Квалификационные категории учителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квалификационные категории учителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аттестация работников – это проверка их соответствия занимаемой должности с точки зрения деловых качеств и итогов работы. В статье – пошаговая инструкция по проверке, образцы документов и бесплатные справочники.

Комментарии к ст. 196 ТК РФ

1. Согласно ст. 21 ТК работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение своей квалификации.

Стороной, которая должна обеспечить это право, является работодатель.

2. Постановлением Минтруда России от 12 января 2001 г. N 4 утв. Методические рекомендации по разработке региональных программ содействия организациям в профессиональном развитии персонала. Эти Методические рекомендации помогают работодателю организовать профессиональное развитие персонала.

Региональная программа содействия организациям в профессиональном развитии персонала — это целенаправленное и систематическое воздействие на работника в течение всей его трудовой деятельности в организации в целях максимального использования его трудового потенциала как в интересах самого работника, так и в интересах организации. Она представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование благоприятных условий для профессионального развития персонала в организациях, повышение инвестиционной привлекательности организаций, а также на социальную поддержку высвобождаемых работников.

Разработка и реализация программы как комплексного документа предполагают консолидацию усилий работодателей, объединений профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Программы могут быть долгосрочными и краткосрочными. В условиях нестабильности экономики целесообразно ориентироваться на разработку краткосрочных программ (2 — 3 года) с ежегодной их корректировкой и учетом итогов реализации программных мероприятий за прошедший год.

При разработке программы следует придерживаться ряда важнейших принципов:

комплексного подхода к решению проблем профессионального развития персонала и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения и смягчению напряженности на рынке труда в регионе, где расположены организации, а также привлечению всех заинтересованных органов к ее разработке и реализации;

приоритета активных действий в управлении персоналом и его профессиональном развитии, а также политике на рынке труда (создание и сохранение рабочих мест, прием на работу незанятого населения и безработных граждан, улучшение условий и оплаты труда работников, совершенствование кадрового потенциала организаций, содействие занятости высвобождаемых работников и др.);

четкого разграничения сфер ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, объединений профсоюзов и территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения за разработку и реализацию программы;

эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию программы, и минимизации всех затрат.

Приоритеты программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отраслей экономики, а также государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики.

Рекомендуемая структура региональной программы содействия организациям в профессиональном развитии персонала: 1) анализ ситуации в профессионально-квалификационном аспекте; 2) прогноз потребности в квалифицированной рабочей силе; 3) ключевые проблемы в сфере профессионального обучения и развития персонала; 4) определение целей и задач программы; 5) разработка основных направлений программных действий; 6) разработка основных мероприятий программы; 7) ресурсное обеспечение программы; 8) оценка ожидаемой эффективности реализации программы.

3. В ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено содействие работодателей в обеспечении занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

4. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 576 утв. Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации. Согласно Положению работодатель обязан проводить профессиональную переподготовку командного состава судов рыбопромыслового флота в случаях смены диплома, окончания срока действия подтверждения.

Профессиональная переподготовка проводится в региональных аттестационных центрах дополнительного профессионального образования при образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля, имеющих лицензию в соответствии с законодательством РФ и программы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

5. В Определении Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. N 11-О-О приводится правовая позиция Суда по поводу конституционности ст. 196 ТК.

Заявитель оспорил конституционность положений ч. ч. 1 и 2 ст. 196 ТК.

Согласно ст. ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом, и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом затрагиваются конституционные права и свободы и закон применен или подлежит применению в конкретном деле заявителя, что должно быть подтверждено копией официального документа.

Оспариваемые заявителем нормы ст. 196 ТК закрепляют права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.

6. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22 утв. Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства. Оно действует в части, не противоречащей ТК.

Основной целью системы повышения квалификации и переподготовки кадров является постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными и социальными условиями, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в рыночных условиях.

Как проводится аттестация

Аттестация должна проводиться в соответствии с утвержденными стандартами по профессиям (ст. 195.1 ТК РФ). В первую очередь это касается обязательной аттестации и профессий, к которым она применяется. Вместе с тем, исходя из смысла указанной статьи, если руководство коммерческой организации проводит аттестацию работников, оно обязано руководствоваться той же статьей.

Основным документом, регламентирующим процедуру, является Положение об аттестации. Схематично документ состоит из нескольких важных блоков, разрабатываемых и дополняемых в соответствии со спецификой ее работы:

  1. Понятие, цели, задачи аттестации. Здесь можно задекларировать определение уровня квалификации, установление поощрительных мер.
  2. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации. Необходимо выделить особо, что молодые специалисты, беременные и иные защищенные работники аттестацию не проходят.
  3. Сроки и формы аттестации. Плановая и внеплановая аттестация, их условия. Обычно плановая процедура проводится не реже чем раз в пять лет либо чаще. Сроки устанавливаются в законодательстве для каждой профессии. На эти нормативы должны ориентироваться и коммерческие организации. Форма может быть письменной, через собеседование и пр.
  4. Аттестационная комиссия. Если в организации есть профсоюз, включение его представителя в состав комиссии обязательно (ст. 82 ТК РФ), иначе решение комиссии можно признать незаконным через суд, как подтверждает судебная практика.
  5. Оценочные критерии. Они должны опираться на описанные в трудовом договоре обязанности работника и сложность выполняемой им работы.
  6. Проведение аттестации. Рекомендуется подробно описать процедуру уведомления работника (оптимально за месяц до начала), заседания комиссии, голосования, отражения его результатов, доведения их до сведения работников.
  7. Результаты. Результат аттестации может формулироваться так:
  • соответствует/не соответствует занимаемой должности;
  • условно соответствует должности;
  • условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).

Законодательство не обязывает всех работодателей проводить аттестацию персонала. С этой процедурой хорошо знакомы сотрудники бюджетных учреждений, а также некоторые работники энергетической, транспортной отраслей, сферы здравоохранения, образования и пр. Например, те, кто работает на опасных производственных объектах, на объектах по хранению/уничтожению химического оружия, те, чья работа связана с движением/маневрированием поездов и пр. Обязательную аттестацию проходят также руководители унитарных предприятий, государственные и муниципальные служащие РФ.

Не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, принятые на работу меньше года назад;
  • совместители, чей трудовой договор заключен на срок 1–2 года, и др.

Большинство коммерческих компаний вправе самостоятельно решать, нужно ли оценивать квалификацию сотрудников, разрабатывать порядок проведения аттестации персонала и, главное, определять цели этой процедуры. Аттестация может выявить слабые места в подготовке работника, определить перспективы его развития, найти мотивацию к работе в должности и пр. Есть и практическая сторона вопроса: результаты оценки персонала могут стать основанием для увольнения сотрудника, перевода его на другую должность, пересмотра размеров оплаты труда и пр.

Когда, кому нужно повышение квалификации

Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.

При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.

При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.

Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.07.2013 N 33-9173/2013: «…Согласно п. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности… Исходя из системного толкования указанных норм права, учитывая, что к выполнению обязанностей спасателя могут быть допущены только те граждане, которые прошли обучение по программам подготовки спасателей, были аттестованы в установленном законом порядке, а также принимая во внимание тот факт, что обязанность ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» обеспечивать обучение работников по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ предусмотрена Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», однако ответчиком истец на обучение не направлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Л.

В связи с изложенным, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии нормы права, предусматривающей обязанность направить истца на обучение, судебная коллегия признает несостоятельными…»

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2011 N 33-6998/2011: «…В данном случае, суд первой инстанции, установив факт нарушения действиями ответчика права истицы на повышение квалификации, обоснованно определил размер денежной компенсации МОРАЛЬНОГО ВРЕДА с учетом требований разумности и справедливости, в связи с чем пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения требований П. о взыскании с ответчика в ее пользу в качестве компенсации морального вреда <...> рублей…»;

— Определение Приморского краевого суда от 08.12.2014 по делу N 33-10830: «…Следовательно, в настоящем случае имело место не профессиональное обучение П. или ее переобучение без отрыва или с отрывом от работы, что является обязательным условием заключения ученического договора в соответствии со статьей 198 ТК РФ, а повышение квалификации работника, которое оплачивается за счет работодателя и является необходимым условием при осуществлении профессиональной деятельности…».

Читайте также:  Как наследуется совместно нажитое имущество после смерти одного из супругов?

Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.

Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Что такое повышение квалификации

5.1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы.
5.2. При направлении работника дошкольного образовательного учреждения для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.
5.3. Работникам ДОУ, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (основание 6 ст.167 Трудового кодекса Российской Федерации).
5.4. Согласно ст.47 п.5.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник имеет право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
5.5. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения имеет право пройти дополнительную профессиональную переподготовку за счёт собственных средств или за счёт направляющей стороны.

6.1. Старший воспитатель (заместитель заведующего) дошкольного образовательного учреждения осуществляет контроль соблюдения периодичности повышения квалификации педагогических работников.
6.2. По завершении курсов повышения квалификации педагогический работник дошкольного образовательного учреждения обязан представить специалисту по кадрам документ о повышении квалификации.

7.1. Работникам дошкольного образовательного учреждения, проходящим профессиональное обучение, заведующий предоставляет гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
7.2. За сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, направленными на повышение квалификации с отрывом от работы, сохраняется заработная плата по основному месту работы.

8.1. Слушатели, успешно прошедшие курс обучения вне ДОУ, предоставляют в дошкольное образовательное учреждение документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • справку установленного образца о краткосрочном обучении или сертификат участия в работе тематических и проблемных семинаров в объеме до 72 часов.

8.2. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов предоставляются в ДОУ не позднее, чем через 3 дня после прохождения обучения.
8.3. Результаты работы во временных творческих группах внутри детского сада, педагогических советах, методических объединениях, других методических мероприятиях предоставляются в виде письменных материалов о проделанной работе (план работы, материалы заседаний, публикации, аналитические отчеты, реферирование литературы, методические материалы и др.).

9.1. В ДОУ ведется следующая документация по повышению квалификации:

  • перспективный план прохождения курсов повышения квалификации руководящих работников на 3 года;
  • перспективный план прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников на 3 года;
  • перспективный план прохождения курсов повышения квалификации обслуживающего персонала на 5 лет;
  • копии документов о прохождении курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, профессиональной подготовки (в личных делах работников);
  • база данных о работниках дошкольного образовательного учреждения, включающая сведения о курсовой переподготовке, темах самообразования педагогов, представлении педагогами передового опыта.

9.2. Перспективные планы прохождения курсов повышения квалификации работников ДОУ разрабатываются ежегодно на начало учебного года и утверждаются приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.3. Документация, перечисленная в п. 9.1. обновляется в дошкольном образовательном учреждении на начало учебного года.

10.1. Настоящее Положение о повышении квалификации и переподготовке педагогических работников является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с профсоюзным комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Что такое профессиональная квалификация учителя

До работы с детьми допускаются лица, чей уровень образования позволяет осуществлять педагогическую деятельность и подтвержден соответствующими документами.

Профессиональная квалификация учителя отражает уровень его компетенций и багаж накопленных знаний, умений и навыков, а также их соотношение с предъявляемыми, согласно должности, требованиями.

Поскольку мир постоянно развивается, педагогу также приходится регулярно обучаться , ведь сведения, полученные и усвоенные им за определенный период, успевают устареть или получить дополнение. Это необходимо учесть в образовательной программе.

Повышение квалификации позволяет осуществлять процесс приобретения теоретических и практических знаний быстро и целенаправленно. Это экономит время самих учителей и способствует оперативному внедрению полученных сведений в учебный процесс.

Также повышение квалификации является обязанностью работников любых образовательных учреждений и одновременно их правом в том случае, если они изъявляют желание пройти аттестацию на повышение категории.

Педагог обязан проходить обучающие курсы, как минимум, каждые три года либо по необходимости. Если у него был перерыв в трудовой деятельности, срок продлевается ровно на этот период.

Повышение квалификации относится к дополнительному профессиональному образованию.

Виды квалификационных категорий учителя

Всего в настоящее время к педагогам применимы четыре вида статусов. Это:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Какие документы собирать и куда отправлять

Чтобы повысить квалификацию, необходимо подать заявление в региональную комиссию. Сделать это можно лично, через почту с пометкой о вручении и в Интернете, чтобы сэкономить время.

При заполнении нужно указать, кем вы являетесь и на какую категорию претендуете. Например, «педагог-психолог», «высшая категория». При этом следующий профессиональный статус предоставляется в порядке очередности. Это значит, что педагог не может из молодого специалиста стать преподавателем высшей категории. Сначала ему придется получить первую. Заявление на пересмотр категории он может подать и лично, и удаленно, даже находясь в декретном отпуске.

Получить высшую категорию школьный сотрудник может через два года после присвоения первой. При этом приобретенный статус ему придется подтверждать далее уже самостоятельно каждые пять лет. Тогда понадобится снова писать заявление и проходить проверку.

Повышение квалификации педагогического работника. Когда, кому и зачем необходимо

Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.

При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.

При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.

Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.

На этот вопрос можно ответить однозначно — работодатель. Согласно закону об образовании, эта обязанность ложится на того, кто ставит подпись под актом приема на работу. При любой форме собственности и внутреннего устройства, независимо от методов и способов преподавания. Руководитель учебного заведения отвечает за своевременное повышение квалификации работающих у него кадров.

Другое дело, что преподаватели сами вынуждены постоянно совершенствоваться, искать новые методики и подходы к ученикам, изучать смежные науки. В законе об образовании четко прописана обязанность каждого педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень.

Дополнительно педагогическим работникам просто необходимо находиться в курсе последних событий в мире науки, культуры и спорта. Ведь даже во время изложения самого увлекательного материала слушателям необходима мимолетная разрядка.

Курсы могут быть:

  • краткосрочными — самые распространенные, именно их планово проходят все педагогические работники;
  • длительными — нередко это получение второго высшего образования;
  • тематическими — в случае внедрения новых методик и техник преподавания.

Самыми популярными для преподавателей стали курсы психологии и современных технологий.

Повышение квалификации — это право и обязанность, которую закон возложил на работодателя и самого работника. Владея современными методиками, можно не просто стать лучше, а превратиться в истинного педагога, которого вспомнят добрым словом через много лет.

Многопрофильный центр «Феникс» предлагает многочисленные программы повышения квалификации, в том числе для педагогических работников, направленные на совершенствование имеющихся компетенций или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

Повышение квалификации педагогических работников

Все ключевые документы и стандарты, касающиеся обучения и повышения квалификации в организации, утверждаются её руководителем. Это позволяет гарантировать соответствие принимаемых решений целям и задачам предприятия.

Кроме того, факт утверждения руководителем важен для работников, проходящих обучение.Это повышает ответственность сотрудников при освоении новых знаний и даёт ощущение причастности к общему делу.

Непосредственные начальники обучаемых сотрудников обязаны определять потребность в обучении, в зависимости от возложенных на подразделение задач. В частности, это может быть предстоящее внедрение нового оборудования или необходимость обеспечить профессиональный рост персонала, замену выходящих на пенсию работников молодыми.

После появления чего-то нового оно активно используется, распространяется, завоевывает поклонников и лишь через 5 —10 лет попадает в систему обучения.

Частные системы, курсы, школы уловили эту тенденцию. Они намного быстрее предлагают ученикам освоить новинки. В государственных образовательных системах всех уровней должно пройти множество согласований, проверок, адаптаций, и лишь после этого проводится обучение преподавательского состава.

Учитель, который остается в стороне от новинок как в своем предмете, так и в технике преподавания, быстро становится неинтересен как слушателям, так и руководству.

Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.

При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.

При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.

Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.

1. Выберите правильный ответ.

Правовой акт. регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

  • трудовым договором,
  • коллективным договором,
  • двусторонним договором,
  • трудовым соглашением.

2. Выберите правильный ответ.

Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:

  • на организации общественного питания,
  • на образовательное учреждение
  • на органы местного самоуправления.
  • на все вышеперечисленные организации.

3. Выберите правильный ответ.

Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Закону РФ «Об образовании» возлагается на:

  • органы управления образованием,
  • родителей (законных представителей),
  • общеобразовательное учреждение,
  • учредителя.

4. Выберите правильный ответ.

Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

  • условие об обязательном социальном страховании работника,
  • условие об испытании.
  • условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся,
  • условие о систематическом повышении квалификации работника.

5. Выберите правильный ответ.

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • перевод на нижеоплачиваемую должность,
  • увольнение по соответствующим основаниям,
  • лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат,
  • строгий выговор.

6. Выберите правильный ответ.

Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • при получении образования соответствующего уровня впервые,
  • при получении образования в соответствии с занимаемой должностью,
  • при согласии руководителя образовательного учреждения.
  • если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

7. Выберите правильный ответ.

При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и его родителей с:

  • должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком.
  • Уставом образовательного учреждения,
  • коллективным трудовым договором.
  • правилами внутреннего трудового распорядка.

8. Выберите правильный ответ.

Читайте также:  Как получить лицензию на автобус для перевозки людей в 2023 году?

Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:

  • с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту,
  • с заместителями руководителя образовательного учреждения.
  • на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы.
  • с лицами, поступающими на работу по совместительству.

9. Выберите правильный ответ.

Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:

  • Учредителем.
  • Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного
  • учреждения.
  • исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  • постановлением Правительства РФ.

10. Выберите правильный ответ.

Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

  • только физические лица.
  • только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства
  • только юридические лица, нарушившие законодательство.
  • все юридические или физические лица, нарушившие законодательство

11. Выберите правильный ответ.

Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

  • решением муниципального органа управления образованием,
  • локальными актами учреждения.
  • решением педагогического совета образовательного учреждения,
  • решением общественных органов управления образовательным учреждением.

12. Выберите правильный ответ.

Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций — это социальная …

  • реабилитация
  • компенсация
  • депривация
  • адаптация

13. Выберите правильный ответ.

Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности. — это…

  • квалификационная категория.
  • компетентность.
  • мастерство.
  • творчество.

14. Выберите правильный ответ.

Одна ив главных задач общеобразовательного учреждения:

  • создание благоприятных условии для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития
  • личности.
  • обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования.
  • сохранение школьных традиций.
  • получение образования на родном языке.

15. Выберите правильный ответ.

У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента:

  • выдачи лицензии
  • регистрации
  • государственной аккредитации
  • уплаты налогов

16. Выберите правильный ответ.

Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей закреплен:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка.
  • Всеобщей декларацией прав человека.
  • Конституцией Российской Федерации.
  • Декларацией «Мир. пригодный для жизни детей».
  • За несоблюдение рассмотренных в предыдущем материале «Обязанности педагогических работников в РФ» обязанностей действующее в настоящее время законодательство предусматривает для педагогических работников ответственность, причем виды ответственности могут быть различными.
  • В частности, может наступать юридическая ответственность, которая требует некоторого пояснения.
  • В соответствии с ч. 4 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:
  • педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками их обязанностей также учитывается при прохождении ими аттестации.

Тестовые задания для квалификационных испытаний педагогических работников учреждений образования.

При подготовке ответов использованы документы:

«Закон об образовании» от 10 июля 1992 года в редакции от 06.07.2006

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 в редакции от 30 декабря 2005 г.

  1. Кто несет ответственность за качество образования выпускников?
  • 1) образовательное учреждение;
  • 2) учитель;
  • 3) руководитель образовательного учреждения;
  • 4) руководитель образовательного учреждения; учителя и родители (законные представители) обучающихся.

«Закон об образовании» Статья 32. п.3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

  1. Что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является основой объективной оценки уровня образования выпускников?
  1. 1) Государственная аттестация выпускников, проводимая независимой от органов управления образованием государственной аттестационно-диагностической службой;
  2. 2) Государственные образовательные стандарты;
  3. 3) Общественно-государственный контроль деятельности образовательных учреждений;
  4. 4) Основа объективной оценки уровня образования выпускников в законе не определена.

«Закон об образовании» Статья 7. 6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

  1. Имеет ли право учитель требовать от обучающегося обязательного присутствия в музее (на выставке, в ботаническом саду и т.п.), если он решил провести там наглядное занятие по своему предмету?
  • 1) да, если это предусмотрено образовательной программой и учебным планом;
  • 2) да, если администрация образовательного учреждения разрешила такое мероприятие;
  • 3) да, безусловно;
  • 4) нет, ни при каких условиях.
  1. Если учителю при приеме на работу дали ознакомиться с тремя образовательными программами (рекомендованной Минобразованием РФ; инновационной, опубликованной в печати; утвержденной образовательным учреждением), то какую из них он должен считать обязательной основой для своей деятельности?
  1. 1) Программу, рекомендованную Минобразованием РФ;
  2. 2) Инновационную программу, опубликованную в печати;
  3. 3) Программу, утвержденную образовательным учреждением;
  4. 4) Любую из перечисленных программ, по своему выбору.

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» 36. общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

  1. Какой метод оценки обязан применять учитель муниципального образовательного учреждения при текущем контроле успеваемости обучающихся?
  • 1) Любой, выбранный по своему усмотрению;
  • 2) метод, основанный на учете ошибок, рекомендованный Минобразованием РФ;
  • 3) метод, основанный на учете индивидуальных успехов обучающихся, рекомендуемый муниципальной методической службой;
  • 4) Зачетный метод, одобренный Педагогическим советом школы.
  1. Прав ли учитель общеобразовательной школы, считающий, что присутствие на уроке официального проверяющего (инспектора) из Минобразования РФ неправомерно?
  1. 1) Да, учитель прав, присутствие проверяющего на уроке неправомерно во всех случаях;
  2. 2) Да, учитель прав, но только в том случае, если проверяемый вопрос не входит в компетенцию Министерства или полномочия проверяющего;
  3. 3) Нет, учитель не прав, но только в случае, если присутствие на уроке проверяющего согласовано с руководством местного органа управления образованием;
  4. 4) Нет, учитель не прав, присутствие проверяющего на уроке правомерно во всех случаях.
  1. Какой нормативный правовой документ в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в обязательном порядке должен содержать положения о правах и обязанностях учителя?
  • 1) Устав образовательного учреждения;
  • 2) Типовые положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида;
  • 3) Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;
  • 4) Права и обязанности учителя определяются только контрактом.

«Закон об образовании» Статья 13. п.1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

  1. Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации учителя?
  1. 1) Сам учитель;
  2. 2) Образовательное учреждение;
  3. 3) Учредитель образовательного учреждения;
  4. 4) Государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации.

«Закон об образовании» Статья 32. п.2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

  1. Какая из приведенных в вариантах ответа фраз о дисциплине в образовательном учреждении принадлежит Закону РФ «Об образовании»?

Для начала определимся с основными понятиями, связанными с вопросами повышения квалификации. В ч 2. ст. 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)».

В свою очередь (ч.6 ст.10 Закона) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 Закона).

Таким образом, делаем вывод, что повышение квалификации (как и профессиональная переподготовка) — один из видов дополнительного профессионального образования, в рамках которого, в частности, осуществляется удовлетворение образовательных потребностей человека в профессиональном совершенствовании, не сопровождающееся повышением уровня образования.

В связи с этим, сразу же акцентируем внимание на том, что прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки допустимо лишь только при наличии определённого уровня образования, но при этом само по себе успешное прохождение программы дополнительного профессионального образования никак не повышает уровень образования работника, т. е. если работник имеет степень бакалавра, то прохождение, например, программы профессиональной переподготовки не «превратит» его в магистра. К сожалению, но такие заблуждения встречаются очень часто.

Перечислим основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя:

  • школьная администрация требует прохождение курсов повыше-
    ния квалификации, хотя сам педагог не испытывает в этом ника-
    кой потребности;
  • педагог хочет пройти курсы, но директор отказывается их оплатить;
  • от педагога требуют документ о повышении квалификации при
    аттестации на первую или высшую квалификационную категорию;
  • от педагога требуют документ о повышении квалификации при
    прохождении процедуры аттестации на соответствие занимаемой
    должности;
  • школьная администрация не предоставляет педагогу возможности
    для посещения курсов, проходящих в рабочее время;
  • директор отказывается оплачивать проезд на курсы, проходящие
    в другом городе.

Рассмотрим, насколько правомерны эти действия работодателей, а затем предложим несколько простых вариантов действий для защиты педагогами своих трудовых прав.

Вопросы повышения квалификации педагогических работников регулируются ТК РФ и Законом Российской Федерации от 29.12.2012 No 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

Чем является повышение квалификации — правом или обязанностью?

О квалификации педагогических работников

Прежде всего, давайте обозначим нормативные документы, которые предъявляют какие-либо требования к квалификации работников вообще и педагогических работников в частности.

Поскольку квалификация — это непосредственная характеристика трудовых отношений, то разумеется, прежде всего открываем Трудовой Кодекс Российской Федерации. Он гласит, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются:

трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Главное во всем этом многообразии нормативных документов то, что содержащиеся в них нормы трудового права должны безусловно соответствовать настоящему Кодексу.

Все работодатели в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;

Важно:

Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Это положение ТК РФ существенно для требований, предъявляемых к педагогическим работникам, начиная с введения в действие Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон предъявляет вполне конкретные требования к уровню квалификации педагогических работников, но эти требования распространяются только на работников, принимаемых на работу после 01.09.2013 года.

Если же эти требования не удовлетворяются работодатель не имеет права отстранить от работы, принятого ранее (до 01.09.2013 года) на работу сотрудника.

Казалось бы, в ТК РФ существует Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора, в которой написано, что основаниями прекращения трудового договора являются:

— обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса), а Статья 83 «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» гласит, что трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

— возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Вроде бы получается, что при несоблюдении определенных со стороны 273-ФЗ требований к квалификации педагогического персонала, трудовой договор должен быть разорван по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, но дальше, в этой же статье написано, что:

Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.». Таким образом, на практике, все остается как есть.

Вернемся непосредственно к квалификации. Начиная с 01.07.2016 года в ТК РФ появятся следующие положения (привожу сокращенно)

РАЗДЕЛ IX. КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
ПОДГОТОВКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ

Читайте также:  Можно ли сейчас брать смартфон в армию?

Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогов в 2021 году

В связи с пандемией проведение аттестации было отложено. Если у учителя истек срок действия удостоверения в период с 1 апреля до 1 сентября, необходимость пройти курсы повышения квалификации откладывается по 31 декабря 2020 года. Причиной отсрочки стала невозможность пройти подготовку в период самоизоляции. Чтобы учителя не потеряли доплату за категорию им разрешили работать без подтверждения квалификации.

Несмотря на отсрочку, в официальных документах дата введения НСУР не изменилась — с ноября должна быть создана база с информацией о квалификации преподавателей. По этой причине у многих возникает вопрос: «Придется ли сдавать аттестацию в 2020 году даже с учетом продления удостоверений?»

На данный момент точно известно только то, что новые квалификационные категории будут введены с 1 сентября 2021 года. Учитывая, что аттестация по новым правилам строилась вокруг новых квалификаций, внедрить систему не получится в этом году. Соответственно НСУР также должна быть перенесена еще на год.

Перенос аттестации также подтверждают слова министра просвещения Сергея Кравцова:

«Апробация новой системы аттестации педагогов в школах и внедрение новых должностей начнется с сентября 2021 года».

Вся имеющаяся на данный момент информация подтверждает, что до начала следующего учебного года учителя будут проходить проверку знаний по старым правилам.

3.1. Профессиональная переподготовка
3.1.1. Под профессиональной переподготовкой понимается получение работниками ДОУ дополнительных знаний, навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности.
3.1.2. Работникам детского сада профессиональная переподготовка необходима либо для совершенствования своего профессионального мастерства, либо для освоения новой профессии с учетом потребности дошкольного образовательного учреждения.
3.1.3. Профессиональная переподготовка специалистов дошкольного образовательного учреждения осуществляется только образовательными учреждениями повышения квалификации и соответствующими подразделениями учреждений высшего и среднего профессионального образования.
3.2. Повышение квалификации
3.2.1. В отличие от профессиональной подготовки и переподготовки, где работник получает специальность, при повышении квалификации работник совершенствуется в уже освоенном деле.
3.2.2. Цель повышения квалификации специалистов — обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями государственных стандартов.
3.2.3. Заведующий ДОУ устанавливает периодичность прохождения специалистами повышения квалификации. Профессиональное обучение заведующего, заместителя заведующего, воспитателей и других педагогических работников осуществляется не реже одного раза в 3 года.
3.2.4. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, дошкольного образовательного учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем в сфере отрасли «Образование» и других проблем по профилю профессиональной деятельности».

3.3. Профессиональное обучение
3.3.1. Целью профессиональной подготовки является ускоренное приобретение навыков, которые необходимы для выполнения определенной работы или группы работ.
3.3.2. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся работников дошкольного образовательного учреждения.
3.3.3. При этом профессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального уровня обучающихся, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
3.3.4. Профессиональное обучение по охране труда 1 раз в 3 года проходят: заведующий, заместители заведующего ДОУ, специалист по охране труда (ответственный по охране труда).
3.3.5. Профессиональное обучение по пожарной безопасности 1 раз в 3 года проходят: заведующий, заместители заведующего дошкольного образовательного учреждения, специалист по охране труда (ответственный по охране труда).
3.4. Заведующим в целях обоснованности расходов дошкольного образовательного учреждения на обучение утверждается план профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
3.5. План разрабатывается на учебный год и должен содержать следующую информацию:

  • виды подготовки и переподготовки кадров;
  • количество работников дошкольного образовательного учреждения, направляемых на обучение;
  • специальности и должности работников без указания фамилий;
  • сроки проведения обучения;
  • образовательные учреждения, где будет происходить обучение;
  • количество часов программы обучения.

3.6. Заведующим ДОУ издается приказ о направлении сотрудника на обучение, в котором делается ссылка на план и информацию о том, куда и для чего направляется работник на обучение.
3.7. Перечень профессий и специальностей, по которым проводится профессиональное обучение, конкретные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также виды образовательных учреждений, где она может быть осуществлена, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета дошкольного образовательного учреждения).
3.8. Индивидуальная образовательная программа педагогического работника является одним из средств повышения квалификации, её составление организуется старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения.
3.9. Индивидуальная образовательная программа педагогического работника ДОУ составляется педагогом и согласовывается со старшим воспитателем, с учетом целей и задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, и включает в себя, кроме курсов повышения квалификации (переподготовки, стажировки), участие педагога в семинарах, педагогических советах, круглых столах, мастерских и других формах самообразования.
3.10. В начале каждого учебного года индивидуальная образовательная программа может быть дополнена или скорректирована с учётом годовых целей и задач дошкольного образовательного учреждения. Данные изменения также согласовываются со старшим воспитателем.

5.1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы.
5.2. При направлении работника дошкольного образовательного учреждения для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.
5.3. Работникам ДОУ, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (основание 6 ст.167 Трудового кодекса Российской Федерации).
5.4. Согласно ст.47 п.5.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник имеет право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (за счет средств работодателя).
5.5. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения имеет право пройти дополнительную профессиональную переподготовку за счёт собственных средств или за счёт направляющей стороны.

6.1. Старший воспитатель (заместитель заведующего) дошкольного образовательного учреждения осуществляет контроль соблюдения периодичности повышения квалификации педагогических работников.
6.2. По завершении курсов повышения квалификации педагогический работник дошкольного образовательного учреждения обязан представить специалисту по кадрам документ о повышении квалификации.

Положение о повышении квалификации и переподготовке в ДОУ

Ст. 196 ТК РФ наделяет работодателя правом самостоятельно определять необходимость развития сотрудников. Исключение составляют случаи, когда выполнение работником той или иной деятельности невозможно без первичной профессиональной подготовки или дополнительного образования (ст.196 ТК РФ). Например, медицинский работник не допускается до манипулирования новейшим оборудованием, если он не прошел соответствующий курс повышения квалификации. Кроме того, для отдельных групп работников законодательно регламентирована периодичность прохождения допобучения или проверки знаний. В коммерческих предприятиях это касается прежде всего работников, ответственных за охрану труда. Приказ 1 29 обучение по охране труда предписывает руководителям и специалистам организации проходить проверку знаний не реже, чем один раз в три года.

Трудовое законодательство не предусматривает конкретного алгоритма направления сотрудника на учебу и не обязывает организацию иметь соответствующий локальный нормативный акт. Однако если речь идет об образовании за счет предприятия, то работодатель заинтересован в максимально корректном оформлении сопутствующих документов. Перечислим основные из них:

  1. Договор с лицензированным поставщиком образовательных услуг.
  2. Приказ о направлении работника на учебу.
  3. Соглашение с работником о получении дополнительного образования.

Приказ является основанием для посещения сотрудниками занятий в рабочее время. Законодательство не определяет четких требований к оформлению данного документа. Тем не менее, в текст приказа необходимо включить указание на то, что учеба персонала осуществляется за счет предприятия и в его интересах. Рекомендуется развернуто изложить причину, по которой работник или группа нуждается в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации. Только при соблюдении этих условий работодатель может рассчитывать на то, что затраты на образование будут учитываться при исчислении налога на прибыль. В качестве примера предлагаем приказ об организации обучения по охране труда.

Обязанность сотрудника что-либо предоставлять руководству по результатам прохождения образовательного курса не регламентирована законом. Однако работодатель вправе включить подобный пункт в локальный нормативный акт и соглашение с работником, сформулировав его на свое усмотрение. Как правило, от человека, завершившего учебу, требуется предоставление документа, подтверждающего данный факт. В некоторых случаях руководство может запросить справочные и методические материалы, полученные учащимся на занятиях. Кроме того, распространена практика проведения внутренней оценки эффективности обучения, в ходе которой от сотрудника требуется подтвердить на практике полученные знания. Данная процедура также должна фигурировать в локальном нормативном акте.


При направлении работника на повышение квалификации издается приказ, значение которого не ограничивается фиксацией факта приостановления выполнения трудовой функции в связи с обучением.

Издание приказа о направлении на повышение квалификации без отрыва от производства является, например, основанием для последующего предоставления обучаемому преимущественного права остаться на работе при сокращении (ч. 2 ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исполнение приказа о направлении на повышение квалификации не влечет ущемления социальных прав работников. В частности, законодательство не содержит норм, позволяющих не включать период повышения квалификации в специальный трудовой стаж (постановление 19-го арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 № 19АП-1527/2017 по делу № А64-4511/2016).

При возникновении споров между работодателем и бывшим сотрудником о возмещении затрат на обучение рассматриваемые приказы являются подтверждением прохождения обучения, хотя практика взыскания денежных средств с гражданина разнится в зависимости от обстоятельств дела. Суды могут занять сторону работодателя (апелляционное определение Пермского крайсуда от 08.02.2017 по делу № 33-1492/2017) или бывшего сотрудника, указав, например, что он направлялся на повышение квалификации по инициативе работодателя и указанное не являлось обучением или переобучением (апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 13.04.2017 № 33-6455/2017).

  • Высшее образование
  • Госуправление и регламентация
  • Допобразование
  • Дополнительное профобразование
  • Международное сотрудничество
  • Обучающиеся и родители/представители
  • Общее образование
  • Общие положения
  • Прием, перевод, отчисление
  • Профобразование
  • Система образования
  • Сотрудники организации
  • Спецкатегории программ и учащихся
  • Среднее профобразование
  • Статус организации
  • Экономика и финансы

Пользователей онлайн: 0.

Уровень образования

Дополнительное профессиональное образование

Форма обучения

Очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Нормативный срок обучения

Не менее 16 часов повышение квалификации, не менее 250 часов профессиональная переподготовка

Язык, на котором осуществляется образование

Русский

С 2011 года всеми образовательными организациями Российской Федерации, как государственными, так и негосударственными выпускникам программы профессиональной переподготовки выдается диплом . В рамках данной программы документом об окончании является только диплом (не свидетельства и проч.) Профессиональная переподготовка не подлежит государственной аккредитации, только профессиональной.

Согласно диплому о профессиональной переподготовке, полученная дополнительная специальность становится равноправной со специальностью, которая была получена ранее в техникуме или вузе.

Если лицо, проходящее профессиональную переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о профессиональной переподготовке выдается ему одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации.

Цели и задачи повышения квалификации персонала

Прежде чем начать свое дело, нужно задать вопрос: для чего? Итак, какие же цели повышения квалификации могут быть?

  • Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
  • Снижение уровня текучести персонала. Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
  • Внедрение новых технологий. Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]