Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «По какой формуле и как рассчитывается фонд оплаты труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любой предприниматель стремится сократить свои расходы, в том числе и за счет фондов зарплаты и оплаты труда. Конечно, можно урезать зарплаты, отменить компенсационные выплаты, убрать премиальные и т.д.
Не стоит экономить на ФОТ
Однако не следует увлекаться таким снижением. Работник вправе рассчитывать на справедливое трудовое вознаграждение. Финансовая мотивация является одним из самых сильных факторов, влияющих на текучесть кадров, их квалификацию, а также эффективность выполнения трудовых обязанностей. Скудный фонд оплаты труда может провоцировать работников на правонарушения с целью как-то восполнить недополучаемые средства незаконным образом.
Если выразиться проще, в преобладающем большинстве сотрудники работают именно так, как им платит работодатель.
Обоснование показателей по доходам
Субсидии на выполнение государственного задания, осуществление капвложений в госсобственность и на иные цели, гранты в форме субсидий не нуждаются в обоснованиях. Размер этих поступлений определяется учредителем и включается в план ФХД на основании соглашений.
Бюджетные и автономные учреждения должны выполнить расчёты по следующим видам доходов:
— от оказания услуг и выполнения работ;
— от использования собственности;
— от операций с активами;
— полученных в виде штрафов, пени, неустойки, в том числе за нарушение контрагентами условий контрактов;
— полученных в виде возмещения ущерба;
— полученных в виде безвозмездных денежных поступлений;
— полученных в виде процентов, начисленных на остатки по счетам в кредитных организациях;
— от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и пр.
Доход от оказанных платных услуг определяется с учётом их годового объемна и плановой себестоимости.
При обосновании доходов от операций с активами учитывается стоимость
— подлежащих реализации неиспользуемого имущества, невозвратной тары;
— полученных в результате списания НФА лома черных и цветных металлов, утиля и др.
Оптимизация ФОТ требует тщательного плана. Поэтому финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности нужно провести прежде всего. Он поможет понять, почему выросли затраты на сотрудников и «раздулся» штат.
Обязательному анализу следует подвергнуть штатное расписание. Кадровый аудит поможет выявить звенья в структуре персонала, которые работают неэффективно. Обратите внимание на численность административно-управленческого аппарата. Она не должна превышать 40% от общего числа работников компании, оказывающих услуги или занятых в производстве.
Часто причиной неэффективных трат ФОТ становятся плохая организация труда, простои, поломки, сверхурочные работ ы и соответствующие выплаты по ним. На структуру подобных затрат обязательно стоит обратить внимание и найти дополнительные резервы и пути, позволяющие сэкономить денежные средства.
Анализ практики финансового планирования фонда оплаты труда
Фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, с учетом обеспечения мотивации работников к повышению эффективности труда при введении и реализации новых систем оплаты труда, исходя из возможностей соответствующих бюджетов, а также повышения уровня реальной заработной платы работников с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.
При расчете оплаты труда работников учитывается штатное расписание. Штатное расписание включает в себя все должности служащих данного учреждения. Ежегодно при расчете ФОТ анализируется текучесть кадров. Проанализировав штатное расписание за предыдущие периоды, мы можем сделать ряд выводов.
Стандартные налоговые вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц
Категории налогоплательщиков |
Размер |
Ликвидаторы аварии и лица, подвергшиеся радиационному |
В размере |
Герои Советского Союза или Российской Федерации, а |
В размере |
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами |
В размере |
Родители, супруги родителя, опекуны, попечители, на |
В размере |
Читателям журнала следует иметь в виду, что налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
Материальная помощь работникам
Наряду с надбавками и доплатами работникам учреждения может выплачиваться материальная помощь, решение о выплате которой принимается руководителем учреждения. Обычно выплата производится в фиксированной сумме (например, 1000 руб.). Ее размер зависит от величины непредвиденных затрат человека и финансового состояния учреждения.
Материальную помощь выплачивают на основании приказа руководителя или заявления работника, подписанного руководителем.
В приказе о выплате материальной помощи указывают:
- фамилию, имя и отчество лица, получающего помощь;
- причину выдачи материальной помощи (например, в связи с тяжелым материальным положением, смертью члена семьи работника, пожаром, стихийным бедствием и т.д.);
- сумму помощи.
Если материальную помощь выплачивают на основании заявления, то работник должен указать в нем причину, по которой она ему необходима.
Если материальную помощь выплачивают в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, работник должен представить в бухгалтерию соответствующие документы (например, справку из милиции о факте хищения, справку из пожарной охраны о пожаре и т.д.).
При выплате материальной помощи в связи со смертью члена семьи работника в бухгалтерию представляют копию свидетельства о смерти. Если материальная помощь выплачивается родственникам работника в связи с его смертью, то в бухгалтерию должна быть представлена копия свидетельства о смерти работника.
Как рассчитать ЗП по формуле
Трудовым кодексом правила расчета частей зарплаты не устанавливаются, но обращаясь к разъяснениям Минтруда можно сделать вывод, что в расчет первой части берется не только оклад, но и все надбавки, доплаты, установленные работнику. Сумма за месяц распределяется пропорционально отработанным дням.
Для расчета аванса:
- Определяется количество дней, которые были отработаны в эту часть месяца. Если работник находился в отпуске или на больничном, то эти дни не учитываются в расчете.
- Учесть все начисления. Сюда входят оклад, надбавки, доплаты, в том числе за дополнительный объем работы, который был установлен в этом месяце, ночные смены и т.д. Использование для расчета только размера оклада повлечет наложение штрафов на работодателя.
Не учитываются следующие начисления при формировании авансового расчета:
- Ежемесячная премия, которая начисляется по итогам работы за месяц.
- Выплаты, которые имеют поощрительный характер по результатам работы за месяц.
Перечисление заработной платы на пластиковые карты сотрудников.
В Письме от 08.07.2015 № 02-07-07/39464 Минфин ответил на вопрос, касающийся отражения в учете операций по перечислению заработной платы сотрудникам учреждений на их банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты.
В частности, чиновники финансового ведомства заметили, что в соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата, как правило, выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.
В настоящее время инструкции по бухгалтерскому учету (в частности, Инструкция № 162н ) не содержат прямых указаний по отражению в учете операций по перечислению заработной платы работникам (сотрудникам) учреждения на банковские счета, к которым привязаны их банковские карты.
Вместе с тем согласно п. 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов. Аналогичные положения содержатся в п. 4 Инструкции № 174н и п. 5 Инструкции № 183н.
Далее необходимо отметить, что в силу приведенных выше положений учреждения, утверждая корреспонденцию счетов по отражению операций по перечислению заработной платы на пластиковые карты работников, использовали транзитный счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». Бухгалтерские записи по отражению в учете данной операции были следующими:
УЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
студент Новосибирского государственного университета экономики и управления,
РФ, г. Новосибирск
студент Новосибирского государственного университета экономики и управления,
РФ, г. Новосибирск
кандидат экономических наук, доцент
РФ, г. Новосибирск
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены особенности и различия учёта заработной платы в бюджетных, автономных и казенных учреждениях. Также приведен краткий обзор структуры системы оплаты труда работников бюджетной сферы, способы расчёта заработной платы, а также основные проводки, использующиеся ее начислении.
Порядок расчета налога
Для достоверного исчисления суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет, необходимо произвести следующие расчеты:
1) суммируются все доходы налогоплательщика, полученные им от работодателя как в денежной, так и натуральной форме. Если в их состав входят доходы, для которых предусмотрены разные налоговые ставки, доходы группируются в зависимости от применяемых к ним ставок налога;
2) определяется сумма доходов, освобожденных от налога, на которую уменьшается налогооблагаемый доход;
3) из облагаемого дохода производятся предусмотренные законом вычеты;
4) рассчитываются суммы налога по каждой группе доходов, для которых предусмотрены разные ставки налогообложения;
5) определяется общая сумма налога, подлежащая удержанию с доходов физического лица, путем сложения сумм налога, исчисленных по разным налоговым ставкам.
Учет расчетов по государственному социальному страхованию и обеспечению.
В соответствии с Конституцией РФ граждане России имеют право на получение государственного пенсионного, социального и медицинского обеспечения. Для реализации этих прав в РФ создана и действует система обязательного социального страхования. Все работодатели для финансирования расходов по социальному обеспечению работников организации обязаны ежемесячно делать отчисления в составе единого социального налога в ФСС.
Плательщиками налога признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в частности:
организации, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
индивидуальные предприниматели, к которым относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Не являются плательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Если организация или индивидуальный предприниматель наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности осуществляет иные виды предпринимательской деятельности, то они являются плательщиками налога с этих видов деятельности.
Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты наемным работникам, признаются:
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.
Порядок исчисления и уплаты налога
Организации самостоятельно рассчитывают сумму налога, подлежащую перечислению в государственные внебюджетные социальные фонды. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации.
Указанные налогоплательщики представляют налоговые декларации по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений. Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Налоговым периодом признается календарный год. Налоговую декларацию по единому социальному налогу налогоплательщики представляют один раз в год вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.
Уплата авансовых платежей по единому социальному налогу производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, если средства на оплату труда в организации выдаются 10-го числа, то платежные поручения должны быть представлены в учреждение банка 10-го числа, если же их выдача производится 20-го числа, то платежные поручения представляются не позднее 15-го числа.
Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.
Налогоплательщики должны представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования о суммах дохода и иных выплат, произведенных в пользу работников организации.
Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения по установленной форме о суммах:
начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
направленных ими на приобретение путевок;
расходов, подлежащих зачету;
уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Налогоплательщики-работодатели представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщики представляют в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по единому социальному налогу
Для учета начисленных и подлежащих перечислению (возмещению, зачету) сумм единого социального налога организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и организаций, финансируемых из бюджета, применяется счет 19 субсчет 193 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», с/счет 194 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию», с/счет 198 «Расчеты по пенсионному страхованию».
Начисление сумм единого социального налога производится по кредиту с/счета 193, 194, 198 в корреспонденции с дебетом различных счетов в зависимости от направления затрат в части начисленной заработной платы и иных произведенных выплат.
Как планировать ФЗП и ФОТ
Конечно легче спланировать ФЗП. Если значительных кадровых изменений на предприятии не грядет, можно отталкиваться от фактических показателей.
Так, годовой ФЗП по работникам на окладе рассчитывают так:
ФЗП (оклад) = Среднемесячный заработок * Среднесписочная численность * 12
По сдельщикам расчет будет следующим:
ФЗП (сдельная оплата труда) = Ставка за ед. продукции * Объем выпуска за год + Надбавки + Премии
По персоналу, который работает по часовой ставке:
ФЗП (почасовая ставка) = Сумма ставок всех работников * Количество рабочих часов в году
А спланировать ФОТ намного сложнее. Ведь точно спрогнозировать объем предстоящих выплат невозможно. Поэтому чаще ФОТ закладывают в бюджет по нормативу. Например, как определенный процент от плановой выручки.
Пример: В ООО «Меридиан» планирует размер ФОТ на следующий год. Среднесписочная численность сотрудников на окладе — 70 человек. Плановая среднемесячная заработная плата — 35 тыс. рублей.
Среднесписочная численность сдельщиков — 20 человек. Ставка за единицу продукции — 500 руб. Плановый выпуск на следующий год — 100 тыс. штук. Премия за выполнение плана — 7% от основной суммы.
Плановая выручка — 500 млн руб. Норматив на ФОТ — 20%.
ФЗП (оклад) = 35 тыс. руб. * 70 человек * 12 мес. = 29,4 млн руб.
ФЗП (сдельная оплата труда) = (500 руб. * 100 тыс. шт) + (500 руб. * 100 тыс. шт) * 7% = 53,5 млн руб.
ФЗП = 29.4 млн руб. + 53,5 млн руб. = 82.9 млн руб.
ФОТ = 500 млн руб. * 20% = 100 млн
Следовательно на дополнительные выплаты предприятие сможет направить: 100 млн руб. — 82,9 млн руб. = 17,1 млн руб.
Компенсация за задержку зарплаты. Платить?
Вопрос: обязано ли казенное учреждение в учете показывать начисления компенсации за задержку зарплаты, если отсутствуют лимиты бюджетных обязательств и ассигнования по КОСГУ 296 КВР 853.
Ответ: да, обязано (ст. 236 ТК РФ).
Обязанность выплатить компенсацию не зависит от того, виновен работодатель в задержке зарплаты или нет, есть лимиты или нет. Если работодатель нарушил сроки выплаты заработной платы, отпускных или других сумм, он обязан выплатить их работнику с процентами (денежной компенсацией). Даже если задержал выплату на один день.
Если не выплатить компенсацию, работник может пожаловаться в государственную инспекцию по труду. И тогда грозит внеплановая проверка учреждения.
Вывод: выплачивайте зарплату вовремя, если задержали выплату хотя бы на один день — выплачивайте компенсацию за задержку.
По какой формуле и как рассчитывается фонд оплаты труда
Любой наемный труд, являясь основной деятельностью человека, обязательно должен оплачиваться. Иными словами, конечным результатом любого труда является получение за него вознаграждения. Трудоустраиваясь, работник рассчитывает на определенную оплату, оговариваемую заранее и отраженную в соответствующей документации.
В свою очередь, работодатель, формируя штат, должен заранее рассчитывать средства, предназначенные на оплату труда и брать во внимание этот показатель в течение всего функционирования организации. Расходы на наемный персонал составляют важнейшую статью трат предпринимателя.
Рассмотрим, чем отличается фонд оплаты труда (ФОТ) от фонда заработной платы (ФЗП), как формируется ФОТ, как правильно его планировать и с помощью какой формулы производить расчет.