Организация предрейсового медосмотра водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация предрейсового медосмотра водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Медицинский осмотр водителей позволяет оперативно решить проблемы с контролем состояния здоровья сотрудников фирмы. Если у работника будут выявлены определенные симптомы заболеваний, то его не допустят к управлению автомобилем.

Основные требования к Журналу регистрации медицинских осмотров водителей 2023

В конце I или в начале II квартала 2023 года ожидается свежий Пр-аз, регламентирующий Порядок проведения пред-; послерейсового мед. осмотра. Возможно в нем будут приведены обязательные реквизиты Журналов медицинского контроля водителей, но не обязательно. Значительных изменений не будет. Основные рекомендации останутся прежними.

Единственное, чем новый Образец будет отличаться от существующего, – это своей универсальностью. Графы Журнала при очном осмотре и дистанционном типе медицинского контроля состояния сотрудников совпадут. Электронный вид документа и бумажный станут идентичными.

Это значит, что не будет подписи водителей, данных, которые устарели и не используются в организации. Поэтому формируйте Журнал, который:

  • отвечает правовым актам, имеющимся в настоящий момент;
  • решает задачи, возложенные на руководство транспортного предприятия по организации предрейсовых медицинских осмотров;
  • соответствует обязанностям медперсонала по оказанию услуг (медпомощи) ПМО, несущих ответственность за результаты своей деятельности.

Главное – отразить основные сведения. Прочие – утверждают на уровне руководства транспортной компании. Поэтому новую форму закрепите внутренним распоряжением, назначив лицо, ответственное за организацию предрейсовых осмотров (охрану труда) своих сотрудников. (Прим.: Читайте далее, что означают приведенные пункты, как их выполнить).

Как заполняется Журнал регистрации

Заполнением Журнала занимаются уполномоченные медицинские специалисты. Как правило, данную обязанность выполняет медик, с компанией которого предприятие заключает договор на проведение предрейсовых осмотров. В документе, фиксирующем прохождение проверки здоровья водителей, указываются следующие сведения:

  • Дата и время проведения предрейсового медосмотра;
  • Данные о водителе;
  • Полученные значения давления, пульса, температуры, пробы на наличие алкоголя;
  • Заключение по результатам осмотра;
  • Подпись медработника;
  • Подпись водителя.

Сколько времени должен храниться журнал предрейсового медицинского осмотра водителей?

«Перечень типовых управленческих архивных документов…», утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236, не содержит прямого указания, сколько времени организация обязана хранить такой журнал.

Однако, принимая во внимание практическое назначение документа, многие юристы склоняются к тому, что он должен храниться в организации 5 лет (см. п. 423 приказа № 236), т. к. он относится, скорее, к разделу «Охрана труда» указанного перечня.

Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 635 приказа № 236 (раздел «Социальное страхование»).

В отношении документов, хранящихся в цифровой форме, следует соблюдать также положения п. 2.30 приказа Министерства культуры РФ от 31.03.2015 № 526.

***

Итак, журнал может вестись в произвольной форме, хотя приказом № 555 рекомендован вариант, учитывающий возможность внести все необходимые по регламенту сведения по итогам медосмотра. Журнал может храниться как на бумажном, так и на электронном носителе.

Медкомиссия для получения прав: как пройти и что усложнят в 2022-м

Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):

  • с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
  • сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
  • имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).

При этом:

  • либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
  • либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
  • либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.

Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.

Как и до нововведений, получить медсправку потребуется в следующих ситуациях:

  • при первичном получении разрешения на управление транспортным средством;
  • при замене водительского удостоверения после завершения срока его действия;
  • после изъятия прав вследствие вождения в состоянии алкогольного опьянения или отказа от освидетельствования;
  • при возникновении заболеваний, ставящих под угрозу безопасность управления автомобилем;
  • при добавлении новой категории автотранспорта, которым разрешается управлять водителю;
  • в ситуации, когда автомобилист работает шофёром и по правилам обязан проходить медосмотр ежегодно.

Здесь также всё остаётся без изменений. При обращении в частную клинику следует предъявить паспорт гражданина РФ, в государственной, помимо него, также потребуется полис ОМС.

Следует учитывать, что при проживании не по месту прописки в другом регионе необходимо свидетельство о временной регистрации. Особенно это важно для нарколога и психиатра, которые осуществляют приём только граждан, прикреплённых к их участкам.

Военный билет не является обязательным документом, но в некоторых организациях его могут попросить предъявить. Это необходимо, чтобы убедиться в отсутствии травм, которые способны повлиять на состояние здоровья. Отказать в оказании услуг при его отсутствии медицинское учреждение не имеет права.

Читайте также:  Налог на имущество организаций: изменения с 2022 года

Для автомобилистов этот список останется без изменений.

По-прежнему необходимо будет посетить:

  • психиатра-нарколога, чтобы подтвердить отсутствие зависимостей от психотропных веществ или алкоголя;
  • психиатра, который убедится, что автолюбитель не имеет психических отклонений;
  • врача-офтальмолога, для проверки остроты зрения и возможного назначения очков или линз;
  • терапевта, который на основании заключений коллег, вынесет окончательный вердикт.

Проверка должна выявить шофёров, употребляющих наркотические вещества и страдающих алкоголизмом – анализы покажут не только присутствие лишних компонентов, но и их количество.

На протяжении последних полутора лет Минздрав занимался проработкой данной услуги, стремясь сделать её предельно доступной. Так в процессе было решено отказаться от дорогостоящего исследования CDT и выявлять его лабораторным способом.

Кроме того, рассматриваются варианты проверки на алкогольную зависимость только при наличии симптомов заболевания, выявленных наркологом, за исключением лиц, ранее лишавшихся прав за нахождение за рулём в нетрезвом виде.

Порядок предрейсового осмотра водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2019 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава: — состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров.

Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу); — хорошо освещено; — оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом; — оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.

Наша организация занимается оптовой продажей, с доставкой товара до покупателя, путем использования собственных транспортных средств. На каждую поездку заполняется путевой лист.

Обязательна ли отметка о послерейсовом осмотре водителя, если перевозка не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов. В нашем случае, перевозка товаров.

Какая ответственность предусмотрена за неисполнение требования по послерейсовому осмотру?

Отвечает Татьяна Маслова, экспертНет, в случае, если деятельность не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов, то прохождение послерейсовых осмотров не обязательно. Соответственно и такую отметку в путевом листе делать не нужно.

За неисполнение требования по прохождению послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность по ст. 11.32 КоАП РФ и предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

  • Обоснование
  • 1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
  • Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника
  • Что будет, если нарушить порядок проведения медосмотров водителей

За нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность. Например, если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку об осмотре водителя в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой.

  1. Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:
  2.  для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  3.  для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  4.  для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.
  5. Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:
  6. – руководителя – на 5000 руб.;
  7. – организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.
Читайте также:  Охотпользователям установят новые госпошлины по обороту оружия

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • 2. Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно», №10, октябрь 2014
  • Послерейсовый медосмотр: разберем, кто обязан его проходить
  • Кто должен проходить послерейсовый медосмотр
  • Управление транспортным средством связано с повышенными физическими и психологическими нагрузками, поэтому к здоровью водителей законодательство предъявляет повышенные требования. Они должны проходить различные виды медосмотров:
  •  предварительные;
  •  периодические;
  •  предрейсовые;
  •  послерейсовые.

Послерейсовые медосмотры проводят в течение всего времени работы водителей, деятельность которых связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов. Перечень опасных грузов приведен в приложении № 7.3 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

При определении того, какую работу можно считать связанной с перевозкой пассажиров, часто возникают вопросы. Необходимость прохождения послерейсового осмотра водителями автотранспортных средств (водителями автобусов, таксистами и т.п.), сомнений не вызывает.

Но как быть, если в обязанности водителя входят поездки, связанные с доставкой сотрудников к месту работы и обратно, а также со служебными поездками сотрудников в течение рабочего дня? Обязан ли, например, личный водитель руководителя проходить послерейсовый осмотр?

С одной стороны, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) разделяет участников дорожного движения на водителей, пешеходов и пассажиров.

Следовательно, работа водителя связана с перевозкой пассажира (руководителя), и проводить медосмотр нужно. С другой стороны, личный водитель работает на основании трудового договора, а не договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ).

Он не берет с руководителя плату за проезд и не выдает билетов (п. 1, п. 2 ст. 786 ГК РФ).

Можно сделать вывод, что работу водителя компании нельзя отнести к пассажирским перевозкам, и проходить послерейсовый медосмотр он не обязан. Руководствуясь данной логикой, многие организации в таких случаях ошибочно не проводят послерейсовые медосмотры.

Судебная практика по этому вопросу однозначна: послерейсовый медосмотр нужен.

Суды не принимают во внимание тот факт, что перевозки осуществляются для нужд организации, а не для нужд других потребителей, считая, что перевозимые сотрудники являются участниками дорожного движения, то есть, пассажирами.

Индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно управляют транспортным средством и осуществляют перевозки, также должны проходить послерейсовый медосмотр (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

  1. В чем заключается послерейсовый медосмотр
  2. Послерейсовый медосмотр проводится в конце рабочего дня (рейса), чтобы выявить:
  3.  признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работников;
  4.  острое профзаболевание или отравление;
  5.  признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Как правило, послерейсовый осмотр аналогичен предрейсовому: медицинский работник выясняет общее самочувствие водителя, обращает внимание на его походку, состояние кожи на предмет инъекций, определяет состояние зрачков, и их реакцию на свет, из��еряет артериальное давление, частоту пульса, температуру. При отсутствии жалоб, признаков заболеваний или употребления алкоголя, нарушения режима труда и отдыха водитель допускается к работе.

  • Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.
  • Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…
  • И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.
  • Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Несмотря на то, что документ не имеет утвержденной формы, существует перечень сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в нем. Они перечислены в пункте 14 Приложения к приказу Минздрава РФ № 835н.

«Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей» 2019 года обязательно должен содержать:

  • дату и время проведения медосмотра;
  • Ф.И.О. водителя;
  • пол, дату рождения сотрудника;
  • результаты проведенных исследований;
  • заключение медработника на основании полученных результатов;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись водителя.

Кроме того, в журнале надо отобразить такие сведения: результаты физического осмотра, температуру тела, пульс, артериальное давление, наличие или отсутствие жалоб у водителя, результат проверки на алкогольное/наркотическое опьянение.

Форма журнала, рекомендованная к применению приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (в редакции от 12.04.2011) имеет вид таблицы, состоящей из таких разделов:

  • дата заполнения;
  • № п/п;
  • Ф.И.О. водителя;
  • табельный номер;
  • жалобы;
  • температура тела;
  • артериальное давление;
  • проба на наличие алкоголя;
  • пульс;
  • причины направления к врачу;
  • подпись медработника.

Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

Обратите внимание, наказание накладывается:

  • на водителя — 3 000 рублей,
  • на контролера — 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.
Читайте также:  Взыскание долгов с пенсионеров

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ

По закону, все водители должны проходить медицинские осмотры как перед сменой, так и после нее. Это обязательно для таких категорий сотрудников как водители такси, перевозчики, занятые транспортировкой опасных грузов, лица, относящиеся к группе риска по здоровью. Кроме того, прохождение медицинского осмотра может стать обязательным условием для допуска к работе для определенных сотрудников, перечень которых утверждается руководством транспортной компании.

Обследование проводится для достижения следующих целей:

  • Уменьшение рисков, связанных с дорожными происшествиями.
  • Охрана здоровья и жизни всех участников дорожного движения.
  • Выявление нарушений, мешающих сотруднику приступить к выполнению своих обязанностей. К таким может относиться плохое самочувствие, сопутствующие заболевания, алкогольное или наркотическое опьянение.

В кабинете предрейсового осмотра работает медицинский сотрудник, имеющий соответствующее разрешение на проведение освидетельствования. Он должен пройти профессиональное обучение в компании работодателя или на базе стороннего учебного центра. Его рабочее время исчисляется теми часами, которые он проводит за организацией медосмотра.

ПРИЧИНЫ ОТСТРАНЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТС

Существуют причины, мешающие водителю полноценно управлять транспортным средством. В этом случае формируется протокол в формате служебной записки, а сам сотрудник получает направление в поликлинику. Оно может быть связано с необходимостью сдачей анализов, например, мочи или крови, или сразу с получением лечения у конкретного специалиста.

Главной задачей медицинского осмотра становится поддержание безопасности дорожного движения, жизни и здоровья его участников. В рамках этих целей отстранение от работы может быть обусловлено следующими причинами:

  • Наличием выраженного болевого синдрома.
  • Присутствием признаков гриппа или ОРВИ.
  • Высокое или, напротив, чрезмерно низкое давление, отклоняющееся от нормы.
  • Проблемы с сердечным ритмом.
  • Усталость и выраженное переутомление.
  • Употребление препаратов, затормаживающих скорость реакций.
  • Состояние алкогольного или наркотического опьянения.

Для проведения проверки на уровень трезвости водителя проводится составление протокола. Он включает в себя следующие пункты:

  • ФИО сотрудника.
  • Должность и место работы.
  • ФИО медицинского работника, направившего его на обследование, а также дата и точное время проведения тестирования.
  • Нестандартное поведение: замкнутость, сонливость, раздраженность, взбудораженность и т.д.
  • Наличие жалоб.
  • Состояние кожи: ее цвет, возможные повреждения (следы от шприцов, расчесывание, высыпания).
  • Состояние слизистых оболочек и зрачков.
  • Показатели пульса и АД.
  • Особенности передвижения и походки: нетвердость, шаткость положения, разбрасывание ног.
  • Дрожь в руках или на веках.
  • Точность выполняемых движений.
  • Наличие запаха, говорящего об употреблении алкоголя или наркотических средств.

В заключении прописываются сведения об общем положении обследуемого, его состоянии и дальнейших рекомендациях. Все это заверяется подписью сотрудника, проводившего тестирование.

Для некоторых показателей у работников характерно формирование собственной нормы, несвязанной с общепризнанными стандартами. Индивидуальный подход формируется после достаточных наблюдений и измерений со стороны наблюдающего медработника.

По каким причинам происходит отстранение водителя от выхода на линию?

Врачебный контроль необходимо вести тщательно и регулярно. Медики работают, чтобы не только предотвратить выход в рейс работника в состоянии опьянения различного типа, но и на ранних стадиях выявляют хронических заболевания и патологии. Именно они могут стать причинами потери сознания за рулем, аварии, которая произойдет из-за резкого и внезапного снижения концентрации.

Законом определены конкретные проблемы физического и психологического характера, при которых появляются поводы для не допустить водителя выполнять свои профессиональные обязанности:

  • опьянение в результате приема алкоголя или запрещенных веществ;
  • изменение давления, сильно отличающееся от стандартных показателей данного пациента;
  • признаки обострения болезни, нетипичного и тревожного развития;
  • высокий или слишком низкий уровень ЧСС;
  • хроническое заболевание в стадии обострения;
  • пребывание под воздействием психотропных препаратов.

Периодичность и особенности проведения медицинских осмотров

Предрейсовый осмотр каждого водителя обязаны проводить все индивидуальные предприниматели и юридические организации, в штате у которых есть водители (или если они сами являются ими). Предрейсовые медицинские осмотры следует осуществлять до начала рабочей смены водителей в течение всего периода их работы.

Послерейсовые осмотры проводятся также на протяжении всего времени трудовой деятельности водителей, если они занимаются перевозками опасных грузов или пассажирскими перевозками. В обоих случаях время осмотра включается в рабочее время водителя.

Результаты медицинского осмотра требуется заносить в специально оформленный журнал. Рекомендуемая Миндзравом форма учета медосмотров не является обязательной, поэтому работодатель вправе на своей организации утвердить собственную форму документа.

Подтверждение прохождения водителем медосмотра служат отметки в путевом листе, содержащем данные о водителе – ф.и.о. и дата и время осмотра. Путевые листы регистрируются в журнале, и в течение пяти лет эти данные хранятся в организации.

Кто может проводить медицинский осмотр водителей?

Контроль организации медицинского осмотра, осуществляет руководство компании на основе методического руководство территориального лечебно-профилактического учреждения.

ИП или юридические лица могут принять на работу медицинского работника. Проводить подобные осмотры может не каждый врач, а лишь тот, кто получил специальное удостоверение и прошел необходимое обучение. Кроме этого, потребуется организовать медпункт и оборудовать его согласно требованиям.

Если нет возможности взять в штат специалиста, необходимо заключить договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию, разрешающую заниматься такой деятельностью. В этом случае медицинский работник сам будет выезжать в определенное время к месту работы водителей либо водители должны будут проходить осмотр на территории медицинского учреждения.

Дисциплинарную ответственность за качество проведенного медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске к управлению ТС несет медицинский работник.

Правила прохождения медицинских осмотров для водителей установлены Федеральным законом N 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]