Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 20.4 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности позволяет минимизировать риск возникновения пожара в помещении или на открытой местности. Нарушение этих правил чаще всего провоцирует возгорание и/или задымление, в результате которого люди травмируются, получают ожоги или даже гибнут. Также страдает имущество, а если говорить глобально, то и вся экосистема.
Наказания за нарушения могут быть:
- Дисциплинарными.
Такая ответственность распространяется исключительно на должностных лиц, а заключается она в различного рода замечаниях, выговорах, которые заносятся в личное дело работника или же бывают только лишь устными. Как правило, в случае с дисциплинарным наказанием решающим становится мнение руководителя предприятия (компании, фирмы). К такому виду ответственности чаще всего привлекаются сотрудники, не соблюдавшие правила пожарной безопасности или допустившие нарушение из-за халатности. Работник, который несёт ответственность за противопожарную безопасность, должен быть ознакомлен с соответствующими инструкциями.
2. Административными.
В этом сегменте наказание следует не только за прямое нарушение правил безопасности, но также и за несоблюдение самых разных требований (к примеру, к эвакуационному плану или обустройству путей для эвакуации в случае пожара, к наличию технических элементов, защищающих от дыма и распространения огня и т. д.). В качестве административного наказания может применяться штраф за нарушение правил пожарной безопасности (например, штраф за отсутствие пожарной сигнализации), предупреждение (если нарушения не повлекли за собой серьёзных последствий), приостановление деятельности (эта мера наказания касается ИП или юрлиц как нарушителей). Штрафы могут составлять:
- от 1000 до 5000 ₽ для граждан, которые не исполняют свои служебные обязанности;
- от 6000 до 50 000 ₽ для должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 ₽ для предпринимателей (ИП, также их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток, чтобы была возможность исправить все нарушения после инспекции);
- от 90 000 до 500 000 ₽ и до 1 000 000 ₽ в случае нанесения вреда здоровью (тут чаще подразумевается нанесение тяжкого вреда или смерть людей), также в качестве наказания может применяться и приостановка деятельности юрлица на срок до 90 дней.
Административная ответственность
Административная ответственность предприятий регулируется ст. № 39 КоАП РФ.
Предприятия и организации за нарушение требований пожарной безопасности и иные правонарушения в этой же области по постановлению должностных лиц Государственной противопожарной службы должны уплатить в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, штраф в размере до 2-х процентов от соответствующих месячных фондов оплаты труда, а для других субъектов предпринимательской деятельности установлена ставка 50-100 минимальных размеров оплаты труда.
Основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности регулируются действующим законодательством Российской Федерации.
Изготовители, к которым можно отнести исполнителей и продавцов, за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы, направленных на обеспечение пожарной безопасности товаров, работ или услуг несут административную ответственность согласно законодательству РФ о защите прав потребителей.
Административная ответственность может быть реализована не только правами надзорных органов, но и в судебном порядке согласно ст. № 169 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (по ст. № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.).
В целях осуществления функции по обеспечению пожарной безопасности государство устанавливает обязательные для исполнения всеми субъектами отношений в этой области требования пожарной безопасности, под которыми понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, закрепленных законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных требований пожарной безопасности признается правонарушением, за которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может наступать ответственность.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:
– собственники имущества;
– руководители федеральных органов исполнительной власти;
– руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– руководители органов местного самоуправления;
– лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
– лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
– должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором [7].
Перечисленные выше лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц органов ГПН по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Дисциплинарная (и материальная) ответственность сторон трудового договора за нарушения требований пожарной безопасности может регулироваться Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [4]. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности устанавливается в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (далее – Кодекс) [6].
Уголовная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации от 16 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК России) [2].
На основании действующего законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов ГПН при осуществлении федерального ГПН имеют право:
– проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
– давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
– назначать в соответствии с действующим законодательством административные наказания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора;
– прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;
– производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
Дополнительные ситуации
Для должностных лиц государственных органов, занимающихся обеспечением пожарного контроля (надзора) над нарушением требований пожарной безопасности, предусмотрена ответственность административного типа в таких случаях:
- Неисполнение в определенный срок предписания законного характера (представления, постановления, решения) должностного лица (органа), которое занимается реализацией контроля (надзора) со стороны государства в сфере организации пожарной безопасности, по поводу устранения нарушений законодательства.
- Нарушение правил технических регламентов, а также требований государственных нормативов и стандартов, которые обязательны при поставке (реализации), эксплуатации (применении), хранении, утилизации или транспортировании продукции. Сюда же относится и уклонение от представления продукта, документации или информации, необходимой для осуществления надзора или контроля со стороны государства.
Ответственность за пожарную безопасность в арендуемом помещении
Федеральный закон № 69 “О пожарной безопасности” в статье 38 определяет круг лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности:
- Собственники имущества — применительно к нашей теме это означает, что полностью снять с арендодателя ответсвенность за пожарную безопасность невозможно.
- Лица, уполномоченные владеть, пользоваться, или распоряжаться имуществом — таким образом, ответственность арендатора за пожарную безопасность также закреплена законом, поскольку суть аренды состоит в том, чтобы пользоваться помещением.
- Лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции — это означает, что юридическая ответственность за нарушения пожарной безопасности лежит как на организациях, так и на конкретных людях.
- Руководители федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления — как видите, ответственность за пожарную безопасность в арендованном помещении могут нести даже лица, никак не участвующие в договоре аренды.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Ответ на следующий немаловажный вопрос, какую ответственность несет ответственный за пожарную безопасность, содержится в соответствующих разделах КоАП России. Он предусматривает два основных вида наказания:
- приостановка деятельности нарушившего закон предприятия. Это наказание встречается на практике чаще всего. Его срок составляет 90 суток и определяется ст. 3.12 упомянутого выше Кодекса;
- наложение штрафа. Данный вид ответственности также используется в реальной жизни достаточно часто. Он определяется ст. 20.4 КоАП и составляет весьма существенные суммы:
- для юридических лиц предусматриваются санкции в размере от 150 до 200 тыс. руб. при первом нарушении, от 200 до 400 тыс. руб. при повторном;
- для занимающих ответственные должности лиц: от 15 до 30 тыс. руб. при первом нарушении, от 30 до 60 тыс. руб. в случае повторного.
Виды нарушений требований пожарной безопасности
Пожар может возникнуть из-за того, что сотрудник, нарушив технику безопасности, закурил в неположенном месте и бросил непотушенный окурок. Возможно, произошло короткое замыкание или был оставлен без присмотра прибор, эксплуатация которого запрещена правилами внутреннего распорядка. Может, был куплен неправильно сертифицированный прибор, или строительные материалы не прошли сертификацию на пожарную безопасность и воспламенились при незначительном нагревании от радиатора центрального отопления.
Причин возгораний множество. Основные нарушения, являющихся причиной возгораний или способные их повлечь:
- Невыполнение обязанностей по работе над пожарной безопасностью (ПБ) уполномоченным лицом.
- Нарушения ПБ, ставшие причиной пожара, не причинившего серьезного вреда здоровью людей.
- Перекрытие путей подъезда пожарной техники к объекту, закрытие доступа к пожарному гидранту.
- Несоблюдение рекомендаций или неподчинение требованию представителя пожарной службы при выполнении надзорных действий.
- Неустранение в отведенный период несоответствий, найденных в ходе контроля инспектора МЧС.
- Несоблюдение принятых правил при продаже, хранении, эксплуатации, перевозке и утилизации продукции, уклонение от государственного надзора за перечисленными процессами.
- Сертификация товара или продукции без предоставления обязательного сертификата пожарной безопасности.
- Оказание услуг без выполнения обязательной сертификации.
- Торговля продукцией, ненадлежащим образом сертифицированной, или без сертификата, а также с нарушениями в оформлении сопроводительной технической документации.
Перечисленными нарушениями не ограничиваются причины, способные вызвать пожар на предприятии.
Кто несет ответственность за нарушение пожарной безопасности
После того, как обнаружено нарушение, или произошел пожар, предстоит определить виновного:
- Если в виноват конкретный человек, его призывают к ответственности как физическое или должностное лицо, в зависимости от занимаемой им должности и выполняемых обязанностей. Один и тот же поступок, совершенный руководителем или рядовым сотрудником, может повлечь разные последствия и, соответственно, взыскание.
- Если нарушение подпадает под действие КоАП РФ, то к ответственности привлекают должностное лицо – руководителя организации, ответственного за пожарную безопасность работника. В некоторых случаях одновременно наказывают организацию, ответственного и руководителя. Такие меры характерны для организаций, где не только систематически нарушались правила ТБ, но и не соблюдались требования ПБ.
- Если в правилах указана ответственность руководителя предприятия, который должен контролировать выполнение ПБ, то вся тяжесть нарушения ложится на него.
- Если предприятие, на котором произошло нарушение, является арендатором площади, то виновным могут признать собственника объекта. В этом случае ответственность зависит от заключенного договора аренды и прописанных в нем условий.
В зависимости от характера нарушения, его последствий, масштабов возгорания, величины ущерба и количества жертв ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут также руководители федеральных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Чем крупнее и масштабнее возгорание, выше число погибших и пострадавших людей и больше выявлено нарушений, тем серьезнее степень вины и больше ответственных лиц понесут заслуженное наказание.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
- 5 июня 2019
- Виды ответственности.
- За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:
- — уголовное наказание,
- — административное наказание,
- — дисциплинарное взыскание.
- Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219. В пункте 1 статьи 219 УК РФ рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших.
Для виновных предусмотрено:
— Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.
- — Ограничение свободы до трех лет.
- — Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).
- В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.
Часто встречающиеся нарушения правил пожарной безопасности.
• отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
• отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
• отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
• отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
• отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
• заужение ширины эвакуационных коридоров; проходов;
• заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
• заужение ширины лестничных маршей и площадок;
• отсутствие второго эвакуационного выхода;
• отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
• наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
• эвакуационные выходы не рассредоточены;
• загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
• отделка путей эвакуации горючими материалами;
• нарушения противопожарного режима.
По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах; в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте.
В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке; установленном законодательством; как в отношении юридического; так и физического лица; допустившего нарушения.
Как отмечалось выше, одной из основных обязанностей граждан, должностных лиц (руководителей организаций) и организаций является соблюдений требований пожарной безопасности.
Напомним, что требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом [1].
К числу документов, устанавливающих требования пожарной безопасности относятся технические регламенты, своды правил и другие документы стандартизации, а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
Основополагающими в этой группе являются:
— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — №184-ФЗ),
— Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — №123-ФЗ),
— Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст.2 №184-ФЗ).
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст.2 №184-ФЗ).
К основным документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
национальные стандарты;
стандарты организаций;
своды правил;
международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов (ч. 4 ст.16.1 №184-ФЗ). Ниже представлены нормативные правовые акты, устанавливающие перечни документов стандартизации, действующих в развитие Технических регламентов:
— Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 года № 304-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия»;
-Приказ Росстандарта от 16.04.2014 года № 474 «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
— Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
— Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Основополагающие требования пожарной безопасности установлены №123-ФЗ, в соответствии с которым:
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ч. 1 ст. 5 №123-ФЗ).
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (ч. 2 ст. 5 №123-ФЗ).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч. 3 ст. 5 №123-ФЗ).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий (ст. 6 №123-ФЗ):
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется. (но может быть произведен).
В случае, если положениями №123-ФЗ (за исключением положений статьи 64 (декларация ПБ), части 1 статьи 82 (электрооборудование), части 7 статьи 83 (СПС), частей 1.1 и 1.2 статьи 97 (Пожарные депо производственных объектов) №123-ФЗ устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений №123-ФЗ а, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений №123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования №123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (ст. 4 №123-ФЗ).
Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (ст. 2 [1]).
Предметом государственного пожарного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:
— соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
— соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
— соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
— соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;
— выполнение предписаний органов ГПН;
— проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
Основными принципами деятельности федерального государственного пожарного надзора являются:
— приемлемый уровень риска принятых мер по недопущению причинения вреда жизни и здоровью людей;
— главенство законности при исполнении возложенных обязанностей и реализации предоставленных прав;
— доступность информации и гласность при осуществлении надзорной деятельности;
— уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
— единоначалие, подчинение нижестоящих надзорных органов вышестоящим.
Основные задачи деятельности федерального государственного пожарного надзора являются: защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и снижение их последствий.
Органами государственного пожарного надзора являются (ст. 6 [1]):
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
— территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона;
— территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:
главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
главными государственными инспекторами территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению федерального государственного пожарного надзора определен Правительством Российской Федерации [8].
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок ��существления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации [8].
В случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Какие нарушения предусмотрены ст. 20.4 КоАП РФ
Пожарная безопасность проверяемого объекта характеризуется возможностью предотвратить его возгорание и развитие пожара. Также она призвана минимизировать негативное воздействие огня и дыма на имущество, здоровье людей, сохранить жизнь граждан.
Требования пожарной безопасности, за нарушение которых следует наказание в соответствии со 20.4 ст. КоАП, вполне конкретны. Они установлены законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ. Законом установлены требования к противопожарной безопасности к следующим объектам защиты:
- сооружениям;
- зданиям;
- продукции общего назначения;
- производственным помещениям, и т.д.