Новые ставки утилизационного сбора введут с 1 января 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые ставки утилизационного сбора введут с 1 января 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Нужно ли платить утилизационный сбор за мотоцикл?

Ответ специалиста по ВЭД: Согласно ставок и перечню транспортных средств, которые при ввозе налагается утильсбор утвержденных в Приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 16.11.2020 № 647). Утилизационный сбор не уплачивается в отношении ввозимых мотоциклов, тракторов, погрузчиков, бульдозеров. Так же утильсбор не уплачивается при ввозе на территорию РБ прицепов и полуприцепов, в том числе прицепов категории 04, а также специальных и специализированных прицепов и полуприцепов данной категории, с даты выпуска которых прошло не больше 3-х лет.

Вопрос: Можно ли поставить авто на учет и оплатить утильсбор после регистрации в ГАИ?

Ответ специалиста по ВЭД: К сожалению, нет. Если вы ввозите автомобиль, то до постановки его на учет в ГАИ необходимо заплатить утильсбор и оформить в таможне документ уплаты. Документ заполняется в специальной программе с формированием электронной копии для предоставления в таможню. За легковые авто ввозимые физическими лицами для личного пользования с государств Таможенного союза ЕАЭС утилизационный сбор уплачивается до осуществления регистрационного учета в МРЭО ГАИ Беларуси, за машины, которые ввозятся физ. лицами из государств, не входящих в состав ЕАЭС, уплата утиль сбора осуществляется до постановки на таможенную процедуру выпуска.

Когда утильсбор должны уплатить юридические лица и индивидуальные предприниматели, смотрите здесь.

Вопрос: Может ли за меня сбор за утилизацию автомобиля оплатить другой человек?

Ответ специалиста по ВЭД: Утильсбор должен быть уплачен владельцем транспортного средства с указанием данных паспорта или лицом, осуществляющим ввоз транспортного средства по доверенности. При наличии нотариально заверенной доверенности на право приобретения транспортного средства, представления интересов владельца автомобиля в таможенных органах, с правом подписи всех необходимых документов и правом оплаты таможенных и иных платежей, утилизационный сбор может оплатить доверенное лицо.

Плательщики утилизационного сбор

Уплата утилизационного сбора касается как физических, так и юридических лиц, которые ввозят на территорию Республики Беларусь транспортные средства. Или произвели (изготовили) транспортное средство на территории РБ и осуществили его отчуждение, либо используют это средство для собственных нужд.

Исключением являются: беженцы, иностранные подданные, работники консульств и дипломатических структур, некоторые представители международного значения. Далее, собранные средства государством, направляются на утилизацию старых неэксплуатируемых автомобилей.

Сбор взимается со следующих лиц:

· Организации

· Индивидуальные предприниматели

· Предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения

· Физические лица

Размеры ставок и расчет утилизационного сбора

Новой редакцией постановления ставки утилизационного сбора установлены в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:

· Не более 3 лет;

· От 3 до 7 лет;

· Более 7 лет

Документом также установлены ставки для таких категорий транспортных средств как грузовые автомобили, самосвалы, предназначенные для работы в условиях бездорожья, автобусы, прицепы и полуприцепы.

Читайте также:  Замена прав через МФЦ в 2022 году

Ставки для физических лиц на утилизационный сбор от 01.01.2022 для легковых авто, ввозимые для личного пользования:

Дата выпуска автомобиля

Ставка для легкового автомобиля для физлиц

Не более 3 лет

544,5 BYN

Старше 3 и не старше 7 лет

816,7 BYN

Старше 7 лет

1225,1 BYN

Какое транспортное средство подлежит обложению данным налогом?

  • произведенное на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое изготовителем для собственных нужд;
  • достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки изготовитель в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
  • ввозимое в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпущенное в свободное обращение;
  • ввозимое в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Какие предусмотрены льготы по уплате утилизационного сбора?

От утилизационного сбора освобождаются транспортные средства:

  • ввозимые в Беларусь в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи;
  • ввозимые в Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких организаций, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются ее гражданами;
  • произведенные в Беларуси организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров РБ, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы страны и впоследствии ввозимых в Республику Беларусь;
  • ввозимые в Беларусь и помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
  • ввозимые в Беларусь и обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
  • ввозимые в Республику Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и/или процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется соответствующими государственными органами, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
  • задержанные таможенными органами при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством;
  • в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Признается объектом обложения утилизационным сбором транспортное средство (п. 1 ст. 301 НК):

  • произведенное (изготовленное) на территории РБ и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;

  • достроенное на территории РБ на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);

  • ввозимое (ввезенное) в РБ в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;

  • ввозимое (ввезенное) в РБ и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

  • ввезенное в РБ с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащее государственной регистрации на территории РБ в соответствии с законодательством.

Для целей исчисления утилизационного сбора к транспортному средству не относится шасси, представляющее собой устройство на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства и не имеющее хотя бы одной из следующих составных частей: кабины, двигателя, кузова (п. 2 ст. 301 НК).

Включение сумм утильсбора в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

Уплаченная сумма утилизационного сбора:

  • подлежит отнесению на увеличение стоимости транспортного средства при принятии этого транспортного средства плательщиком к бухгалтерскому учету в качестве ОС;

  • включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, расходов, учитываемых ИП при исчислении подоходного налога с физических лиц при принятии к бухгалтерскому учету, в иных случаях;

  • включается в состав расходов, связанных с приобретением возмездно отчуждаемого имущества, при предоставлении физическому лицу, уплатившему утилизационный сбор, имущественного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц.

Читайте также:  Как обжаловать исключение из ЕГРЮЛ

Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение (до оформления ПТС или электронного паспорта). То есть импортеры платят сбор до окончания таможенного оформления. А производители – до момента продажи. Без отметки об уплате сбора зарегистрировать технику не удастся.

Крупнейшие производители должны заплатить сбор в течение 45 календарных дней с даты представления расчета в налоговую инспекцию. А за III квартал – в течение 90 календарных дней, следующих за кварталом.

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Если крупнейший производитель не заплатит сбор или заплатит не в полном объеме, налоговая инспекция взыщет платеж принудительно. Порядок взыскания тот же, что и для налогов (гл. 8, 10, 11 НК, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Кто должен платить утилизационный сбор?

Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Пошаговая инструкция покупки автомобиля в Белоруссии в 2022 году

Чтобы упростить приобретение автомобиля в Белоруссии, рекомендуется действовать, соблюдая пошаговую инструкцию покупки. В 2022 году гражданину предстоит:

  1. Определиться с желаемой моделью транспортного средства, провести анализ цен на авто порталах и выбрать один или несколько подходящих вариантов.
  2. Решить, когда будет произведена покупка. Если в объявлении дополнительно отражены вин-код или номер кузова, с их помощью можно проверить транспортное средство на юридическую чистоту и комплектацию. Для этого лицо может воспользоваться онлайн-сервисами.
  3. Связаться с продавцом, уточнить описание машины, спросить о соответствии экологическим стандартам, выяснить год выпуска, поторговаться. Если в объявлении не указан код, стоит попросить предъявить его для проверки. Если требуется, допустим запрос дополнительных фото или видео.
  4. Гражданин договаривается о приобретении средства и приезжает в установленное время. Дополнительно можно посетить Белоруссию без предварительного анализа автопорталов и самостоятельно выбрать автомобиль на месте. Однако существует риск, что лицо не найдет подходящую машину.
  5. Гражданин прибывает на место, осматривает автомобиль, проверяет документы в личный паспорт хозяина транспортного средства, выясняет работоспособность узлов и устройств, проводит тест драйв. Дополнительно можно торговаться с продавцом и прийти к соглашению об окончательной стоимости.
  6. Происходит заключение сделки. Стороны оформляют классический ДКП, визируют документы в ГАИ. Затем происходит передача денежных средств и ключей.
  7. Вносится депозит. Его можно внести заранее до поездки за машиной или после покупки на границе РФ и Белоруси. Наличие депозита гарантирует, что вы своевременно уплатите налоги и утилизационный сбор. Без внесения депозита растаможить машину не удастся. Чтобы перечислить сумму, необходимо примерно оценить размер сборов, посетить таможенную службу заранее или на границе по дороге в Россию, написать заявление и предоставить денежные средства. Переплату в последующем можно вернуть.
  8. Гражданин доставляет транспортное средство на таможенный пункт, находящийся на территории РФ. Действие можно выполнить посредством перегона или использования автовоза. В уполномоченном органе потребуется предоставить гражданский паспорт, договор купли-продажи или справку-счёт, документ, заменяющий техпаспорт. Дополнительно необходим Эко-сертификат или свидетельство о доводки агрегата до нужных стандартов.
  9. Таможенники проверят документацию и автомобиль. Если нарушения не будут найдены, лицо получит ПТС. Процедура оформления документа занимает от 1 дня. Иногда промежуток доходит до месяца и более. Срок продлевается, если нужно делать запросы для проверки документов и автомобиля. В это время на транспортном средстве лучше не ездить.
  10. Когда ПТС получен, автомобиль регистрируется в ГИБДД в установленном порядке.
Читайте также:  Доплата к пенсии за иждивенцев в 2022 году

Базовая ставка вычисляется по курсу, установленному Центробанком на текущий период. Если автомобиль эксплуатируется 4 года и находится в собственности частного лица, на момент оплаты сбора базовая ставка равна 20 тыс. российских рублей (5 410 000 белорусских рублей).

Для физлиц установлен коэффициент 0,15. Соответственно, для определения суммы сбора достаточно умножить 5 410 000 на 0,15. Получаем 811 500 белорусских рублей, что и является суммой, которую необходимо оплатить в качестве утилизационного сбора.

Если собственником транспорта выступает юридическое лицо, расчеты усложняются. Автомобиль массой менее 2,5 тонны, эксплуатируемый более трех лет, имеет базовую ставку 150 000 российских рублей и коэффициент 0,88. Умножаем 150 000 на 0,88 и получаем 132 000 российских рублей утилизационного сбора. В белорусской валюте это составит 4 282 000.

В указе №64 от 04.02.2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» есть пункт 1.7. Приведем его полностью:

«Действие настоящего Указа не распространяется на транспортные средства, зарегистрированные на территории РБ в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Указа, а также транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу настоящего Указа».

Теперь простыми словами. Не надо платить утильсбор: во-первых, если авто уже было зарегистрировано в РБ до начала действия закона; во-вторых, если авто выпущено в свободное обращение.

Сергей запросил копию ПТС у продавца, и оказалось, что машина попала в Россию именно из Беларуси и именно до вступления указа в силу, то есть до 2014 года. «Вооружившись уже копией ПТС и распечаткой самого указа, я опять рванул в МРЭО ГАИ, счастливый в своей правоте, — описал дальнейшие действия tomy. — Однако в качестве ответа услышал фразу „вы неправильно понимаете данный пункт указа“. Я начал рассылать письма во все инстанции — от налоговой и МВД до Совета министров. В результате трехмесячной переписки мной был получен положительный ответ. Только так я смог поставить на учет автомобиль без уплаты утильсбора».

Какие автомобили не требуют растаможки?

Чтобы машина, импортируемая в РФ, смогла избежать растаможки, нужно, чтобы транспортное средство соответствовало определенным условиям:

  • импорт транспортного средства на территорию Белоруссии должен был осуществиться до 1 января 2010 года. Дело в том, что до вышеуказанной даты на территории Белоруссии существовали практически те же налоговые ставки, что и в Российской Федерации. Именно поэтому в данном случае принято считать, что машина уже успела компенсировать все налоговые издержки;
  • завод-изготовитель транспортного средства должен быть расположен на территории страны, которая является членом Таможенного союза. Для этого новому собственнику машины придется предъявить соответствующие доказательства в виде документов на ТС;
  • при регистрации машины на территории Белоруссии был оплачен налог в соответствии с суммой таможенной пошлины России.

Авторынок Белоруссии: на какой стоит обратить внимание

Авторынок можно найти в Белоруссии по следующим адресам:

Название Авто рынок «Ждановичи»
Адрес Минск, ул. Тимирязевская, 123/2
Телефон +375 17 259-60-98
Название «Авторынок Витебского ОУП «Автосервис и торговля»
Адрес Витебск, ул. Софьи Панковой, 1 А
Телефон +375 21 223-71-07


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]