Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок предрейсового осмотра водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Какие водители должны проходить предрейсовый и кто проходит послерейсовый осмотр? Обязательные ежедневные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (медосмотры) должны проходить все лица, работающие на должности водителей автомобилей вне зависимости от категории прав, типа ТС и дальности предстоящей поездки. Кроме того, в соответствии с абз.3-4 п.3-4 ст.23 ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ, проводятся осмотры индивидуальных предпринимателей, самостоятельно осуществляющих транспортные перевозки. Выполнять данное требование закона необходимо в течение всего периода работы.
Кто должен проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр?
На основании вышеуказанного закона такое обязательное условие, как проведение предрейсового медицинского осмотра, может быть отменено для водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб – скорой помощи, МЧС, полиции, пожарных бригад и др. Послерейсовому медицинскому осмотру подвергаются все без исключений.
Организация предрейсового медицинского осмотра водителей на предприятии
Предрейсовый медицинский осмотр водителей может проводиться как в медучреждении, так и на предприятии. Организация предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей возлагается на работодателя/нанимателя и осуществляется за его счёт.
Чтобы знать, как правильно должен проводиться предрейсовый медосмотр водителя и грамотно его организовать следует ознакомиться с регулирующими законодательными нормами:
- приказ Минздрава СССР от 29.09.1989г. №555;
- приказ Минздрава РФ от 15.12.2014г. № 835н;
- приказ Минтранса РФ от 08.08.2018г. №296;
- письмо Минздрава РФ от 21.08.2005г. 2510/9468-03-32;
- письмо Минтранса РФ от 08.04.2019г. № Д3-531-ПГ.
Министерство транспорта РФ в 2021 году выпустило утвержденный порядок проведения предрейсового и предсменного технического состояния ТС (транспортного средства). Порядок начал действовать в 2022 году.
Важно! Предрейсовый и предсменый осмотр отличаются периодичностью. Если длительность рейса превышает один рабочий день (это характерно для перевозки грузов), техосмотр ТС проходит один раз, перед убытием в рейс. Если ТС используется регулярно (например, такси, маршрутка или автобус), оно обязано проходить осмотр каждую смену.
В соответствии с документом, если организация осуществляет перевозку людей и грузов, пред выходом автомобиля в линию, она обязана проводить оценку его техсостояния. В документе описан порядок проведения техосмотра, отражения его в документах, требования к контролеру. Также водитель обязан проходить обследование медика. Отсутствие техосмотра нарушает требования безопасности и ведет к штрафам до 30 000 руб.
Предрейсовые и послерейсовые осмотры
Одним из критериев законной деятельности такси является путевой лист с обязательными реквизитами предрейсового осмотра. Документ свидетельствует, что на линию выехало исправное такси, водитель здоров и находится в адекватном состоянии, то есть, допущен к управлению ТС для перевозки пассажиров. Контроль со стороны врача и механика способствует снижению ДТП на дорогах. Так требует закон РФ, другой вопрос, – как это воплотить в реальности.
Организация предрейсовых осмотров
Порядок и обязательность проведения предрейсового медицинского осмотра водителей регламентируется Приказом Минздрава №835н (от 01.05.15). Руководители крупных таксопарков обеспечивают своих водителей путевками, где ставятся отметки врача и механика перед выходом на линию.
Нормативные требования
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 г. за № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
- Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и…
- Федеральный закон № 398-ФЗ от 21.11.11 г. «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения» от 20 декабря 2021 г.
- Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам …
При каких неисправностях запрещена эксплуатация автотранспорта
Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти техосмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.
Примечание: Техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).
Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2021 г. приводится перечень основных неисправностей:
Административная ответственность за нарушения Порядка предрейсовых медицинских осмотров
КоАП РФ Статья 12.32 Допуск к управлению водителя, находящегося в состоянии опьянения |
||
1 | на ответственных за техсостояние и эксплуатацию тс | 20 000 р. |
2 | на юридических лиц | 100 000 р. |
КоАП РФ Статья 11.32 Нарушение порядка проведения предрейсовых или послерейсовых |
||
1 | на граждан | 1000 – 1500 р. |
2 | на должностных лиц | 2000 – 2500 р. |
3 | на юридических лиц | 30 000 – 50 000 р. |
4 | на индивидуальных предпринимателей | 30 000 – 50 000 р. |
КоАП РФ Статья 12.27 ч. 3 Невыполнение требования о запрещении употреблять алкоголь, наркотические |
||
1 | на водителя, нарушившего ПДД (ТС подлежит аресту) | 30 000 р. + лишение на 1,5-2 года вод. прав |
КоАП РФ Статья 5.27.1 Допуск к упр. ТС без знаний требований охр. труда, обязательных предрейсовых медосмотров в начале раб. дня (смены), психиатрических освидетельствований, при наличии противопоказаний |
||
1 | на должностных лиц | 15 000 – 25 000 р. |
2 | на ИП | 15 000 – 25 000 р. |
3 | на юридических лиц | 110 000 – 130 000 р. |
КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 2 Перевозока пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров |
||
1 | на граждан | 3 000 р. |
2 | на должностных лиц | 5 000 р. |
3 | на юридических лиц | 30 000 р. |
КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3 Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС |
||
1 | на граждан | 3 000 р |
2 | на должностных лиц | 5 000 р. |
3 | на юридических лиц | 30 000 р |
Ответственность работодателя
Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.
Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:
- на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
- на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
- на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.
Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:
- на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
- на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.
В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
- на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.
Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:
— исправность тормозной системы:
— исправность рулевого управления;
— работоспособность стеклоочистителей;
— состояние колес и шин;
— исправность клаксона (сигнала);
— работоспособность тахографа (при наличии);
— исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное);
— исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн;
— проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
— проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол;
— проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов;
— проверка состояния держателя запасного колеса;
— проверка положения опор полуприцепов.
Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:
— приборную панель на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения;
— обзорность с места водителя;
— видимость обзора в зеркалах заднего вида;
— заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики;
— ремни безопасности и подголовники;
— работоспособность световых приборов;
— герметичность узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе систему выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики;
— укомплектованность транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами;
— отсутствие внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверить на установку незаконного газового оборудования.
Еще совсем недавно технический контроль исправности автомобиля после выполнения рейса был не обязательным. Теперь осмотр ТС должен проводиться дважды – перед выездом на смену или в рейс и после возвращения на базу. Таким образом, в путевке ставятся два штампа.
В том случае, если разные люди работают на одном автомобиле или автобусе по сменам, то технический осмотр производится в начале и окончании каждой смены. При этом каждому из водителей путевой лист оформляется индивидуально.
Если автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не будет иметь отметки о предрейсовом контроле, то ответственность за данный факт будут нести как владелец автомобиля, так и его водитель, а также контролер транспортного средства. Согласно части 3 статьи 12.31.1 КОАП РФ, на каждого из них будет наложен штраф:
водителю – 3 000 рублей;
контролеру – 5 000 рублей;
организации, которой принадлежит автомобиль, – 30 000 рублей.
Журнал прохождения предрейсового осмотра и послерейсового осмотра
Обязанность контролера, выпускающего автомобили и автобусы на рейсы, также заключается в ведении журнала прохождения предрейсового и послерейсового ТО. Данный документ является обязательным для любой организации.
Журнал оформляется в виде таблицы, в которой обязательно должны присутствовать следующие графы:
наименование марки, модели транспортного средства;
государственный регистрационный знак транспортного средства;
фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
дату, время проведения контроля;
показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
отметку о прохождении контроля;
подпись контролера, проводившего контроль.
Ответственность за выход автомобиля на линию
Существующие законы предусматривают ответственность за халатное проведение предрейсового осмотра или выпуск автомобиля на линию без осмотра.
Штрафные санкции 20 000-100 000 руб.
Важно! Механик-контролер непосредственно подчиняется только руководителю предприятия.
Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке.
- Технический надзор — выявление причин неисправностей и принятие мер к их устранению;
- Организация передачу а/м в ремонтные мастерские, принятие их в эксплуатацию;
- Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по ТО, в соответствии с Планом-Графиком;
- Оформление документации на ремонт ТС после аварий;
- Контроль за постановку ТС на стоянку после окончания работы водителя;
- Участие в проведении технического осмотра ТС;
- Внесение предложений о наложении дисциплинарных взысканий на водителей;
- Контроль за показаниями спидометров;
- Проверка у водителей документов на право управления при выезде на линию;
Каковы важные условия соглашения
Если компания хочет заключить договор с аутсорсером для проведения техосмотра, важно учесть пункты, которые обязательно должны быть в документе:
- Сведения о сторонах сделки: наименования организаций, Ф.И.О. сторон (руководителей или иных уполномоченных лиц), паспортные данные, адреса.
- Предмет договора – проведение технического освидетельствования машин на предмет соответствия требованиям безопасности.
- Адрес выполнения осмотра, количество автомобилей, сроки.
- Права и обязанности сторон. Заказчик обязан предоставлять исполнителю транспорт в оговоренные соглашением сроки, а также документацию на него. Обязательна своевременная оплата услуг, график внесения платежей и суммы оговариваются индивидуально.
- Стоимость услуг: цена, порядок оплаты.
- Ответственность сторон. Если исполнитель нарушает сроки, заказчик вправе требовать неустойку. Она исчисляется от суммы в процентах за каждый день просрочки. При несвоевременной оплате работ заказчиком исполнитель также может истребовать неустойку.
- Особенности расторжения договора, срок действия.
- Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.
- Подписи обеих сторон.
Еще совсем недавно технический контроль исправности автомобиля после выполнения рейса был не обязательным. Теперь осмотр ТС должен проводиться дважды – перед выездом на смену или в рейс и после возвращения на базу. Таким образом, в путевке ставятся два штампа.
В том случае, если разные люди работают на одном автомобиле или автобусе по сменам, то технический осмотр производится в начале и окончании каждой смены. При этом каждому из водителей путевой лист оформляется индивидуально.
Если автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не будет иметь отметки о предрейсовом контроле, то ответственность за данный факт будут нести как владелец автомобиля, так и его водитель, а также контролер транспортного средства. Согласно части 3 статьи 12.31.1 КОАП РФ, на каждого из них будет наложен штраф:
Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей?
Организовать контроль водителя перед рейсом можно одним из трёх способов:
- Нанять врача, у которого есть сертификат. Он работает в штате компании по трудовому договору, каждый месяц ему платят зарплату. При этом сама организация не должна получать какие-либо лицензии.
- Получить лицензию на предрейсовый осмотр водителя и всё организовать своими силами. Это целесообразно только в случае, если у вас крупная компания, или вы планируете предоставлять услуги по проведению медосмотров более мелким компаниям.
- Оптимальный путь, который поможет сэкономить ваше время и ресурсы — заключить договор с лицензированной клиникой, которая всё организует.