Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда задают такой вопрос, обычно, имеют в виду остроту зрения. Водитель должен уметь различать символы дорожных знаков с различных расстояний. Поэтому к данному параметру предъявляются особые требования.
Какое зрение считается нормальным для получения ВУ категории B?
Норма зрения должна укладываться в следующие рамки: острота ниже 0,6 на самом лучшем глазу и ниже 0,2 на самом худшем. При этом допускается любой вид переносимой коррекции, в том числе хирургическая. Коррекция зрения допустима не больше 8 диоптрий с разницей не более 3 д. Для водителей общественного транспорта и грузовиков – 0,8 на лучшем глазу и 0,4 на худшем.
Если говорить простым языком, то в рамках этих допусков водить машину можно и применение очков, контактных линз или любого другого вида коррекции тоже не запрещено. Стоит отметить, что медкомиссию следует проходить в очках или линзах, если вы их носите.
При каком зрении нельзя получить права?
Ранее было сказано, какие ограничения действует по остроте зрения, но ни слова ни указано о дальтонизме. Этот параметр тоже влияет на возможность стать счастливым обладателем удостоверения.
Дальтонизм не дает водителю различать цвета дорожных знаков, светофоров и прочих указателей. Если у водителя наблюдается легкая форма дальтонизма, то получить водительские права категории B он сможет. Однако о правах людям, чья деятельность связана с вождением машины, придется забыть. То есть водить грузовик, автобус или спецтранспорт будет уже нельзя. Решение о том, допускать водителя к вождению или нет, остается за врачом, проводящим осмотр.
Нарушение периферии зрения говорит о наличии серьезного заболевания глаз. В данном случае, водить машину категорически запрещено. Хороший угол обзора нужен водителю, чтобы уметь замечать все, что находится в зоне лобового стекла и на панели приборов без поворота головы.
Водителю, страдающему катарактой, также не дают водительские права. С большим минусом получить такой документ реально, а с косоглазием нет.
При таких нарушения зрения получить права не получится. Не стоит пытаться обмануть врачей и пытаться попасть за руль. Так вы можете навредить себе и окружающим.
Дальтонизм при получении водительских прав
Дальтонизм – зрительная патология, которая проявляется в неспособности человека точно определить тот или иной цвет. В процессе вождения это отклонение играет решающее значение. Люди, плохо различающие цвета могут путать сигналы светофора, окраску разметки, неверно определить тот или иной знак. Перечисленные проблемы создают опасность на дорогах и могут привести к ДТП.
Сразу стоит отметить, что дальтонизм не подлежит коррекции с помощью линз или очков. Диагностируется патология при помощи таблиц Рыбкина. Они представляют собой картинки, состоящие из цветных кругов, на которых расположены фигуры другого цвета. Задача пациента разглядеть и назвать их. Для дальтоников это невозможно.
Что нужно знать о практическом экзамене
В России с 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты теперь выполняют непосредственно в городе среди других участников движения. В ГИБДД говорят, что такой подход нужен для того, чтобы избежать механического заучивания упражнений. Будущим водителям нужно доказать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.
Например, параллельная парковка теперь называется в регламенте «постановкой транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом» и должна выполняться на дорогах с небольшим трафиком, где есть размеченные для парковки места. Если такие условия отсутствуют, то упражнение выполняют на учебной площадке.
Какое должно быть зрение для получения водительских прав
Каждый вид ТС предусматривает нормы остроты зрения, причем критерий нужно определять для каждого глаза.
В таблице применяются следующие уловные обозначения (категории):
- A – управление мотоциклом;
- B – вождение легкового автомобиля;
- M – езда на скутерах и квадроциклах;
- * – разрешается управлять любым ТС.
Таблица – Допустимое зрение на водительские права без очков (Нормы)
V | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1,0 | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
0,9 | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
0,8 | * | * | * | * | * | * | * | * | ||
0,7 | * | * | * | * | А,B,M | А,B,M | А,B,M | |||
0,6 | * | * | * | А,B,M | А,B,M | А,B,M | ||||
0,5 | * | * | А,B,M | А,B,M | / | |||||
0,4 | * | А,B,M | А,B,M | / | ||||||
0,3 | А,B,M | А,B,M | / | |||||||
0,2 | А,B,M | / | ||||||||
0,1 | / |
Категорию определяют на пересечении значений из первого столбца и строки – остроты зрения правого и левого глаза. Правый слэш (/) означает, что вождение запрещено.
Как подготовиться и пройти к мед комиссию по зрению
Предварительно следует посетить офтальмолога, чтобы выявить серьезные нарушения и глазные патологии. По результатам обследования, рекомендуется изначально пролечить заболевания, а после обращаться за получением справки.
Непосредственно перед прохождением медицинской комиссии у окулиста нужно выполнить ряд требований:
- Отказаться от употребления алкоголя за несколько суток.
- Создать спокойную обстановку. На фоне расстройств может ухудшаться зрение.
- Ограничить времяпровождение за компьютером или другими гаджетами.
- Не смотреть на насыщенные источники света – огни, лампы.
Чувствительность глаз некоторых людей зависит от характера освещения. Желательно подобрать оптимальное время для посещения офтальмолога.
Что нужно знать о практических экзаменах
В России с 1 апреля 2021 года ГИБДД начала проводить практический экзамен на получение водительского удостоверения по-новому. Больше нет испытательных площадок как отдельной части теста: все задания теперь выполняются кандидатами непосредственно среди других участников дорожного движения в городе. По мнению дорожной полиции, такой подход необходим для того, чтобы избежать заучивания. Будущие водители должны продемонстрировать, что они могут уверенно ездить по дорогам общего пользования, читать знаки и окружающую обстановку, а также продемонстрировать владение навыками вождения.
Например, параллельная парковка теперь обозначается в правилах как «парковка параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом» и должна осуществляться на дорогах с низкой интенсивностью движения, где есть обозначенные парковочные места. Если это не так, маневр должен выполняться на тренировочной площадке.
Какие изменения запланированы на 2022 год
Обучение в автошколах концептуально не изменилось с 1960-х годов, и в последние годы Национальная инспекция безопасности дорожного движения (STSI) весьма критически оценивает качество обучения в автошколах. Министерство внутренних дел само неоднократно предлагало внести ряд изменений в эту процедуру. Например, они намерены заменить экзаменационный билет во время сдачи теоретического экзамена. Министерство считает, что кандидатам в водители необходимо не декламировать билет, а «осознанно понимать безопасное поведение водителя».
Необходимо учитывать психологический элемент поведения участников дорожного движения. Агентство считает, что эти изменения помогут снизить количество ДТП по вине неопытных водителей, то есть тех, чей стаж вождения составляет менее двух лет. Пока же министерство не дало никаких конкретных рекомендаций — это может произойти в 2022 году.
Как получить водительское удостоверение инвалиду
Для большинства россиян автомобиль стал не только средством комфортности, но и определенным показателем статусности. Однако, людям с ограниченными возможностями (инвалидам), имеющим серьезные проблемы со здоровьем, машина не редко становится просто необходима, поскольку она является единственной возможностью передвижения на значительные расстояния.
Инвалидами в нашей стране признаны те люди, которые имеют определенные заболевания и прошли процедуру МСЭ (медико-социальной экспертизы), на которой и присваивается инвалидность. Если результаты такой экспертизы не подтвердили инвалидность и соответствующее решение не принято, лицо инвалидом не считается.
В этой статье мы подробно рассмотрим вопросы о том, как инвалид может научиться водить машину, а также как получить водительские права инвалиду.
Наличие заболеваний – когда стоит подождать с обследованием
Противопоказаний к офтальмологическому обследованию не бывает, их регулярное проведение позволяет иметь актуальную информацию о состоянии своих глаз.
Но когда речь идет о получении прав, есть ситуации, когда лучше выбрать иное время для проверки зрения. Речь идет о наличии заболеваний, которые не позволят поставить достоверный диагноз.
Подобные болезни делятся на две группы:
- Временные. Если была сделана операция на глазах меньше 1-го месяца назад, проводится курс офтальмологического лечения, либо имеется обострение хронического заболевания.
- Устранимые – которые можно вылечить. К тем, от которых можно избавиться за короткое время относятся иридоциклит, конъюнктивит и другие заболевания инфекционного или воспалительного характера.
Также не стоит идти к офтальмологу в период повышенной утомляемости глаз. Подобное состояние может привести к повышенной светочувствительности, снижению остроты зрения и иным неприятным последствиям, которые повлияют на результат осмотра.
Во всех перечисленных случаях желательно отложить посещение офтальмолога до того момента, когда глаза придут в норму.
Офтальмологические заболевания – с какими из них можно рассчитывать на получение прав?
Будет ли вам отказано в выдаче прав или врач наложит ограничение на управление ТС, зависит от вида глазной болезни и степени ее выраженности. Так, если имеется миопия (близорукость) или гиперметропия (дальнозоркость), вождение допускается только в корректирующих приспособлениях (линзах или очках).
Но законодательством определены и те заболевания, с какими не дают ВП. Согласно п. 27.1 Приложения № 2 к Приказу № 302н, к таковым относится:
- Катаракта – помутнение глазного хрусталика в той или иной степени, приводящее к нарушению зрения.
- Отслоение сетчатки, независимо от того, на одном глазу или на обоих.
- Косоглазие паралитического типа.
- Глаукома – патология в результате повышения внутриглазного давления.
- Диплопия, характеризующаяся раздвоением видимой картинки.
- Атрофия нервных окончаний – необратимое нарушение зрения.
- Повреждения слизистой оболочки основных мышц века, влияющие на уровень зрения.
- Патология слезного мешка, отражающаяся на общем состоянии глаз.
- Наличие имплантатов, например, искусственного хрусталика в одном глазу.
Некоторые из этих заболеваний поддаются лечению. Поэтому вполне возможно, что врач посоветует сделать операцию и снова прийти на обследование. В этом случае нужно помнить, что повторный осмотр возможен не ранее, чем через 1 месяц после хирургического вмешательства.
Как часто нужно проводить обследование
По закону, водителю нужно проводить диагностику зрения в двух случаях:
- При получении прав, в порядке общей медкомисии.
- При продлении прав, когда водитель восстанавливает их после истечения срока действия.
Получается, что закон требует проведения офтальмологической диагностики не чаще 1-го раза в 10 лет (если речь идет о водителях личного авто).
Но следует понимать, что такие временные рамки не позволяют иметь актуальную информацию о состоянии органов зрения. Объясняется это следующими факторами:
- Идеальные условия при офтмальмологическом осмотре не позволяют получить достоверную картину о состоянии глаз. Ведь водитель на дороге сталкивается с разными условиями: туман, прямые солнечные лучи, сумерки и т. д., когда глазам приходится адаптироваться к конкретной ситуации.
- Уровень зрения не статичен. Учитывая современный образ жизни, состояние глазного аппарата может ухудшиться в любой момент (из-за частого использования гаджетов, отсутствия профилактических мероприятий, возраста и т. д.)
- Ранняя диагностика повышает шансы на полное выздоровление. Например, появление катаракты ощущается больным только после того, как помутнение хрусталика начинает ухудшать зрение. А при своевременной диагностике наличие проблемы выявляется в самом начале заболевания. Это значит, что появляется возможность лечения без хирургического вмешательства, тогда как это неизбежно на более поздних стадиях.
Учитывая степень важности хорошего зрения на дороге, целесообразно своевременно и качественно проходить офтальмологическое обследование не только перед тем, как получить права.
Стоит посещать врача хотя бы раз в год, потому что на состояние глаз влияет множество факторов, в том числе и возраст. Своевременное обращение не только снизит риск возникновения ДТП, но и поможет избежать лишения прав по состоянию здоровья.
Медицинские ограничения к управлению различных категорий
Ограничения для получения водительских прав по зрению для разных категорий транспорта будут несколько отличаться между собой. Это объясняется условиями вождения, повышенной опасностью на дороге. Лояльные требования по здоровью предусмотрены для легковых авто, поэтому комиссию проходят большинство людей без серьезных патологий. Но они более жесткие для мотоциклов, грузовиков и пассажирского транспорта.
Наглядно показывает требования по зрению таблица.
Транспорт | Требование | Примечание |
---|---|---|
Мотоциклы | Не ниже 0,6 на один из глаз и не ниже 0,2 для второго | При слепоте одного глаза требование ко второму возрастает до 0,8 |
Легковой автомобиль | Не ниже 0,6 для одного и не менее 0,2 для другого глаза | Если человек носит очки, то показатель измеряется в них. |
Грузовой транспорт | Для сильного глаза 0,8, для другого в 0,4 | Если имеется слепота одного глаза, требования ко второму возрастает и составляет более 0,8. |
Автобусы | Для зрячего глаза 0,8 для более слабого 0,4 |
Определившись с вопросом, при каком зрении нельзя водить машину, следует понимать, что не допускаются к вождению люди со здоровыми глазами, но рост которых менее 150 см. Существуют также возрастные ограничения, список противопоказаний к управлению транспортом можно посмотреть на официальном сайте МРЭО ГИБДД.
Как подготовиться к медицинской комиссии по зрению?
Человеческий организм устроен таким образом, что острота зрения зависит в том числе и от усталости глаз. Поэтому если Вы планируете получать справку для замены прав, имеет смысл к этому подготовиться и дать глазам передохнуть. При этом можно использовать следующие советы:
- Идите к окулисту в начале дня. Ваши глаза отдыхают во время сна, поэтому нужно хорошо выспаться.
- Не перегружайте глаза в предшествующие дни, откажитесь от просмотра телевизора и сократите время, проведенное за компьютером или мобильным устройством.
- В идеале пойти на медосмотр сразу же после отпуска, когда за несколько дней глаза успели достаточно отдохнуть и расслабиться.
Водитель получает медицинскую справку всего 1 раз в 10 лет, поэтому имеет смысл немного подготовиться к комиссии и дать глазам отдохнуть.
В чём проблема в 2023 году?
А теперь перейдём к сути нововведения!
Дело в том, что действующее законодательство обязывает «рядовых» автолюбителей проходить медкомиссию раз в целых 10 лет. Только те, кто работает водителем, обязаны проходить регулярные проверки здоровья (предрейсовые и иные осмотры).
То есть получаем, что человек может пройти медицинское обследование, получить справку, но на следующий день заболеть каким-либо недугом, с которым крайне опасно управлять, и такого водителя на дороге быть не должно. Однако, по недоработкам действующего закона, такой автовладелец будет ещё почти 10 лет законно ездить за рулём автомобиля, представляя опасность для себя и окружающих на дороге.
Хотя, в 2023 году ГАИ имеют право аннулировать права любого водителя, если выяснится наличие у него противопоказаний к управлению, но только подтверждённых врачами. При этом, сама процедура лишения проходит только через суд. Но здесь главная проблема даже не в этом, а в отсутствии должного взаимодействия между медицинскими учреждениями и ГИБДД. То есть даже если водитель встал на учёт в наркодиспансере или заболел невротическими расстройствами, то в Госавтоинспекции об этом могут и не узнать.
Существует ряд глазных болезней, которые также могут стать противопоказанием для получения водительского удостоверения. Речь идет об отслойке сетчатки, катаракте и глаукоме. Правда, в этом случае, окончательное решение остается именно за врачом, который должен определить степень тяжести заболевания, исходя из результатов обследования.
Таким образом, в зависимости от состояния зрения, вождение автомобиля возможно не всегда. Те, кто не согласен с вердиктом врачей, зачастую идут на некоторые уловки (заучивают тест-таблицы, покупают справки), совершенно не отдавая себе отчет, что плохо видящий водитель, представляет опасность на дороге не только для себя, но и для огромного количества людей вокруг. Именно поэтому офтальмологическое обследование глаз – это очень важный, обязательный шаг на пути к получению водительских прав, пренебрегать которым нельзя.
Как подготовиться к обследованию и какие понадобятся документы?
Острота зрение – не единственный пункт, который проверяется при посещении офтальмолога. Проверку осуществят по всем показателям, но сама медкомиссия пройдет в рамках самой обычной – шоферской. Однако на показатели проверки могут повлиять и другие факторы – к примеру, банальная усталость или освещение. Если вы обладаете не самым хорошим зрением, то перед проверкой нужно соблюсти следующие рекомендации:
- За несколько дней до прохождения комиссии, снизьте нагрузку на глаза – избегайте пользования компьютером, телефоном или чтения книг.
- Проходить комиссию желательно утром. В этот момент глаза будут выспавшимися и отдохнувшими, а значит, день и время комиссии следует подобрать заранее. Идеальный вариант – проверить зрение после отпуска, если работа связана с офисом.
- Волнения и стресс могут ухудшить состояние глаз даже здорового человека. Чтобы не снизить показатели, старайтесь думать о хорошем.
- Солнечный свет, яркие лампы и прочие источники света ухудшают зрение на некоторое время. Помните об этом перед тем, как зайти в кабинет окулиста.
Если у вас плохое зрение, его проверку следует проходить со средствами коррекции. Это не только улучшит результат, но и поможет подкорректировать зрение в будущем. Так как на этом этапе появляется возможность узнать о возможных ухудшениях и подобрать другие очки или линзы.
Не следует обманывать врача, чтобы получить заветные права. Серьезные нарушения зрения влияют на безопасность вождения. Люди, которые плохо различают окружающие предметы, дорожные знаки, препятствия и не могут быстро сориентироваться в опасной ситуации, могут запросто спровоцировать ДТП.