Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «как правильно посчитать 5 дней со дня получения требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налогоплательщик обязан представить документы в течение сроков, установленных ст. 88 и 93 НК РФ. Обычно этот период составляет 5 рабочих дней с момента получения распоряжения из ФНС. Например, если требование поступило 21.12.20 (понедельник), то отсчет пяти рабочих дней начнется со вторника 22.12.20, и последним днем в этом случае является 28.12.20. За этот период следует подготовить все копии и представить их в ФНС лично, по телекоммуникационным каналам или Почтой России.
Считаем срок ответа на требование ФНС
Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования и истекает в последний день срока. Для использования этой несложной формулы достаточно ответить на вопросы – что является днем получения требования и сколько дней всего налоговая дает для ответа.
Днём получения требования является день отправки квитанции о приеме требования, если Вы получили его в электронном виде: через оператора телекоммуникационных данных. В случае, если Вы получили требование на свой юридический адрес в бумажном виде, т.е. почтой, необходимо обратить внимание на конверт. Почта России отражает на штампе дату отправки, а датой получения по умолчанию считается шестой рабочий день после отправки этого письма. При этом не будет иметь значения, когда на самом деле Вы взяли в руки и распечатали письмо: отвечать придется в установленный независимо от Вас срок.
Определив дату получения, отсчитываем сроки направления ответа. Ответ на требование о предоставлении пояснений нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.
А вот ответ на требование о предоставлении документов (информации) зависит от основания истребования этих документов налоговым органом. Для удобства приведем таблицу.
О сроках предоставления документов по требованию ИФНС
Вопрос:
Ответ:
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Согласно п. 12 Порядка требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Таким образом, срок предоставления документов по требованию пояснений от налогового органа начинает течение со дня отправки уведомления о получении данного требования.
Ответ подготовил:
Эксперт «Линии консультаций» НТВП «Кедр-Консультант»
Красноперова Мария Юрьевна
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Итак, перейдем непосредственно к срокам исполнения требований.
Требование о представлении пояснений (документов) в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) составляет пять рабочих дней. С учетом вышеуказанного Постановления, если требование о предоставлении документов и иных сведений получено с 1 марта по 31 мая 2020 года, временно установленные новые сроки составляют 25 рабочих дней; в случае камеральной проверки по НДС — 15 рабочих дней.
Требования о представлении документов в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 93 НК РФ) — 10 рабочих дней. Временно установленные новые сроки составляют 30 рабочих дней; в случае камеральной проверки по НДС — 20 рабочих дней.
Требование о представлении документов (информации) по встречной проверке (п. 5 ст. 93.1 НК РФ) составляет пять рабочих дней. Временно установленные новые сроки — 25 рабочих дней; в случае камеральной проверки по НДС — 15 рабочих дней.
Требуемые документы могут быть представлены ревизорам лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Когда требование считается полученным
Когда инспекторы проводят проверку на территории налогоплательщика, требование вручают лично руководителю или его представителю, под роспись. Срок, в течение которого нужно ответить, отсчитывают со следующего дня.
В остальных случаях есть нюансы:
- Требование отправили по почте заказным письмом. Оно автоматически считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки (по штемпелю на конверте), а срок исполнения начинает течь с седьмого рабочего дня. Неважно даже, что на самом деле письмо вы могли не получить.
- Требование направили по ТКС через оператора ЭДО. Электронное письмо нужно открыть, затем подписать и отправить в налоговую квитанцию о его приёме. Так вы подтверждаете, что получили требование. Дата получения — та, которая указана в квитанции о приёме. Отсчёт срока начнётся со следующего дня. Если вы не обязаны сдавать отчётность исключительно в электронном виде, но пользуетесь ЭДО, можете вообще не открывать требование, присланное по ТКС. Наказания за это не будет. Не дождавшись от вас квитанции о приёме, ИФНС отправит бумажное требование заказным письмом. Но если вы относитесь к тем, кто должен отчитываться строго в электронной форме, нужно подтвердить получение не позднее чем на шестой рабочий день после отправки, иначе вам могут заблокировать расчётный счёт.
- Требование прислали через личный кабинет ИП или юрлица. Считается полученным в день, когда оно там появилось. Отсчёт срока — со следующего дня.
Какие существуют правила продления срока представления документов по требованию ИФНС?
При продлении срока представления документов при проведении проверки нужно учитывать следующие моменты:
- требуется продать уведомление по определенной форме. Если подать документ в произвольной форме, то ИФНС может его проигнорировать;
- уведомление нужно подать на следующий рабочий день после поступления требования от ИФНС. Кроме того, сообщение об отсутствии необходимых документов по встречной проверке можно отправить в течение 5-ти рабочих дней;
- налогоплательщику нужно сдать хотя бы часть документов, требуемых налоговой инспекцией. Такой вариант позволит повысить шанс того, что ИФНС примет положительное решение по продлению срока представления документов;
- в уведомлении нужно детально описать обстоятельства, в связи с которыми налогоплательщик не может предоставит все требуемые документы в срок. Такой момент поможет получить отсрочку. Вне зависимости от принятого решения ИФНС отвечает в течение 2-х рабочих дней. При этом кроме причин надо указать в уведомлении и конкретные сроки исполнения налогоплательщиком требования налоговой инспекции;
- в уведомлении нужно поставить код 10, если налогоплательщик не успевает в срок подать требуемые документы. Если же их нет, нужно использовать код 20. Если часть документов отсутствует, а по другим нужно продлить срок сдачи, требуется подать два уведомления с разными кодами;
- к уведомлению нужно приложить оправдательные документы, подтверждающие обстоятельства, из-за которых невозможно в срок выполнить требование ИФНС. К примеру, это может быть выписка из положения об обособленных подразделениях, в котором указано, что документы хранятся по месту их нахождения. Данная информация также поможет продлить срок представления документов по требованию ИФНС.
Обратите внимание: обновлен бланк уведомления о невозможности предоставления документации.
В прошлом году, а точнее в июне 2019 года, Федеральная налоговая служба изменила бланк уведомления о невозможности представления в установленный срок документов. Изменения внесены как в бумажную форму уведомления, так и в электронную. Изменения связывают с введенной в 2018 году законодательной нормой, согласно которой можно не отправлять документы в ФНС повторно.
В бланке предусмотрены три «сценария»:
- первый блок заполняется, если есть конкретная причина продления срока,
- второй блок заполняется, если документы утрачены или они переданы аудиторам,
- третий блок на случай, если запрашиваемые документы ранее уже были представлены ИФНС.
Чем чревато необоснованное непредставление документов по требованию?
Приказ ФНС еще от 2015 года за номером ММВ-7-2/149@ регламентирует общий порядок работы с требованиями. В приказе содержится полный список документов, которые могут истребовать налоговые органы. В этом списке около 60 видом документации.
126 статья Налогового кодекса написана специально для тех, кто безосновательно проигнорирует требование ФНС о предоставлении документов. В данной статье прописана ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Самая первая и распространенная мера наказания, прописанная в пункте первом – штраф в размере 200 рублей за каждый безосновательно непредставленный документ в отношении собственной деятельности. С одним уточнением — если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений.
За непредставление документов о налогоплательщике, отказ подать имеющиеся документы или представление документов с заведомо недостоверными сведениями может быть применена ответственность согласно 2 пункту 126 НК РФ. Сумма штрафа в этом случае для организаций и ИП – 10 тысяч рублей.
Ответственность предусмотрена не только за непредставление документации, но и за несообщение или несвоевременное сообщение истребуемых ФНС сведений, то есть информации. Данная ответственность прописана в статье 129 п.1 НК РФ. При первом нарушении накладывается штраф в размере 5 тысяч рублей. При повторном нарушении в течение календарного года — штраф 20 тысяч рублей.
Кодекс административных правонарушений также содержит штрафные санкции за невыполнение требований ФНС для должностных лиц — от 300 до 500 рублей.
Кроме штрафа могут последовать и более жесткие меры, например – изъятие документации. Согласно 93 статьи НК, если налогоплательщик не представил в срок документы, запрашиваемые при проведении налоговой проверки, инспекция может их изъять. Даже в случае, если налогоплательщик откажет в доступе к документации.
Налоговики не вправе требовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в инспекцию при проведении камеральных или выездных проверок. Правда, указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в инспекцию в виде подлинников, которые впоследствии были возвращены, а также на ситуации, когда документы были утрачены вследствие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Для того чтобы соблюсти ограничение на повторное истребование документов, чиновники рекомендуют налогоплательщикам представлять документы с сопроводительным письмом и описью (письмо Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142).
Если они направляются в бумажном виде, то опись составляют в свободной форме (Пример 3).
Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)
Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.
В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.
Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.
Требование о представлении документов (информации)
Сроки направления ответа на требование о представлении документов (информации) зависят от основания для истребования документов (информации).
Например, документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, в общем случае должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Систематизируем в таблице сведения о сроках ответа на требование о представлении документов (информации):
Основание направления требования о представлении документов (информации) | Срок представления документов (информации) со дня получения требования |
---|---|
ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ (например, при проведении камеральной налоговой проверки) |
10 рабочих дней 20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) |
ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст. 165 НК РФ (например, при налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) | 30 календарных дней |
ст. 93, п. 15 ст. 165 НК РФ (например, в случае истребования документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов) | 20 календарных дней |
ст. 93, 214.8, 310.2 НК РФ (например, при истребовании документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по эмиссионным ценным бумагам) | 3 месяца |
ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами) | 30 рабочих дней |
ст. 93, 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов в рамках встречной проверки) | 5 рабочих дней |
Форма и сроки ответа на требование налоговой инспекции
Обычно ФНС указывает в требовании срок, в течение которого нужно представить документы или/и письменное пояснение.
Требования приходят как в бумажном виде по почте, так и в электронном. Формат требований зависит от того, как отчитывается конкретный налогоплательщик.
Следуя нормам законодательства, ответ на требование налоговой нужно подготовить и отправить в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Чаще всего ответ пишется в произвольной форме, но налогоплательщики могут взять за основу рекомендуемую форму ответа.
Если требование налоговой о представлении документов или пояснений пришло в электронном виде, не забудьте отправить квитанцию о приеме. На это организации отводится шесть рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Срок ответа на требование ИФНС фиксированный. В исключительных случаях налоговая инспекция может его изменить. Также увеличить срок для представления документов ФНС может по просьбе налогоплательщика, но для этого должны быть веские причины (болезнь ответственного лица, большой объем истребуемых документов и пр.).
Если же речь идет о требовании, основанном на нормах статьи 93.1, то сроки предоставления документов по требованию налоговой, полученному по ТКС или другим способом, будут следующими:
Мероприятие налогового контроля | Установленный срок |
Встречная проверка, если у контрагента проходит:
– камеральная или выездная проверка; – доп мероприятия налогового контроля; – контроль сделок между взаимозависимыми лицами; – доп мероприятия налогового контроля по сделкам между взаимозависимыми лицами; Камеральная проверка в отношении участника договора инвестиционного товарищества |
5 рабочих дней со дня получения |
Документы по сделкам вне рамок проверки | 10 рабочих дней со дня получения |
Теперь вы знаете о сроках предоставления документов по требованию налоговой при встречке и налоговом мониторинге.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Какая предусмотрена ответственность за отказ от предоставления документов или информации?
Если инспекция получит немотивированный отказ от представления запрошенных документов (или информации), то для отказника предусмотрена ответственность по ст. 126 НК РФ в виде штрафа – 200 рублей за каждый непредставленный документ
.
Кроме того, за неправомерное несообщение либо несвоевременное сообщение истребуемой информации (не документов) ответственность наступает в соответствии со ст. 129.1 НК РФ. При первом правонарушении это влечет наложение штрафа в размере – 5 000 рублей
.
Если нарушение в течение года будет допущено дважды штраф вырастет – уже до 20 000 рублей
.
Помимо этого, отдельные штрафы могут получить должностные лица организации
. Причем предусмотрены отдельные штрафы за непредставление информацию и документов, в результате можно получить оба штрафа одновременно (постановление АС Восточно-Сибирского округа по делу № А33-16694/2017 от 12.11.2018 года).
Требование не получено налогоплательщиком
[B=63]Нередко инспекторы направляют требования по адресу (например, юридическому), по которому компания фактически не находится. В результате налогоплательщик не получает требование, а инспекция привлекает его к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса РФ и может отказать в возмещении НДС.
При таких обстоятельствах одни суды считают, что действия инспекции неправомерны (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 18.09.09 по делу №А53-19396/2008 и Московского от 19.10.10 №КА-А40/12520-10 округов). Другие суды говорят о том, что налогоплательщики должны самостоятельно обеспечить своевременное получение корреспонденции (Постановления ФАС Московского от 22.12.09 №КА-А40/14170-09 и Поволжского от 24.03.09 по делу №А12-9659/2008 округов).
Случаи, когда требование получено незадолго до окончания камеральной или выездной проверки или в день ее завершения достаточно распространены на практике. По мнению судов, в подобной ситуации требование исполнению не подлежит (Постановления ФАС Московского от 22.03.11 №КА-А41/1283-11, Волго-Вятского от 27.02.12 по делу №А29-164/2011, Северо-Кавказского от 07.10.11 по делу №А53-23465/2010и Западно-Сибирского от 13.07.09 №ФО4-4038/2009(10171-А03-42)округов). Суды считают, что проверяющие не должны проводить анализ документов по окончании сроков проверки. Однако работники налоговых органов могут обосновать свои требования тем, что проанализировали они эти документы в оригиналах в ходе проверки (что чаще всего и происходит), а копии они требуют, как правило, для подтверждения нарушений. По мнению Минфина России, в такой ситуации налогоплательщик должен выполнить требование, поскольку Налоговый кодекс РФ не предусматривает оснований для оставления требования без исполнения (Письма от 13.02.08 №03-02-07/1-58 и от 17.01.08№03-02-07/1-19). Кроме того, выставлять требования за день или за несколько дней до завершения проверки не запрещено.
Отказ представить дополнительные сведения
Зачастую работники налоговых органов запрашивают не только конкретные первичные документы и регистры учета, но и дополнительные сведения или объяснения. Оформлять их приходится в произвольной форме в виде различных расчетов, списков, перечней, сводных таблиц и др. Подобные требования инспекторов незаконны, ведь названные сведения не являются регистрами налогового учета, которые должен вести налогоплательщик, или документами, которыми он должен обладать.
Однако в большинстве случаев подать такие сведения в интересах компании, поэтому многие налогоплательщики их представляют. Хотя отказ от представления подобных сведений, а также их несвоевременная подача не могут являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности на основании ст. 126 НК РФ (Постановления ФАС Московского от 09.03.10 №КА-А40/1571-10 и Центрального от 27.10.09 №А48-973/2009 округов).