Регионы действия прямых выплат и особенности взаимодействия с ФСС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регионы действия прямых выплат и особенности взаимодействия с ФСС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поправки вносятся в законы 125-ФЗ о «несчастном» соцстраховании, 255-ФЗ о «больничном» и «материнском» соцстраховании. Касаться все это будет не только собственно пособий, но и, например, оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого) на период санаторно-курортного лечения и проезда туда и обратно.

ФСС сможет забрать пособие у гражданина

Вводятся отдельные нормы для случаев, когда пособие было получено неправомерно. Фонд сможет выставить требование о возврате пособия, и получить такую бумагу может как работодатель, так и сам гражданин (в зависимости от того, кто, по мнению ФСС, виновен в убытках фонда). Пособие в этом случае придется вернуть в фонд в течение 10 календарных дней. Причем, требование может быть направлено по почте и будет считаться полученным на шестой день (в том числе – если направлено физлицу).

Если требование не исполнено, и сумма «лишнего» пособия превышает 3 тысячи рублей, ФСС обратится в суд. Если сумма меньше, то ждут либо пока накопится, либо пока истекут три года – и после этого в течение полугода ФСС идет в суд. Кстати, право обжаловать акты ФСС по-прежнему будет закреплено в законах о соцстраховании только за страхователями, но не за застрахованными лицами.

Что осталось по-прежнему

По старой схеме за работодателем оставили выплату пособия на погребение умершего сотрудника. Конечно, эти расходы можно потом вернуть, обратившись в ФСС с заявлением и предоставив туда необходимый комплект документов, включая заявление и справку о смерти.

Знайте, что как только ФСС получит полный пакет документов, у него есть 10 рабочих дней, чтобы всё проверить и вынести решение о выплате пособия. Далее в течение 2-х рабочих дней Фонд должен перечислить деньги на расчетный счет работодателя.

Кроме того, пособие за первые 3 дня болезни (подтвержденные больничным листом), как и раньше, оплачивает работодатель из собственных средств, без возмещения от ФСС.

Пониженные тарифы страхвзносов в 2022 году

В 2022 году субъекты МСП в сфере общепита получили новые льготы по страхвзносам, при условии, что они соответствуют критериям, указанным выше по коду ОКВЭД, среднесписочной численности, размеру доходов и среднего заработка.

Иные компании, включенные в реестр МСП, имеют право применять пониженные тарифы. Их размер — 15% с выплат сверх МРОТ (аа. 17 п. 1 ст. 427 НК). А в пределах лимита страхвзносы считаются по стандартной ставке 30%.

Для перехода на льготные тарифы страхвзносов субъекты МСП не подают заявление. Кроме того, право на сниженные тарифы не зависит от кода ОКВЭД, указанного в реестре МСП (Письмо ФНС от 12.08.2020 г. № СД-4-3/12972). Для использования права необходимо лишь быть включенным в реестр МСП.

Расчет страхвзносов для этих плательщиков производится таким образом:

Часть зарплаты в пределах МРОТ

Часть зарплаты свыше МРОТ

Тариф взносов для субъекта МСП

  • 22% — на ОПС;
  • 5,1% — на ОМС;
  • 2,9% — на ВНиМ.
  • 10% — на ОПС (лимит не учитывается);
  • 5% — на ОМС;
  • 0% — на ВНиМ.

Общий размер тарифов по страхованию

30% в пределах МРОТ

15% с суммы зарплаты свыше МРОТ

Что меняется при переходе на прямые выплаты от ФСС

С 2021 года ответственность за получение большинства пособий переходит на фонд соцстраха РФ. Но изменения не значат, что организация перестает выплачивать работникам средства из своих ресурсов.

Компания финансирует первые 3 дня периода больничного или другой временной нетрудоспособности. Соответствующее условие предусмотрено в ФЗ №255 от 29 декабря 2006-го и правительственном постановлении №294 от 21 апреля 2011-го. На 4-й день за получение средств отвечает Фонд социального страхования. С начислений, как определяет закон о переходе организаций на новую систему, ФСС удерживает НДФЛ.

С 2021-го работодатели перестанут отвечать за начисление больничного и оплату «материнских» пособий. Но это не значит, они полностью переложат ответственность на российский ФСС. Компаниям по прежнему необходимо выплачивать работникам компенсацию за:

  • выходные по уходу за ребенком-инвалидом;
  • процедуру погребения ближайшего родственника;
  • мероприятия по профилактике производственного травматизма.

Подготовившись переходить на новую систему, компании должны понимать, что работник, точнее, оплата его социальных потребностей, не перестает быть его ответственностью. Сотрудник продолжает предоставлять документы «первой инстанции», согласно действующей инструкции. Уведомление от работника становится основанием, определяющим право на выплаты напрямую из ФСС.

Применение нового механизма должно в первую очередь положительно повлиять на сотрудников. Закон определяет обязательный период выплаты пособий. Сотруднику не придется думать, что делать в случае отсутствия у работодателя возможности рассчитаться в дни начисления средств.

Как подготовиться к переходу на проект «Прямые выплаты»

Социальный пакет, доступный сотруднику, зависит от типа компании. Максимальное страхование традиционно обеспечивает официальное трудоустройство в государственных учреждениях. Работникам должным образом оплачивают больничный (пособие по временной нетрудоспособности), довольствие, полагающееся за материнство. Вопросы о назначении социальных дотаций сотрудники решали напрямую с руководством или бухгалтерией организации. С 2021 года принцип получения дотаций изменится. Необходимо разъяснить сотрудникам, что нужно для перехода на прямые выплаты. В частности, речь идет о способах получения средств. Их могут направлять на:

  • банковский счет;
  • почту (переводом);
  • карту «МИР».

С переходом на последнюю возникли проблемы. Первый срок начисления социальных средств на карту «МИР» приходился на лето 2020-го. Но завершение процедуры пришлось отложить из-за пандемии коронавируса и сопутствующих сложностей. По новым срокам прямые выплаты на карту МИР должны были начаться с октября 2020-го и января 2021-го. Согласно последним решениям правительства, завершение процедуры перенесено на лето следующего года.

Работодатель должен заранее объяснить сотрудникам, как будут производиться выплаты с 2021 года. Проще всего делать заявление, повесив соответствующую памятку в бухгалтерии или офисе. Кроме того, работодатель обязан:

  • согласно приказу фонда соцстраха №578 от 24 ноября 2017-го получить от сотрудников документы, касающиеся выплаты пособия по уходу за ребенком;
  • передать вышеназванные бумаги на всех получателей до дня, когда средства начинают начисляться напрямую через ФСС;
  • своевременно ввести электронные больничные листы;
  • завести электронную подпись, проверить доступ к онлайн-сервисам органов социального страхования.
Читайте также:  Власти Петербурга лишат финансовой поддержки часть многодетных семей

До того, как прямые выплаты с ФСС в 2021 году вступят в силу, стоило попрактиковаться должным образом в оформлении электронных документов. До начал прямого сотрудничества с Фондом соцстраха, можно было пользоваться его шлюзами в режиме Экстерна.

Пособие по беременности и родам в ФСС

Оба варианта призваны закрепить гарантию женщины, с дохода которой выплачивались взносы в соцстрах, на пособие по временной нетрудоспособности. Вместе с единовременной выплатой по беременности и родам работница может оформить через Фонд и пособие за постановку на учет на ранних сроках беременности.

  1. Общее количество календарных дней в расчетном периоде составило 730 дней (ни один из расчетных годов не был високосным).
  2. Определяется количество дней, исходя из которого начисляется пособие. Из расчетного периода вычитаем период нахождения на больничном (730 – 39 = 691 день).
  3. Находится среднедневной заработок женщины: 718 000 руб. / 691 день = 1 039,07 руб.
  4. Полученная сумму сравнивается с минимумом, установленном в 2022 году:
    • МРОТ с 01.07.2022 г. составляет 7 500 руб.;
    • минимальный среднедневной размер пособия тогда составит 7 500 руб. × 24 мес. / 730 дней = 246,58 руб.;
    • рассчитанная сумма больше минимальной, поэтому принимается к дальнейшему расчету.
  5. Проводится сравнение с максимальным допустимым размером выплаты исходя из суммы страховой базы в 2022-2022 гг.:
    • (624 000 руб. + 711 000 руб.) / 730 = 1 828,77 руб.;
    • рассчитанная сумма меньше максимальной, поэтому принимается окончательно для расчета пособия.
  6. Подлежащий уплате из ФСС размер пособия по беременности и родам составит 1 039,07 руб. × 140 дней = 145 469,80 руб.

Пилотный проект ФСС — как участвовать и в чем преимущества?

Реформирование системы социального страхования началось еще 01.07.2011. До этого во всех регионах Российской Федерации пособия застрахованным лицам выплачивались работодателем и уменьшали при этом сумму начисленных им страховых взносов. Но потом страна начала постепенно переходить на прямые выплаты пособий ФСС.

В период 2012-2020 гг. правила финансирования пособий в пилотном проекте определялись постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. Хронология вступления регионов в проект такова:

  • Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область (с 01.01.2012 по 31.12.2020);
  • Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край (с 01.07.2012 по 31.12.2020);
  • Республика Крым, Севастополь (с 01.01.2015 по 31.12.2020);
  • Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области (с 01.07.2015 по 31.12.2020);
  • Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области (с 01.07.2016 по 31.12.2020).
  • Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область (с 01.07 2017 по 31.12.2020);
  • Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Тыва, Костромская и Курская области (с 01.07.2018 по 31.12.2020);
  • Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Камчатский край, Владимирская, Псковская и Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа (с 01.01.2019 по 31.12.2020);
  • Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области (с 01.07.2019 по 31.12.2020);
  • Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ (с 01.01.2020 по 31.12.2020);
  • Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области (с 01.07.2020 по 31.12.2020).

Участие в пилотном проекте ФСС было обязательно для всех работодателей указанных регионов, права выбора у них не было.

С 2021 года пилотный проект распространили на всю территорию РФ. Правила финансирования теперь устанавливает постановление Правительства от 30.12.2020 № 2375. С 2022 года данный порядок планируется сделать постоянным.

Новая система взаимодействия ФСС со страхователями и застрахованными направлена на оптимизацию документооборота, переход на электронный обмен данными как внутри государственного аппарата, так и со сторонними участниками (медицинскими учреждениями, страхователями), а также на усиление контроля экспертизы временной нетрудоспособности.

Выплата пособий в рамках пилотного проекта ФСС

В постановлении указано, что включение региона в пилотный проект не является в данном случае основанием для отказа в возмещении расходов: ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом от 29.12.2022 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, пособия за постановку на учет на ранних сроках беременности происходит за счет средств ФСС, суды сделали обоснованный вывод о том, что выплаченные работодателем денежные средства по решению суда общей юрисдикции в данном случае подлежат возмещению фондом.

Пилотный проект ФСС «Прямые выплаты» — что это такое

Каждый российский сотрудник считается лицом, застрахованным в ФСС (Фонде социального страхования) — работодатель обязан перечислять за своих работников взносы на социальное страхование при проведении расчетов по заработной плате с трудящимися. Соответственно этому, каждый трудящийся получает право на определенные льготы и выплаты за счет системы социального страхования. При этом по общим правилам, предусмотренным действующим законодательством, за большинством пособий сотрудник должен обращаться непосредственно к работодателю. Выплаты в свою очередь по данным пособиям также проводит работодатель и лишь впоследствии получает компенсацию из Фонда социального страхования после подачи в него документов и их проверки.

Однако с 2012 года на российской территории действовать особый проект ФСС. Что же это такое? Этот проект предусматривает прямое участие Фонда в формировании и проведении выплат и исключение работодателей из данной цепочки. В субъектах федерации, участвующих в проекте, все средства по предусмотренным законом пособиям трудящиеся получают непосредственно от ФСС, а не от своего работодателя.

Такой проект призван повысить качество контроля ФСС за фактическим соблюдением законодательства, уменьшить нагрузку на работодателей и снизить финансовые риски для субъектов хозяйствования. Кроме этого, такой подход обеспечивает дополнительную безопасность российским работодателям. Так, если в обычных условиях работодатель осуществит оплату поддельного или неправомерно оформленного больничного листа — он не сможет получить никакой компенсации. В регионах, где функционирует пилотный проект, максимум, что сможет потерять работодатель в таком случае — оплату всего трёх дней больничного. А решение по остальной сумме выплат будут принимать уже непосредственно специалисты фонда.

Изначально проект стартовал всего в двух регионах Российской Федерации в 2012 году, однако с каждым годом количество участвующих в нём регионов увеличивалось, и в скором времени данный проект начнет действовать во всех субъектах РФ без исключения. Таким образом, каждому работодателю следует внимательно рассмотреть принципы функционирования пилотного проекта и регионы, в которых он действует, ведь в противном случае, игнорирование действующего проекта может привести к масштабным финансовым издержкам и дополнительным рискам для работодателей.

Читайте также:  Как уменьшить налог на сумму страховых взносов ИП на УСН и ЕНВД

Семь новшеств в правилах выплаты пособий

  • В рамках пилотного проекта ФСС выплаты полагающихся работнику пособий социального характера, предусмотренных законами № 255-ФЗ и № 125-ФЗ, осуществляет не страхователь, а сам фонд. Страхователь же выполняет роль посредника, получающего необходимые документы от работника, дополняющего их данными о себе и передающего сведения в фонд.
  • Новинкой 2020 года для пилотного проекта становится присоединение к нему новых регионов РФ. Возможным новшеством может также оказаться утверждение новых форм документов, используемых при взаимодействии страхователя и ФСС по пилотному проекту.
  • С 2021 года порядок выплаты пособий, действующий в рамках пилотного проекта, предполагается распространить на всю территорию России, внеся необходимые изменения в законы № 255-ФЗ и № 125-ФЗ.

Положения законопроекта расширяют полномочия ФСС. В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 3[4] проекта страховщик имеет право:

— запрашивать у страхователей сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения, документы, подтверждающие сведения, представленные страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, а также сведения и документы, связанные с расходами на выплату социального пособия на погребение;

— проводить проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, а также сведений и документов, необходимых для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, требовать и получать от страхователя документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

— проводить проверки полноты и достоверности представляемых застрахованным лицом сведений и документов;

— запрашивать и получать в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы временной нетрудоспособности, сведения и документы, необходимые для проверки наступления страхового случая, а также для проверки соблюдения условий и порядка формирования листков нетрудоспособности;

— запрашивать и получать в налоговых органах сведения о начисленных и уплаченных страхователями страховых взносах;

— осуществлять проверку соблюдения условий и порядка формирования листков нетрудоспособности;

— предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении расходов на страховое обеспечение по необоснованно сформированным с нарушением установленных условий и порядка листкам нетрудоспособности;

— представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

— принимать по результатам проведённых контрольных мероприятий решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения в случаях выявления фактов недостоверности или сокрытия сведений;

— иные полномочия;

Новые обязанности работодателей, в частности, следующие (п. 2 ст. 2[5], п. 2 ст. 3[6] проекта):

— своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган ФСС сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты застрахованному обеспечения по страхованию, а также заявление и документы для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (п. 4 ст. 1[7] проекта);

— возмещать страховщику суммы излишне понесённых им расходов на выплаты страхового обеспечения, если эта переплата произошла из-за того, что работодатель подал недостоверные или неполные сведения (п. 2 ст. 3[8] проекта).

В соответствии с пунктом 14 статьи 3[9] проекта застрахованное лицо должно представлять работодателю сведения, в том числе при трудоустройстве, которые необходимы для выплаты страхового обеспечения. Кроме того, надо своевременно сообщать, если сведения изменятся. Направлять информацию можно будет как на бумаге, так и электронно по форме, утверждённой ФСС РФ.

Главной особенностью новой системы выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является то, что ФСС назначает и выплачивает застрахованному лицу пособия напрямую, минуя работодателя. За работодателем останется только функция сбора и предоставления в фонд необходимых документов для выплаты пособия работнику. Конкретный их перечень и порядок их получения страховщиком установит правительство.

Сведения о застрахованном лице, полученные страхователем, передаются им в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее трёх рабочих дней со дня их получения (пп. 15 п. 14 ст. 3[10] проекта). При этом работодатель по-прежнему должен будет оплачивать работнику первые три дня в случае заболевания.

Правила назначения, расчёта и выплаты пособия страховщиком будут установлены в отдельной статье (пп. 16 п. 14 ст. 3[11] проекта).

Проектом предполагается, что преимущественно будут оформляться только электронные листки нетрудоспособности (ст. 5[12] проекта). Бумажные бланки больничных листов будут выдаваться только в определённых случаях.

Поэтому для работодателей, которые ещё не перешли на электронные больничные листы, рекомендуется сделать это заранее. Переход на электронные больничные позволит сократить время работников медицинских учреждений и страхователей на оформление больничных листов, поможет избежать ошибок в оформлении бланков и значительно уменьшит случаи страхового мошенничества.

Выплата пособий будет осуществляться ФСС через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию, указанную в сведениях о застрахованном лице (п. 14 ст. 3[13] проекта).

Информацию о назначении и выплате пособий ФСС РФ должен будет размещать в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом[14] от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Проектом предусмотрена ответственность за совершение нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Например, при отказе представить документы страхователю грозит штраф в размере 200 рублей за каждый документ (п. 18 ст. 3[15] проекта). В случае подачи неполных или искажённых сведений либо документов, то штраф составит 20 % от суммы излишне понесённых расходов на выплату страхового обеспечения, но не более 5 000 рублей и не менее 1 000 рублей (п. 14 ст. 1[16], п. 18 ст. 3[17] проекта). В случае нарушения страхователем срока представления сведений — 5 000 рублей.

Помимо этого, излишне понесённые расходы ФСС взыщет со страхователя или застрахованного лица. Для этого предусмотрят порядок выставления требования и взыскания.

***

Подводя итоги, отметим, что новый механизм назначения и выплаты пособий обладает, безусловно, рядом преимуществ, а именно:

  • повышение социальной защищенности граждан (своевременное и полное обеспечение граждан страховыми выплатами);
  • оплата пособий не будет привязана к тому, перечисляет ли организация страховые взносы;
  • снижение затрат страхователей на обработку и расчёт пособий;
  • упрощение документооборота между субъектами обязательного социального страхования;
  • автоматизация функций, связанных с начислением и выплатой пособий;
  • исключение нарушений при назначении пособий (например, выплаты не будут задерживаться из-за недостатка финансовых средств у работодателя);
  • упрощение порядка заполнения формы 4-ФСС и расчёта по страховым взносам, в отчётности не нужно отражать данные по пособиям.

Федеральный закон №362-ФЗ от 9 ноября 2020 года внес в Трудовой кодекс поправки об изменении полномочий установления зарплаты работникам бюджетной сферы. До поправок решение о ее величине принимало руководство субъекта федерации или руководитель организации — например, главный врач больницы. Теперь это прерогатива Правительства. Именно оно призвано определять и регулировать оклады и ставки, устанавливать компенсационные и стимулирующие выплаты.

Читайте также:  УСН на 2021 год: что изменилось для налогоплательщиков

Реформа продлится до 2025 года. Сроки поэтапного перехода на новую систему определяет Правительство. Цель реформы — упорядочить и унифицировать доходы бюджетников вне зависимости от региона проживания.

В 2022 году будут реализованы пилотные проекты новой системы оплаты труда медиков и педагогов.

Постановление Правительства РФ №1620 от 27 сентября 2021 года «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. №847» объявило о внедрении новой системы оплаты труда медиков в семи регионах:

  • Республика Якутия;
  • город Севастополь;
  • Белгородская, Курганская, Омская, Оренбургская и Тамбовская области.


Зарплата будет формироваться на основе:

  • утвержденных правительством должностных окладов — предусмотрено 16 должностных групп: от санитара и медсестры до врача-специалиста и заведующего отделением;
  • выплат компенсационного характера, регламентируемых Правительством. В едином перечне 8 видов таких выплат, например: надбавка за работу с вредными или опасными условиями труда (оказание психиатрической помощи, лечение ВИЧ-инфицированных и подобное); надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями; надбавка за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение должностей, работа в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочная работа). Размер будет варьироваться от 4 до 60% от размера оклада работника;
  • выплат стимулирующего характера: в едином перечне 16 видов таких выплат (за работу в сельской местности, в выездных бригадах санавиации, наставничество). Размер составит от 10 до 60% от оклада;
  • иных выплат, предусмотренных законами субъектов РФ.


Размер оклада будет рассчитан с учетом трех величин:

  • расчетная величина — базовый показатель методики равен МРОТ;
  • коэффициент сложности труда — от 1 до 3,13 — зависит от выполняемой медицинским работником работы;
  • региональный коэффициент, учитывающий экономическую дифференциацию субъекта РФ. Рассчитывается на основе средней зарплаты по региону: величина будет составлять от 1 до 3,08 в целом по стране, в экспериментальных регионах — от 1 до 1,38. Подлежит пересмотру не реже одного раза в 5 лет.
  • Зарплата в регионах проведения эксперимента не может быть ниже выплат по действующей системе.

Участник пилотного проекта ошибочно выплатил пособие: что делать?

Чаще всего на практике с ошибочной выплатой пособий работникам сталкиваются учреждения, которые недавно присоединились к пилотному проекту.

Что делать в данной ситуации?

Если обратиться за возмещением пособия в ФСС, то учреждение ждет отказ. По мнению фонда, зачетный принцип, когда выплату производит работодатель, а потом обращается в ФСС за возмещением, на территории проведения пилотного проекта не действует. В случае самостоятельной (ошибочной) выплаты организацией пособия по месту работы территориальный орган ФСС не вправе возместить расходы на пособие и перечислить их на расчетный счет учреждения.

Можно попытаться оспорить действия территориального отделения в вышестоящем органе или в суде (п. 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ). Основанием для обращения в суд будет тот факт, что источником выплаты пособия должны являться средства ФСС (ч. 1 – 3 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ).

Однако нет гарантии, что суд поддержит учреждение.

Другой способ – договориться с работником и попросить его вернуть полученную в счет пособия сумму. Возможны два варианта:

  • работник возвращает деньги, затем учреждение обращается в ФСС с пакетом документов, а фонд, в свою очередь, перечисляет пособие на счет работника;
  • учреждение направляет пакет документов в ФСС, а после назначения и выплаты фондом пособия работнику просит его вернуть ранее полученную сумму.

Недостаток первого варианта: заявление от работника на выплату пособия и другие документы в ФСС будут переданы позже установленного срока (позднее пяти календарных дней со дня представления работником листка нетрудоспособности), и пособие работник получит не в установленный законом срок (в течение десяти календарных дней со дня получения ФСС от работодателя заявления и документов). Следовательно, учреждению надо будет заплатить работнику компенсацию (проценты за задержку). Минимальный размер компенсации – не ниже 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день задержки выплаты пособия (ст. 236 ТК РФ).

Недостаток второго варианта: сотрудник может отказаться возвращать полученные ранее в счет пособия деньги. Что делать, если это произошло? В любом случае учреждение должно передать в фонд пакет документов, необходимых для начисления и выплаты пособия. Затем можно попытаться взыскать с работника выплаченную ему учреждением сумму через суд. В обоснование своих требований можно указать, что выплаченная работнику сумма является неосновательным обогащением (ст. 1102 ГК РФ). Аргументом для суда может быть то, что выплата не является ни пособием, так как пособие работнику напрямую выплачивает ФСС, ни оплатой труда. Однако чью сторону (работника или учреждения) займет суд – предсказать нельзя.

Должен ли ФСС возместить пособие, выплаченное работодателем – участником пилотного проекта по решению суда? Итак, позиция ФСС: фонд не должен ничего компенсировать, так как страхователь участвует в пилотном проекте, и у него отсутствует обязанность по выплате пособий застрахованному лицу.

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]