В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Кодом 353 КОСГУ отражают операции по приему к учету прав на ПП с неопределяемым СПИ. При приобретении лицензии на ПП учреждение устанавливает факт определения ее срока действия. Случается, что договором СПИ не зафиксирован. Профильная комиссия по движению активов проверяет возможность установления такого срока, учитывая при его определении различные факторы.
Если комиссией СПИ определен, то принятие к учету прав пользования ПП будет отражено по шифру 352 КОСГУ. При невозможности установления СПИ стоимость лицензии зафиксируют по подстатье 353.
Впрочем, СПИ по объектам с неопределяемым сроком действия может быть установлен в ходе проведения годовой инвентаризации НМА. В этом случае объект переклассифицируют с кода 353 КОСГУ на код 352 КОСГУ.
Итак, обобщим все сказанное.
Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.
В порядке сопровождения ГОЗ тоже нет особых изменений. По-прежнему действует режим лицевого счета. Все операции с целевыми средствами проводятся на казначейских счетах — по аналитическому разделу, который открывается в разрезе каждого госконтракта. Лицевые счета необходимо открывать в ТОФК. Кроме того, в госконтракты по гособоронзаказу необходимо включать условия и запреты из новой ст. 242.23 БК РФ (ч. 6 проекта о КС для ГОЗ на 2022 г.).
Добавится и расширенное КС по госконтрактам, которые определят дополнительным актом правительства. При открытии лицевых счетов участникам необходимо предоставлять ТОФК копию такого нормативного акта. Территориальный орган ФК проводит дополнительные проверки по нормам ст. 242.24 БК РФ. В контракты, подлежащие расширенному сопровождению, необходимо включать условия о проведении проверок и осуществлении операций на лицевых счетах по переводу денег на банковские счета после полного исполнения контракта.
ФинКонт
Учебный центр
Расписание семинаров
Госсектор
Бухгалтерский учет и налогообложение
23 — 26 августа 2022 с 10:00 до 17:30
г. Санкт-Петербург, Лиговский просп., 10/118 , гостиница Октябрьская.
Изменения в учете и хозяйственной деятельности — 2022.
Бюджетная классификация в 2022. Общий порядок и особенности применения.
Бюджетная классификация в 2022 году. Новые КВР, изменение и уточнение КВР с пояснениями порядка последующего применения в учете.
Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н с учетом изменений НПА:
Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н;
Приказ Минфина России от 16.11.2020 N 267н.
Замена Перечня КБК для федерального бюджета (в соответствии с Приказом Минфина России от 29.11.2019 N 207н) обновленным Перечнем согласно Приказа Минфина России от 08.06.2020 N 99н с учетом изменений НПА:
Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н (исходный);
Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н;
Приказ Минфина России от 07.12.2020 N 297н (проект).
Обновленная классификация КОСГУ на 2021 год. Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления (Письмо Минфина России от 11.12.2020 N 02-08-10/109210). Порядок применения КОСГУ в соответствии с Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н с учетом изменений НПА:
Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н (в части, действующей с 01.01.2021).
Обновление порядка планирования финансово-хозяйственной деятельности для федеральных учреждений и применения КБК согласно Приказа Минфина России от 17.08.2020 N 168н:
План ФХД по новой форме, которую утверждает и доводит учредитель на основе рекомендуемого Минфин образца;
Обоснования поступлений и выплат. Проекты госзадания и соглашений о субсидии.
Уточнение порядка согласования и утверждения ПФХД.
Новый порядок применения первичных документов и регистров бухучета.
Рабочий план счетов учреждений. Изменения и отдельные порядки учета.
Нормативно-правовые акты, регулирующие казначейское сопровождение бюджетных средств — 2022.
Система казначейских платежей и казначейской обслуживание — 2022.
Финансовый контроль и управление финансами учреждения.
Контроль качества планирования и обоснования расходов.
Механизмы контроля строительных рисков.
Постатейный контроль превышения лимитов капитальных расходов «по оплате».
Формы контроля на основании утвержденной проектно-сметной документации. Требования и процедуры контроля расходных операций на основании утвержденной проектно-сметной документации.
Формы контроля на основании утвержденного бюджета проекта. Требования и процедуры контроля расходных операций на основании утвержденного бюджета проекта.
Организация системы оплаты труда на 2022 год.
Планирование финансово-хозяйственной деятельности — 2022.
Реформы и изменения законодательства в 2022 году. Нормативные акты, вступающие в силу 01.01.2022.
Сущность, приоритеты и принципы бюджетной реформы системы управления общественными финансами:
внедрение механизмов взаимного признания (непризнания) органами внешнего и органами внутреннего госфинконтроля результатов контроля.
развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля, при котором проверки сократят за счет внедрения риск-ориентированного подхода к их планированию.
переориентация внутреннего госфинконтроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля.
автоматизация процедур внутреннего финансового контроля, «контроля вещей.
переход к полноценному внутреннему аудиту, внедрение единых требований и системы обучения внутренних аудиторов.
1. Обзор корректировок к стандартам для организаций государственного сектора и влияющих на учетную политику: • «Непроизведенные активы» – приказ от 28.02.2018 года № 34н
• «Обесценение активов» – приказ от 31.12.2016 N 259н
• Аренда – приказ от 31.12.2016 №258н • Совместная деятельность – приказ от 15.11.2019 №183н
• Доходы – приказ от 31.12.2016 №259н
• Учетная политика, оценочные значения и ошибки – приказ от 30.12.2017 №274н
• Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора – приказ от 31.12.2016 №256н
• «Государственная (муниципальная) казна» – приказ от 15.06.2021 №84н.
2. Порядок дальнейшего вступления в силу федеральных стандартов новая программа разработки ФСБУ госфинансов на 2021 – 2024 годы.
Транснефть Финанс
Северсталь ЦЕС
РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Компания Braun
Мостотрест
Альфа-Банк
Мособлгаз
Газпромбанк
МКУ Управление Делами Администрации
ФКР Москвы
Аппарат Мэра и Правительства Москвы
ВТБ Лизинг
Гипромез
АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
Русское море
Издательство Просвещение
ИЦЛС Биотехнология
ГУП Моссвет
VIDEO
Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила
Методический материал, кофе-паузы.
Отдельное внимание уделяется новым требованиям к осуществлению хозяйственной деятельности, бухгалтерскому учету и отчетности в соответствии с обновленными нормативно-правовыми документами.
В течение 2021 года произошли следующие изменения в части планирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности:
Бюджетные ассигнования: Новая методика расчета бюджетных ассигнований и обоснований федерального бюджета.
Электронное актирование: Изменение порядка признания денежных обязательств и новые способы использования информационных систем.
Внесены изменения в порядок планирования, установленный Приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н.
Многочисленные изменения Бюджетного кодекса в части регулирования межбюджетных отношения и исполнения бюджетов.
Пакет оптимизационных поправок к Закону № 44-ФЗ.
Планирование и осуществление финансово-хозяйственной деятельности рассматривается с учетом существующих систем автоматизации. Система «Электронный бюджет» распространяется на учреждения в рамках общероссийской инициативы внедрения автоматизированных систем планирования и контроля деятельности учреждений. Выполнение учреждением требований Федерального казначейства и Министерства финансов РФ требует актуального понимания правил осуществления отдельных элементов хозяйственной деятельности с использованием подсистем «Электронного бюджета»: планирование, принятие и исполнение обязательств, закупочная деятельность. Обозначенные темы рассматриваются и поясняются.
Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2022 — 2022 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 28.12.2022 № 297н.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
В ряде случаев, исходя из вида программного продукта и характера его использования, расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение могут быть учтены при формировании первоначальной стоимости основного средства (компьютера) на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
В зависимости от того, является ли право на програм.обеспечение исключительным. если нет, то Дт. 401.50 (расходы буд.периодов) Кт. 302.26.226 (расчеты с поставщ), одновременно учет на 01 счете. Ежемесячно (или в зависимости от учетной политики) списывать расходы со счета 401.50 на счет 401.20
Для автоматизации расчета заработной платы и кадрового учета в бюджетном учреждении мы предлагаем “1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8” или программу “КАМИН:Расчет зарплаты для бюджетных учреждений. Версия 3.5”, которая также разработана на основе платформы 1С (мы являемся официальным партнером фирмы-разработчика “КАМИН”). Наши сотрудники могут провести презентацию программ или предоставить бесплатный доступ к демо-базе, чтобы помочь определиться с выбором.
дополнительный разрез учета “статья финансирования” и отчеты для анализа данных в разрезе статей финансирования;
учет договоров контрагентов, согласно которым происходит поставка медикаментов;
партионный учет медикаментов;
учет квот по пациентам и отчеты для анализа использования квот и расхода медикаментов в разрезе пациентов;
внешние обработки выгрузки документов из конфигурации 1C:Розница 8. Аптека и загрузки документов в 1C:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8.
В бухучете предельная граница стоимости ПО для идентификации его в качестве амортизируемого НМА не установлена, поэтому начислять износ следует по всем НМА с известным СПИ. По активам с неопределяемым СПИ амортизация не исчисляется, но ежегодно предприятия обязаны пересматривать и уточнять срок службы НМА, подтвердив невозможность определения или установив его (п. 27 ПБУ 14/2007).
Согласно п. 9 Порядка № 209н на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ относятся операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, в частности:
по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями (подстатья 227 «Страхование»);
по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы и аналогичные (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»).
VIDEO
Бухгалтерский учет программного обеспечения
Документальное оформление и договорные отношения:
Поставка сопровождается актом приема-передачи и лицензионным соглашением по форме рекомендованной производителем и владельцем исключительных прав на программы, например фирмой 1С.При покупке программного обеспечения, покупатель (Лицензиат), заключает лицензионное соглашение, с разработчиком владельцем исключительных прав (Лицензиаром), в котором определены порядок и условия использования соответствующего программного обеспечения.
В тексте лицензионного соглашения может быть указан срок его действия. В случае, когда в лицензионном соглашении (договоре) срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (ГК РФ, часть IV, Ст.
Отражение в бухгалтерском и налоговом учете:
При покупке программы у покупателя не возникает исключительного права на приобретаемую программу. Передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности производятся в соответствии со Статьей 149, п.2, пп. 26 Налогового Кодекса РФ и освобождаются от обложения НДС.
Покупатель (пользователь) отражает нематериальные активы, полученные в пользование, на забалансовом счете по стоимости, определяемой исходя из установленной цены экземпляра программного продукта (в соответствии с п. 39 ПБУ 14/2007). Платежи за предоставленное право использования программ, отражаются в бухгалтерском учете покупателя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
В налоговом учете предусмотрено равномерное списание затраты на протяжении срока полезного использования программы вплоть до его истечения (НК РФ, Ст. 272, пункт 1). Соответственно, разницы в отражении операции по покупке программного обеспечения в налоговом и бухгалтерском учете не возникает.
Бухгалтерские проводки по учету программного обеспечения, в том числе и 1С
Д 60 К 51 – оплата поставщику за право на использование программы 1С
Д 97 К 60 –расходы на программу 1С
Д 26(44) К 97 – списание расходов на программу 1С равными долями в течение срока действия лицензионного договора
Д 012 – получение в пользование нематериальные активы
К 012 — по окончании срока лицензионного договора производится списание стоимости нематериального актива
Как правильно применять КОСГУ с 2020 года
подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи;
специальная продукция, бланки строгой отчетности;
бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам.
Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).
по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями (подстатья 227 «Страхование»);
по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы и аналогичные (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»).
VIDEO
Проводки в коммерческих структурах
Операции по появлению у учреждения коммерческого типа исключительного права на пользование новой программой должны быть зафиксированы в бухгалтерском учете комплексом корреспонденций:
Датой приобретения для отражения суммы понесенных расходов формируется проводка между Д08.5 и К60.
В момент, когда программа установлена и ею можно начинать пользоваться, создается запись на стоимость ПО с Д04 и К08.5.
Каждый месяц при начислении амортизационных сумм дебетуется счет 20 (или 26, 44) с одновременным кредитованием счета 05.
Если программа была приобретена по стоимости, не превышающей 40 тысяч рублей, то бухгалтер составляет такой набор проводок:
При покупке ПО расходы учитываются через корреспонденцию Д08.5 – К60.
Когда программа вводится в эксплуатацию, дебетуется 04 счет и кредитуется счет 08.5.
Полная стоимость программного обеспечения в налоговом учете сразу переносится в расходы предприятия записью между Д20 (или 23, 26, 25, 44) и К04.
В бухгалтерском учете будет начисляться амортизация, для этого предназначена корреспонденция Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К05.
Если учреждение купило программное обеспечение и получило на него неисключительные права, то:
при осуществлении разового платежа в момент приобретения ПО дебетуется счет 97, по кредиту записывается 60 счет;
лицензия на ПО учитывается дебетовым оборотом по забалансовому счету 012;
ежемесячно часть понесенных затрат переводится на расходы предстоящих периодов проводкой Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К97.
ВАЖНЫЙ НЮАНС! Законодательно запрещено пользоваться нелегальными версиями программного обеспечения. За применение в работе пиратских программ предусмотрено наказание нормами гражданского и уголовного права в ст. 1252 ГК РФ и ст. 146 УК РФ.
При проведении процедуры обновления программного продукта или осуществлении специализированного обслуживания затрачиваемые на это деньги показываются по дебету 20 (25, 23, 44, 26) и кредиту 60 счета.
Как учесть расходы на программные продукты
– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;
В соответствии с п. 101, 102, 121 Инструкции № 162н принятие к учету расходов на приобретение ежемесячного обновления для информационно-правовой базы оформляется бухгалтерской записью: Дебет 1 401 20 226 / Кредит 1 302 26 730 .
Учет в «1С» неисключительных прав пользования на РИД с 2021 года
Списание с учета неисключительных лицензий на программные продукты оформляется документом Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта) с типовой операцией Прекращение прав пользования НМА (401.10.172/401.20.226-111.60).
В документе следует выбрать вид списания Списание собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103, 111.60) , указать вид списываемого объекта прав пользования (реквизит Вид имущества ) и КФО .
На закладке Общие сведения следует указать Ответственное лицо и Место хранения , с которого списывается лицензия на программные продукты.
На закладке Основные средства, НМА, НПА следует добавить или подобрать неисключительные лицензии на программные продукты, подлежащие списанию.
Важные новости для бухгалтера бюджетной сферы за июнь
Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
Приобретение неисключительных прав на условиях простой лицензии
Программы для ЭВМ, в том числе программные средства криптографической защиты информации, являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (пп. 2 п. 1 ст. 1225, ст. 1261 Гражданского кодекса РФ, пп. «з» п. 2 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 313).
Исключительное право на программу для ЭВМ принадлежит ее правообладателю, без согласия которого другие лица не могут ее использовать (абз. 1, 3 п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Организация (пользователь) может получить право использования такой программы по лицензионному договору. Заключение лицензионного договора не влечет за собой перехода исключительного права к организации. Организация может использовать рассматриваемую программу для ЭВМ только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором (п. 1 ст. 1233, п. 1 ст. 1235 ГК РФ).
VIDEO
Преимущества лицензированной онлайн-школы
В первую очередь это — возможность выдавать свидетельства или удостоверения о прохождении онлайн-курсов, марафонов, интенсивов.
🔔 Важно Лицензия не дает права выдавать дипломы и сертификаты государственного образца, для этого нужно пройти аккредитацию.
Что еще:
Ученики имеют право получить налоговый вычет на обучение по НДФЛ.
На сайте или в сообществе онлайн-школы в социальных сетях можно указывать программу обучения, расписание занятий, количество учебных часов.
Для предпринимателя есть возможность привлечь дополнительных преподавателей.
Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение
В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
Похожие записи: