Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище — это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы МВД России.

Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.

Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.

Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.

Статус политическое убежище предоставляется в соответствии с Конституцией РФ, его обладатель вправе рассчитывать на въезд и пребывание в РФ. Искать себе укрытие на территории другой страны закрепляется за каждым человеком. Получив политическое убежище, иностранец получает гарантию в том, что даже в случае, если его страна запросит экстрадицию, выдан он не будет. В этом случае отказ в экстрадиции не рассматривается, как акт недружелюбия. Получивший такой статус гражданин должен будет выполнять определенные условия, иначе он может потерять политическое убежище.

Понятие «политическое убежище» отличается от понятия «беженец» и «временное убежище». Если два последних статуса присваиваются по различным причинам, включая и расовые, и национальные угрозы, то политическое убежище предоставляется только на основании политических угроз.

Важно! Предоставление политического убежища в РФ регулируется и международными и российскими правовыми актами. Основной документ, который определяет рассматриваемый статус – это Всеобщая декларация прав человека.

Кто может получить политическое убежище

Предоставляется политическое убежище только по определенным основаниям (Указ Президента РФ №746 от 21.07.1997). Предоставляется убежище иностранцу (апатриду), ищущему укрытие в силу преследования или угрозы стать жертвой преследования, обусловлено которое политическими убеждениями. Политическое убежище также предоставляется лицам, преследуют которых только за убеждения или общественную позицию. С согласия иных членов семьи прибывшего, им также предоставляется убежище. Для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста согласие не потребуется.

Также выделяют перечень лиц, которым политическое убежище не может быть предоставлено:

  • Лицам, которых преследуют за деяния, которые противоречат принципам ООН;
  • Лицам, которые привлечены к уголовной ответственности в РФ;
  • Лицам, которые прибыли в РФ из страны, в которой преследования им не грозят;
  • Лицам, которые прибыли из стран, имеющих развитые демократические институты;
  • Лицам, прибывшим из стран, с которыми Россия заключила безвизовый режим;
  • Лицам, которые предоставили ложные сведения;
  • Лицам, которые имеют гражданство иных стран, где их не преследуют;
  • Лица, которые уехали из своей страны не по политическим, а по иным убеждениям.
Читайте также:  Какие виды поддержки могут получить самозанятые в 2022-2023 годах

За что могут лишить политического убежища в России

Лишение права на указанный вид защиты осуществляется в случае противоправных действий беженца. Таких причин, установленных законодателем, немного:

  • действия лица или его пребывание в РФ создает угрозу национальной безопасности;
  • лицо осуществляет деятельность, которая противоречит целям и основным принципам ООН;
  • беженцем совершено уголовное преступление, что подтверждается вступившим в силу приговором российского суда (если он подлежит исполнению, т.е. лицо не освобождается от отбытия или исполнения наказания).

Инициатором лишения в указанных случаях выступает сама Российская Федерация, которая вправе прибегать к такой процедуре лишь в узко ограниченном перечне случаев.

Политическое убежище для жителей украины

В 2023 году гражданин Украины, ходатайствующий о политическом убежище, может получить его гораздо проще, по гуманитарным соображениям. Статус предоставляется в соответствии с принятой директивой Европейской комиссии о временной защите (2022/382), вступающей в силу с 4 марта и на следующие 12 месяцев.

Все страны-члены ЕС готовы принять украинцев. Для пересечения границы достаточно любого удостоверения личности. Статус беженца предоставляется в первой стране, в которую прибыл гражданин Украины. Всю Европу транзитом пересечь невозможно из-за более выгодных условий и дотаций. Страна, где человек прошел паспортный контроль как беженец, станет его кризисным центром. Во время обработки заявки нельзя работать и покидать свою территорию.

Какие ограничения накладывает политическое убежище?

Как правило, лицо, ищущее убежища, не может вернуться на родину, поскольку подача заявления о предоставлении убежища подразумевает, что такое возвращение опасно. Нет больше риска = нет статуса. В некоторых странах люди теряют свой статус, покидая страну убежища один раз или на срок, превышающий срок, указанный в законе.

Кроме того, ходатайство о предоставлении убежища может стать черной меткой для миграционной службы: например, в Германии после отказа в убежище вы не сможете претендовать на другие правовые статусы (например, вид на жительство для работы). Также могут быть проблемы с визой. Но это касается не всех ситуаций: например, у украинцев таких проблем, скорее всего, не будет.

Процедура предоставления убежища

Просить об убежище можно при пересечении границы или уже по прибытии в страну назначения. Чем раньше, тем лучше. Если человек уже провёл определённое время за рубежом, а затем попросил о политическом убежище, это заставит власти подозревать, что угроза на родине является мнимой, а заявитель хочет иммигрировать по другим причинам. Важный момент: перелёт/переезд в страну назначения должен происходить напрямую из страны, на территории которой проживал заявитель. Возможность приезда через транзитные государства допускают лишь немногие. Большинство же ссылается на правило, согласно которому убежище должно быть запрошено в первой стране, безопасной для проживания просителя.

Одна из главных составляющих процедуры в любой стране мира — предоставление государству убедительных свидетельств того, что на родине заявителю и его семье действительно угрожала реальная опасность. Обычно именно от этих документов зависит решение миграционных служб о принятии или отклонении заявления заинтересованного лица.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. политическое убежище

Нелегальные им­мигранты — это лица, которые въехали в страну нелегально, либо на­ходятся в ней после истечения указанного в визе срока, либо устрои­лись на работу, имея только туристическую или гостевую визу. Тран­зитные мигранты пересекают территорию государства с намерением эмигрировать в третью страну. Трудовые мигранты меняют место жи­тельства в поисках трудоустройства.
Этнические мигранты покидают страну места жительства с целью переезда в то государство, которое они воспринимают как родину. Этнические мигранты наиболее частоассоциируются с беженцами. Статус беженца обладает серьезными преимуществами по сравне­нию со статусом мигрантов. Решение вопроса о том, какое правовое положение имеет соответствующее лицо — мигранта или беженца,принадлежит государству убежища. Среди беженцев выделяется особая категория лиц — вынужденные переселенцы (внутренние беженцы).

Почему могут отказать и можно ли подать заявление повторно

Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:

  • заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
  • человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
  • заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
  • лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
  • человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
  • иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
  • информация, описанная в документах, была неверной;
  • причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).
Читайте также:  Минтруд определил тарифы страховых взносов на травматизм на 2022 год

Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.

Понятие «беженец» по российскому законодательству. Особенности их правового статуса

В современном международном праве, в отличие от классического международного права, имеется целая отрасль, посвященная правам человека. Современное международное право содержит общепризнанные, и, следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д.

Существует ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к индивидам, в частности, по вопросам защиты прав человека, приобретения и утраты гражданства, режима иностранных граждан, предоставления политического убежища и другие.

Войны между государствами, конфликты немеждународного характера, политические преследования ведут к массовому исходу населения в другие страны. Это сделало необходимым урегулирование правового положения беженцев, поскольку зачастую они оказываются в бесправном состоянии. Первые акты были приняты после Первой мировой войны

Безусловно, Конвенция 1951 г. позитивно повлияла на решение проблем беженцев. Вместе с тем она содержит ряд ограничений, препятствующих своевременному оказанию помощи всем лицам, нуждающимся в политической, правовой и социальной защите.

Ныне основным актом является универсальная Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. Учитывая актуальность для себя этой проблемы, Россия стала ее участницей в 1992 г.

В статье 1 Конвенции содержится следующее определение понятия «беженец». Таковым считается лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследования. Таким образом, правовое регулирование положения беженцев согласно Конвенции охватывает несколько аспектов:

  • – определение понятия «беженец» и закрепление принципов их невысылки и невыдачи;
  • – предоставление беженцам по ряду вопросов правового режима иностранцев (например, в отношении гражданских, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных, трудовых прав);
  • – предоставление беженцам по определенным вопросам национального режима (так, беженцы, как и граждане данного государства, уравнены в праве обращения в суд, в получении начального образования, правительственной помощи, в вопросах налогообложения, защиты интеллектуальной собственности).

Вступление России в Совет Европы придало новый импульс работе по обеспечению прав человека в Российской Федерации.

Для Российской Федерации стало обязательно руководствоваться в своей практической деятельности положениями, содержащимися в основных нормативно-правовых актах Совета Европы о правах человека. Особо отметим появившуюся необходимость соблюдения требований, содержащихся в Европейской конвенции о выдаче, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего обращения или наказания.

Региональные соглашения по правам человека, совпадая с универсальными в трактовке прав и свобод, имеют более эффективную судебную систему контроля за их соблюдением государствами в отличие от механизма контроля за соблюдением универсальных конвенций, осуществляемых квазисудебными органами – комитетами, заключения которых не имеют обязательной юридической силы для государств.

Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие гражданство определенного государства, но и лица, не имеющие гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания его беженцем не влияет на его правовой статус беженца.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:

  • 1) не является гражданином Российской Федерации;
  • 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства);
  • 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

К беженцам не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

Читайте также:  Как встать на биржу труда и зачем это делать

В принципе, государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

Беженцам предоставлен национальный режим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев. (1),Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» //СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110 им оказывается содействие в приобретении гражданства РФ.

Что такое политическое убежище

Предоставление политического убежища лицу иностранного гражданства, запросившему его, означает, в первую очередь, международную защиту. Страна, присвоившая статус политического беженца, обязуется предоставить ему условия для безопасного проживания, необходимое социальное обеспечение, возможность работы, обучения и свободного передвижения в пределах границ принявшего его государства. Если страна, из которой беженец вынужден был эмигрировать, даст запрос на его экстрадицию, то власти государства, присвоившего статус беженца, в ней откажут. Политический беженец имеет право перевезти к себе свою семью, члены которой тоже получат соответствующий статус.

Однако следует понимать разницу между понятиями «вынужденный мигрант» и «беженец». В обиходе беженцами называют всех, кто был вынужден покинуть свою родину в силу негативных обстоятельств. Но с юридической точки зрения, это неправильно. Беженцем может называться только тот человек, который официально получил этот статус в определённом государстве.

Сколько стоит стать беженцем

По сути, статус беженца государство предоставляет совершенно бесплатно. Но в интернете есть множество объявлений от различных посредников, гарантирующих на все сто процентов предоставление статуса беженца (неважно — политического или обыкновенного) в определённой стране. Свою уверенность и заоблачные цены на услуги они аргументируют отличным знанием иммиграционных законов, положительными результатами в получении статуса политического беженца их клиентами и своими практическими навыками в подготовке доказательной базы. Здесь решение должен принимать каждый сам за себя. Но любой настоящий специалист в области иммиграции скажет, что никто и никогда не сможет дать стопроцентной гарантии предоставления убежища. Поэтому те, кто её даёт — либо аферисты, либо просто некомпетентные люди.

На какую поддержку может рассчитывать беженец?

Беженство в Канаду – это сложный путь эмиграции, исходя из того, что процедура требует полноценной доказательной базы. Но если соискатель получит законный статус беженца, он может рассчитывать на следующие виды поддержки со стороны Канады:

  • возможность получения единоразовой компенсации на покупку вещей первой необходимости в пределах суммы 1-1,5 тысячи канадских долларов;
  • возможность обучения на бесплатных лингвистических курсах, при этом государство может выделять по 130 канадских долларов ежемесячно на проезд (на время курсов);
  • возможность получения бесплатной юридической помощи (представительство интересов);
  • возможность бесплатного обучения детей из семей беженцев в школах;
  • получение страхового номера и разрешения на работу;
  • в течение первого года после получения статуса беженца предоставляется возможность получения финансовой помощи (на жильё, питание и усиленное питание по назначению врача). Сумма составляет до 1 тысячи канадских долларов. Как только член семьи (муж, жена, дети) выходит на работу, пособие перестают выплачивать. Если семья состоит из братьев и сестёр, то финансовая помощь не снимается при трудоустройстве одного из них;
  • возможность участия в программе профессионального переобучения;
  • возможность получения бесплатной медицинской помощи и лекарств в случае экстренной необходимости.

Кроме того, беженцы могут рассчитывать на помощь со стороны церковных и негосударственных организаций, а также на спонсирование от частных лиц.

Часто задаваемые вопросы

Как получить помощь в иммиграции в Канаду? Обратитесь к квалифицированным помощникам, которые проживают на территории Канады и имеют большой опыт ведения подобных дел. При этом огромное значение имеет репутация посредника.

У кого больше шансов получить статус беженца из России? На сегодняшний день стать жителем Канады можно стать по причине принадлежности к секс-меньшинствам, свидетелям Иеговы и женщинам, которые подвергались насилию внутри семьи, в том числе по религиозным основаниям.

Что делать в случае отказа? При получении отказа можно обратиться в суд для оценки дела, а также подать сообщение в Иммиграционную Службу о проведении анализа негативных последствий депортации несостоявшегося беженца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]