Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работникам бюджетной сферы. С 1 сентября в Беларуси повысится базовая ставка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новая система позволила руководителям учреждений самостоятельно распоряжаться фондом оплаты труда. К сожалению, введение этой системы не улучшило материального положения бюджетников. Распределение денежных средств стало не всегда справедливым.
Применение тарифной сетки сегодня
У руководителей появилась возможность увеличивать свой доход за счёт простых сотрудников. Данная система до сих пор подвергается критике среди экономических специалистов. Что очередной раз доказывает, что проверенная и отработанная годами тарифная оплата труда была справедливее и выгоднее для простых работников.
Коммерческие организации и сегодня могут устанавливать тарифную оплату труда. В этом случае, они самостоятельно разрабатывают тарифную сетку. Основываться она должна на нормах коллективного договора (статья 143 Трудового кодекса РФ).
В Беларуси повышают тарифную ставку первого разряда
В результате прирост расчетной заработной платы в октябре 2022 года по сравнению с августом 2022 года составит: доцента учреждения образования — Br72,1, или 11,3%; учителя, имеющего 1 квалификационную категорию, — Br64,7, или 12,7%; помощника воспитателя — Br55,1, или 15,7%; врача хирургического профиля, имеющего высшую квалификационную категорию, — Br128,6, или 19,3%; медсестры операционной, имеющей 1 квалификационную категорию, — Br63,7, или 14,1%; провизора, имеющего 1 квалификационную категорию, — Br178,4, или 46,4%; фармацевта, имеющего 1 квалификационную категорию, — Br98,8, или 26,7%. Принятие постановления позволит в 2022 году обеспечить достижение соотношения средней заработной платы в бюджетной сфере и по республике в целом за IV квартал на уровне не ниже 80%, а также увеличить среднюю заработную плату педагогических работников на 13,5% (соотношение составит 88%), врачей — на 19,1% (соотношение — 144%).
Напомним, тарифная ставка первого разряда — это норматив, от которого зависит оплата труда бюджетников. Тарифную ставку умножают на специальный коэффициент (он свой у каждого работника) и получают итоговый оклад. От него, в свою очередь, зависят премии и прочие выплаты.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
ЕТС использовалась с 1993 по 2021 годы для государственных бюджетных учреждений и до 2021 — для региональных. После ее заменила НСОТ — новая система оплаты труда, где доход трудящегося стал складываться из оклада, стимулирующих выплат и компенсаций. Ее ввело Постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2021.
Для установления зарплат для рабочих профессий нередко опираются на Единый тарифно-квалификационный справочник. Использовать его настоятельно рекомендует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие коэффициенты устанавливаются на государственном уровне отраслевыми соглашениями, региональными постановлениями. Коммерческая организация может разработать свою тарифную сетку самостоятельно, с учетом коллективного, профсоюзного мнения. Важно только учесть, что ставка низшего разряда не может быть ниже МРОТ , в году его размер составил 11 рублей. Единая тарифная система, как государственный инструмент управления доходами граждан, отошла в небытие с года. В ней также определена система повышающих коэффициентов за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и так далее , но она действует в течение одного календарного года, а в следующем году может быть пересмотрена. Однако аналоги единой тарифной оплаты встречаются в больших коммерческих компаниях и производствах, которые разрабатывают тарифную систему самостоятельно и рассматривают ее как гибкий управленческий механизм, позволяющий оперативно и точно решать кадровые задачи, такие как подбор и расстановка рабочих, аттестация, обучение, развитие и мотивация персонала. Основа тарифной оценки происходит из понимания того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, тем выше у него должна быть заработная плата.
С 1 января 2021 г. республика переходит на новые условия оплаты труда работников бюджетных организаций. С этого момента вводится тарифная система, основанная на базовой ставке и тарифной сетке, состоящей из 18 тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов. При этом основным элементом зарплаты будет являться оклад .
Тарифные разряды работников отдельных министерств, занимающих должности, относящиеся к сфере их деятельности, независимо от ведомственной подчиненности, определяются самими министерствами. Причем в этом случае необходимо руководствоваться порядком установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций, определенным Минтруда и соцзащиты . Этот порядок также прописан в постановлении N 13.
Таким образом, решением, принятым белорусским правительством, новый размер тарифной ставки первого разряда повлияет на зарплаты бюджетников и работников иных организаций, получающих субсидии из госбюджета и приравниваемых по оплате труда к бюджетным.
Так, указом №214, подписанным в понедельник, 1 апреля, решено поднять тарифную ставку первого разряда на 90 копеек. На сегодня размер тарифной ставки первого разряда составляет 35,5 рубля. И с 1 мая 2021 года она вырастет до 36 рублей 40 копеек.
Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.01.93 N 14 «О ВВЕДЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА И УСТАНОВЛЕНИИ МЕСЯЧНОЙ ТАРИФНОЙ
Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.
В качестве одного из предложений — ориентироваться по аналогии с другими регионами на федеральный МРОТ, откорректированный на районный коэффициент. Нормами соглашения предусмотрено досрочное прекращение действия документа в случае, если размер федерального МРОТ превысит утвержденную региональным правовым актом сумму. Величина тарифной ставки работников 1-го разряда во внебюджетном секторе должна быть не менее федерального МРОТ — 11 руб.
Классификация в тарифной сетке происходит на основании нескольких составляющих:
- Отраслевые;
- Государственные и коммерческие организации;
- Деление внутри предприятия.
Кроме этого тарифы основываются на:
- Централизованном акте, установленном властями;
- Договорной основе – коллективный договор.
При этом применяется новая система оплаты труда, но с учетом старых основ.
Используемые коэффициенты могут быть различными в зависимости от отрасли применения, но при этом для бюджетных организаций используются практически в любой сфере фиксированные показатели.
К примеру, для бюджетных организаций в медицине применяются следующие цифры:
1 | 1 | 1 100 |
2 | 1,04 | 1 144 |
3 | 1,09 | 1 199 |
4 | 1,142 | 1 256,2 |
5 | 1,268 | 1 394,8 |
6 | 1,407 | 1 547,7 |
7 | 1,546 | 1 700,6 |
8 | 1,699 | 1 868,9 |
9 | 1,866 | 2 052,6 |
10 | 2,047 | 2 251,7 |
11 | 2,242 | 2 466,2 |
12 | 2,423 | 2 665,3 |
13 | 2,618 | 2 879,8 |
14 | 2,813 | 3 094,3 |
15 | 3,036 | 3 339,6 |
16 | 3,259 | 3 584,9 |
17 | 3,510 | 3 861 |
18 | 4,500 | 4 950 |
Важно: при этом, если работник трудиться в сельской местности, то к его зарплате прибавляется 25% от базового оклада.
Если это заместитель, то его оклад на 10 – 20% ниже руководителя с учетом квалификации, степени, почетного звания.
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 20 октября 1992 г. N 888 «О новых условиях оплаты труда на основе Единой тарифной сетки для всех категорий работников народного хозяйства» (У.с. от 09.01.
Приказ Росстата от 16.04.2021 N 217
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации (далее — Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнерства между полномочными представителями работников и работодателей отрасли электроэнергетики:
— Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» (далее — ВЭП), ОГРН 1027739480130, действующей на основании законодательства Российской Федерации, Устава ВЭП;
— Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России» (далее — Ассоциация «ЭРА России»), ОГРН 1037729032262, действующим на основании законодательства Российской Федерации, Устава Ассоциации.
1.2. Соглашение действует в отношении работодателей:
— являющихся членами Ассоциации «ЭРА России»;
— не являющихся членами Ассоциации «ЭРА России», но уполномочивших Ассоциацию участвовать от их имени в коллективных переговорах и заключить Соглашение;
— являющихся членами других объединений работодателей в соответствии с соглашениями о присоединении к нормам настоящего Соглашения, которые подписаны Сторонами Соглашения и этими объединениями работодателей;
— присоединившихся к настоящему Соглашению после его заключения в порядке, установленном разделом 10 настоящего Соглашения.
Перечень организаций, на которых распространяется действие настоящего Соглашения, приведен в Реестре участников Соглашения (Приложение N 1 к Соглашению) — неотъемлемой составляющей Соглашения.
В соответствии с положениями статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в Приложении N 1, а также выборных работников профсоюзных организаций ВЭП, действующих в Организациях, на которых распространяется настоящее Соглашение.
2.1. Работникам Организаций гарантируется соблюдение норм регулирования рабочего времени и времени отдыха, установленных действующим законодательством, настоящим Соглашением, коллективными договорами.
2.2. Режим рабочего времени и времени отдыха в Организациях устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
2.3. В условиях непрерывного производства ночной сменой признается смена, не менее 50 процентов которой приходится на ночное время; вечерней сменой считается смена, непосредственно предшествующая ночной при трех- и более сменном режиме работы.
2.4. До принятия Минэнерго России соответствующего нормативного правового акта при установлении режима рабочего времени и времени отдыха для работников электрических сетей и автоматизированных гидроэлектростанций может использоваться «Отраслевой порядок установления рабочего времени и времени отдыха работников предприятий электрических сетей и автоматизированных гидроэлектростанций Минтопэнерго России» от 30 сентября 1993 года в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
2.5. Гарантии работникам, связанные с направлением в служебные командировки, другие служебные поездки, устанавливаются непосредственно в Организациях.
2.6. Работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска не менее одного дня по следующим основаниям:
а) одному из родителей либо другому лицу (опекуну), воспитывающему детей — учащихся младших классов (1-4 класс), в День знаний (1 сентября либо иной первый день учебного года);
б) отцу — при рождении ребенка;
в) вступление в брак работника или его детей (во всех случаях, если брак заключается впервые);
г) смерть членов семьи (супруга (супруги), родителей (опекуна, попечителя), детей, родных братьев и сестер);
д) призыв на срочную службу в Российскую армию детей работника.
Отпуска по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, предоставляются работнику, если дни соответствующих событий являются рабочими для данного работника, а также при условии возможности соблюдения работодателем требований о сроках оплаты отпуска, установленных трудовым законодательством.
Право работника на получение дополнительных отпусков, предусмотренных подпунктами «б» — «г» настоящего пункта, сохраняется в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня наступления соответствующего события.
4.1. Работодатели при участии первичных профсоюзных организаций проводят политику занятости, основанную на:
— улучшении условий труда и повышении эффективности производственных процессов;
— результативности профессиональной деятельности и постоянном росте профессионально-квалификационного уровня каждого работника;
— использовании эффективных механизмов регулирования занятости с учетом региональных особенностей деятельности Организации;
— повышении трудовой мобильности внутри Организации (включая совмещение профессий и должностей, внутреннее совместительство);
— развитии и сохранении кадрового потенциала на экономически целесообразных рабочих местах;
— содействии занятости высвобождаемых работников.
4.2. Стороны социального партнерства в Организациях считают приоритетными следующие направления совместной работы по привлечению и закреплению в Организациях высококвалифицированных работников:
— проведение профориентационной работы среди студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
— проведение дней открытых дверей в Организациях;
— популяризацию здорового образа жизни среди работников;
В каждой организации на локальном уровне закреплено, какая система оплаты труда в ней применяется. Если это тарифная система, правила использования которой в 2020-2021 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.
В рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам, т. е. все должности на предприятии разбиваются на определенные группы — разряды. Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.
Обратите внимание! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда. Чтобы не устанавливать отдельно суммы для каждой группы должностей, используют тарифные коэффициенты. С их помощью оклад, назначенный для должностей 1-го разряда, автоматически увеличивается на установленный коэффициент для 2-го, 3-го и т. д. разрядов.
Тарифный коэффициент представляет собой множитель, который применяется к заработной плате работника первого разряда. Это показатель, который увеличивает заработную плату работника с учетом таких показателей, как тарифный разряд, тарифный коэффициент. На предприятиях обычно применяется разрядная тарифная ставка, состоящая из шести разрядов. Таким образом, работник первого разряда имеет наименьший показатель заработной платы, а шестой, соответственно, самый высокий. Тарифный коэффициент 1 разряда соответствует минимальной зарплате, равен 1,0.
С конца 1992 года по 01.12.2008 в России действовала Единая тарифная сетка, по которой рассчитывалась зарплата бюджетникам. Основные вопросы были урегулированы в постановлении Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.1992 № 785. В этом акте утверждалась сама ЕТС, а также она признавалась обязательной для применения во всех бюджетных учреждениях.
Изначально Единая тарифная сетка состояла из 18 разрядов, в ней присутствовали коэффициенты от 1 до 10,7. Чтобы рассчитать тарифную ставку, например, для 5-го разряда, нужно было умножить ставку 1-го разряда на коэффициент 5-го разряда. Вопрос заключался только в том, какую ставку применять для 1-го разряда. А решался он следующим образом: она принималась Правительством РФ.
Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС);
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы.
До 2011 года тарифная система оплаты труда действовала во всех бюджетных учреждениях. В стране существовала Единая тарифная сетка РФ. В ней были указаны разряды для всех специальностей работников бюджетной сферы. Исключение составляли только высшие руководители страны (министры и их заместители). Единая сетка содержала 18 разрядов.
- профессия рабочий относилась к 1-4 разрядам;
- техники к 2-4 разрядам;
- инженеры к 6-13 разрядам;
- руководство к 14-18 разрядам.
Дополнительно к окладам, указанным в сетке, применялись различные надбавки. Например, за ненормированный рабочий день, за выслугу лет, за работу с вредными условиями и т.д. Такая система действовала в стране с 1992 года. Но в 2008 году произошли изменения. Схема оплаты труда бюджетников поменялась. Тем не менее, полностью отойти от Единой сетки сразу не получилось. Она просуществовала до 1.06.2011.
Коммерческие предприятия закон никогда не заставлял применять тарифную оплату труда. Решение оставалось за руководством. На больших заводах и в крупных организациях часто использовалась такая система. Это удобно при количестве сотрудников в несколько сот человек. Позволяет достаточно справедливо распределить фонд оплаты труда среди людей.
Приложение N 1. Размеры окладов (тарифных ставок) работников
Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге.
Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63–2,06.
МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000.
Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340–37 080 (без учета надбавок и компенсаций).
Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.
Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее.
Далее идет тарифный профессиональный коэффициент. Цель применения — использовать как своего рода надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).
Пример тарифной системы для образовательного учреждения.
Должность |
Базовая единица, руб. |
Тарифный профессиональный коэффициент |
Базовый оклад, руб. |
---|---|---|---|
Директор |
10 000 |
3,0 |
30 000 |
Заместитель директора |
10 000 |
2,7 |
27 000 |
Главный бухгалтер |
10 000 |
2,5 |
25 000 |
Учитель |
10 000 |
2,2 |
22 000 |
Педагог-библиотекарь |
10 000 |
1,8 |
18 000 |
Завхоз |
10 000 |
1,5 |
15 000 |
Рабочие |
10 000 |
1,128 |
11 280 |
Далее к базовому окладу применяется следующая зависимость — наличие квалификации. Отраслевым положением может быть установлен надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент. Соответственно, если работник не подтвердил свой уровень квалификации, то и надбавки данной категории ему не положено.
Но может применяться и сложная форма. Например, когда работники одной должности могут получить несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.
Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации (Федеральное отраслевое соглашение) на 2020 — 2022 годы (далее — Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Положения Соглашения о работодателях — организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта распространяются также на работодателей — индивидуальных предпринимателей.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
— работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в лице их представителя — Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», сокращенное наименование — Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее — Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;
— работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз (далее — РАС) — представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами РАС, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших РАС на свое представительство в настоящем Соглашении, в соответствии с Уставом организации.
1.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года.
1.4. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Изменение и дополнение настоящего Соглашения допускается по взаимному согласию заключивших его сторон в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
Изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению, являются его неотъемлемой частью и доводятся до сведения работников, профсоюзных органов и работодателей.
1.5. Настоящее Соглашение:
— является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется;
— распространяется на работодателей, являющихся членами РАС, или уполномочивших РАС заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения;
— распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений;
— устанавливает экономические и социальные гарантии работникам отрасли и членам их семей и не ограничивает права работодателей в расширении гарантий в заключаемых с работниками трудовых договорах, коллективных договорах за счет средств организаций;
— является основой при заключении отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, коллективных договоров в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, трудовых договоров с работниками организаций.
1.6. Затраты, связанные с обеспечением социальных гарантий, принятых настоящим Соглашением для работников автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, включаются в установленном порядке в регулируемые или договорные цены на производимую организациями продукцию (выполняемые работы, услуги).
1.7. Региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.
Военные сборы объявляются ежегодно Указом Президента.
Закон говорит, что на военные сборы могут быть привлечены те, кто уже проходил службу в армии по призыву и теперь числится в запасе. Однако недавно член Комитета Госдумы России по обороне, генерал-лейтенант Виктор Соболев выступил с заявлением, что неслуживших россиян старше 30 лет тоже могут отправлять на военные сборы для получения военно-учётной специальности, а 12 января текущего года этот депутат предложил отправлять на военные сборы на полгода «всю молодёжь».
Другие члены думского Комитета по обороне назвали идеи Соболева его личной инициативой, но на экспертном уровне информацию о некоторых изменениях в подходах к призыву они подтвердили.
В частности, глава Комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов сообщил, что весной текущего года вполне возможны изменения, в соответствии с которыми будет поэтапно увеличиваться возраст призыва в армию с 18 до 21 года, а верхний призывной порог составит 30 лет.
— Если изменится возраст призывников, то вполне логично, что может увеличиться и возраст привлекаемых на военные сборы. Ведь возраст связан и с общей численностью населения. Но перспектива призыва на сборы тех, кто вообще не служил, пока сомнительна, так как для этого понадобится серьёзная переработка законодательства, а это не быстро.
Помимо того, некоторые эксперты указывают на уже имевшую место непростую ситуацию, которая была при выполнении указа президента РФ о частичной мобилизации. Тогда военкоматы испытывали трудности с правильной оценкой боевых возможностей граждан, прошедших срочную службу в армии много лет назад.
— С теми, кто не проходил службу в Вооружённых силах, на сборах проблем может быть больше.
— Не думаю, что в текущей обстановке Минобороны будет вместо переподготовки тех, кто уже имеет военно-учётную специальность, заниматься обучением азам военного дела сорокалетних новобранцев.
Кто числится в запасе, возраст, звания
Все военнослужащие после завершения службы зачисляются в запас в разные категории:— рядовой состав: солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы. Максимальный срок пребывания в запасе до 50 лет;— младший офицерский состав: младшие лейтенанты, лейтенанты, старшие лейтенанты и капитаны. Числятся в запасе до 60 лет;— старший офицерский состав: майоры, капитаны 3–1-го ранга, подполковники и полковники. Остаются в запасе до 65 лет;— высшие офицеры: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, а также контр-адмирал и адмирал. Находятся в запасе до 70 лет.
В запас зачисляют и тех, кто:— отучился в военных учебных центрах федеральных вузов;— отучился в военном вузе или колледже;— прошел альтернативную гражданскую службу;— освобожден от призыва или получал отсрочку до 27 лет;— не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Последние новости о призыве в армию в 2023 году
11 января 2023 года. Глава комитета Госдумы по обороне объявил о планах призывать в армию людей до 30 лет уже в грядущий весенний призыв 2023 года. При этом повышение призывного возраста в России займет от года до трех лет, а сам процесс будет происходить поэтапно.
22 декабря 2022 года глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов сообщил, что увеличение возраста призыва граждан с 18 лет до 21 года может быть реализовано только через изменения в законодательстве, это может произойти, как раз в 2023 году.
21 декабря 2022 года Сергей Шойгу заявил о необходимости реформирования системы призыва на срочную военную службу и предложил повысить минимальный и максимальный возраст для призыва в армию РФ. Согласно предложению, минимальный возраст будет повышен с 18 до 21 года, а максимальный (предельный) возраст для призыва повысят с 27 до 30 лет.
21 октября 2022 года Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не обсуждали вопросы увеличения срока службы в армии до 2-х лет и призыва женщин.
«Никакой позиции у Кремля по этому поводу нет. Эта тема не обсуждалась, и, конечно, главное здесь — это мнение министерства обороны. Никаких обсуждений на этот счет в Кремле не было».
20 октября 2022 года первый зампред комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров предложил вернуться к практике двухлетней службы в армии. По мнению сенатора, это позволит увеличить численность Вооруженных сил РФ и готовить профессиональных бойцов.
Должностные оклады по ЕТС – 2020, 2021, 2022
Оплату труда по определённой системе разработали ещё в первой половине прошлого века советские законодатели. По мнению разработчиков, заработная плата любого сотрудника (от простого рабочего до руководителя) должна зависеть:
- от занимаемой должности;
- от сложности и значимости работы.
Для определения разницы в окладах разрабатываются тарифные сетки (ТС). Основа ТС — это единая тарифная сетка (ЕТС), составленная в виде таблицы. Элементы таблицы таковы:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- разряды оплаты труда (всего их 18);
- тарифные коэффициенты.
Коэффициент повышается с каждым разрядом.
Кроме ЕТС разрабатываются сетки по разрядам с указанием должностей и квалификации. Такие ТС делятся на отрасли. В бюджетной сфере, например, отрасли такие:
- здравоохранение;
- образование;
- лесное хозяйство и т.д.
Кроме того, каждая отрасль разделяется на подотрасли. Например, образование разбито на элементы:
- ВУЗы;
- народное образование;
- руководители.
В свою очередь, каждая подотрасль может содержать свои составляющие. На примере образования — в подотрасли руководителей содержатся сетки:
- общего образования;
- высшего образования.
Сами ТС — это тоже таблицы, которые состоят из столбцов со значениями:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- должность или квалификация;
- диапазон применяемых коэффициентов.
Для наглядности рассмотрим пример:
Коэффициенты разрядов: для ректора — от 9, 07 до 10, 07, а учителя — от 2,76 до 6, 51.
Какой именно коэффициент по разряду применить, указывается в справочниках:
- ЕТКС (содержит виды работ по разрядам рабочих профессий и должностей);
- ЕКС (применяется в отношении управленцев, специалистов и служащих).
Из вышесказанного резюме: ТС устанавливает, на какой коэффициент нужно умножать МРОТ, чтобы получить размер оклада.
Система оплаты в бюджетной сфере по единой сетке применялась до конца 2008 года, на сегодня она не применяется. Для расчёта зарплат бюджетников в 2017 году применяются правила Постановления №583.
Указанным правовым актом были введены новые системы расчёта окладов сотрудников муниципальных, федеральных или казённых организаций.
Руководитель бюджетного предприятия при установлении ставки или оклада обязан учитывать:
- сложность и значимость работы;
- квалификацию сотрудника;
- сложность работы.
А между тем зарплата бюджетника — это не только голый оклад, но и:
- надбавки (за стаж, звание, класс и т.п.);
- премии (размеры и основания указываются в локальных положениях);
- компенсации (за вредность, например, или «северные»).
Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации:
- в колдоговоре;
- в положении об оплате труда и премировании;
- в других соглашениях.
Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия:
- оклад по низшему разряду не может быть меньше законного МРОТа;
- труд работников одной должности и квалификации должен оплачиваться одинаково;
- понижение оклада недопустимо;
- фиксированные оклады и ставки устанавливаются с учётом принадлежности к профессиональной квалифицированной группе;
- все оклады, ставки, надбавки и премии включаются в штатное расписание.
В итоге, что получаем: размер зарплаты (оклад + премии и надбавки) можно узнать из локальных актов:
- штатное расписание;
- колдоговор (если есть);
- положение об оплате труда, о премировании, о надбавках и т.п.
Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться.
Руководящее звено (управленцы) — это администрация организации, в задачи которой входит обеспечение деятельности предприятия в соответствии:
- с целями предприятия;
- с действующим законодательством.
Для этого советскими разработчиками создан справочник ЕКС. Действует он до сих пор, но изменяется регулярно. Последняя его редакция утверждена в 2014 году. В справочнике содержатся сведения:
- названия руководящих должностей;
- требования к знаниям и умениям по каждой должности;
- требования к образованию и опыту;
- основные функции.
Все данные можно посмотреть по ссылке.
В справочнике описаны требования к должностям всех подразделений управленческого аппарата:
- к руководителям (директорам, заведующим, начальникам отделов и т.п.);
- специалистам (инженерам, техникам);
- служащим (агентам, секретарям, операторам).
Данные справочника обязательны для разработки системы оплаты труда в организации.
Чтобы обосновать размер зарплаты сотрудника частной компании, достаточно указать размеры окладов и надбавок в штатном расписании. А рассчитать эти размеры можно на основании тех же справочников — ЕКТС и ЕКС.
За основу всегда принимается МРОТ (наименьшая цифра по 1 разряду). Важно учесть и то, что в каждом регионе может быть принят свой размер минимального оклада. Это обстоятельство можно выяснить, изучив информацию об оплате труда, опубликованную на официальном сайте администрации региона (края, области, Москвы или Санкт-Петербурга).
Расчет заработной платы в 2022 году
Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге (заработная плата + ежемесячная премия).
Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге. ОППВ не уплачиваются.
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ИПН
Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. 100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге; 45 500 * 10% = 4 550 тенге.
Расчет СО
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000; 90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.
Расчет СН
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге; 88 000 * 9,5% = 8 360 тенге; 8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге
Расчет ООСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Показатель |
Расчет |
|
ОПВ |
10 000 тенге |
|
ИПН |
4550 тенге |
|
СО |
3150 тенге |
|
СН |
5210 тенге |
|
ООСМС |
2000 тенге |
|
ВОСМС |
2000 тенге |
|
За счет работодателя |
10360 тенге |
|
За счет работника |
16550 тенге |
|
Сумма «на руки» |
83450 тенге |
Вычислим зарплату для низкооплачиваемых работников (доход за месяц не превышает 25 МРП), на которых распространяется 90% уменьшение облагаемого дохода по ИПН.
Доход работника Ежевикиной А.А. в январе 2021 года составил 50 000 тенге. Это совокупный доход работника за месяц и он менее 25 МРП (72 925 тенге в 2021 году).
Работник имеет право на вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге, вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС.
Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам
Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Может учитываться выполненный им объем работ за смену, при этом он впоследствии все равно разбивается на количество часов в смене или рабочем дне. Это приводит к исчислению часовой нормы работника на любом производстве.
Что такое тарифная ставка
2 способ. Если нужно вычислить среднюю тарифную ставку почасовика в текущем году, сначала нужно определить среднечасовую месячную норму времени. Для этого соответствующий годовой показатель производственного календаря делим на 12 (количество месяцев). После этого уменьшаем в полученное количество раз среднемесячную тарифную ставку рабочего, установленную тарифной сеткой. Например, годовая норма составляет 1900 часов. Возьмем ту же месячную ставку, что и для предыдущего примера – 25 000 руб. Посчитаем, какую сумму в среднем зарабатывал в час этот рабочий в течение данного года: 25 000 / (1900 /12) = 157,9 руб.
1 способ. Можно разделить на показатель ставки месячную норму по рабочим часам. Например, для рабочего определенной квалификации установлен тариф 25 000 руб. в месяц. При этом установленная норма рабочего времени на месяц составляет 150 часов. Таким образом, часовая тарифная ставка такого рабочего составит 25 000 / 150 = 166, 6 руб.
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
Повышение должностных окладов и доплата до минзарплаты
Размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минзарплаты.
В том случае, когда начислена зарплата за выполненную месячную норму труда в размере меньшем, чем минзарплата, работодатель осуществляет доплату до уровня минзарплаты, которую выплачивают ежемесячно одновременно с выплатой зарплаты (ч. 3 ст. 31 Закона об оплате труда).
При исчислении суммы зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются: доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.
Таким образом, на сегодняшний день нет требования устанавливать должностные оклады в размере не ниже минимальной зарплаты, как это было в бюджетной сфере несколько лет назад.
При такой ситуации работникам 1–12 тарифных разрядов по ЕТС в штатных расписаниях указывают должностные оклады ниже уровня минзарплаты.
Правительство предлагает в таком случае обеспечивать дифференциацию зарплаты работников, получающих ее на уровне минимальной, в пределах фонда оплаты труда путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы.
Но все сводится чаще всего к тому, что работники самых низких тарифных разрядов получают месячную зарплату на уровне минимальной, которая состоит из должностного оклада и доплаты до минзарплаты.