Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда полицейский имеет право проверить ваш паспорт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полномочия сотрудников правоохранительных органов строго регламентированы законом, и сотрудник полиции не вправе просто так потребовать у любого прохожего документы для проверки — это будет являться превышением полномочий.
В каких случаях возможна проверка документов?
Случаи же, когда полицейский имеет право проверить удостоверение личности гражданина, перечислены в законе «О полиции». К ним относятся следующие ситуации:
- имеются основания полагать, что гражданином совершено преступное деяние;
- есть подозрение, что гражданин объявлен в розыск;
- имеются данные о совершении лицом административного правонарушения (в том числе в случае, когда лицо застигнуто на месте его совершения);
- есть основания для применения к гражданину такой принудительной меры, как задержание.
Здесь следует отметить, что основания для задержания лица сотрудником полиции также четко установлены в законе. Помимо граждан, подозреваемых в совершении уголовно наказуемого деяния, могут быть задержаны лица:
- объявленные в розыск;
- совершившие побег из-под стражи, а также из психиатрической лечебницы;
- предпринявшие попытку проникновения на объекты, находящиеся под охраной;
- уклоняющиеся от административного ареста;
- признанные судом невменяемыми и уклоняющиеся при этом от медицинского лечения;
- совершившие попытку уйти из жизни;
- нарушившие комендантский час;
- затребованные к выдаче иностранным государством;
- имеющие явные признаки психического отклонения, создающего опасность для окружающих.
Какие вещи считаются запрещенными
Перечень вещей, которые не могут пребывать в собственности граждан Украины из-за запрета или отсутствия разрешения закреплён в Дополнении № 2 к Постановлению Верховного Совета Украины от 17.06.1992 г. «О праве собственности на некоторые виды имущества».
В частности к запрещенным вещам относятся:
- оружие, боеприпасы (кроме охотничьего и пневматического, на которое может быть получено разрешение и боеприпасов к нему, а также спортивного оружия), боевая и специальная военная техника;
- взрывоопасные вещества и средства взрыва, все виды ракетного топлива и специальные материалы для его производства;
- боевые отравляющие вещества;
- наркотические, психотропные, сильнодействующие лекарственные средства (за исключением тех, которые назначаются по рецепту врача);
- специальные технические средства негласного получения информации;
- противоградовые установки и государственные эталоны единиц физических величин.
Кто имеет право проводить досмотр граждан
В ст. 27.2, 27.3 КоАП приведен перечень государственных органов, в обязанности которых входит осуществление контроля за выполнением законодательства в различных сферах.
Право проводить досмотры и составлять протоколы имеют должностные лица:
- Полиции — при обнаружении правонарушений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП самостоятельно или при обращении к ним должностных лиц, ст. 27.2, 27.3 КоАП.
- Нацгвардии, а также подчиняющейся ей ведомственной и вневедомственной охраны.
- Органов, исполняющих контроль или надзор за выполнением правил пользования транспортом.
- Военной автоинспекции — при нарушении ПДД военными водителями на транспорте ВС России, Нацгвардии, войск ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных формирований.
- Органов, контролирующих соблюдение законодательства об охране окружающей среды, лесного хозяйства, животноводства, рыболовства, водных ресурсов.
- Пограничных войск, органов МВД, военнослужащие и иные лица, на которых возложены обязанности по охране государственной границы.
- Пограничных войск — при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах.
- Таможенных органов — при нарушении Таможенных правил.
- Органов наркоконтроля.
- Выполняющие контртеррористические операции и выявившие нарушения закона по ст. 20.27 КоАП.
- Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок в судах.
- Миграционных органов.
Порядок проведения процедуры сотрудниками полиции
Личный досмотр проводится должностными лицами, уполномоченными на выполнение этого действия и имеющими право составлять протокол.
Обязательными условиями при производстве являются следующие:
- Досматриваемому гражданину необходимо разъяснить причину (основание) этой процедуры.
- Предложить ему предоставить для обследования документы, вещи и предметы, которыми были совершены административные правонарушения.
- Досмотр гражданина проводится сотрудником полиции одного пола с ним.
- Приглашаются два понятых. В их роли могут выступать люди, которые должны удовлетворять следующим требованиям: быть достигшими 18-летнего возраста, не имеющими интереса в деле, трезвыми, вменяемыми, не состоящими в составе наряда, не знакомыми с полицейскими, одного пола с подозреваемым.
- Процедуру досмотра необходимо проводить в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, исключающих доступ посторонних.
- Досматриваемому обеспечиваются: безопасность, здоровье, достоинство, гарантируется конфиденциальность личной жизни, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
- При выполнении досмотра, если имеются сведения о наличии взрывчатых веществ, оружия, процедура проводится в отсутствии понятых. При видеосъемке присутствие последних тоже может быть необязательно.
- Составляется протокол, в который вносятся все полученные сведения.
- Изымаются обнаруженные предметы, к которым были применены все установленные способы фиксации вещественных доказательств (описание, измерение, фотографирование, видеосъемка). Они упаковываются, опечатываются и прилагаются к делу как вещественные доказательства.
- Написанное зачитывается вслух. Уточняется у подозреваемого и понятых, имеются ли у них вопросы. Если нет, то запись об этом заносится в протокол, который подписывается досматриваемым гражданином и понятыми. Один экземпляр вручается подозреваемому.
Меры безопасности при проверке документов.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 8Следующая ⇒
Проверка документов — наиболее часто встречающаяся типовая ситуация в работе полицейского. Чаще всего, с подобными ситуациями сталкиваются сотрудники, осуществляющие несение патрульно-постовой службы. При проверке документов сотрудник должен проявлять повышенную бдительность, так как в этот момент он наиболее уязвим.
Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность гражданина, водителя и пассажиров транспортного средства, являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.
1 БЛОК
Права и обязанности СП, требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника
1. На полицию возлагаются обязанности по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в целях:
-
выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
2. В обязанности полиции входит представление сведений о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления:
-
по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума;
3. Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях:
-
решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте);
4. Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке:
-
в медицинские организации;
5. На полицию возлагаются обязанности по:
-
принятию при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействию в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечению общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
6. В обязанности полиции входит:
-
пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;
7. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, допускается в случаях:
-
для установления обстоятельств несчастного случая.
8. Сотрудник полиции обязан оказывать первую помощь лицам:
-
пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
9. Полиция имеет право задерживать лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста:
-
до передачи их в места отбывания административного ареста;
10. Сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан:
-
если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
11. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие в возможно короткий срок, но:
-
не позднее 24 часов с момента проникновения;
12. При проведении публичных и массовых мероприятий совместно с организаторами сотрудники полиции осуществляют личный осмотр граждан. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру, сотрудник полиции имеет право:
-
не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;
13. В каких случаях сотрудник может принимать или вручать подарки?
-
Во всех перечисленных выше случаях.
14. В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует:
-
все перечисленные действия.
15. Видами коррупционно опасного поведения руководителя не являются:
16. Что составляет основу профессионально – этического стандарта антикоррупционного поведения:
-
преданность интересам службы, верность служебному долгу;
17. Сотруднику органов внутренних дел следует:
18. Моральный долг руководства МВД России заключается в:
-
защите сотрудника от противоправных действий дискредитирующего характера;
19. Ненадлежащей выгодой сотрудника органов внутренних дел считается получение им в результате коррупционных действий:
-
во всех перечисленных выше случаях.
20. Коррупционно опасной ситуацией является:
-
любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации;
21. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента….
-
принятия должностным лицом хотя бы части взятки;
22. При превышении должностных полномочий лицо…
-
совершает действия, явно выходящие за пределы его служебных полномочий.
23. Квалифицирующий признак халатности это — ….
-
неисполнение должностным лицом своих обязанностей;
24. Является ли превышением должностных полномочий совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица?
25. Взятка может быть дана только…
26. Халатность может быть выражена в следующих формах…
27. При злоупотреблении должностными полномочиями лицо…
-
незаконно, вопреки интересам службы использует, предоставленные ему полномочия;
28. В ст. 291 УК РФ (дача взятки) субъектом преступления может быть…
-
физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет;
2 БЛОК – 25 ВОПРОСОВ
меры личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими оперативно-служебных задач;
приемы личной безопасности в типичных и нестандартных ситуациях силового пресечения различных противоправных проявлений;
приемы и способы обеспечения личной безопасности при авариях, катастрофах, пожарах, наводнениях и других экстремальных
средства и методы, обеспечивающие эффективное выполнение различных оперативно-служебных задач;
тактика действий при выполнении задач ОСД (патрулирование, задержание, досмотр, доставление, конвоирование, обыск и т.д.).
-
проверку проводит старший патруля, напарник страхует.
2. При преследовании правонарушителя скрывшегося в помещении для обеспечения личной безопасности необходимо:
-
привести оружие в боевую готовность;
3. При встрече с вооруженным преступником сотрудник полиции в первую очередь обязан:
4. Наряд задержал нарушителя. Как должен располагаться задержанный в автомашине для доставления его в дежурную часть?
-
сзади, рядом с заблокированной дверцей под контролем сотрудника.
5. При доставлении правонарушителя в пешем порядке одним сотрудником патрульный располагается:
-
только сзади или с правой стороны;
6. Запрещается доставлять в служебные помещения ОВД:
-
лиц, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями;
7. Какие транспортные средства нельзя использовать для доставления правонарушителя?
-
транспорт, принадлежащий дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;
8. Сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:
-
имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления;
-
если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске;
-
имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9. ЧП на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится:
10. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ не должен превышать:
11. К основным принципам противодействия терроризму относится:
-
приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
-
недопустимость политических уступок террористам;
12. В случае возникновения пожара при невозможности тушения собственными силами необходимо:
-
Закрыть окна и двери, чтобы убрать сквозняк и доступ кислорода для горения;
13. В случае возникновения пожара при сильном задымлении используются средства защиты органов дыхания:
14. При эвакуации случае возникновения пожара при сильном задымлении необходимо передвигаться:
-
ползком к выходу, так как внизу около пола дыма меньше и ниже вероятность потерять сознание от отравления;
15. Разрешается ли при эвакуации случае возникновения пожара в многоэтажном здании для ускорения эвакуации использовать лифты:
16. При авариях с выбросом СДЯВ услышав сигналы оповещения по радио (телевидению) и др. способом необходимо:
-
надеть противогазы, закрыть окна и форточки, отключить электронагревательные и др. бытовые приборы, выйти из жилого массива в указанном направлении или в сторону, перпендикулярную направлению ветра;
17. При авариях с выбросом СДЯВ выходить из зоны поражения необходимо:
-
быстрым шагом, перпендикулярно направлению ветра.
18. При техногенных авариях с выбросом хлора при отсутствии противогаза защиты органов дыхания необходимо:
-
используя ткань смоченную 2% раствором соды;
19. При техногенных авариях с выбросом аммиака при отсутствии противогаза защиты органов дыхания необходимо:
-
используя ткань смоченную раствором борной или лимонной кислоты;
20. Для достижения каких целей нарядам полиции разрешается проникать в жилые и иные помещения граждан, на земельные участки и территории:
1) Для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
2) Для пресечения преступления;
3) Для установления обстоятельств несчастного случая;
21. В каких целях сотрудник полиции имеет право использовать транспортные средства принадлежащие государственным муниципальным органам, организациям, общественным объединениям или, в исключительных случаях, гражданам:
-
Доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
-
Преследовании лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
-
Для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия повреждённых транспортных средств;
-
Для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения;
22. Какие сигналы подаются свистком?
-
«Задерживай» — один продолжительный сигнал;
Может ли сотрудник ППСП (ППС) остановить автомобиль для проверки документов?
Перейдем к правовой составляющей данного вопроса.
Так как ППСП это и есть полиция, то на нее распространяется действие Закона «О полиции». Действие этого же закона распространяется и на инспекторов ГИБДД.
В правилах дорожного движения закреплены права полицейских и обязанности водителей. Проанализируем с точки зрения правомерности остановки транспортного средства.
Согласно Закону «О полиции» (подпункт 20 пункта 1 статьи 13) полиция имеет право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления, наличие страхового полиса ОСАГО.
В каком порядке проводится досмотр?
Закон «О Полиции» обязывает полицейского, применяющего меры административного принуждения, сообщить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (п.2 ч.4 ст.5 Закона ). Порядок и правила, в соответствии с которыми должен проводиться досмотр, изложены в статье 27.7 КоАП РФ. Основные требования заключаются в том, что досмотр должен проводиться полицейским того же пола, что и досматриваемый, с участием двух понятых либо с применением видеозаписи. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если велась видео- или фотосъемка досмотра, в протоколе об этом делается специальная отметка. Проведение досмотра без понятых допускается только в исключительных случаях, когда у сотрудника полиции есть основания предполагать, что гражданин имеет при себе оружие.
После составления протокол подписывается всеми участниками процедуры. Чтобы сотрудники полиции не могли исказить сведения, отраженные в протоколе, по требованию гражданина ему должна быть выдана копия протокола.
Этот вопрос неоднозначный, и интерпретировать его можно по-разному. С одной стороны, ч. 2 ст. 24 Конституции РФ гарантирует обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В ч. 7 ст. 5 ФЗ «О полиции» указано, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. Ориентировка является документом, на который ссылается сотрудник правоохранительных органов при ограничении вашего права. Поэтому, согласно законности, сотрудник полиции обязан ознакомить с ней гражданина.
Но, как правило, полицейские чаще всего не имеют при себе ориентировки в письменном виде, ссылаясь на получение ориентировки по средствам связи от оперативного дежурного. Поэтому можно сделать вывод о возможности сотрудника полиции ограничивать права любого гражданина по своему усмотрению без законных оснований, а нужная ориентировка в случае чего всегда найдется.
Исходя из данной ситуации чаще всего не имеет смысла требовать от полицейского разъяснений законного основания, которым он руководствуется, когда ограничивает ваши права, в силу невозможности проверить правдивость слов стража правопорядка.
Практическая значимость Публичной карты Росреестра?
Информационную значимость публичной кадастровой карты мы уже рассмотрели, теперь стоит перейти к практической.
Стоит отметить, что Публичная карта Росреестра предоставляет огромное количество материалов с точки зрения юриспруденции и права человека на владение недвижимостью. Данный электронный ресурс позволяет быстро и самостоятельно проверить юридическую чистоту того или иного объекта недвижимости, которая так важна в современном мире при осуществлении любых сделок.
Официальный электронный ресурс Росреестра позволяет без заказа выписки самостоятельно получить следующую информацию:
- Узнать кадастровую стоимость выбранного объекта, который ранее был поставлен на учёт в ЕГРН.
- Получить нужные верные сведения о том, где именно располагается объект недвижимости, также ознакомиться с важными характеристиками участкам.
- Узнать подробную юридическую характеристику недвижимости, а также узнать кадастровый номер.
- Получить информацию о ранее известных обременениях, а также выявить возможные ошибки.
Старая и новая кадастровые карты?
При поиске определённого участка недвижимого объекта многие люди задаются вопросом, почему один и тот же объект имеет два кадастровых номера: старый и новый. На самом деле, такая ситуация коснулась многих объектов недвижимости на территории страны.
Сложившееся положение дел связано с тем, что новая кадастровая карта начала составляться с 2013 года, когда формировалась единая имущественная база. В неё вносились снова все данные об объектах недвижимости и были присвоены новые кадастровые номера, которые теперь закреплены за каждым участком.
Старая кадастровая карта действовала до 2007 года. Объекты недвижимости, входящие в неё, обладали старыми кадастровыми номерами, которые были обновлены после 2013 года для возобновления системы Росреестра. Данные земельных участков постоянно обновлялись.
Идентификационные номера старого типа существовали с 1992 года по 2007.
На данный момент если недвижимость обладает двумя кадастровыми номерами, то при заказе выписки из ЕГРН указывается оба идентификационных номера. Данные максимально важны, поскольку старый номер подтверждает, что объект недвижимости давно состоит на кадастровом учёте и был внесён изначально в реестр, который позднее изменился.
Стоит отметить, что в предыдущем кадастровом номере, который действовал до 2007 года, были некоторые отличия.
Старый кадастровый номер имел большее количество цифр, в результате чего зачастую в базе данных происходили ошибки, которые существенно затрудняли работу Росреестра и не давали возможность адекватно предоставлять информацию пользователям. Более того, зачастую возникали ситуации, когда несколько номеров просто дублировали одну и ту же информацию, которая касается разных объектов. Возникновение проблем обуславливалось тем, что с каждым годом росло количество недвижимости на территории России, происходило расширение субъектов имущественного права в стране. Необходимо было налаживать единую базу данных, которая будет адекватно осуществлять работу без сбоев и ошибок. Было принято решение переделать всеобщую базу, в связи с чем данная мера потребовала присвоения новых кадастровых номеров, которые станут наиболее удобными.
- Полицейский или сотрудник Росгвардии вправе потребовать паспорт на основании возникших подозрений. Делать это они должны в вежливой форме.
- Если к вам подошли полицейские – ведите себя естественно, разговаривайте вежливо. Патрульные имеют право расспрашивать граждан о цели нахождения в данном месте. У них нет личных претензий. Они выполняют свою работу.
- Если гражданин подозревает превышение полномочий, то лучшим выходом будет позвонить близким, сообщить о своем местонахождении и происходящем.
- Проверка документов по этническому признаку проводится в общественных местах повсеместно. Иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, рекомендуется носить с собой не только паспорт, но и миграционную карту.
- Человека без документов полицейские вправе проводить в отделение до выяснения личности. В этой неприятной ситуации не стоит терять самообладания. Позвоните родственникам и попросите привезти паспорт. Инцидент будет исчерпан.
Право остановки транспортного средства регулируется Правилами дорожного движения, в частности пунктом 2.4, где указано, что подобными полномочиями наделены:
- Регулировщики – сотрудники полиции, в том числе инспекторы ППС, участковый, Росгвардии, военной полиции, работники дорожных служб, дежурные на переездах железнодорожных составов или паромных переправ. При этом наделены правом осмотра и изучения документов у водителей ТС только инспекторы МВД (ГИБДД) и Росгвардии. Инспекция шоферского удостоверения производится представителем ГАИ. Другие сотрудники полиции имеют право проверять паспорт и иной документ, удостоверяющий личность водителя.
- Останавливать грузовые ТС, автобусы, курсирующие за пределы государственной территории или иностранные автотранспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки имеют право сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта только в специально отведенных местах или пунктах досмотра.