситуацию, когда сзади едущий автомобиль въезжает в бампер, с ДТП где он «надевается» на фаркоп. Уровень повреждений в обоих случаях будет разным, и больше пострадает машина в случае встречи с фаркопом. Тут сказывается вынос прицепного устройства за пределы бампера, что и усиливает уровень повреждений. Оно становится по сути своеобразным тараном.

В ГИБДД разъяснили ситуацию с фаркопами, багажниками и элементами тюнинга

В ст. 12.5 КоАП указывается на то, что разнообразные конструктивные изменения автотранспортного средства представляют собой демонтаж или же монтаж заводом-изготовителем определенного оборудования:

  • Специальных приспособлений.
  • Составных частей и элементов.
  • Вспомогательных деталей и приспособлений.

Здесь необходимо учитывать такой факт, что все приспособления, которые непосредственно установлены на автотранспортное средство, должны быть установлены заводом-изготовителем и при движении не создавать опасных ситуаций, способных привести к ДТП.

Если вы самостоятельно установили фаркоп или он был уже установлен на приобретённом, подержанном автомобиле. Может быть купили б/у фаркоп и установили у дяди Васи в гараже. Документов конечно же никаких на это приспособление не имеется. ОТТС и табличка разрешает цеплять прицеп, это всё равно считается изменением конструкции ТС. Необходимо иметь документы на ТСУ или зарегистрировать фаркоп.

Возможно развитие ситуации по двум сценариям, считает Михаил Тарасов. Либо полноценные проверки на предмет соответствия новым правилам и выдача разрешений начнутся с 1 июля 2021 года. При этом все выявляемые при выборочной проверке автомобили будут подвергать полноценной процедуре проверки. Либо властями будут приняты дополнительные подзаконные нормативные акты, в которых будет оговариваться порядок работы сотрудников ГИБДД при выявлении нарушителей требований постановления правительства РФ №413. А значит, на дорогах очень скоро, буквально на днях, могут начаться проверки автомобилей.Обеспечить тотальное соблюдение каждым автомобилистом норм техрегламента органам контроля и надзора, скорее всего, сразу не удастся и будут проводиться выборочные проверки.

В случае остановки и проверки на дороге каждому автовладельцу важно понимать, что в зависимости от объемов проведенных работ, соответствие автомобиля требованиям ГОСТов и техрегламента может проверяться и устанавливаться как на дороге самими сотрудниками ГИБДД (с применением оборудования, которым может являться рулетка, угломер, прибор для проверки эффективности работы тормозной системы в дорожных условиях, штангенциркуль с линейкой), так и путем принудительного препровождения автомобиля в стационарные пункты проверки — там автомобиль пройдет испытания на универсальных роликовых и площадочных стендах.
При попытке привлечения до 1 июля 2021 года к административной ответственности за нарушения требований постановления правительства РФ №413 без проведения специальных, предусмотренных ГОСТом 33670–2015 экспертиз и испытаний для оценки соответствия, необходимо обжаловать решения ГИБДД в прокуратуре и в суде, — советует адвокат.

Читайте также:  Правила проведения перерасчета квартплаты за время отсутствия в 2022 году

Под изменениями конструкции транспортного средства понимается демонтаж предусмотренных и/или установка не предусмотренных заводом-производителем составных частей автомобиля. Исходя из этого, изменениями конструкции являются:

  • замена типа кузова;
  • замена сидений на сидения другого производителя или другой модели авто;
  • изменение расположения сидений и/или их количества;
  • замена типа и/или модели двигателя (если это влияет на мощность и вес автомобиля);
  • замена световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных фар);
  • демонтаж или установка ГБО;
  • замена тормозной системы;
  • установка фаркопа, порогов и спойлеров, лебедок и подъемников;
  • установка дополнительных баков для топлива;
  • переоборудование автомобиля для граждан с инвалидностью;
  • замена бамперов;
  • изменения в ходовой части транспортного средства;
  • переустановка руля;
  • корректировка габаритных и весовых параметров.

Багажник, фаркоп, колеса побольше… — за это отнимут регистрацию

Оформить установку фаркопа на легковой автомобиль будет проще, если приобрести фирменный крюк. Такой элемент сопровождается необходимой документацией о соответствии, что облегчает регистрацию.

При отсутствии заводского фаркопа необходимо снимать бампер и модифицировать конструкцию багажной части кузова, чтобы установить крюк. Подобные манипуляции считают модификацией автомобиля, поэтому регистрировать фаркоп на легковом автомобиле надо. В противном случае автовладельцу грозит штраф.

Поставить подержанное ТС на учет без оформления ТСУ также невозможно.

Не зная о том, что оформлять фаркоп в ГИБДД на легковой автомобиль нужно, водитель транспортного средства может быть оштрафован. Самодельный крюк, установленный на ТС, представляет угрозу другим участникам движения. Инспектор вправе выписать штраф за фаркоп на легковом автомобиле – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).

В редких случаях сотрудник ГАИ может отпустить нарушителя, если владелец ТС незамедлительно устранит крюк (снимет, легализует ТСУ).

Штраф предусмотрен и за неработающее сцепное устройство. Наказание по 2-й части той же статьи – 500 руб. При этом инспектор вправе отбуксировать транспортное средство на штрафстоянку или наложить запрет на передвижение до устранения нарушения.

Установку сцепного узла можно провести бесплатно (своими руками) и затем зарегистрировать изменение. Для этого требуется соблюдение ряда правил:

  1. Устройство должно подходить для конкретной модели ТС.
  2. Монтаж стоит проводить по схеме, обозначенной в инструкции.
  3. Все снятые в процессе работы детали машины должны быть установлены обратно.

После самостоятельной установки необходимо пройти экспертизу и зарегистрировать фаркоп на легковой машине в ГИБДД.

Не зная о том, что оформлять фаркоп в ГИБДД на легковой автомобиль нужно, водитель транспортного средства может быть оштрафован. Самодельный крюк, установленный на ТС, представляет угрозу другим участникам движения. Инспектор вправе выписать штраф за фаркоп на легковом автомобиле – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).

В редких случаях сотрудник ГАИ может отпустить нарушителя, если владелец ТС незамедлительно устранит крюк (снимет, легализует ТСУ).

Штраф предусмотрен и за неработающее сцепное устройство. Наказание по 2-й части той же статьи – 500 руб. При этом инспектор вправе отбуксировать транспортное средство на штрафстоянку или наложить запрет на передвижение до устранения нарушения.

Прямое назначение фаркопа связано с буксировкой транспортным средством прицепов, трейлеров, а также автомобилей, масса которых не превышает 3,5 тонн. Он создает равномерное распределение нагрузки, которая образуется под влиянием веса и силы инерции.

Классические варианты этого механизма представляют собой шаровую конструкцию, надежно зафиксированную на изогнутом металлическом выступе. В зависимости от разрешенной нагрузки различают три типа ТСУ:

  • до 1500 кг;

  • от 1500 до 2500 кг;

  • от 2500 до 3500 кг.

Фаркопы специального назначения представляют собой скобу, в которую помещается кольцевидная петля, находящаяся на дышле прицепа. Крепление конструкции обеспечивает металлический палец, продеваемый через кольцо в скобе.

Важно! В России действует ГОСТ 28248-89 (соответствует международному стандарту ИСО 1103-76), регламентирующий размеры тягово-сцепного устройства шарового типа, параметры сцепки и порядок нанесения на него опознавательных знаков. Документ касается всех типов прицепов полной массой 3500 кг, кроме специальных.

По типу монтажа выделяют следующие виды прицепного устройства:

  • фиксированные – полностью сварные конструкции, выступающие конструктивным элементом бампера;

  • съемные – самые распространенные, оснащаются защелкой для быстрого сложения крюка, в ряде случаев входят в заводскую комплектацию пикапов и внедорожников;

  • фланцевые (условно-съемные) – требуют наличия особой площадки, на которой закрепляются с помощью болтов, допускается их снятие при необходимости.

Можно ли избежать наказания

Существует четыре ситуации, в которых выписанный за размещение фаркопа штраф признается незаконным при его обжаловании:

  • по нормам статьи 12.5 российского КоАП, инспекторы ГИБДД вправе вынести водителю предупреждение вместо штрафа, если владелец автомобиля сообщит, что в кратчайшие сроки исправит выявленное нарушение;
  • установление конструкции съемного типа – наличие такого устройства не позволит доказать, что оно влияет на заводские внешние характеристики транспортного средства;
  • фаркоп был размещен на автомобиле заводом-изготовителем;
  • у водителя имеются сертификаты, подтверждающие, что используемое устройство соответствует всем нормам.
Читайте также:  Разрешение на строительство промышленного объекта

Правила регистрации фаркопа транспортных средств

Регистрация тягово-сцепного устройства в 2023 году происходит поэтапно, в рамках определенных правил. Для этого следует подать в ГИБДД пакет документов, включающий копию ПТС, сертификат на фаркоп, свидетельство о регистрации авто и заполненное по форме заявление. После этого машина отправляется на техническую экспертизу для определения возможности установки ТСУ.

Госавтоинспекция не проводит экспертизу, а лишь выдает бланки и направляет по определенному адресу. Если эксперты одобрят заявку, автовладелец получит официальное разрешение на крепление фаркопа. Монтаж рекомендуется провести в автомастерской, где водитель получит на руки документ со списком проведенных манипуляций. После этого машине потребуется повторная экспертиза для проверки ее безопасности вкупе с новым оборудованием.

При положительном исходе водитель получит на руки диагностическую карту. Последний шаг – отнести в техотдел ГИБДД полученные документы, приложив к ним сертификат качества ТСУ и заявление на его регистрацию. Инспектор оценит правильность установки фаркопа и выдаст/не выдаст свидетельство о том, что прикрепленное оборудование соответствует требованиям Техрегламента Таможенного союза.

Если фаркоп уже установлен на автомобиле

При покупке б/у автомобиля с уже установленным на него фаркопом необходимо убедиться, что на тягово-сцепное устройство есть сертификат соответствия. Также среди документов должно быть подтверждение, разрешающее монтаж на этой модели машины. Если какой-то из документов отсутствует, следует запросить его у производителя фаркопа.

Если ТСУ установлено незаконно и не зарегистрировано, необходимо в ближайшее время посетить отделение ГИБДД и официально оформить устройство. Перед визитом к инспектору нужно проверить полную комплектность требуемой документации.

При покупке нового автомобиля с тягово-сцепным устройством в 2023 году рекомендуется сразу уточнить у продавца законность установки буксирующего оборудования. В будущем это позволит избежать массы вопросов со стороны Госавтоинспекторов.

Можно ли ездить с фаркопом без прицепа на легковом автомобиле

Автомобилисты, которые знают, что регистрировать фаркоп для легкового автомобиля нужно, задаются вопросом о возможности использовать ТС с установленным ТСУ без автоприцепа.

Даже если тягово-сцепное устройство смонтировано и узаконено по всем правилам, но используется без прицепа, возможно наступление ряда последствий. При столкновении с транспортным средством, на котором установлен фаркоп, вероятность получения травм у водителя и пассажира сзади идущего авто возрастает.

Допускается движение без прицепа, если стоит сцепной шар, скрытый или имеющий складную конструкцию. Подобные модели устройства набирают популярность, поскольку позволяют быстро убрать выступающую деталь, не создавая опасных ситуаций для других участников движения.

Зарегистрировать фаркоп на легковую машину проблематично, поэтому многие автовладельцы, чьи ТС не оснащены элементом буксировки производителем, избегают установки крюка.

Что делать, если планируется купить и установить фаркоп

Чтобы установить фаркоп и в дальнейшем из-за этого не возникло каких-либо разногласий при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД, рекомендуется следовать указанной инструкции:

  • Определиться с тем, предусмотрено ли заводом-изготовителем установка такого оборудования на транспортное средство. Обязательно также нужно иметь техническую инструкцию к нему, где четко сформулировано, допускается ли такая модификация. Даже если её автовладелец потерял или не сохранил, то можно использовать скачанное из интернета руководство (с сайта производителя или стороннего ресурса).
  • Если установка допускается, то останется только приобрести совместимое крепление (модели также можно уточнить у производителя) и установить его в авторизованном сервисном центре.
  • Если установка не предусмотрена концерном, то нужно посетить ближайшее отделение ГИБДД с пакетом документов по авто (ПТС, руководство, квитанция о пошлине) для проведения технической экспертизы.

Фаркоп, или тягово-сцепное устройство — это деталь для крепления прицепа к кузову автомобиля. Она подходит для буксировки прицепов и трейлеров, позволяет перевозить на машине снегоходы, квадроциклы, устанавливать велокрепления.

По госту фаркоп состоит из двух частей:

Фаркопы бывают трех видов: съемные, условно-съемные и несъемные. Разберем, для каких ситуаций они подходят.

Несъемный. Шаровый узел приваривается к балке, снять его невозможно. Это наиболее надежное решение для тяжелых прицепов.

Условно-съемный. В таком фаркопе шар прикручивают к балке болтами. Его можно снять с помощью инструментов, балка останется на месте.

Съемный. В таких системах шар фаркопа можно установить и снять без инструментов — просто открутить рукой гайку с пластиковой ручкой. После этого фаркоп на машине не будет видно со стороны.

Фаркоп установлен без разрешения, как поступить

Ситуаций, в которых новые приспособления используются для переоснащения авто без соблюдения стандартной процедуры, не редкость. При использовании тяговой конструкции для прицепа возникает необходимость получения разрешения на нее.

Зачастую производитель предусматривает возможность оснащения конкретной модели авто фаркопом. Тогда можно обратиться к нему за документами. Но чаще имеют место случаи, когда в конструкции машины, такого приспособления не предусмотрено в принципе. Как быть в этой ситуации?

Вариантов поведения в такой ситуации несколько:

Для справки! На 99 % моделей транспортных средств, эксплуатация фаркопа разрешена производителем, что избавляет собственников таких автомобилей от необходимости оформления специального разрешения.

Как зарегистрировать фаркоп в ГИБДД

Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.

Обратите внимание, что обязательно нужен сертификат на прицепное устройство для легкового автомобиля. Установить деталь без соответствующих документов не получиться.

Порядок установки фаркопа на легковой автомобиль следующий:

  1. Пройти экспертизу ТСУ, которое планируется установить на машину (сделать это можно только в аккредитованных лабораториях).
  2. Подать заявление в ГИБДД и получить разрешение на установку.
  3. Установить фаркоп в специализированном автосервисе.
  4. Осуществить проверку изменений конструкции авто в лаборатории, в которую обращались для экспертизы ТСУ, и получить протокол.
  5. Пройти технический осмотр автомобиля.
  6. Пройти осмотр авто в ГИБДД.
  7. Получить свидетельство о соответствии конструкции машины в лаборатории.
  8. Перерегистрировать авто и поставить на учет фаркоп в ГИБДД.
Читайте также:  Процедура развода с детьми до 18 лет

Регулировка ближнего света фар своими руками

В ПДД указаны случаи, когда использование агрегата строго запрещено:

  • если он ставится самодельными болтами или самостоятельно выполненной сваркой;
  • уход детали далеко за пределы бампера — следом идущие автомобили могут случайно ее зацепить;
  • грузовой категории авто — для них езда с прицепом не рекомендована из-за повышенной опасности для остальных автомобилистов;
  • отсутствии документации — неизвестно, соответствует ли оборудование государственным нормам.

Поездки с крюками фаркопа, самостоятельно изготовленными и несертифицированными, неоформленными незаконна.

При нарушении правила автовладельцу грозит административное наказание:

  • при самостоятельно сформированной незарегистрированной детали — при отсутствии разрешительных бумаг и ее кустарном выполнении законный штраф равен 500 рублям, только если удастся убедить инспектора в желании исправить нарушение в ближайшее время, возможно отделаться предупреждением (не все сотрудники отходят от буквы закона и инструкции);
  • неисправный образец — размер административного взыскания также 500 рублей, но нарушение позволяет представителю дорожной службы отправить автомашину на штрафную стоянку.

Все автомобильные средства, эксплуатируемые на дорогах страны, а также установленное на них оборудование, должны соответствовать требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011.

Согласно п. 77 раздела 4 гл. V Оценки соответствия, регистрация дополнительных компонентов автомобиля не требуется в следующих случаях:

  1. Монтаж фаркопа предусмотрен заводом изготовителем ТС, о чем в технической документации имеется соответствующая отметка.
  2. Дополнительное устройство предназначено для установки на машину, прошло проверку соответствия и имеет подтверждающие документы завода-изготовителя.
  3. Изменения конструкции автомобиля произведены серийно, т.е. при установке оборудования на заводе-изготовителе.

Исходя из требований указанного Регламента, автомобилист при эксплуатации машины с установленным фаркопом должен иметь в наличии следующие документы:

  • техническую документацию на автомобиль (руководство по эксплуатации), где имеется отметка об установке дополнительного оборудования;
  • документы на фаркоп подтверждающие, что его конструкцию можно установить на эту модель автомобиля;
  • сертификат о соответствии фаркопа требованиям Технического регламента.

Фаркопы производятся на основе трехмерных моделей. Серийное изготовление начинается только после тестирования устройств. В процессе создания ТСУ применяют лазерные станки и дробеструйные системы обработки.

Самые качественные и надежные изделия создаются в странах: Голландия, Германия, США и Польша. Качество изделий контролируется на каждом производственном этапе. Что касается российский компаний, то в нашей стране фаркопы выпускают «ДЗК» и «Лидер Плюс».

Самыми дорогостоящими изделиями являются ТСУ, которые способны «прятаться» под бампер. К сожалению, их устанавливают только на американские авто. Конструкция бамперов дает возможность «убирать» фаркоп, благодаря наличию специальных креплений.

Размер штрафа за фаркоп в 2022 году на легковом автомобиле

При покупке подержанного автомобиля с установленным фаркопом без документов следует перестраховаться. Лучше приобрести новое сцепное устройство со всеми сертификатами. Если бумаги на тягово-сцепное устройство отсутствуют, то в ГИБДД могут потребовать его демонтировать или попросту откажут в оформлении авто.

Таким образом, для регистрации внесений изменений в конструкцию авто понадобится два раза посещать испытательную лабораторию, три раза ГИБДД, а также пройти техосмотр. Установку устройства нужно производить в рекомендуемом автосервисе.

ТСУ фиксируется на раме или кузове транспортного средства. Многие автопроизводители заранее предусматривают место крепления фаркопа с отверстиями.

Для установки потребуется демонтаж бампера, иногда нужно немного отогнуть теплозащиту и отпустить вниз глушитель. После удаления заглушек крепежных элементов следует совместить кронштейны с кузовом машины, поместить на место балку и выполнить обтяжку болтов. Затем теплозащита, глушитель и бампер возвращаются на прежнее место. Порядок монтажа фаркопа различается в зависимости от конкретной модели автомобиля и может потребовать сверления дополнительных отверстий.

Важно! Фаркоп нельзя монтировать на колесный транспорт, которому запрещено эксплуатировать прицеп (для легковых авто ограничение накладывается в случае, если сумма разрешенной массы авто и прицепа превышает 3,5 тонны).

Если вам нужно регулярно использовать фаркоп, то имеет смысл установить съемный или раздвижной вариант. В этом случае, вы будете устанавливать его только для транспортировки прицепа, в остальное время прицепное будет или снято, или находиться под бампером. Если фаркоп не будет выходить за пределы кузова, то никаких формальных поводов для претензий не будет.

Другой способ – зарегистрировать изменения в ГИБДД

. Тут следует учесть, что потребуется использовать только разрешенный производителем фаркоп, никаких самоделок тут применить нельзя. Вот какие этапы придется пройти:

  • Работа по установке производится только в авторизованном сервисе, который имеет разрешение на такие действия. Не забудьте взять справку;
  • Оплачивается государственная пошлина;
  • Заполняется заявка в ГИБДД, обязательно приложите копию ПТС и документы на фаркоп. Все документы сдаются в МРЭО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]