Должностное лицо: представитель власти. Статьи по предмету Уголовное право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностное лицо: представитель власти. Статьи по предмету Уголовное право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Известно, что российское общество в последнее десятилетие подвержено интенсивному развитию, реформируются многие сферы жизнедеятельности. Модернизационные процессы обусловливают особую роль в регулировании происходящих социально-политических преобразований, законодательства, соответствующего сложившимся реалиям определённого периода. Установление такого соответствия должно базироваться на результатах социально-правовых исследований1.

Круг обязанностей и ответственность

Полномочные представители власти выполняют работу, которая предусмотрена должностной инструкцией. Она зависит от правоотношений и отрасли, в которой они трудятся. К ним принадлежат:

  • сотрудники МВД;
  • представители УИС, МЧС, таможенных служб;
  • персонал прокуратуры, ФСБ, СВР, ФССП;
  • работники фискальных органов;
  • депутаты;
  • военные при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности государства.

Муниципалитеты, их главы, решают вопросы местного уровня с полномочиями, которые определяет устав и Федеральный закон № 131 статьей 36. За ненадлежащее выполнение функций представители власти несут ответственность публичную и правовую:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

За неисполнение обязательств перед населением, выбравшим граждан на высокий пост, последует публичное порицание.

Объективные и субъективные признаки применения насилия в отношении представителя власти

В связи с этим следует поддержать позицию СМ. Кисиева по данному вопросу, который считает, что такой подход авторов преждевременен, так как действующим законодательством не регламентируется возможность наделения представителей общественности распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Кроме того, это определённым образом противоречит смыслу родового и видового объектов изучаемых преступлений, так как сложно представить деятельность представителей общественности в рамках управленческой деятельности органов государственной власти1.

Подтверждением сказанному служит определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 43-099-81 по делу Русских, в котором указано, что «по смыслу примечания к ст. 318 УК РФ представителем власти признаётся должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Из материалов дела видно, что потерпевший, работая старшим инспектором безопасности АО «Ижмаш», в установленном законом порядке распорядительными функциями наделён не был и не мог быть признан представителем власти, поэтому действия осуждённого по применению насилия к потерпевшему (причинение лёгкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное его расстройство) переквалифицированы с ч. 2 ст. 318 УК РФ на ст. 115 УК РФ»2.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 43-099-81 по делу Русских // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 7. С. 14. же должностное лицо иного государственного органа, наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости1. С таким дополнением согласилось 69 % опрошенных в ходе проведённого нами социологического исследования респондентов.

Понимание такого признака представителя власти, как обладание им распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, каких-либо серьёзных затруднений не вызывает и достаточно подробно описано в юридической литературе.

Так, А.Р. Саруханян пишет, что «распорядительные полномочия реализуются в праве должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению другими должностными лицами и гражданами»2. Распорядительные, или иначе — властные, полномочия отличают представителя власти от иных должностных лиц, поскольку обозначенные полномочия распространяются на лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. При этом, конечно же, такие полномочия не безграничны, «… хотя теоретически распорядительные полномочия представителя власти распространяются на неопределенный круг лиц, — отмечает А.Г. Брагина, — они в любом случае имеют силу лишь в определенных ведомственных гра-ницах» . Например, представитель федеральной службы по финансовым рынкам не вправе отдавать распоряжения в сфере фармацевтических услуг и т.п.

Понятие близких лиц в уголовном законе не раскрывается, однако употребляется неоднократно, в частности в п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. При этом, как разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», к близким потерпевшему лицам, наряду с близкими родственниками, могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений1.

Хотя приведённое разъяснение Пленума Верховного Суда РФ не затрагивает вопросов толкования признаков применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ), мы поддерживаем позицию К.В. Об-ражиева о том, что «идентичность определённого признака (понятия) для ряда составов преступлений предопределяет необходимость его единообразного, универсального понимания»2.

В свою очередь понятие «близкие родственники» раскрывается в ст. 5 УПК РФ, где сказано, что близкие родственники — это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

По нашему мнению, отнесение законодателем к числу потерпевших от преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, близких лиц, понятие которых раскрыто выше, абсолютно оправданно и вполне логично, поскольку в диспозиции ч. 1 ст. 318 УК РФ указывается на факт совершения этого пре См.: Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» от 27 января 1999 г. № 1 (в ред. ППВС РФ от 3 марта 2015 г. №9 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации») // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 3. С. 3-6.

Ображиев К.В. Судебный прецедент в уголовном праве России. Ставрополь: Сер-висшкола, 2002. С. 80. ступления в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. Воздействие же на представителя власти путём применения насилия в отношении близких ему лиц, как правило, будет не меньшим, чем, если бы насилие применялось к нему самому. А в отдельных случаях, на наш взгляд, воздействие при применении насилия в отношении лиц, близких представителю власти, будет оказано ещё большее, чем тогда, когда насилие применялось бы в отношении самого представителя власти. Вместе с тем, мы считаем закономерным отсутствие в ст. 319 УК РФ указания на близких лиц представителя власти в качестве потерпевших от данного преступления, так как в отличие от применения насилия в отношении близких представителя власти (ст. 318 УК РФ) оскорбление названных лиц не окажет значимого воздействия на самого представителя власти в части осуществления им профессиональной деятельности.

Рассмотренные признаки потерпевших от преступлений, регламентированных ст. 318 и 319 УК РФ, позволят более точно охарактеризовать объект данных преступлений.

В теории уголовного права распространённой является классификация объектов преступления «по вертикали» на общий, родовой, видовой и непосредственный. Общим объектом принято считать всю совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, круг которых очерчен в ч. 1 ст. 2 УК РФ: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.

Волгоградской академии мвд россии

В отечественном уголовном праве представители власти традиционно считаются самостоятельным видом должностных лиц1

(см. прим. 1 к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации
2
). В законодательной дефиниции (прим. к ст. 318 УК), которая, по ее буквальному смыслу, должна применяться для установления признаков представителя власти и как субъекта преступления, и как потерпевшего от преступления, выделены два вида представителей власти: 1) должностные лица правоохранительных или контролирующих органов; 2) иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Такую позицию вряд ли можно считать удачной из-за двусмысленности формулировки, позволяющей признавать представителями власти любых должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов3

; неоправданного ограничения компетенции представителей власти только распорядительными полномочиями (право некоторых представителей власти принимать нормативные управленческие решения не нашло отражения в УК)
4
.

Читайте также:  ФСС объяснил, как работодатели должны сдать отчетность по итогам 2022 года

Многими авторами справедливо обращалось внимание на наличие круга в легальном определении понятия «представитель власти»: термин «представитель власти» раскрывается при помощи понятия «должностное лицо», а «должностное лицо» (в прим. 1 к ст. 285 УК) — через понятие «представитель власти».

В наименовании данного вида должностных лиц не учтено, что они, по смыслу УК, являются представителями только публичной

власти, которая понимается как власть, осуществляемая в государственных органах и органах местного самоуправления либо самими единоличными органами (такими, как Президент РФ, президенты республик в составе РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и т. п.).

Кроме того, в легальной классификации представителей власти необоснованно акцентировано внимание на должностных лицах правоохранительных органов. Сущность правоохранительной деятельности и органы, относящиеся к правоохранительным, в законодательстве и научной литературе понимаются неод-нозначно5. Вряд ли можно использовать в качестве ориентира ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6 (как предлагает, например, А. В. Бриллиантов7). В указанной статье приводится общий перечень должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, названия которых соединены союзом «и». Поскольку наименования видов этих органов разделены в примечании к ст. 318 УК союзом «или», для констатации уголовно-правового статуса субъекта как представителя власти необходимо четко уяснить, в каком органе — правоохранительном или

контролирующем — данное должностное лицо выполняет свои функции. Особое указание на должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов неправильно ориентирует правоприменителя (оставляет «в тени» служащих иных органов публичной власти, создает впечатление о главенстве принудительного аспекта деятельности представителя власти).

Верховенство политики

Первым признаком принудительных властных органов является наличие у них силовых структур. Они контролируют население, применяя физическую силу, но для политологов интересно становление политической власти и ее вожаков или главенствующих представителей, способных повести за собой массы. Политики управляют страной с условием:

  • суверенитета;
  • верховенства;
  • неделимости;
  • легальности.

Власть не делится по определению между различными социальными группами и партиями. Даже при двоевластии, существование структур в истории зафиксирован под кратким периодом. Подобное правление заканчивается гражданскими войнами или передачей власти мирным способом. Сила политики зависит от ее представителей, их умения сплотить народ. Под легальностью следует понимать использование сил в одном государстве. Выполнение решений в обязательном порядке, проникновение в общественную деятельность — все эти качества присущи верховенству. Властью политиков:

  • сокращаются мощные корпорации;
  • замолкают смелые публикации в СМИ;
  • закрываются учреждения.

Должностное лицо под прикрытием политической власти может обращаться к обществу от его же имени, указывать на стремления и национальный интерес, выражая свои намерения.

Властные органы многолики и многофункциональны, все они обладают разными сырьевыми источниками для добротного существования на благо народа. У политической власти в образе их представителей находятся в полном распоряжении ресурсы:

  • принуждения;
  • экономики;
  • социальные;
  • культуры и информации.

Если один из перечисленных критериев у власти отсутствует, наступит безвластие и развал государственности. Господство власти возможно под надежным руководством, устойчивым управлением, строгим контролем.

Комментарий к статье 318 УК РФ

1. Общественная опасность предусмотренного комментируемой статьей преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в лице представителей власти и на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.

Потерпевшими от преступления являются представители власти или их близкие. В примечании к комментируемой статье дано определение представителя власти. Таковым является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Из этого определения следует, что представитель власти: а) является должностным лицом (см. комментарий к ст. 285); б) наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости; в) представляет правоохранительный (МВД России, ФСБ России, таможенные органы, службу внешней разведки РФ и т.п.), контролирующий (органы рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и т.п.) или иной орган (различные звенья государственных органов и органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти) (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 25.12.2012) ). Отсутствие названных признаков исключает ответственность по комментируемой статье .

———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 29. Ст. 3601; 2011. N 1. Ст. 16; N 7. Ст. 901; N 50. Ст. 7366; РГ. 2012. N 301.
БВС РФ. 2000. N 7. С. 14.

О понимании близких представителя власти см. комментарий к ст. 317 УК.

Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

Если насилие или угроза насилием применяются в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования, ответственность наступает по ст. 296 УК.

2. Объективная сторона преступления характеризуется применением физического или психического насилия. В ч. 1 комментируемой статьи говорится о насилии, не опасном для жизни или здоровья. Его понимание аналогично пониманию насилия в ст. 161 УК (см. комментарий к этой статье). Дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК в таком случае не требуется. Психическое насилие может выражаться в угрозах применения насилия . Вид угрозы в УК не конкретизирован. Диапазон угроз в рассматриваемом преступлении значительно шире, чем, например, в ст. 161 УК, вплоть до угроз убийством , и дополнительно квалифицировать такую угрозу по ст. 119 УК не требуется.

———————————
БВС РФ. 2001. N 1. С. 12.
БВС РФ. 2000. N 9. С. 8.

Способы применения насилия могут быть самыми различными. Между наступившими последствиями и применением насилия должна существовать причинная связь.

Применение насилия или угроз применения насилия осуществляется в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей (а не только при их исполнении). Имеется в виду любая законная служебная деятельность, в том числе связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Оконченным преступление считается с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.

Действия лица, угрожавшего нескольким представителям власти в связи с осуществлением ими своих служебных обязанностей, обусловленные одним мотивом, совершенные одновременно, в одном месте, образуют единое преступление и квалифицируются по одной комментируемой статье .

———————————
БВС РФ. 2009. N 5. С. 11.

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, превращает данный состав в его квалифицированный вид (ч. 2 комментируемой статьи). Опасным для жизни или здоровья является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни. При применении насилия, опасного для жизни или здоровья, потерпевшему может быть причинен вред любой тяжести: тяжкий, средней тяжести и легкий. Дополнительной квалификации по ст. ст. 111 — 113 УК в таких случаях не требуется. О понимании данных видов насилия см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29 .

———————————
См. также: БВС РФ. 2000. N 7. С. 14.

В. осужден по ч. 2 ст. 318 УК. При доставлении его инспектором дорожно-патрульной службы для медицинского освидетельствования за управление автомашиной в состоянии алкогольного опьянения В. самовольно вытащил ключи из замка зажигания автомашины, затем стал руками душить инспектора, вытолкнул его из автомашины, ударял по голове и другим частям тела руками и булыжником, причинив потерпевшему легкий вред с кратковременным расстройством здоровья .

———————————
БВС РФ. 2002. N 4. С. 8.

По ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется также применение насилия, опасного для жизни или здоровья, которое хотя и не причинило вреда, но в момент применения создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29). Фактическое наступление смерти не охватывается данным составом и образует совокупность преступлений. В зависимости от статуса потерпевшего причинение ему смерти следует квалифицировать по ст. ст. 105, 295 либо 317 УК.

Если насилие применялось в связи с осуществлением потерпевшим правосудия или производством предварительного расследования, содеянное надо квалифицировать по ст. 296 УК.

Читайте также:  Сколько банкнот можно вставить в банкомат Сбербанка за один раз

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер и диапазон применяемого им насилия или угроз, осознает, что они направлены против представителя власти (его близких) именно в связи с выполнением им своих должностных обязанностей, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления .

———————————
БВС РФ. 2001. N 7. С. 25.

4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте 14 — 16 лет несут ответственность за такое преступление по ст. ст. 111 — 113 УК.

Защита государственной власти от преступных посягательств традиционно относится к числу к числу основных целей уголовного законодательства и уголовной политики. В России институт преступлений против государственной власти устанавливался в качестве защиты государственно-правового строя законодательными актами XV-XVI вв., что было обусловлено упрочнением государственной власти и организацией централизованного государственного аппарата.

Для классификации преступлений против порядка управления применяются различные критерии. Отметим, что использование даже одного и того же критерия для классификации преступлений против порядка управления выявляет различные модели группирования.

Анализ научных позиций показал, что большинства исследователей в качестве основания классификации применяют непосредственный объект посягательства, групповой объект, а также предмет преступления. Применяя непосредственный объект преступления в качестве классификационного критерия, Филиппов П.А. выделяет следующие виды преступлений против порядка управления.

Во-первых, посягающие на представителей власти и иных лиц в связи с управленческой деятельностью государственных органов (ст. 317-321 УК РФ).

Во-вторых, посягающие на неприкосновенность государственной границы РФ (ст. 322, 323 УК РФ).

В-третьих, посягающие на порядок обращения официальных документов и государственных наград (ст. 3240327 УК РФ).

Четвертую группу составляют посягательства на порядок призыва на военную и альтернативную службу (ст. 328 УК РФ).

К пятой группе относятся посягательства на авторитет государственных символов РФ (ст. 329 УК РФ).

Шестую группу составляют посягательства на порядок осуществления оспариваемых прав (ст. 330 УК РФ)[9].

Используя тот же критерий, Рябченко О.Н. выделяет три группы преступлений против порядка управления.

Первую группу составляют преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата и органов местного самоуправления. Ее составляют составы преступлений, предусмотренные ст. 317, 318, 319, 320, 321, 329 УК РФ.

Вторую группу образуют преступления, которые посягают на общественные отношения, регламентированные специальными правилами порядка управления (ст. 322, 322.1, 322.2, 322.3, 323, 328, 330, 330.1 УК РФ).

Третья группа включает составы преступлений, посягающие на установленный порядок выдачи ведение официальной документации (ст. 324, 325, 326, 327, 327.1 УК РФ)[10].

Как видим группировка преступлений напоминает выше рассмотренную, но с определенными изменениями.

Примов Д.Р. применяя групповой объект в качестве критерия классификации, выделяет несколько групп преступлений.

Первую группу образуют посягательства на безопасность лиц, осуществляющих управленческую деятельность (ст. 317-321 УК РФ).

Вторая группа включает в себя преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы, установленный порядок пересечения и пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 322, 322.1, 323 УК РФ).

Третью группу образуют посягательства на установленный порядок документооборота, обращения с государственными наградами, идентификационными знаками (ст. 324-327, 327.1 УК РФ).

К четвертой группе отнесены посягательства на установленный порядок укомплектования Вооруженных сил РФ и прохождения альтернативной службы (ст. 328 УК РФ).

Пятую группу образуют посягательства на авторитет государства (ст. 329, 330 УК РФ)[11].

По мнению Смердова А.А., классификацию следует проводить на основании предмета преступления.

На основании предмета преступления Смердова А.А. выделяет четыре группы преступлений против порядка управления.

Первую группу образуют преступления, посягающие на авторитет государственной власти (ст. 329 УК РФ).

Ко второй группе он отнес преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы РФ (ст. 322, 322.1, 323 УК РФ). К третьей группе отнесены преступления, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления (с. 317, 318, 319, 320, 321, 328, 330 УК РФ).

Четвертая группа включает составы преступлений, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации (ст. 324, 325, 326,

327, 327.1 УК РФ)[12].

Среди проблем понимания и квалификации преступлений против установленного порядка ведения, изготовления и обращения официальной документации, государственных наград и средств идентификации наибольшее внимание уделяется определению понятия «официальный документооборот» и связанного с ним феномена информационных преступлений. При этом справедливо подчеркивается, что предметом уголовно-правовой охраны является не совокупность информационных ресурсов в сфере обеспечения порядка управления, а охраняемая государством официальная информация, содержащая сведения о фактах, имеющих юридическое значение, созданная уполномоченным государством-производителем (юридическим или физическим лицом) и подчиняющаяся определенному правовому режиму оборота.

В свою очередь, высказано заслуживающее внимания суждение о том, что приобретение, сбыт официальных документов (ст. 324 УК РФ), а также повреждение, сокрытие официальных документов, штампов или печатей (ч. 1 ст. 325 УК РФ) «не обладают реальной общественной опасностью», а указанные статьи «не имеют практического применения». Поэтому ст. 324 и 325 УК РФ необходимо декриминализовать, а содержащиеся в них деяния – признать административными правонарушениями[13].

Одной из наиболее популярных в литературе тем является проблема квалификации самоуправства как иного преступления против порядка управления. Авторы говорят о том, что российский законодатель отошел от традиционного и «исторически сложившегося в мировой практике» уголовно-правового понятия самоуправства. Он исключил из него самый существенный признак этого преступления, а именно реализацию виновным «своего действительного или предполагаемого права». В результате само понятие самоуправства, содержащееся в ст. 330 УК РФ, не только породило трудности в юридическом анализе этого состава, но и создало сложности в правоприменительной практике при квалификации конкретных фактов проявления самоуправства, установлении совокупности преступлений в случае применения виновным в совершении самоуправных действий различной степени насилия к потерпевшему, при отграничении самоуправства от иных сходных преступлений самоуправного характера[14].

В литературе справедливо говорится, что по форме противоправного воздействия самоуправное поведение характеризуется не только действиями, связанными с реализацией своих прав, но и бездействием, при котором лицо не выполняет возложенные на него юридические обязанности.

При этом «самовольность» действий (бездействия) выступает необходимым признаком преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Именно поэтому самоуправство может выражаться:

а) в «самовольном» осуществлении своего предполагаемого права;

б) «самовольном» осуществлении своего действительного права;

в) ином «самовольном» поведении, противоречащем установленному законом или иным нормативно-правовым актом порядку, правомерность которого оспаривается.

Также ряд авторов считают, что использование законодателем признака «оспариваемости организацией или гражданином самоуправных действий» противоречит принципу материального характера уголовного права, не способно отразить истинную общественную опасность уголовно наказуемого самоуправства, поэтому данный признак необходимо изъять из действующей редакции ст. 330 УК РФ[15].

Освобождение от ответственности

  • Освобождение от ответственности по ст. 76 в связи с примирением в данном случае невозможно, поскольку преступления против общественной безопасности, правосудия и порядка управления не могут быть прекращены по воле потерпевшего лица. Это обусловлено тем, что в лице конкретного потерпевшего вред наносится не только ему лично, но и государству в его лице.
  • Ст. 76.2 УК предусматривает особую меру для лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести в первый раз. Для освобождения от уголовной ответственности виновный должен сначала загладить вред, извиниться перед потерпевшим, возможно публично, и после вынесения судом постановления, заплатить судебный штраф. Если штраф не будет оплачен, назначат наказание по статье с соответствующими последствиями в виде судимости.
  • Если основания для применения судебного штрафа будут установлены в ходе расследования, следователь или дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о прекращении дела и назначении виновному судебного штрафа. Разрешается ходатайствовать об этом и подсудимому или его защитнику уже в ходе рассмотрения дела в суде.
  • Освобождение от ответственности с назначением судебного штрафа – право суда, но не его обязанность.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Кемеровской области

Уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти

  • Разъясняет начальник уголовно-судебного управления Камил Наилович Гарипов.
  • Статьей 318 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за при­менение насилия в отношении представителя власти.
  • Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в лице представителей власти и на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.
Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка?

Представителем власти является должностное лицо правоохранительного (Министерство внутренних дел России, Федеральная служба безопасности России, таможенные органы, служба внешней разведки Российской Федерации и т.д.) или контролирующего органа (органы рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и т.д.

), а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

К близким представителя власти относятся родители, супруг, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся личных отношений дороги потерпевшему.

Законодатель обусловливает насилие в отношении представителя власти исполнением им своих должностных обязанностей, которое совершается, чтобы изменить или прекратить законную деятельность указанных лиц, застав их совершить действия вопреки службе, отомстить за их деятельность или за принадлежность к представителям власти и т.д. Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

За применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей – виновные лица несут ответственность по части 1 статьи 318 УК РФ.

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать на­несение побоев или совершение иных насильственных действий, причинив­ших физическую боль. Под физи­ческим насилием следует понимать и ограничение свободы: связывание, за­пирание представителя власти или его близких.

Под угрозой применения насилия понимаются высказывания или иные действия виновного, выражающие реальные намерения применить насилие в отношении представителя власти или его близких.

  1. В части 2 статьи 318 УК РФ предусматривается квалифицирующий состав преступ­ления за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отноше­нии тех же лиц.
  2. Преступление считается оконченным с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.
  3. Субъект преступления — лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста.
  4. Уголовный кодекс предусматривает наказание, в том числе в виде лишения свободы до пяти лет, а при отягчающих признаках преступления лишение свободы до десяти лет.

Кого относят к представителям власти

Понятие представителя власти дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 года. Представителями властных структур принято считать лица, которые:

Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы

Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.

Круглосуточно: по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных

  • осуществляют законодательную, исполнительную или судебную деятельность;
  • работают в государственных, надзорных или контролирующих органах и наделены определенными служебными полномочиями: сотрудники МВД, работники налоговой службы, таможни.

Что делать, если на вас подали в суд

Если представитель власти подал заявление в суд за оскорбления, можно поступить несколькими способами:

  1. Мирно урегулировать вопрос. Можно помириться с оппонентом, предложить ему моральную компенсацию или публично извиниться.
  2. Доказать невиновность. Если вы считаете себя невиновным или вовсе никого не оскорбляли, можно найти свидетелей конфликта. Если свидетели подтвердят невиновность, наказание не будет получено. Также в качестве доказательств можно использовать аудио- и видеозаписи. Запись может быть личной, взятой с камер наружного наблюдения или видео очевидцев.

Комментарий к статье 318 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Это преступление посягает на нормальную управленческую деятельность представителей власти. Дополнительный объект – личная неприкосновенность и здоровье представителей власти и их близких.

2. Потерпевшим выступает представитель власти, под которым согласно примечанию к комментируемой статье признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, потерпевшим от данного преступления могут быть близкие указанных категорий лиц.

3. Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК.

4. Правоохранительные органы – органы внутренних дел, прокуратура, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, служба внешней разведки РФ, таможенные органы.

5. Контролирующие органы – органы налоговой службы, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.

6. К иным должностным лицам следует относить лиц, осуществляющих законодательную или исполнительную власть, наделенных правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

7. Насильственные действия в отношении судей, прокуроров, следователей, дознавателей в связи с осуществлением ими правосудия или производством предварительного расследования квалифицируются по ст. 296 УК.

8. О понятии близких см. комментарий к ст. 317 УК.

9. В ч. ч. 1 и 2 предусмотрены два самостоятельных состава преступления.

10. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 настоящей статьи, характеризуется двумя альтернативными действиями: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья; б) угроза применения насилия.

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ)

Публичное оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме и в присутствии хотя бы одного постороннего лица.

Объективные признаки оскорбления во многом совпадают с характеристикой аналогичного преступления против личности, предусмотренного ст. 130 УК РФ — оскорбление.23

Но есть и важные отличия, которые мы раскроем ниже.

Статья 319 УК РФ, равно как и ранее проанализированная ст. 297 УК РФ (неуважение к суду), является специальной нормой по отношению к ст. 130 УК РФ.

Соответственно при конкуренции общей и специальной нормы применению подлежит специальная норма, т.е. ст. 319 УК РФ. Но в отличие от уголовных дел по ст. 130 УК РФ, возбуждаемых по заявлению потерпевшего (дела частного обвинения — ч. 2 ст.20 УПК РФ), дела по ст. 319 УК РФ относятся к категории публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК РФ).

В отличие от «простого» оскорбления, оскорбление представителя власти уголовно наказуемо только при наличии признака публичности.

Это означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, выраженные в неприличной форме, становятся достоянием многих лиц, например из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из средств массовой информации.

Такие выступления могут быть перед аудиторией, на улице. Признаком публичности обладают всевозможные листовки, обращения, содержащие оскорбительные сведения о представителе власти и вывешиваемые в доступных для чтения местах.

Если нанесенное представителю власти оскорбление не становится достоянием третьих лиц, оно не может подорвать авторитет соответствующих органов. Такое деяние квалифицируется по ст. 130 УК РФ24.

Представителем власти в Примечании к ст. 318 УК РФ (распространяемом на все статьи названного Кодекса) признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости25.

Преступлением является публичное оскорбление как при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей, так и в связи с их исполнением.

Примером первого случая может быть оскорбление следователя защитником во время следственного действия в присутствии обвиняемого, других лиц, из личных неприязненных к нему отношений, если это оскорбление никак не связано с исполнением следователем своим служебных полномочий (например, оскорбительные выражения о внешности следователя).

Примером второго случая при тех же обстоятельствах может быть оскорбления, нецензурная брань в отношении следователя за невыполнение ходатайства защитника. Оба случая, как видно из диспозиции ст. 319 УПК РФ, образуют состав данного преступления.

Кого относят к представителям власти

Понятие представителя власти дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 года. Представителями властных структур принято считать лица, которые:

Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы

Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.

Круглосуточно: по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных

  • осуществляют законодательную, исполнительную или судебную деятельность;
  • работают в государственных, надзорных или контролирующих органах и наделены определенными служебными полномочиями: сотрудники МВД, работники налоговой службы, таможни.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]