Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Виды камеральных проверок
Согласно НК РФ, у камеральной проверки нет разновидностей. Однако условно процедуру можно разделить на две группы:
-
Обычная. Проходит в автоматическом режиме: инспекторы «прогоняют» отчетные документы через АИС «Налог 3», программа проверяет расчеты, сравнивает показатели за разные периоды, а также данные от контрагентов, выявляет ошибки и противоречия.
-
Углубленная проверка. Выполняется в «ручном режиме». Такое возможно, если программа нашла ошибки, либо налогоплательщик претендует на получение льгот или налоговых вычетов.
При углубленной проверке инспектор имеет право:
-
запросить уточненную декларацию, подтверждающие документы;
-
вызвать налогоплательщика или свидетелей (чаще всего – директора и контрагентов, реже – бухгалтера и других сотрудников компании) в ФНС для дачи пояснений;
-
запросить информацию о налогоплательщике у различных ведомств, контрагентов, банков (например, о наличии р/с, имуществе и пр.);
-
привлечь дополнительных экспертов – переводчиков (если сделку заключили с иностранными контрагентами и часть первичной документации оформлена на другом языке), инженеров;
-
провести экспертизу, например, проверить соответствие подписей на финансовых документах и в паспорте руководителя предприятия.
Причины введения нового срока
Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.
Налоговый разрыв по НДС на конец 2020 года составляет 0,43%. И это самый низкий показатель в мире. Добиться таких результатов удалось благодаря автоматизированной системе контроля АСК НДС-2 (для сравнения: в 2016 г. показатель был 8%).
Современные технологии Big Data, которые использует ФНС, обеспечивают комфортные условия налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам. Поэтому, по мнению ФНС, сокращение срока камеральных проверок по НДС:
- позволит бизнесу эффективнее распоряжаться оборотными капиталами;
- улучшит деловой климат;
- повысит деловую активность.
Соответствие другим условиям: круг второй
По истечении 1 месяца со дня представления декларации НДС налогоплательщиков, соответствующих вышеуказанным условиям, оценивают на одновременное соответствие следующим условиям:
- отсутствие ошибок в декларации и/или противоречий между сведениями в представленных документах либо несоответствия сведений от налогоплательщика сведениям в документах у ИФНС, полученных в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
- отсутствие противоречий между сведениями об операциях в декларации по НДС и несоответствий сведениям об операциях в поданной декларации сведениям об указанных операциях в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком (расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении НДС к уплате или о его завышении к возмещению;
- отсутствие признаков нарушений налогового законодательства, приводящих к завышению НДС к возмещению либо занижению к уплате.
При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты НДС, инспекторы определяют с учетом информации и сведений, которые у них есть.
Сокращение и продление сроков для проверки
Камеральная проверка по НДС и сроки проведения в 2020 году регламентированы и составляют 2 месяца. В определенных случаях общий срок может быть увеличен до 3 месяцев с момента представления декларации или расчетов.
В качестве исключения предусмотрены случаи подачи налоговых деклараций по НДС от иностранных организаций, занимающихся предоставлением услуг гражданам на территории РФ в электронной форме. Например, компания Google. В таком случае срок на проверку налоговикам дается 6 месяцев.
При подаче новой декларации (например, уточненной) проверка прекращается и начинается новая. Срок также начинает отсчитываться заново.
Таким образом, камеральная проверка не может быть приостановлена или продлена, ведь она ограничивается общим сроком до 3 месяцев согласно налоговому законодательству РФ.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Нарушения по камеральным проверкам
При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:
● простые арифметические ошибки;
● несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;
● нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;
● предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;
● занижение выручки;
● завышение расходов;
● отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;
Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.
Анализ данных налоговыми органами в рамках камеральной проверки
Помимо контроля правильности предоставленной информации, налоговые органы проводят ее тщательный анализ. В частности, сотрудники ФНС сопоставляют показатели текущего отчетного периода с аналогичными данными за прошлый. Как мы уже говорили, ФНС сличает между собой различные формы отчетности, в том числе, отчетности по различным видам налогов.
На основании проанализированной информации фискальные органы делают выводы о соблюдении следующих важных моментов:
- отчет, расчет или декларация должны быть предоставлены в четко установленные законом сроки;
- в предоставленной документации не должно быть ошибок, неточностей и противоречий;
- при наличии нарушений требуется проведение углубленной камеральной налоговой проверки.
Кроме того, фискальные органы контролируют сроки, которые предоставляют им право на вынесение наказания за несвоевременно сданные документы.
Например, если вы отложили момент подачи отчетности более чем на 10 дней, то ФНС имеет полное право приостановить ведение операций по банковским счетам, что, по сути, является остановкой коммерческой деятельности компании.
Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки
Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.
Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:
- объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
- указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
- подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
- усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
- указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.
Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговую инспекцию возражения в целом по акту или по его отдельным положениям. При этом он может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 101.2 НК РФ. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу налогоплательщика и принять решения по ней в соответствии со ст. ст. 139 — 141 НК РФ.
Истребование налоговым органом документов
В ходе КНП инспекция может проводить следующие мероприятия налогового контроля:
- Истребование документов.
- Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц.
- Допрос свидетелей.
- Привлечение специалистов, экспертов, переводчиков.
- Представление пояснений.
- Осмотр предметов и документов.
- Осмотр помещений и территорий (только в случае проведения КНП декларации по НДС).
Истребование документов является самым распространенным мероприятием налогового контроля. По закону инспекция вправе истребовать у налогоплательщика только те документы, которые обязательны при подаче декларации.
Например, при подаче налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявляется вычет на обучение или лечение представляются платежные документы, а при подаче декларации в рамках «безналоговой» ликвидации — заявление об освобождении доходов от налогообложения и ликвидационный баланс.
Требование о представлении документов может быть:
- Вручено лично под расписку.
- Направлено по почте заказным письмом.
- Направлено через личный кабинет налогоплательщика.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.
Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.
В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .
Куда пойдут эти деньги?
Официально, то есть с точки зрения закона, ситуация такая. Из федерального бюджета деньги идут на образование, медицину, безопасность, ЖКХ, культуру, спорт, строительство дорог, цифровые технологии и господдержку. Есть национальные проекты, на которые нужны деньги: материнский капитал, ежемесячные выплаты на ребенка, ипотека по сниженной ставке, бесплатная диспансеризация или сложные операции по квотам.
Многие этими программами вообще не пользуются. Но есть люди, которые без бюджетных денег не смогут позволить себе жилье, выйти на работу, начать бизнес и даже прокормить ребенка.
Другая семья платит в бюджет 30 тысяч рублей НДС, но сможет получить 450 тысяч рублей материнского капитала, внесет их в счет ипотеки и сэкономит еще 200 тысяч рублей на процентах банку.
Неофициально, то есть между нами, должны прозвучать слова «воровство», «взятки» и «распил», но вы это все сами знаете.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕ БЫЛО ОСНОВАНИЙ
Для начала решите, имели ли в принципе налоговики право проверять вашу компанию по тем налогам и периодам, которые отражены в решении? При отрицательном ответе на поставленный вопрос решение инспекции можно успешно оспорить.
Для проведения камеральной проверки основанием для ее проведения является подача налоговой декларации (расчета) (п.1 ст.88) .
В этой связи если компания не представила в инспекцию декларацию (расчет), и налоговая провела камеральную проверку на основе иных имеющихся у них документов и (или) полученных у третьих лиц сведений, то решение о доначислении недоимки, пеней и штрафов по итогам такой проверки неправомерно . В этом случае налоговики вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но только не камеральную проверку .
Основанием для выездной налоговой проверки (далее – ВНП) является вынесение решения о ее проведении руководителем (заместителем руководителя) налоговой с учетом следующих ограничений (п.5 ст.89 НК РФ) :
- не допускаются две и более ВНП за один и тот же период по конкретному налогу;
- не допускается проводить ВНП более одного раза за календарный год в отношении конкретного налогоплательщика.
НЕДОКАЗАННОСТЬ СОБЫТИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Для обжалования решения инспекции по существу следует проверить соответствие выводов налоговиков о совершении правонарушения фактическим обстоятельствам, изложенным в акте и решении по итогам налоговой проверки. Может оказаться, что на самом деле компания не совершала вменяемого налоговиками правонарушения, либо совершала, но факт правонарушения не доказан проверяющими.
Изложенное является следствием таких ошибок проверяющих, как:
- формальный подход при проведении налоговой проверки;
- неверное применение норм законодательства о конкретных налогах, сборах и страховых взносах;
- фиксирование установленных в ходе проверки фактических обстоятельств, доказывающих обоснованность их вывода, ненадлежащим способом.
Камеральная проверка НДС: территорию к осмотру!
С 2015 года у налоговиков появилось право проводить осмотр на территории хозяйствующего субъекта. Это стало ярким нововведением в порядке проведения камерального аудита по НДС. То есть, контрольные мероприятия контроллеры теперь могут проводить не только на территории ИФНС, но и на территории проверяемого хозяйствующего субъекта.
В НК РФ указаны основания, по которым налоговики могут осмотреть помещения налогоплательщика:
- В налоговой декларации есть несоответствия, и представители ИФНС полагают, что за этим кроется стремление налогоплательщика незаконно снизить налогооблагаемую базу.
- В данном документе налогоплательщик заявил о возмещении НДС.
Перед тем как провести осмотр, представитель ИФНС разрабатывает постановление. В нем содержится:
- Аргументация, мотивация для проведения осмотра.
- Роспись руководителя ИФНС или его зама.
Чтобы начать осмотр на планируемой территории, налоговики должны ознакомить налогоплательщика с постановлением и своими служебными удостоверениями.
В рамках камеральной проверки по НДС сотрудник ИФНС вправе выполнять и ряд других мероприятий по контролю: допрашивать свидетелей, проводить экспертизу, привлекать переводчиков, сотрудничать с различными специалистами, чтобы установить все детали дела.
Как изменились камеральные проверки по НДС?
Благодаря поправкам в НК РФ в 2015 году налоговики в рамках камерального налогового аудита теперь могут проводить больше контрольных мероприятий — закон наделил их дополнительными полномочиями. Появилось больше оснований для запроса документации и, как уже было сказано в статье, сейчас сотрудники ИФНС могут производить осмотр на проверяемых предприятиях. Ранее налоговики могли делать это в ходе ВНП. Сейчас разрешено осматривать помещения, если необходимо установить какие-либо детали, позволяющие составить полную объективную картину ситуации.
Налоговики могут осуществлять осмотр:
- На складах.
- На торговых территориях.
- В производственных помещениях.
И в других, которые предприятие эксплуатирует для получения прибыли. Помимо помещений, налоговики могут изучать документацию и различные объекты налогообложения, которыми владеет организация.
В мероприятиях по осмотру непременно должны участвовать понятые или их доверенные лица. Также требуется присутствие специалистов, у которых есть особые знания, навыки. Личного интереса в конечном исходе дела у них при этом быть не должно.
По результатам осмотра составляют протокол, в котором должны расписаться все участники и присутствующие.