Утрата товарной стоимости атомобиля по ОСАГО. Кто заплатит?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утрата товарной стоимости атомобиля по ОСАГО. Кто заплатит?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Расчёт УТС автомобиля производится сотрудниками страхового агентства в соответствии по установленным методикам. Они разработаны Центром судебной экспертизы при Минюсте. Размер утери цены автомобилем, побывавшем в аварии, зависит от типа и серьёзности полученных повреждений, а также от ряда дополнительных факторов.

Единая методика расчёта УТС

Вычисляется он по формуле: УТС = Стс х (∑Кутс : 100%).

Где:

  • УТС – размер утери товарной стоимости, выраженный в рублях.
  • Стс – цена ТС на момент расчёта (после восстановительного ремонта).
  • ∑Кутс – коэффициент ремонтного воздействия, выраженный в процентах.

Все подставляемые в формулу цифровые значения устанавливаются в ходе экспертного обследования машины.

Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:

У = К / 100 х (ЦР+СО), где:

  • У – исковая величина;
  • К – поправка, принимаемая по таблице;
  • ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
  • СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.

Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:

  • А = (СО/ЦР) х 100%;
  • В = (СР/СМ) х 100%.

Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:

  • Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
  • Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.

Закон об утрате товарной собственности

Правила возмещения реально полученного ущерба прописаны в ст.5 ФЗ №40 «Об ОСАГО…». Согласно этому законодательному акту, подобный ущерб подлежит возмещению в соответствии с договором автогражданской ответственности. Некоторые страховые компании отказываются компенсировать УТС, ошибочно или преднамеренно ссылаясь на ст.2 ФЗ №40. В этом случае они приравнивают УТС к упущенной выгоде.

Мнение эксперта

Мария Мирная

Страховой эксперт

Калькулятор ОСАГО

Однако, ВСРФ в постановлении №58 однозначно указывает на неправомерность подобного истолкования закона. Утрата товарной стоимости автомобиля Верховным судом приравнивается к реальному ущербу. Поэтому, потерпевшая сторона вправе требовать компенсации, в соответствии со ст.1064 и ст.1072 Гражданского законодательства.

Что делать, если отказано в выплате

Законодательные нормы обязывают страховщиков выплачивать клиентам УТС по ОСАГО. Но далеко не все агентства выполняют это предписание – они под разными предлогами пытаются оказать в компенсации. В таком случае владелец пострадавшего ТС вправе обратиться за защитой своих интересов в судебные органы.

Мнение эксперта

Мария Мирная

Страховой эксперт

Калькулятор ОСАГО

Перед подачей иска в суд, водителю следует собрать максимально полную документальную базу, доказывающую его правоту. Это копия претензии, поданной страховщику, его письменный отказ в выплате компенсации, заключения независимых оценщиков и т.п. По итогам рассмотрения дела, судья выносит вердикт о принудительном взыскании со страховой фирмы стоимости УТС в пользу истца.

Судьба замененных комплектующих

В ходе доработки документа его разработчики остановились на варианте, когда поврежденные комплектующие, которые меняются в ходе восстановительного ремонта, передаются страховой компании. «(Страховщик — ИФ) вправе распорядиться замененными поврежденными комплектующими изделиями (деталями, узлами, агрегатами) по своему усмотрению, если иное не установлено соглашением с потерпевшим», — говорится в постановлении.

При подготовке документа обсуждался еще вариант с передачей их потерпевшему.

Ранее у авторов документа не было единого мнения о допустимости перехода права на компенсационную выплату по договору уступки, обсуждался как вариант ее разрешающий, так и нет. В итоговый текст постановления вошел вариант, согласно которому право на компенсационную выплату может передаваться наряду с правом на страховое возмещение.

«Право на получение страхового возмещения или компенсационной выплаты может быть передано как после предъявления первоначальным кредитором (потерпевшим, выгодоприобретателем) требования о выплате страхового возмещения, так и после получения им части страхового возмещения или компенсационной выплаты», — говорится в постановлении.

О финансовом уполномоченном

Конфликтность в сфере ОСАГО остается высокой. Так, согласно отчету службы финансового уполномоченного за 2021 год, с этим видом страхования было связано 123,37 тыс. обращений потребителей (68,6% от их общего числа). Число принятых по ним решений — 76,62 тыс.

При этом нагрузка на суды существенно снизилась. В 2017 году, когда ВС РФ утверждал предыдущие разъяснения по ОСАГО, в суды поступило почти 394 тыс. исков, связанных с этим видом страхования, а за первое полугодие 2022 года только 34 тыс., свидетельствует информация судебного департамента при ВС РФ.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Постановление напоминает о существовании досудебного разбирательства у финансового уполномоченного – как обязательного. В документе работе этого института уделяется большое внимание.

В частности, установлено, что финансовый уполномоченный не привлекается к судебному разбирательству, если потерпевший, не согласный с его решением, подал иск к страховщику. Он может только направить письменные объяснения по существу принятого им решения. Если же иск подает страховщик, не согласный с решением уполномоченного, то последний привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица, как и потребитель финансовых услуг.

Авторы постановления напоминают, что по закону с финансового уполномоченного не могут быть взысканы судебные расходы сторон, понесенные при оспаривании его решения, за исключением заведомо незаконного. В документе также говорится, что расходы уполномоченного, понесенные при рассмотрении судом дела об отмене его решения, не могут быть взысканы с лиц, участвующих в деле.

Для расходов страховщиков установлены другие правила. В случае, если суд отказал в удовлетворении заявления страховой организации об обжаловании решения финансового уполномоченного, то расходы граждан подлежат взысканию со страховщика. В случае же удовлетворения заявления страховщика понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат, говорится в постановлении.

Основания для получения

Пострадавший в аварии автомобиль нельзя будет продать по цене нового. Особенно это обидно для владельцев, которые приобрели своего стального коня недавно. Но сегодня все автомобили должны быть застрахованы по полису ОСАГО.

Отсутствие полиса это прямой путь к штрафам. Полис создан для защиты добросовестных водителей от действий других, менее аккуратных участников дорожного движения.

Однако в Законе об ОСАГО в ст. 6 нет слов о возмещении УТС. Этим и пользовались страховщики, отказывая в возмещении, поскольку в законе нет такого основания.

Однако в 2021 году было Пост. Пленума Верховного Суда. Этот документ разъясняет правоприменителям, как необходимо толковать ту или иную норму закона.

В постановлении № 58 от 26.12.17 « О применении судами закона об ОСАГО» в п. 37 четко указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению.

Таким образом совершенно очевидно что УТС входит в страховое возмещение. Но справедливости ради, надо сказать что к практике ВС мало кто обращается.

Более того, большая часть страховщиков даже не знает о том, что есть подобные разъяснения.

В этом же пункте сказано что УТС –представляет собой уменьшении стоимости ТС вызванного более ранним ухудшением:

  • товарного вида;
  • эксплуатационных свойств;
  • снижением прочности деталей.

Если же говорить о добровольном страховании, а именно о полисе КАСКО, то есть более раннее пост. Пленума ВС от 27.06.13 «О применении судами законодательства о добровольном страховании».

В п. 41 также сказано, что УТС – то уменьшение стоимости ТС вследствие дорожного происшествия и ремонта. Верховный суд также относит УТС к реальному ущербу, так же как и стоимость ремонта и деталей. Таким образом в возмещении страховая компания отказать не может

Однако есть ряд нюансов. Автомобиль, владелец которого претендует на возмещение УТС должен отвечать следующим характеристикам:

  1. Это должно быть первое ДТП данного автомобиля. Правило вполне логичное, поскольку утратить стоимость машина может только один раз, пострадав в ДТП.
  2. Возраст автомобиля не должен превышать:
    Импортные автомобили не более 5 лет
    Отечественные не более 3

    Какие нужно предоставить документы

    После того как случилось ДТП необходимо следовать правилам дорожного движения. Согласно им происшествие должно быть оформлено в соответствии с законом.

    На сегодня при незначительным ДТП можно обойтись без сотрудников ГИБДД и оформить так называемый европторокол. Но в этом случае нужно быть очень внимательными, поскольку ошибки при оформлении могут послужить основанием в отказе от возмещения.

    Итак после того как ДТП оформлено нужно обращаться за возмещением. Естественно, по ОСАГО возмещение получает только невиновный владелец.

    В страховую компанию необходимо предоставить следующие документы:

    • паспорт заявителя;
    • заявление на возмещение ущерба, включая УТС;
    • извещение о ДТП;
    • справка из ГИБДД о аварии;
    • протокол из ГИБДД, где указана степень вины водителя;
    • постановление о возбуждении адм/уголовного делопроизводства.

    К заявлению прикладываются только копии документов. В случае отказа и обращения в судебные органы оригиналы документов потребуются там.

    Заявление необходимо распечатать в двух экземплярах. Один отдается сотруднику страховой компании, а на втором он делает отметку о принятии с указание числа, времени подписи и должности. Это будет подтверждением того, что водитель не пропустил указанный в законе срок в 5 дней.

    Что касается смотра поврежденного имущества, суд указал на обязанность страховой компании провести осмотр поврежденного имущества, а также отметил, какие действия страховой можно считать надлежащей организацией независимой экспертизы – это своевременное направление уведомления с датой, временем и местом проведения экспертизы. Независимая экспертиза (оценка) проводится, если потерпевший и страховщик не сходятся в оценке повреждений, причиненных транспортному средству (обстоятельствах их получения).

    Если потерпевший дважды не представил в указанные срок, время и место имущество для осмотра (экспертизы), страховщик может вернуть заявление (потом его можно подать повторно) и документы к нему. Оценка, проведенная самим потерпевшим, также не имеет никакой силы в этом случае.

    В случае, когда поврежденное ТС не в состоянии, по разным причинам, «попасть» на осмотр к страховщику, последний может осмотреть (оценить) его там, где оно фактически находится. Если же, в указанном случае, страховая не желает выезжать на место осмотра, потерпевший может заказать оценку сам. В тоже время, самостоятельная оценка может быть не принята судом, если потерпевший солгал о невозможности предоставить имущество для осмотра.

    В каких случаях выплата УТС по ОСАГО не осуществляется

    По автогражданке не всегда можно возместить утрату стоимости. У вас не получится это сделать, если:

    • ДТП произошло в результате действий заявителя.
    • пострадавшая сторона самостоятельно произвела восстановительные действия, в результате которых нельзя определить величину УТС, либо УТС появилась из-за подобного ремонта.
    • транспортное средство не отвечает установленным параметрам (большой уровень износа либо срок использования).
    • в полисе обозначено, что он не распространяется на потерю стоимости.
    • пострадавший не обратился за возмещением.
    • потерпевший прежде обращался за компенсацией и получил по ней максимально установленную сумму в 400 тысяч рублей.

    Чтобы избежать денежных потерь, следует внимательно прочитать договор страхования и чётко следовать всем правилам, которые установлены для получения компенсации полученного вреда.

    Методика Министерства юстиции

    Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:

    УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100

    Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:

    • если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
    • если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
    • цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
    • если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.

    Немного о судебной практике в РФ

    Большинство исков удовлетворяется в пользу требования истца к страховщику оплатить УТС. Но бывают и отрицательные результаты, что может быть связано с неправильным заполнением документов, превышением суммы УТС и другими причинами, которые суд сочтёт неправомерными со стороны заявителя. В подобных случаях дела выигрывает страховщик, а не клиент.

    В делах по оплате УТС ключевую роль играет соответствие автомобиля всем параметрам по нормам начисления УТС. Если машина чересчур старая, то стоит подать иск в судебные органы против виновника ДТП. Иногда суд вменяет виновнику аварии выплатить сумму УТС в пользу потерпевшего.

    Итак, законодательство обязывает страховую компанию выплатить возмещение на УТС авто по ОСАГО. Но это будет реализовано только в том случае, когда соблюдены определённые условия, а машина соответствует описанным выше в статье требованиям. Также стоит учитывать, что если в соглашении ОСАГО прописан пункт об отказе в выплате УТС, то суд будет на стороне страховой компании.

    Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 г.

    По гражданским делам. Утверждён постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г.

    Вопрос 18: К реальному ущербу или упущенной выгоде относится утрата товарной стоимости транспортного средства и подлежит ли она взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

    Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

    Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

    Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

    Согласно подпункту «а» пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

    Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

    Постановление Правительства РФ N 263 от 7 мая 2003 г. «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» изменениями от 10 июля 2006 г.

    60. При причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с настоящими Правилами возмещению в пределах страховой суммы подлежат:

    а) реальный ущерб;

    б) иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в лечебное учреждение и т.д.).

    Рассмотрим вопрос о взыскании УТС на примере двух стран — США и Франции. Он может быть темой обширного отдельного исследования, однако в рамках настоящей статьи имеется возможность осветить только основные моменты.

    США. Практика взыскания УТС в США весьма интересна и поучительна. В работе страховых компаний и в судебной практике используется выражение «Loss in market value» (утрата рыночной стоимости), но чаще используется другое выражение — «diminished value», или сокращенно «D/V» (уменьшенная стоимость). Практика ее возмещения далеко не однозначная и весьма противоречивая, поэтому и в настоящее время ведется бурная полемика с участием страховых компаний относительно правомерности и оснований ее взыскания.

    В отличие от российских судов американские суды и страховые компании считают, что сам по себе факт ДТП далеко не всегда является основанием для возмещения уменьшенной стоимости. Они полагают, что восстановительный ремонт может быть сделан на таком уровне, что автомобиль после его тщательной диагностики и иной проверки после ремонта будет находиться в том техническом состоянии, в котором он был до его повреждения (умеют же ремонтировать!).

    Вопрос о взыскании возмещения за уменьшенную стоимость далеко не новый. Еще в 1923 г. апелляционный суд штата Иллинойс по делу Haussler v. Indemnity Co. of America пришел к выводу, что присяжным не следовало присуждать вознаграждение за уменьшенную стоимость автомобиля в дополнение к стоимости ремонта его повреждения. Суды только некоторых штатов когда-либо признавали, что уменьшенная стоимость должна рассматриваться как утрата, покрываемая договором страхования.

    Что такое гибель транспортного средства?

    На основании пп. «а», пункта 18, статьи 12 закона «Об ОСАГО», под гибелью транспортного средства, понимается ситуация, когда ремонт транспортного средства после ДТП не возможен, или стоимость ремонта поврежденного автомобиля, равна его рыночной стоимости, или превышает ее на дату наступления страхового случая.

    Простыми словами, если рыночная стоимость автомобиля на дату ДТП равна 200000 рублей, а стоимость восстановления автомобиля экспертом оценивается также в 200000 рублей и более, то по закону об ОСАГО, такой автомобиль признается погибшим (тотальным).

    Но скажу сразу, если в ситуации, когда автомобиль признали тотальным, только на основании того, что стоимость ремонта равна или превышает рыночную стоимость авто на момент ДТП, это значит, что автомобиль нужно утилизировать. Бывает, что возраст автомобиля на момент ДТП, составляет 15-20 лет и старше, соответственно рыночная стоимость данного авто, будет минимальной, но вот запчасти, будут стоить дорого и получается, что у автомобиля, разбиты передние и задние фары, два бампера и стоимость этого добра по справочнику будет составлять рыночную стоимость авто. Самые дорогие в этом плане автомобили, БУ японцы и немцы. Вот и получаем, что несколько деталей на авто, стоят по справочнику дороже, чем сам автомобиль.

    В вышеописанной ситуации, автомобиль можно спокойно восстановить, и ездить на нем далее, ведь никаких серьезных повреждений, препятствующих его дальнейшей эксплуатации, он не получил, несмотря на то, что страховая признала его тотальным. Как это обосновать с точки зрения закона, я расскажу далее в статье.

    Как получить деньги по ОСАГО, вместо ремонта?

    Но есть другая ситуация, когда автомобиль получил очень серьезные повреждения, так сказать разбит в «мясо», когда на автомобиль смотришь и понимаешь, ездить он больше никогда не будет. Вот как раз такие автомобили, уже не целесообразно восстанавливать, их признают конструктивно погибшими, ремонтировать их никто не возьмется, да и сам владелец понимает, что даже если он восстановить этот авто, это будет стоить очень и очень дорого, и далее он его не сможет продать и отбить вложенные в ремонт деньги. Вот в таких ситуациях с автомобилем уже ничего не поделать и на нем ездить уже нельзя, так как он физически признан погибшим, и разбит так сильно, что даже если его восстановить, он будет крайне небезопасным.

    В большей степени, автомобили по ОСАГО, тоталят в случае превышения стоимости ремонта, над рыночной стоимостью авто (когда автомобиль экономически нецелесообразно восстанавливать), а не по причине конструктивной гибели, то есть невозможности восстановить транспортное средство по причине слишком серьезных повреждений, к примеру, когда требуется замена номерного элемента кузова или рамы, или по причине отсутствия поставок элементов автомобиля, или запасных частей.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]