Годовая бухгалтерская отчетность организации в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Годовая бухгалтерская отчетность организации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговая отчётность формируется на основе данных налоговых регистров. Будь то ООО или ИП, законодательство обязывает вести учёт доходных, расходных операций и определять финансовый результат, который является базой для налогообложения.

Налоговая и статистическая отчётность

Также каждый субъект предпринимательской деятельности обязан не только делать расчёт, но и самостоятельно оплачивать налоги. Требования к составлению налоговой отчётности зависят от выбранной системы налогообложения и вида деятельности.

Некоторые организации и ИП обязаны подавать статистическую бухгалтерскую отчётность. Она используется государством для сбора статистических данных. Формы таких отчётов для ИП и юридических лиц устанавливаются Росстатом каждый год.

Периодичность составления отчётности

Как уже упоминалось, составлять бухгалтерскую и финансовую отчётность необходимо всем организациям. Показатели собираются за весь календарный год, формируются отчёты и предоставляются в госорганы до 31 марта года, идущего за отчётным.

Подготовка и сдача отчётности для новых организаций:

  • Регистрация до 30 сентября включительно. Первая отчётность составляется за период с даты регистрации до 31 декабря того же года. Сдаётся до 31 марта следующего года.

    Пример. Организация «А» зарегистрирована 15 июля 2022 года. Бухгалтерская отчётность за 2022 год будет составляться с 15 июля по 31 декабря. Подаётся в в налоговую до 31 марта 2023 года.

  • Регистрация после 30 сентября. Первая отчётность составляется за период с даты регистрации до 31 декабря текущего или следующего года (выбирается по желанию).

    Пример. Организация «Б» зарегистрирована 10 октября 2022 года. Руководитель решил сдать первую отчётность в марте следующего года. Тогда составляться она будет с периода по 10 октября по 31 декабря 2022 года.

    Организация «В» зарегистрирована 15 ноября 2022 года. Руководитель решил не подготавливать отчётность за текущий календарный год и перенести это на следующий. То есть, первая отчётность будет составляться за период с 15 ноября 2022 года по 31 декабря 2023 года. Подаваться в налоговую будет до 31 марта 2024 года.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Внесене исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Читайте также:  Отвод судьи в гражданском процессе Основания Судебная практика

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав и значение финансовых отчетов для предприятий

Годовые бухгалтерские отчеты представляют собой тип документов, отражающих финансовое состояние компании или индивидуального предпринимателя на конец отчетного года. Они являются основным источником сведений о результатах работы организации, которые впоследствии можно использовать для экономического анализа, выявления внутренних резервов, принятия управленческих решений относительно дальнейшей деятельности предприятия.

В процессе составления годовой бухгалтерской отчётности нужно придерживаться принятой учетной политики и полностью отражать все операции, проводимые за отчетный период. Предоставляемая информация помогает определить, отвечает ли работа организации законодательству, правильно ли распределяются средства (в том числе из бюджета), применяются ли трудовые и другие ресурсы согласно установленным нормам.

Финансовое положение компании определяется ее активами, обязательствами и величиной капитала. Чтобы грамотно отразить эти сведения, необходимо подготовить пакет документов, в состав которого входят:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к отчету.

В качестве приложений могут использоваться документы о движении средств, изменениях капитала, обязательных нормативах. Если организация относится к некоммерческим, то составление годовой отчётности предусматривает подготовку бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств. Как и в случае с коммерческими предприятиями, пакет дополняется соответствующими приложениями.

Плановая инвентаризация

Прежде чем составить годовой бухгалтерский отчёт, организация проводит инвентаризацию. Это делается в обязательном порядке всеми юридическими лицами для обеспечения достоверности отчётности.

Суть инвентаризации заключается в проверке наличия и состояния, оценке имущества и обязательств компании, а также в их документальном подтверждении. Проверка носит сплошной характер, то есть проверяются все активы и обязательства.

Инвентаризация проводится на основе соответствующего положения, утвержденного руководителем компании, в течение отчетного года.

Этапы инвентаризации:

  • создается инвентаризационная комиссия
  • получаются последние документы по приходу и расходу имущества и обязательств
  • у материально ответственных лиц берутся расписки
  • готовятся инвентаризационные описи (акты)
  • проводится проверка наличия и состояния активов и обязательств
  • результаты инвентаризации обобщаются и утверждаются
  • результаты инвентаризации отражаются в учёте

Вопрос о том, каким образом приметить риск-ориентированный подход при проведении аудиторской проверки достоверности отчетности, недостаточно регламентирован. В Методических рекомендациях по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822, дано определение бюджетного риска и критерии, по которым оценивается риск искажения бюджетной отчетности. При этом не определены критерии выборки и отбора данных, подлежащих проверке.

Таким образом, методика применения риск-ориентированного подхода при подтверждении достоверности отчетности должна описывать:

  • порядок осуществления выборки данных, подлежащих обязательной проверке, с учетом оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • порядок определения предмета проверки отобранных данных;
  • порядок оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • алгоритм формирования профессионального суждения о достоверности бюджетной отчетности субъектом аудита с учетом указанной оценки рисков.

При передаче полномочий

Передача полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии) может оказать влияние на организацию субъектом аудита проверки этапа консолидации бюджетной отчетности. В данном случае экономический субъект как таковой не осуществляет саму консолидацию, но обеспечивает своевременность передачи отчетности подведомственных организаций и соответствие ее передаваемой копии оригиналу. Также в связи с передачей полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению бюджетной отчетности возникает вопрос, каким образом получать сведения, необходимые для осуществления аудиторской проверки бюджетной отчетности. Нужно отметить, что в соглашениях о передаче полномочий предусматривается положение о предоставлении информации по официальному запросу экономического субъекта, эти полномочия передавшего. Кроме того, несмотря на передачу полномочий по составлению бюджетной отчетности, обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль за фактами хозяйственной жизни по-прежнему возложена на экономический субъект. От своевременности представления первичных учетных документов экономическим субъектом зависит полнота и своевременность отражения в бюджетном учете соответствующих фактов хозяйственной жизни. Также бюджетная отчетность должна быть подписана руководителем экономического субъекта, после чего она считается составленной. Таким образом, для субъекта внутреннего финансового аудита изменилось только место получения данных, необходимых для проведения аудиторской проверки.

Пункт 6 Стандарта устанавливает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения используется для прогнозирования объема ресурсов, необходимых для продолжения деятельности субъекта отчетности, в том числе прогнозных (оценочных) значений ресурсов, которые ожидается получить (создать) в процессе такой деятельности, а также прогнозирования объема сопутствующих такой деятельности рисков и неопределенностей. При этом целью составления отчетности является представление информации, необходимой при принятии экономических решений:

  • об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;
  • о способах финансирования деятельности и удовлетворении потребностей в финансовых ресурсах;
  • о способности обеспечивать свою деятельность и выполнять государственные (муниципальные) полномочия (функции), осуществлять деятельность по выполнению работ, оказанию услуг;
  • о финансовом положении и его изменениях.

Пунктом 7 Стандарта установлено, что бухгалтерская отчетность должна содержать информацию об активах, обязательствах, доходах, расходах, движении денежных средств, а также дополнительную нефинансовую информацию. Она представляется в качестве отдельных отчетов, формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе Пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности или в составе Пояснений.

Пояснения — новый термин в составе бюджетной отчетности. В соответствии с пунктом 5 Стандарта Пояснения — это систематизированная или формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в виде словесного описания публично раскрываемых показателей или детализации информации, раскрытой в отчетах.

Таким образом, Стандарт не устанавливает равенства между понятиями «Пояснения» и «Пояснительная записка». Напомним, что в настоящее время Пояснительная записка является регламентированной формой отчетности как для бюджетных (автономных) учреждений (п. 12 Инструкции № 33н), так и для казенных учреждений, органов власти и иных получателей средств бюджета (п. 11.1 Инструкции № 191н).

Особое внимание учреждениям следует обратить на порядок раскрытия информации в отчетности. Пунктом 8 Стандарта предусмотрено, что показатели активов и обязательств, доходов и расходов отражаются обособленно (развернуто), за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами отражение таких показателей преду­смотрено обобщенно (то есть показатель активов за вычетом обязательств, доходов — за вычетом расходов). Кроме этого, активы, в отношении которых предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе за вычетом указанных резервов.

Следует также отметить, что Стандарт предусматривает публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с пунктом 11 Стандарта публикация отчетности в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети интернет и публичное раскрытие показателей осуществляются на регулярной основе, позволяющей обеспечить пользователей отчетности необходимой информацией. При этом согласно пункту 15 Стандарта публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется после представления ее пользователям.

Раскрываемые показатели отчетности субъекта должны включать:

  • показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах деятельности, отчете о движении денежных средств, Пояснительной записке;
  • показатели отчетов, обеспечивающие сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете и показателей исполнения бюджета;
  • Пояснения.

Таким образом, комплект отчетности, в соответствии со Стандартом, включает в себя:

  • Баланс;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Пояснительную записку;
  • Пояснения.

Допущение непрерывности

В соответствии с пунктом 16 Стандарта публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности. Допущение непрерывности предполагает одновременное выполнение двух условий:

отчетность составляется учреждением исходя из допущения продолжения деятельности и выполнения им полномочий (функций) и обязательств не менее трех лет, начиная с года, в котором составляется отчетность (далее — обозримое будущее);

у учредителя отсутствуют намерения или необходимость принять решение о его ликвидации (упразднении) или об изменении в обозримом будущем его основной деятельности.

Читайте также:  Госпошлина при договоре дарения имущества

При этом на применение допущения непрерывности не влияют решения:

  • об изменении подведомственности учреждения;
  • об изменении учредителя;
  • об изменении типа государственного (муниципального) учреждения.

Особенности составления форм отчетности

Учреждениям следует обратить особое внимание на новый порядок представления отчетной информации в балансе. Согласно пункту 26 Стандарта активы и обязательства в бухгалтерском балансе представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные). Для признания актива или обязательства краткосрочным необходимо выполнение хотя бы одного из условий, перечисленных в таблице 1.

Таблица 1

Условия признания краткосрочного актива

Условия признания краткосрочного обязательства

— актив предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты;

— актив представляет собой финансовый актив, классифицируемый в соответствии с законодательством как краткосрочный;

— актив представляет собой денежные средства или эквиваленты денежных средств при отсутствии ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего трех месяцев после отчетной даты

— предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев);

— обязательство представляет собой финансовое обязательство, классифицируемое в соответствии с законодательством как краткосрочное;

— у субъекта отчетности отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

Сдача отчетности в государственные органы

С 2020 года изменились требования для сдачи отчетности. Все юридическое лица обязуются отправлять в налоговую инспекцию электронную форму отчетов. Нововведения не коснулись малого и среднего предпринимательства. Экземпляр документа и аудиторское заключение передаются через оператора электронного документооборота.

Изменения коснулись и бухгалтерских бланков, утвержденных приказом Министерства финансов №66Н. Новая редакция датируется 19 апреля 2019 года.

С помощью номеров ОКУД можно выполнить поиск образцов бланков самостоятельно:

  • ОКУД 0710001 – Бухгалтерский баланс;
  • ОКУД 0710002 – Отчет о финансовых результатах;
  • ОКУД 0710003 – Отчет о целевом использовании средств;
  • ОКУД 0710004 – Отчет об изменениях капитала;
  • ОКУД 0710005 – Отчет о движении денежных средств.

ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стало обязательным к применению с 1 января 2022 года, но организации могли начать применять их досрочно, раскрыв эти факты в отчетности.

ФСБУ 6/2020 допускает два способа начала применения стандарта: ретроспективный (п. 48 ФСБУ 6/2020) или альтернативный (п. 49 ФСБУ 6/2020).

При ретроспективном переходе:

  • нужно скорректировать остатки по счетам 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация» на дату начала применения нового стандарта таким образом, как если бы он применялся всегда, с отнесением возникших разниц на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • при составлении бухгалтерской отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 6/2020 необходимо пересчитать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному (например, если компания переходит на применение ФСБУ 6/2020 с 2021 года, то в бухгалтерском балансе придется скорректировать показатели на 31 декабря 2020 год и на 31 декабря 2019 года, а в отчете о финансовых результатах — пересчитать показатели за 2020 год).

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

Также и ФСБУ 26/2020 допускает отражение последствий изменения учетной политики в связи с началом применения стандарта ретроспективно (п. 25 ФСБУ 26/2020) или перспективно (п. 26 ФСБУ 26/2020).

Ретроспективное применение означает, что стандарт как будто бы применялся всегда.

Перспективное — стандарт будет распространяться только на те факты, которые случились после фактического его внедрения в работу. Данные, которые формировались раньше, корректировке не подлежат.

Существенная для организации информация о капитальных вложениях может быть раскрыта в дополнительно введенных строках, детализирующих строки 1150 и 1160.

Капитальные вложения отражаются по сумме фактических затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление основных средств за вычетом их обесценения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]