Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПАМЯТКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ О ВОЖДЕНИИ МОПЕДОВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Как получить права на мопед?
Для того, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен.
Первое, что необходимо сделать – это выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов.
Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в сети.
Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:
- возраст старше 16 лет;
- наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;
- отсуствие медицинских противопоказаний;
- успешная сдача итогового экзамена.
Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:
- болезни эндокринной системы;
- эпилепсия;
- моторные дисфункции;
- психические расстройства;
- серьезные нарушения слуха и зрения;
- алкоголизм и наркомания.
На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:
- Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).
- Удостоверение личности (паспорт).
- Справка из психиатрического и наркологического диспансера.
- Медицинское освидетельствование с положительным заключением.
- Две фотографии размером 3×4.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Нужны ли права на скутер и мопед
Краткий ответ – обязательно.
Более полный. История вопроса имеет свои корни в правилах дорожного движения, действовавших ещё в Советском Союзе. В те времена разрешалось водить мопеды, мокики и другие транспортные средства с объёмом мотора до 50 кубиков и максимальной скоростью до 50 км/час без водительских прав. При этом не требовалось защитного шлема. О наколенниках, налокотниках и защитных панцирях – «черепахах» – никто даже не слышал.
Времена изменились, вместе с ними поменялись и правила движения. Вопрос «до скольки кубов можно ездить без прав» потерял актуальность.
Внимание! Теперь для вождения любых механических ТС нужны водительские права соответствующей категории. Былая дорожная вольница канула в Лету и объявлена вне закона.
На каких ТС можно ездить без прав
В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).
Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.
Распространенные вопросы
Эти оба мотосредства не одно и тоже, потому что к мопедам (мотовелосипедам) относится 2-3-колесные транспортное средства со скоростью не выше 50 км/ч и мотором до 50 куб. А к скутерам (мотороллерам) относятся 2-3 и 4-колесные (квадрацикл) средства, которые развивают скорость свыше 50 км/ч и имеют объем мотора, как меньше, так и больше 50 куб.
Процесс регистрации мотосредства не требует наличия ВУ у регистрируемого. Также нужно учитывать, что водитель мопеда с объемом мотора, не превышающим 50 куб., не обязан иметь страхового полиса.
Для получения прав на управление мопедом гражданин должен представить в автошколу медсправку утвержденного образца, а также справку из наркологического и психико-неврологического диспансера, что водитель не стоит на учете.
Для того, чтобы избежать админответственности при вождении мототехники, гражданин обязан получить ВУ необходимой категории, пройдя для этого полный курс обучения в автошколе.
Обязательно ли получать
В Российской Федерации, управление двухколёсными средствами передвижения, которые не приводятся в движение мускульной силой человека, разрешается только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории.
Знание правил дорожного движения, при управлении мотоциклом без прав, может спасти только от ДТП, но не от инспектора ГИБДД, который обязательно направит транспортное средство на штрафстоянку, а «незаконному» водителю выпишет штраф.
Вне зависимости от модели мотоцикла и мощности двигателя, который на нём установлен, водители должны получить права, но только при достижении определённого возраста.
А вот нужны ли водительские права на кроссовый мотоцикл, или можно участвовать в соревнованиях и тренировках без прав категории «А». На этот вопрос ответить совсем не сложно.
Кроссовый мотоцикл относится к категории спортивного инвентаря, и предназначен для эксплуатации по грунтовому покрытию, поэтому получать водительское удостоверение не требуется.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Еще по теме: Можно ли управлять скутером с категорией B или без прав?
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
Права на скутер и мопед в зависимости от объема двигателя
Так как и «мопед», и «мотоцикл» относятся к механическим транспортным средствам, то их водитель, согласно п. 2.1.1 ПДД РФ, должен иметь при себе и предъявить по требованию сотрудника ГИБДД водительское удостоверение, подтверждающие право на управление ими. Соответственно, вне зависимости от объема двигателя мопеда или мотоцикла у водителя должны быть права.
Соотношение категорий транспорта и водительских категорий, обозначаемых большими латинскими буквами (А, В, С, D) расписано в п. 1 ст. 25 ФЗ «О безопасности…» от 10.12.1995 № 196.
Для управления мопедом (при объеме двигателя до 50 см3 и скорости до 50 км/ч) необходимо иметь права категории «М», для управления мотоциклом (при объеме двигателя более 50 см3 либо скорости свыше 50 км/ч) категории «А». Существует еще категория «А1», о которой мы уже упоминали и подробнее расскажем ниже.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
Почему именно скутер?
Напомним, со скольки лет можно ездить на скутере — с 16. Особо нетерпеливым соискателям на права можно начинать обучение с более раннего возраста. Скутер — оптимальное решение для подростка, решившего освоить управление двухколесным транспортом. Перечислим несколько причин:
- Максимальное сходство управления с мотоциклом. В отличие от мопеда, скутер оснащен коробкой передач, позволяющей регулировать скорость передвижения.
- Простота управления. Все органы управления расположены на руле, не требуют приложения больших усилий.
- Максимальный комфорт. Во время движения ноги водителя располагаются на удобной широкой подставке.
- Экономичность. Скутер — очень неприхотливая машина в плане расхода топлива. Агрегаты, выпущенные заводами мировых брендов, не требуют частого обслуживания и замены дорогостоящих запчастей.
- Привлекательный внешний вид и багажник. Каркас и силовая установка закрыты пластиковыми обводами, которые снижают воздействие потоков воздуха, придают машине современный облик. В заднюю часть скутера часто встраивают достаточно объемный отсек для полезных грузов.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
Нужны ли права на скутер 49 кубов?
Закон конкретно устанавливает обязанность иметь водительские права на скутер. Но многие несовершеннолетние водители сами решают для себя, как ездить. В результате вождения без прав получают серьезный штраф, который исчисляется в тысячах рублей. Все-таки, нужны ли права на скутер, какой категории? А если их нет, то какой будет штраф?
Давайте сразу разберемся: в российских законах не определено транспортное средство под названием «скутер». Если смотреть на объем мотора, то такой транспорт по Правилам дорожного движения в п. 1.2 можно назвать:
- Мопед, в случае мощности двигателя до 50 см кубических.
- Мотоцикл, при мощности мотора свыше 50 кубов.
Поэтому, двухколесный транспорт с силовым агрегатом 49 кубов считается мопедом. Но по Федеральному закону №196-ФЗ в пункте 1 указано, что езда на мопедах возможна только при наличии водительских прав, а именно, специального удостоверения. Поэтому права на скутер нужны в обязательном порядке.
Чем грозит езда без прав
Сотрудник ДПС имеет право остановить владельца скутера на любом участке пути и попросить документы. Штрафные меры различаются в зависимости от нарушения:
- Если ВУ оформлено, но у вас его нет при себе, то ограничитесь штрафом 500 руб.
- Поездки на скутере без удостоверения караются штрафом до 15 000 рублей. Сам электрический транспорт в этом случае отправится на штрафную стоянку. Вернуть его вы сможете только при предъявлении удостоверения.
- Если же права с собой, но их категория не соответствует мощности транспорта, штраф все равно придется платить, как за вождение без прав. Рекомендуем всегда иметь при себе технический паспорт скутера, где указаны его точные характеристики. Это поможет объясниться с инспектором, если возникнут недовольства с его стороны.
Нельзя ездить на электроскутере по тротуарам, газонам, велосипедным дорожкам и прочим зонам для пешеходов. За это административное нарушение также полагается штраф в размере 2 тыс. руб, несмотря на наличие ВУ.
Выезжая в город на электрическом скутере, первым делом проверьте, взяли ли с собой водительское удостоверение. На дорогах в общем потоке машин обязательно соблюдайте ПДД. Так вы предотвратите разборки с инспекторами и убережете себя от аварийных ситуаций.
С какой категорией прав можно ездить
Владельцам мопедов и скутеров важно помнить о существовании п. 7 ст. 25 ФЗ № 196, который гласит, что управлять мопедом можно как при наличии категории «М», так и любой другой. Это означает, что если владелец мопеда прошел обучение на любую другую категорию транспорта (мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль или даже на трамвай), то в его правах категория «М» открывается автоматически. И сдавать экзамены на категорию «М» дополнительно не нужно.
А вот для категории «А» таких льгот не предусмотрено. То есть при желании управлять мотоциклом или скутером, подпадающим под параметры «мотоцикл», придется проходить обучение и сдавать экзамен в ГИБДД, даже если у водителя уже открыта какая-либо из категорий.
Если нужны права на мопед: сколько учиться и как сдать экзамен?
Если в ближайшем будущем вы хотите купить мопед, то, чтобы получить права, вам придётся потрудиться не меньше, чем водителю автомобиля. Для начала вам нужно выбрать автошколу. Обучение будет длиться примерно 1,5 – 2 мес.
По окончании нужно будет сдать внутренний экзамен в автошколе, а также теорию и практику в ГИБДД. Как это происходит:
- Сдача теоретической части. Согласно п. II пп. 12 Правил проведения экзаменов и выдачи ВУ, в ГИБДД вам нужно будет ответить на 20 вопросов. Ошибиться можно только дважды. Теория сдаётся так же, как экзамен в автошколе. Вы можете попробовать свои силы дома – тренироваться в прохождении теста можно по специальной программе «Экзаменационные билеты ПДД для категорий A,B,M,C,D», которая закачивается абсолютно бесплатно.
- Сдача практической части. Практика сдаётся на автодроме по тем же правилам, что и для мотоциклистов. Вы должны показать, что ваша маневренность и реакция находится на достаточном уровне и вы уверенно чувствуете себя за рулём ТС. Согласно п. II пп. 13 Правил, для этого придется выполнить несколько упражнений:
- 1-й круг – габаритный коридор и полукруг, набор скорости и торможение. В начале дистанции нужно проехать между конусами, затем повернуть налево, разогнаться и притормозить до полной остановки перед знаком «стоп». Здесь главное не забыть указать руками левый поворот и остановку, и переключиться на нейтральную передачу после выполнения упражнения;
- 2-й круг – змейка, колейная доска и движение по прямой на небольшой скорости. Водитель маневрирует между конусами до поворота, выполняя змейку. Затем он поворачивает и заезжает на доску, проезжая дистанцию так, чтобы оба колеса оставались на ней. Далее нужно закончить упражнение, проехав на небольшой скорости до знака «стоп». Здесь тоже важно указывать повороты и предупреждать об остановке;
- 3-й круг – габаритная восьмерка. Водитель заходит на дистанцию и выходит из неё между двумя кругами, которые образовывают восьмёрку. Здесь главное проехать по кругу так, чтобы не задеть конусы.
«Скутер» — это транспортное средство, оснащённое мотором с рабочим объемом не больше 50 см³. Такое средство передвижения можно было встретить ещё на дорогах СССР. В настоящее время водить скутер без прав запрещено. Управлять такой техникой можно при наличии прав с отметкой о получении категории «М».
Важно понимать, что не все модели скутеров являются маломощными. Некоторые виды оснащаются силовым агрегатом с объёмом превышающим обозначенные рамки. За счёт такого мотора транспортное средство развивает и большую скорость движения. Для полноправного управления такими моделями ранее требовалось иметь удостоверение с категорией «А», соответствующей правом управления мототехникой. Теперь такая категория скутеров выделена в отдельную подкатегорию «А1».
Зачастую скутер приравнивают к мопеду или к мотоциклу. Это ошибочно, скутер лучше назвать конструктивной серединой.
Основные отличия от мопеда в конструктивном происхождении:
- Мопед — конструктивное развитие велосипеда.
- Скутер —конструктивная версия мотороллера, его облегченный аналог. А мотороллер можно назвать мотоциклом.