Из чего формируется стоимость ОСАГО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Из чего формируется стоимость ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).

Что представляет собой коэффициент КБМ

В соответствии с Указанием Банка России от 8 декабря 2021 года N 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» значения коэффициентов КБМ приведены в таблице:

Ниже коэффициенты КБМ, которые будут использоваться при расчёте страховой премии по договорам ОСАГО, которые будут заключаться с 01 апреля 2022г.: по 31 марта 2023г.:

№ п/п Класс КБМ на период КБМ Коэффициент КБМ на период КБМ Коэффициент КБМ
отсутствие страховых возмещений за период КБМ одно страховое возмещение за период КБМ два страховых возмещения за период КБМ три страховых возмещения за период КБМ более трех страховых возмещений за период КБМ
1 2 3 4 5 6 7 8
1 М 3,92 М М М М
2 2,94 1 М М М М
3 1 2,25 2 М М М М
4 2 1,76 3 1 М М М
5 3 1,17 4 1 М М М
6 4 1 5 2 1 М М
7 5 0,91 6 3 1 М М
8 6 0,83 7 4 2 М М
9 7 0,78 8 4 2 М М
10 8 0,74 9 5 2 М М
11 9 0,68 10 5 2 1 М
12 10 0,63 11 6 3 1 М
13 11 0,57 12 6 3 1 М
14 12 0,52 13 6 3 1 М
15 13 0,46 13 7 3 1 М

На практике автолюбители часто попадают в ситуацию, когда при оформлении полиса применяется некорректное значение коэффициента. Такое актуально:

  • при смене в/у
  • в случае технической ошибки
  • когда страховщик допустил опечатки при оформлении

В первую очередь следует обратиться к страховщику лично в офис, или дистанционно (при наличии возможности). При личном обращении потребуется:

  1. Предъявить паспорт, в/у и ранее оформленный полис ОСАГО.
  2. Написать заявление на исправление коэффициента.
  3. Запросить заверенную копию заявления.
  4. Спустя несколько дней получить ответ от страховщика (по телефону или письменно).

При дистанционном восстановлении предстоит:

  1. Посетить официальный сайт страховой компании, от имени которой был оформлен ОСАГО.
  2. Заполнить заявление, в разделе «Обратная связь» или аналогичный раздел.
  3. Отправить заявку и дождаться итогов рассмотрения.

Сколько стоит ОСАГО для таксистов

По оценке эксперта в области отрасли такси и автора телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антона Максимова, стоимость страховки ОСАГО для автомобилей такси после повышения максимального КБМ заметно вырастет.

До изменений, по оценкам эксперта, страховка ОСАГО для наиболее популярных моделей для работы в такси стоила 45-60 тыс. руб. В качестве примера Максимов привел расчеты по реальному полису на Skoda Octavia для работы в такси, зарегистрированную на юридическое лицо, который оформлен в августе 2021 года. При базовой ставке 9 619 руб. и КБМ 1 цена полиса составила 43 204 руб. По оценке эксперта, застраховать такую же модель на аналогичных условиях после 1 апреля 2022 года можно будет не менее, чем за 75 000 руб. А во многих случаях речь будет идти о сумме в 100 тысяч.

Как рассчитывается скидка за безаварийность

Было бы нечестным, если бы водители, соблюдающие правила дорожного движения, никак не поощрялись. Для них рассчитывается коэффициент «бонус-малус» или КБМ. По нему аккуратный водитель может получить большую скидку, что, в конечном итоге, снизит стоимость самого страхового полиса.

Как определить безаварийность? Анализируется история водителя, были ли обращения в страховую компанию с его стороны по поводу произошедших дорожно-транспортных происшествий. Если таковые имелись, то значение КБМ увеличивается, повышая стоимость полиса ОСАГО. Ни о какой скидке не может быть и речи.

Если же обращений не было, то значение КБМ уменьшается. Вместе с ним водителю присваивается определенный класс. КБМ рассчитывается один раз в год, раньше этого срока сделать перерасчет невозможно. Эту особенность важно учитывать при досрочном продлении страхового полиса, так как в этом случае скидка может быть потеряна.

Читайте также:  Фиксированные платежи на 2022 год для ИП

КБМ можно узнать по специальной таблице. Они созданы Российским союзом автостраховщиков для удобства расчетов, а в их базах данных можно найти сведения 8-летней давности. Нужно узнать класс водителя и определить статус безаварийности на определенный момент времени. В зависимости это полученных результатов стоимость полиса ОСАГО может вырасти в 2-3 раза, а может упасть вполовину.

При заключении договора ОСАГО страхователь уплачивает страховщику страховую премию, которая рассчитывается по формулам, представленным в Приложении 4 к Указанию Центробанка № 3384-У от 19-го сентября 2014-го года “О предельных…” (далее – Указание).

Формула включает в себя произведение:

  • базовых тарифов, которые утверждены Приложением 1 к Указанию;
  • различных коэффициентов в зависимости от региона или муниципального образования регистрации собственника ТС, мощности двигателя, возраста и водительского стажа допущенных к управлению машиной лиц и др.

Среди прочих коэффициентов, особенно выделяется так называемый бонус-малус (КБМ), который:

  1. или уменьшает страховую премию;
  2. или, наоборот, увеличивает ее.

Чтобы купить полис автострахования дешевле, гражданину нужно ездить без аварий. Чем больше лет он проездил без попадания в ДТП, тем выше будет размер дисконта при оформлении договора ОСАГО в следующем году.

Как пользоваться таблицей

Основные колонки в таблице: класс, значение КБМ и 5 столбцов, по которым можно определить класс, в случае наличие или отсутствия ДТП за страховой период. Для удобства, мы добавили столбец, на котором наглядно видно изменение скидки с увеличением стажа.

Класс — это показатель безаварийности водителя, можно считать как рейтинг. Каждый водитель начинает страховую историю с 3 класса, что соответствует значению КБМ — 1,17. Далее, каждый год, класс растет, значение КБМ падает, что увеличивает скидку на ОСАГО.

Максимальный класс — 13, при значении КБМ — 0,46. Это максимальная скидка, которая уменьшает стоимость полиса ОСАГО почти на 61% от начального значения. Максимальную скидку можно получить через 10 лет непрерывного и безаварийного вождения. Водить необязательно, достаточно быть вписанным в действующий полис.

Как изменяется коэффициент с начала водительского стажа

Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.

Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:

  • 3 кл. – КБМ равняется 1;
  • 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
  • 5 кл. – 0,9 и так далее.

До 13-го класса водитель будет получать бонусы.

Что происходит с классами ниже третьего:

  • 2 кл. – 1,4, наценка составит плюс 40% к тарифной ставке;
  • 1 кл. – 1,55, стоимость полиса возрастет еще на 15%;
  • 0 кл. – 2,3 — здесь придется заплатить 130%;
  • «M» – 2,45 или 145% — это максимальная цена.

Определяется этот коэффициент с самого начала вождения и далее изменяется каждый год. Система определения КБМ устанавливается государством, а поэтому является одинаковой для всех участников. С 2015 года эти расчеты подвластны Банку России.

Система КБМ состоит из 15 классов, каждый год класс водителя меняется в зависимости от его дисциплинированности. Для ответа как посчитать КБМ необходимо сначала определить класс водителя. Если у него нет стажа, то ему будет назначен на первый год 3 класс. И ему соответствует коэффициент 1. В этом случае он платит за полис ровно по тарифу без скидок, но и без наценок.

Если за этот год водитель ни разу не попадет в аварию – то на следующей его класс поднимется до 4, его коэффициент станет 0,95 и соответственно на оплату будет предоставлена скидка 0,25. Если попадет в одну аварию – то класс останется таким же. А если на его счету уже будет два неприятных случая – то класс снизится до М. Класс М является самым низким, его коэффициент – самым высоким 2,45. То есть водителю теперь придется платить за полис почти в полтора раза больше. Так расшифровка коэффициента зависит напрямую от класса и количества аварий за год.

Читайте также:  Что изменится в процедуре оформления загранпаспорта с 2023 года?

Обратите внимание! К расчету принимаются только те прецеденты, по которым производились выплаты. То есть если водитель урегулировал ситуацию самостоятельно, или не являлся виновником происшествия – эти случаи в расчетах не учитываются.

Дополнительная информация. Максимальная скидка на договор существует в размере 50%, то есть половины стоимости. Ее может получить водитель, который 10 лет находится за рулем и за это время не попал ни в одну аварию.

Класс страхователя – это коэффициент, который присваивается за каждый безаварийный год. Закон об обязательном автостраховании был издан в 2003 году.

Если водитель за это время ни разу не попал в аварию и постоянно страховался, это обозначает, что ему полагается хорошая скидка при покупке следующего страхового полиса ОСАГО.

К примеру, если период вождения водителем автомобиля определяется за 12 лет как безаварийные годы, тогда ему присваивается класс 12.

В данном примере двенадцать лет начинают свой отсчет с момента принятия закона об ОСАГО, то есть – с 2003 года. Такой класс определяет по специальной таблице значений коэффициентов «бонус-малус», что ему присваивается КБМ – 0,55, что соответствует 45-процентногй скидке.

На смену единому базовому тарифу на регион приходит динамический базовый тариф. Он будет присваиваться в зависимости от факторов, которые установят страховые компании — аккуратности вождения, немного усовершенствованного учёта параметров возраста водителей, стажа и их связи с оценкой наступления риска по ОСАГО.

То есть раньше страховщик должен был устанавливать единый тариф для всех водителей на определённой территории, и от внимательности конкретного водителя мало что зависело, разве что его персональная история вождения — КБМ. А теперь в силах каждого «заработать» себе минимальный тариф.

До 24 августа 2021 года страховщик тоже устанавливал базовую ставку внутри коридора, но принимать во внимание он мог только категорию и назначение ТС в привязке к территории. Поэтому в одном городе все граждане — владельцы легковых ТС имели один и тот же базовый тариф. Например, если Краснодар — это убыточный регион для страховщиков, то компании там абсолютно для всех автовладельцев устанавливали верхнюю границу коридора. И получалось, что даже если человек — идеальный водитель, но живёт в Краснодаре, то он должен был платить больше, чем водитель, допустим, в Омске, где в среднем убыточность для страховщиков ниже и где они выставляют нижнюю границу коридора.

Средняя убыточность по региону раньше была ключевым фактором, от которого считалась базовая ставка. И это не давало возможности индивидуализировать тариф. Сейчас у страховых компаний есть возможность использовать накопленный опыт тарификации в каско, который, скорее всего, будет перенесён теперь и в ОСАГО.

КБМ можно узнать на сайте РСА, а также на других ресурсах. Информация загружается в АИС РСА страховыми компаниями и может меняться только в определенных случаях. Уже третий год страховщики обязаны передавать информацию о договорах ОСАГО в течение 24 часов с момента заключения договора.

На сайте РСА для выяснения КБМ вводятся ваши персональные данные (Ф.И.О), дата рождения и номер водительских прав.

После ввода появится ваш коэффициент безаварийного стажа. Если вам кажется, что он подсчитан неправильно, вы можете отправить скан жалобы в РСА. Отметим, что сайт организации переполнен комментариями недовольных своим КБМ водителей, так что некорректные подсчеты видимо не редкость. Если вы являетесь представителем компании, то нужно выбрать опцию «Юридическое лицо», а также тип договора без ограничений.

Больше информации о том, как проверить и рассчитать этот и другие коэффициенты по страховке ОСАГО, вы найдете тут.

Наши специалисты подготовили для вас ряд статей об «Автогражданке»: о разновидностях ОСАГО, в том числе об электронном полисе, а также о том, обязательно ли его оформление и можно ли приобрести страховку в рассрочку.

Скидка на ОСАГО — очередной доход мошенников

Не поддавайтесь на уловки недобросовестных агентов. В интернете мы видим много заманчивых предложений о скидках для любого клиента, даже для тех, кто впервые заключает договор. Мошенники заманивают нас, простых смертных, огромными скидками, но думают только о собственной выгоде.

Читайте также:  Профессия 260807.01 Повар, кондитер

Все тарифы по ОСАГО четкие и ясные для всех компаний и никакая сила страхового мире не сможет дать вам нереальную скидку.Никто из преступников не думает о том, к каким последствиям для вас могут привести их действия. Бесплатный сыр только в мышеловке. Позаботьтесь о своих финансах и не будьте слишком самоуверенны, ведь даже самые опытные и грамотные водители попадают в ДТП. Тогда и раскроется весь секрет дешевого полиса — все убытки вы оплатите самостоятельно. Будьте бдительны, ведь вариантов для обмана много и мошенники трудятся над разработкой новых способов не покладая рук. Что же является поводом для беспокойств и доказательством того, что вас обманывают:

  • продажа бланков страховой компании, которой уже не существует;
  • продажа утерянных или краденных бланков;
  • опасайтесь страхового полиса, который заполнен не полностью либо недостоверно;
  • полисы, в которых есть исправления;
  • скидка на ОСАГО;
  • дубликаты полисов;
  • подозрительные личности, выбегающие к вам из офисов на колесах.

Обращайтесь за страховкой только в проверенные и надежные компании и помните, что скупай платит дважды.

Как рассчитать цену полиса ОСАГО

Конечная цена полиса формируется с использованием коэффициента «бонус-малус» (КБМ) — скидки или наценки за безаварийную/аварийную езду. КБМ применяется к изначальной стоимости полиса при его покупке и может увеличить ее на 145% (КБМ – 2,5) или уменьшить вдвое (КБМ – 0,5). Между этими предельными параметрами существует ряд повышающих/понижающих коэффициентов. В течение года КБМ пересмотрен быть не может. Новый показатель рассчитывается только при покупке нового полиса.

Для вычисления коэффициента КБМ страховая использует данные из автоматизированной информационной базы «Российского союза автостраховщиков», в которой отражены все страховые случаи. Каждому КБМ соответствует определенный рассчитанный класс водителя.

Единичный коэффициент используется при:

  • отсутствии страхового стажа у водителя или автовладельца;
  • оформлении «транзитной страховки» (в случае, если транспортное средство направляется к месту регистрации);
  • при покупке полиса на транспортное средство, зарегистрированное в другой стране.

Алгоритм вычисления коэффициента «бонус-малус» приведен в таблице ниже.

Класс водителя Коэффициент «бонус-малус» Удорожание или удешевление полиса Количество ДТП и страховых выплат за время действия предыдущего полиса
1 2 3 4
Класс водителя, который будет использован при расчете стоимости ОСАГО
М 2,45 +145% М М М М
2,30 +130% 1 М М М М
1 1,55 +55% 2 М М М М
2 1,40 +40% 3 1 М М М
3 1,00 4 1 М М М
4 0,95 -5% 5 2 1 М М
5 0,90 -10% 6 3 1 М М
6 0,85 -15% 7 4 2 М М
7 0,80 -20% 8 4 2 М М
8 0,75 -25% 9 5 2 М М
9 0,70 -30% 10 5 2 1 М
10 0,65 -35% 11 6 3 1 М
11 0,60 -40% 12 6 3 1 М
12 0,55 -45% 13 6 3 1 М
13 0,50 -50% 13 7 3 1 М

К примеру, если водитель имел 6-й класс, то он при покупке страховки мог использовать КБМ 0,85 и рассчитывать на скидку в 15%. Предположим, что во время действия полиса по его виде произойдет одна авария. Значит в грядущем году водителю присвоят 4-й класс (КБМ — 0,95, скидка на полис ОСАГО — 5%). Если год пройдет без аварий, то водитель получит 7-й класс (КБМ — 0,8, скидка — 20%). Механизм удорожания/удешевления полиса ОСАГО по результатам вождения используется как при продолжении сотрудничества с конкретной страховой, так и при смене компании-партнера.

«Со старта», то есть, когда водитель впервые получает страховой полис, ему присваивают 3-й класс, даже, если у него приличный водительский стаж. Этот класс можно улучшить безаварийной ездой, через год класс станет четвертым, а можно ухудшить в результате ДТП. Тогда покупка ОСАГО будет сопровождаться наценками (малусом). Самый высокий класс (13-й) может быть достигнут за 10 лет безаварийного вождения. При этом не должно быть более чем годового перерыва при оформлении полиса ОСАГО.

Класс М присваивается той категории водителей, которые часто нарушают правила и попадают в ДТП, а также автомошенникам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]