Обгон начал на прерывистой, а закончил на сплошной

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон начал на прерывистой, а закончил на сплошной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.

Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?

Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.

  • Правила дорожной разметки запрещают пересекать сплошную линию в любую сторону. Но наказание за это предусмотрено в виде штрафа 500 рублей именно за нарушение разметки.
  • В то же время есть пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий запрет двигаться слева от сплошной, если она разделяет встречный поток от вашего попутного.
  • Однако, наказание за данное нарушение правил расположения предусмотрено конкретно за выезд в нарушение требований ПДД на встречную полосу. Но значит ли это, что можно завершать обгон через сплошную при условии, что начат он через прерывистую?

Тем не менее, в практике 2023 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.

Несмотря на регулярные попытки довести Кодекс об административных правонарушениях до совершенства, многие прописанные в нем моменты вызывают вопросы.

Довольно частый случай, когда инспектор на дороге вменяет вам в вину совсем не то нарушение, которые вы совершили, а более тяжкое. Зачастую судьи идут на поводу у таких инспекторов.

Чтобы вопросов было меньше, пленум Верховного суда рассмотрит самые спорные из них, тем более что предыдущее постановление пленума безнадежно устарело. У нас уже другие Правила дорожного движения и сильно исправленная 12-я автомобильная глава КоАП

Инициатором внесения поправок в действующее постановление стала ГАИ. Помните, «РГ» публиковала схемы различных дорожных ситуаций с комментариями Госавтоинспекции о том, как должны квалифицироваться нарушения? Чтобы придать данным схемам совершенно законный статус, руководство ГИБДД и обратилось в Верховный суд. И хотя было предложение оформить эти ситуации в виде схем, чтобы было понятней и наглядней, ВС решил пойти опробованным способом, то есть описывать все словами.

Из проекта нового постановления пленума можно узнать много нового и интересного. Стоит напомнить, что суды будут принимать решения по различным ситуациям согласно этому документу. Но эти знания пригодятся и сотрудникам ГИБДД на дороге. Есть ли смысл оформлять якобы нарушение, если суд его таковым не сочтет?

Итак, в наиболее спорных случаях выезда на встречную, за которые можно лишиться прав, Верховный суд даже облегчил участь водителя.

Напомним, что в правилах появилось исключение для знака «обгон запрещен». В зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых не может превышать 30 км/час, а также гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. В ГАИ настаивали, что такое исключение распространяется только на те машины, которые снабжены соответствующим знаком «тихоходное транспортное средство». А если такого знака на тракторе нет, то и обгонять его нельзя. К тому же, если при наличии знака «обгон запрещен» есть еще и сплошная линия разметки, то нельзя обгонять даже тихоход. Потому что для этой линии исключений в правилах нет, считали в ГАИ.

Однако Верховный суд посчитал, что если на конструктивно медленной машине нет соответствующего знака, то это вина владельца такой машины, а не того, кто ее обгоняет. Также пленум решил, что раз по правилам знак имеет приоритет над разметкой, то и исключения для него также распространяются на разметку, а поэтому при обгоне тихоходного транспортного средства, на котором нет обозначения, что оно тихоходное, даже через сплошную линию разметки в зоне действия знака «обгон запрещен» водитель не может быть привлечен к административной ответственности.

Читайте также:  Могут Ли Приставы Высчитывать Долг С Пенсии По Инвалидности

Так что если вы не уверены, что перед вами тихоход, то и не стоит его обгонять до разрешенного места.

Остается вопрос: каким образом инспектор будет определять, ограничена ли скорость у этого трактора производителем или нет?

Еще одна интересная новелла. В правилах прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Здесь нет прямого запрета. Поэтому некоторые суды в некоторых случаях не рассматривали такой маневр, как движение по встречной полосе. Получалось, что, выехав из двора на встречку и проехав по ней до того места, где сплошная становится прерывистой, водитель как бы и не нарушает правил. Пленум Верховного суда решил, что такое движение следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15, то есть лишать водителя прав.

Однако в проекте пленума нигде не сказанно, как квалифицировать разворот по кратчайшей траектории, а это также один из острых вопросов. Почему при разрешенном на перекрестке развороте на дороге с двумя сплошными линиями я его могу выполнить по кратчайшей траектории, а при прочих равных условиях, но если встречные потоки разделяет бульвар, не могу? Если считать поворот частью такого маневра, как разворот, то все понятно, а если это разные маневры?

Даже такая занятная ситуация попала в решение пленума: водитель начал и закончил обгон через прерывистую линию разметки. Но в процессе обгона на определенном участке двигался слева от сплошной. Оказывается, и такие случаи вызывали споры в судах. Теперь это будет квалифицировано высшей судебной инстанцией по части 4 статьи 12.15.

Каким образом можно избежать наказания?

Выигрышным вариантом для тех, кто оказался в подобной ситуации, будет поиск «слабого места» в дорожной разметке. Это же касается правомерности действий инспектора ГАИ. Более подробно все было описано в начале статьи, сейчас мы только сделаем логические выводы.

Сплошной линии по правилам дорожного движения должен предшествовать пунктир приближения. За чертой города это 100 м, в пределах населенного пункта — 50 м. Ее неправильное нанесение или отсутствие вовсе, все это может оказаться на руку вам во время рассмотрения дела в суде. Если же шансов избежать наказания нет, постарайтесь склонить судью к вынесению максимально мягкого решения. Это может быть наложение административного штрафа. Лучше заручиться поддержкой адвоката, тогда шансов выиграть дело у вас будет больше.

Можно ли завершать обгон по сплошной линии?

Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

Разметка 1.1. (сплошная линия) не может пересекаться транспортом ни при каких обстоятельствах, за исключением экстренных случаев, когда манёвр необходим для того, чтобы избежать ДТП. Даже если манёвр начинается на прерывистой (1.5-1.7, 1.10), завершать его на разметке 1.1. нельзя. Водитель должен рассчитывать свои действия так, чтобы не допустить нарушения.

Каждый тип разметки имеет своё обозначение в ПДД. В зависимости от нанесённого на дорогу обозначения, допускаются определённые манёвры.

На что указывает сплошная линия

Выделяют несколько видов непрерывной разметки. Каждая черта имеет определенные функции. В ПДД линии разделяют по номерам.

  • Сплошная разметка 1.1. Ее используют, чтобы разделить стороны проезжей части противоположного потока автомобилей. Другое назначение черты – запрет езды по определенному участку, выделение обочины дороги, по которому нельзя двигаться, разделение мест на парковке.
  • Непрерывная линия 1.2. Обозначает край пути, обочину.
  • Двойная черта 1.3. Разделяет потоки встречного транспорта. Используют на проезжей части с 4 зонами, с 2,3 участками, если ширина полос превышает 3,75 м.
  • Линия, нанесенная краской желтого оттенка, 1.4. Наносится на край проезжей части. Выделяет зоны, где запрещена стоянка.
  • Сплошная черта в сочетании с прерывистой 1.11. Разделяет направление встречного, попутного транспорта, где разрешается перестроение только с одной стороны. Такую разметку используют и для выделения зон, где допускается обгон только со стороны прерывистой черты.
  • Линия 1.12. Указывает на то, что перед ней нужно совершить остановку при наличии знака 2.5, соответствующем сигнале регулировщика, красном цвете светофора.
Читайте также:  Заявление на материальную помощь

В каких случаях обгон возможен

Опережение впереди едущего транспорта возможно без совершения правонарушения в следующих случаях:

  • Возникла крайняя необходимость. Этот вопрос освещает статья 2.7 КоАП РФ. Согласно данному документу, административным правонарушением не является деяние, совершенное для устранения опасности при невозможности ее избежать другим путем и в том случае, если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Так, если водитель обгоняет впереди едущую машину с пересечением сплошной линии, чтобы избежать аварии и т.д., то это не считается неправомерными действиями.
  • Объезд стоящего автомобиля. Если машина сломалась, припаркована так, что мешает движению, разрешается ее обгон. В такой ситуации маневр разрешен, если нельзя его совершить по правой стороне. При этом запрещено объезжать пассажирский автобус, другой общественный транспорт, если он остановился с целью высадки людей.
  • Некачественная разметка. Водитель вправе выполнить переезд через сплошную линию, если черта стерлась, нанесена на дорожное полотно не по ГОСТу.

В таких ситуациях сотрудник ГИБДД не вправе наказывать водителя. При неправомерном назначении штрафа решение инспектора можно обжаловать в суде.

Водитель пересек непрерывистую линию при завершении маневра обгона

Пересекая непрерывистую линию разметки 1.1 автовладелец в любом случае нарушает правило ПДД.

Линия разметки 1.1 создана, чтобы разделять транспортные потоки противоположных направлений и помечать границы транспортного движения в рискованных местах. Еще она используется для обозначения черты проезжей части, на которую заезжать запрещено.

Запрещается пересечение на ТС линии 1.1, 1,2, 1,3.

Кроме этого, в пункте 9.1 ПДД указано, что водителю нельзя заезжать на встречку, разделенную непрерывной разметкой и находиться на ней какое-то время. Действует это правило с 12 июля 2017 года.

Поэтому если водитель решит закончить маневр обгона через непрерывную разметку, это действие будет приравнено к нарушению ПДД.

Если вы совершили обгон и вас за это остановил работник ГАИ ГИБДД, то в процессе составления им протокола об административном правонарушении не стойте без действия. Начните фотографировать все вокруг хотя бы на смартфон. Даже если ваша камера не очень хорошо фотографирует, не нужно отказываться от фиксации происходящего. Если состояние разметки уже плохое и ее трудно расшифровать, то имея фотографии ее можно много добиться в суде. Чтобы судья не воспринял вас, как человека, уклоняющегося от ответственности, важно, чтобы на фотографию или видео попала трасса, разметка, обозначения и расположение вашей машины.

Свое несогласие или другую интерпретацию проблемы важно отобразить в протоколе в письменном виде собственноручно. Обязательно убедитесь, что он составляется максимально правильно и информация в нем соответствует действительности. Предпринимайте всевозможные меры, чтоб судья получил оправдательные доводы в вашу пользу, если работник ГАИ ГИБДД не захотел разбираться в ситуации.

Какой штраф за обгон по сплошной?

По закону нет разницы между водителем, который закончил обгон на сплошной, и тем, кто продолжал движение по встречной. Однако при детальном разбирательстве с привлечением юристов оказывается, что все зависит от конкретной ситуации.

Наказанием за выезд на встречную полосу, согласно 4 части статьи 12.15 КоАП, является штраф 5 000 рублей и лишение водительских прав на срок 4-6 месяцев. Подобные санкции грозят и водителю, который начал обгон на прерывистой и закончил на сплошной. Однако если вы сможете доказать фактическую невозможность завершения начатого маневра вовремя, то сможете ограничиться лишь штрафом, без лишения водительских прав.

Каждый водитель знает, что перед началом сплошной линии прерывистая разметка «удлиняется». Соответственно, начало сплошной не может стать неожиданностью. Однако если вы сможете доказать в суде, что завершить обгон на прерывистой линии разметки не было никакой возможности в силу определенных обстоятельств, то можете рассчитывать на положительный для вас исход разбирательства. Все, что для этого нужно, – собрать неопровержимые доказательства по делу (показания обгоняемого и свидетелей, схемы расположения и так далее).

Чем грозит пересечение сплошной линии

Рассмотрим несколько возможных ситуаций.

  • Первый вариант нарушения: Водитель видит аварию или сломанный транспорт, вследствие с этим приходится совершить обгон и пересечь сплошную линию. В этой ситуации автолюбитель нарушает ПДД и выезжает на полосу встречного движения для объезда препятствия. Это влечет наложение штрафа в размере от одной тысячи рублей до 1 500 рублей.
  • Второй вариант нарушения. Водитель хочет обогнать машину, выезжает на встречную для совершения обгона и заканчивает маневр уже на сплошной. В данном случае ему грозит более строгое наказание. Выезд на встречную полосу влечет наложение штрафа в размере 5 000 рублей или лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Читайте также:  Мегафон в Абхазии: Роуминг, тарифы, как подключить

Как известно, знаки, особенно установленные на временной штанге, имеют приоритет перед дорожной разметкой. И многие недобросовестные полисмены этим пользуются, выставив его в неприметном месте, и собирая дань с тех, кто вынужденно «нарушил» правила.

В этом случае закон также на вашей стороне. Вы можете просто не увидеть этот знак, если его, например, закрыла листва или, обгоняемый вам грузовик. Более того, знак 3.20 «Обгон запрещён» подразумевает под собой запрет на начало осуществления манёвра по обгону, а никак не его процесс или завершение. Поэтому если вы уже на встречной полосе, разметка прерывистая, и тут вы проезжаете знак 3.20, вам законно разрешено продолжить обгон, и, убедившись в безопасности манёвра, спокойно вернуться на свою полосу.

Следует помнить также о том, что отбирать права на месте у вас никто не имеет право. Инспектора обязаны выписать вам протокол, отправить доказательства в суд, а вас отпустить. И не забывайте о том, что обгон на дороге и опережение впередиидущего автомобиля — это совершенно разные манёвры.

Измерьте длину штрихов на разметке 1.6. Измерьте расстояния между ними. Рулетку можно попросить у сотрудников ДПС. Зафиксируйте результат фотографией (фотографируйте вместе с рулеткой). Замерьте расстояние, на которое нанесена разметка 1.6.

Для этого не обязательно мерить её по всей длине. У вас уже есть длина штриха и длина промежутка. Посчитайте количество тех и других и умножьте на значение их длины. Занесите все измерения в протокол, в раздел комментарий водителя или в примечания. В крайнем случае — отразите их на полях документа.

В протоколе также допишите, что «в связи с тем, что разметка нанесена не по ГОСТ Р 52289-2004, у меня не было возможности безопасно завершить манёвр». При этом помните, что разметка 1.6 не может перейти в 1.3 (двойная сплошная), а она сама не может быть нанесена на дорогах, имеющих для движения три полосы и менее (то есть на дорогах по одной полосе для движения в каждую сторону).

Как наказывается пересечение сплошной при завершении маневра

Основной статьей, регулирующей наказание за въезд на стационарную линию при обгоне, является статья 12.15 ч. 4. 4. За это предусмотрено наказание в размере 5 000 рублей, что является наименьшим штрафом, который может быть наложен на водителя за данное правонарушение. В той же статье говорится, что водитель может быть лишен прав на 4-6 месяцев. Эти штрафы применяются только в 2021 году.

Других наказаний за завершение обгона через фиксированную линию нет. Поэтому водитель должен помнить, что госинспектор не имеет права в такой ситуации:

  • снимите номерной знак;
  • эвакуируйте автомобиль на специальную стоянку;
  • конфисковать или арестовать водителя и т.д.

По данному правонарушению владелец автомобиля может быть наказан только штрафом или лишением водительских прав. Последний вариант считается наиболее суровым и применяется только при наличии отягчающих обстоятельств, таких как:

  • Большое количество штрафов, особенно за неправильный обгон;
  • Авария в результате обгона;
  • Если водитель ранее был осужден за обгон в состоянии алкогольного опьянения и т.д.

Однако при наличии смягчающих обстоятельств выбор наказания может пасть на штрафные санкции. Смягчающие факторы могут включать:

  • Помощь сотрудников дорожной полиции в установлении правонарушения, когда водитель не отрицает своей вины;
  • если правонарушитель является беременной женщиной или матерью малолетнего ребенка
  • когда водитель искренне раскаивается;
  • когда правонарушитель является несовершеннолетним и т.д.

В первую очередь правонарушение рассматривается начальником дорожной полиции. На дороге сотрудник ГИБДД может только составить протокол, возбудив дело об административном правонарушении. Водитель вызывается в полицейский участок, где он должен подробно изложить обстоятельства и свою позицию по поводу правонарушения.

Это не является обязательным, поэтому водитель может не присутствовать на слушании. Однако в этом случае вероятность лишения лицензии значительно возрастает.

Водительское удостоверение не может быть отобрано сотрудником ГИБДД. Такие действия входят в компетенцию судьи, рассматривающего дело. Сотрудник ГИБДД, который рассматривает дело и находит отягчающие обстоятельства, направляет материал в суд. Только после этого судья принимает решение о лишении водительских прав или наложении штрафов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]