Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение зарплаты госслужащим в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Средний доход сотрудников многофункциональных центров в целом по стране находится на уровне 27 – 30 тыс. рублей. Но этот показатель разнится по регионам (вводятся региональные коэффициенты), а также исходя из занимаемой сотрудником должности.
Надбавки за дипломатический ранг
В 2023 году повышение зарплаты госслужащим затронет и дипломатов РФ. Для сотрудников посольств разработана такая сетка надбавок:
Ежемесячная надбавка (руб.) | Дипломатический ранг |
8 939 | Атташе |
9 498 | 3-й секретарь |
10 371 | 2-й секретарь II класса |
10 615 | 2-й секретарь I класса |
11 174 | 1-й секретарь II класса |
11 447 | 1-й секретарь I класса |
12 008 | Советник II класса |
12 290 | Советник I класса |
13 408 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса |
24 580 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса |
30 167 | Чрезвычайный и Полномочный Посол |
Оклады за классный чин
В 2023 году для сотрудников федеральных госорганов будут актуальны такие оклады:
Ежемесячный оклад (руб.) | Классный чин |
6 145 | Секретарь III класса |
7 263 | Секретарь II класса |
8 381 | Секретарь I класса |
8 939 | Референт III класса |
9 498 | Референт II класса |
10 615 | Референт I класса |
11 174 | Советник III класса |
11 732 | Советник II класса |
12 290 | Советник I класса |
12 850 | Гос. советник РФ III класса |
13 408 | Гос. советник РФ II класса |
14 526 | Гос. советник РФ I класса |
22 346 | Действительный гос. советник РФ III класса |
24 580 | Действительный гос. советник РФ II класса |
30 167 | Действительный гос. советник РФ I класса |
Уровень средней зарплаты
Средняя зарплата чиновников зависит от нескольких ключевых факторов:
- Установленного по должностной сетке оклада, имеющегося класса (чина, ранга).
- Длительности нахождения на службе.
- Перечня установленных сотруднику доплат и надбавок.
- Региона выполнения должностных обязанностей.
Если рассматривать общий (усредненный по стране) показатель денежного довольствия чиновников, то он ненамного выше дохода доходов среднестатистических граждан. Но такой подход не раскрывает реального положения дел. Чтобы осуществить корректное сравнение доходов чиновников, обязательно следует учесть такие позиции:
- ведомство (администрация, муниципалитет), которые сравниваются. Можно сравнивать общий доход, усредненный по ведомству, либо по конкретным должностям;
- регион, где нужно сравнить уровень доходов;
- наличие региональных, либо других коэффициентов;
- уровень финансирования конкретного государственного учреждения из государственного бюджета (влияет на размер надбавок, доплат, премий, увеличивающих денежное довольствие).
Средний доход сотрудников многофункциональных центров в целом по стране находится на уровне 27 – 30 тыс. рублей. Но этот показатель разнится по регионам (вводятся региональные коэффициенты), а также исходя из занимаемой сотрудником должности.
К примеру:
- доход юристов МФЦ может достигать до 60 тыс. рублей;
- психологи МФЦ могут рассчитывать на доход в размере до 40 тыс. рублей;
- работу инспекторов оценивают в размере до 50 тыс. рублей;
- работники экономических отделов получают на уровне 40 – 60 тыс. рублей;
- труд ведущих специалистов оценивается на уровне 25 – 40 тыс. рублей;
- обычные операторы получают порядка 17 тыс. рублей;
- обслуживающему персоналу платят на уровне 17 – 25 тыс. рублей.
Вся работа осуществляется с официальным трудоустройством, а также полным социальным пакетом в виде оплаты отпусков, больничных, выделения материальной помощи, доплат, надбавок. Учитывая, что работа МФЦ началась относительно недавно, его сотрудники еще не имеют выслуги, поэтому в будущем разрыв в заработных платах будет только увеличиваться.
Особенности формирования
Оплата труда государственных гражданских служащих складывается «по кирпичикам». Доходы чиновника напрямую зависят от региональных коэффициентов, оклада по занимаемой им должности, его квалификации, которая устанавливается по итогам госаттестации, от продолжительности всего срока муниципальной или госслужбы.
Также размер з/п госслужащего зависит от благосклонности к нему руководства. Ведь доплата за определенные особые условия работы назначается именно непосредственным начальником.
Как устанавливается, к примеру, оплата труда гражданским государственным служащим РД? Для каждого трудящегося здесь вводятся индивидуальные размеры з/п. Узнать об их объеме возможно в собственном трудовом договоре. Там прописан оклад по занимаемой должности, а также величина надбавок за особые условия.
Что касается более опытных работников, их жалование дополняется также доплатами за классный чин, выслугу лет и проч.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек).
Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |
Величина окладов государственных российских служащих устанавливается следующими актами:
- В отношении федеральных чиновников. Размеры окладов за занимаемую должность, имеющийся классный чин вводятся Указом президента по представлению российского правительства. Также по отдельным чиновничьим должностям Указа президента может определять величину единого денежного вознаграждения. Его составляет следующее: оклады за должность, классный чин, надбавки должностным лицам за выслугу лет, за определенные особые условия, деятельность, связанную с приобщением к государственной тайне. Но премии, денежное ежемесячное поощрение тут не учитываются.
- В отношении региональных чиновников. Размеры окладов за занимаемую должность, классный чин устанавливаются согласно положениям соответствующего нормативного акта определенного субъекта РФ.
Список дополнительных выплат
Как федеральные, так и региональные чиновники имеют право претендовать на следующие дополнительные выплаты (помимо вышеобозначенных окладов):
- Надбавка за выслугу лет, что будет начисляться ежемесячно. В ст. 50 ФЗ № 79 установлены конкретные цифры. Служба 1-5 лет — надбавка 10%, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, более 15 лет — 30%.
- Надбавка за особые условия работы. Начисляется ежемесячно. Может составлять до 200% от положенного чиновнику должностного оклада.
- Процентная надбавка за работу с информацией, которая представляет собой гостайну. Ее величина, порядок выплаты определяется действующим законодательством РФ.
- Премии за выполнение конкретных особо важных и особо сложных служебных заданий. Порядок их выплаты уже формируется представителем работодателя чиновника. Величина надбавки зависит от обеспечения функций и задач данного государственного органа, исполнения должностных инструкций. Важно отметить, что максимальный размер таких премий не ограничивается законодательством.
- Денежное ежемесячное поощрение.
- Единовременная выплата служащему при наступлении ежегодного отпуска.
- Матпомощь, которая выплачивается из фондов, создаваемых для оплаты труда госслужащих.
Изменения оплаты труда гражданских государственных служащих оформляются соответствующими актами и приказами. Оно не может быть вызвано лишь решением посредственного начальства.
Что касается надбавок за особые условия работы, выслугу лет, они устанавливаются в строгом соответствии с действующим российским законодательством. Это фиксированные проценты за каждый год успешной государственной службы. Так, новичок после года работы в муниципальной или госорганизации может претендовать на 10%-ю надбавку к окладу.
Что касается надбавок по особым условиям труда, их размер фиксируется с самого первого дня выполнения служебных обязанностей. А уже по мере получения новых функциональных инструкций или же по распоряжению, приказу непосредственного руководства данный показатель порой может возрастать в геометрической прогрессии.
Приведем конкретный пример. Надбавки за работу с секретной информацией, с данными, составляющими гостайну, составляют 5-70% от оклада. Все зависит от характера таких сведений, грифов, которыми они помечены.
Первый шаг: повышение оплаты труда
Ключевую проблему гендиректор Центра перспективных управленческих решений Мария Шклярук видит в большом числе госслужащих, которые за небольшую зарплату занимаются работой, не дающей значимого эффекта. Урезание вакансий (а сокращения затронули в основном вакантные штатные единицы) отнимает у органов власти один из немногочисленных вариантов компенсации невысокого уровня оплаты труда.
Госслужащие, занимающие должности вплоть до заместителя директора департамента министерства или федеральной службы, получают зарплаты ниже среднего уровня оплаты труда руководителей в коммерческом секторе в Москве. Кроме того, зарплаты на госслужбе сильно зависят от стажа, но слабо связаны с результатами работы: премиальная часть составляет до 10% зарплат, ее границы не зафиксированы четко, а размер остается на усмотрение руководства ведомств, указывают эксперты. Они предлагают довести размер премий до 30% и привязать их к достижению KPI.
Текущая система оплаты труда на госслужбе ведет к тому, что министерства и ведомства перекладывают значительную часть функций на подведомственные учреждения, считают эксперты. «Большие ресурсы повышения привлекательности госслужбы находятся сейчас в подведомственных организациях и различного рода АНО, создаваемых как для того, чтобы обеспечить более высокую зарплату, так и для того, чтобы трудоустроить специалистов, которые не готовы проходить более сложные процедуры устройства на госслужбу, — пишет Шклярук. — В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда полномочия сохраняются за людьми, получающими более низкую зарплату и имеющими более сложные условия работы (поток поручений, переработки, высокий уровень ответственности), а ресурсы сосредотачиваются за пределами госслужбы, размывая полномочия и цепочку принятия решений».
Кому и на сколько повысят зарплаты в этом году
Однако по сообщению главы правительства, повышение окладов бюджетникам в текущем году — дело решенное. Оно коснется медиков, учителей школ, а также профессорско-преподавательского состава. Не забыли и про студентов, которых ожидает повышение стипендий.
Точных цифр не называют, но по информации, предоставленной министром финансов, в среднем уровень зарплат повысится как минимум на 16 %.
Поскольку оплата труда в разных областях может отличаться в два и более раза, повышение зарплат в этом году в России тоже будет проходить неравномерно. Кроме того, величина надбавки зависит от стажа, категории и ряда других факторов. Например, будет учитываться, какие обязанности выполняет сотрудник, есть ли на нем дополнительная нагрузка.
Значение имеет даже рейтинг заведения. Например, учителя, которые работают в школе, признанной лучшей в районе, получат больше работников не имеющего такого статуса учреждения. Так что некоторых специалистов ждет повышение зарплаты примерно в полтора раза.
Вопреки множеству слухов и даже официальных сообщений, что индексация пенсий по старости будет заморожена, пойти на такой шаг правительство не решилось. Все понимают, что пенсионеры в России являются самой незащищенной категорией населения. В отличие от многих западных стран, а также государств Ближнего Востока российские пенсионеры практически полностью оплачивают и лекарства, и коммунальные платежи, и все остальное. Так что индексироваться пенсии будут. Другое дело, что от темпов инфляции они все равно отстают.
Не очень приятной является и информация о том, что работающим пенсионерам индексацию все-таки заморозят. Если пенсионер уволится с работы, она будет возобновлена.
Какие изменения предусмотрены в бюджете
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.
Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.
Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета
Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.
Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.
«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.