Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 16. Санкции в налоговом праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Следовательно, окончания проверки является день составления справки налогового органа.
Основные виды налоговых проверок
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
- камеральные (документальные) налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
Камеральная проверка | Выездная проверка | |
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | По месту расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) | Только юридических лиц |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.
Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если же заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок и неточностей, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Также может возникнуть и уголовная ответственность – в ст.198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» определено, что уклонение от уплаты налога (сбора) может быть осуществлено в случае:
– непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;
– включения в налоговую декларацию или названные документы заведомо ложных сведений.
В литературе существует два подхода к налоговому процессу:
– часть законотворческого процесса;
– как процесс применения норм налогового материального права.
В рамках первого подхода под «налоговым процессом» понимается процесс принятия законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах». Налоговый процесс в Российской Федерации подразделяется на несколько стадий:
1. Разработка законопроекта и внесение его в Государственную Думу.
Рассмотрение налоговых законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях;
2. Рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении, где обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости;
3. Второе чтение, где голосуются поправки к законопроекту;
4. Третье чтение законопроекта, для голосования в целях его принятия в качестве закона;
5. Прохождение Федеральных законов через Совет Федерации РФ;
6. Принятый Федеральных законов в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение 14 подписывает его и обнародует.
Кроме того, налоговый процесс рассматривается как процесс применения норм налогового материального права, т. е. как осуществление уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления предоставленной им налоговой компетенции.
Налоговый процесс следует рассматривать как особый случай применения норм материального налогового права. Безусловно, всякое применение норм права государственными органами и их должностными лицами требует определенной упорядоченности.
В отличие от налоговой процедуры налоговый процесс (как ее разновидность) регламентирует довольно узкую сферу отношений. Составление акта налоговой проверки и передача его руководителю налогового органа вместе с материалами проверки и возражениями заинтересованного лица (деятельность которого была подвергнута проверке) являются основаниями для инициирования налогового процесса – производства по делу о налоговом правонарушении (ст.100, 101, 101.1 НК РФ). Заканчивается данное производство вынесением руководителем налогового органа (его заместителем) определенного процессуального решения по материалам налоговой проверки. Таким образом, пока сложно говорить о формировании института налогового процесса и особенно – судебного налогового процесса, хотя практика давно доказала наличие существенных особенностей рассмотрения налоговых споров судами, и в связи с этим высказываются мнения о необходимости создания специализированных налоговых судов.
Налоговое юрисдикционное производство (налоговый процесс) подразделяется:
а) предварительное налогово-юрисдикционное производство (ст.101–101.1, 137, 139, гл.20 НК РФ);
б) судебное налоговое производство (п.2–5 ст.48, ст.104, 105, 115, 138 НК РФ).
Процедура налогового контроля за расходами физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации — является одним из способов установления факта неуплаты налогов. Если согласно финансовым документам у физического лица задекларированные доходы небольшие, а лицо производит несопоставимые с ним расходы на приобретение дорогостоящего имущества, то это может свидетельствовать об уходе от налогообложения. Имеет место совершение либо налогового правонарушения, либо экономического преступления.
Объектом контроля со стороны государства в лице налоговых органов может быть приобретение следующего имущества[19]:
– недвижимость, за исключение многолетних насаждений;
– механические транспортные средства;
– акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
– культурные ценности;
– золото в слитках[20].
Необходимо отметить, что объект налогового контроля является факт передачи в собственность вышеуказанных объектов, а не соответствие цены приобретенного имущества с реальной стоимостью приобретенного имущества[21].
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает нижнего предела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием назначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходов физического лица с его расходами за определенный налоговый период.
Рассмотрим, каким же образом, налоговые органы получают информацию о расходах того или иного физического лица. Дело в том, что данную информацию им предоставляют учреждения, которые осуществляют регистрацию подобного рода сделок. В этом отношении для регистрирующих органов установлена обязанность предоставлять налоговым органам подобную информацию об изменении права собственности физического лица на определенный объект имущества[22].
Законодательство возлагает на физическое лицо обязанность в течение не более 60 дней сообщить и донести информацию до сведения налогового органа о том имуществе, которое было приобретено, в виде декларации. В данном документе необходимо указать источники дохода, на которые было приобретено данное имущество, а также размер денежных средств, которые были израсходованы на приобретение данного имущества. Таким образом, цель подачи данной декларации – это доказать, что денежные средства, которые были потрачены на приобретение того или иного имущества, заработаны легальным путем.
Как правило, к представляемой декларации прилагаются копии документом, заверенные в установленном порядке, подтверждающее достоверность указанных сведений[23].
Последствием установления несоответствия доходов физического лица произведенным им расходам является начисление с выявленной разницы налоговой задолженности по налогу на доходы физических лиц, а также пени за неуплату этого налога[24].
При наличии достаточных оснований физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может быть привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ)[25].
Таким образом, был рассмотрен порядок налогового контроля расходов физического лица. Цель подобного контроля – это не допустить злоупотреблений физических лиц в части получения нелегальных доходов, которые не могут быть учтены при расчете и уплате налогов государственный бюджет.
Одним из самых распространенных и эффективных метода налогового контроля имущества является инвентаризация данного имущества.
Налоговые органы в ходе своей деятельности проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика. Данная инициатива контролирующих органов закреплена статьей 31 Налогового кодекса РФ и призвана обеспечить инспекцию информацией об имуществе должника[40].
Суть инвентаризации имущества заключается в переписи всех объектов собственности проверяемого предприятия. При проверке сотрудники налоговой инспекции сравнивают фактическое наличие имущества с данными балансового отчета предприятия. Перед тем, как осуществить инвентаризацию, проводятся другие мероприятия налогового контроля.
Инвентаризация может назначаться, когда будет установлено, что предприятие располагает неучтенными ценностями и иным имуществом. В ходе инвентаризации сотрудники налоговой инспекции могут проверить имущество являющееся собственностью налогоплательщика. Все остальное имущество не подлежит проверке.
Основанием для проведения инвентаризации служит распоряжение уполномоченного лица по проведению данной инвентаризации. Уполномоченное лицо в данном случае может быть, как начальник налогового органа, так и его заместитель.
Прежде, чем начинать инвентаризационную проверку, уполномоченное лицо должны предъявить документ и распоряжение о том, что планируется провести инвентаризационную проверку[41].
В данном документе должна содержаться следующая информации.
— сроки инвентаризации и причины её проведения[42];
— участники инвентаризации, в состав которых должны входить материально ответственные лица налогоплательщика (например, бухгалтер);
— имущество, подлежащее инвентаризации.
Действия налогоплательщика сводятся к следующим. Узнав о том, что на его предприятии планируется проведение налоговой инвентаризации, он должен создать все необходимые условия для того, чтобы участники комиссии могли спокойно провести данную налоговую проверку.
Например, если требуется переносить габаритные грузы, что-то перевешивать, то необходимо обеспечить комиссию грузчиками и исправными измерительными приборами.
По окончанию инвентаризации комиссия составляет ведомость, в которой указываются обнаруженные недостатки: недостачи, излишки. Составленный документ подписывается участниками комиссии. Далее результаты инвентаризации переносятся в акт проверки акт проверки и прилагаются к материалам проверки[43].
Порядок проведения инвентаризации должен быть четко прописан в учетной политике предприятия на год. Если это торговое предприятие, то в торговых точках рекомендуется проведение инвентаризации раза в 3 месяца и обязательно на конец года. Если это производственное предприятие, то инвентаризация на производственных участках должна проводиться на первое число каждого месяца. В конце года в обязательном порядке должна проводиться годовая инвентаризация всего имущества на предприятии. Ревизия в кассе должна осуществляться также раз в месяц, а при необходимости и чаще.
Целями инвентаризации, являются:
-выявление фактического наличия имущества;
-сопоставление полученных данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета[44];
-проверка правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами[45].
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что целью проведения любой инвентаризации является получение достоверной и прозрачной информации о реальном состоянии имущества на предприятии.
Инвентаризация может проводиться как в налоговых целях, так и в целях интересов самих собственников для того, чтобы владеть реальной информацией о положении дел на предприятии. Также еще одной целью проведения инвентаризации в налоговых целях – это выявление расхождений между данными имущества, которые предоставлены в налоговые органы согласно документам и реальные данные состояния данного имущества.
Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.
Имущество и обязательство, которое подлежат инвентаризации[46]:
-основные средства;
-нематериальные активы;
-финансовые вложения;
-производственные запасы;
-готовая продукция[47];
-товары и прочие запасы;
-денежные средства и прочие финансовые активы.
Под финансовыми обязательствами понимаются[48]:
-кредиторская задолженность;
-кредиты банков;
-займы;
-резервы.
Таким образом, в завершении главы можно сделать следующие выводы.
— был рассмотрен порядок налогового контроля расходов физического лица. Цель подобного контроля – это не допустить злоупотреблений физических лиц в части получения нелегальных доходов, которые не могут быть учтены при расчете и уплате налогов государственный бюджет.
— в российском законодательстве потенциал введения мер против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом российскими предпринимателями, чрезвычайно велик. Но, чтобы данные меры были эффективными, то налоговое законодательство необходимо подвергнуть существенным изменениям, дополнениям и доработкам. В связи с этим необходимо тщательно изучить зарубежный опыт данной практики, его ошибки и преимущества, и с успехом применить в российской действительности. Также необходимо провести основательную работу по подготовке внедрения и применения данной системы недопущения сокрытия налогооблагаемых доходов российскими предпринимателями за рубежом.
— целью проведения любой инвентаризации является получение достоверной и прозрачной информации о реальном состоянии имущества на предприятии. Инвентаризация может проводиться как в налоговых целях, так и в целях интересов самих собственников для того, чтобы владеть реальной информацией о положении дел на предприятии. Также еще одной целью проведения инвентаризации в налоговых целях – это выявление расхождений между данными имущества, которые предоставлены в налоговые органы согласно документам и реальные данные состояния данного имущества.
Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.
Как проводят выездные налоговые проверки: схема пошагово
Литература: В.Г.Пансков «Налоги и налогообложение», стр. 294-308
Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.
Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.
В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.
В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.
Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:
-
обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
-
содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
-
обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
-
выявить и пресечь налоговые правонарушения.
Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:
-
диалектический подход;
-
принципы логического и системного анализа;
-
методы экономического анализа и статистических группировок;
-
визуальный осмотр;
-
выборочная проверка документов и др.
Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.
Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.
Введение 2
Глава I. Общая характеристика налога на прибыль организации 4
1.1 Плательщики налога на прибыль 4
1.2 Объект налогообложения 7
Глава II. Организация и методика проведения налоговой проверки 15
2.1 Камеральная налоговая проверка 15
2.2 Выездная налоговая проверка 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Развитие рыночных отношений в России, мировой финансовый кризис, резкое падение государственных доходов и дефицит федерального бюджета способствовали формированию нового взгляда на взаимоотношения между властью и бизнесом, проблемы налогового планирования, учета и контроля. Реформирование и трансформация финансовых, правовых, правоохранительных институтов и механизмов сопровождается сближением корпоративных интересов, мониторингом финансовых показателей и анализом хозяйственных результатов деятельности предприятия во взаимосвязи с общегосударственными задачами, в том числе в форме уплаты налогов.
В сложившихся условиях деятельность по модернизации российской экономики и обеспечению необходимого уровня доходов бюджетной системы Российской Федерации происходит одновременно с возложением на предпринимателей высокой степени ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. В бюджетном послании президента РФ от 25 мая 2009г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» Д.А. Медведев отметил: «Надо четко понимать – умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться».
Указанное, в свою очередь, требует безусловного исполнения налогового законодательства.
Налоговый контроль – сложная и трудоемкая функция, подразумевающая проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, тщательную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, контроль за исполнением выявленных нарушений.
С 1 января 2002г. порядок уплаты налога на прибыль определяется нормами гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации. Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения налогоплательщиками налога на прибыль осуществляется налоговыми органами при проведении камеральных и документальных проверок.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисл��ния и своевременностью перечисления в бюджет налога на прибыль.
В связи с этим особенность проверки налога на прибыль будет заключаться в том, чтобы установить достоверность данных бухгалтерского учета, правильность его отражения в налоговом учете в целях определения налога на прибыль.
Целью написания курсовой работы является детальное изучение элементов налогообложения налога на прибыль организаций, правильности определения доходов и расходов организации, исчисления налоговой базы, правильности применения налоговых ставок, порядка исчисления и сроков уплаты данного налога.
Достижению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
- изучение специальной учебной литературы;
- изучение Налогового Кодекса Российской Федерации;
- использование бухгалтерско-правовой системы Консультант-Плюс;
- использование с целью изучения вопроса налогообложения по налогу на прибыль предприятий периодических изданий и Интернет-ресурсов.
- Романов А.Н. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2009. -288с
- Кузьменко В.В. Организация и методы налоговых проверок. Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник. ИНФРА – М.2012.-186с.
- Левкевич М.М. Малый бизнес: учет и налогообложение.
- Баяндурян Г.Л. Федеральные налоги и сборы. Учеб. пособие. М.: Магистр:НИЦ ИНФРА –М., 2012 – 240с.
- Нестеров Г.Г., ТерзидиА.В. Налоговый учет. Учебник. – М.: Рид Групп, 2011. – 304с.
- Анашкин А.К. Техника безопасности налоговых проверок. Практическое пособие. – М.: ЦЕНТРКАТАЛОГ, 2008. -352с.
- Организация и методика проведения налоговых проверок по НДС
- Выездные налоговые проверки: основные положения
- Производство налоговых проверок
- Оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок.
- Оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок.
- Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.
- С начала 2007 г. изменены сроки проведения выездных налоговых проверок.
- Составление плана проведения выездных налоговых проверок.
- В рамках восьмой процедуры происходит формирование планов проведения выездных налоговых проверок.
- По оценке показателей организации и проведения камеральных проверок.
- По оценке показателей организации и проведения выездных проверок.
- При проведении камеральной налоговых проверок могут проводиться следующие МНК.
- Налоговым кодексом РФ установлен ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок.
Проведению ВНП предшествует тщательный предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, который является подготовительным этапом, необходимым для выбора оптимальных направлений проведения проверки.
Выездную проверку правильности исчисления НДС производят должностные лица налоговых органов по данным бухгалтерского учета и отчетности, имеющихся у плательщиков налога. Она заключается в проверке сумм, отраженных в налоговой декларации, и результатов, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика, а также в книгах покупок и продаж.
Организация и методика налоговых проверок
Налоги, налоги, налоги — это слово любой руководитель предприятия (да и не только руководитель) слышит каждый день. Так что же такое налоги? Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Ключевым моментом в определении является условие обязательности. Иными словами, если налог по какой-то причине не будет уплачен в срок, то заплатить все равно придется. Но в этом случае уже не только налог, но и штраф, равный 20% от суммы неуплаты (статья 122 НК РФ), а также пени, размер которых зависит от величины ставки рефинансирования ЦБ РФ (напомним, что в настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ).
Формы налогового контроля
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
- Оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок.
- Оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок.
- Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.
- С начала 2007 г. изменены сроки проведения выездных налоговых проверок.
- Составление плана проведения выездных налоговых проверок.
- В рамках восьмой процедуры происходит формирование планов проведения выездных налоговых проверок.
- По оценке показателей организации и проведения камеральных проверок.
- По оценке показателей организации и проведения выездных проверок.
- При проведении камеральной налоговых проверок могут проводиться следующие МНК.
- Налоговым кодексом РФ установлен ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок.
Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.
- Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
- Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
- Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.
Целью налоговых проверок является сопоставление показателей, влияющих на отчетные результаты финансово-экономической деятельности организации и, соответственно, на размер налоговой базы по налогам за продолжительный период времени, например, несколько налоговых периодов. Причем ФНС России рекомендует нижестоящим налоговым органам при экономическом анализе использовать данные за три отчетных года, предшествующих году его проведения.
Штрафные санкции в отношении налогоплательщиков по результатам экономического анализа не применяются, однако на их основании налоговые инспектора отбирают потенциальных «жертв» для выездной проверки. Как указала ФНС России, к «счастливчикам», по декларациям которых экономический анализ будет проводиться в обязательном порядке ежеквартально, в первую очередь относятся крупнейшие налогоплательщики и организации, налоговые платежи которых составляют не менее 60% всех поступлений в инспекции. Также к данной категории относятся налогоплательщики, проверка отчетности которых по результатам предыдущих отчетных (налоговых) периодов КНП были выявлены:
нарушения в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;
основания предполагать занижение суммы налогов;
несопоставимость показателей налоговой и бухгалтерской отчетности.
В остальных случаях экономическому анализу подвергаются налоговые декларации по итогам года (налогового периода).
Особое внимание налоговые органы будут уделять фирмам, которые, осуществляя предпринимательскую деятельность и представляя в инспекцию отчетность, уплачивают незначительные суммы налогов либо заявляют убытки. В первую очередь это касается налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в высокодоходных сферах экономики, таких как нефтегазовая промышленность, топливно-энергетический и банковский сектор, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом и его арендой, предоставление услуг.
Четкого порядка по оформлению результатов экономического анализа нет, и налоговый инспектор оформляет их в произвольной форме.
Вместе с тем ФНС России рекомендует: в случае выявления значительных отклонений показателей, влияющих на отчетные результаты финансово-экономической деятельности организации, проверяющий инспектор должен выяснить причины, определить перечень вопросов, подлежащих проверке в обязательном порядке на стадии выездной налоговой проверки и, соответственно, подготовить заключение в отдел выездных налоговых проверок с указанием выявленных несоответствий о включении данного налогоплательщика в план проверок.
Налоговый инспектор, проводящий проверку, определяет степень отклонения показателей применительно к каждому налогоплательщику самостоятельно в зависимости от его конкретных показателей финансово-хозяйственной деятельности, например оборотов по реализации, сумм доходов, расходов и т.д.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Что такое налоговый аудит
Налоговый аудит – это инициативный (добровольный) аудит. Он будет полезен перед налоговой проверкой, при вступлении в должность нового руководителя организации либо нового главного бухгалтера, после изменений в налоговом законодательстве, при совмещении организацией нескольких налоговых режимов и в иных случаях. Общепризнанным фактом является также сложность налогового законодательства. Проведение налогового аудита позволит привести налоговый учет в соответствие с требованиями действующего законодательства, поможет своевременно выявить и исправить ошибки и избежать налоговых санкций.
В ходе налогового аудита аудиторы:
- проверяют соответствие налогового учета и налоговой отчетности требованиям Налогового кодекса РФ, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также актам ФНС России;
- осуществляют оценку рисков ведения налогового учета и составление налоговой отчетности;
- устанавливают и анализируют причины выявленных в налоговом учете нарушений и недостатков;
- формируют предложения по предупреждению нарушений и недостатков в дальнейшей системе налогового учета.
Налоговый аудит может являться частью общего аудита, но может осуществляться и отдельно. Проверка может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Объём проверки устанавливается заказчиком.
Налоговый аудит – это гарантия налоговой безопасности бизнеса.
Данная услуга наиболее востребована среди крупных компаний, которые занимаются разными видами деятельности. У них достаточно сложный бухгалтерский учет и объемный документооборот. Это увеличивает риск возникновения ошибок. Также аудит налоговых обязательств интересен для крупных компаний-поставщиков, имеющих большое количество структурных подразделений и многоуровневую структуру.
Для среднего бизнеса налоговый аудит представляет интерес в первую очередь с точки зрения оптимизации налоговых расходов. Здесь важную роль играет своевременность проверки. Чем раньше будет проведена налоговая оптимизация, тем больше средств сэкономит компания. Рекомендуется проводить налоговый аудит в случае смены главного бухгалтера или специалиста, на которого возложена обязанность составления налоговых деклараций и проведения платежей в бюджеты различных налогов и сборов.
Индивидуальные предприниматели также подвержены налоговым рискам, которые поможет снизить налоговый аудит. Для предпринимателей услуга выгодна на ранней стадии становления бизнеса, она поможет им наладить правильное ведение учета, оптимизировать налогообложение, провести налоговое планирование, снизить налоги индивидуального предпринимателя и уменьшить риски ИП.
Несмотря на то, что налоговый аудит не является обязательным и проводится исключительно по желанию клиента, в ряде случаев он жизненно важен.
Налоговый аудит необходимо провести в двух случаях:
- если перед вами стоит цель оптимизировать систему налоговых выплат организации;
- чтобы избежать штрафов и доначислений в ходе налоговой проверки.
На основании решения о проведении выездной налоговой проверки должностное лицо, осуществляющее проверку, выставляет налогоплательщику требование о представлении документов (информации). Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (ст. ст. 89, 93 НК РФ).
Налоговым кодексом РФ (ст. 21) на налогоплательщика возложен ряд обязанностей (вести в установленном порядке учет, представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты), в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и т.д.), соблюдая которые налогоплательщик всегда располагает документами и информацией, которые необходимы для выездной налоговой проверки.
Добросовестность налогоплательщика в данном случае выражается в полном и своевременном представлении к проверке истребованных проверяющим и имеющихся у налогоплательщика документов.
В то же время, как показывает практика, возможны различные ситуации, когда документы налогоплательщик по каким-либо причинам не представляет (представляет не в полном объеме) или представляет их после принятия решения по результатам выездной налоговой проверки.
Здесь необходимо рассмотреть следующие три ситуации.
При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам . Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.
Белова М.С., Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговый контроль: Научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова // СПС «КонсультантПлюс». 2007.
Выборочный метод более экономичен по времени, но недостаточно точен. Кроме того, анализ судебной арбитражной практики свидетельствует, что налоговые органы либо неправомерно используют последствия выборочного метода, либо не доказывают эту возможность.
Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2010 по делу N А53-3903/2009 в качестве нарушения указано, что налоговый орган распространил результаты выборочных допросов и объяснений третьих лиц на все объемы поставок в адрес налогоплательщика. Аналогичный вывод отражен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2008 по делу N А56-17909/2007.
В Постановлении ФАС Московского округа от 30.11.2004 N КА-А40/11175-04 отражено, что налоговым органом результаты визуального выборочного осмотра, проведенного в рамках выездной налоговой проверки, необоснованно распространены на предшествующий период; выводы, сделанные в отношении одних услуг, необоснованно распространены налоговым органом на все остальные услуги.
Противоречивые выборочные опросы без подтверждения иными доказательствами сами по себе не могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком вменяемого налогового правонарушения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2009 по делу N А12-11621/2008).
В Постановлении ФАС Уральского округа от 03.07.2012 N Ф09-5520/12 по делу N А34-3190/2011 отмечено, что выездная налоговая проверка проведена выборочным методом. Частичное представление налогоплательщиком в рамках проведения выездной налоговой проверки первичных документов бухгалтерского и налогового учета не является обстоятельством, освобождающим от применения положений пп. 7 п. 1 ст. 31 и п. 7 ст. 166 НК РФ, поскольку задачей налогового контроля является объективное установление размера налогового обязательства проверяемого налогоплательщика.
Однако имеется и иная судебная практика. В Постановлении ФАС Уральского округа от 30.11.2012 N Ф09-11655/12 по делу N А60-7589/2012 указано, что налоговый орган правомерно установил факты налогового правонарушения по выборочным документам.
Тем не менее применительно к выездным налоговым проверкам выборочный метод проверки является дополнительным основанием для оспаривания ее результатов.