Соотношение форм предварительного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соотношение форм предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Комментарий к ст. 223 УПК РФ

1. Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более быстрой.

2. Субъектами производства дознания являются только дознаватели тех органов дознания, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователи Следственного комитета при прокуратуре и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ в ч. 3 ст. 151 были внесены изменения, по которым следователи ОВД лишились права проводить дознание.

3. Основанием для производства дознания в соответствии с ч. 2 ст. 223 является небольшая общественная опасность преступлений, определенных в ч. 3 ст. 150 УПК. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК (о предметной подследственности дознания см. коммент. к ч. 3 ст. 150; ч. 3 ст. 151). Исключение из подследственности дознания предусмотрено ч. 1 ст. 434; подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

4. Дознание должно быть закончено в срок до 30 суток. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ указывает, что этот срок может быть продлен прокурором «до 30 суток». Буквальное толкование данной нормы приводит к абсурду (продлить 30 суток до 30 суток невозможно). На основе исторического толкования (в прежних редакциях комментируемой нормы срок дознания продлевался «на 10 суток») можно сделать вывод о том, что первоначальный 30-суточный срок дознания продлевается прокурором еще на 30 суток, т.е. до 60 суток. Ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток представляются прокурору за 5 дней до истечения срока (п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»). О дальнейшем продлении срока дознания см. коммент. к ч. ч. 4 и 5 ст. 223.

5. В отличие от предварительного следствия срок возобновляемого дознания продлевается в общем порядке, предусмотренном ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 223. Обращает на себя внимание более либеральный порядок продления срока дознания в сравнении с продлением срока предварительного следствия. Дознание продлевается прокурором районного уровня до 6 месяцев, а следствие — соответствующим руководителем СО до 3 месяцев. Такой порядок противоречит идее дознания как ускоренного и упрощенного производства по сравнению со следствием. Вместо продления сроков дознания до 12 месяцев прокурор даже районного уровня вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия (п. 11 ч. 2 ст. 37; ч. 4 ст. 150). Ходатайства о продлении срока дознания свыше 60 суток представляются прокурору за 10 дней до истечения срока, свыше 6 месяцев — за 15 дней (п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»).

6. При производстве дознания, как правило, отсутствует: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания после вынесения обвинительного акта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК); в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. Об этом см. коммент. к ст. 224. Как правило, дознание:

а) нецелесообразно проводить по многоэпизодным и групповым делам (соединение дел при дознании ограничено — ст. 153);

б) не производится при необходимости выполнения следственных или розыскных действий в другом районе (не применяются отдельные положения ч. 1 ст. 152);

в) не производится дознавательской группой (не применяются положения ст. 163);

г) при дознании обычно не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185) и контроль и запись переговоров (ст. 186). Эти следственные действия по своей продолжительности рассчитаны на несколько месяцев, а небольшой срок дознания в большинстве случаев делает их малоэффективными.

Комментарии к ст. 223 УПК РФ

1. В настоящее время дознание осуществляется не только по очевидным преступлениям, то есть и в том случае когда не известно лицо, совершившее преступление. Дознание может быть осуществлено лишь в том случае, когда уголовное дело возбуждено по признакам одного или нескольких преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Если хотя бы одно из преступлений, по признакам которых возбуждено уголовное дело, подследственно следователям, предварительное расследование по делу осуществляется в форме предварительного следствия, а не дознания.

2. Деятельность органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, является одной из форм предварительного расследования и именуется дознанием в полном объеме.

3. Общее у дознания в полном объеме и предварительного следствия:

— момент начала и окончания;

— перечень, основания и порядок производства следственных действий;

— перечень, основания, процедура избрания, изменения и отмены основных (за исключением предусмотренной ст. 104 УПК) мер пресечения и применения иных мер процессуального принуждения;

— при производстве дознания так же, как во время предварительного следствия, участвует защитник;

— требования к составляемым в ходе расследования процессуальным документам и др.

4. Этот вид дознания во многом повторяет предварительное следствие, за следующими исключениями:

— орган дознания может в определенных законом случаях не составлять постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, по окончании дознания составить обвинительный акт;

— гражданский истец и гражданский ответчик, а также их представители не знакомятся с материалами уголовного дела;

— эту форму предварительного расследования может осуществлять дознаватель, который не обладает процессуальной самостоятельностью. Он вправе обжаловать любое указание прокурора, но обязан, несмотря на это обжалование, немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения (см. также о процессуальной самостоятельности следователя комментарий к ст. 38 УПК).

Читайте также:  Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

5. Есть и другие несущественные отличия, связанные с тем, что предварительное расследование, к примеру, по преступлениям, совершенным военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, осуществляется следователями.

6. При производстве дознания не может быть избрана такая мера пресечения, как наблюдение командования воинской части.

7. Дознание не может быть завершено направлением дела в суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

8. Есть и другие отличия.

9. См. также комментарий к ст. ст. 150, 162 — 170, 176 — 214 УПК.

Первое употребление термина «дознание» встречается в судебных уставах 1864 года. Определение дознание происшествий звучало как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».

Дознание является одной из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

Обычно дознание проводится по преступлениям небольшой и средней тяжести. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации к таким преступлениям относятся преступления, для которых предусмотрено максимальное наказание выше 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ).

Дознание в роли формы досудебного следствия предусматривают законодательства многих государств постсоветского пространства, стран Восточной Европы, Индокитая и Ближнего Востока. Наряду с отдельными отличиями, есть общие требования к институту дознания.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. отражена новая модель дознания, которая в большей степени совпадает с современной правовой идеологией. Основа идеи, заложенной в преображение дознания, является главной установкой реформы, которая звучит как усиление защиты прав и свобод личности. Актуальность такого положения влияет не только на дознание, но и на уголовное судопроизводство в целом как образующее сферу государственного принуждения с наиболее сильным затрагиванием прав и свобод личности.

Значимость дознания заключается в содействии более эффективному и мобильно производимому предварительному расследованию по преступлениям малой и средней тяжести, что влияет на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на относительно долгое действие нового уголовно-процессуального кодекса, практические работники сталкиваются с определенными трудностями в толковании и применении его отдельных норм, институтов. В большей степени это имеет отношение к производству дознания.

Объектом исследования выступают общественные отношения, формирующиеся в связи с осуществлением дознания компетентными государственными органами.

Предмет исследования образует предварительное расследование.

Целью исследования является анализ дознания как формы предварительного расследования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:

— раскрыть понятие и значение форм предварительного расследования;

— привести дифференциацию форм предварительного расследования;

— рассмотреть дознание в общем порядке;

— изучить дознание в сокращённой форме.

Теоретической базой исследования послужили разработки общей теории права, науки уголовно-процессуального, уголовного, теории оперативно-розыскной деятельности. Источниками теоретической информации явились: монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы.

Структура работы отвечает цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Формы предварительного расследования заключаются в предусмотренном законом порядке установления обстоятельств преступления на досудебном этапе уголовного судопроизводства.

Согласно части 1 ст. 150 УПК РФ к формам предварительного расследования относится предварительное следствие и дознание. Но законом в ч. 4 ст. 415 УПК предусматривается еще одна форма предварительного расследования в виде расследования иных новых обстоятельств – обстоятельств, предусмотренных п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК[3].

Предварительное следствие характеризуется, в первую очередь, нормами законодательства об уголовном судопроизводстве, которые служат для определения порядка производства данного вида предварительного расследования (ст. ст. 162-170 гл. 22 «Предварительное следствие» и иные).

Предварительное следствие является расследованием преступления следователем (ст. ст. 5, 38, 39, 150, 151 и др. УПК). Оно относится к превалирующей форме предварительного расследования, по причине производства по подавляющему большинству преступлений. Часть 2 ст. 151 УПК перечисляет преступления, по которым обязательно производство предварительное следствие.

Дознание является предварительным расследованием по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия является необязательным (п. 8 ст. 5 УПК). Часть 3 ст. 150 УПК перечисляет уголовные дела, по которым производится дознание. Характеристикой данной формы предварительного расследования является и осуществление его дознавателями (ст. 40, п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК), «дознавателем (следователем)» — п. 8 ст. 5, п. 1 и п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователями прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст. 150 УПК).

В УПК обозначены компетенции следователей и дознавателей различных ведомств в области расследования преступлений, установлены, следователи и дознаватели, которые расследуют то или иное преступление, и их подследственность (ст. 151 УПК).

На определение подследственности влияет совокупность признаков преступления, от которой зависит расследование его соответствующим следователем или дознавателем.

Признаки состоят:

— в категории преступлений и их видах (предметном, родовом признаке);

— в месте его совершения (территориальном, местном признаке);

— в субъекте преступления (персональном признаке[4]).

Предметный (родовой) признак отражает квалификация преступления. С его помощью определяется необходимость проведения предварительного расследования. При обязательности проведения предварительного расследования необходимо определение формы его проведения. При проведении в форме предварительного следствия, определяется следователь определённого ведомства, при форме дознания, определяется дознаватель или следователь. Затем принимается во внимание место совершения преступления и, наконец, лицо совершившее преступление.

Предварительное следствие производят по уголовным делам о преступлениях, которые отражены в ч. 2 ст. 151 УПК:

— п. 1 — следователи прокуратуры;

— п. 2 — следователи органов федеральной службы безопасности;

— п. 3 — следователи органов внутренних дел Российской Федерации;

— п. 5 — следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно ч. 4 ст. 151 УПК следователи органов федеральной службы безопасности производят предварительное следствие также по уголовным делам о преступлениях, оговоренных в ст. 275 (государственная измена), в ст. 276 (шпионаж), в ст. 283 (разглашение государственной тайны) и в ст. 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну) УК, преступлениях, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подп. «в» п. 1 ч. 2 статьи (должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, органов внутренних дел РФ и др.).

По уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК, предварительное следствие может производить также следователь органа, которым выявлены эти преступления.

Разграничение подследственности дознавателей производится согласно части 3 ст. 151, которая указывает, кто расследует преступления:

— дознаватели (следователи) органов внутренних дел Российской Федерации, а также органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности;

— дознаватели органов службы судебных приставов, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы.

При установлении следователем или дознавателем уголовное не подследственности дела им, производятся неотложные следственные действия, и дело передаётся прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

Читайте также:  Ипотека в 2022: на какие льготы и субсидии можно рассчитывать при покупке

К общему условию предварительного расследования относится место производства предварительного расследования. Согласно ст. 152 ч. 1 УПК местом предварительного расследования является место совершения деяния, содержащего признаки преступления. Таким местом может быть место происшествия – дом, квартира, улица, дорога, местность и т.п., населенный пункт, район, область, на территории которых произошло событие преступления. Местом проведения предварительного расследования может быть место окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК), место совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 3 ст. 152), местонахождение обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152[5]).

Предварительное расследование производится по месту работы, а и��енно учреждение, в котором работает следователь или дознаватель. По закону (ст. 153 УПК) уголовные дела могут соединяться в одно. Такое соединение происходит при совершении лицом нескольких преступлений, места возбуждения уголовных дел о которых разные, и время разное и различные субъекты. Возможно соединение уголовных дел в отношении нескольких лиц, совершивших одно или ряд уголовно наказуемых деяний в соучастии. Могут быть объединены дела в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, с основным делом.

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (ред. от 14.04.14) // Российская газета. – 2009. – № 7.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (от 08.03.2015) // Российская газета – Специальный выпуск. – 2001. — № 2861.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.10.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. № – 25. Ст. 2954.

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу. Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий. Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.

Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.

Читайте также:  Производственный календарь 2022

В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.

Реферат: Дознание, как форма предварительного расследования

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • Бекишев, Д. К. Взаимодействие органов дознания и следствия стран СНГ при расследовании преступлений: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Д. К. Бекишев; МВД Рос. Федерации. – М., 1996. – 23 с.
  • Решняк, М. Г. Деятельность следователя и органа дознания по розыску и установлению местопребывания обвиняемого: автореф. дис. …канд. юрид. наук / М. Г. Решняк; Акад. управления МВД России. – М., 1998. – 24 с.
  • Удовыдченко, М. А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений (криминалистический аспект): автореф. дис. … канд. юрид. наук / М. А. Удовыдченко; Юрид. ин-т МВД России. – М., 1999. – 23 с.
  • Яковенко, В. Е. Взаимодействие следователей с работниками ГАИ при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях: автореф. дис. …канд. юрид. наук / В. Е. Яковенко; Высш. юрид. заоч. шк. МВД Рос. Федерации. – М., 1992. – 24 с.

Отличие дознания от предварительного следствия

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства. Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.

4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок уполномочены все прокуроры от районного до Генерального прокурора Российской Федерации. Предельный срок предварительного следствия законом не установлен (ст. 162 УПК).

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216–218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]