Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размеры пенсий и пособий увеличены». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уже с 1 января 2022 года государственные выплаты (пенсионные пособия и другие выплаты) могут и будут заниматься коммерческие банки, которые будут отбираться с помощью тендеров. Тендеры будут проводиться каждые три года по отдельным субъектам республики, в том числе и в столице страны — Ташкенте.
Что такое БРВ в Узбекистане и его размер
Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей.
С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
- С 01.06.2022 года размер БРВ в Узбекистане составит 238 610 сум в месяц
- С 01.09.2021 до 30.04.2022 года размер БРВ в Узбекистане был равен 238 610 сум в месяц
- С 01.02.2021 до 31.08.2021 года размер БРВ в Узбекистане был равен 238 610 сум в месяц
Узбекистан полностью изменит пенсионную систему
Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы. За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.
Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.
На территории Республики Узбекистан в скором времени планируется инициировать реформу ранее действовавшей пенсионной системы. Внебюджетный пенсионный фонд недавно представил на рассмотрение проект установленной “Концепции реформирования системы государственных пенсионных выплат”.
На текущий момент имеющаяся пенсионная система республики охватывает свыше 3 миллион граждан либо порядка 10 процентов всего населения Узбекистана. Пенсионное обеспечение по возрасту официально получают более 2 миллионов граждан, среди иных выплат:
По группе инвалидности | Порядка 360 тысяч |
По причине утраты кормильца | 170 тысяч |
Социальные разновидности выплат | 300 тысяч |
За последнее десятилетие, Правительство Узбекистана делало немало попыток улучшить сложившуюся систему и инициировать переход на современные принципы пенсионного страхования. Несмотря на это, проблем в пенсионной системе достаточно. Она за последние годы стала не только обезличенной, но и уравнительной в частности. При этом в нем отсутствуют нормы прямого взаимодействия, а большая часть актов регулируют ключевые аспекты в пенсионных начислениях и в сфере социальной защиты населения.
Особенности формирования выплаты
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
Данный перечень не является исчерпывающим.
Так, установлено, что право на назначение пенсии возникает при наличии стажа 20 лет (для женщин) и 25 лет (для мужчин). При этом допускается получение пенсионных выплат и при неполном стаже. Однако размер обеспечения в данном случае будет прямо пропорциональным отработанному периоду. При этом минимальный стаж не может быть менее 5 лет. Если гражданин проработал меньше 5 лет, то право на пенсию у него не возникает.
- полагаются инвалидам войны I группы;
- инвалидам войны II группы;
- инвалидам I;
- инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
- участникам войны и приравненным к ним лицам;
- лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
- родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
- лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
- артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
- артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.
Бюрократический вопрос
Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.
После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.
Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.
Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.
Как живут пенсионеры в Узбекистане?
Уровень жизни пенсионеров нельзя назвать высоким, однако правительство страны принимает законы, чтобы безопасность и социальные гарантии повышались и становились на один уровень с мировой практикой. Это повышает защиту населения, ведь пожилые граждане являются мало защищенными людьми.
Стоит отметить, что теперь при возникновении проблем с трудовым стажем, человек может обратиться в суд, чтобы получить максимально возможный коэффициент для расчета пенсионных выплат. То есть не просто выбрать менее привлекательный вариант, а доказать свою правоту. Это серьезная возможность показать, что страна работает четко по законам и не нарушает их порядок в предоставлении помощи гражданам.
Сегодня люди пенсионного возраста могут работать по желанию после оформления пенсии и при этом получать 100% пенсионное обеспечение вне зависимости от заработной платы. Это серьезный шаг вперед, ведь люди вправе самостоятельно выбирать чем им заниматься, а забрать заслуженную пенсию у них не может никто.
Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Узбекистана
Важным направлением ВПФ (внебюджетного пенсионного фонда) является социальное обеспечение граждан. Существуют разные меры поддержки: пособия, выплаты и пенсии. Главная задача фонда — это рациональное распределение денежных средств, проконтролировать целевое использование и консультировать по всем возникающим вопросам.
Правительственные программы в сфере деятельности ВПФ:
- Указ Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года No УП-4161 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года No ПП-1252«О мерах по формированию организационной структуры внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан».
В 2021 году в Узбекистане увеличат зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) денежное выражение месячной тарифной ставки по первому разряду Единой тарифной сетки (от 01.02.2021) оплаты труда с тарифным коэффициентом 1,0.
МРОТ применяется в сфере трудовых отношений для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других видов выплат стимулирующего характера, а также удержаний, установленных законодательством, и других платежей, ранее установленных в отношении к МРЗП, а также определения нуждаемости семьи в социальной поддержке и размера пособия по безработице.
С 1 февраля 2021 года размер МРОТ в Узбекистане равен 747 300 сум в месяц (С 01.02 2020 до 01.02.21 года размер МРОТ в Узбекистане равен 679 330 сум в месяц)
Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 февраля 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 245 000 сумов в месяц (с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)
Базовая величина исчисления пенсии применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 262 470 сумов в месяц
С 1 февраля до 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 238 610 сумов в месяц
Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.
Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.
Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.
Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
Какая пенсия у пенсионеров Узбекистана и сколько составляет пенсионный возраст
В 2020 году на территории республики вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение:
Мужчины, по достижению | 60-летнего возраста |
Женщины | При достижении 55-летнего возраста |
Ключевым фактором в данном вопросе принято считать наличие суммарного официального трудового стажа.
Минимальный размер стажа:
Для мужчин установлен на уровне | 25 лет |
Для женщин | 20 лет |
Наличие указанного стажа дает возможность рассчитывать на полноценное пенсионное обеспечение.
Узбекистанцам пообещали увеличить пенсии до конца 2022 года
В Узбекистане до конца 2022 года планируют увеличить размер пенсий.
В Узбекистане планируют увеличить размеры пенсий. Об этом заявил заместитель исполнительного директора внебюджетного Пенсионного фонда Шухратжон Давронов во время пресс-конференции в Ташкенте, пишет Подробно.uz.
По увеличению размеров пенсий мы на сегодняшний момент рассматриваем вопрос с Министерством финансов. Пока я не могу точно сказать, но, да действительно – это есть до конца года, увеличение размеров пенсий будет произведено, – отметил заместитель исполнительного директора внебюджетного Пенсионного фонда Шухратжон Давронов в ходе пресс-конференции в Ташкенте.
Напомним, что в Узбекистане с 1 сентября полностью изменится система назначения пенсий. В частности, с этого времени в стране взамен минимального размера заработной платы вводятся следующие понятия:
– минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – 577 170 сумов;
– базовая расчетная величина – 202 730 сумов;
– базовая величина исчисления пенсии – 202 730 сумов.
Минимальный размер оплаты труда Этот термин является денежным выражением месячной тарифной ставки по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда с тарифным коэффициентом 1.
Он применяется в сфере трудовых отношений для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других видов выплат стимулирующего характера, а также удержаний, установленных законодательством, и других платежей, ранее установленных в отношении к минимальному размеру заработной платы, а также определения нуждаемости семьи в социальной поддержке и размера пособия по безработице.
Он является обязательным для всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и трудовых отношений, в качестве нижней границы оплаты труда работников, полностью выполнивших установленные трудовые нормы. Базовая расчетная величина.
Она применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги. При этом МРЗП будут использовать для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других выплат стимулирующего характера, а также удержаний. Базовая расчетная величина также будет применяться для:
- исчисления стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности;
- размера уставных и других фондов (капитала) организаций;
- стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц;
- предельного размера микрокредитов и лизинга и других финансово-экономических показателей.
Базовая величина исчисления пенсии Она применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
В Узбекистане назвали среднюю пенсию и подсчитали общее число пенсионеров
С 1 января 2019 года все работающие пенсионеры в Узбекистане будут получать 100-процентную пенсию раньше они получали 50% от пенсии. Это предусмотрено указом президента Шавката Мирзиёева от 12 декабря о дополнительных мерах по усилению социальной поддержки пенсионеров и повышению эффективности системы пенсионного обеспечения.
Сейчас при исчислении пенсии берется средний размер зарплаты в 1,621 млн сумов. С 2019 года уровень повышается до 2,227 млн сумов. Соответственно пенсии будут увеличиваться в среднем на 65−260 тысяч сумов.
Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.
После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.
Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства».
После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.
Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.
После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.
Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.
Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.
Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы. За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.
Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.
Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.
При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2020 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.
Размер пенсии в месяц в Узбекистане: нюансы расчета
Процедура расчета суммы пенсионного обеспечения происходит в несколько этапов:
- В первую очередь рассматривается стаж работы гражданина. В сумму лет работы включаются все виды профессиональной деятельности, при которых человек получал официальное государственное страхование, то есть был трудоустроен официально. Сам характер работы в данном случае не имеет значения, хоть человек работал поваром, хоть машинистом. При процедуре оформления пенсии работники проверяют отчисления в Пенсионный фонд, которые должны были проводиться компанией каждый месяц. Если отчислений за какой-то период нет, то расчет приостанавливается и начинается служебное расследование, при котором проверяются причины такой ситуации.
- Помимо официального трудоустройства граждане могут включить в трудовой стаж и иные виды занятости:
- Военная служба. Сюда входит не только армия, но и работа в военизированной охране;
- Время, когда человек был занят уходом за человеком с инвалидностью, помогал человеку в преклонном возрасте или тому, кто нуждается в дополнительной опеке;
- Время обучения в высшем учебном заведении. Оно может быть, как в Узбекистане, так и за его пределами. Важно лишь, чтобы обучение проходило на дневной форме.
- После точного определения периода стажа работы проводится расчет заработка для исчисления суммы пенсионного обеспечения. В учет берется уровень заработной платы, а также пенсии на день расчета;
- Определение коэффициента конкретного человека. Здесь гражданин выбирает любые полгода стажа за период последних 10 лет, а социальная служба занимается расчетом коэффициента в этот период. Можно выбрать самый выгодный период, посоветовавшись со специалистами;
- Сбор полного пакета документации. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой документов, которые необходимы для оформления пенсии. Если какого-то документа не хватает, то они могут попросить вас предоставить его. Вы должны быть заинтересованы в быстром предъявлении бумаги, так как процесс оформления затягивает ваши выплаты. Хотя и пенсия будет насчитана с момента обращения, но все же не стоит надолго затягивать процедуру оформления, так вы быстрее сможете получить первые деньги.
Помните, чем раньше вы обратитесь в Пенсионный фонд, тем раньше вам начнут начислять выплаты. Если этого не сделать, то это может негативно сказаться на сумме пенсии. Если у вас пенсия по возрасту, то в течение 3 месяцев вам необходимо обратиться в фонд и предоставить все документы для ее своевременного оформления. Официально днем отсчета пенсии является день обращения гражданина с письменным заявлением, поэтому затягивать с процедурой оформления не рекомендуется.
Социальные пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению подлежат ежегодной индексации с 1 апреля. Повышение таких выплат осуществляют в соответствии с темпом роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за год, предшествующий дате индексации. Такое повышение социальной пенсии уже запланировано и на 2022 год.
В соответствии с законом о федеральном бюджете ПФР на 2022 г., социальные пенсии планировали повысить на 7,0% в 2022 году. Однако, как заявил министр труда Антон Котяков, по окончательным расчетам индексация составит 6,1%. Размер выплаты при этом будет зависеть от вида назначенного обеспечения (см. таблицу).
Отметим, что в случае получения пенсионером доплаты до прожиточного минимума, прибавка с 1 апреля 2022 г. будет назначена сверх размера минимальной пенсии. Такой порядок индексации действует с 2019 г. в связи со вступлением в силу закона № 49-ФЗ от 01.04.2019 г. Таким образом, прибавку от апрельской индексации должны ощутить все получатели социального обеспечения.
Кому повысят пенсии с 1 апреля
Согласно ст. 25 закона № 166-ФЗ, индексация с 1 апреля 2022 года на 6,1% коснется социальных пенсий, а именно обеспечения:
- По старости нетрудоспособным гражданам:
- женщинам, достигшим 65 лет, и мужчинам, достигшим 70 (с учетом повышения пенсионного возраста с 2019 г.), у которых недостаточно стажа или пенсионных баллов, необходимых для оформления страховой пенсии по старости;
- малочисленным народам Севера в возрасте 50 и 55 (женщины и мужчины, соответственно);
- По инвалидности:
- детям-инвалидам;
- инвалидам с детства;
- инвалидам 1, 2 и 3 групп;
- По случаю потери кормильца:
- детям до 18 лет или студентам очной формы обучения до 23 лет, потерявшим одного либо обоих родителей, одинокую мать;
- детям до 18 лет или студентам очной формы обучения до 23, чьи родители неизвестны.
Что нового вступает в силу в Узбекистане с 1 июля
В текущем году принят законопроект по реформированию пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что предыдущий вариант не полностью отвечал современным нормам и требованиям, которые дают возможность благоприятного проживания граждан в престарелом возрасте.
Самым важным моментом является повышение пенсии в Узбекистане в 2019 году. В первую очередь стоит отметить, что пенсионеры будут получать полную помощь вне зависимости от их трудоустройства. Увеличится выплата тем, кто одинок и проживает в домах престарелых, пансионатах. Минимальный стаж для оформления пенсии по возрасту станет 7 лет. Однако пенсионный возраст планируют постепенно повышать. Чтобы посчитать уровень пенсии в рублях необходимо перевести местные деньги по курсу.
Уровень жизни пенсионеров нельзя назвать высоким, однако правительство страны принимает законы, чтобы безопасность и социальные гарантии повышались и становились на один уровень с мировой практикой. Это повышает защиту населения, ведь пожилые граждане являются мало защищенными людьми.
Стоит отметить, что теперь при возникновении проблем с трудовым стажем, человек может обратиться в суд, чтобы получить максимально возможный коэффициент для расчета пенсионных выплат. То есть не просто выбрать менее привлекательный вариант, а доказать свою правоту. Это серьезная возможность показать, что страна работает четко по законам и не нарушает их порядок в предоставлении помощи гражданам.
Одним из основных приоритетных направлений Стратегии развития Республики Узбекистан является развитие социальной сферы.
Кроме того, внимание к престарелому поколению, полноценная социально-экономическая поддержка их всегда находятся в центре пристального внимания главы нашего государства.
Однако, необходимо отметить, что в данной области до сих пор имеются вопросы ожидающие своего решения.
В настоящее время в нашей стране насчитывается более 118 тыс. работающих пенсионеров, из которых только 40 тыс. или 34% получают пенсию в полном размере. В частности, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от декабря 2017 года, с 1 января 2018 года врачам — пенсионерам, работающим в медицинских учреждениях, предоставлено право получения пенсии в полном размере.
Далее, в соответствии с принятыми в нынешнем году ряду Правительственных решений, право на пенсию в полном размере получили еще несколько категорий работающих пенсионеров. К данной категории относятся работающие пенсионеры системы Совета фермеров, дехканских и подсобных хозяйств, пенсионеры негосударственных-некоммерческих организаций и пенсионеры министерства внутренних дел и министерства обороны.
При этом более 78 тыс. (или 66%) работающих пенсионеров были лишены возможности получения пенсии в полном размере.
Действительно, в ряде постановлениях Президента была предусмотрена, выплата пенсии в полном размере педагогам-пенсионерам и воспитателям, работающим в среднеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.
- полагаются инвалидам войны I группы;
- инвалидам войны II группы;
- инвалидам I;
- инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
- участникам войны и приравненным к ним лицам;
- лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
- родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
- лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
- артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
- артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.
C 1 января 2019 года максимальная заработная плата, принимаемая для назначения пенсии, будет увеличена с 8 до 10 кратного размера минимальной заработной платы. Что это такое, как это повлияет на пенсию, насколько она будет увеличена, читайте в нашем материале.
Например, у гражданина, имеющего стаж работы 35 лет, среднемесячная заработная плата составляла 2 миллиона 200 тысяч сумов. По действующим условиям пенсия рассчитывалась от суммы 1 миллион 621 тысяча сумов (8 МРЗП), а оставшаяся сумма в размере 579 тысяч сумов не учитывалась.