Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая пенсия у депутатов местного самоуправления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый год депутаты любого уровня отчитываются за свои доходы и расходы, а также за своих супругов и несовершеннолетних детей. Для заполнения такой справки необходимо взять с постоянного места работы и в думе справку 2НДФЛ за истекший год. Если есть другой допустимый заработок от педагогической, научной или творческой деятельности, то также учитывается этот доход. Вся общая сумма подчитывается и указывается в первом разделе «Сведения о доходах». Следующими разделами будут информация о владении недвижимым и движимым имуществом с указанием всех характеристик.
Во время непосредственного исполнения обязанностей местные депутаты также имеют право на следующие привилегии:
- Прохождение курсов по повышению квалификации, переподготовка за счет местного бюджета.
- Предоставление компенсации за проезд в городском транспорте либо обеспечение безлимитного бесплатного проезда.
- Предоставление служебного автомобиля.
- Предоставление служебного телефона.
Еще одна категория льгот – надбавки к основному должностному окладу. Они могут выплачиваться с разной периодичностью и по разным основаниям:
- материальная помощь (единовременно) – например, в случае смерти близкого родственника;
- выплата к отпуску (единовременно);
- за достижение определенного стажа (выслуга);
- за работу с информацией, составляющей гостайну;
- за получение классного чина;
- за работу в особых условиях;
- поощрительные выплаты за добросовестный труд и т.п.
Перечень основных льгот сильно зависит от Устава конкретного населенного пункта. Обычно гарантии депутатам связаны не только с надбавками к окладу, но и страхованием жизни, здоровья, предоставлением автомобиля и телефонной связи.
Прочтите также: Земский учитель программа: послание Путина В.В.
Каковы условия получения льгот для депутатов
Социальные гарантии. Их выплачивают депутатам, только если бюджет формируется не из дотаций, а из дополнительных источников дохода. Тогда устанавливаются социальные льготы, больше тех, которые предусмотрены федеральным законом. Их могут отозвать в том случае, когда:
- Должностные лица были отозваны с представительских округов.
- Депутаты были отозваны главой горсовета.
- Было вынесение против граждан обвинения и вступление его в силу.
Депутат, который не имеет постоянной жилой площади в городе, где он работает в органах местного самоуправления, обеспечивается служебной квартирой, причем первые 2 месяца можно снимать ее по договору найма. В жилье депутат может въехать вместе со всеми членами семьи, но они обязаны выехать оттуда, когда полномочия истекут или будут прекращены. В городе постоянного места жительства, где находится квартира гражданина, избранного в горсовет, она будет на некоторый период бронироваться.
Льготы депутатам городского совета предусматривают, что в течение осуществления полномочий их не могут уволить с работы, как и после истечения срока (но только 1 год). Исключением является ликвидация институций, дисциплинарное наказание и т. п.
На выборных лиц распространяется и возможность воспользоваться средствами связи, которые установлены в администрации. За них будет платить муниципальный совет. Для этого необходимо просто показать удостоверение, чтобы подтвердить свой статус. Данный вид документа надо показывать и в общественном, и в железнодорожном транспорте.
Гражданин может перемещаться на пассажирских средствах передвижения и между районами, но не на такси. Для поездок по служебным делам и выполнения обязанностей депутату выделяют автомобиль.
В перечне законов на федеральном и региональном уровне, где указано, какие льготы у депутатов местных советов, предусмотрено и обязательное страхование жизни выборного лица. Оно охватывает несколько направлений и заключается в следующем:
- На случай смерти или причинения вреда здоровью, имущества сумму определяет администрация и она же обязана платить за страховку.
- В случае болезней, потери трудоспособности или различных заболеваний положена госстраховка.
- Пенсионное обеспечение – по возрасту или выслуге лет. Если это произошло во время и после исполнения полномочий, то семья депутата может получить его пенсию.
- К государственной пенсии иногда выплачивается доплата, которую платят из местного бюджета.
- Муниципальные образования могут значительно расширять список социальных льгот и гарантий.
Расходование средств считается целевым и обоснованным, если депутат осуществляет свою деятельность правомочно, даже после прекращения срока службы.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Депутаты есть в каждом муниципальном образовании. Они образуют местную городскую думу. Так же, как и депутаты Государственной Думы, они обладают полномочиями. Что нужно знать простым жителям о правах и обязанностях депутата местного совета?
Депутатов в Государственной Думе чуть меньше пятисот, а какое бесчисленное множество их насчитывают представительные органы местного самоуправления по всей стране! В самых небольших городах есть своя городская дума, в которую входят местные депутаты. Именно они, а не сидящие в столичной Думе слуги народа оказываются ближе к простым жителям.
С депутата местного совета надо начинать свои визиты, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Здесь неплохо будет выяснить не только то, как обратиться к народному слуге, но и какими он обладает возможностями и правами, чтобы оказывать помощь населению.
Кому такую должность не получить?
Есть категория граждан, от которых не примут заявление:
- возраст меньше 21 года;
- иностранные граждане;
- лица, имеющие судимость;
- граждане, признанные судом недееспособными.
Нужно определить, как вы пойдете на выборы: от действующих партий или самостоятельно. Выдвижение по партийному списку облегчит путь, так как не придется собирать подписи.
Также следует подготовить обязательный пакет документов для регистрации в территориальной избирательной комиссии:
- согласие баллотироваться, в котором указывается отношение к партии;
- паспорт гражданина РФ, если изменялась ФИО, то подтверждающие документы;
- документы, подтверждающие образование;
- справку с основного места работы или службы;
- справку о доходах, об имуществе, которое принадлежит кандидату.
Если кандидат идет на выборы самовыдвиженцем, то ему необходимо в ТИК предоставить подписи потенциальных избирателей. Количество зависит от списка людей в округе. Допустим, население района – 30,0 тыс. человек, собрать необходимо 0,5 %, то есть 30 подписей. Очень важно оформить их правильно, без нарушений. При любой небольшой неточности возникнет основание для снятия кандидатуры.
После разрешения ТИКа кандидат может открыть счет для ведения избирательной кампании и заниматься агитацией. Весь процесс регистрации должен занять не более месяца. Дальше идут 30 дней до выборов. В нашей стране выборы проходят в единый день голосования – второе воскресенье сентября.
Комментарии к ст. 172 ТК РФ
1. Сводный Перечень государственных должностей Российской Федерации утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 (в ред. от 1 декабря 2008 г.). Он включает следующие должности:
Президент РФ;
Председатель Правительства РФ;
Первый заместитель Председателя Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ — заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ — министр РФ;
федеральный министр;
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве);
Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания;
член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
Председатель Конституционного Суда РФ;
заместитель Председателя Конституционного Суда РФ;
судья-секретарь Конституционного Суда РФ;
судья Конституционного Суда РФ;
Председатель Верховного Суда РФ;
первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ;
судья Верховного Суда РФ;
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ;
первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
судья Высшего Арбитражного Суда РФ;
Генеральный прокурор РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ — Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;
Секретарь Совета Безопасности РФ;
Уполномоченный по правам человека;
руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ;
Председатель Счетной палаты;
заместитель Председателя Счетной палаты;
аудитор Счетной палаты;
Председатель Центрального банка РФ;
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ;
заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ;
секретарь Центральной избирательной комиссии РФ;
член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе);
председатель федерального суда;
заместитель председателя федерального суда;
судья федерального суда;
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Выборные должности в субъектах РФ определяются в законах, например в Законе Камчатского края от 7 июля 2008 г. N 91 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае».
Выборные лица местного самоуправления — депутаты представительных органов местного самоуправления, члены иных выборных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставами муниципальных образований.
Выборное должностное лицо — глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое непосредственно гражданами РФ, проживающими на территории муниципального образования.
2. Лица, избранные на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляют свои полномочия на указанных должностях не по трудовому договору, а в силу акта избрания. При этом работниками, освобожденными от работы вследствие избрания на выборную должность, следует считать тех лиц, которые исполняют свои полномочия на выборной должности в государственном органе, органе местного самоуправления на постоянной (штатной) основе. Правовое положение этих лиц, их права и обязанности определяются не ТК, а специальными законами. Гарантии, предоставляемые указанным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности, не относятся к предмету трудового законодательства и в данном комментарии не отражены. Однако законами о статусе указанных лиц могут предусматриваться гарантии иного рода, предоставляемые после окончания полномочий по выборной должности и связанные с последующим трудоустройством, вопросами учета периода замещения выборной должности в трудовом стаже и т.д.
Так, ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрены гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.
Реализация этого права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, прекративших свои полномочия, не означает, что работник, принятый по трудовому договору, заключенному без ограничения срока, на должность, ранее занимаемую указанным выборным лицом, подлежит увольнению. Напротив, этот работник не может быть уволен по п. 2 ст. 83 ТК. Если должность, занимаемая членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы до избрания, окажется после прекращения их полномочий не вакантной, они имеют право претендовать лишь на равноценную должность.
Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение 6 мес. после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (ч. 2 ст. 25 названного Закона).
Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы (ч. 5 ст. 25 указанного Закона).
3. Аналогичные гарантии установлены законами субъектов РФ о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ для депутатов этих органов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной (постоянной) основе.
Так, ст. 22 Закона Ленинградской области от 27 декабря 1994 г. N 12-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Ленинградской области» установлены гарантии трудовых прав депутата Законодательного Собрания: по окончании срока его полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия — на другом предприятии, в учреждении, организации. Срок полномочий депутата собрания засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение 3 мес. после прекращения депутатских полномочий.
Из чего складывается зарплата депутата Госдумы?
Как и в большинстве обычных профессий, доходы народных избранников включают в себя несколько статей.
Рассчитать, сколько зарабатывает депутат в России, можно путем суммирования следующих составляющих:
- Оклад. В 2021 году его размер для депутата Госдумы составлял 84 774 рублей. Этот показатель устанавливается на законодательном уровне и может называться ежемесячным денежным вознаграждением.
- Бонусы. Помимо должностного оклада депутат может получить бонусы в виде компенсации оплаты различных транспортных расходов, в том числе жалованья водителя, поездки на отдых, аренды жилья и прочее.
- Доплата. Народный избранник может получить доплату за участие в комиссии по устранению актуальных проблем, работу с гостайной, также дополнительная сумма начисляется за стаж работы.
- Премии. Ежемесячное денежное поощрение депутата Госдумы выплачивается в размере оклада и более. Максимальная величина данной премии может достигать 390 % от суммы ежемесячного денежного вознаграждения.
Депутаты Госдумы имеют дополнительные привилегии и льготы:
- Право бесплатно и вне очереди ездить на общественном транспорте, в том числе междугороднем.
- В случае заграничной поездки или командировки по стране, расходы на себя берёт государство, в том числе оздоровительное, медицинское, санитарно-курортное обслуживание.
- Полная оплата служебного автомобиля.
- Служебное жильё.
- Жильё в столице.
- Бесплатная страховка здоровья и жизни, полное медицинское обслуживание.
- Зарплата помощников. Один депутат имеет право привлечь к работе от 2 до 5 сотрудников.
- Отпуск длительностью 42 дня.
- Возможность в собственных целях использовать VIP-залы для официальных лиц.
- Дипломатический паспорт.
- После выхода на пенсию получает сравнительно крупные надбавки.
Все вышеперечисленное — ещё не полный список депутатских привилегий. Сами народные избранники объясняют, что все эти льготы обусловлены «природой их деятельности».
Много ли зарабатывают муниципальные чиновники? Все города и районы Подмосковья. Инфографика
Из всех районных и городских администраций Подмосковья лучше всего живется муниципальным служащим в Химках. Хуже всего – в Лотошинском районе. Заработки чиновников в этих муниципалитетах отличаются в 2,2 раза. Корреспондент «Подмосковье сегодня» обложился свежими статистическими данными и выяснил, в каких уголках области выгоднее всего работать в местных органах власти.
Сплюсовали главу и рядовых сотрудников
Мы сравнили зарплаты муниципальных служащих в городских округах и районах Подмосковья. Конкретнее – зарплаты в администрациях (не в Думах, не в Избирательных комиссиях, не где-то еще). Понятие «средняя зарплата» обозначает, что сплюсовали всех: от главы администрации до рядовых сотрудников отделов. Такая «средняя температура по больнице» сама по себе мало о чем говорит, но она позволяет сравнить разные территории области по одному показателю. Наиболее свежие данные отражают заработки за январь-сентябрь 2015 года (статистика обычно чуть запаздывает по времени).
Добавим, что Росстат не раскрывает информацию по закрытым административно-территориальным образованиям (в Подмосковье это Власиха, Восход, Звездный городок, Краснознаменск и Молодежный). Балашиха посчитана без Железнодорожного, Королев – без Юбилейного. В муниципальных районах в расчет взяты общерайонные администрации, без учета работников в городских и сельских поселениях.
Между небом и землей
Абсолютным лидером стал городской округ Химки. Средняя зарплата работников местной администрации перевалила здесь за 80 тысяч рублей. Даже от второго места, которое заняло Домодедово, Химки оторвались почти на 10 тысяч рублей. Что уж говорить о сравнении с последним местом рейтинга – Лотошинским районом. Средний чиновник в Химках богаче Лотошинского на 44 281 рубль в месяц. То есть разница в зарплатах больше, чем собственно зарплата аутсайдера списка.
В целом по Подмосковью средний заработок чиновника местной администрации составляет 52 743 рубля 81 копейку. В 28 муниципалитетах служащие получают выше среднего, в 36 – ниже. Золотой серединой можно назвать Ивантеевку и Люберецкий район.
В чем же причина того, что люди, выполняющие одни и те же функции, получают столь разные зарплаты? Статистика не дает ответов, она только фиксирует цифры. Но если попытаться самостоятельно структурировать данные, то можно сделать интересные выводы. Как правило, упорядочивание городов (по близости к Москве, по географическому соседству, по численности населения) дает схожие цифры. Однако при этом всегда находится исключение из правил, абсолютно не вписывающееся в общую картину.
Близость к Москве
У Москвы множество городов-спутников. Это – одна из главных причин их нахождения в верхней части таблицы. Не удивляет попадание в первую десятку Ленинского и Одинцовского районов, Подольска, Котельников и Дзержинского. Удивляет – 46 место Долгопрудного. Который, кстати, граничит и с лидирующими Химками. Так что, по крайней мере, официальные цифры говорят о скромности местных служащих.
Географические соседи
Логично сравнить города и районы, расположенные рядом друг с другом. Условия схожие, вот и напрашивается вывод об одинаковых зарплатах. И, действительно, рядом стоят Солнечногорский (19 место) и Клинский (25 место) районы. Не сильно отличаются в высоких зарплатах Подольск (65 712,7 рублей) и Домодедово (70 967,7 рублей), а в низких – Рошаль (40 905,9 рублей) и Шатурский район (44 803,2 рублей). Но и здесь не без сюрпризов. Раменский район, окруженный богатыми и сверхбогатыми соседями, демонстрирует удивительную цифру в 41 072,6 рублей и 61 место. Бронницы и Жуковский, географически находящиеся внутри него, но самостоятельные по статусу, значительно выше: 38 и 15 место соответственно.
Города и села внутри районов
Юридически в состав муниципальных районов входят городские и сельские поселения со статусом муниципалитетов. И хотя в наш рейтинг территории «второго уровня» не попали, есть несколько любопытных примеров. Так, внутри Ленинского района (и без того занимающего третье место) муниципальные служащие в городских поселениях (Видное и Горки Ленинские) получают в среднем 90 695,6 рублей в месяц. В отдельно взятой Барвихе чиновники сельской администрации получают больше (69 856,1 рублей), чем сотрудники общерайонной администрации Одинцовского района (62 753,1 рублей). Два города из Истринского района (Истра и Дедовск) раскидало по зарплатам. В «столице» района получают 71 059,6 рублей, в Дедовске – 45 478,8 рублей.
Основные привилегии депутатов
- Право ездить в транспорте любого вида без билета и без очереди.
- Выплата расходов на заграничные поездки и командировки.
- Обеспечение служебным жильем.
- Использование служебного автомобиля.
- Обеспечение жильем в столичном регионе.
- Бесплатная медицинская помощь и страховка.
- Право нанимать помощников (в зависимости от статуса депутата, их количество может варьироваться от двух до пяти человек).
- Отпуск депутатов в среднем 42 дня.
- Отдых на курортах оплачивает государством.
- Использование вип залов для официальных лиц.
- Дипломатический паспорт.
- Огромные надбавки к пенсии.
Кому такую должность не получить?
Есть категория граждан, от которых не примут заявление:
- возраст меньше 21 года;
- иностранные граждане;
- лица, имеющие судимость;
- граждане, признанные судом недееспособными.
Нужно определить, как вы пойдете на выборы: от действующих партий или самостоятельно. Выдвижение по партийному списку облегчит путь, так как не придется собирать подписи.
Также следует подготовить обязательный пакет документов для регистрации в территориальной избирательной комиссии:
- согласие баллотироваться, в котором указывается отношение к партии;
- паспорт гражданина РФ, если изменялась ФИО, то подтверждающие документы;
- документы, подтверждающие образование;
- справку с основного места работы или службы;
- справку о доходах, об имуществе, которое принадлежит кандидату.
Если кандидат идет на выборы самовыдвиженцем, то ему необходимо в ТИК предоставить подписи потенциальных избирателей. Количество зависит от списка людей в округе. Допустим, население района – 30,0 тыс. человек, собрать необходимо 0,5 %, то есть 30 подписей. Очень важно оформить их правильно, без нарушений. При любой небольшой неточности возникнет основание для снятия кандидатуры.
После разрешения ТИКа кандидат может открыть счет для ведения избирательной кампании и заниматься агитацией. Весь процесс регистрации должен занять не более месяца. Дальше идут 30 дней до выборов. В нашей стране выборы проходят в единый день голосования – второе воскресенье сентября.
В завершение исследуем еще один важный вопрос: «Заполняют ли декларацию депутаты городской думы».
Эти люди принимают решения, касающиеся судеб стран и управляющие государствами. Политическая система формировалась многие столетия, и для управления населением избирался специальный представитель.
Основным долгом такого человека было бороться за благополучие народа, которым он был избран.
Но поскольку государственная система очень сложна, часто депутаты принимают законы, которые вызывают возмущение народа.
У простого населения, не участвующего в управлении государством, часто возникает вопрос, сколько зарабатывают депутаты, почему их зарплаты так сильно превышают зарплаты обычных граждан, и какова зарплата депутатов в разных странах.
Зарплата депутата СССР равнялась ноль рублей, ноль копеек. Иначе говоря, зарплату они не получали.
Часто это были обычные люди, продолжающие работать на своих прежних рабочих местах. Единственное, что они получали за свой статус депутата — это льготы и уважение остальных граждан.
Какие пенсионные льготы в 2019 году?
Пенсионное обеспечение муниципальных депутатов полностью совпадает с правами государственных служащих. Размер выплат устанавливается в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Максимальный ее размер не может превышать размера пенсии чиновника с государственной службы.
Читать дальше: Деловые линии письмо на возврат денежных средств
В Думе работает специальный совет или отдельный орган местного самоуправления. Который осуществляет распределения льгот и пенсий депутатам городской думы. Для их получения необходимо представить следующие документы:
- паспорт гражданина России;
- карту индивидуального персонифицированного учета;
- справку о среднем заработке за последние 60 месяцев;
- свидетельство о рождения детей. мужчины предоставляют военный билет.
Какие льготы у депутатов муниципальных — Льготы
- Какие льготы имеет муниципальный депутат москва
- Примета: бракосочетание в начале мая – плюсы, минусы, стоит веровать, отзывы
- Приворот, кстати говоря, возлюбленного человека собственно что это
- Как, правильнее говоря, получить двойное гражданство РФ и Казахстана в 2017 году
- Приворот, по правде сказать, возлюбленного человека результаты
- Приворот возлюбленного со свечками
- Какие льготы у муниципальной
- Льгота на муниципальный Налог
- Льготы муниципальных учреждений
- Свежая привилегия для некоммерческих организаций МАУ не, вдобавок ко всему прочему, подходит
- Льготы депутатов госдумы в 2019 году – при выходе на пенсию, зарплата, последние нововведения
- Зарплата парламентариев
- Какие льготы положены депутатам Госдумы
- по теме
- Какие льготы у депутатов муниципальных
- Какие положены льготы депутатам?
- Льготы депутатам местного самоуправления
Законодательные основания
Возможности для осуществления деятельности депутату предоставляет соответствующий муниципалитет.
Это должно быть отражено в его уставе.
Данное положение содержится в части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003:
«5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…»
Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:
- Депутатская деятельность осуществляется на двух основах:
- постоянной, с освобождением от предыдущего места службы;
- на непостоянной (без отрыва от производства).
- К лицам, пользующимся полностью или частично описываемыми преференциями, относятся:
- помощники народных избранников;
- служащие, занимающие должности руководителей подразделений в органе местного самоуправления.
Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.
Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.
Отпуск за выслугу лет
Федеральным законодателем установлена максимальная продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет — 10 календарных дней. Конкретный порядок и условия предоставления такого отпуска определяются законами субъектов РФ. Приведем выдержки из некоторых региональных законов.
Наименование и норма документа | Порядок предоставления отпуска |
Пункт 5 ст. 28 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон № 50) | Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета 1 календарный день за каждый год муниципальной службы |
Пункт 2 ст. 15 Закона г. Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (далее — Закон № 53-8) | Сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета 1 календарный день за 3 полных календарных года муниципальной службы, но не более 10 календарных дней |
Пункт 4 ст. 20 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (да- лее — Закон № 99-З) | Муниципальным служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:
1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день; 2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет — календарных дней; 3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней; 4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более — 10 календарных дней |
Если в законе субъекта РФ либо нормативном акте муниципалитета не прописан порядок определения продолжительности оплачиваемого отпуска за выслугу лет, то следует применять правила, установленные п. 5 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе в РФ[2]. Поскольку посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ (п. 5 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ, п. 5 ст. 7 Закона о государственной гражданской службе в РФ).
Иные дополнительные отпуска, предусмотренные федеральным законодательством
На муниципальных служащих, как и на других граждан РФ, распространяются положения иных федеральных законов, предусматривающих предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков. Речь прежде всего идет о гражданах, подвергшихся воздействию радиации.
Категория граждан | Продолжительность дополнительного отпуска | Наименование и норма документа |
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | 14 календарных дней | Пункт 15 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ |
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС | 14 календарных дней | Пункт 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 |