Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто отвечает за освещение дворов и придомовой территории». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.
Дворовое освещение судебная практика
- Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».
- Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.
- Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.
Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.
Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.
Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.
На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.
Справка! Правовой базой для заключения договора с УК является ЖК РФ. Заключать договор с УК могут не только собственники квартир, но и застройщик.
- Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».
- Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.
- Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.
Освещение придомовой территории — это подсветка в темное время суток находящихся на ней отдельных участков, а именно:
- подъезды и тротуары;
- парковки и подъездные пути;
- детские площадки и прогулочные дорожки;
- хозяйственные площадки.
Каждый участок должен освещаться в соответствии с установленными в СНИП нормативами.
Выбор осветительных приборов производится ответственной организацией по собственному усмотрению, обычно это фонари и фасадная подсветка с антивандальной защитой.
Нормативы и требования
Чтобы иметь представление о том, как отстаивать свои права в случае отсутствия освещения, необходимо разобраться в том, как обустроено уличное освещение. Основными пунктами правил СНиП и строительных норм являются:
- памятники и архитектурные объекты обязательно должны освещаться,
- освещение главных дорог и второстепенных осуществляется с учетом вида дорожного покрытия и его способности отражать свет,
- для каждого отдельного объекта предусмотрен конкретный уровень горизонтальной освещенности, так, для магистралей это значение соответствует 20 лк, для дорог районного значения – 15 лк, для улиц вполне хватает 4-6 лк.
Функциональность и декоративность освещения территории
При разработке общей схемы подсветки в проект обычно включают оба существующих типа освещения – функциональное и декоративное. Задача первого из них – обеспечить комфортность передвижения по территории и снизить возможность несанкционированного попадания на нее посторонних. А вот задача, которую решает декоративное освещение дома – придание зданиям и усадьбе в целом индивидуальности. Для этого могут использоваться самые разнообразные эффекты и приемы – например, контурная подсветка здания, акцентированная подсветка кустов и деревьев, иллюминирование водоемов.
В качестве источников света при создании декоративного освещения чаще всего используются светодиодные прожекторы или ленты, немного реже – всевозможные гирлянды, составленные из LED-излучателей. Причем достаточно редко используются монохромные светодиоды – намного больше возможностей дают RGB-матрицы, позволяющие выбрать любой цвет свечения.
Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома?
Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».
Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.
Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.
Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.
Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.
Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.
На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.
С наступлением темноты в подъезде и на лестничных клетках жилого дома обязательно должен включаться свет. В первую очередь это необходимо для безопасности жильцов. Освещение в подъезде многоквартирного дома должно отвечать следующим требованиям:
- в общественных помещениях применяется система общей подсветки;
- если в доме больше 6 этажей и проживает более 50 человек, то здание должно быть оснащено эвакуационным освещением;
- эвакуационные светильники устанавливают в основных проходах и перед лифтами;
- допускается использовать лампы накаливания, галогеновые и светодиодные светильники;
- рекомендуется прикрывать светильник антивандальным, ударопрочным стеклом или металлической сеткой;
- интенсивность света должна соответствовать установленным нормам.
Отсутствует освещение дворов и придомовой территории
Закон (например, Жилищный кодекс и т.д.) утверждает, что наружное и внутреннее освещение городских инфраструктур (многоквартирные дома, придомовая территория и т.д.) должны опираться в своей организации на определенные нормы и требования. Все нормы, установленные для городских придомовых земельных участков, прописаны, как и для внутренних помещений, в СНиП.
Здесь в первую очередь в вопросе организации уличного освещения роль отводиться уровню освещенности.
В регламентирующей документации (СНиП) указаны все требования, которые нужно соблюдать и придерживаться при организации наружного освещения придомовой территории любого многоквартирного дома. К ним на сегодняшний день, как гласит закон (жилищный кодекс РФ и другие документы), относятся следующие требования:
- подсветка должна быть организована для любого подъезда. Это означает, что вход в подъезд должен быть освещен в темное время суток;
Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.
На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.
Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.
2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток.
Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.
Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:
- входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
- аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
- внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
- автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
- прогулочные дорожки – 1 лк;
- физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.
Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.
Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.
При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.
Кто отвечает за опоры ЛЭП во дворе многоквартирного дома?
Для освещения территории детского сада или школьного двора существует отдельный пункт в том же СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение
Нормы освещения территории детского сада в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»
Нормы освещения территории, прилегающих к общественным зданиям
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, учебные заведения | |
1. Групповые и физкультурные площадки 2. Площадки для подвижных игр зоны отдыха 3. Подъезды и подходы к корпусам и площадкам |
10 10 4 |
Санатории, дома отдыха | |
4. Въезд на территорию | 6 |
5. Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и тому подобным зданиям | 4 |
6. Центральные аллеи парковой зоны | 4 |
7. Боковые аллеи парковой зоны | 2 |
8. Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.) | 10* |
9. Площадки для настольных игр, открытые читальни | 10* |
В зависимости от частоты применения все приборы освещения двора можно разделить на устройства с автоматическим и ручным включением. Первый способ актуален для тех домов, где свет во дворе должен загораться с наступлением темноты и гаснуть с первыми лучами рассвета. Если же вы хотите самостоятельно управлять процессом освещения, лучше установить ручное или механическое включение.
Для реализации механического включения освещения во дворе устанавливаются клавишные выключатели или контакторы. Первый вариант используется при маломощной нагрузке, когда один коммутатор запускает несколько светодиодных светильников с небольшой мощностью. Контактор используется для коммутации мощного освещения во дворе, когда у вас установлено несколько групп освещения, создающих большую нагрузку. В то же время, можно разделить все группы освещения двора под несколько клавишных выключателей или кнопок, если вы будете запускать их с помощью дистанционного пульта.
Автоматизация освещения позволяет максимально исключить человеческий фактор из управления процессом коммутации. Это позволит не беспокоиться о подсветке во время вашего отсутствия или исключит необходимость постоянного включения и выключения осветительных приборов двора.
Дополнительные особенности наружной подсветки
К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.
Подсветка дома
На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта.Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:
- продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
- количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
- в какое время будет происходить включение света.
Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному.
На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами.Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.
Освещение придомовой территории
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. К этому имуществу относится и земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты – об этом говорится вп. 1, 2 ст.36 Жилищного кодекса РФ. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в доме.
Непосредственно формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Самое распространенное нарушение, связанное с неправильным использованием придомовой территории – ограничение прав других граждан.
При установке заграждений, либо иных ограничивающих доступ устройств важно соблюсти права других граждан. Практике известные случаи, когда пострадавшие от незаконных действий лица обращались в суд и получали крупную денежную компенсацию, выплачивать которую обязаны все жители дома. Решение об установке любого запирающего устройства должно быть принято на собрании жильцов (не менее 2/3 отданных ). Если территория принадлежит сразу нескольким МКД, такое решение принимается совместно. В некоторых случаях часть земли является собственностью органов муниципальной власти, поэтому предварительно нужно получить разрешение в местной администрации. Требования к самим заграждающим устройствам установлены в Приказе Минстроя № 972. Во избежание принудительного сноса необходимо соблюсти данные положения.
Существует три основных варианта объектов, которые могут выступать в качестве ограждения придомового участка:
- традиционный забор, выполненный из металла, камня, кирпича или железобетонных элементов;
- живая изгородь;
- шлагбаум.
Каждая из этих конструкций имеет свои особенности и предназначена для частичного либо полного запрета проезда/прохода на территорию.
При возведении заграждений в обязательном порядке должны соблюдаться существующие нормы и правила, в первую очередь, касающиеся пожарной безопасности.
Чтобы избежать претензий со стороны простых граждан и уполномоченных органов, необходимо перед установкой ограждений соблюсти законность формирования границ придомовой территории.
Правила предусматривают выполнение следующих действий:
- проведение собрания жильцов МКД, в ходе которого должно быть получено согласие большинства из них на оборудование ограждающих конструкций, оформлен протокол с соответствующим решением, а также выбран представитель для обращения в уполномоченные органы;
- подача заявления на межевание территории вместе с протоколом собрания и всей необходимой документацией;
- выполнение расчетов площади и определение границ земельного участка уполномоченными органами;
- оформление территории в Росреестре.
После реализации всех этих мероприятий можно заниматься оформлением документов непосредственно для установки ограждения, которая теперь будет абсолютно законной.
Установка подобного рода объектов должна быть согласована с:
- управлением архитектуры и градостроительства;
- полицией;
- МЧС;
- скорой помощью.
Придомовая территория многоквартирного дома – это земля, располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка. Кроме самого дома, на этой территории могут находиться принадлежащие дому сооружения и необходимые для эксплуатации многоэтажки и удовлетворения потребности ее жильцов и арендаторов нежилые помещения. Поддерживать ее состояние в нормальном виде должны жильцы многоквартирного дома, который построен на этом участке, потому что она является их совместной собственностью.
Придомовую территорию собственникам квартир в многоэтажке передают бесплатно, хотя она и считается объектом налогообложения. Размер налога для каждого жильца зависит от количества квартир в доме, между которыми он распределяется пропорционально.
Споры о праве на придомовую территорию
Мы писали о том, что мэрия одного из городов России напомнила управляющим организациям, что уборка последствий паводка во дворах многоквартирных домов – их обязанность.
Затем необходимо обратиться в кадастровую палату или МФЦ для постановки участка на кадастровый учет. Процедура постановки на учет занимает около десяти рабочих дней, по истечении которых собственникам выдается кадастровый паспорт земельного участка. Затем следует оформить право общей долевой собственности в Росреестре.
Октябрьский в темное время суток, приведя аналогичные доводы, кроме того, ссылается на то, что включение и отключение электроустановок уличного освещения как правило должно осуществлять автоматически в соответствии с графиком, составленным с учетом времени года, особенностей местных условий и утвержденными местными органами власти.
Согласно ч.З ст.12 закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Попова О.В. поддержала изложенную в возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, организация уличного освещения, является вопросом местного значения, исполнение которого возложено на органы местного самоуправления. Приемная Устьянского районного суда временно приостановила прием граждан, представителей физических и юридических лиц, а также выдачу и прием документов.
Как такое получилось? Формально все было по закону: был разработан проект межевания территории, проведены публичные слушания, чиновники утвердили новые границы участков. А после того, как нужные печати были поставлены, в ноябре 2017 года во дворе появился забор.
Нормы освещения улиц, дорог и площадей
Категория | Класс | Освещаемые объекты | Пропускная способность, тыс. ед/ч | Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее |
А | А1 | Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города | Свыше 10 | 30 |
А2 | Прочие федеральные дороги и основные улицы | 7—9 | 20 | |
А3 | Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 | 4—7 | 20 | |
А4 | Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра | 3—5 | 20 | |
Б | Б1 | Основные дороги и улицы города районного значения | 3—5 | 20 |
Б2 | То же | 2—5 | 15 | |
В | В1 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением | 1,5—3 | 15 |
В2 | Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали | 1,5—3 | 10 | |
В3 | Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон | 0,5—2 | 6 |
Расстояние от ЛЭП и магнитное излучение
При прохождении по проводам электроны создают вокруг своего носителя электромагнитное поле. В зависимости от вида тока значение излучения постоянное или переменное. Непрерывное изменение значения тока с плюса на минус и наоборот заставляет поле менять свою величину в 2 раза чаще.
Вечером
Исследования по воздействию электромагнитных излучений на человека и живую природу начали проводить в конце 70 годов. По результатам обследования людей в разных странах ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения определило максимально допустимые нормы излучений в герцах за единицу времени. В РФ и других странах были разработаны нормативные документы, запрещающие промышленное и гражданское строительство на близком расстоянии от ЛЭП.
Охранная зона
У людей, длительное время находящихся в зоне сильного поля, обнаруживали онкологические заболевания, сердечные болезни. Женщины страдали от бесплодия. Мужчин преследовали патологии мочеполовой системы. Появлялись общая слабость. Сокращалась продолжительность жизни.
Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок
№ | Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Автозаправочные станции | ||
1 | Подъездные пути с улиц и дорог:
Категорий А и Б Категории В |
15
10 |
2 | Места заправки и слива нефтепродуктов | 20 |
3 | Остальная территория, имеющая проезжую часть | 10 |
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава | ||
1 | Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа | 6 |
Согласно Федеральному Закону No 131, за исправное освещение бульваров, улиц, дорог, мостов, промзоны, парков и дворов отвечают муниципальные (местные) органы или государственные органы. Они заключают с обслуживающими энергоснабжающими компаниями договор, по условиям которого происходит освещение улиц города.
За поддержание установленных в черте города фонарей в рабочем состоянии и за обслуживание осветительного оборудования отвечают коммерческие организации. Имеются в виду электросети или местные энергоснабжающие компании, с которыми заключался договор. Контролировать деятельность коммерческих предприятий должна местная администрация города.
ВАЖНО!В каждом населенном пункте России проблема неисправных фонарей рассматривается в индивидуальном порядке.