Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Из чего формируется стоимость ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).
Что представляет собой коэффициент КБМ
В соответствии с Указанием Банка России от 8 декабря 2021 года N 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» значения коэффициентов КБМ приведены в таблице:
Ниже коэффициенты КБМ, которые будут использоваться при расчёте страховой премии по договорам ОСАГО, которые будут заключаться с 01 апреля 2022г.: по 31 марта 2023г.:
№ п/п | Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
отсутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более трех страховых возмещений за период КБМ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | М | М | М | М | |
2 | 2,94 | 1 | М | М | М | М | |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
На практике автолюбители часто попадают в ситуацию, когда при оформлении полиса применяется некорректное значение коэффициента. Такое актуально:
- при смене в/у
- в случае технической ошибки
- когда страховщик допустил опечатки при оформлении
В первую очередь следует обратиться к страховщику лично в офис, или дистанционно (при наличии возможности). При личном обращении потребуется:
- Предъявить паспорт, в/у и ранее оформленный полис ОСАГО.
- Написать заявление на исправление коэффициента.
- Запросить заверенную копию заявления.
- Спустя несколько дней получить ответ от страховщика (по телефону или письменно).
При дистанционном восстановлении предстоит:
- Посетить официальный сайт страховой компании, от имени которой был оформлен ОСАГО.
- Заполнить заявление, в разделе «Обратная связь» или аналогичный раздел.
- Отправить заявку и дождаться итогов рассмотрения.
Сколько стоит ОСАГО для таксистов
По оценке эксперта в области отрасли такси и автора телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антона Максимова, стоимость страховки ОСАГО для автомобилей такси после повышения максимального КБМ заметно вырастет.
До изменений, по оценкам эксперта, страховка ОСАГО для наиболее популярных моделей для работы в такси стоила 45-60 тыс. руб. В качестве примера Максимов привел расчеты по реальному полису на Skoda Octavia для работы в такси, зарегистрированную на юридическое лицо, который оформлен в августе 2021 года. При базовой ставке 9 619 руб. и КБМ 1 цена полиса составила 43 204 руб. По оценке эксперта, застраховать такую же модель на аналогичных условиях после 1 апреля 2022 года можно будет не менее, чем за 75 000 руб. А во многих случаях речь будет идти о сумме в 100 тысяч.
Как рассчитывается скидка за безаварийность
Было бы нечестным, если бы водители, соблюдающие правила дорожного движения, никак не поощрялись. Для них рассчитывается коэффициент «бонус-малус» или КБМ. По нему аккуратный водитель может получить большую скидку, что, в конечном итоге, снизит стоимость самого страхового полиса.
Как определить безаварийность? Анализируется история водителя, были ли обращения в страховую компанию с его стороны по поводу произошедших дорожно-транспортных происшествий. Если таковые имелись, то значение КБМ увеличивается, повышая стоимость полиса ОСАГО. Ни о какой скидке не может быть и речи.
Если же обращений не было, то значение КБМ уменьшается. Вместе с ним водителю присваивается определенный класс. КБМ рассчитывается один раз в год, раньше этого срока сделать перерасчет невозможно. Эту особенность важно учитывать при досрочном продлении страхового полиса, так как в этом случае скидка может быть потеряна.
КБМ можно узнать по специальной таблице. Они созданы Российским союзом автостраховщиков для удобства расчетов, а в их базах данных можно найти сведения 8-летней давности. Нужно узнать класс водителя и определить статус безаварийности на определенный момент времени. В зависимости это полученных результатов стоимость полиса ОСАГО может вырасти в 2-3 раза, а может упасть вполовину.
При заключении договора ОСАГО страхователь уплачивает страховщику страховую премию, которая рассчитывается по формулам, представленным в Приложении 4 к Указанию Центробанка № 3384-У от 19-го сентября 2014-го года “О предельных…” (далее – Указание).
Формула включает в себя произведение:
- базовых тарифов, которые утверждены Приложением 1 к Указанию;
- различных коэффициентов в зависимости от региона или муниципального образования регистрации собственника ТС, мощности двигателя, возраста и водительского стажа допущенных к управлению машиной лиц и др.
Среди прочих коэффициентов, особенно выделяется так называемый бонус-малус (КБМ), который:
- или уменьшает страховую премию;
- или, наоборот, увеличивает ее.
Чтобы купить полис автострахования дешевле, гражданину нужно ездить без аварий. Чем больше лет он проездил без попадания в ДТП, тем выше будет размер дисконта при оформлении договора ОСАГО в следующем году.
Как пользоваться таблицей
Основные колонки в таблице: класс, значение КБМ и 5 столбцов, по которым можно определить класс, в случае наличие или отсутствия ДТП за страховой период. Для удобства, мы добавили столбец, на котором наглядно видно изменение скидки с увеличением стажа.
Класс — это показатель безаварийности водителя, можно считать как рейтинг. Каждый водитель начинает страховую историю с 3 класса, что соответствует значению КБМ — 1,17. Далее, каждый год, класс растет, значение КБМ падает, что увеличивает скидку на ОСАГО.
Максимальный класс — 13, при значении КБМ — 0,46. Это максимальная скидка, которая уменьшает стоимость полиса ОСАГО почти на 61% от начального значения. Максимальную скидку можно получить через 10 лет непрерывного и безаварийного вождения. Водить необязательно, достаточно быть вписанным в действующий полис.
Как изменяется коэффициент с начала водительского стажа
Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.
Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:
- 3 кл. – КБМ равняется 1;
- 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
- 5 кл. – 0,9 и так далее.
До 13-го класса водитель будет получать бонусы.
Что происходит с классами ниже третьего:
- 2 кл. – 1,4, наценка составит плюс 40% к тарифной ставке;
- 1 кл. – 1,55, стоимость полиса возрастет еще на 15%;
- 0 кл. – 2,3 — здесь придется заплатить 130%;
- «M» – 2,45 или 145% — это максимальная цена.
Определяется этот коэффициент с самого начала вождения и далее изменяется каждый год. Система определения КБМ устанавливается государством, а поэтому является одинаковой для всех участников. С 2015 года эти расчеты подвластны Банку России.
Система КБМ состоит из 15 классов, каждый год класс водителя меняется в зависимости от его дисциплинированности. Для ответа как посчитать КБМ необходимо сначала определить класс водителя. Если у него нет стажа, то ему будет назначен на первый год 3 класс. И ему соответствует коэффициент 1. В этом случае он платит за полис ровно по тарифу без скидок, но и без наценок.
Если за этот год водитель ни разу не попадет в аварию – то на следующей его класс поднимется до 4, его коэффициент станет 0,95 и соответственно на оплату будет предоставлена скидка 0,25. Если попадет в одну аварию – то класс останется таким же. А если на его счету уже будет два неприятных случая – то класс снизится до М. Класс М является самым низким, его коэффициент – самым высоким 2,45. То есть водителю теперь придется платить за полис почти в полтора раза больше. Так расшифровка коэффициента зависит напрямую от класса и количества аварий за год.
Обратите внимание! К расчету принимаются только те прецеденты, по которым производились выплаты. То есть если водитель урегулировал ситуацию самостоятельно, или не являлся виновником происшествия – эти случаи в расчетах не учитываются.
Дополнительная информация. Максимальная скидка на договор существует в размере 50%, то есть половины стоимости. Ее может получить водитель, который 10 лет находится за рулем и за это время не попал ни в одну аварию.
Класс страхователя – это коэффициент, который присваивается за каждый безаварийный год. Закон об обязательном автостраховании был издан в 2003 году.
Если водитель за это время ни разу не попал в аварию и постоянно страховался, это обозначает, что ему полагается хорошая скидка при покупке следующего страхового полиса ОСАГО.
К примеру, если период вождения водителем автомобиля определяется за 12 лет как безаварийные годы, тогда ему присваивается класс 12.
В данном примере двенадцать лет начинают свой отсчет с момента принятия закона об ОСАГО, то есть – с 2003 года. Такой класс определяет по специальной таблице значений коэффициентов «бонус-малус», что ему присваивается КБМ – 0,55, что соответствует 45-процентногй скидке.
На смену единому базовому тарифу на регион приходит динамический базовый тариф. Он будет присваиваться в зависимости от факторов, которые установят страховые компании — аккуратности вождения, немного усовершенствованного учёта параметров возраста водителей, стажа и их связи с оценкой наступления риска по ОСАГО.
То есть раньше страховщик должен был устанавливать единый тариф для всех водителей на определённой территории, и от внимательности конкретного водителя мало что зависело, разве что его персональная история вождения — КБМ. А теперь в силах каждого «заработать» себе минимальный тариф.
До 24 августа 2021 года страховщик тоже устанавливал базовую ставку внутри коридора, но принимать во внимание он мог только категорию и назначение ТС в привязке к территории. Поэтому в одном городе все граждане — владельцы легковых ТС имели один и тот же базовый тариф. Например, если Краснодар — это убыточный регион для страховщиков, то компании там абсолютно для всех автовладельцев устанавливали верхнюю границу коридора. И получалось, что даже если человек — идеальный водитель, но живёт в Краснодаре, то он должен был платить больше, чем водитель, допустим, в Омске, где в среднем убыточность для страховщиков ниже и где они выставляют нижнюю границу коридора.
Средняя убыточность по региону раньше была ключевым фактором, от которого считалась базовая ставка. И это не давало возможности индивидуализировать тариф. Сейчас у страховых компаний есть возможность использовать накопленный опыт тарификации в каско, который, скорее всего, будет перенесён теперь и в ОСАГО.
КБМ можно узнать на сайте РСА, а также на других ресурсах. Информация загружается в АИС РСА страховыми компаниями и может меняться только в определенных случаях. Уже третий год страховщики обязаны передавать информацию о договорах ОСАГО в течение 24 часов с момента заключения договора.
На сайте РСА для выяснения КБМ вводятся ваши персональные данные (Ф.И.О), дата рождения и номер водительских прав.
После ввода появится ваш коэффициент безаварийного стажа. Если вам кажется, что он подсчитан неправильно, вы можете отправить скан жалобы в РСА. Отметим, что сайт организации переполнен комментариями недовольных своим КБМ водителей, так что некорректные подсчеты видимо не редкость. Если вы являетесь представителем компании, то нужно выбрать опцию «Юридическое лицо», а также тип договора без ограничений.
Больше информации о том, как проверить и рассчитать этот и другие коэффициенты по страховке ОСАГО, вы найдете тут.
Наши специалисты подготовили для вас ряд статей об «Автогражданке»: о разновидностях ОСАГО, в том числе об электронном полисе, а также о том, обязательно ли его оформление и можно ли приобрести страховку в рассрочку.
Скидка на ОСАГО — очередной доход мошенников
Не поддавайтесь на уловки недобросовестных агентов. В интернете мы видим много заманчивых предложений о скидках для любого клиента, даже для тех, кто впервые заключает договор. Мошенники заманивают нас, простых смертных, огромными скидками, но думают только о собственной выгоде.
Все тарифы по ОСАГО четкие и ясные для всех компаний и никакая сила страхового мире не сможет дать вам нереальную скидку.Никто из преступников не думает о том, к каким последствиям для вас могут привести их действия. Бесплатный сыр только в мышеловке. Позаботьтесь о своих финансах и не будьте слишком самоуверенны, ведь даже самые опытные и грамотные водители попадают в ДТП. Тогда и раскроется весь секрет дешевого полиса — все убытки вы оплатите самостоятельно. Будьте бдительны, ведь вариантов для обмана много и мошенники трудятся над разработкой новых способов не покладая рук. Что же является поводом для беспокойств и доказательством того, что вас обманывают:
- продажа бланков страховой компании, которой уже не существует;
- продажа утерянных или краденных бланков;
- опасайтесь страхового полиса, который заполнен не полностью либо недостоверно;
- полисы, в которых есть исправления;
- скидка на ОСАГО;
- дубликаты полисов;
- подозрительные личности, выбегающие к вам из офисов на колесах.
Обращайтесь за страховкой только в проверенные и надежные компании и помните, что скупай платит дважды.
Как рассчитать цену полиса ОСАГО
Конечная цена полиса формируется с использованием коэффициента «бонус-малус» (КБМ) — скидки или наценки за безаварийную/аварийную езду. КБМ применяется к изначальной стоимости полиса при его покупке и может увеличить ее на 145% (КБМ – 2,5) или уменьшить вдвое (КБМ – 0,5). Между этими предельными параметрами существует ряд повышающих/понижающих коэффициентов. В течение года КБМ пересмотрен быть не может. Новый показатель рассчитывается только при покупке нового полиса.
Для вычисления коэффициента КБМ страховая использует данные из автоматизированной информационной базы «Российского союза автостраховщиков», в которой отражены все страховые случаи. Каждому КБМ соответствует определенный рассчитанный класс водителя.
Единичный коэффициент используется при:
- отсутствии страхового стажа у водителя или автовладельца;
- оформлении «транзитной страховки» (в случае, если транспортное средство направляется к месту регистрации);
- при покупке полиса на транспортное средство, зарегистрированное в другой стране.
Алгоритм вычисления коэффициента «бонус-малус» приведен в таблице ниже.
Класс водителя | Коэффициент «бонус-малус» | Удорожание или удешевление полиса | Количество ДТП и страховых выплат за время действия предыдущего полиса | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Класс водителя, который будет использован при расчете стоимости ОСАГО | |||||||
М | 2,45 | +145% | М | М | М | М | |
2,30 | +130% | 1 | М | М | М | М | |
1 | 1,55 | +55% | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,40 | +40% | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1,00 | 4 | 1 | М | М | М | |
4 | 0,95 | -5% | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,90 | -10% | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | -15% | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,80 | -20% | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | -25% | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,70 | -30% | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | -35% | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,60 | -40% | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | -45% | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,50 | -50% | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
К примеру, если водитель имел 6-й класс, то он при покупке страховки мог использовать КБМ 0,85 и рассчитывать на скидку в 15%. Предположим, что во время действия полиса по его виде произойдет одна авария. Значит в грядущем году водителю присвоят 4-й класс (КБМ — 0,95, скидка на полис ОСАГО — 5%). Если год пройдет без аварий, то водитель получит 7-й класс (КБМ — 0,8, скидка — 20%). Механизм удорожания/удешевления полиса ОСАГО по результатам вождения используется как при продолжении сотрудничества с конкретной страховой, так и при смене компании-партнера.
«Со старта», то есть, когда водитель впервые получает страховой полис, ему присваивают 3-й класс, даже, если у него приличный водительский стаж. Этот класс можно улучшить безаварийной ездой, через год класс станет четвертым, а можно ухудшить в результате ДТП. Тогда покупка ОСАГО будет сопровождаться наценками (малусом). Самый высокий класс (13-й) может быть достигнут за 10 лет безаварийного вождения. При этом не должно быть более чем годового перерыва при оформлении полиса ОСАГО.
Класс М присваивается той категории водителей, которые часто нарушают правила и попадают в ДТП, а также автомошенникам.