Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия за выслугу лет муниципальным служащим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.
Как и госслужащие, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии минимального стажа государственной гражданской службы и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по следующим основаниям:
- соглашение сторон служебного контракта;
- истечение срока действия срочного служебного контракта;
- расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
- отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
- отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном;
- отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
- сокращения должностей гражданской службы в государственном органе;
- упразднения государственного органа;
- несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:
- по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
- вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
Что говорит законодательство о пенсии за выслугу лет служащим
В нашей стране пенсия является обязательной выплатой. В большинстве случаев, основанием для ее назначения выступает факт достижения гражданином определенного возраста. Однако в некоторых ситуациях назначение данной выплаты происходит и по иной причине, а именно – отработка гражданина в определенной сфере в течение установленного периода времени. В таком случае, фактический возраст физического лица здесь никакого значения иметь не будет.
Основным назначением такой выплаты, как пенсия за выслугу лет, безусловно, будет являться своеобразная дополнительная компенсация для граждан, которые, в силу особенностей своей профессии не могут заниматься трудовой деятельностью в течение длительного периода времени. Как известно, работа, особенно если речь идет о действительно сложном виде деятельности, требует максимального отсутствия различных возрастных изменений. Именно для этого лица, претендующие на уход на заслуженный отдых по выслуге лет, смогут полноценно отдохнуть либо найти более легкую профессию.
Главным документом, подтверждающим факт наличия у физического лица законного права на оформление пенсии по выслуге лет, является его трудовая книжка. Именно там отмечаются все важные события гражданина, непосредственно связанные с его профессиональной жизнью, включая трудоустройство, переводы на другие должности, увольнения и т.д. С помощью данного документа можно легко подсчитать текущий стаж служащего и выяснить, сколько лет ему осталось отработать до выхода на заслуженную пенсию по выслуге лет.
Индексации муниципальной пенсии
С правовой точки зрения индексация представляет собой процедуру пересмотра текущего размера установленных выплат. Главной причиной для индексации, безусловно, является рост цен на самые необходимые товары и услуги. В нашей стране данная процедура осуществляется членами Правительства. Во время ее проведения в расчет принимаются все основные показатели, которые могут оказывать прямое влияние на благосостояние и уровень материального обеспечения жителей нашей страны. К таким показателям можно отнести текущее состояние экономики, наличие финансового кризиса в стране, уровень роста цен за последний расчетный период и т.д.
В том случае, если все показатели подтверждают необходимость проведения индексации, Правительством РФ принимается положительное решение по данному поводу. Далее происходят многочисленные расчеты по установлению определенного процентного соотношения, на которое должна быть увеличена текущая сумма выплаты. Следующим шагом становится вынесение окончательного распоряжения, с указанием точного размера индексации, а также иных основных сведений.
Как правило, процедура индексации проводится ежегодно. Все расчеты производятся в начале годового периода, после выполнения всех необходимых мероприятий по анализу.
Следует также отметить, что уровень индексации пенсий для муниципальных служащих напрямую будет зависеть и от частоты повышения заработной платы сотрудникам данной сферы. Если в определенном году этого повышения не произошло – на индексацию также не стоит рассчитывать, либо ее размер будет совсем незначительным.
Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:
Виды страховой пенсии |
Условия предоставления |
По старости |
Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):
|
По инвалидности |
Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия). |
На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.
Выход на пенсию по выслуге лет — порядок оформления
Согласно сложившейся практике, всеми вопросами пенсии за выслугу лет в 2018 г. (в т.ч. на особых условиях) занимаются кадровые службы предприятий и организаций.
Ответственными за это назначаются определенные работники. Они готовят пенсионные документы, а затем предоставляют их в территориальные органы Пенсионного фонда.
Весь процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
- выявление и учет работников, возраст которых приближается к обозначенному законодательств моменту
- извещение гражданина о возникновении у него права на заслуженный отдых
- прием заявления о назначении пенсии
- сбор и оформление необходимых документов
- рассмотрение о представлении подготовленных бумаг в органы, которые занимаются назначением пенсионных выплат
Расчет муниципальной пенсии
В соответствии с федеральным законодательством размер данного вида соцобеспечения не может превышать 45% от довольствия чиновника.
Формула расчета муниципальной пенсии такова:
МП = СМО/100xБС+Н
где:
СМО – усредненный оклад чиновника за последний год.
БС – базовая ставка выплаты, которая установлена в размере 45% среднего оклада.
Н – надбавки.
МП – размер муниципальной пенсии.
Следует отметить, что местные власти могут самостоятельно увеличивать размер базовой ставки до 50% или даже более.
Кроме этого, если чиновник отработал сверх выслуги, то ему полагается дополнительно 3% от оклада за каждый год переработки.
Однако предельный размер всех выплат данной категории лиц не может превышать 75% от их среднего оклада, который выплачивался им в последний год осуществления служебной деятельности.
Правовое регулирование вопроса
Нормативная база представлена федеральными законами:
- № 25-ФЗ от 02.03.07 «О муниципальной службе» – определяет правовое положение служащих местных органов;
- № 166-ФЗ от 15.12.01 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» – устанавливает общие принципы пенсионного обеспечения служащих муниципалитетов, детализирует категории лиц, претендующих на пенсион по выслуге;
- № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» – регламентирует назначение других типов пенсий;
- № 143-ФЗ от 23.05.16 «О внесении изменений в законодательные акты в части увеличения пенсионного возраста» – определяет новый порядок приобретения права служащим муниципалитета на господдержку пенсионеров.
Порядок оформления муниципального пенсиона, нормы исчисления стажа содержат постановления Минтруда и приказы Минздравсоцразвития. Поскольку муниципальные пенсии финансируются из местных бюджетов, регионы устанавливают собственные законопроекты по регламенту начисления выплат.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос: Смогу ли я сохранить за собой право на получение пенсии МСУ, если уволюсь со службы по собственному желанию, при этом в трудовой книжке останется запись о работе в органе местного самоуправления? В планах трудоустройство не на муниципальную или государственную должность.
Ответ: В ситуации, когда трудовое соглашение расторгается по желанию сотрудника, сохранить заслуженные выплаты не удастся. Это правило закреплено в статье 80 Трудового кодекса РФ.
Вопрос: Я – муниципальный служащий, женщина. Мне в начале июня 2021 года исполняется 55 лет. По состоянию на 1 июня 2021 накоплено 13 лет стажа по должности в МСУ. Могу ли я оформить пособия, при этом получать надбавки?
Ответ: В связи с тем, что нововведения будут притворяться в жизнь постепенно, с каждым последующим периодом гражданину нужно трудиться на полгода больше, чем в предшествующем году. Это требование применяется при определении права на получение надбавок. Для выхода на заслуженный отдых в 2021 году требуется достичь возраста 55,5 лет и иметь стаж 15,5 лет. Поэтому в назначении выплат будет отказано.
Пенсии муниципальным служащим в 2021 году: пенсионная реформа
Много людей, в период своей активной деятельности, завидуют пенсионерам.
Кажется, что жизнь у них прекрасная: живи, не работай, отдыхай сколько хочется – сказка! Мало кто понимает, что в это время приходит старость, начинают донимать болячки, приходит понимание того, что ту сумму денег, которую тебе назначили уже не изменить.
Некоторые, кому позволяет здоровье, хотят еще поработать, как раньше: чтобы и коллектив, и чувство того, что ты здесь нужен, и достойная зарплата. Пенсионеров много, раньше это так не бросалось в глаза, а сейчас куда не глянь – люди солидного возраста… Все они наслышаны о нововведениях в 2021 году, которые касаются пенсий.
Правительство, как рассказывают ведущие телевидения, собирается повысить, для работников муниципальных заведений, пенсионный возраст. Объясняют, что этот шаг представителей властей страны поможет накопить больше средств для индексации пенсионных пособий.
Но это только одна часть изменений законодательства, вторая – изменение трудового стажа, минимальный размер которого гарантирует выплату пенсии.
2018 год готовит служащим на муниципальных должностях сюрприз, связанный с необходимыми изменениями. Нововведения повлияют на оформление и размер выплат. Будет, в первую очередь, подниматься пенсионный возраст. Предполагается:
Повышение пенсии отставным прокурорам в 2021 году
- Мужчины будут выходить на заслуженный отдых в 61 год;
- Женщины – в 56 лет.
Это только начало поднятия пенсионного возраста. Пенсионная реформа, начавшая действовать в этом году, предполагает постепенно прибавление к возрасту выхода на отдых и достигнет:
- для мужчин – 65 лет;
- для женщин – 63 года.
Виды пенсионного обеспечения
Права и льготы для муниципальных работников установлены федеральным и местным законодательством. Определенное им государственное обеспечение содержит:
- Пенсию по выслуге лет. Она финансируется из регионального бюджета. Аналогичное пособие за трудовой стаж, кроме чиновников, есть у представителей профессий, связанных с риском для жизни – военнослужащих, спасателей, летчиков-испытателей и др.
- Страховую выплату по инвалидности или старости. Эта дотация имеет федеральное финансирование и назначается на общих основаниях.
- Разные доплаты. Необходимо иметь право на их получение, поэтому их выплачивают не всем пенсионерам.
Муниципальная пенсия за выслугу лет дополняет государственное пособие по старости или инвалидности до определенного предела. В целом суммарная величина двух выплат не должна превышать 75% среднемесячного оклада за последний отработанный год. В таком виде справедливо рассматривать муниципальные выплаты не как самостоятельное госпособие, а как доплату к существующему (страховому или по инвалидности).
- Страховой стаж для пенсии по старости для мужчин и женщин — минимальный и правила исчисления
- Свинина по-французски в духовке
- Прически с распущенными волосами на каждый день
Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:
Виды страховой пенсии | Условия предоставления |
По старости | Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2020 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):
|
По инвалидности | Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия). |
На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.
Помимо того, что полагается пенсия за выслугу лет, муниципальным служащим предусмотрены вспомогательные виды доплат. К ним относятся:
- социальные пособия, назначаемые в качестве дополнения к пенсионному обеспечению, которое ниже уровня МРОТ;
- добавка к обеспечению в размере одного полного ежемесячного оклада;
- сохранение госгарантий;
- начисление компенсаций за неиспользованные периоды отпуска, а также путевки в лечебно-оздоровительные пансионаты;
- другие доплаты до 80% от суммы ежемесячной пенсии;
- начисление родственникам денежных средств на погребения умершего, который ранее трудился в муниципалитете.
Весь перечень пособий и доплат закрепляется в индивидуальном порядке по всем субъектам РФ.
О регулировании назначения пенсии муниципальным служащим российской федерации
Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет.
Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами.
При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.
Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением.
Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).
- Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) — при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) — являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
- По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
- Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения.
Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).
Изменения пенсионной реформы, произведенные в июле 2021 года, коснулись стажа МС, который необходим для назначения пенсии. С 2017 года стаж будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет отметки 20 лет. Хотя в 2021 году для назначения пенсии требовался общий стаж — 15 лет.
Следовательно, МС для оформления пенсии в 2021 году должны иметь стаж не меньше 15,5 лет, а в 2021 — 16 лет и так дальше вплоть до 20-летнего периода.
Если бывший МС устроился на государственную должность после назначения пенсионных выплат, то размер пенсии не сокращается и не отменяется!
Муниципальный стаж используется как основа для формирования пенсии в процентах следующим образом:
- 15 лет — 45% от ежемесячного оклада труда;
- 16 — 48%;
- 17 — 51%;
Важно знать! Пенсия госслужащих за выслугу лет
То есть за каждый отработанный год свыше 15 лет, МС получают пенсионную надбавку в размере 3%. Максимальные показатели пенсии – 75% от среднего оклада труда.
При назначении пенсии по инвалидности, стаж МС не влияет на размер пенсии. При наличии 1, 2 группы — пенсия равна 75% от оклада, а при назначении 3 группы — 50%.
Не преждевременно ли повышение пенсионного возраста?
Согласно данным на конец прошлого года, средняя ожидаемая продолжительность жизни населения страны составляла всего 72,2 года (при этом показатели для женщин достигли 77,6 лет, а для мужской половины населения – 67,5 лет). При этом отдельные регионы и вовсе не отличаются долголетием.
К примеру, мужчины в Республике Тыва, Чукотском АО и Еврейской АО в настоящий момент не доживают до выхода на заслуженный отдых.
С учётом повышения пенсионного возраста до 65 лет другие регионы тоже пополнят список по низкой продолжительности жизни.
Речь идёт об Амурской области, Ненецком АО, Забайкальском крае, Республике Алтай и других районах, где в среднем мужская половина населения доживает до 60–62 лет.
Несмотря на заверения экспертов об увеличении продолжительности и качества жизни, на практике правительству требуется разработать схему мероприятий для достижения долголетия среди жителей России.
В настоящий момент данные меры не были приняты, однако Президент РФ сообщил о намерении реализовать эту цель.