Магистратура или второе высшее – что выбрать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Магистратура или второе высшее – что выбрать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начнем с того, если выбирать между возможностью поступить в магистратуру бесплатно и платить за второе высшее, то первое обойдется дешевле. Обычно обучение на бакалавриате оценивается дешевле, чем в магистратуре. По закону, человек имеет право один раз учиться бесплатно на каждой ступени высшего образования. Если его по каким-либо причинам не устраивает вуз, то можно попробовать подать документы в другой – тоже на бюджет.

Преимущества магистратуры в качестве первого высшего образования

Абитуриент может претендовать на выплату стипендии в случае поступления на бюджет. Кроме этого, продолжение обучения по выбранной специализации позволяет получить более полные и углубленные знания, а также практические навыки именно в этой области. Иногда в процессе обучения абитуриент понимает, что хочет продолжить получать знания в несколько иной сфере. При поступлении в магистратуру после бакалавриата или специалитета есть возможность выбрать другое направление образования и получить вторую профессию за сравнительно короткий срок. Это обусловлено длительностью образовательного процесса. Обучение в магистратуре занимает 2 года, в то время как получение второго диплома в новой сфере с нуля требует 5–6 лет. Кроме этого, для лиц мужского пола поступление в магистратуру служит основанием для предоставления отсрочки от армии на весь срок обучения.

Магистратура — это логическое продолжение высшего образования (в частности, бакалавриата). В ней даётся углублённая информация по профильным предметам, расширяется и углубляется профессиональная теоретическая база.

Магистратуру выбирают в нескольких случаях.

  • Как продолжение бакалавриата — студенты просто сдают профильные экзамены и продолжают обучение, как на старших курсах.
  • Как углубление специалитета — специалист с 5-6 курсами выбирает магистратуру, чтобы углубить и закрепить знания, получить дополнительный диплом, а иногда чтобы просто подольше побыть студентом (по разным мотивам).
  • Как способ получить дополнительное образование на базе высшего. Очень непростой челлендж: нужно выучить «чужой» профильный предмет и поступить в магистратуру (чаще всего на платное), проходя по конкурсу с родными студентами выбранного вуза. Впрочем, вполне возможная история и именно эта мотивация мне кажется одной из самых оправданных.

Самая большая проблема магистратуры в том, что читают там те же преподаватели, что и на специалитете и бакалавриате, и чаще всего это происходит по тем же методичкам и наработкам, то есть время тратится зря. И если у бакалавров есть объективная потребность во «второй части обучения», то специалистам по тому же профилю лучше выбрать другой путь углубления знаний.

А вот если вы решили поступить в магистратуру не по профилю, то дам вам несколько советов для подготовки.

  • Начинайте готовиться примерно за год, минимум — с предыдущей осени. Возьмите план билетов к вступительным экзаменам и приступайте к разбору билетов. Если специальность сильно отличается от вашей (экономист пошёл в психологи, программист в инженеры), будьте готовы к тому, что вас будут ждать специфические трудности с предметами. На их преодоление нужно время.
  • Задавайте вопросы на тематических форумах, сайтах, в группах. Ещё лучше, если вы найдёте человека с выбранной специальностью и расспросите его о «секретах будущей профессии».
  • Готовьтесь по нескольким источникам, работайте над подготовкой почти каждый день, повторяйте материалы.
  • На вступительных экзаменах позиционируйте себя как специалист, который заинтересован в обучении, а не идёт ради бумажки или галочки. Это производит хорошее впечатление и сглаживает возможные косяки ответа (если это не тест и не письменный экзамен).
  • Не нервничайте — это уже не обязаловка и не долг перед родителями, в просто ваше желание, ваш выбор. Никто вас не осудит за провал.

Что такое второе высшее образование?

Данный термин означает, что при поступлении в университет человек уже имеет за плечами законченное или незаконченное высшее образование. Получение второй «вышки» позволяет получить диплом по другой специальности. Причин вновь вернуться на студенческую скамью может быть несколько:

  • продвижение по карьерной лестнице. Зачастую для работы на руководящих должностях нужно иметь высшее образование, соответствующее профилю работы. К примеру, на должность главного бухгалтера не возьмут человека, имеющего педагогическое образование;
  • неудачный выбор первой специальности;
  • желание постоянно расширять свой кругозор;
  • стремление получить востребованную на рынке труда профессию, и др.

Чем второе высшее отличается от магистратуры

Магистратура представляет собой продолжение образования, его более высокую ступень. Она доступна для студентов, которые уже получили степень бакалавра или специалиста. Направление обучения при этом остаётся неизменным, а в дипломе будет фигурировать профессия, которую учащийся выбрал в момент подачи документов на первый курс вуза. Теоретически в магистратуре можно получить образование по смежным дисциплинам. К примеру, получив статус бакалавра по экономике, перевестись в магистратуру на банковское дело. Однако на практике сделать это сложно, так как придется сдавать дополнительные экзамены.

Что касается второго высшего образования, здесь нет жесткой привязки к предыдущей специальности. Например, экономист может спокойно поступить учиться на педагога.

Существует еще несколько значимых отличий обучения в магистратуре от получения второй «вышки»:

  • в первом случае можно обучаться как бесплатно, так и платно, в то время, как второе высшее образование в подавляющем большинстве случаев предоставляется на возмездной основе;
  • магистратура подразумевает лишь две формы: обучения очное и заочное, а для получения второго высшего существует гораздо больше вариантов.

Подготовка кадров высшей квалификации

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.

Преимущества и недостатки

Обучение в магистратуре отличается следующими преимуществами:

  • возможность получить более узкую квалификацию, чем на бакалавриате или специалитете, освоить смежную специальность или полностью сменить направление в зависимости от желания студента;
  • более углубленное изучение выбранной специальности;
  • возможность трудоустройства на высокооплачиваемые должности, где недостаточно диплома бакалавра;
  • старт для научной деятельности и будущего получения степени;
  • большое количество практический занятий по сравнению с бакалавриатом;
  • получение опыта в преподавательской деятельности;
  • возможность совмещать магистратуру с работой без пропусков, так как количество аудиторных занятий сокращено;
  • сохранение всех студенческих привилегий: общежития, отсрочки от армии, льготного проезда.

К недостаткам можно отнести:

  • разрыв в знаниях студентов – некоторые меняют вуз, поступают на другую специальность, в то время как у части группы имеются более углубленные навыки;
  • высокая нагрузка несмотря на снижение количества пар;
  • самостоятельная подготовка, когда преподаватель принимает мало участия в учебном процессе и не разъясняет некоторые темы;
  • отсутствие достаточной квалификации у преподавателей в некоторых вузах.

Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.

Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.

Читайте также:  Программа доступного жилья для молодой семьи

Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.

Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Второе высшее: магистратура

Альтернативой бакалавриату выступает магистратура. Сегодня магистерские программы предлагают более 200 российских вузов, и их число постоянно растет. И если раньше магистратура в системе образования была своего рода научной специализацией после пяти лет обучения и получения диплома специалиста, то теперь ее функционал существенно расширился.

Так, российская магистратура стала, на манер западной, намного более практико-ориентированной, учитывающей пожелания работодателей и способной дать новую профессию. Сегодня в вузах России есть как просто программы магистратуры (продолжительностью 2 года), так и отделения второго высшего в формате магистратуры (продолжительностью 2,5 года).

Во время учебы в магистратуре вполне можно получить полноценное второе высшее образование, даже если первое никак не связано со специализацией магистратуры, которую вы выбрали. Прежде всего это относится к таким программам, как «Менеджмент», «Экология», «Политология», «Государственное управление», «Экономика», «Психология», «IT». Иными словами, окончив вуз по технической специальности, можно поступить на программу по менеджменту – каких-то особых знаний и подготовки не требуется. Но, разумеется, учиться, к примеру, в магистратуре по химии будет тяжеловато без некоего фундамента знаний, так что выбирайте второе высшее, рассчитывая свои силы.

В ведущих российских вузах есть очень интересные программы магистратуры с достаточно узкой специализацией, в которых обычно концентрируются опыт и экспертиза университета в определенной отрасли. Например, в НИУ ВШЭ большой популярностью пользуются программы по управлению городским хозяйством и урбанистике, в МГИМО и РУДН – по международной экономике и праву, в «Керосинке» – по управлению в энергетике и нефтегазовой отрасли, и т.д.

Одно и второе образование высшее: магистратура – вторая ступень, бакалавриат – первая. Иногда бывает, что первое поступление было неудачным и человек попал не в свою профессию. Работать по первому диплому он не собирается. Здесь уже все-равно, куда идти, лишь бы заниматься тем, что ближе к сердцу.

Общим может быть университет, в рамках которого студент будет получать образование. Если устраивает уровень знаний, можно продолжать учиться по своей специальности дальше или выбирать смежную. Кстати, сейчас выгодно иметь несколько квалификаций или профессий.

Поступление может быть платным – как магистратура, так и второе высшее. Бывает, что бесплатной магистратуры нет, или все места уже заняты льготниками.

Здесь необходимо подробно выяснить следующие вопросы:

Если студент заинтересован, он найдет способ сэкономить и получить диплом магистра.

Зарубежная магистратура как вариант

Система высшего образования в России медленно совершенствуется, поэтому имеет смысл поговорить о различиях в самой магистратуре между отечественными и зарубежными вузами. Вопрос, где получать образования магистра – в своей стране или за границей, может отпасть.

Дело вот в чем: многие абитуриенты не хотят заниматься научной работой и не планируют преподавать свой предмет, но у нас все магистры обязаны защищать магистерскую диссертацию. Что делать? Ответ – поступать за границу. Там этот вопрос решен по-другому.

Если кто-то хочет строить карьеру и ему нужна практика по конкретным рабочим моментам, он будет изучать кейсы. Если хочет заниматься исследованиями – будет писать диссертацию. Все довольны.

Отличия есть во вступительных моментах. У нас просто можно подать заявку и сдать экзамены. В Европе придется доказывать целесообразность исследований в конкретной области: почему государство должно выделить деньги на обучение.

Для этого абитуриент пишет письмо с рассуждениями на тему будущей научной работы. Не важно, какие оценки были по другим предметам – если человек не убедит руководство вуза, что его работа приносит пользу, он не поступит.

Если говорить об общих чертах поступления в отечественную и зарубежную магистратуру – и здесь, и там нужно знать язык страны на хорошем уровне, чтобы понимать преподавателя.

На стыке старого и нового

Болонский процесс имеет ряд преимуществ и недостатков. Прежде всего, уникальное образовательное пространство в высшей школе – это возможность перемещаться по многим странам и развивать там профессиональную деятельность.

Это также отличная предпосылка для международного сотрудничества между университетами, студенческих обменов и стажировок преподавателей. Основным недостатком реформ является существующая неразбериха в системе высшего образования. Работодатель не знает, что делать с дипломами магистра и бакалавра. Он привык к специалистам.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения через МФЦ

В целом, престиж и качество высшего образования упали. Есть много людей с 3-4 высшим образованием. Внезапные изменения курса всегда вызывают тревогу. Так же здесь. Ведь старая система складывалась десятилетиями и имела ряд преимуществ. Теперь вам придется начать все сначала. Более того, реформа «навязывается» сверху. Никто не спросил, нужно ли это студентам и преподавателям.

Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше? Нужна ли магистратура после бакалавриата в России?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, каких целей хочется достигнуть в результате обучения. Для того чтобы устроиться на работу, вполне хватит и уровня бакалавра. Но есть некоторые специальности, карьерный рост в которых невозможен без получения статуса магистра. В частности судьей может стать только выпускник магистратуры или специалитета, защитивший работу по юриспруденции. Каждому, кто осваивает ту или иную профессию, заранее известно о подобных нюансах.

Начав обучение с первой ступени образования, невозможно сразу перескочить на третью. Иными словами – без магистратуры бакалавр не сможет стать аспирантом. Магистратура помогает также в том случае, если после ее окончания есть желание уехать из страны, например, в страны Европы. Найти работу, имея статус магистра, будет гораздо проще.

У каждого существуют свои цели, мотивы и возможности, поэтому обучение в магистратуре является сугубо индивидуальным вопросом, который решается самостоятельно. Две абсолютно разных ступени образования, магистратура и аспирантура, отличаются не только статусом их выпускников, но и уровнем полученных знаний, умений и навыков. Принимать решение о том, нужно ли продолжать дальнейшее обучение необходимо со всей ответственностью. Ни в коем случае нельзя относиться к своей работе над получением статуса магистра или кандидата наук спустя рукава (да и вряд ли это получится). Страна должна иметь только высококвалифицированных специалистов, каждый из которых соответствует полученному статусу.

Какую аспирантуру лучше выбрать, где проходить обучение — в России или за рубежом, вы узнаете из интересного видео.

Магистратура: это полное высшее

Говорить в данном случае о полном высшем образовании следует при уточнении понимания такового. В своем законченном виде и бакалавриат и бакалавриат+магистратура характеризуются как высшее образование. Выявляется лишь разница в цели применения знаний. Для многих подходящим уровнем останется степень бакалавра. Те, кто захочет углубить полученные ранее знания, пойдут в магистры.

Магистратура это не существующее само по себе высшее образование. Степень получается исключительно на предыдущей фазе обучения. Поэтому эти два года не идут отдельной линией и не считаются отдельным высшим образованием. Это продолжение обучения. Не стоит забывать и о наличии аспирантуры, как следующей ступени «вышки». Оконченная магистратура это неплохой плацдарм для нее, но не обязывающий к продолжению учебы.

Несоответствие количества лет по сравнению с предыдущей системой специалитета вызывает много вопросов относительно уровня сегодняшнего образования. Ее понижение до бакалавриата не является вполне правомерным, поскольку отличается даже количество лет для обучения. Тем не менее это скорее теоретическое сравнение. Выпускник специалитета не может в полной мере называться магистром. Ему следует сначала пройти соответствующее обучение. И в этом плане специалитет приравнивается именно к бакалавриату.

Оформление перезачётов

Как только некоторые предметы будут учтены и перенесены в личное дело об успеваемости, студенту должны выдать план обучения. Это не значит, что он будет ходить на 1 из 5 пар в день из-за того, что часть предметов изучена. Студент получает документ перезачёта, после чего рассчитываются объёмы:

  • Если по менеджменту он прошёл 30 кредитов, а по новой специальности нужно изучить всего 40, то разница составит 10 часов-кредитов. Остальное время будет автоматически учтено.
  • По разным дисциплинам объём смежных и похожих программ меньше. Поэтому в большинстве случаев учиться приходится столько же, как при получении первого высшего.
  • График ликвидации академической задолженности составляется на каждую сессию, чтобы студент не сдавал засчитанные автоматом предметы.

Важно! После перезачёта студент получает индивидуальный план обучения, но сроки сокращаются вплоть до 1-2 лет. При этом график ликвидации академической задолженности позволяет сдавать экстерном многие курсовые разницы. Например, курс бухгалтерии для экономистов и бухгалтеров разный, но студент частично изучил программу, поэтому может сдать разницу курса заранее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]