Статья 64 Земельного кодекса. Рассмотрение земельных споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 64 Земельного кодекса. Рассмотрение земельных споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При использовании земель между заинтересованными сторонами нередко возникают конфликты или разногласия по поводу обладания и использования того или иного земельного участка. Участниками таких разногласий могут выступать граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Разрешение земельных споров в арбитражных судах

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему России. Систему этих судов составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные. суды субъектов Федерации. Полномочия названных арбитражных судов указаны в ст. 10, 26, 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Они конкретизированы в постановлении Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/122и изложены также в ст. 22 АПК РФ. Так, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, если они возникают между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Классификация земельных споров и их сущность

В юридической литературе описано много способов классифицировать споры, возникающие в сфере земельных отношений. Каждая из классификаций по-своему точна и имеет право на существование, но наиболее точной и наглядной можно назвать ту, в которой все спорные ситуации условно разделяются на три категории:

1.Споры, которые вытекают из оспаривания или нарушения прав юридических и физических лиц на земельный участок. Это может быть не только право владения, но и пользования/распоряжения землевладением. Спорная и конфликтная ситуация может быть вызвана тем, что владельцу ограничили права на землю, отказали в предоставлении участка или пересмотре границ. Иногда спор может возникнуть по той причине, что лицо намеренно ввели в заблуждение относительно своих законных прав и интересов.

В качестве участников спора могут выступать:

  • Исполнительный орган местной власти или органы местного самоуправления с одной стороны, юридическое или физическое лицо – со второй. Основанием для спора и обращения к специалистам в области земельного права является письменный отказ в предоставлении участка, изъятие землевладения, прекращение или ограничение прав со стороны административного правового акта органов власти.
  • Юридические или физические лица с обеих сторон. Такой земельный спор может возникнуть из-за нарушения границ землепользования, создания взаимных помех по владению участком, самовольного занятия земли одной из сторон.

Суды рассматривают подобную категорию споров в общем порядке искового производства. Аналогично решаются вопросы, связанные договорами купли-продажи, дарения, мены, сервитута, аренды.

  1. Земельно-имущественные споры. Они вызваны как возмещением вреда и убытков, так и нарушением прав, которые не вызвали материальных потерь. Данные споры рассматриваются в одном производстве арбитражным судом.
  2. Спорные ситуации, которые возникают на основе земельных правоотношений. Данная категория не предполагает решение конфликтов, вызванных правом на владение земельным участком. В нее попадают ситуации, когда стороны не могут договориться насчет нюансов распоряжения или пользования землевладением.

Отечественное законодательство в области землепользование допускает передачу споров на рассмотрение в третейский суд, который выносит справедливое решение большинством голосов. Отличительной особенностью решений третейского суда является их исполнение в принудительном порядке по исполнительному листу от суда общей юрисдикции. Это происходит, если вынесенное решение не было изначально исполнено в добровольном порядке.

Почему важно обращаться за помощью?

За годы работы на рынке юридических услуг наши юристы накопили богатый опыт, который позволяет справляться с самыми нестандартными ситуациями в области земельного права. Следует понимать, что помимо Земельного кодекса существует огромное количество местных локальных актов, которые невозможно не принимать во внимание. Каждый нюанс играет большую роль и может кардинально изменить ситуацию при рассмотрении дела в суде.

Вторая сложность связана с обилием правоустанавливающих и иных документов за землевладение. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно иметь компетентное образование и определенный опыт. Да и положения многих нормативных правовых актов допускают двойственное трактование. Если пытаться защитить свои права самостоятельно, можете быть уверены: в споре с государственными или местными органами власти текст НПА будет обращен не в вашу пользу.

Не тратьте время на бесполезные попытки самостоятельно разобраться в тоннах документации. Запишитесь на предварительную консультацию к земельному юристу и введите его в курс дела. Это поможет заранее оценить шансы за успешное разрешение спора и выработать правильную модель поведения в суде.

Виды судопроизводства по земельным спорам

Земельные споры могут рассматриваться в суде в порядке:

— искового производства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ);

— производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) (статья 189 АПК РФ, нормы КАС РФ);

— в порядке особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта принятия наследства и др.) (статья 262 ГПК РФ, статья 30 АПК РФ).

Порядок разрешения земельных споров

Как уже говорилось выше земельные споры рассматриваются судами общей юрисдикции или арбитражными судами, в порядеке, установленном Арбитржным и Гражданским процессуальными кодексами. Для рассмотрения земельного спора необходимо подать исковое заявление.

К искам о правах на земельный участок относятся, в частности:

— иски об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения;

— иски об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения земельным участком;

— иски о признании права на земельный участок (например, права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования);

— иски о признании права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим;

— иски об установлении сервитута (права ограниченного пользования земельным участком);

— иски об установлении границ земельного участка. Как правило, истцы — владельцы соседних земельных участков (смежные землепользователи).

Обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка имеет право гражданин, который обладает земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет;

— иски об освобождении земельного участка от ареста;

— иски об определении порядка пользования земельным участком.

Комментарии к ст. 64 ЗК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. Само определение «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними иных правоотношений.

Читайте также:  Новостройки вместо ветхих домов. Когда обновятся старые кварталы Воронежа

Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности дел, установленными процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность дел судам общей юрисдикции. К ним, в частности, относятся дела:

1) исковые с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ. В соответствии с данной статьей суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

4) особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает, в частности, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

5) об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Подведомственность дел арбитражному суду в настоящее время определяется по правилам ст. ст. 27 — 32 АПК РФ.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, определяется в соответствии со ст. 28 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами — другими организациями и гражданами.

Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена ст. 29 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 30 АПК РФ определяется подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов установлена ст. 31 АПК РФ.

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 30 АПК РФ дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 32 АПК РФ определяет подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 31 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в ст. 33 АПК РФ.

2. Возможность рассмотрения земельного спора в третейском суде допускается только до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом в зависимости от подведомственности конкретного дела. Законодательной базой регулирования деятельности третейских судов является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

От подведомственности дел необходимо отличать подсудность. Подсудность — институт процессуального права, который устанавливает правила распределения между судами дел, подлежащих рассмотрению в первой инстанции . В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ определено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Если исковое заявление подано с нарушением правил подсудности, то могут наступить неблагоприятные последствия, такие как возврат искового заявления, отмена решения суда из-за существенных нарушений норм процессуального права . Именно поэтому важно понимать сущностные характеристики данного правового явления применительно к спорам, возникающим из земельных правоотношений. Чтобы определить, в каком конкретном суде рассматривается конкретное гражданское дело, необходимо рассмотреть подсудность как свойство, в силу чего можно обратиться в суд без наступления неблагоприятных последствий . Подсудность позволяет установить конкретный суд, который должен разрешать конкретный спор.

См.: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 258.
Подробнее об этом см.: Шеменева О.Н. Последствия несоблюдения правил подсудности: конституционный аспект // Российский судья. 2014. N 4. С. 38 — 41.
См.: Цой В.И. Институт подсудности гражданских дел // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 11. С. 9 — 15.

В гражданском процессе подсудность играет роль процессуального механизма для распределения компетенций между судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ .

Вместе с отменой крепостного права 19 февраля 1861 года появилось особое Управление крестьянскими делами. В его структуру вошли три инстанции:

1. Участковая инстанция (мировые посредники);

Читайте также:  Какие страны выдают туристические визы россиянам в 2022 году

2. Уездная инстанция (уездные мировые съезды);

3. Губернская инстанция (губернские съезды по крестьянским делам).

В обязанности управления в первую очередь входило исполнение поземельного устройства крестьян, разбор разногласий, возникших между крестьянами и помещиками, а также решение других крестьянских дел. Помимо этого, в обязанности мировых посредников входило разрешение судебных дел, не связанных с временно-обязательными отношениями.

Не менее важным событием стала аграрная реформа, проведенная П.А. Столыпиным. Указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» стал основополагающим документом аграрной реформы. Согласно Указу, крестьянин мог выйти из общины, получив при этом участок земли в личную собственность и сохранив за собой право пользования общими угодьями. В связи с этим между бывшими общинниками часто возникали споры по поводу нарезки земельных участков в собственность. В соответствии с пунктом 15 Указа, решение таких споров было возложено на уездные земельные комиссии. Главой такой комиссии являлся земский начальник.

Все земельные комиссии создавались с целью решения спорных земельных дел, возникших при землеустройстве. Помимо этого, земельные комиссии занимались рассмотрением споров:

· О правах на землепользование;

· О выделе земельного участка из общего землепользования;

· О полном или частичном лишении пользователей земли по причине несоблюдения ими правил землепользования, а также требований, установленных законодательством;

· Об изменении размеров, границ, местоположения и состава землепользования (мелиорация, дорожное строительство, отчуждение для государственных и общественных надобностей и т. д.);

· Семейных разделов, связанных с разделом земли;

· Других земельных споров.

В состав волостных и районных земельных комиссий входили председатель, избранный исполнительным комитетом, и два члена, им назначенные. Такие комиссии рассматривали все земельные споры о правах на пользование земельными участками отдельных лиц, дворов или земельных обществ, возникающие в пределах волости или района.

Уездные и окружные, губернские и областные (краевые) земельные комиссии также состояли из председателя и двух членов и работали при соответствующих земельных органах. В отдельных случаях (а именно в постоянных сессиях областных земельных комиссий) место председателя занимал его заместитель. Здесь, также, как и в случае с волостными и районными земельными комиссиями, председателя назначал соответственный исполнительный комитет. Первым членом уездных и окружных, губернских и областных (краевых) земельных комиссий всегда являлся заведующий соответственным подотделом землеустройства, а вторым — народный судья, который был назначен Губернским или Областным (Краевым) Судом. В случае, если член земельной комиссии по каким-либо причинам не мог участвовать в рассмотрении спорного земельного дела, к нему назначался заместитель. Все члены таких земельных комиссий, а также их заместители, в обязательном порядке утверждались исполнительным комитетом соответствующих органов, и избирались сроком на один год.

Уездные и окружные земельные комиссии рассматривали споры, в которых хотя бы одной из сторон являлись либо государственные органы, либо общественные учреждения.

В обязанности областных (краевых) и губернских земельных комиссий входило рассмотрение кассационных жалоб граждан или общественных организаций на решение волостных или районных, уездных или окружных земельных комиссий. Также областные (краевые) и губернские земельные комиссии занимались проведением ревизий и инструктированием нижестоящих земельных комиссий (волостных и районных, уездных и окружных).

Решение, вынесенное земельной комиссией по какому-либо спорному земельному делу, могло быть обжаловано в течение двух недель со дня объявления такого решения. Такие жалобы, в соответствии со ст. 217 Земельного Кодекса РСФСР от 30.10.1922, должны были предоставляться в комиссию, принявшую обжалуемое решение, которая, в свою очередь, передавала их вместе с земельным делом в вышестоящую инстанцию. Передачи спорного земельного дела комиссией в вышестоящую инстанцию производилась в течение двух недель со дня принятия жалобы. Также участники земельного спора имели право обратиться с жалобой на медлительность или на отказ в принятии заявления земельной комиссией в вышестоящую инстанцию.

В случае отсутствия жалоб по земельному делу вплоть до окончания сроков его обжалования, решение земельной комиссии по данному земельному делу могло быть приведено в исполнение.

Участник спорного земельного дела мог подать заявление в земельную комиссию, которой было вынесено решение по данному земельному делу, о восстановлении срока обжалования в случае, если он не смог подать заявление в указанный срок по уважительным причинам. Если комиссия отказывалась принимать такое заявление, то участник земельного спора мог обратиться с ним в вышестоящую инстанцию.

Во главе земельных комиссий стояла Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным спорам. Главная функция такой Коллегии заключалась в проведении контроля за деятельностью всех земельных комиссий. Помимо этого, она занималась рассмотрением земельных споров, возникающих между автономными республиками и областями и смежными административно-территориальными единицами, а также рассмотрением жалоб и ходатайств по решениям земельных комиссий.

В состав Особой Коллегии Высшего Контроля по земельным спорам, утвержденный Президиумом ВЦИК, входили председатель, два его заместителя и десять членов. При этом в судебном заседании участвовали только председатель или его заместитель и два члена Коллегии. В особых случаях (при рассмотрении споров, возникающих между смежными административно-территориальными единицами) в состав судебного заседания входили еще два члена, представлявшие Федеральный Комитет по земельному делу.

Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным спорам подчинялась высшему органу законодательной власти — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.

Со временем эффективность работы земельных комиссий ослабилась. В состав комиссий часто входили недостаточно квалифицированные члены, рассмотрение земельных дел проходило очень медленно, часто решения, вынесенные той или иной земельной комиссией, отменялись, вследствие чего земельные споры требовали повторного рассмотрения. В связи с этим в журнале «Еженедельник Советских Юстиций» № 28 от 20 июля 1927 года был опубликован ряд статей, авторы которых высказали свое мнение по поводу реорганизации, либо ликвидации земельных комиссий по причине их некомпетентности.

По причине низкой скорости производства продукции в период с 1927 по 1933 годы произошло объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства, т. е. коллективизация. Процесс коллективизации полностью разрушил ранее существовавшую систему земельных комиссий. При этом, в соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 05.12.1939 «О структуре Наркомзема СССР, Наркомземов РСФСР и УССР, наркомземов автономных республик, краевых, областных и районных земельных отделов» [8] все земельные комиссии были ликвидированы, а их полномочия были переданы Народному Комиссариату Земледелия СССР.

С момента вступления в действие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных законом от 13 декабря 1968 года № 3401-VII, произошло усложнение управления земельным фондом, что было связано с подразделением земель на категории. В связи с этим произошли некоторые изменения в порядке рассмотрения спорных земельных дел.

Земельные споры могли возникать между колхозами, совхозами, а также государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. Подобные споры подлежали рассмотрению в соответствующих органах, в зависимости от местоположения спорных земельных участков. К таким органам относятся: «Совет Министров союзных республик, Совет Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, окружных, районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся.» [10]

Для рассмотрения земельных споров, участники которых принадлежали разным административно-территориальным единицам, создавалась специальная комиссия, в состав которой входили заинтересованные представители административно-территориальных единиц. Часто члены комиссии не могли вынести согласованное решение, тогда спорное земельное дело рассматривалось Советом Министров СССР.

Споры, возникшие между совладельцами индивидуальных строений, подлежали рассмотрению в судебном порядке.

Вскоре, а именно 14 мая 1970 года Совет Министров СССР утвердил Положение о государственном контроле за использованием земель. Контроль был возложен на Совет народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и природопользования СССР. А также были созданы три основных вида кадастра: кадастр сельскохозяйственных территорий, водный кадастр и лесной кадастр.

Читайте также:  ЕДВ, НСУ, ДЕМО, ДМО: кому положены, куда за ними обратиться

Понятие, особенности и структурные элементы земельного спора

В настоящий момент отсутствует общепринятое понятие земельного спора. Действующее законодательство содержит лишь отдельные предписания, касающиеся вопросов рассмотрения земельных споров, но не позволяет выявить четкие критерии, руководствуясь которыми, ту или иную категорию дел можно отнести именно к земельным спорам. Так, в ст. 64 ЗК РФ указано лишь на то, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке (пункт 1), до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд (пункт 2).

Вместе с тем выработка четкого определения земельного спора имеет существенное теоретическое и практическое значение. И.А. Иконицкая указывала на то, что с точки зрения теории, решение указанного вопроса позволит исследовать определенный круг общественных отношений, возникающих при нарушении прав на землю. Практическое значение этого вопроса состоит в выявлении таких нарушений, устранение которых возможно в порядке разрешения земельного спора Иконицкая И.А. Разрешение земельных споров / И.А. Иконицкая. — М., 2003. — С. 10..

Виды земельных споров

В юриспруденции выделяют три основных группы земельных споров:

  1. Земельные споры, возникающие из-за нарушения прав физических или юридических лиц на владение, пользование и распоряжение землей или оспаривания прав оппонентами.

Такого рода споры могут быть связаны с отказом предоставить в пользование земельный участок, изъятием земельной собственности, ограничением прав на пользование участком, игнорированием границ территории и другими ситуациями, связанными с субъективными правами лица. Помимо нарушения земельного законодательства, в качестве причины спора возможно ненамеренное заблуждение лиц в отношении объективных прав на землю.

В таких спорах сторонами выступают:

  • с одной стороны, исполнительные органы власти, местное самоуправление, с другой – физическое или юридическое лицо. Чаще всего основанием споров выступает отказ от предоставления в пользование земли, ограничение или запрет на распоряжение землей со стороны властного органа.
  • с обеих сторон физические или юридические лица, которые выявили нарушения границы владения, самовольное присваивание участка, создание препятствий правам владения оппонента землей, использованию и распоряжению территорией.

Рассмотрение земельных споров на почве нарушения прав осуществляется судом. Судебному разбирательству подлежат споры из-за документов: договоров купли-продажи, мены, аренды, сервитута или дарственных.

  1. Земельно-имущественные споры. Разбирательства связаны с нарушением прав земельного владения, а также с нанесенным имуществу ущербом.
  2. Имущественные споры. Категория подобных судебных вопросов связана со спорами в сфере пользования и распоряжения территорией.

Способы защиты земельных прав

На разрешение земельных споров распространяются общие способы защиты гражданских прав согласно ст. 12 ГК РФ.

  • Первостепенной мерой защиты от неправомерных действий является признание права владельца на земельный участок. Другой метод – восстановление нарушенного права на землю. Это возможно в случае, если суд признает недействительность акта государственного органа, который спровоцировал правонарушение.
  • ГК РФ расширяет возможности защиты прав посредством признания недействительным акта не только исполнительного органа, но и законодательного. Восстановление права на землю также возможно при самовольном занятии участка физическим лицом.
  • Признание недействительным акта исполнительных органов или органов местного самоуправления, который нарушает права и не блюдет интересы лиц. Этот метод защиты является еще и контролером российского законодательства по вопросам охраны земель. Суд может предписать аннулирование вынесенного административным органом или конкретным должностным лицом акта.
  • Возмещение ущерба. В пользу лиц, пострадавших от нарушений в сфере использования и охраны земель, с органа, нарушившего права владельцев или пользователей земли неправомерным актом, взыскиваются убытки в полном размере.

Иные меры защиты, предусмотренные ст. 12 ГК РФ:

  • признание сделки и ее последствий недействительными;
  • признание неправомерным акта государственного органа или органа самоуправления;
  • самозащита;
  • возмещение ущерба;
  • компенсация морального ущерба;
  • прекращение правовых отношений или их видоизменение.

Цены на различные категории дел по земельным спорам

Признание права собственности на земельный участок в судебном порядке от 20 000
Определение порядка пользованием земельным участком, домовладением в судебном порядке (требуется проведение судебной экспертизы) от 25 000
Обжалование отказа в регистрации права собственности в судебном порядке от 20 000
Оспаривание сделок с земельными участками, домовладениями от 30 000
Установление границ земельного участка в судебном порядке (требуется проведение землеустроительной экспертизы) от 30 000
Признание недействительным договора купли-продажи земельного участка в судебном порядке от 25 000
Истребование имущества из чужого незаконного владения в судебном порядке (сложное исполнительное производство) от 35 000
Признание незаконным отказа органа местного самоуправления и/или должностного лица в судебном порядке от 15 000
Признание права собственности на незавершенный объект строительства и/или самовольную постройку от 25 000
Споры, связанные с расторжением договоров, купли продажи, аренды, дарения земельного участка от 25 000
Снос самовольной постройки, жилого или нежилого помещения от 15 000
Установление сервитута в судебном порядке (требуется проведение землеустроительной и оценочной экспертизы) от 30 000

Понятие и классификация земельных споров

Разрешение земельных споров осуществляется компетентными органами государства в процессе государственного управления земельным фондом. Разрешение земельных спорое является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе и арендаторов земли.

При разрешении земельных споров проявляются властные полномочия государства по следующим направлениям:

1) принуждение ответчика к совершению определенных положительных действий, направленных на признание права истца на земельный участок;

2) пресечение действий, нарушающих права и законные интересы собственников земли землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель;

3) исполнение обязанности в натуре;

4) возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.

Под земельным спором в теории земельного права понимается конфликт по поводу права на земельный участок, предоставления и изъятия земель, нарушения имущественных прав субъектов земельных правоотношений, разрешаемый компетентными государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством. Ст. 1 Кодекса о земле определяет земельный спор как неразрешенный конфликт между субъектами земельных отношений.

В зависимости от способа разрешения все земельные споры можно классифицировать:

1) на разрешаемые в административном порядке — исполнительными комитетами;

2) на разрешаемые в судебном порядке.

Далее, земельные споры могут быть классифицированы на:

1) земельные споры, непосредственно связанные с использованием земельного участка например, споры между собственниками земельного участка по поводу определения порядка пользования этим участком;

2) имущественные споры, связанные с земельными отношениями, например, спор о размере возмещения убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд.

Виды земельных споров в суде

Земельные споры, в зависимости от способа и порядка рассмотрения в суде, делятся на:

  • Споры, при которых соблюдается предварительная внесудебная процедура.
  • Конфликты, которые рассматриваются в судебных органах.
  • Споры, которые передаются конфликтными сторонами в третейский суд.

В отношении разногласий по реализации прав и обязанностей споры делятся на:

  • Те, которые требуют признания на земельный участок в суде.
  • Споры, требующие присуждения исполнения относительно определенных действий либо воздержания от исполнения.
  • Споры, касающиеся прекращения либо изменения земельных правоотношений.

Но и это еще не все. Дела в суде могут подразделяться в зависимости от того, как именно они будут рассмотрены:

  • Дела, которые рассматриваются судом с соблюдением досудебного порядка урегулирования конфликтной ситуации.
  • Дела, которые будут рассмотрены в судебных органах.
  • Те дела, которые рассматриваются в третейском суде.

Рассмотрим некоторые из земельных споров более подробно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]