Федеральная программа «Жилище» на 2018-2020 годы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральная программа «Жилище» на 2018-2020 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


О том, что основные цели госпрограммы «Жилище» достигнуты, говорить пока рано. Снижение стоимости квартир и домов не произошло, так же, как и процент молодых семей, имеющих удовлетворительные жилищные условия.

Проект «Жилище»: документы

Стандартный пакет документов для молодых семей и других категорий льготников:

  1. заявление о принятие в проект по государственному субсидированию. (Оно пишется от лица каждого из супругов, но для матерей одиночек разрешено подавать один экземпляр);
  2. паспорта и их копии;
  3. доказательства, что нет в собственности жилой недвижимости;
  4. выписки с банковских счетов и справки о размере заработной платы;
  5. свидетельства: о браке и рождении детей.

Образец данного заявления, как правило, находится на информационных стендах в администрации города. По закону местные власти имеют право расширить пакет документации, но уменьшить список они не правомочны.

Как принято на практике, ожидание решения занимает от 2 недель до месяца. Если у членов комиссии возникают вопросы, то запрашиваются дополнительные бумаги.

Причем с момента одобрения кандидатов до внесения в список на финансирование может пройти несколько лет.

Что это значит

В течение года заявители получат свидетельство, с которым могут обращаться в банк. На этом этапе понадобится:

  • Во-первых: подготовить бумаги по списку для банка.
  • Во-вторых: найти в установленные сроки квартиру, отвечающее требованиям.
  • В-третьих: оформить сделку.

Основным предназначением данной программы является не только обеспечение семей льготным жильем, но и развитие других направлений:

  • Улучшение коммунальной инфраструктуры в местах, где имеются незаселенные земельные участки.
  • Развитие регионального строительства. Каждый субъект вправе создавать собственные программы, не ухудшающие условия для участников по сравнению с «Жилищем».
  • Жилищная помощь военным, ушедшим в отставку и имеющим необходимую выслугу лет.
  • Исполнение социальных обязательств перед льготными категориями граждан.

Благодаря повышению спроса на жилье развивается деятельность многих строительных компаний. Это приводит к появлению новых организаций, работающих в данной области, за счет чего увеличивается доход федерального бюджета.

Согласно изложенным данным в ныне действующем Постановлении №1015, государство преследует и иные цели, касающиеся только граждан:

  • Повышение уровня жизни.
  • Льготное получение жилья незащищенными категориями граждан.

Куда обращаться за субсидией, какие документы нужны?

Для принятия участия в ФЦП необходимо посетить отдел по решению жилищных вопросов Администрации своего муниципального района или округа, предоставив пакет документов:

  • Два экземпляра заявления. Один из них впоследствии отдается обратно с датой и пометкой о принятии.
  • Паспорта взрослых и свидетельства о рождении детей (оригиналы и копии).
  • Свидетельство о регистрации брака. Для разведенных – о прекращении.
  • Справка из Соцзащиты, подтверждающая, что семья стоит на учете.
  • Реквизиты банковского счета, куда будут перечислены деньги.
  • Справки с мест трудоустройства супругов для подтверждения доходов.
  • Выписка из домовой книги.

Могут понадобиться и другие документы в зависимости от того, с какой целью будет использована субсидия: ипотечный договор, справка об части неуплаченной суммы в по паевому взносу, сведения об остатке неуплаченных процентов и остатка долга по жилищному кредиту, и т.д. Полный перечень необходимо уточнять в администрации, предварительно пояснив ответственному сотруднику всю ситуацию.

Федеральный проект «Ипотека»

Данный федеральный проект направлен на:

  • выделение субсидий, направленных на покрытие первичного ипотечного взноса;
  • частичное покрытие процентной ставки по ипотеке для некоторых социальных категорий граждан (например, для семей, с двумя и более детьми, процент по ипотечному договору составляет 6%);
  • льготные кредитные ставки для граждан Российской Федерации, проживающих в отдельных регионах (например, жители Дальнего Востока могут купить жилую недвижимость за границами крупных населённых пунктов по льготной ипотеке, где процентная ставка составляет не более 5,5% годовых);
  • помощь заёмщикам, временно попавшим в трудную финансовую ситуацию (как правило, это реструктуризация договора по ипотеке сроком до полугода).

Федеральная программа “Жильё” выполняет следующие функции:

  • рост объёма жилищного строительства до величины в 120 млн. кв. м. к 2024 году;
  • повышения привлекательности инвестиций в гражданское строительство (для этого запущен процесс перехода на использование эскроу-счетов, а также значительно увеличена сумма компенсации фондом дольщикам).

Федеральный проект «Сокращение жилого фонда, непригодного для комфортной эксплуатации» включает в себя:

стимулирование администраций регионов к расселению людей из ветхого, аварийного жилья проработана собственная программа);
уменьшение процентной составляющей аварийного и ветхого жилья путём проведения капитальных ремонтов, если это возможно;
запуск программ реновации, с выделением жилья в новых домах, вместо сносимого жилья (программа тестируется в столице и скоро будет проводиться в остальных регионах России).

Федеральный проект « Финподдержка семей по рождению ребёнка» предоставляет:

  • право заключения ипотечного договора на особых условиях;
  • 5%-ная компенсация на величину ипотечного долга в соответствии с программой «Молодая семья» (выплата осуществляется субъектом РФ с последующим возмещением из средств федерального бюджета);
  • выделение компенсаций на оплату агентских и иных платежей по ипотечному договору для некоторых социальных категорий россиян;
  • безвозмездное предоставление многодетным семьям участков земли для возведения частных домов.

ПП «Ипотека и жильё в аренду» регулирует:

  • рост спроса на жильё в ипотеку;
  • поддержку инвестпроектов по возведению жилья для сдачи в аренду (при условии, что аренду будут вносить из средств регионального или государственного бюджета).

Создание условий для обеспечения доступными услугами ЖКХ

Подпрограмма рассчитана на целый перечень мер, служащих для достижения целей, установленных Постановлением Правительства РФ.

ФП «Создание комфортной урбанистической системы»:

  • создание удобной городской инфраструктуры для людей с инвалидностью;
  • повышение уровня комфорта у жителей города;
  • модернизация инфраструктуры;
  • борьба с экологическим загрязнением;
  • содействие проведению капитальных ремонтов в многоквартирных домах.

Федеральный проект «Чистая вода» направлен на :

  • 1. Повышение качества питьевой воды в системах городского водоснабжения.
  • 2. Внедрение инновационных технических разработок, улучшающих качество водных ресурсов.

Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2022 N 179-р

Получатель льготы в виде выделенной жилищной субсидии обязан отчитаться в АИЖК о расходовании денежных сумм. Важно, чтобы поданный отчет доказывал целевую трату.

Отчет подается льготником после того, как будет завершена процедура государственной регистрации объекта недвижимости в Росреестре. Она длится всего 5-7 дней, но после ее окончания потребуется потратить еще 3-5 дней на получение выписки из ЕГРП. Этот документ докажет факт переоформления жилплощади на льготника-покупателя. Вместе с отчетом о произведенных расходах гражданин должен предоставить:

  1. Договор купли-продажи.
  2. Акт приема-передачи.
  3. Расписку в получении денежных средств продавцом.
  4. Выписку из ЕГРП.
  5. Кредитный договор.

Копии документов остаются в АИЖК. На этом процедуру приобретения жилья можно считать оконченной. Помните, что воспользоваться государственной помощью разрешается лишь единожды.

Субсидию в рамках программы можно использовать для покупки жилья любой стоимости и класса. Финансовый эксперт Ян Мирчинский рассказал, что подобную социальную выплату можно использовать:

  • для оплаты покупки жилого помещения;
  • для оплаты строительства жилого дома;
  • для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи;
  • для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита;
  • для оплаты услуг уполномоченной организации по приобретению в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья;
  • для погашения суммы основного долга (или ее части) и уплаты процентов по жилищным кредитам;
  • для оплаты участия в долевом строительстве.

«При выборе жилой недвижимости должен соблюдаться ряд условий. Жилье должно располагаться в том же регионе, где оформляется выплата субсидии, недвижимость не должна приобретаться у близких родственников. При этом семья не может пользоваться такой программой дважды», — прокомментировал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Сумма выплаты в рамках программы рассчитывается не от цены приобретаемого жилья по договору, а от расчетной стоимости. Она высчитывается по формуле: СтЖ = Н × РЖ. РЖ — это расчетная площадь жилого помещения: 42 кв. м для семьи из двух человек, по 18 «квадратов» на лицо — из трех и больше человек. Н в формуле — это норматив стоимости 1 кв. м площади жилья. Региональные власти устанавливают его самостоятельно, поэтому расчетная стоимость различается в зависимости от того, где живет семья.

Государственный жилищный сертификат – это именное свидетельство, которое дает право на безвозмездную субсидию на покупку квартиры для определенных категорий граждан.

Государственные программы по обеспечению жильем

В сентябре 2005 года Президентом России в обращении к Правительству было объявлено о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет «инвестиций в человека как в будущее России». Среди четырех основных категорий: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство, приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделялся своей проработанностью и четкостью поставленных задач. К этому времени в стране уже заканчивался 1 этап ФЦП «Жилище» на 2002-2005 годы, поэтому не составляло труда продлить действие программы, подключив к национальному проекту в качестве механизма его выполнения.

Первый этап ФЦП «Жилище» содержал 7 подпрограмм:

  • «Государственные жилищные сертификаты на 2004 — 2010 годы»;
  • «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;
  • «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;
  • «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;
  • «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»»;
  • «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;
  • «Обеспечение жильем молодых семей».

Сюда же можно отнести и мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

На II этапе часть подпрограмм объединили, а подпрограмму по расселению из ветхих домов и вовсе исключили. В настоящий момент работают подпрограммы:

  • «Обеспечение жильем молодых семей»;
  • «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;
  • «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»;
  • «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;
  • мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по мере принятия соответствующих законодательных актов.

Действующий этап ФЦП «Жилище» охватывает 2011-2015 годы и направлен на достижение двух основных целей:

  • формирование рынка доступного жилья эконом-класса;
  • обеспечение жильем некоторых категорий граждан.
Читайте также:  На что обратить внимание при выдаче трудовой книжки при увольнении

Для решения поставленных задач планируется:

  • увеличить объем строительства нового жилья в 2015 году до 90 млн. кв. метров (2010 год — 53 млн. кв.м.);
  • повысить уровень обеспеченности жилплощадью в среднем до 24,2 кв. м на человека (2010 г. – 21,7 кв.м.);
  • за четыре года улучшить жилищные условия за счет средств федерального бюджета 90 тысячам семей некоторых категорий граждан;
  • повысить индекс доступности приобретения жилья на 20%.

Индекс доступности – это расчетный показатель, соотносящий цену на жилье и средний доход граждан. Тенденция его изменений не радует. Так, в 2004 году средняя семья из трех человек на приобретение стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра должна была потратить весь свой доход за 3 года 11 месяцев, а одному человеку хватило бы 12 лет на достижение необходимой суммы накоплений. А в 2009 году цена такой квартиры равнялась стоимости среднего совокупного дохода 3-х человек за 4,8 года. Другими словами, обычный человек, не тратя зарплату на еду, питье и носимые вещи накопил бы на нормальную квартиру за 14 лет и 6 месяцев. Не надо говорить, что это средняя температура по стране, а в отдельных регионах эти показатели еще хуже.

Задачи, решаемые подпрограммами ФЦП «Жилище», направлены на снижение срока накопления средств на благоустроенное жилище и обеспечение жильем определенных категорий населении. Рассмотрим подробнее каждую из подпрограмм.

Эта подпрограмма самая затратная. На нее выделяется на 2011 – 2015 годы из федерального бюджета 175,2 млрд. рублей для предоставления жилья 86,9 тысяч семей. Особенность подпрограммы в том, что она носит межотраслевой и межведомственный характер и для ее реализации необходимо участие федерального центра. В состав граждан, перед которыми государство несет обязательство, входят лица, уволенные с военной или иной службы — сотрудники МВД, ФСБ, ГУИОН, МЧС, состоявшие до 1 января 2005 г. на жилищном учете, а также граждане, получившие право на социальную выплату от федеральных или местных органов исполнительной власти.

Диаграмма № 1. Сравнительная диаграмма количества семей, нуждающихся в жилище, и запланированных к получению жилья в 2011-2015 гг.

Отдельные категории граждан, обеспечивающиеся жильем за счет финансирования по ФЦП «Жилище», определяются на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации. Запланированы следующие мероприятия:

  • обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих: прокуроров и следователей, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России;
  • обеспечение жильем молодых ученых и других сотрудников Российской академии наук;
  • софинансирование мероприятий по приведению объектов г. Волгодонска Ростовской области в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;
  • переселение граждан из аварийных домов, расположенных в зоне БАМа;
  • переселение граждан, проживающих в гг. Норильске и Дудинке, в районы с благоприятными климатическими условиями и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры г. Норильска.

На финансирование мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в 2011 — 2015 годах предусматривается 50,52 млрд. рублей. Их реализация позволит улучшить жилищные условия более 31,59 тыс. семей и построить более 1,7 млн. кв. метров жилья экономкласса.

Основным механизмом реализации подпрограмм является выдача жилищных сертификатов.

Российская наука стремительно стареет. В настоящее время количество исследователей в возрасте до 39 лет составляет 13% от общего количества ученых, что вызывает справедливое беспокойство. С помощью ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» планируется за четыре года привлечь еще один процент молодых ученых за счет строительства общежитий и проведения молодежных конкурсов и олимпиад. Других стимулов чиновники Министерство образования и науки придумать не смогли.

Более привлекательным выглядит программа по обеспечению жильем молодых ученых в рамках мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан ФЦП «Жилище». Молодым ученым предоставляются жилищные сертификаты по правилам, приведенным выше, при этом они обязуются еще 5 лет проработать в научном учреждении. Сбор сведений, координация и раздача сертификатов осуществляется Российской академией наук (РАН) и ее отделениями — Дальневосточным, Сибирским и Уральским. Однако новые требования к претендентам на участие в программе и низкий уровень организации в РАН ставят изрядные барьеры на пути к реализации прав молодых исследователей на жилище.

До 2011 года право на получение жилищного сертификата имели научные работники со стажем не менее 5 лет в возрасте до 35 лет (для кандидатов наук) и до 45 лет для докторов наук. В 2011 году возрастной ценз для докторов наук опустили до 40 лет и прибавили пункт, по которому претендент должен являться нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ.

Согласно статистическому сборнику «НАУКА РОССИИ В ЦИФРАХ: 2011» докторов наук в системе РАН числится около 10 тысяч человек; по данным социальных исследований из них 3 процента составляют ученые в возрасте до 40 лет. В возрастной категории 40-50 лет их доля увеличивается до 12%, так что оставшиеся 300 человек с 2012 года получают редкий шанс на улучшение жилищных условий.

Нуждающимися в жилище признаются граждане, проживающие на площади менее нормы обеспеченности (~10 кв.м на человека). По статье 51 ЖК РФ для определения уровня обеспеченностью жилой площадью суммируется все жилые помещения, находящиеся в собственности или в соцнайме гражданина и его семьи, где бы эти помещения ни располагались. Проблема в том, что ученый в чем-то схож с гастарбайтером: он работает там, где его специальность востребована. Представьте себе астронома вне обсерватории, или физика-теоретика без синхрофазотрона, кому они нужны? А в родном поселке ученого центр научной мысли – сельскохозяйственный техникум и ларек Союзпечати. Не продавать же дом в призрачной надежде на сертификат?

У ученых-москвичей многое упирается в размер социальной выплаты – около 2-х миллионов рублей при запрете расходовать эти деньги на приобретение жилья в Подмосковье.

Касательно других категорий владельцев жилищных сертификатов были внесены изменения в Постановление Правительства от 21 марта 2006 г. № 153, по которому жители Москвы и Санкт-Петербурга приобретали право на выбор жилища в Московской и Ленинградской областях соответственно. Но для молодых ученых действуют правила, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 765, куда подобные изменения не вносились!

Еще одна проблема: сроки реализации сертификатов. Документ выписывается в апреле, а на руки через все отделения-комиссии попадает в сентябре-октябре. И до Нового года надо успеть подобрать подходящую квартиру.

Вместе с тем, из выданных в 2011 году 218 сертификатов не реализован был только один. А вот средства на закупку и строительство жилья, выделенные по программе «Жилище», Академией наук не были освоены. Пришлось возвращать деньги в бюджет.

Не надеясь на способности академических хозяйственников, Минрегионразвития РФ приказом от 9 июля 2012 г. № 297 произвел дополнительный выпуск 1536 государственных жилищных сертификатов (помимо 213, выданных в начале 2012 года) на приобретение жилья для молодых ученых. Осталось посоветовать молодым деятелям науки настойчивей требовать с нерасторопного руководства решения жилищных проблем.

Разработчиком и заказчиком этой подпрограммы является Министерство регионального развития РФ, которое проводит последовательную политику по стимулированию регионов, где введены соответствующие их требованиям системы хозяйствования. На эти цели в 2011 — 2015 годах отводится средств федерального бюджета — 21,07 млрд. рублей и планируется привлечь средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на такую же сумму.

В результате целенаправленных денежных вливаний, в лояльных Минрегионразвитию субъектах РФ будет развиваться массовое строительство жилья экономкласса, а отсталые регионы пусть сами застраиваются, как хотят.

Впрочем, требования Минрегионразвития не содержат каких-то особенных моментов и заключаются в четком планировании строительной деятельности и проведении политики стимулирования частной инициативы. Самое главное — должна быть разработана региональная программа развития жилищного строительства, предусматривающая:

  • введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство;
  • разработку документов территориального планирования;
  • комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
  • развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса;
  • стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве;
  • формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов;
  • развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов;
  • реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;
  • осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского капитала в целях улучшения жилищных условий;
  • строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.

Субсидии в рамках данной подпрограммы могут быть использованы как на строительство и реконструкцию жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и предприятий строительной индустрии, так и на прокладку автомобильных дорог в новых микрорайонах.

Минрегионразвития следует своей стандартной схеме, испытанной на программе расселения аварийных и ветхих домов. Но в отличие от той программы, вызвавшей повышение социальной напряженности в ряде регионов, здесь побочным эффектом может быть разве что увеличение уровня бюрократизации органов местного самоуправления.

Странно другое. На жилищные сертификаты выдается свыше 170 млрд. рублей, а на жилищное строительство всего 21,1 млрд., стимулируя таким образом закупку жилья в коммерческом секторе. Не выгодней было бы увеличить темпы возведения муниципального жилья с условием преимущественной покупки его на сертификаты, как это делается в Москве по программам содействия города в приобретения жилья? Тогда средства, выделенные по ФЦП «Жилище», просто как бы перекладывались из одного кармана в другой, не уходя на сторону.

Подпрограммы ФЦП «Жилище»

На сегодняшний день согласно условиям «Жилища» действуют подпрограммы, с которыми можно ознакомиться в таблице:

Название программы Условия для участия
Обеспечение жильем молодых семей Возраст до 35 лет Отсутствие подходящей для проживания недвижимости Официально зарегистрированный брак или воспитание ребенка родителем в одиночку
Выполнение государственных функций по обеспечению жилищем отдельных граждан

Регистрация на учете в соцзащите или администрации до 01.03.2005

Молодые семьи, признанные муниципальными органами нуждающимися после 01.03.2005

Официальный брак. Неполная семья не может участвовать

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры (заселение неосвоенных земель)
Развитие строительства жилых домов в регионах Признание семьи нуждающейся Зарегистрированный в ЗАГСе брак. На неполные семьи не распространяется
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Служба в рядах ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС Граждане, признанные вынужденными переселенцами Молодые ученые в возрасте до 35 лет

Свое жилье Федеральная целевая программа Жилище в 2022 году

  1. Военнослужащие, которые прослужили в армии более 10 лет.
  2. Лица, служащие в правоохранительных органах
  3. Граждане, которые в 1986 году, были участниками ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции
  4. Граждане, которые по тем или иным причинам, стали вынужденными переселенцами
  5. Граждане, которые остались без своего жилья, в результате пожаров, наводнений, и других катаклизм
  6. Граждане, которые подлежат выселению из своих старых, аварийных квартир (программа Реновации)
Читайте также:  12 важных вопросов про налоговый вычет на покупку квартиры

Если граждане имеют некую сумму на будущую покупку жилья, то государство им в этом поможет. Им будет предоставлен денежный кредит на полную стоимость дома или квартиры (по желанию) ставка по проценту будет 11-12%, это значительно меньше, чем у других банков Российской Федерации.

  • постепенно увеличивается доля частного жилья россиян;
  • развивается ипотечное кредитование;
  • объемы сданного в эксплуатацию жилого фонда растут;
  • модернизируется инфраструктура городов за счет использования средств бюджета и граждан.

Все это стало действительностью потому, что в рамках этой ФЦП реализовывается теснейшее сотрудничество, взаимопомощь субъектам строительства, как в отношении их экономической поддержки, льготных условий проведения деятельности на рынке, так и в организационных вопросах на всех этапах, независимо от состава и характера действий участников процесса.

Это основные документы, необходимые для постановки на учет, а также получения всех льгот и субсидий. Но в каждом муниципальном образовании могут потребовать и другие бумаги. Это не запрещается законодательством, поскольку именно на муниципалитет и возложена основная обязанность по обеспечению граждан жилыми квадратными метрами.

Федеральной целевой программы жилище на 2022 2022 годы

Вселиться в недвижимость они могут уже после 30%-ной оплаты первоначальной ее стоимости. В течение последующих 10 лет следует выплачивать фиксированные суммы на беспроцентной основе, оплачивать 70% не придется. Достаточно внести еще 50%, остальные издержки на себя берет государство.

С учетом того, что субсидия не покрывает полностью расходы на приобретение жилья, то для любого из вариантов придется доказывать свои материальные возможности достижения поставленной цели (достаточные доходы для оплаты ипотечных взносов, денежные средства для покупки квартиры, наличие земельного участка для строительства дома).

Разумеется, подобная программа весьма актуальна, потому как всем известно, что суммы, начисленные по оплате за жилищно-коммунальные услуги, иногда пугают своими значениями и не все граждане в состоянии своевременно и в полном размере погашать счета. А покупка жилья – проблема, в целом затрагивающая большую часть населения страны, а особенно малоимущих граждан.

  1. в аварийных домах и иных непригодных для жизни постройках;
  2. в общежитиях без временной прописки;
  3. в коммунальных квартирах или комнатах рядом с гражданами, страдающими опасными хроническими заразными заболеваниями.
  4. в квартирах коридорного типа и помещениях, не обеспечиваемых холодной и горячей водой, канализацией, газом, электричеством;

Это происходит после предоставления гражданином заявления установленной формы и полного пакета документов.Средства для покупки жилого имущества выделяются государством на безвозмездной основе. Потратить их можно только на приобретение комнаты, квартиры от застройщика или индивидуального дома, площадь которых не превышает социальных норм, либо на строительство.

Государство выдает граждан, имеющим право на участие в программе, специальный денежный сертификат. Он используется для расчетов за покупку жилой недвижимости. Для различных категорий граждан предусмотрены различные суммы выплат. Та, с помощью такого сертификата можно выкупить квартиру полностью или же заплатить всего часть необходимой суммы. Например, молодые семьи могут погасить приблизительно третью часть стоимости такой покупки.

  • Предоставление жилых площадей семьям, в которых есть дети;
  • Модернизация технологий жилищного строительства, развитие этого рынка, создание современной инфраструктуры;
  • Частичные выплаты по ипотечным кредитам россиян, полученным в иностранной валюте;
  • Выделение средств на обеспечение льгот отдельным категориям граждан.

Условия программы «Молодая семья»

В результате реализации ведомственной целевой программы к 2030 году будет оказана государственная поддержка в обеспечении жильем 660,18 тыс. семей граждан, будет обеспечено предоставление компенсации оплаты взносов на капитальный ремонт всем гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право и обратившимся за ее получением.

Достижение указанного результата повысит уровень доступности жилья для граждан, окажет положительное влияние на их благосостояние и качество жизни.

Оказание поддержки молодым семьям в обеспечении жильем будет способствовать улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Целевые индикаторы ведомственной целевой программы, характеризующие результаты ее реализации по годам, приведены в Приложении № 1 к ведомственной целевой программе.

Для достижения целей и решения задач ведомственная целевая программа включает комплекс мероприятий, основные параметры и сроки реализации которых приведены в приложении № 2 к ведомственной целевой программе. Сведения о ресурсном обеспечении мероприятий ведомственной целевой программы по направлениям и источникам финансирования приведены в приложении № 3 к ведомственной целевой программе.

Решение задачи по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, будет осуществляться путем предоставления им государственных жилищных сертификатов либо в рамках мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы, предоставление государственных жилищных сертификатов будет осуществляться в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, следующим категориям граждан:

военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица;

граждане, уволенные с военной службы;

граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее — поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка);

граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Тема» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;

граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2022 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» и частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования;

граждане, подлежащие переселению с территории комплекса «Байконур», имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Указом Президента Рос��ийской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219 «О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации».

Предоставление компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральная программа Обеспечение жильем молодых семей в рамках ФЦП Жилище

Основной целью социальной программы является обеспечение государственной поддержки молодым семьям при получении первого жилья в собственность или при расширении старого. Участники программы могут рассчитывать на получение компенсации от государства в размере от 35% до 40% от стоимости приобретаемого жилья.

Размер предоставляемой субсидии зависит от таких факторов, как необходимая норма общей площади для всех членов семьи и количества несовершеннолетних детей у супругов. Сегодня программой предусмотрена субсидия до 35% от средней оценки жилья для родителей без детей, субсидия до 40% — для семей с детьми и не менее 5% дополнительной субсидии могут получить участники программы при рождении или усыновлении 1 ребенка.

Снижение численности населения в РФ на протяжении нескольких последних десятилетий потребовало принятия безотлагательных мер для улучшения ситуации. Оптимальным вариантом явилась реализация программы «Молодая семья» в период с 2011 по 2015 года. C 2016 года программа продлевается еще на 4 года.

Данный социальный проект позволяет решить сразу несколько важных задач:

  • обеспечение молодых семей собственным жильем;
  • улучшение демографической ситуации в регионах.

До 2014 года данная федеральная программа подразумевала не только выделение субсидии на приобретение жилья, но и материальную поддержку при погашении долга по ипотечному кредиту.

Читайте также:  Удерживаются ли Алименты с Компенсации за Проезд

В 2015 году, как и прежде, для получения материальной помощи требуется предоставление в соответствующие органы основного пакета документов, который включает в себя:

  • копии паспортов супругов/паспорта одинокого родителя;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • свидетельство о заключении брака (если семья полная);
  • документы по кредиту либо ипотеке;
  • документы, подтверждающие постановку в очередь на получение жилья;
  • документы на приобретаемое либо строящееся жилье;
  • заявление.

На этапе разработки и внедрения программы срок ее действия был рассчитан на период с 2011 по 2015 год. Но потребность в продолжении этого проекта очевидна. Даже при том, что программа не лишена недостатков, необходимость ее продолжения не подлежит сомнению.

По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, нельзя лишать российские семьи права на получение доступного жилья. Кроме того, при необходимости должно осуществляться софинансирование федеральным центром аналогичных региональных программ.

В основной части программы не произошло никаких изменений, потому ее функционирование в 2015 году вполне предсказуемо. Неизменными остались критерии, соблюдение которых позволяет принять участие в проекте, а именно:

  • наличие гражданства РФ;
  • возраст обоих супругов или одинокого родителя — не более 35 лет;
  • семья должна быть на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • достаточный для получения ипотечного займа размер семейного бюджета;
  • недостаточное количество квадратных метров на одного члена семьи (не более 15 квадратных метров жилой площади) или отсутствие их в собственности.

(Раздел утратил силу с 9 февраля 2019 года — постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 62. — См. предыдущую редакцию)

На сегодняшний день согласно условиям «Жилища» действуют подпрограммы, с которыми можно ознакомиться в таблице:

Название программы Условия для участия
Обеспечение жильем молодых семей Возраст до 35 лет Отсутствие подходящей для проживания недвижимости Официально зарегистрированный брак или воспитание ребенка родителем в одиночку
Выполнение государственных функций по обеспечению жилищем отдельных граждан

Регистрация на учете в соцзащите или администрации до 01.03.2005

Молодые семьи, признанные муниципальными органами нуждающимися после 01.03.2005

Официальный брак. Неполная семья не может участвовать

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры (заселение неосвоенных земель)
Развитие строительства жилых домов в регионах Признание семьи нуждающейся Зарегистрированный в ЗАГСе брак. На неполные семьи не распространяется
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Служба в рядах ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС Граждане, признанные вынужденными переселенцами Молодые ученые в возрасте до 35 лет

По статистике, каждая вторая молодая семьи приобретает жилье через фонд ИЖС или в ипотеку. В последнем случае приходится ежегодно выплачивать до 12% годовых за пользование займом, в результате чего повышается размер ежемесячных платежей. Это накладывает финансовое бремя на несколько лет, ведь их стартовая величина начинается с 15-20 000 руб. в месяц.

Чтобы облегчить жизнь граждан, государство создало программу «Жилище», главным критерием которой является компенсация за счет бюджета до 35% стоимости жилья гражданам, соответствующим определенным критериям и подавшим заявки на участие.

При расчете цены жилья здесь используется не рыночная, а оценочная стоимость.

Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

Условия участия могут быть разными, в зависимости от конкретной программы. Как правило, их участники должны быть гражданами России, нуждаться в улучшении жилищных условий, а также быть способными выплатить разницу в цене за квартиру (или другое жилье), которую не покроет субсидия (это можно сделать с применением ипотечного кредита или займа). Чтобы доказать государству свою платежеспособность, нужно быть официально трудоустроенными.

Претендовать на помощь государства с жильем могут не все молодые семьи, а только те, кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обычно для этого нужно доказать местной администрации, что размер имеющейся у семьи жилплощади не превышает норму для этого региона (норму общей площади жилого помещения на человека устанавливают органы местного самоуправления — пункт 2 статьи 685 Гражданского кодекса Российской Федерации). В большинстве российских регионов, включая Москву, этот показатель составляет 18 м² на человека, а если семья проживает в коммунальной квартире или доме барачного типа, то минимальная норма площади на одного человека — 20 м².

Нет. Государственные программы не подразумевают обеспечение граждан жильем (улучшение жилищных условий) на бесплатной основе. Чтобы улучшить жилищные условия, придется задействовать в том числе и собственные финансы.


Стоит начать с местной администрации, например, администрации населенного пункта, а если речь идет о большом городе — со специального ведомства. Например, в Москве эти вопросы решает Департамент жилищной политики и жилищного фонда, в Санкт-ПетербургеСанкт-Петербургский центр доступного жилья.

Там вы узнаете о действующих программах и сможете получить актуальную информацию о том, как стать их участником, в том числе взять все нужные формы заявлений и изучить перечень документов.

Отсутствие жилплощади или ее негодное состояние требуется подтвердить конкретными документами. Решение о том, нуждается ли семья в жилье, принимается в индивидуальном порядке после изучения ее материального положения и поданных документов. Как правило, по обращению выносится постановление о признании заявителя нуждающимся в жилье и постановке его на учет или мотивированный отказ. Еще раз стоит подчеркнуть, что без использования личных средств не обойтись. По мере возможности рекомендуется использовать материнский капитал и ипотечный кредит или заем, а также дополнительные меры поддержки для многодетных семей на погашение ипотеки.

За получением ипотечного кредита (займа) на льготных условиях следует обращаться в кредитные или некредитные организации, принимающие участие в реализации соответствующих государственных программ.

Оформление материнского (семейного) капитала следует начать с обращения в Пенсионный фонд РФ. Теперь оформить документы на получение МСК можно также в Многофункциональном центре, а начиная с середины апреля должна появиться возможность оформления документов на выплату и через банк, который предоставил ипотечный кредит.

За получением выплаты в размере 450 тыс. рублей на погашение ипотеки следует обратиться к своему кредитору.

Государственная программа Московской области «Жилище» на 2014–2024 годы

Прежде всего необходимо обратиться в администрацию населенного пункта и написать соответствующее заявление (пишется в двух экземплярах).

Прежде чем собирать документы, проконсультируйтесь с жилищным инспектором: перечень необходимых бумаг может быть скорректирован.

К заявлению необходимо приложить перечень документов:

  • справку из органов соцзащиты о том, что гражданин (или семья) нуждается в улучшении жилищных условий);
  • копии паспортов и свидетельств о рождении детей;
  • ветеранское удостоверение;
  • справку об инвалидности;
  • свидетельство о заключении брака;
  • справку о составе семьи;
  • документы на имеющуюся недвижимость, подтверждающие право собственности (также в них должна быть указана площадь, которая распределяется на всех членов семьи);
  • бумаги, подтверждающие, что жилье находится в непригодном или аварийном состоянии;
  • сертификат на получение материнского капитала;
  • справки из банка, если речь идет об ипотеке;
  • справки с места работы по форме 2-НДФЛ и т. д.

Участвовать в программе можно только один раз. Рассчитывать на предоставление государственной поддержки можно будет, только если соблюдены все условия: граждане действительно нуждаются в более комфортном жилье (основания для присвоения такого статуса изложены в статье 51 Жилищного кодекса РФ, процедура постановки на учет описана в статье 52 Жилищного кодекса РФ), что подтверждают своевременно и аккуратно собранные и заполненные документы. Если данные правила не будут выполнены, гражданам придет письменный отказ, где будут указаны причины такого решения.

Не рассчитывайте на быстрое предоставление субсидии, но используйте время рационально: получите консультацию в банке по ипотеке, изучайте рынок жилья.

Что останется неизменным

В основной части программы не произошло никаких изменений, потому ее функционирование в 2015 году вполне предсказуемо. Неизменными остались критерии, соблюдение которых позволяет принять участие в проекте, а именно:

  • наличие гражданства РФ;
  • возраст обоих супругов или одинокого родителя — не более 35 лет;
  • семья должна быть на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • достаточный для получения ипотечного займа размер семейного бюджета;
  • недостаточное количество квадратных метров на одного члена семьи (не более 15 квадратных метров жилой площади) или отсутствие их в собственности.

Пособия по беременности, родам и уходу за ребенком

Есть четыре пособия, которые можно получить с постановки на учет в женской консультации до достижения ребенком полутора лет.

Пособие за раннюю постановку на учет. Выплачивают 675,25 рубля разово. Ранней считается постановка на учет в больнице или женской консультации на сроке беременности до 12 недель.

Чтобы получить выплату, понадобится справка из женской консультации или больницы и заявление в Фонд социального страхования.

Пособие по беременности и родам. Это пособие еще называют декретными выплатами — его может получить любой из родителей.

12 392 рубля — МРОТ с 1 января 2021 года

Выплачивают от 12 392 рублей ежемесячно — это минимальная сумма, она равна МРОТ. Если МРОТ в регионе выше стандартного, пособие тоже будет выше.

Если родитель работал, пособие рассчитывают не по МРОТ, а по среднему официальному заработку, но есть ограничения: сумма не может быть больше 322 191 рубля за всё время.

Пособие выплачивается 140 дней, если ребенок один и роды прошли без осложнений, 194 дня, если детей двое и больше, 156 дней, если роды были с осложнениями.

Пособие при рождении ребенка. Можно получить 18 004 рубля разово на каждого ребенка. Пособие получают по месту работу или учебы, а если оба родителя не работают — в органах социальной защиты по месту прописки. Пособие может быть выше, если в регионе есть надбавки, например северные.

Из документов понадобится заявление, паспорт родителя, справка о рождении ребенка из загса и справка о том, что второй родитель не получал пособие, — ее берут на работе или по месту учебы.

Пособие по уходу за ребенком. Размер пособия зависит от того, работал ли родитель до рождения ребенка. Если нет, выплачивают минимальную сумму — 6752 рубля в месяц. Если родитель работал, пособие считают по среднему официальному заработку, но оно будет не больше 27 984 рублей. Пособие выплачивается, пока ребенку не исполнится полтора года.Рассчитать свое пособие по беременности, родам и уходу за ребенком с учетом зарплаты можно на сайте Фонда социального страхования:

Если считать по минимальным суммам, на одного ребенка с рождения до полутора лет можно получить:

675,25 + (12 392 × 4,6 месяца) + 18 004 + (6752 × 18 месяцев) = 197 218,45 рубля.

В среднем получается по 10 956 рублей в месяц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]