Тариф системы «Платон» повысят с 1 февраля 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тариф системы «Платон» повысят с 1 февраля 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Платить налог за «Платон» обязаны большегрузы с максимальной допустимой массой свыше 12 тонн — еврофуры, грузовые прицепы, отечественные самосвалы КАМАЗы и МАЗы и др. Это значение указано в ПТС, СТС или сертификационных документах на автомобиль.

Что это за система взимания платы и как она работает?

Это система платы за тоннаж, введена с 2015 года. Сокращение от этих слов и дало название программе – Платон. Суть ее в том, что за каждый километр проезда по федеральной трассе взимается определенная стоимость, часть которой и поступает в дорожный фонд для дальнейшего финансирования восстановительных работ на дорожном покрытии.

Для учета километража применяются специальные бортовые устройства, фиксирующие перемещения и километраж с помощью вмонтированных блоков мобильной связи и спутникового позиционирования (ГЛОНАСС / GPS), или маршрутные карты – документы, предварительно оформляемые владельцем ТС, с указанием планируемого маршрута.

Контроль за работой «Платона» возложен на специальное подразделение Минтранспорта РФ – Ространснадзор (полностью – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта). Именно это организация вправе выставлять штрафы за неиспользование или неверное использование системы.

Контроль и наказание за нарушения

За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:

  • езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
  • ноль средств, внесенных на расчетный счет;
  • съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
  • отклонение по времени или дате (без БУ);
  • продолжение поездки при истечении средств на счету.

За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:

  • 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
  • 10 тыс. руб. – за рецидив.

Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.

Законопроект об отмене системы «Платон»

Законопроект действительно есть, его номер 87463-8, он внесен в Государственную Думу РФ 15 марта 2022 года, пока не рассматривался даже в первом чтении, направлен на обсуждение в комитеты Госдумы. Но данный законопроект об отмене «Платона» в 2022 году предполагает просто отмену ФЗ-68 о внесении изменений в Бюджетный кодекс и введении системы «Платон».

Вопрос финансирования ремонта и строительства дорог в отсутствие поступлений от владельцев большегрузов в нем не проработан. Указано только, что новые поступления может обеспечить изменение условий концессионного соглашения и долгосрочный экономический эффект от улучшения деятельности экономических субъектов.

Представляется, что Минтранс уже принял решение по системе и вряд ли будет его менять.

Как формируют тарифы “Платон”

Базовый размер платы “Платон” – 3,73 руб. за 1 км пути. Заметим, что до 1 июля 2019 года размер платы не индексировали, а к самому тарифу применяли понижающие коэффициенты:

  • 0,41 – с 15 ноября 2015 года по 14 апреля 2017 года, плата составляла 1,53 руб. за 1 км пути (3,73 руб. × 0,41);
  • 0,51 – с 15 апреля 2017 года по 30 июня 2019 года, плата составляла 1,90 руб. за 1 км пути (3,73 руб. × 0,51).
Читайте также:  С 1 января в Петербурге начнут выплачивать пособие детям и беременным женщинам

Потом начали индексировать тариф на размер годовой инфляции с 1 февраля каждого календарного года. За полгода до этой даты на основании прогноза Росавтодор публикует величину индексации. С 1 июля 2019 года величину платежа проиндексировали с учетом изменения с 15 ноября 2015 года индекса потребительских цен. В итоге плату установили на три года вперед:

  • с 1 июля 2019 года до 31 января 2020 года в размере 2,04 руб. за 1 км пути;
  • с 1 февраля 2020 года до 31 января 2021 года – 2,20 руб. за 1 км пути;
  • с 1 февраля 2021 года до 31 января 2022 года – 2,34 руб. за 1 км пути.

Какие машины под нее попадают? От скольки тонн?

Основные параметра автотранспорта, чье перемещение должно быть учтено «Платоном», и с которых взимается плата, установлены ст.31.1 Федерального закона №257. Эти машины характеризуются:

  • Допустимой грузоподъемностью от 12 тонн.
  • Перемещением по дорогам федерального значения общей доступности.

При этом, из числа таких ТС исключаются:

  • Перевозчики пассажиров (исключения – грузопассажирские фургоны).
  • Спецтранспорт с возможностью соответствующего светозвукового сопровождения (скорая, полиция, спасатели и пр.).
  • Специальный транспорт, перевозящий военную технику / средства вооружения.

Для контроля использования системы на дорогах установлены стационарные автоматические пункты, а также используются мобильные группы Ространснадзора.

Система; ПЛАТОН; претензии, обоснования, разъяснения проблемных вопросов

Задача государственной системы Платон — решение задачи финансирования дорожного строительства и ремонта, а также реализация принципа «пользователь платит». Повышение объемов грузовых перевозок по автомобильным дорогам приводит к интенсификации использования дорожной сети, а следовательно, ее преждевременному разрушению. Все это ведет к накоплению значительного объема отложенного ремонта, требующего большого объема капитальных вложений. При этом за это платят одинаково все пользователи вне зависимости от степени вреда, наносимого дорожным конструкциям их транспортными средствами, и без учета коммерческой составляющей грузоперевозок.

1. Для пользователей, которые не желают регистрироваться в системе Платон, созданы разовые маршрутные карты, позволяющие оплатить поездку без регистрации. Компании с большим автопарком, как правило, используют бортовые устройства или полноценные маршрутные карты.

Теперь же за 60 календарных дней до окончания срока службы используемого прибора в Центре обслуживания можно спокойно взять новый прибор, а старый отдать в течение 10 рабочих дней (только не позже!) с того момента, как срок его службы истек.

Если же чего-то из этого комплекта не хватало (а полным считается комплект не только с адаптером, кабелем и пр., но и с паспортом устройства и руководством пользователя), необходимо было либо самостоятельно через официальных дилеров восстановить (естественно, не бесплатно) недостачу, либо возместить оператору ущерб.

Тарифы Системы «Платон»

Самая первая сумма, которая была обозначена в Постановлении №504 (от 14.06.13 года) и получена после проведения нужных расчетов экспертной группой, составила 3.5 рубля за 1 км. После размер взимания платы увеличили до 3,73 рубля за 1 км.

Постановление №1191 (от 03.11.15 года), определило до 29 февраля 2016 года действие коэффициента 0,41 к уже принятому ранее тарифу. Поэтому за 1 км для грузового транспортного средства массой 12 тонн и более оплата снизилась до 1,53 рубля.

Постановление №139 (от 27.02.16 года) определило продлить срок действия льготного тарифа до апреля 2017 года.

Постановление №330 (от 24 марта 2017 года) определило, что с 15 апреля 2017 года тариф в системе Платон составляет 1,9 рублей за 1 км. Данное решение было принято Дмитрием Медведевым на встрече с мелкими и средними предпринимателями, которая произошла 23 марта 2017 года.

Правительство планирует в дальнейшем увеличить тариф до 3,06 рублей за 1 км, а после и до 3,73 рублей за 1 км во второй половине 2018 года.

Стоит заметить, что некоторые грузовые транспортные средства с массой 12 тонн и более освобождаются от уплаты налогов. В соответствии с ФЗ от 08.11.2017 №257-ФЗ от взимания платы освобождаются такие транспортные средства, как:

  • Транспортные средства, которые предназначены для перевозки людей (в данную категорию не включены только фургоны, которые предназначены для транспортировки людей и грузов);
  • Транспортные средства, которые используются для медицинских целей, пожарных, правоохранительных, спасательных служб и ВАИ, и транспортные средства, которые оборудованы звуковыми и световыми сигнальными устройствами;
  • Транспортные средства, которые предназначены для транспортировки вооружения и техники военного назначения.
Читайте также:  Может ли подать на алименты бабушка? Без лишения родителей (см)?

Что это за система взимания платы и как она работает?

Это система платы за тоннаж, введена с 2020 года. Сокращение от этих слов и дало название программе – Платон. Суть ее в том, что за каждый километр проезда по федеральной трассе взимается определенная стоимость, часть которой и поступает в дорожный фонд для дальнейшего финансирования восстановительных работ на дорожном покрытии.

Для учета километража применяются специальные бортовые устройства, фиксирующие перемещения и километраж с помощью вмонтированных блоков мобильной связи и спутникового позиционирования (ГЛОНАСС / GPS), или маршрутные карты – документы, предварительно оформляемые владельцем ТС, с указанием планируемого маршрута.

Контроль за работой «Платона» возложен на специальное подразделение Минтранспорта РФ – Ространснадзор (полностью – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта). Именно это организация вправе выставлять штрафы за неиспользование или неверное использование системы.

Если штраф вынесен на тягач без полуприцепа

В начальных редакциях части 3 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было указано:

В случае движения транспортного средства с прицепом, разрешенная максимальная масса такого сочлененного транспортного средства определяется суммированием значений разрешенной максимальной массы каждого транспортного средства, указанной в паспортах этих ТС в качестве максимально допустимой, за исключением седельного тягача, для которого при суммировании применяется значение массы без нагрузки.

Таким образом, если под фиксацию нарушения попадал только тягач без полуприцепа, штрафовать собственника ТС было незаконно.

Такое трактование привело к большому числу обжалований со стороны владельцев ТС. Некоторые из них злоупотребяли этим правом и обжаловали решения на основании того, что на материалах фотофиксации не видно есть прицеп у тягача или его нет.

Как обжаловать штрафы за Платон

Необходимость оспорить штраф за Платон может возникнуть по разным причинам:

  • маршрут был оплачен, но из-за сбоя в системе пришло постановление;
  • штраф получил, но владельцем ТС не является;
  • нарушение зафиксировано повторно в течение одних суток.

Подать жалобу для отмены штрафа можно в течение 10 суток со дня получения постановления. Сделать это можно разными способами:

  1. Обратиться в Ространснадзор лично или отправить жалобу:
  • почтой России по адресу: ул. Петрозаводская 32а, Москва, Россия, 125475;
  • в электронном виде через форму на сайте Ространснадзора.
  1. Обратиться в районный суд

К жалобе прикладываются подтверждающие документы. Лучше всего соблюдать правила и не доводить дело до суда.

Штрафы и размеры штрафов

Штрафы предусмотрены за движение больших грузовых авто по федеральным дорогам без оплаты. В законе рассмотрены следующие вариации этого правонарушения:

  1. Передвижение по автотрассе в бортовым прибором в неисправном состоянии, либо с разряженной АКБ. Если это деяние совершается без уведомления надзорных органов – будет штраф.
  2. Передвижение без бортового устройства и маршрутной карты. То есть, водитель не купил карту, при этом не пользуется системой онлайн-оплаты.
  3. Передвижение, при условии нулевого или близкого к нулю баланса на счёте владельца транспортного средства.
  4. Передвижение с изменением маршрута при оплате маршрутной картой.

В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ: «Движение транспортного средства, которое имеет максимально разрешенную массу более 12 тонн, направляющегося по автодорогам федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа.

С нового года ГИБДД не будет штрафовать дальнобойщиков за неоплату «Платона»

Начальник ФКУ «Дороги России» Иван Григорович рассказал, сколько денег было собрано с того времени и кто теперь будет администрировать штрафы для неплательщиков.

Отдел новостей «За рулем» Как известно, функции МВД по взиманию штрафов с владельцев тяжеловесного транспорта собираются передать Ространснадзору. Иван Григорович отметил, что, по его мнению, законопроект о передаче полномочий удастся принять еще в этом году, и с начала 2023 года штрафы неплательщикам будет выписывать уже Ространснадзор.

Читайте также:  Оформление наследства в 2023 году

Ведомство сможет это делать с помощью автоматической фото- и видеофиксации. Для Ространснадзора полностью готов и протестирован федеральный Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений.

Этот же законопроект устанавливает повышение штрафа для дальнобойщиков с 5 тыс. до 20 тыс.

Штрафы за «Платон» можно не платить

Однако данные постановления можно оспорить в суде. Причина заключается в том, что при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении, как правило, не учитывается принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и игнорируется необходимость приведения доказательств как виновности правонарушителя, так и наличия состава административного правонарушения в его действиях, а, следовательно, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не устанавливается факт наличия самого события административного правонарушения. КоАП РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должно устанавливаться наличие события административного правонарушения, а в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Диспозиция ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает

Что грозит дальнобойщику, если нарушения обнаружат?

Статистика «Платона» подтверждает, что владельцы большегрузов часто нарушают правила, чтобы избежать оплаты за передвижение по федеральным трассам. Около 63% выплат приходится на большие транспортно-логистические компании, которые исправно перечисляют деньги, идущие на ремонт дорог. За год существования «Платон» собрал менее 18 млрд. руб. Эта цифра говорит о том, что только 1/3 перевозчиков платит государству. Чтобы пресечь нарушения, Ространснадзор вместе с мобильными патрулями и сотрудниками автоинспекции постоянно патрулирует трассы. Выявить недобросовестного водителя непросто, однако такое случается.

Если у водителя нет маршрутной карты, а бортовой счетчик не работает, то транспортное средство забирают на штрафную стоянку. При первом нарушении штраф для физлица составит 5 тыс. руб., при повторном — увеличится в 2 раза. Если большегруз является собственностью индивидуального предпринимателя, то оштрафуют на 40 тыс. руб. Система оплаты, предусматривающая расчет после поездки, заработала для отечественных перевозчиков весной 2021 г. Однако, чтобы сослаться на такой способ расчета, необходимо иметь зарегистрированный лицевой счет в системе «Платон» и работающее бортовое устройство.

Где и как проверить штрафы по

Проверить штраф за «Платон» можно на сайте Ространснадзора, портале «Госуслуги» и в личном кабинете системы «Платон». Штрафы составляют за первичное нарушение 5000 рублей, а за повторное нарушение – 10 000 руб.

Дальнобойщики, проезжающие по федеральным трассам, обязаны оплатить компенсацию за причинение вреда дорожному покрытию. За несвоевременную оплату Ространснадзор имеет право применить штрафные санкции к собственнику грузовика. Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию владельцы большегрузов должны регулярно проверять штрафы за «Платон».

Система «Платон» введена Постановлением Правительства РФ № 504 от 14 июня 2013 г. и подразумевает дополнительную оплату за тонны для большегрузных автомобилей, движущихся по федеральным трассам с большой скоростью и наносящим ежедневный урон дорогам.

Согласно регламенту системы автомобили, весящие свыше 12 тонн, обязаны внести плату за использование федеральной трассы из расчета 1,90 руб. за каждый километр (по состоянию на декабрь 2020 года). Если транспортное средство весит меньше установленной массы, то его владельцу не нужно оплачивать компенсацию.

От оплаты компенсации за использование федеральных дорог также освобождаются:

  • автомобили, предназначенные для перевозки людей, кроме грузопассажирских фургонов;
  • специальный транспорт, осуществляющий деятельность пожарной охраны, медицинской помощи, полиции, спасательных служб, а также транспорт военной инспекции;
  • транспорт, осуществляющий перевозку военной техники.

Кроме того, на сегодняшний день для собственников автомобилей, зарегистрированных в системе «Платон», действует право вычета уплаченных сумм из транспортного налога, т. е. транспортный налог для них отменяется.

Система «Платон» напрямую взаимодействует с Ространснадзором, который также имеет право выписывать постановления за неоплату компенсации. Согласно требованиям владелец грузовика обязан оплатить поездку заранее, т. е. еще до того как автомобиль выедет на маршрут.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]