Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел I. Теория государства и права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право целенаправленно воздействует на волю и сознание людей, побуждая их вести себя в соответствии с законом, упорядочивает общественные отношения, приводит поведение отдельной личности в соответствие с интересами общества и государства. Таким образом достигается цель права — претворение его норм в реальную жизнь, их реализация в правомерном поведении конкретных субъектов. Это есть тот социальный результат, которого ожидает законодатель, на который он рассчитывает.
Пробелы в праве. Юридические коллизии и способы их устранения
Ни одно законодательство, даже самое совершенное, не может предусмотреть всех возможных жизненных ситуаций. Может случиться так, что общественные отношения, требующие правового урегулирования, возникли, а соответствующей нормы права нет.
В этом случае мы сталкиваемся с пробелами в праве.
Пробел в праве — отсутствие в действующем законодательстве нормативных предписаний в отношении жизненных обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования и требуют юридического воздействия.
Пробелы в праве нежелательны, но объективно возможны.
Следует, на наш взгляд, согласиться с тем, что пробел не всегда просчет законодателя. Ведь наряду с первоначальной пробельностью, обусловленной тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта все жизненные случаи, допустил просчеты в юридической технике, существует последующая пробельность, вызванная появлением новых отношений, которые хотя и охватываются правом, не могли быть в деталях предусмотрены законодателем.
Пробелы в праве восполняются путем принятия соответствующим органом недостающей нормы. Однако нормотворчество — длительный процесс, и быстрое устранение пробелов таким способом не всегда возможно. В юриспруденции выработаны определенные приемы, позволяющие оперативно преодолеть пробелы в праве. Для этого используется институт аналогии. Аналогия — это сходство между явлениями, предметами, понятиями.
В теории права под аналогией понимается сходство юридических норм, общественных отношений, конкретных ситуаций. Принято различать аналогию закона и аналогию права.
Аналогия закона — решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные общественные отношения.
Основные функции права
Функции — это направления воздействия права на общество и на отношения между людьми в различных сферах общественной жизни. В прецедентном праве это понятие характеризует социальную роль права. В этом случае возможны три основных интерпретации того, что мы понимаем как функция права: социальная цель права, направление его влияния на отношения в обществе или и то, и другое.
Основные функции права:
- Регулятивно-статическая. Важность этой функции заключается в закреплении основных прав и свобод человека, а также в определении и ограничении полномочий государственных органов и должностных лиц. Он определяет структуру, в которой люди и организации могут действовать так, как они считают нужным. Очевидно, что чем шире эти рамки, тем больше свободы дает такая правовая система.
- Регулятивно-динамическая. Эта функция предназначена для активного типа правоотношений. Он предписывает определенные действия, которые должны выполнять граждане и организации (платить налоги, выполнять договорные обязательства).
- Защитная. Эта функция предназначена для защиты экономических, политических, личных и других отношений в обществе и устранения явлений, противоречащих закону и чуждых обществу. Обеспечивает стабильность и непротиворечивость закона, ясные и понятные правоотношения.
- Оценочная. В рамках этой функции право является критерием оценки законности или незаконности определенных действий, совершенных лицом, организацией или государством.
Правовая система — общее звено между правовой системой (включая правовую систему), правовой культурой и правоприменительной практикой.
Мы не должны путать правовую систему с системой права, которая является лишь частью правовой системы. Термин «правовая система» часто используется для обозначения исторических, правовых и этнокультурных различий между законами разных стран и народов.
Проблема понимания правовой системы
Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, еще С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить четкость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришел к выводу, что им может служить понятие правовой системы.
Что такое право и мораль?
Право и мораль – это важнейшие социальные регуляторы поведения людей, которые влияют на их сознание и поступки.
Если бы в нашей жизни не существовало норм морали и права, мы не знали бы, что такое добро и зло, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что категорически запрещено делать, а какие наши поступки одобряются и даже поощряются обществом. Таким образом, без данных регуляторов поведения людей в нашем мире наступил бы хаос.
Мораль (от лат. «moralis» – нравственный; «mores» – нравы) – самый древний регулятор поведения людей. Мораль возникает тогда, когда появляется потребность согласовать поведение отдельного человека с интересами общества.
Моральные нормы определяют ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность, дружба, предательство и т.д.
«Золотым правилом» морали можно считать высказывание: поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются социальные субъекты в своих действиях.
Право – возникает значительно позже, чем мораль и связано с образованием государства. Необходимость в праве возникает, когда норм морали уже недостаточно для регуляции общественных отношений, и они не так эффективны, поскольку добровольно соблюдаются не всеми членами общества. В такой ситуации требуется иной социальный регулятор, который бы устанавливал санкции (ответственность субъектов) за несоблюдение принятых норм. И таким регулятором является право.
Основной девиз права, в отличие от морали, – поступай так, чтобы твои поступки не ограничивали свободу других и соответствовали всеобщим законам. То есть права (свобода действий) одного индивида заканчиваются там, где начинается свобода (права) другого, либо всех членов общества.
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, которые определяют меру возможного и должного поведения субъектов.
1. Предметом Теории государства и права являются:
а) объективные свойства государства и права;
б) субъективные свойства государства и права;
в) объективные и субъективные свойства государства и права;
г) объективные свойства государства и права, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития, как относительно самостоятельных общественных институтов.
2. Структуру Теории государства и права составляют:
а) Общая и Особенная части;
б) Общая и Специальная части;
в) теория государства и теория права;
г) ТГиП не делится на части.
3. К социальным причинам возникновения государства относятся:
а) появление семьи;
б) появление товарообменных отношений;
в) появление частной собственности;
г) все вышеперечисленное.
4. Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его граждан. Какое регулирование имеется в виду в данном случае?
а) индивидуальное;
б) коллективное;
в) нормативное;
г) ненормативное.
5. Аппарат публичной власти, распространяющий свою юрисдикцию на определенную территорию и территориально организованное население, обладающий суверенитетом и действующий в соответствие с правом – это:
а) государство;
б) парламент;
в) правительство;
г) президент.
6. Как называется подход к типологии государств, который основан на разделении государств в зависимости от культурных, религиозных, национальных, географических и других признаков?
а) общественно-экономический;
б) формационный;
в) цивилизационный;
г) историко-материалистический.
7. Что из указанного относится к внешним функциям государства?
а) экономическая функция;
б) оборонительная;
в) социальная;
г) культурная.
8. Форма правления, при которой правительство формируется парламентом и отчитывается перед ним за свою деятельность, называется:
а) республика;
б) парламентская республика;
в) президентская республика;
г) смешанная республика.
9. Какова классификация органов государства, если исходить из принципа «разделения властей»?
а) Законодательные, исполнительные, судебные органы.
б) Единоначальные и коллегиальные.
в) Политические, экономические и социальные.
г) Правотворческие, исполнительные и правоохранительные.
10. По способу принятие решений органы государства делятся:
а) на коллегиальные и единоличные;
б) на органы общей и специальной компетенции;
в) на первичные и производные;
г) на постоянные и временные.
11. Исходные положения, которые составляют основу возникновения и функционирования права, называются:
а) признаки права;
б) принципы права;
в) функции права;
г) задачи права.
12. Сложившиеся в обществе правила поведения, которые санкционированы государством, называются:
а) нормы права;
б) законы;
в) правовые обычаи;
г) судебные прецеденты.
13. Деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты осуществляется:
а) по юридической силе;
б) в зависимости от субъектов правотворчества;
в) в зависимости от сферы действия;
г) в зависимости от срока действия.
14. По каким основаниям не провидится классификация норм права?
а) по юридической силе;
б) в зависимости от правового регулирования;
в) в зависимости времени действия;
г) в зависимости от функции права.
15. Как называется часть правовой нормы, которая определяет условия ее действия?
а) определение;
б) гипотеза;
в) диспозиция;
г) санкция.
16. Переработка действующего законодательства с целью принятия нового нормативного акта – это:
а) систематизация;
б) консолидация;
в) кодификация;
г) инкорпорация.
17. Как называется способность субъекта правоотношения своими действиями осуществлять права и обязанности?
а) правосубъектность;
б) правоспособность;
в) дееспособность;
г) деликтоспособность.
18. Фактические действия сторон правоотношения по взаимному выполнению прав и обязанностей – это:
а) реализация права;
б) исполнение права;
в) использование права;
г) соблюдение права.
19. Как называется решение конкретного дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай?
а) аналогия;
б) аналогия права;
в) аналогия закона;
г) прецедент.
20. Совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых для признания конкретного деяния правонарушением, называется:
а) правонарушение;
б) состав правонарушения;
в) объективная сторона;
г) субъективная сторона.
1. Что из указанного не относится к общенаучным методам ТГиП:
а) исторический метод;
б) логический метод;
в) сравнительный метод;
г) социологический метод.
2. Что из указанного не входит в Теорию права:
а) понятие и признаки права;
б) юридическая ответственность;
в) политическая система;
г) источники права.
3. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство произошло от прав собственности на землю?
а) патриархальная;
б) патримониальная;
в) органическая;
г) договорная.
4. К способам централизованного создания норм, регулирующих жизнь общества, относятся:
а) санкционирование;
б) государственное правотворчество;
в) прецедентное правотворчество;
г) все вышеперечисленное.
5. Как называется подход к сущности государства, который заключается в способности государства объединять общество и разрешать возникающие противоречия?
а) социальный;
б) общесоциальный;
в) классовый;
г) экономический.
6. По сферам государственной деятельности функции государства делятся на:
а) общие и особенные;
б) основные и неосновные;
в) внешние и внутренние;
г) постоянные и временные.
7. По форме государственного устройства выделяют:
а) простые и сложные государства;
б) монархии и республики;
в) федерации и конфедерации;
г) унитарные государства и конфедерации.
8. Форму государства образуют три составляющие:
а) территория, суверенитет, право;
б) унитарная, федеративная, конфедеративная формы;
в) территория, народ, суверенитет;
г) форма правления, форма территориального устройства, форма государственного режима.
9.Система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть – это:
а) механизм государства;
б) государственный орган;
в) государственный аппарат;
г) федерация.
10. По длительности действия органы государства делятся:
а) на коллегиальные и единоличные;
б) на органы общей и специальной компетенции;
в) на первичные и производные;
г) на постоянные и временные.
11. Как называются принципы, которые изучаются отдельными юридическим дисциплинами?
а) общие;
б) особенные;
в) отраслевые;
г) межотраслевые.
12. Система научных юридических знаний называется:
а) нормативный договор;
б) правовые принципы;
в) юридическая доктрина;
г) правосознание.
13. Может ли нормативно-правовой акт иметь обратную силу?
а) нет;
б) да;
в) да, если это предусмотрено в самом нормативном акте;
г) да, если так решит суд.
14. В зависимости от функций права нормы прав делятся:
а) на материальные и процессуальные;
б) на императивные и диспозитивные;
в) на постоянные и временные;
г) на охранительные и регулятивные.
15. Главным структурным подразделением системы права является:
а) норма права;
б) институт права;
в) отрасль права;
г) подотрасль права.
16. В зависимости от продолжительности правоотношения могут быть разделены:
а) на регулятивные и охранительные;
б) на простые и сложные;
в) на кратковременные и долговременные;
г) на относительные и абсолютные.
17. Что из перечисленного не может быть отнесено к объектам правоотношений:
а) материальные блага;
б) нематериальные блага;
в) продукты духовного и интеллектуального творчества;
г) права и обязанности субъектов.
18. Как называется форма реализации обязывающих норм?
а) использование;
б) исполнение;
в) соблюдение;
г) применение.
19. Что из указанного не относится к признакам правонарушения:
а) общественная опасность;
б) противоправность;
в) наказуемость;
г) все относится к признакам.
20. Общественно-опасные противоправные деяния, которые посягают на общество в целом, называются:
а) преступления;
б) проступки;
в) правонарушения;
г) преступные действия.
Ответы
№ варианта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
вопрос |
||||||||||
1 |
г |
в |
в |
б |
б |
г |
б |
а |
а |
в |
2 |
а |
в |
а |
в |
г |
в |
а |
б |
б |
в |
3 |
в |
в |
г |
в |
а |
а |
г |
г |
а |
б |
4 |
в |
в |
г |
б |
а |
в |
в |
а |
г |
г |
5 |
г |
в |
г |
в |
б |
а |
а |
г |
в |
б |
6 |
г |
в |
г |
в |
б |
в |
а |
г |
г |
в |
7 |
г |
б |
а |
б |
б |
б |
г |
г |
г |
г |
8 |
а |
г |
а |
б |
г |
б |
в |
г |
в |
г |
9 |
б |
а |
б |
г |
б |
а |
а |
в |
в |
а |
10 |
в |
а |
г |
б |
в |
а |
б |
в |
г |
г |
11 |
в |
г |
б |
г |
г |
б |
а |
а |
г |
в |
12 |
б |
а |
а |
в |
б |
в |
г |
в |
б |
в |
13 |
а |
в |
г |
а |
б |
а |
г |
а |
а |
в |
14 |
б |
в |
г |
г |
а |
а |
б |
а |
в |
г |
15 |
а |
в |
б |
г |
а |
б |
в |
в |
г |
в |
16 |
г |
б |
в |
а |
г |
в |
а |
а |
б |
в |
17 |
г |
в |
г |
в |
б |
в |
г |
б |
в |
г |
18 |
б |
г |
а |
г |
в |
а |
г |
б |
а |
б |
19 |
в |
г |
в |
б |
а |
в |
б |
в |
г |
г |
20 |
а |
б |
в |
а |
г |
б |
а |
б |
а |
а |
Нормы права – основа юридической науки, в связи с чем и по сей день это понятие остаётся объектом пристального внимания и исследования. Такое положение дел вытекает из многомерности и непрерывного развития общественных отношений. Вопросу посвящена монография ряда авторов Российской академии правосудия*, которая и взята за основу настоящего материала.
Само понятие «норма» происходит от латинского norma, что можно перевести как «правило», «образец». В философии под нормой понимаются некие границы, в рамках которых явления сохраняют свои качества и функции, задающие их (явлений) внутреннюю соразмерность**.
Говоря о нормах права, большинство исследователей подразумевает под н.п. правила поведения. Такие правила регулируют отношения в обществе, устанавливают права и обязанности для отдельных элементов такого общества – субъектов правоотношений, условия реализации таких прав и обязанностей, а также ответственность за нарушение н.п. Именно ответственность, санкция отражает основные признаки нормы. Такие нормы, условно, можно назвать общими.
Помимо общих существуют специализированные нормы: н.-дефиниции, н.-констатации, коллизионные н. и проч. В таких н. отсутствуют явно выраженные запреты, дозволения, найти в указанных н. «традиционные» гипотезу, диспозицию и санкцию не всегда удаётся. Кроме того, эти нормы не участвуют в регулировании самостоятельно, но в связке с общими нормами.
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Нормы процессуального права содержатся в различных источниках. Рассмотрим основные из них.
1. Конституция России. Конституция закрепляет наиболее важные положения, имеющие значение для всех сфер социальной жизни, в том числе и для процессуальной деятельности. Речь идет, в частности, об основах конституционного строя, о важнейших правах и обязанностях граждан, об основах федеративного устройства России, о системе высших органов государства, их компетенции, о правомочиях суда, прокуратуры и проч. Велика роль конституционных принципов, как общеправовых, так и чисто процессуальных (о них будет особый разговор).
Важно, что конституционные нормы имеют прямое действие, т.е. могут применяться непосредственно по конкретным делам.
2. Международные соглашения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При расхождении положений закона России и международного договора применяются нормы договора.
В этой связи важную роль в процессуальном праве играют нормы Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., Пакта о гражданских и политических правах, Пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятых Организацией Объединенных Наций в 1966 г., и др.
Многие вопросы процессуальной деятельности решаются договорами о правовой помощи, заключенными Россией с рядом государств (Китай, Венгрия, Финляндия, ряд государств, входящих в Содружество Независимых Государств, — всего около 30), а также Минской конвенцией, заключенной в 1993 г. между странами, входящими в Содружество.
3. Законы. Среди законов необходимо прежде всего выделить кодексы: Уголовно-процессуальный (УПК), Гражданский процессуальный (ГПК), Арбитражный процессуальный (АПК), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и др. Они определяют круг участников юридического процесса, их права и обязанности, порядок отношений между ними, процедуру производства различных процессуальных действий, принятия решений и т.п.
Надо иметь в виду, что многие кодексы приняты в 60—70-х гг. и, хотя за прошедшее время в них вносилась масса исправлений и дополнений, они во многом устарели. Сейчас ведется работа по подготовке новых кодексов.
Процессуальные нормы содержатся и в других федеральных законах: федеральные конституционные законы “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, Федеральный закон “О Прокуратуре Российской Федерации” и др., которые устанавливают компетенцию соответствующих органов, порядок их деятельности и т.п.
Законы субъектов Российской Федерации являются источником права только в конституционном и административном процессе.
4. Подзаконные нормативные акты. В целом подзаконные нормативные акты в регулировании юридического процесса большой роли не играют: все основные вопросы решаются на законодательном уровне. Тем не менее иногда (например, в случаях, требующих быстрого решения) используется и подзаконное регулирование. Можно, в частности, назвать Указ Президента РФ от 14 июня 1994г. “О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности”, который действовал до 1997 г., или “Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций”, утвержденное Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г.
Процессуальные принципы — основные идеи, начала, отражающие наиболее существенные черты и свойства юридического процесса, обеспечивающие его единство и достижение стоящих перед ним целей. Эти принципы либо прямо закреплены в законодательстве, либо вытекают из содержащихся там положений. Они образуют основу, фундамент всех процессуальных норм, обеспечивают законность и эффективность деятельности соответствующих органов, обоснованность принимаемых решений.
Основные из этих принципов закреплены в Конституции РФ. Часть из них имеет общеправовой характер, т.е. они относятся ко всем отраслям, институтам и нормам права (неотчуждаемость основных прав и свобод человека, их непосредственное действие, равенство всех перед законом и судом и др.). Другие же принципы характерны именно для юридического процесса в целом или отдельных отраслей процессуального права. Рассмотрим некоторые из них, имеющие наиболее существенное значение для процессуальной деятельности.
Принцип приоритетности прав человека (ст. 2 Конституции РФ). Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. Вся деятельность органов, осуществляющих процессуальную деятельность, должна строиться на основе этих положений.
Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Соблюдать правовые предписания обязаны все участники общественных отношений, однако совершенно нетерпимы нарушения закона в работе государственных органов, особенно тех, которые осуществляют правоохранительную деятельность, сами следят за исполнением законов другими субъектами, правомочны применять меры государственного принуждения. Это определяет необходимость высокой правовой культуры таких лиц и существования системы контроля и надзора за их работой (о ней будет сказано ниже).
Принцип свободы и неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ). Этот принцип заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в порядке и на основаниях, установленных законом.
Принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23, 24 Конституции РФ). Частная жизнь людей, их личная и семейная тайна неприкосновенны. С учетом этого организуется весь ход юридического процесса.
Закон обеспечивает также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права может иметь место только в установленных законом случаях.
Принцип государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ). Из этого принципа вытекает важнейшая обязанность всех государственных органов: рассматривать защиту прав личности в качестве одной из основных целей своей процессуальной деятельности.
Принцип права на жалобу (ст. 33 Конституции РФ). Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в любые государственные органы. Это определяет обязанность этих органов рассматривать соответствующие обращения и принимать по ним законные и обоснованные решения.
Принцип судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Все решения, все действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц могут быть гражданами обжалованы в суд. Следовательно, любые юридические процедуры могут завершиться как юридический процесс.
Поскольку основой всех видов юридического процесса является правосудие, общепроцессуальный характер приобретают принципы, относящиеся к организации и деятельности суда.
К ним относятся следующие:
Принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Его суть состоит в том, что все наиболее важные, а в подавляющем большинстве случаев и окончательные решения могут приниматься только судом и только в форме осуществления правосудия.
Принцип независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Судьям, а также народным и присяжным заседателям при осуществлении правосудия должна быть обеспечена полная независимость, никто не может оказывать на них давление, подчиняются они только закону.
Принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). При осуществлении правосудия суд выступает как независимый от кого бы то ни было арбитр, а стороны процесса (прокурор и защитник, истец и ответчик) имеют равные права и состязаются между собой, представляя доказательства, высказывая соответствующие доводы и проч.
Наряду с названными можно указать и на другие принципы, имеющие существенное значение для юридического процесса: несменяемость судей, неприкосновенность судей, гласность судебного разбирательства и др.
Материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов права.
Материальные нормы отвечают на вопрос, — «что регулируют нормы права?»
Примеры материальных норм права
1) Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. (п. 1 ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации)
2) Принудительный труд запрещен (ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации)
3) Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. (ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации)
Нарушение норм материального права в процессе правоприменения является основанием для отмены принятого решения государственным органом или судом.
Так, статья 270. «Основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (АПК РФ) указывает, что одним из оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является «нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права» (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Неправильным применением норм материального права является (ч. 2 ст. 270 АПК РФ):
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Близкие нормы установлены Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ст. 310) и иными нормативными актами.
Понятие нормы права и ее структура
Это — одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов.
И, наконец, санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы прав – указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции).
На возможность проявления структурных элементов нормы уголовного права в различных качествах обращали внимание И.С. Самощенко, О.Э. Лейст и А.С. Пиголкин.
Гипотеза может быть простой, когда устанавливается одно условие, с которым связывается действие правила поведения, сложной, когда таких условий два и более. Наконец, гипотеза может быть альтернативной, когда правило поведения действует в зависимости от одного или другого обстоятельства.
Норма права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых возникает необходимость или потребность ее применения.
ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Нормы процессуального права содержатся в различных источниках. Рассмотрим основные из них.
1. Конституция России. Конституция закрепляет наиболее важные положения, имеющие значение для всех сфер социальной жизни, в том числе и для процессуальной деятельности. Речь идет, в частности, об основах конституционного строя, о важнейших правах и обязанностях граждан, об основах федеративного устройства России, о системе высших органов государства, их компетенции, о правомочиях суда, прокуратуры и проч. Велика роль конституционных принципов, как общеправовых, так и чисто процессуальных (о них будет особый разговор).
Важно, что конституционные нормы имеют прямое действие, т.е. могут применяться непосредственно по конкретным делам.
2. Международные соглашения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При расхождении положений закона России и международного договора применяются нормы договора.
В этой связи важную роль в процессуальном праве играют нормы Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., Пакта о гражданских и политических правах, Пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятых Организацией Объединенных Наций в 1966 г., и др.
Многие вопросы процессуальной деятельности решаются договорами о правовой помощи, заключенными Россией с рядом государств (Китай, Венгрия, Финляндия, ряд государств, входящих в Содружество Независимых Государств, — всего около 30), а также Минской конвенцией, заключенной в 1993 г. между странами, входящими в Содружество.
3. Законы. Среди законов необходимо прежде всего выделить кодексы: Уголовно-процессуальный (УПК), Гражданский процессуальный (ГПК), Арбитражный процессуальный (АПК), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и др. Они определяют круг участников юридического процесса, их права и обязанности, порядок отношений между ними, процедуру производства различных процессуальных действий, принятия решений и т.п.
Надо иметь в виду, что многие кодексы приняты в 60—70-х гг. и, хотя за прошедшее время в них вносилась масса исправлений и дополнений, они во многом устарели. Сейчас ведется работа по подготовке новых кодексов.
Процессуальные нормы содержатся и в других федеральных законах: федеральные конституционные законы “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, Федеральный закон “О Прокуратуре Российской Федерации” и др., которые устанавливают компетенцию соответствующих органов, порядок их деятельности и т.п.
Законы субъектов Российской Федерации являются источником права только в конституционном и административном процессе.
4. Подзаконные нормативные акты. В целом подзаконные нормативные акты в регулировании юридического процесса большой роли не играют: все основные вопросы решаются на законодательном уровне. Тем не менее иногда (например, в случаях, требующих быстрого решения) используется и подзаконное регулирование. Можно, в частности, назвать Указ Президента РФ от 14 июня 1994г. “О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности”, который действовал до 1997 г., или “Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций”, утвержденное Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г.
Процессуальные принципы — основные идеи, начала, отражающие наиболее существенные черты и свойства юридического процесса, обеспечивающие его единство и достижение стоящих перед ним целей. Эти принципы либо прямо закреплены в законодательстве, либо вытекают из содержащихся там положений. Они образуют основу, фундамент всех процессуальных норм, обеспечивают законность и эффективность деятельности соответствующих органов, обоснованность принимаемых решений.
Основные из этих принципов закреплены в Конституции РФ. Часть из них имеет общеправовой характер, т.е. они относятся ко всем отраслям, институтам и нормам права (неотчуждаемость основных прав и свобод человека, их непосредственное действие, равенство всех перед законом и судом и др.). Другие же принципы характерны именно для юридического процесса в целом или отдельных отраслей процессуального права. Рассмотрим некоторые из них, имеющие наиболее существенное значение для процессуальной деятельности.
Принцип приоритетности прав человека (ст. 2 Конституции РФ). Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. Вся деятельность органов, осуществляющих процессуальную деятельность, должна строиться на основе этих положений.
Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Соблюдать правовые предписания обязаны все участники общественных отношений, однако совершенно нетерпимы нарушения закона в работе государственных органов, особенно тех, которые осуществляют правоохранительную деятельность, сами следят за исполнением законов другими субъектами, правомочны применять меры государственного принуждения. Это определяет необходимость высокой правовой культуры таких лиц и существования системы контроля и надзора за их работой (о ней будет сказано ниже).
Принцип свободы и неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ). Этот принцип заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в порядке и на основаниях, установленных законом.
Принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23, 24 Конституции РФ). Частная жизнь людей, их личная и семейная тайна неприкосновенны. С учетом этого организуется весь ход юридического процесса.
Закон обеспечивает также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права может иметь место только в установленных законом случаях.
Принцип государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ). Из этого принципа вытекает важнейшая обязанность всех государственных органов: рассматривать защиту прав личности в качестве одной из основных целей своей процессуальной деятельности.
Принцип права на жалобу (ст. 33 Конституции РФ). Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в любые государственные органы. Это определяет обязанность этих органов рассматривать соответствующие обращения и принимать по ним законные и обоснованные решения.
Принцип судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Все решения, все действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц могут быть гражданами обжалованы в суд. Следовательно, любые юридические процедуры могут завершиться как юридический процесс.
Поскольку основой всех видов юридического процесса является правосудие, общепроцессуальный характер приобретают принципы, относящиеся к организации и деятельности суда.
К ним относятся следующие:
Принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Его суть состоит в том, что все наиболее важные, а в подавляющем большинстве случаев и окончательные решения могут приниматься только судом и только в форме осуществления правосудия.
Принцип независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Судьям, а также народным и присяжным заседателям при осуществлении правосудия должна быть обеспечена полная независимость, никто не может оказывать на них давление, подчиняются они только закону.
Принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). При осуществлении правосудия суд выступает как независимый от кого бы то ни было арбитр, а стороны процесса (прокурор и защитник, истец и ответчик) имеют равные права и состязаются между собой, представляя доказательства, высказывая соответствующие доводы и проч.
Наряду с названными можно указать и на другие принципы, имеющие существенное значение для юридического процесса: несменяемость судей, неприкосновенность судей, гласность судебного разбирательства и др.