Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как соотносятся понятия «ветхое жилье» и «аварийное жилье»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аварийность зданий и сооружений оценивается комплексно – важно установить все проблемы, угрожающие обрушением постройки, которые невозможно устранить при помощи капитального и планового ремонта, реконструкции.
Техническое заключение содержит следующие разделы и данные
-
Общая пояснительная записка с отражением следующих вопросов, которые включают в себя:
- описание здания, результаты архивных исследований и материалов эксплуатационного контроля и осмотра здания за последние три года эксплуатации;
- подробное описание конструкций и технического состояния несущих элементов здания (основания, фундаменты, стены, колонны, перекрытия, лестницы, балконы, фасады и др.) с указанием величины их физического износа;
- подробное описание имеющихся деформаций и повреждений с приложением схем их расположения;
- анализ динамики деформаций (по данным, представляемым владельцем здания);
- вывод, рекомендации и предложения по объемам ремонта (восстановления), а также оценку целесообразности капитального ремонта и указания по охранным мероприятиям на период до начала ремонта или сноса.
-
Основные чертежи включают в себя:
- план участка с указанием мест буровых скважин и шурфов,
- планы этажей и фасады здания с указанием деформируемых конструкций и расположения прогрессирующих деформаций,
- повреждений, мест вскрытий, зондирования, установки маяков, измерения прогибов, отклонений от вертикального положения, осадок фундаментов, а также детали конструкций.
В заключении используются четкие формулировки технического состояния здания или отдельных элементов, включающих:
- аварийное состояние, угрожающее безопасности проживания;
- затем предаварийное состояние, требующее последующего постоянного контроля со стороны персонала владельца здания до ремонта;
- и неудовлетворительное состояние – требуется ремонт.
Целесообразность капитального ремонта аварийных зданий определяется стоимостью затрат на его проведение при условии доведения объемно-планировочных и конструктивных решений отремонтированных зданий до уровня действующих нормативов и обеспечения нормативной долговечности здания.
Аварийное состояние жилого дома наступает вследствие деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов (фундаменты, стены, несущие перегородки, колонны, перекрытия, балконы, лоджии, крыши, лестницы); деформации основания здания; получения повреждений от землетрясений, просадок, неравномерных осадков, стихийных бедствий и т. п., если эти повреждения нс могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований СНиП к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации; после аварии, пожара, в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения, а также из-за значительного износа вследствие длительной эксплуатации.
К авариям инженерных систем, не представляющим непосредственной опасности для жизни людей, но требующим принятия незамедлительных мер по их локализации, проведения необходимых ремонтных работ, исключающих повторение аварии, относятся повреждения трубопроводов, систем инженерною оборудования зданий, приводящие к нарушению функционирования систем и повреждению помещений, а также выходы из строя запорной, водоразборной и регулировочной арматуры систем инженерного оборудования зданий, приводящие к нарушению функционирования систем; засоры канализации, приводящие к затоплению помещений; поступление воды в помещения и выходы из строя оборудования ВРУ, повреждения электрокабелей, отключение электроэнергии в здании, на лестничной клетке, в коридорах.
Состояние зданий оценивается как аварийное, если его несущие элементы достигли износа, при котором их прочностные или деформативные характеристики, определенные инструментальным методом, равны или хуже предельно допустимых для действующих нагрузок и условий эксплуатации.
На практике определены признаки, позволяющие рассматривать здание (элементы) как аварийные. Они включают в себя:
1. Физический износ (по данным БТИ) для каменных домов 70% и более, для деревянных домов и домов из местных материалов – 65% и более.
Если здания с физическим износом, определенным в соответствии с ВСН, менее 70%, один или несколько несущих элементов имеют деформации и дефекты, соответствующие признакам аварийного состояния, здание или часть его относится к категории аварийных. При этом указывается причина преждевременного износа (пожар, авария инженерных систем и др.).
2. Наличие угрожающих деформаций (прогибы, перекосы, выпучивание, обрушение, нависающие конструкции), грозящих обрушением. Наличие ранее выполненных охранных и усиливающих конструкций.
Особенно важно оценить динамику деформаций или их стабилизацию по материалам наблюдения владельцем за установленными маяками и по результатам плановых осмотров за последние три гола.
3. Расчет конструкций, подтверждающий, что несущая способность их менее допустимых норм (СНиП, ГОСТ, ТУ и т.д).
Постановление Госстроя РФ от 20.02.2004 N 10
Законодатель ввел новый критерий для отнесения объектов к IV категории при одновременном выполнении с другими условиями: «отсутствие выбросов загрязняющих веществ». Таким образом, он сократил количество безучетных видов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Другие дополнения по объектам:
-
производство, в т. ч., для собственных нужд, электроэнергии (с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и горячей воды (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час), при условии отсутствия сбросов промышленных сточных вод и загрязняющих веществ
-
добыча подземных вод, при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в окружающую среду, либо для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки)
-
строительство капитальных объектов длительностью менее шести месяцев.
Законодатель исключил из 4 раздела формулировку «газообразное топливо». Теперь все котельные, которые соответствуют критериям, относятся к IV категории.
Пообъектное сравнение изменений в критериях НВОС вы можете скачать по ссылке в конце статьи.
Пока ничего не делать и жить с тем, что есть. Логика такого утверждения следующая.
1. Если категория объекта НВОС по новым критериям не изменилась, то и переживать не нужно. Хозяйствующий субъект свои обязательства по предоставлению достоверных данных в Реестр НВОС выполнил.
2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.
Согласно п. 7.1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, федеральный экологический надзор распространяется на всю деятельность юридического лица или ИП, если хотя бы один объект соответствует критериям ПП № 903.
2.1. Правила создания и ведения Реестра НВОС в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 не предусматривают актуализацию сведений при изменении критериев категорирования. Все случаи, когда можно поменять данные по уже учтенному объекту, приведены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:
-
замена организации или ИП, которые ведут хозяйственную деятельность на объекте НВОС
-
реорганизация ЮЛ в форме присоединения
-
изменение адреса ЮЛ или Ф.И.О., места жительства, реквизитов документов ИП
-
смена адреса объекта НВОС
-
изменения в характеристиках технологических процессов, источников загрязнения, очистных сооружений, устройств по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Данные в Реестре НВОС не меняют, если у предпринимателя не возникло хотя бы одно из перечисленных условий.
2.2. Росприроднадзор, как держатель Реестра НВОС, подтверждает данную позицию. Он указывает, что перечень оснований для внесения изменений в данные учета по ст. 69.2 Закона закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Статья 7.1 этого же Закона в него не входит.
Вы можете ознакомиться с позицией Росприроднадзора на официальном сайте ведомства, в рубрике «Часто задаваемые вопросы», или скачать текст разъяснения по ссылке в конце статьи.
Риск-ориентированный надзор: критерии отнесения объектов к категориям риска
В данном случае все может зависеть от того, каких именно специалистов привлекает администрация для осмотра и какие внутренние правила действуют в том или ином регионе. Ниже будет рассмотрен усредненный вариант того, как производится признание строения аварийным.
Если объект не числится ни в одном адресном реестре, собственнику придется подать заявление. Тем самым, он инициирует внеочередную проверку. Это поможет властям признать негодным еще одно сооружение нежилого типа.
Для официального признания жилого здания аварийным или ветхим, то есть подлежащим сносу или требующим проведения капитального ремонта, нужно произвести специальную техническую экспертизу. И только после вынесения официального заключения, можно будет внести дом в официальный реестр аварийного и ветхого жилья, действующий в рамках программы по расселению, которую периодически утверждает на своей территории каждый регион.
Какой же дом может попасть в реестр? Тот, который сильно износился (в соответствии с действующими нормативами) или пострадал от воздействия стихийного бедствия или аварии.
Чтобы осуществить проверку наличия в данном списке определенного дома, нужно зайти на сайт местной администрации и корректно ввести адрес расположения аварийной постройки. Также можно воспользоваться альтернативным вариантом – направить письменный запрос.
Аварийность зданий и сооружений оценивается комплексно – важно установить все проблемы, угрожающие обрушением постройки, которые невозможно устранить при помощи капитального и планового ремонта, реконструкции.
Экспертное заключение об аварийности здания включает:
- параметры деформаций, несущей способности фундамента, с указанием степени разрушения армирования, тела бетона, факторов, влияющих на ускоренное разрушение несущих конструкций, которые невозможно устранить (повышенные вибрации от железнодорожных путей, производств, высокое залегание грунтовых вод, слабые почвы, изменение направления сезонных стоков)
- оценку состояния стен и перекрытий, наличие и процент раскрытия трещин, с указанием характера и причин трещин, целостности отделочных слоев на соответствие требованиям СП 13-102-2003 и ГОСТ 26433.0-95
- экспертизу состояния кровли, кровельного покрытия
- данные о технических параметрах инженерных коммуникаций (водоснабжения, системы канализации, водоотвода, состоянии электросетей)
- параметры целостности деревянных конструкций здания (пункт особо важен для объектов, относящихся к историческому наследию)
- выявление нарушений санитарно-эпидемиологических нормативов, опасных участков для жилой застройки – превышение показателей электромагнитных излучений (ЛЭП, трансформаторные подстанции), выбросы промышленных и производственных предприятий, превышение допустимых показателей шума, ионизирующего излучения)
- оценку степени повреждения зданий и сооружений до аварийного состояния вследствие пожара, землетрясений, оползней, наводнений, селевых потоков, повышения уровня залегания грунтовых и подземных вод.
Аварийность зданий и сооружений оценивается в соответствии с требованиями и нормативами СП 13-102-2003, ГОСТ Р 31397-2011, СП 70.13330.2012, ФЗ N384 и ФЗ № 190.
- Цена заключения:
от 40 000 руб. - Сроки:
от 5 раб. дней
- Пригодность для суда:
- Разрешительные документы:
Посмотреть
- Пример договора:
юр. лица физ. лица
- Оборудование:
Посмотреть
- Пример заключения:
Посмотреть
Кризис в строительной области отрицательно отразился на расселении граждан из аварийных построек. Кроме того, число подобных зданий катастрофически увеличивается.
Обеспечение экономным жильем граждан, входящих в незащищенный слой населения (основное число проживающих в непригодных условиях относится к данной категории), возможно только при наличии объемных государственных вливаний.
Основной трудностью, возникающей в процессе решения проблемы расселения, является расхожее мнение чиновников в отношении величины предоставляемой взамен площади. Одни руководствуются ст. 50 ЖК РФ, гласящей, что каждый член семьи должен проживать в нормативном количестве квадратных метров, а другие – ст. 89 ЖК РФ, определяющей, что семья должна получить взамен помещение, по размеру не уступающее занимаемому ранее. Подобные споры возможны только в том случае, если речь идет о социальном найме жилья, так как собственник аварийной квартиры может получить вместо нее только аналогичное количество квадратных метров.
1.1 Данные Правила обследования, оценки технического состояния и паспортизации производственных зданий и сооружений (далее — Правила) распространяются на обследования, оценку технического состояния и паспортизацию (далее — обследования и паспортизация) существующих (законченных строительством или реконструированных, эксплуатируемых, выведенных из эксплуатации для реконструкции или капитального ремонта, законсервированных) производственных и складских зданий и сооружений различного назначения (далее — зданий (сооружений)).
1.2 Правила не распространяются:
на здания (сооружения), обследования которых регламентируется существующими ДБН (СНиП) или ВБН (ВСН) (например, СНиП 3.06. 07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний»);
на исследовательские обследования, которые выполняются научно-исследовательскими организациями для получения научных данных;
на контрольные обследования, которые выполняются во время строительства;
на здания (сооружения), эксплуатация которых регламентируется отраслевыми органами государственного надзора.
1.3 При выполнении работ по обследованию и паспортизации зданий (сооружений) необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов в области строительства, действующих на территории Украины.
1.4 Обследование и паспортизация зданий (сооружений) выполняется для определения и документирования в установленный срок их состояния и годности (или непригодности) к дальнейшей эксплуатации.
Обследования зданий (сооружений) могут выполняться как самостоятельный вид работ (без паспортизации технического состояния).
Паспортизация зданий (сооружений), как отдельный вид работ, разрешается только после выполнения обследований на основании анализа полученных при этом данных.
1.5 Работы по обследованию для паспортизации зданий (сооружений) должны выполняться специализированными организациями по проведению обследований и паспортизации существующих зданий и сооружений с целью обеспечения их надежности и безопасной эксплуатации (далее специализированная организация). Специализированная организация — это организация, которая имеет лицензию Госстроя Украины на выполнение работ по обследованию по кодам — 5.02. 01 (осмотр и оценка технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений и их защиты) и 5.02.02 (обследование, испытание, диагностика и оценка технического состояния строительных конструкций и их защиты) по Кодификатору видов работ в проектировании и строительстве, подлежащих лицензированию, утвержденному и введенному в действие приказом Госкомградостроительства Украины от 19.07.95 №148 с 01.10.95 — с указанием в приложении к лицензии тех типов зданий (сооружений) и их конструкций, которые эта организация может обследовать, и которая отвечает требованиям, изложенным в Положении о специализированной организации по проведению обследований и паспортизации существующих зданий и сооружений с целью обеспечения их надежности и безопасной эксплуатации, утвержденном приказом Госстроя и Госнадзорохрантруда от 27.11.97 № 32/288 и зарегистрированном в Минъюсте Украины 06.07.98 за № 425/2865. Этот порядок распространяется также на те организации, которые привлекаются в качестве субподрядчика на субподрядных началах, в том числе — к выполнению специальных обследований (изыскания, исследования, испытания и т. п.).
Обследование зданий (сооружений), как самостоятельный вид работ, может выполняться как специализированными организациями, так и другими организациями, которые имеют Государственную лицензию на выполнение специальных видов работ в проектировании и строительстве.
1.6 Все здания (сооружения) независимо от их назначения, формы собственности, возраста, капитальности, технических особенностей подлежат периодическим обследованиям с целью оценки их технического состояния и паспортизации, а также принятия обоснованных мер по обеспечению надёжности и безопасности при дальнейшей эксплуатации (консервации).
В соответствии с этим рекомендуется для каждого здания (сооружения) обследовать (оценивать):
техногенные изменения окружающей среды;
инженерно-геологические условия площадки;
химический состав грунтовых вод;
конструкции и сооружения, которые защищают здания (сооружения) от опасных геологических процессов;
отмостки и элементы благоустройства;
основания и фундаменты;
вводы и выпуски инженерных сетей;
подземные несущие, ограждающие и гидроизолирующие конструкции;
состояние воздушной среды в постройке (сооружении) и вокруг него (температура, влажность, воздухообмен, химический состав воздуха);
надземные несущие и ограждающие конструкции;
покрытия и кровли;
антикоррозионую защиту конструкций, полы, внутреннюю и наружную отделку;
теплотехнические, сантехнические и вентиляционные системы и оборудование;
другие элементы зданий (сооружений) и их систем, проектирование и устройство которых регламентируется ДБН (СНиП).
1.7 Обследование и паспортизация зданий (сооружений) должна выполняться регулярно (плановое обследование), с периодичностью, которая устанавливается в ведомственных правилах (инструкциях) по эксплуатации зданий (сооружений).
Срок первого (после ввода в эксплуатацию) обследования и паспортизации зданий (сооружений) должен назначаться проектной организацией (автором проекта). Срок следующих обследований и паспортизации назначается специализированной организацией, которая выполняла первое обследование с целью паспортизации.
При отсутствии в проекте здания (сооружения) сроков первого планового обследования для паспортизации разрешается указанные сроки определять по приложению 1.1 к этим Правилам с учетом таких основных факторов:
1.7.1. класса капитальности для гидротехнических сооружений (в соответствии со СНиП) или уровнем ответственности, который характеризуется экономическими, социальными и экологическими последствиями (в соответствии с ГОСТ 27751-88);
1.7.2 потенциальной экологической опасностью, которая может возникнуть вследствие нарушения производственного процесса при отказе строительных систем или отдельных конструкций;
1.7.3 степени агрессивности относительно строительных конструкций здания (сооружения) рабочих сред, в которых эти конструкции эксплуатируются;
1.7.4 особенностей конструктивных решений и опыта эксплуатации аналогичных зданий (сооружений).
1.8. Ответственность за выполнение своевременных обследований и паспортизации здания (сооружения) возлагается на владельца здания (сооружения).
1.9 . Необходимость в обследованиях, как самостоятельном виде работ (внеочередное обследование), определяется владельцем здания (сооружения) или по требованию органов Государственного надзора за охраной труда и их должностных лиц. Их необходимо выполнять дополнительно к плановым в таких случаях:
перед принятием в эксплуатацию зданий (сооружений), которые имеют повышенный уровень ответственности. Необходимость выполнения таких обследований должна быть обоснована;
при выявлении признаков аварийного состояния отдельных конструкций или частей зданий (сооружений);
при существенных изменениях предусмотренных проектом нагрузок и воздействий;
при планировании капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения;
при соответствующих постановлениях или распоряжениях Кабинета Министров;
после возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, техногенные аварии, пожары и др.);
по требованию представителей органа государственного надзора.
Аварийное состояние здания, согласно указанному выше Методическому пособию МКД 2-04.2004, — состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.
При этом, аварийное состояние несущих конструкций здания — состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и без принятых мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или всего жилого здания и представляют опасность для проживающих.
Отдельная несущая конструкция здания, находящаяся в состоянии, описанном выше, если ее обрушение не затрагивает другие конструкции или не влечет за собой изменения условий проживания или эксплуатации жилого здания в целом, считается предаварийной.
Не сложно заметить, что если ветхое жилье (ветхое состояние здания) характеризуется высокой степенью износа его конструкций без опасности их обрушения и соответственно, не представляет опасности для жизни, то аварийное жилье имеет деформации и повреждения несущих конструкций и проживание в данном жилом помещении опасно для жизни ввиду реальной возможности обрушения.
Таким образом, сам по себе факт износа здания (выше 70%) не является достаточным основанием для вывода о том, что здание является аварийным или непригодным для проживания по иным основаниям. Кроме того, законодательством предусмотрен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Согласно пункту 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47, «Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Согласно п. 42. указанного положения, Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Чем ветхое жилье отличается от аварийного?
Самое основное и главное отличие ветхого жилья в том, что такого понятия в законодательстве до сих пор нет. В конце прошлого, 2018 года, Минстрой предложил точнее определить, что является ветхим, а что аварийным, однако в законодательство данные поправки на момент написания этой статьи еще не попали. Более того, до сих пор нет даже проектного (не принятого) варианта определений, по крайней мере, в свободном доступе.
Для жильцов же важно то, что ветхое жилье (то, которое не новое, но еще и не аварийное), не подлежит расселению. Таким образом, можно даже не пытаться доказывать, что дом на самом деле ветхий. А вот доказать, что дом является аварийным – вполне возможно.
Жилье, признанное аварийным, расселению подлежит. Также собственники такой недвижимости могут рассчитывать на компенсацию вместо расселения. А в ближайшем будущем, как предполагается, появятся и другие, дополнительные механизмы, в рамках которых у владельцев аварийного жилья появится еще больше вариантов и возможностей помимо уже перечисленных выше.
Пример: Предположительно, собственники смогут выбирать застройщика, который будет сносить старый дом и строить на его месте новый с последующим выделением всем предыдущим владельцам бесплатных квартир. Также, возможно, дадут право приобретать более подходящее жилье на вторичном рынке. Часть суммы будет компенсироваться за счет государства.
Какие преимущества у ветхого дома?
Ветхие дома имеют только одно преимущество, сравнительно с аварийными: они не представляют угрозы для жизни собственников. Несмотря на общее состояние, прямо сейчас они не рухнут, так что переживать из-за этого не стоит.
Однако тут есть и существенный недостаток. Так, например, жильцы ветхих домов не получают возможности бесплатно получить другую квартиру в более или менее новом доме. Также, они не имеют права на денежную компенсацию от государства.
Пример: В некоторых случаях, сразу после признания дома аварийным, жильцам дается 1-2 суток для того, чтобы срочно съехать. Это бывает достаточно редко и только в тех случаях, если такой аварийный дом действительно может рухнуть в любую минуту. У жильцов ветхих домов такой проблемы нет. Даже тогда, когда их строение признают аварийным, скорее всего срок переселения будет более длительным: от нескольких недель, и до нескольких месяцев.
Кризис в строительной области отрицательно отразился на расселении граждан из аварийных построек. Кроме того, число подобных зданий катастрофически увеличивается.
Обеспечение экономным жильем граждан, входящих в незащищенный слой населения (основное число проживающих в непригодных условиях относится к данной категории), возможно только при наличии объемных государственных вливаний.
Основной трудностью, возникающей в процессе решения проблемы расселения, является расхожее мнение чиновников в отношении величины предоставляемой взамен площади. Одни руководствуются ст. 50 ЖК РФ, гласящей, что каждый член семьи должен проживать в нормативном количестве квадратных метров, а другие – ст. 89 ЖК РФ, определяющей, что семья должна получить взамен помещение, по размеру не уступающее занимаемому ранее. Подобные споры возможны только в том случае, если речь идет о социальном найме жилья, так как собственник аварийной квартиры может получить вместо нее только аналогичное количество квадратных метров.
III. Критерии отнесения жилых помещений к категории непригодных для проживания
1. К непригодным для проживания относятся жилые помещения:
а) находящиеся в жилых домах, признанных непригодными для проживания;
б) расположенные в нежилых зданиях (за исключением случаев, когда такие жилые помещения были предоставлены гражданам на основании действующего на момент предоставления жилищного законодательства);
в) в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных норм и правил и условиям договора, и организовать техническую эксплуатацию жилого помещения, и восстановление его нецелесообразно с экономической точки зрения;
г) находящиеся в аварийном состоянии.
2. Жилое помещение в аварийном состоянии – жилое помещение, состояние которого угрожает безопасности проживания граждан из-за угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонны простенки, панели и другие единичные строительные конструкции).
3. Для отнесения жилого помещения к категории непригодного для проживания достаточно одного из указанных в пункте 3.1 критериев.
Аварийное состояние здания, согласно указанному выше Методическому пособию МКД 2-04.2004, — состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.
При этом, аварийное состояние несущих конструкций здания — состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и без принятых мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или всего жилого здания и представляют опасность для проживающих.
Отдельная несущая конструкция здания, находящаяся в состоянии, описанном выше, если ее обрушение не затрагивает другие конструкции или не влечет за собой изменения условий проживания или эксплуатации жилого здания в целом, считается предаварийной.
Не сложно заметить, что если ветхое жилье (ветхое состояние здания) характеризуется высокой степенью износа его конструкций без опасности их обрушения и соответственно, не представляет опасности для жизни, то аварийное жилье имеет деформации и повреждения несущих конструкций и проживание в данном жилом помещении опасно для жизни ввиду реальной возможности обрушения.
Таким образом, сам по себе факт износа здания (выше 70%) не является достаточным основанием для вывода о том, что здание является аварийным или непригодным для проживания по иным основаниям. Кроме того, законодательством предусмотрен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Согласно пункту 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47, «Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Согласно п. 42. указанного положения, Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Текст Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных:
Постановление Госстроя России от 20.02.2004 г. № 10
Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных
Во исполнение пункта 3 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 552, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановляет:
1. Утвердить прилагаемые критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных.
2. Не применять на территории Российской Федерации приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 № 529 «Об утверждении Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Госстроя России Л.Н. Чернышова.
Председатель Н.П. Кошман
Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных
I. Общие положения II. Критерии отнесения жилых домов к категории непригодных для проживания III. Критерии отнесения жилых помещений к категории непригодных для проживания IV. Технические условия отнесения жилых помещений к категории непригодных для проживания.
|