Транспортный налог на электромобиль в России в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог на электромобиль в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.

Налог на электромобили и “растаможка”

Почти двукратный рост количества ввозимых в Россию электромобилей за последний год многие эксперты связывают с обнулением пошлины на импорт таких машин. Сегодня нулевая ставка действует и для юридических, и для физических лиц, в силу такая норма вступила с 4 мая 2020 года, а действовать она должна минимум до 31 декабря 2021 года.

К сожалению, отмена пошлины не избавила от уплаты прочих сборов. На сегодня это платеж за таможенное оформление автомобиля (порядка $100), уплата акциза, НДС (20% от стоимости), а также плата за Свидетельство СБКТС и систему ЭРА-ГЛОНАСС при ее отсутствии. Вместе с тем, благодаря нулевой ставке на практике удается сэкономить около 30-40 тыс. руб., если ввозить подержанный Nissan Leaf ZE0 2011 года, и до 160 тысяч в случае привоза из-за границы более свежей модификации ZE1 2019 г. в.

Самыми популярными новыми электрокарами, ввозимыми в Россию в 2021 году стали:

  • Nissan Leaf – 105 шт.,
  • Tesla (3, S, X) – 104 шт.,
  • Audi E-tron – 61 шт.,
  • Jaguar I-Pace – 57 шт.,
  • Hyundai Ioniq – 7 шт.

ТОП-5 подержанных электрокаров в 2021 году:

  • Nissan Leaf – 3541 шт.,
  • Tesla (3, S, X) – 85 шт.,
  • Mitsubishi I-MiEV –64 шт.,
  • Jaguar I-Pace – 26 шт.,
  • BMW I3 – 24 шт.

В НК РФ (статье 357) сказано, что транспортный налог распространяется на все автомобили, относящиеся к объектам налогообложения. Если исходить из того же НК РФ (статьи 358), в эту категорию входит следующий транспорт — автобусы, легковые авто, квадроциклы, мотоциклы и так далее. Начисление транспортного налога происходит после регистрации транспортного средства в органах автоинспекции.

Что касается особенностей электрического транспорта, еще 10-15 лет назад такие машины казались нечто недостижимым, автомобилями будущего. Но с развитием технологий и повышением объемов производства все больше электрокаров появляется на улицах крупных городов. Особенность транспорта — способность работать от электрического двигателя, который питается от специальной батареи. Классический ДВС здесь отсутствует.

Первый электрические авто появились в Москве еще в 2007 году, когда действующий в то время мэр поручил закупить два автобуса и восемь грузовых машин для осуществления грузовых и пассажирских перевозок. Со временем легковые электромобили появились у обычных граждан, и стало понятно, что такая тенденция сохранится и в будущем. Главными производителями техники выступают компании Ниссан, Рено, Тесла и Митсубиси.

Читайте также:  Новые правила уплаты НДФЛ с 2023 года: о чем нужно знать предпринимателям

Со временем стартовал выпуск электрокара отечественного производства под названием Лада Эллада. Несмотря на более низкую цену, люди отдают предпочтение зарубежной продукции. Недавно Минэнергетики РФ заявило, что концу 2020 года в РФ будет эксплуатироваться больше 200 тысяч авто с электрическим мотором. Сегодня такие цифры, по меньшей мере, вызывают сомнение.

Отличие электромобилей

Изначально транспортные средства с электрическим приводом создавались с целью уменьшения количества вредных газов, выбрасываемых в атмосферу при работе ДВЗ. Но на сегодняшний день такие кары считаются еще и намного экономнее обычных автомобилей. Ведь за полный заряд батареи владельцу экологического ТС придется заплатить всего 200-300 рублей, в то время как за бак бензина, залитый до краев, с автолюбителя потребуют от 3000 до 5000 руб.

Однако на этом преимущества электрических машин заканчиваются. А вот из недостатков такого транспортного средства следует подчеркнуть:

  • Высокую стоимость;
  • Проблемное обслуживание (далеко не все технические станции берутся за ремонт Леафа, Теслы и других аналогичных каров, так как в них присутствует тяжелая электроника, для которой требуются специальные стенды);
  • Ограниченный пробег (полного заряда батареи хватает на 250-300 км хода. Ну а специализированные заправки с экологическим топливом существуют далеко не в каждом городе).

При этом растаможка электромобилей стала преимущественной совсем недавно. Вплоть до 2021 года спрос на такой тип ТС достигал минимальной отметки.

Платят ли транспортный налог владельцы электрокаров Тесла?

Российское Правительство внесло в Госдуму предложение о пересмотре некоторых положений налогового законодательства для тех владельцев автотранспорта, кто пользуется электромобилями: для них может быть отменена сроком на 5 лет уплата транспортного налога с января 2021 года.

Но депутаты решили изучить предложение и внести в него свои корректировки – многим не понравилось, что для владельцев не только отечественных машин вносится льгота, но и собственники дорогих электромобилей иностранного производства так же окажутся в числе льготных категорий.

К тому же, средства, уплаченные налогоплательщиками за транспортные средства, поступают в региональные бюджеты. Федеральным законом установить отмену налога на этот вид экологически чистого транспорта будет неправильно.

Но депутаты из комитета по бюджетной и налоговой политике так и поддержали предложение Правительства. Второе чтение Закона осталось без внесения изменений в политику налогообложений для владельцев электрокаров.

Однако налоговики ведут расчет, в том числе, и от стоимости транспорта, ведь подобные модели стоят от 3 и более миллионов рублей, что считается роскошью, а это может служить поводом для повышения ставки налогообложения.

Но и массового производства электромобилей в нашей стране не отмечается, хотя эксплуатация подобных машин владельцу должно обходиться намного дешевле, чем их аналоги на дизельном или бензиновом топливе.

Зарубежная практика начисления налога

В РФ сегодня по-прежнему взимается транспортный налог с владельцев электромобилей, несмотря на то, что вопрос об его отмене все чаще обсуждается в обществе и Правительстве. В других странах ситуация с транспортным налогом обстоит не так. В большинстве зарубежных государств такого налога нет вовсе, но имеются альтернативные:

  • Имущественный налог, налоговая база которого завязана на стоимости авто;
  • Дорожный налог, поступления в бюджет от которого расходуются на восстановление имеющихся и строительство новых магистралей;
  • Экологический налог, который призван стимулировать население переход на автомобили с меньшим уровнем загрязнения окружающей среды, либо вовсе отказ от собственного транспорта в пользу общественного.

При этом такие налоги могут применяться как по отдельности, так и комбинироваться, либо устанавливаться открыто и уплачиваться самостоятельно, либо же взиматься скрыто (например, включение в стоимость топлива как в США и т.д.), а в некоторых странах и вовсе отсутствуют. Скрытое взимание, как, например, в США, многими признается оправданным и целесообразным, поскольку это позволяет экономить на численности госслужащих (их требуется меньше и не требуется дополнительно печатать и рассылать квитанции и т.д.), а также размер налога напрямую привязан к интенсивности использования авто, что является справедливым. Сборы с электромобилей в США не производится, поскольку ТН включен в стоимость углеводородного топлива. В Великобритании электромобили также не облагаются налогом.

Китай пошел по стопам США, хотя еще совсем недавно ТН был полноценным самостоятельным сбором. Сейчас он включен в стоимость топлива и составляет 20%. Дополнительно приобретатели транспорта в Китае уплачивают пошлину в размере 10% или 40% от стоимости авто в зависимости от того, где он произведен. Местные автомобили, конечно же, облагаются по меньшему тарифу. Все вырученные деньги от подобных сборов расходуются на строительство и развитие дорожной инфраструктуры.

Во Франции система похожа на китайскую. В момент постановки транспорта на учет владелец платит разовый единовременный платеж, который зависит от объема и мощности двигателя, плюс ежегодно платит налог, который рассчитывается исходя из количества выбросов СО2 на каждые 100 км согласно информации производителя. Если количество производимых выбросов на 100 км меньше 200 грамм, то владелец освобождается от налога, аналогично и с владельцами электромобилей, которые не платят данный ежегодный сбор. Единовременные платежи при регистрации идут на развитие дорожной сети, ежегодные платежи — на поддержание и восстановление окружающей среды.

Читайте также:  Госпошлина за развод в 2022 году: сколько стоит развод через ЗАГС и суд

Действующее законодательство о налоге на электромобили и перспективные законы

На сегодня транспортный налог на электромобили в России не установлен. Налогоплательщиком, согласно ст. 357 НК, признается то лицо, на которое зарегистрирован электрокар. Для электрокаров применяется стандартный перечень нормативных документов, которые применяются по отношению к обычным автомобилям, работающим от двигателя внутреннего сгорания. Перечень правовых актов из налогового кодекса РФ:

  1. П. 1 ст. 359;
  2. ст. 360;
  3. ст. 361;
  4. ст. 358.

Пункт первый ст.359 определяет налоговую базу. В пп.1.1. говорится, что налоговая база зависит от мощности двигателя транспортного средства, а в п.2 — о том, что определение налоговой базы происходит для каждого отдельно взятого технического устройства для перевозки. Мощность рассчитывается в лошадиных силах, а единица измерения — киловатт-час.

Примерные значения для разных типов авто приведены в таблице.

Мощность (кВт), вид авто Размер налоговой ставки (руб., коп.)
Грузовики
макс. 73,55 2 руб. 50 коп.
73,55 – 110,33 4 руб.
110,33 – 147,1 5 руб.
147,1 – 183,9 6 руб. 5 коп.
183,9 8 руб. 50 коп.
Автобусы
макс. 147,1 5 руб.
мин. 147,1 10 руб.
Легковой автотранспорт
макс. 73,55 2 руб. 50 коп.
73,55 – 110,33 3 руб. 50 коп.
110,33 – 147,1 5 руб.
147,1 – 183,9 7 руб. 50 коп.
мин. 183,9 15 руб.

В п. 1 ст. 358 НК РФ говорится о том, что автомобили и иные механические средства передвижения являются объектами, подлежащими налогообложению. Ст. 360 определяет сроки уплаты налогов. Основной налоговый период — это год (12 месяцев, 365 дней), а отчеты ведутся по кварталам.

Владельцев электромобилей освободят от транспортного налога

Электромобили — это теперь официально перспективное направление, правительство решило поддерживать их внедрение.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Правительство РФ внесло в Госдуму поправку в Налоговый кодекс, согласно которой предлагается с 2021 года освободить электромобили от уплаты транспортного налога на пять лет.

— Я так понимаю, что Tesla роскошью перестает быть? У нас же транспортный налог по лошадиным силам, а в электромобилях этого нет. Tesla освобождается от транспортного налога? — вопрос главы комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Андрея Макарова представителям Минфина приводит «Интерфакс». Ответа на вопрос не последовало, потому парламентарий высказался против введения поправки.

По поводу «Теслы» замечание депутата совершенно справедливо: лошадиные силы в машине, конечно, есть, но речь он ведет о налогооблагаемой базе. Но такие автомобили стоят дороже трех миллионов рублей (они и дороже 10 млн стоят), а три миллиона — это порог, после которого транспортный налог начисляется с дополнительным повышающим коэффициентом, это так называемый «налог на автороскошь». Выходит, такое решение не даст зеленый свет массовой электромобилизации, но покупатели дорогущей мощной «Теслы» уйдут и от этого налогообложения.

К обсуждению льготы по транспортному налогу для электромобилей планируется вернуться на заседании бюджетного комитета Госдумы РФ во вторник. Не исключено, что в поправке возникнет дополнение, освобождающее от транспортного налога электромобили мощностью, например, до 150-200 л. с. или ценой до 3 млн рублей.

И все же главные сдерживающие факторы остаются. Во-первых, электромобили заметно дороже бензиновых, а больших субсидий при их покупке (как в Японии или в Европе) у нас не дают. В итоге стандартных размеров городская легковушка стоит 2-3 млн рублей. У нас за эти деньги лучше «Мерседес» или «БМВ» купят. Во-вторых, зарядной инфраструктуры в нашей стране пока так и нет. Строго говоря, нужны всего лишь обычные розетки на заправках и на парковках возле офисов, кафе и торговых центров, это пустяки, установить их легко, но потребности их делать нет. На всю страну таких машин — тысяча, и большинство их владельцев заряжают свои машины просто у себя гаражах.

Вот так выглядит карта размещения фирменных зарядных устройств для машин Tesla. Вопросы есть?

Фото: скриншот сайта

КСТАТИ

На сегодняшний день уже действуют некоторые льготы для владельцев и покупателей электромобилей.

► В Москве стоянка на территории платной парковки для них совершенно бесплатна. Если регулярно ставить машину в центре, то за год это позволяет сэкономить десятки и даже сотни тысяч рублей.

► В Москве опять же есть пока небольшая сеть зарядных устройств МОЭСК, зарядка машин на них — абсолютно бесплатная.

Инициатива отмены транспортного налога с 2021 года

Правительством был инициирован вопрос отмены взимания транспортного налога с владельцев электромобилей уже с 01.01.2018 на 5 лет, в связи с чем подготовлен проект поправок в НК. Депутатами Госдумы было принято решение доработать текст документа и внести корректировки в некоторые его положения. Основными замечаниями со стороны Комитета Госдумы по бюджету и налогам стало:

  • Наличие возможности освобождения от ТН владельцев электромобилей, как отечественного, так и зарубежного производства, а вместе с тем на некоторые модели, подобно Tesla, чрезвычайно дорогие и признанные роскошью;
  • Стимулирование подобными льготами приобретение россиянами электромобилей не даст желаемого результата без развития сети специальных заправок для такого транспорта;
  • Решение должно приниматься на уровне субъектов, поскольку данный вид налогов — региональный и на федеральном уровне решать вопрос об отмене такого сбора не верно, федеральный бюджет не может взять на себя компенсационные функции.
Читайте также:  Как снять арест с автомобиля наложенный судебными приставами

Сейчас говорить однозначно о судьбе законопроекта рано, но Комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил его. Теперь все зависит от результатов рассмотрения проекта закона на пленарном заседании Госдумы, о дне заседания которого пока неизвестно. В поддержку такой инициативы выступает Федерация автовладельцев России, по мнению руководителя которой данная мера зародит интерес, как в российских автомобилистах, так и в отечественных производителях.

Особенности налогообложения электромобилей в РФ

Электромобили не являются исключением и облагаются транспортным налогом на общих основаниях — это предусмотрено статьей 358 НК РФ. Этим же кодексом предусмотрено, что транспортный налог взимается в регионах самостоятельно и зачисляется в соответствующие бюджеты, а на федеральном уровне лишь определяются порядок взимания сбора, субъекты и объекты налогообложения, сроки внесения сумм в бюджет и размеры базовых ставок. В основе расчета ТН лежит мощность двигателя, чем больше она, тем выше налог. Общая формула расчета налога выглядит следующим образом:

ТН = НБ х НС х (КМВ / 12), где:

  • ТН — транспортный налог;
  • НБ — налоговая база;
  • НС — налоговая ставка;
  • КМВ — количество месяцев владения авто за календарный год.

Зарубежная практика начисления налога

В РФ сегодня по-прежнему взимается транспортный налог с владельцев электромобилей, несмотря на то, что вопрос об его отмене все чаще обсуждается в обществе и Правительстве. В других странах ситуация с транспортным налогом обстоит не так. В большинстве зарубежных государств такого налога нет вовсе, но имеются альтернативные:

  • Имущественный налог, налоговая база которого завязана на стоимости авто;
  • Дорожный налог, поступления в бюджет от которого расходуются на восстановление имеющихся и строительство новых магистралей;
  • Экологический налог, который призван стимулировать население переход на автомобили с меньшим уровнем загрязнения окружающей среды, либо вовсе отказ от собственного транспорта в пользу общественного.

При этом такие налоги могут применяться как по отдельности, так и комбинироваться, либо устанавливаться открыто и уплачиваться самостоятельно, либо же взиматься скрыто (например, включение в стоимость топлива как в США и т.д.), а в некоторых странах и вовсе отсутствуют. Скрытое взимание, как, например, в США, многими признается оправданным и целесообразным, поскольку это позволяет экономить на численности госслужащих (их требуется меньше и не требуется дополнительно печатать и рассылать квитанции и т.д.), а также размер налога напрямую привязан к интенсивности использования авто, что является справедливым. Сборы с электромобилей в США не производится, поскольку ТН включен в стоимость углеводородного топлива. В Великобритании электромобили также не облагаются налогом.

Китай пошел по стопам США, хотя еще совсем недавно ТН был полноценным самостоятельным сбором. Сейчас он включен в стоимость топлива и составляет 20%. Дополнительно приобретатели транспорта в Китае уплачивают пошлину в размере 10% или 40% от стоимости авто в зависимости от того, где он произведен. Местные автомобили, конечно же, облагаются по меньшему тарифу. Все вырученные деньги от подобных сборов расходуются на строительство и развитие дорожной инфраструктуры.

Как платиться транспортный налог на электромобиль по регионам

Каждый субъект Российской Федерации имеет свое, автономное налоговое законодательство по транспортному налогообложению. На уровне муниципалитета возможны установления особых льготных условий, перемен в сроках и периодах налоговых выплат.

Реально установление своих, рассчитанных только для данного региона, размеров отличных для разных категорий налогоплательщиков сумм выплат (принимаются во внимание ограничения, зафиксированные в основном законодательстве). В 2021 году не во всех федеральных единицах оформили изменения, касающиеся платы по налогу на транспорт. Отдельные муниципалитеты оставили прежние цифровые значения. Самое главное, что нужно помнить владельцу электрокара — основой для установления тарифов по налоговым сборам является не федеральное законодательство, а муниципальная нормативная база.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]