Штрафы за нарушение ФНП федеральных норм и правил промышленной безопасности ОПО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение ФНП федеральных норм и правил промышленной безопасности ОПО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора.

Штрафы в сфере промышленной безопасности

Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО.
Как правило, инспекторы ФСЭТАН накладывают взыскания за нарушения основных положений Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г., действующих ФНП и других нормативных актов в сфере промышленной безопасности, руководствуясь ст. 9.1, 9.19, 14.1, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данной статье мы подробно разберем, на каком основании могут быть оштрафованы владельцы ОПО, и приведем примеры из практики работы Ростехнадзора.
Советуем изучить:

Итак, организации, эксплуатирующие ОПО, по результатам проверок ФСЭТАН могут быть привлечены к административной ответственности на основании:
– ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:

  • на граждан – от 2000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

К гражданам относится линейный персонал, работающий на ОПО. Должностным лицом может быть руководитель организации, его заместитель, главный инженер и т.д.
В числе самых распространенных и часто встречающихся «нарушений требований промышленной безопасности» Ростехнадзор в своих предписаниях выделяет:

  • Отсутствие Положения о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ), согласованного с территориальным управлением ФСЭТАН.
  • Отсутствие Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПМЛА) либо отсутствие согласования ПМЛА с руководителем аварийно-спасательного формирования.
  • Отсутствие в Сведениях, характеризующих ОПО, полного перечня технических устройств, фактически применяемых на объекте.
  • Отсутствие заключений экспертизы промышленной безопасности для технических устройств, зданий и сооружений на ОПО с истекшим сроком службы (безопасной эксплуатации).
  • Отсутствие у руководителей и/или специалистов аттестации по общим и специальным требованиям промышленной безопасности.
  • Применение на ОПО оборудования в неисправном состоянии.
  • Отсутствие надлежащим образом оформленной технической документации на оборудование, применяемое на ОПО (паспорта, руководства по эксплуатации) и др.

Нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промбезопасности ОПО представлены следующими формулировками:

  • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и/или в связи с изменением наименования выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • отсутствие на ОПО I, II и III классов опасности Планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий;
  • нарушение иных требований, указанных в разделе 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492).

Привлекая владельцев ОПО к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Ростехнадзор в большинстве случаев накладывает минимальный штраф 200 000 рублей на юридическое лицо и минимальный штраф 20 000 рублей на должностное лицо (чаще всего – сотрудник, ответственный за производственный контроль).
Штраф может быть выписан как за одно конкретное нарушение, так и за группу нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензий. К примеру, Центральное управление Ростехнадзора по результатам плановой выездной проверки привлекло ООО «Русские колбасы» (г. Щелково Московской обл.) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа на юридическое лицо – 200 тыс. руб. и на должностное лицо – 20 тыс. руб. за следующие нарушения:

  • предприятием не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
  • отсутствует журнал учета аварий и инцидентов, произошедших на ОПО;
  • сроки проведения режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов просрочены.
  • не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
  • ответственный за осуществление производственного контроля исполняет обязанности без наличия аттестации на знание общих требований промышленной безопасности.

Аналогичные санкции – штраф на общую сумму 220 000 рублей – применило Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора к ООО «СтройТранс» (г. Москва) в результате проверки соблюдения лицензионных требований (условий лицензий). ФСЭТАН выявила следующие нарушения:

  • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • не осуществляется комплекс мероприятий, включающих мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления: не проводится техническое обслуживание внутреннего газопровода и ГРУ, своевременное восстановление слоя окраски наружного газопровода;
  • отсутствует порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
  • в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования не проводятся с периодичностью 1 раз в 3 года режимно-наладочные мероприятия.

В ряде случае инспекторы ФСЭТАН прибегают к иному виду административного наказания – приостановлению деятельности организации, эксплуатирующей ОПО. Так, МТУ Ростехнадзора через суд привлекло ООО «СтрИнКом» (г. Москва) к административной ответственности в виде временного приостановления деятельности сроком на 60 суток за следующие нарушения:

  • отсутствие договора на аварийно-спасательное обслуживание ОПО;
  • отсутствие действующего Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, согласованного командиром отряда горноспасательной службы;
  • отсутствие документов, подтверждающих прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • отсутствие документов, подтверждающих создание вспомогательной горноспасательной команды и проведение ежегодной проверки знаний инструкций по безопасным методам и приёмам выполнения работ рабочими организации с участием представителя Ростехнадзора и т.д.

– ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО, что влечет наложение штрафа:

  • граждан – от 4000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Данный вид административных правонарушений в сфере ПБ встречается не так часто в силу малого количества ОПО, на которых хранятся, получаются и используются взрывчатые вещества. Однако в информационных сообщениях Ростехнадзора имеются примеры и по данному виду штрафных санкций.
Так, Центральное управление ФСЭТАН по результатам плановой проверки привлекло акционерное общество «Научно-исследовательский инженерный институт» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 330 тыс. рублей. Был наложен минимальный штраф: 300 000 руб. на юридическое лицо и 30 000 руб. на должностное лицо. Основанием для наложения штрафа послужили следующие нарушения:

  • лицензия предприятия на осуществление деятельности по эксплуатации ОПО не предусматривает виды работ по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды;
  • положение о производственном контроле (ППК) не соответствует требованиям промбезопасности;
  • на предприятии отсутствует книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов;
  • комиссией по проверке правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах не проводятся соответствующие ежемесячные проверки;
  • лица, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности;
  • ограда территории склада взрывчатых материалов не соответствует требованиям правил безопасности и имеет высоту менее 2 метров, имеются провисания колючей проволоки;
  • в зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения;
  • отмостки складов подвергнуты разрушению, имеются локальные трещины, внутри складов имеются локальные повреждения стен и потолка, трещины и отслоения побелки, полы подвержены деформации.

– ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубым принято считать такое нарушение требований промышленной безопасности ОПО, которое привело или может привести к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Грубыми нарушениями условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«г», «е»-«п» и «с»-«у» пункта 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492), которые повлекли за собой:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (п. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

По данному виду штрафных санкций Ростехнадзор в большинстве случаев наказывает владельцев ОПО административным приостановлением деятельности. Это объясняется тяжестью фактических и возможных последствий выявленных нарушений.
Приведем несколько примеров.
Так, Западно-Уральское управление Ростехнадзора по итогам внеплановой проверки через суд приостановило деятельность котельных ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» в Чусовском районе Пермского края на 60 суток. Инспекторы выявили, что на котельных не проводится техническое обслуживание и плановые ремонты оборудования и автоматики безопасности котлов, к работе допускается персонал, не прошедший очередной аттестации, эксплуатируется котельное оборудование, не введенное в эксплуатацию в установленном порядке, не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, отсутствуют полисы обязательного страхования. Указанные нарушения, по мнению специалистов ФСЭТАН, создают реальную угрозу жизни и безопасности людей. Поэтому предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.
В свою очередь Верхне-Донское управление Ростехнадзора вынесло несколько подобных решений. В мае 2015 сотрудники территориального управления ФСЭТАН приостановили на 10 суток деятельность по эксплуатации сосуда для транспортировки и хранения в составе автомобильной газозаправочной станции (ИП Гридина А.В., Курская область). В ходе проверки выяснилось, что на сосуде не работают контрольно-измерительные приборы, что угрожает причинением вреда жизни, здоровью граждан и обслуживающего персонала.
В июле 2015 года специалисты Верхне-Донского управления РТН, руководствуясь ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, приостановили деятельность ООО «Алтиус Инжинеринг и Констракшн» по эксплуатации башенных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности, представляющие угрозу жизни и здоровью людей. А именно: применение башенных грузоподъёмных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П на строительной площадке осуществлялись в охранной зоне воздушной линии электропередачи ЛЭП 110кВ без согласования с владельцем линии, эксплуатация кранов велась с отступлениями от требований проекта производства работ кранами.

Административные правонарушения по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ фиксируются и наказываются и в московском регионе. Так, МТУ Ростехнадзора в апреле 2015 года была приостановлена на 60 суток деятельность ООО «ПромСтройГарант» по эксплуатации козлового крана. Инспекторы ФСЭТАН в ходе проверки выявили, что работа с техническим устройством ведется при неисправных ограничителях, износе элементов механизмов и рельсов кранового пути. Это, по мнению специалистов РТН, может угрожать жизни, здоровью граждан и персонала, работающего на ОПО.
– ч. 4 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния), что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
Читайте также:  Срочно! Сняли с очереди в сад.

Часть 4 статьи 9.1 КоАП РФ вступила в действие с 1 января 2014 года и ориентирована в большей степени на экспертные центры, которые имеют лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности и составления заключения ЭПБ. Следует отметить, что эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении ЭПБ административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 9.1, несут административную ответственность как должностные лица. В ходе проведенного анализа не удалось найти в открытых источниках примеров применения со стороны Ростехнадзора и других ведомств этого вида штрафных санкций.
– ст. 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Эксплуатация опасных объектов (перечень дан в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ), за исключением ввода в эксплуатацию, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Чаще всего на основании данной статьи КоАП РФ Ростехнадзор штрафует организации, эксплуатирующие лифты (которые перестали быть ОПО, но остались опасными объектами и подлежат обязательному страхованию), в ходе проверок на предмет соответствия этих ГПМ требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Однако в информационных сообщениях ФСЭТАН удалось найти примеры административного наказания только владельцев ОПО по статье 9.19 КоАП РФ.
Так, Печорское управление ФСЭТАН в ходе административного расследования в отношении ООО «Монтажсервиском» выявило, что предприятие эксплуатирует Сеть газопотребления (Республика Коми, г. Ухта, п. Шудаяг) без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. Инспекторы Ростехнадзора привлекли ООО «Монтажсервиском» к административной ответственности по статье 9.19 КоАП РФ в виде административного штрафа на сумму 300 000 рублей.
– ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Основными нарушениями по данному виду штрафных санкций принято считать:

  • Непредставление или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (так называемый отчет о производственном контроле). Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ отчет о ПК подается в территориальные органы Ростехнадзора до 1 апреля соответствующего календарного года.
  • Непредставление или несвоевременное представление информации об инцидентах, произошедших на ОПО. Согласно п. 35 Раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» отчет об инцидентах представляется в территориальные органы Ростехнадзора не реже 1 раза в квартал.

Следует отметить, что в большинстве случаев непредставление или несвоевременное представление в Ростехнадзора отчета о производственном контроле либо квартального отчета об инцидентах квалифицируется как нарушение требований промышленной безопасности, что влечет наложение штрафа по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Однако при повторном непредставлении информации с учетом выявленных несоответствий владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ с наложением административного штрафа:

  • на граждан – от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.

– ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
В данном случае речь идет о предписании Ростехнадзора, которое обязывает владельцев ОПО устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Нас интересует прежде всего часть 11 статьи 19.5 –Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.

За невыполнение даже одного пункта выданного предписания могут быть наложены штрафные санкции. А когда таких пунктов больше, штраф неизбежен.
В практике Ростехнадзора достаточно примеров применения административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Так, в марте-апреле 2015 года Межрегиональное технологическое управление ФСЭТАН привлекло к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ОАО «Фабрика-химчистка № 2» за невыполнение 18 пунктов ранее выданного предписания и назначило наказание в виде штрафа на сумму 400 тысяч рублей.
В конце июля 2015 года то же МТУ Ростехнадзора оштрафовало по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ООО «ППК медная фольга» на сумму 400 тысяч рублей. Эксплуатирующая ОПО организация не выполнила всего лишь 2 пункта ранее выданного предписания.
– ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Уклонение от исполнения административного наказания.
И такое может случиться с владельцем ОПО. Отсутствуют финансовые средства, урезали бюджет, бухгалтерия опоздала с переводом денег… Как результат – неуплата штрафа в срок, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного взыскания, но не менее одной тысячи рублей.

На каком основании может проводиться надзорное мероприятие

Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:

  • официальные заявления от предприятий, планирующих занятие деятельностью, имеющей отношение к промышленной безопасности;
  • данные компаний о завершении капитального строительства объекта;
  • завершение установленного срока (12 месяцев) после выдачи разрешения на использование сооружения гидротехнического типа;
  • сведения, подтверждающие запись в государственном реестре и/или приемку в эксплуатацию сооружений или устройств, которые могут представлять опасность;
  • аварийные ситуации, несчастные случаи и подобные им происшествия на производствах, отнесенных к опасным;
  • заявления физических лиц или организаций, информирующие о несоблюдении нормативных актов и законодательства РФ, регулирующих сферу безопасности в промышленности;
  • получение организацией с опасными объектами доступа (разрешений) к техническим устройствам, эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных объектов, к предоставлению услуг по обслуживанию/эксплуатации опасных объектов.

Кого накажут за нарушения

Меру наказания за нарушение по промбезопасности определяет суд на основании протокола об административном или уголовном правонарушении. Ответственность может коснуться:

  • сотрудников, на которых в силу их служебного положения или специальным распоряжением была возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований промбезопасности;

  • руководителей организации, их заместителей, главного инженера, главных специалистов, если они:

    • знали о нарушении, но не приняли мер по его устранению;

    • дали указания, противоречащие правилам безопасности;

    • взяли на себя непосредственное руководство работами, не обеспечив соблюдение правил безопасности.

Инспектор Ростехнадзора после проведения мероприятий может за нарушение не накладывать штрафных санкций сразу, а сделать предписание к устранению. В этом документе указывают конкретные нарушения и даются сроки на их устранение. Они зависят от выявленных отклонений, норм закона и их влияния на безопасность производства.

Предписание является итогом выездной проверки инспектора Ростехнадзора. Регулируется этот документ приказом Ростехнадзора № 48.

Специалист данной государственной службы составляет акт, в котором перечисляет выявленные нарушения. Вместе с предписанием организации выдаются еще такие бумаги:

  • Уведомление о плановой или внеплановой проверке.
  • Акт проведения мероприятия.
  • Протокол административного правонарушения.
  • Постановление о наказании.

Но что ждет фирму за невыполнение предписания в обозначенные сроки? За это обычно назначается внезапная проверка, которая нужна для контроля исполнения предписаний. Обычно она планируется на день, который следует за крайней датой, указанной в документе. Если окажется, что предписания исполнены только частично или не выполнены вовсе, составляется протокол и накладывается штраф на ответственное должностное лицо или руководителя предприятия.

Если окажется, что предписания исполнены только частично или не выполнены вовсе, составляется протокол и накладывается штраф на должностное лицо или руководителя предприятия.

Что касается размера штрафов, то они различны. Конкретные суммы можно посмотреть на официальном сайте этого контролирующего органа. Они начинаются с 200 тысяч рублей и заканчиваются 500 тысячами. Такой размер предусмотрен для юридических лиц. Назначаются они за такие нарушения:

  • Нарушение требований безопасности.
  • Нарушение правил транспортировки, хранения и переработки взрывчатых веществ.
  • Нарушение условий, прописанных в лицензии.
  • Невыполнение предписаний проверяющего инспектора.

На сайте Ростехнадзора можно проверить свои задолженности. Руководитель предприятия получает платежное поручение, которое и требуется оплатить, используя реквизиты, там указанные. Обычно налагаемые штрафы административные, но серьезные нарушения ведут к уголовной ответственности, о чем стоит знать руководству предприятия.

Штраф Ростехнадзора может быть выписан как за одно нарушение, так и за группу. Своевременное внесение оплаты гарантирует защиту от дальнейших проблем.

Как подготовиться к проверке Ростехнадзора

Не забывайте, что проведение проверок Ростехнадзором служит одной главной цели – убедиться в надежности вашей деятельности с точки зрения охраны труда, а также надлежащего взаимодействия с опасными объектами.

Главное доказательство соблюдения вами всех правил — документы, поэтому всегда (вне зависимости от приближения планового визита инспектора) бережно собирайте и ведите все инструкции, акты, лицензии, графики, журналы учета. Будьте в курсе изменений в законах, вовремя переоформляйте лицензии, вносите в бумаги необходимые поправки. Не забывайте поддерживать требуемое состояние построек, помещений и зданий, вовремя организуйте диагностику и ремонт, а также контролируйте работу персонала, не оставляйте сотрудников без аттестации и необходимого для работы обучения.

Перестраховаться можно, обратившись в одну из коммерческих фирм, оказывающую помощь по управлению процессом проверки Ростехнадзора. Специалисты такой компании помогут подготовить как документы для проверки Ростехнадзора, так и сами промышленные объекты.

Что проверяет Ростехнадзор

Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора.

Приблизительный список интересующих Ростехнадзор документов выглядит так:

  1. Учредительные документы или свидетельство о регистрации ИП;
  2. Документы, подтверждающие присутствие опасного производственного объекта, его регистрацию в государственном реестре, разрешение на ввод его в эксплуатацию и лицензия на его использование;
  3. Сертификаты на применяемое оборудование, приборы;
  4. Документы, относящиеся к промышленной безопасности (в их числе издания федеральных законов);
  5. Журналы учета аварий, инструктажа по технике безопасности, выдачи пропусков и прочие;
  6. Заключения экспертов промышленной безопасности;
  7. Данные о сотрудниках, задействованных на опасном производственном объекте, подтверждение их профессиональной и медицинской пригодности;
  8. Договоры страхования риска ответственности;
  9. Нормативные документы о правилах работ на опасном объекте;
  10. Графики диагностики оборудования, капитального ремонта и другие;
  11. Выданные ранее предписания Ростехнадзора, подтверждения их исполнения;
  12. Договоры с аварийно-спасательными службами, либо со специально обученным персоналом.

В каких случаях приходит проверка Ростехнадзора

Ростехнадзор организует проверку если:

  • Вы сами делаете официальное заявление о своем намерении приступить к работе, связанной с промышленной безопасностью, или о завершении капитального строительства.
  • Вам выдали разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения год назад.
  • Поступила информация о наличии в вашей деятельности опасных производственных объектов, либо если на них произошло ЧП.
  • Были получены жалобы о нарушении промышленной безопасности на предприятии.
  • Вы получаете разрешение на применение на опасном производстве некоторых технических устройств или на использование химических и взрывоопасных устройств и метариалов.
  • Вы обслуживаете объекты опасного производства.

Почему нужно сдавать отчет?

Эксплуатация опасных производственных объектов сопряжена с риском возникновения аварий. Поэтому к составлению отчета по производственному контролю предъявляются особые требования. За нарушение сроков или отказа от предоставления сведений предусмотрены штрафы в размере до 300 тыс. руб. Также Ростехнадзор может вынести постановление о приостановке деятельности предприятия на срок до 3 месяцев или отстранение уполномоченного лица от профессиональной деятельности. Штраф в размере 30 тыс. руб. накладывается и на должностное лицо, отказавшееся от представления документации.

Читайте также:  Куда и как можно использовать материнский капитал

Основанием для подготовки отчетности является программа по обеспечению экологической, атомной и технологической безопасности.

Предприятие избирает ответственных за выполнение контроля, ведения отчетности. Уполномоченные лица готовят документацию, где описываются результата проведенного контроля, направляет ее в Ростехнадзор.

В каком случае должностные лица Ростехнадзора вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований промышленной безопасности?

Ответы Ростехнадзора по промышленной безопасности на тестовые задания к аттестационным вопросам по курсу — А.1. Основы промышленной безопасности. Вопросы с правильными ответами подтверждаются выдержкой из нормативной документации по которым составлены тесты Олимпокс.

В каком случае должностные лица Ростехнадзора вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований промышленной безопасности?

• Это не относится к их компетенции.

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

• Только если это сопряжено с направлением в суд материалов о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.

Выдержка из нормативной документации:

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ

Статья 16. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

12. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ)

а) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от юридического лица, индивидуального предпринимателя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о назначении проверки посещать опасные производственные объекты и проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ)

в) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

д) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

е) давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников.

Контроль за исполнением выданных предписаний

В соответствии с Приказом Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.:

– Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.
– Ростехнадзор может контролировать исполнение выданного им предписания после истечения срока устранения нарушений, указанного в предписании;
– Контроль может быть выражен в виде внеплановой документарной и(или) выездной проверок, в соответствии с пунктами 53-57 Приказа Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.;

По уважительным причинам возможно продление срока устранения отдельных пунктов предписания. Для этого необходимо, не позднее, чем за 10 дней до окончания срока исправления нарушений, направить в Ростехнадзор или его территориальный орган аргументированное ходатайство о продлении срока.

Наши специалисты проводят анализ предписаний Ростехнадзора на обоснованность. Звоните.

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Приказ Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах»
Административные штрафы за нарушений требований промышленной безопасности
Статья 9.1 КоАП РФ Нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере 2 000-3 000 рублей;
— на должностных лиц — от 20 000-30 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
— на юридических лиц — от 200 000 – 300 000 или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 40 000-50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
— на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административный штраф за неисполнение предписания Ростехнадзора
Пункт 11 статьи 19.5 КоАП РФ Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.»

Какие штрафы предусмотрены в 2021 году за ненадлежащее проведение электроизмерений либо их полное отсутствие?

По результатам проведения электроиспытаний, специалисты электротехнической лаборатории составляют отчет, который запрашивают сотрудники Ростехнадзора и Госпожнадзора. При отсутствии протоколов испытаний электроустановок предусмотрены следующие штрафы:

  • Для юридических лиц Ростехнадзор накладывает штраф до 40 тысяч руб. с требованием приостановить деятельность сроком на 90 дней. За этот период необходимо устранить нарушения. Госпожнадзор привлекает к административной ответственности в виде штрафа до 200 тысяч руб.
  • Для частных лиц сумма штрафа за отсутствие отчета об электроизмерениях Ростехнадзором составляет до 1,5 тысячи рублей. Госпожнадзор взимает штраф до 4 тысяч рублей.

Обратите внимание: Ростехнадзор и Госпожнадзор взимают штрафы с физических и юридических лиц не только за отсутствие отчета об электроизмерениях и испытаниях, но и за несоответствие электрического оборудования и установок нормам ПТЭЭП и ПУЭ.

Штрафы Ростехнадзора для юридических лиц в 2020 году

1. Цель данной статьи — обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области промышленной безопасности, в том числе Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» и правилами регистрации этих объектов в государственном реестре, положениями о лицензировании деятельности по эксплуатации указанных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов».

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях усиления административной ответственности абзацы вторые частей 1 и 2, а также часть 3 данной статьи изложены в новой редакции. В трех примечаниях к статье раскрываются понятия грубого нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а для целей данной статьи — должностных лиц в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями. Предусматривается, что за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Названный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.

Если у вас остались вопросы по статье 9.1 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Составляется протокол, рассматривают должностные лица Госпожнадзора (КоАП ст.23.34) Статья 20.4 ч.4 КоАП Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений 3000 – 4000 руб. 15000 – 20000 руб.

Услуга Цена
Защита по делам об административных правонарушениях, включая представление интересов организации в судебных и административных органах. 60 000 рублей при вынесении одного постановления. Последующие + 10 000 рублей к стоимости за каждое постановление.

В соответствии с Положением о Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции государственного горного, энергетического, строительного, технологического и атомного надзора.

Ростехназором в лице его территориальных органов проводятся плановые и внеплановые проверки, выездные и документарные. Виды и структура проведения проверок определены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Штрафы в сфере промышленной безопасности

Для осуществления данной функции Ростехнадзор и его территориальные управления уполномочены проводить проверки организаций и в случае выявления нарушений привлекать компанию к административной ответственности, которая заключается в наложении штрафа.

Размер штрафа устанавливается в зависимости от тяжести правонарушения и регламентируется Кодексом об административных правонарушениях.

Важно отметить, что оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности, а также штрафов осуществляется в судебном порядке.

Данная категория споров подведомственна арбитражным судам, поскольку присутствует экономический характер спора, а также участниками являются юридические лица.

Размер компенсации в этом случае не может превышать два миллиона рублей. 2. Выплата компенсации в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте, не освобождает ответственное за причиненный вред лицо от его возмещения в соответствии с требованиями гражданского законодательства в части, превышающей сумму произведенной компенсации. Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие обязательного условия – осуществления профессиональной деятельности в области промышленной безопасности.

Сведения обязаны подавать в Ростехнадзор владельцы всех ОПО I, II, III и IV классов опасности, всех форм собственности, в соответствии с разработанной формой (таблица в формате *XLS.

или электронного XML-документа), которые размещены на официальном сайте Ростехнадзора.

Чтобы избежать неприятных писем-сюрпризов со стороны Ростехнадзора, в которых, как правило, содержится уведомление о дате, времени и месте составления протоколов об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 (как следствие, накладывается минимальный штраф на должностное и юридическое лицо) и ст.19.7 КоАП РФ, рекомендуем

Так же существуют нормативные правовые акты регулирующие данный процесс в зависимости от отраслевого назначения опасного производственного объекта. Выше мы указали что предписание на устранение нарушений практически всегда выдается только после проведения инспектором Ростехнадзора выездной проверки.

Данные проверки, в соответствии с ФЗ-294 подразделяются на: — плановые проверки Ростехнадзора (документарная и(или) выездная); — внеплановые проверки ростехнадзора (документарная и(или) выездная). ВАЖНО: На опасных производственных объектах 4 класса опасности, плановые проверки не проводятся.

рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией.

При эксплуатации оборудования на опасном производственном объекта, в обязательном порядке должен быть оформлен комплект разрешительной документации, в частности разрешение Ростехнадзора на применение.

Читайте также:  Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) в 2023 году

Объект классифицируемый как опасный производственный объект, является поднадзорным Ростехнадзору и подвергается периодическим (плановым и внеплановым) проверкам. В ходе проверки запрашивается имеющийся комплект документов на эксплуатируемое оборудование.

  1. Аудит промышленной безопасности – это проведение обследование предприятия на соответствие требованиям промышленной безопасности (предварительно перед проверкой Ростехнадзора или же на постоянной основе в течении года).
  2. По результатам проведения аудита промышленной безопасности производится выдача рекомендаций, которые необходимо выполнить для приведения документации и оборудования предприятия в соответствие с требованиями ПБ.

Перечень работ:

  • Аудит существующей документации организации, касающейся вопросов промышленной безопасности с выдачей технического отчета и рекомендаций по дальнейшей эксплуатации ОПО.
  • Помощь в разработке положения о производственном контроле, необходимых инструкций, приказов на ОПО.
  • Предоставление консультационных услуг эксперта/экспертов по промышленной безопасности на регулярной основе (раз в квартал входит один плановый выезд эксперта для проведения аудита, консультирование экспертами по видам надзора в течении всего срока по любым вопросам промышленной безопасности, а также один неплановый выезд эксперта по запросу в случае необходимости).
  • Разработка планов мероприятий, документов для регистрации/перерегистрации ОПО, документов для оформления/переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, документации системы управления промышленной безопасностью оказывается по отдельным заявкам/договорам.

Аудит в области промышленной безопасности представляет собой независимую экспертную оценку соблюдения юридическим лицом промышленной безопасности при осуществлении следующих видов деятельности:

  1. Эксплуатация опасных производственных объектов;
  2. Производство оборудования с техническими характеристиками, согласно Приложения №1 116-ФЗ «О промышленной безопасности ОПО».

Очень часто, в процессе ведения хозяйственной деятельности, многие предприятия недостаточно уделяют внимания состоянию промышленной безопасности, что в худшем случае может привести к аварии, а в лучшем случае, при проверке территориальными органами Ростехнадзора, к штрафным санкциям (При грубых нарушениях промышленной безопасности штраф составляет до 1 000 000 рублей и приостановка деятельности вплоть до устранения всех замечаний (Федеральный закон №171-ФЗ от 23.

07.

Прежде чем рассматривать возможные санкции, применяемые к работодателям и субъектам хозяйствования по итогам проверки деятельности предприятия Роспотребнадзором, следует узнать, что же именно представляет собой означенная государственная структура, а также какими правами и обязанностями обладают ее сотрудники в отношении юридических и физических лиц. Так, это – государственный орган, основной задачей которого является защита прав потребителей и контроль соблюдения российскими субъектами хозяйствования гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм.

Важный факт – в связи с четко определенным спектром деятельности, Роспотребнадзор не реагирует на нарушения, связанные сугубо с трудовыми взаимоотношениями сотрудников и работодателей, за исключением случаев, когда имеет место прямое нарушение гигиенических или санитарных нормативов. В то же время клиент организации может подать жалобу в Роспотребнадзор и на любые другие ущемления или ограничения его прав как потребителя, не ограничиваясь только требованиями СанПиН.

Следует отметить, что законодательство предполагает разграничение меры привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере ответственности Роспотребнадзора. И юридические лица практически всегда вынуждены платить куда большие штрафы, чем индивидуальные предприниматели или же отдельные должностные лица предприятия. Поэтому следует ознакомиться с основными правовыми нормами, обеспечивающими юридическое регулирование рассматриваемого вопроса.

Индивидуальному предпринимателю, в отношении которого органы Роспотребнадзора осуществляют контролирующую деятельность, следует знать, что в своей работе Роспотребнадзор руководствуется как законами, так и подзаконными актами в виде внутренних инструкций и положений.

Поэтому не стоит искать обоснования действий инспекторов в Кодексе об административных правонарушениях. Их может там не быть, но это не значит, что инспектор неправ. Следует знать, что знаменитые Санпины, к примеру, составляются Роспотребнадзором , им же контролируются, и он же штрафует за нарушение собственных санпинов.

Неуместным сарказмом будет возможность предположить, что бы было, если бы ПДД создавались сотрудниками ГИБДД.

В любом случае, следует выполнять письменное распоряжение контролирующего органа. В случае несогласия с выводами инспекционной комиссии, ИП имеет возможность обжаловать их, но только с соблюдением установленной для этого процедуры.

Как правило, в распоряжениях Роспотребнадзора имеется указание срока, в течение которого ИП должен исправить выявленные контролем недостатки или оплатить назначенный штраф.

Приостановление данных сроков возможно либо по согласованию с Роспотребнадзором, либо в результате обжалования постановления инспектора.

Нарушение сроков, препятствие в допуске, неподчинение и неисполнение распоряжения инспектора являются административным правонарушением и санкционируются в соответствии с законодательством РФ.

Роспотребнадзор в 2019 году имеет право наложения следующих санкций на ИП, в деятельности которых были выявлены нарушения:

1.Административный штраф. Размеры штрафа регламентируются в зависимости от типа деятельности ИП. При этом сетка штрафных санкций выглядит следующим образом.

  • Нарушение санитарных норма – до 1000 р.
  • Нарушение правил торговли – до 20000 р.
  • Несоблюдение норм по качеству товара – до 20000 р.
  • Обман покупателя – до 30000 р.
  • Неподчинение требованию органу контроля и надзора – до 4000 р.
  • Неисполнение распоряжение Роспотребнадзора – до 2000 р.

2. Дисквалификация виновных в нарушениях лиц.

3. Приостановление и запрет деятельности ИП.

По результатам проверки ИП Роспотребнадзор составляет акт, являющийся базой для возбуждения административного производства.

Под обозрение Роспотребнадзора в первую очередь попадают те ООО и ИП, которые связаны с созданием и Роспространением продуктов питания. Это могут быть торговые организации, магазины, фабрики или заводы.

Некачественные продукты питания несут большую опасность здоровью нации, поэтому пищевые предприятия относятся к группе риска с точки зрения данного ведомства. Данная сфера деятельности проверяется глубинно и детально, а какие-либо нарушения наказываются очень строго.

Продуктовые магазины и промышленные предприятия могут подвергаться штрафам в особо больших размерах, особенно, если отклонения от нормы были выявлены повторно. Нарушения государственных санитарно – эпидемиологических норм относят к административному кодексу Российской Федерации.

Роспотребнадзор выполняет полный ряд функций, которые касаются защиты прав и свобод потребителей. Представители ведомства имеют доступ ко всей документации ИП или ООО, которые зарегистрировали свою деятельность в налоговой инспекции в соответствии с классификатором видов экономической деятельности. К полномочиям органа относят:

  • проверка трудовых книг работников учреждения, ревизия документов образования, анализ книги жалоб и предложений на предприятии;
  • анализ журнала контроля организации, его соответствие с действующим государственным законодательством;
  • проверка и анализ лицензий и сертификатов, разрешений и других официальных документов, которые выступают гарантами удовлетворительного качества и эффективности продукции, реализацию которых осуществляет предприятие;
  • проведение контрольных закупок в качестве специфического вида контроля;
  • оценка правильности работы ККМ;
  • дача рекомендаций, выявление факта нарушения государственных санитарных норм;
  • формирование предписаний по устранению нарушений и отклонений от норм, регламентируемых государственными органами;
  • формирование протоколов нарушений, задействование системы штрафов, как контрольного механизма правильной работы предприятия;
  • анализ гигиены предпринимательской деятельности, выдача рекомендаций по совершенствование гигиенических стандартов ведения коммерческой деятельности.

Лица, которые систематически не выплачивают штрафы по нарушениям Роспотребнадзора в 2019 году, могут привлекаться к ответственности. При выявлении нарушений главной задачей предпринимателя является срочная ликвидация угрожающих здоровью человека факторов, а также своевременная выплата штрафных санкций.

Информация о предприятии в ведомство должна поступать на этапе открытия организации. Лица, которые не законно начали свой бизнес, могут привлечься с государственной ответственности. Основная информация о бизнесе должна быть под контролем.

Контроль работы предприятия осуществляется на всех производственных этапов. Проверяется не только общее состояние гигиены, но и обстановка в подсобках, хранилищах и складах. Лица, которые не соблюдают правила и стандарты государства хотя бы на одном этапе деятельности, строго наказываются штрафами, в некоторых случаях, лишением свободы.

Роспотребнадзор уполномочен проверить практически любого предпринимателя или организацию. Наиболее распространенный вид проверяемых субъектов – ИП или предприятия, тесно взаимодействующие с населением. В сферу контроля Роспотребнадзора подпадают любые правоотношения в сфере защиты прав потребителей.

Сфера полномочий Роспотребнадзора достаточно широка, и его сотрудники осуществляют проверки во многих направлениях, в том числе обладают полномочиями Санэпидемстанции.

В сферу компетенции государственного органа входит:

  • контроль за соблюдением норм потребительского законодательства;
  • контроль санитарно-эпидемиологической ситуации;
  • проведение аттестации работников некоторых сфер деятельности;
  • проведение аудита.

Большинство проверок проводится внепланово на основании жалоб или заявления граждан, выявивших нарушения в сфере:

  • соблюдения трудового законодательства РФ;
  • проведения квалификаций или аттестации работников, а также оформления санитарных книжек;
  • сертификации продукции;
  • использования контрольно-кассовых приборов;
  • проверки качества продукции.

Каждый предприниматель имел опыт общения с представителями Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор при проведении проверок может потребовать следующие документы:

  • устав или ИНН;
  • санитарную документацию на сотрудников проверяемого;
  • программы производственного контроля;
  • наличие лицензий на осуществляемый вид деятельности;
  • вывески;
  • уголок потребителя;
  • наличие актуального прейскуранта цен, каталогов, меню;
  • правоустанавливающие документы на занимаемое помещение;
  • договора с организациями, предоставляющих услуги по утилизации и вывозу мусора;
  • журналы проверок.

Роспотребнадзор является органом, который контролирует и может повлиять на деятельность любого предприятия или предпринимателя, занимающегося продажей товаров или оказывающего услуги населению (постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322). Подробности читайте в статье Чем занимается Роспотребнадзор — основные функции.

Чаще всего это магазины, предприятия общественного питания, школы, аптеки и т. д.

Если ваша деятельность напрямую или косвенно связана с оказанием услуг населению, вы попадаете в поле зрения Роспотребнадзора. Эта госструктура — один из лидеров по инспекционным мероприятиям.

Как узнать, на каких предприятиях проведут плановые проверки Роспотребнадзора в 2020 году, что будут проверять и чем грозят нарушения — читайте в статье.

Также, здесь можно будет скачать график проверок, как только его опубликуют.

Роспотребнадзор отвечает за защиту прав потребителей и благополучие человека. Именно к этим сферам относятся цели инспекций со стороны этой госслужбы. Некоторые полагают, что она представляет собой современный аналог санэпидстанции и не слишком серьезно относятся к возможным проверкам. Но это ошибка.

Помимо территориальных СЭС в Роспотребнадзор входят центры гигиены и эпидемологии, другие структуры. Основные направления контроля:

  • Соблюдение выполнения закона о защите прав потребителей.
  • Социально-гигиеническая обстановка на предприятиях и других объектах.
  • Санитарно-эпидемиологическая ситуация.
  • Соблюдение норм энергосбережения и энергоэффективности.
  • Аттестация некоторых категорий специалистов (например, работающих с пищевой продукцией).

Единого и четко ограниченного списка полномочий инспекторов нет, в каждом конкретном случае они зависят от цели проверки. Приведем обобщенный перечень:

  • Проверка документации.
  • Контроль соблюдения норм защиты прав потребителей.
  • Исследование санитарно-гигиенической обстановки на объекте: загрязнение, утилизация мусора, состояние воздуха, воды, почвы.
  • Контроль своевременности санитарных мероприятий.
  • Составление отчетов, протоколов проверок, назначение админнаказаний и штрафов.
  • Выдача предписаний по устранению обнаруженных нарушений, контроль исполнения.

Такой спектр полномочий предполагает, что во время надзорных мероприятий инспекторы от Роспотребнадзора будут не только работать с документами, но при необходимости проведут осмотр помещений, инициируют исследования.

Будьте готовы представить следующие документы:

  • Санитарные книжки, если по закону у ваших сотрудников они должны быть.
  • Лицензии на услуги и сертификаты на продукцию.
  • Заключения санитарных, пожарных и других служб.
  • Журналы учета санитарных мероприятий и проверок.
  • Договоры покупки или аренды помещений.
  • Контракты с внешними компаниями (на уборку помещений, вывоз мусора, дезинфекцию и др.).
  • Листки внутреннего производственного контроля (например, график санобработки помещений).
  • Каталоги, меню, прейскуранты.

Ходатайство о продлении срока исполнения предписания Ростехнадзора

Когда Ростехнадзор или любые другие государственные органы выносят предписание, в нем указывается срок для исправления нарушений, либо исполнение требований, если таковые имеются. В срок, организации могут не уложиться, поэтому составляют ходатайство о продлении срока, это в том случае, если причины пропуска исполнения предписания, были уважительными. Продление срока регламентируется соответствующими административными регламентами Ростехнадзора, на основании которых лицо, в течение 10 дней с момента пропуска срока исполнения предписаний, может обратиться с мотивированным ходатайством об его продлении.

Ходатайство подаётся на имя руководителя соответствующего территориального органа, с указанием данного органа.

В ходатайстве указываются следующие особенности:

  • Указать дату и место принятия предписания, когда была проведена проверка (плановая или внеплановая), на основании чего было вынесено предписание;
  • Указать какие имелись нарушения либо угрозы, перечислить требования, которые были указаны в предписании, указать составлялся ли акт с нарушениями, указать проводились ли мероприятия по устранению данных причин;
  • Указать доводы, на основании чего данное предписание не может быть выполнено в срок (препятствие, неуспеваемость, затрудненность).

К ходатайству прикладываются документы, на основании которых, лицо просит продлить исполнение предписание (сроки выполнения). Решение о продлении сроков принимается руководителем либо его заместителем в течение 10 рабочих дней. Решение может быть принято положительное либо отрицательное. В случае отказа от увеличения сроков исполнения предписания, указываются причины, обосновывающие данный отказ, причины должны быть мотивированными. В любом случае, решение отправляется почтой на следующий день после его принятия с заказным письмом и уведомлением о вручении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]