Что нужно подтверждать в закупках по 44-ФЗ?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно подтверждать в закупках по 44-ФЗ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

По закону оператор электронной торговой площадки в течение часа после получения заявки проводит проверку по следующим пунктам:
— наличие электронной подписи на документах;
— истечение срока регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке;
— наличие участника в реестре недобросовестных поставщиков.

Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки

Порядок взаимодействия оператора ЭП и участника закупки регулирует Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202. Согласно документу, чтобы участвовать в закупке с дополнительными требованиями, участник закупки формирует на электронной площадке и подписывает электронной подписью следующие сведения:

  • уникальный номер реестровой записи, который участник получает при регистрации в ЕИС,
  • наименование, фирменное наименование юридического лица, ФИО физического лица,
  • ИНН или его аналог (наименование и ИНН формируется из ЕИС автоматически),
  • номер позиции приложения №1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 №99,
  • копии документов, которые подтверждают соответствие дополнительным требованиям,
  • цену исполненного контракта или договора,
  • подтверждение правопреемства (при наличии).

Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы на предмет соответствия трем требованиям:

  • документы соответствуют перечню из приложения №1 к ПП РФ № 99,
  • копии документов о подтверждении правопреемства содержат информацию об участнике закупки,
  • цена исполнительного контракта или договора, которую указал участник, не превышает цену из копии такого контракта.

В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этих документов, оператор электронной площадки должен принять решение.

  1. Если замечаний нет, то принимается решение о размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на ЭП (ЕРУЗ).
  2. Если установлены какие-то недочеты, есть замечания к оформлению, отсутствуют какие-либо документы, тогда оператор электронной площадки принимает решение об отказе в размещении документов (или их копий) в ЕРУЗ.

Соответствие требованиям к поставщикам закупаемых ТРУ (п. 1 ч. 1)

Не всеми видами экономической деятельности хозяйствующие субъекты вправе заниматься, руководствуясь исключительно собственным желанием — в ряде случаев необходимы специальные разрешения, например, лицензия или членство в СРО: проверить участника на наличие такого разрешения — обязанность заказчика. Подробнее: «Инструкция по вступлению в СРО и оплате компенсационного взноса».

В качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации претендент предоставляет соответствующее свидетельство, но заказчику следует проверить его действительность с помощью:

  • запроса оригинала этого документа;
  • официального запроса в саму СРО;
  • с помощью онлайн-реестров.

Каждая СРО ведет реестр своих членов и публикует его на своих ресурсах, имеются и общие реестры, такие как НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Оформление результатов

Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:

  • критерии аудиторской проверки;
  • оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
  • характеристика отклонений;
  • факты ограничения доступа к информации (при наличии);
  • степень значимости недостатков в работе госоргана;
  • отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.

Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.

Предквалификация установили для участников закупок

Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.

Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.

В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.

Читайте также:  Что нужно знать о госпошлине за регистрацию автомобиля

Как участвовать в аукционе

Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) и зарегистрироваться в ЕИС. Получить КЭП можно за сутки. Регистрация в ЕИС может занять до 15 рабочих дней, поэтому лучше зарегистрироваться в ЕИС заранее, а потом выбирать закупку, в которой хотите поучаствовать.

Если аукцион уже опубликован, то у вас есть 7 или 15 календарных дней, чтобы подать заявку:

7 дней НМЦ ⩽ 300 млн рублей
НМЦ ⩽ 2 млрд рублей в строительных закупках
15 дней НМЦ > 300 млн рублей
НМЦ > 2 млрд рублей в строительных закупках

Как Указ №252 касается заказчиков

Для заказчиков, работающих по Федеральным законам №44-ФЗ и №223-ФЗ, из подпункта «а» пункта 2 Указа №252 и постановления Правительства №851 вытекает обязанность учитывать введенные ограничения при подготовке и проведении закупок. Поскольку в Указе №252 и Постановлении №851 не указано исключений, запреты на совершение сделок распространяются на всех российских заказчиков.

Это требование может быть предъявлено:

• к участнику — физическому лицу;

• к руководителю организации, членам коллегиального исполнительного органа, лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа;

• к главному бухгалтеру юридического лица — участника закупки.

Помимо всего прочего, заказчик может предъявить требование о неприменении относительно указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Стоит отметить, что в заявке на участие в закупке участник декларирует соответствие данному требованию. При этом комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участника указанному требованию. Неясно, однако, каким именно образом, комиссия сможет проверить соответствие участника закупки указанному требованию. Представляется необходимым разработать методические рекомендации по порядку проверки соответствия участника закупки указанному требованию.

Особенности проверки соответствия участников требованиям

Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок:

• общим требованиям (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора);

• требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике (при установлении такого требования);

• дополнительным требованиям — в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг.

При проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора комиссия по осуществлению закупок вправе проверять участников на соответствие требованию о том, что участник не является офшорной компанией.

Стоит отметить, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, когда данные требования установлены Правительством РФ. Поэтому в основном участники подтверждают соответствие декларированием.

Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ст. 31 Закона о контрактной системе или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, требования к участникам, установленные Законом №44-ФЗ, четко прописаны в самом законе, как и случаи установления дополнительных требований. Другие требования, не следующие из Закона № 44-ФЗ, не могут предъявляться к участникам закупок.

В любом случае для участия в закупках потенциальному участнику стоит внимательно изучить документацию о ней и извещение и оценить соответствие предъявляемым требованиям, чтобы зря не потратить время при подаче заявки на интересующий конкурс или аукцион, тогда как заказчик обязан дать грамотную оценку предъявляемым к участникам закупок требованиям на предмет соответствия действующему законодательству и собственным потребностям.

17 апреля 2019 г.

———————————-

1 Решение ФАС России от 26.11.2015 по делу № КГОЗ – 488/15.

2 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640 по делу № А29-2241/2017.

3 Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016.

4 Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016.

5 Решение Новосибирского УФАС России от 13.07.2017 № 08-279.

6 Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2017 № 302-КГ17-6955 по делу № А33-10842/2016.

Участник — физическое лицо

Участники торгов, которые являются физическими лицами, также востребованы, как и остальные субъекты закупок.

Физическое лицо изначально должно пройти аккредитацию на электронной торговой площадке, но в отличие от других членов торгов, им достаточно иметь лишь копию паспорта и копию свидетельства налогоплательщика.

Когда заказчик желает заключить договор с физическим лицом, он должен:

  • выступить в роли налогового агента и удержать с него сумму в размере 13% от полученного дохода. В дальнейшем НДФЛ необходимо перечислить в соответствующий бюджет РФ. Изъятие процента денежных средств указывается в контракте;
  • не забывать о том, что физическое лицо — это не субъект малой предпринимательской деятельности.
Читайте также:  Шаблоны Отчета об оценке, как составить Отчет?

Если физическое лицо хочет быть в роли заказчика, то следует обратить внимание, что:

  • это не позволит ему учувствовать в серьезных торгах. Если намечается крупная закупка, необходимо получить статус индивидуального предпринимателя;
  • конечная сумма будет отличаться от указанной в контракте на 13%, которые относятся к налогообложению.

Особенности сочетания различных требований к лицам в одной закупке

На практике в объект закупки могут входить несколько видов деятельности, для осуществления которых нужно соответствовать специальным требованиям. Важной особенностью применения указанных требований в документах закупки является то, что заказчики не должны при этом необоснованно ограничивать возможное количество участников закупки. Выше упоминалось о том, как устанавливать требования при закупке проектной документации, в которую входят работы по инженерным изысканиям, и о позиции контрольных органов. Принцип, из которого исходят контрольные органы, сводится к тому, что если спецтребованиям нужно соответствовать только для части работ и эту часть может выполнить субподрядчик, то на этапе процедуры закупки требовать документы, подтверждающие соответствие этим требованиям, нельзя. В качестве примера, помимо инженерных изысканий в рамках подготовки проектной документации, можно назвать монтаж пожарной сигнализации в рамках капитального ремонта или строительства.

К случаям, когда участник должен соответствовать разным спецтребованиям одновременно, можно отнести, например, инженерные изыскания с использованием исходных сведений с грифом «секретно». В этом случае в документах закупки необходимо устанавливать требование предоставить выписку из соответствующей СРО и копию лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (см., например, Решение ФАС России от 09.07.2021 по делу N 20/44/105/1196). Из примера видно, что работа с секретными сведениями не относится к самостоятельному объекту закупки, однако без допуска к таким сведениям участник закупки не сможет выполнить контракт на установленных условиях.

Что делать, если необходимые требования в документах закупки не установлены

Если ошибка выявляется до заключения контракта, например при обжаловании закупки, то антимонопольный орган чаще всего выносит предписание о внесении изменений в документацию. В этом случае заказчики тратят больше времени на определение поставщика за счет внесения изменений и переигровки процедуры, если она состоялась. Но при этом заказчики получают поставщика, способного исполнить контракт и отвечающего требованиям к таким лицам. Также должностному лицу заказчика могут назначить административный штраф.

Хуже, когда процедура проходит без внимания контрольных органов. Заказчик в результате может получить ненадлежащего поставщика, который не сможет исполнить контракт и не вправе этого делать. Допускать заключение, а тем более исполнение такого контракта нельзя.

Ниже приведены механизмы, с помощью которых заказчик может минимизировать негативные последствия отсутствия должных требований в документах закупки.

Зачастую свою ошибку заказчики обнаруживают, когда отменить закупку или внести изменения в документы закупки уже нельзя. Но у заказчика до заключения контракта еще есть возможность отклонить заявку или отстранить поставщика. Один из вариантов — отклонить заявки всех участников, чтобы процедура не привела к заключению контракта.

Если других оснований для отклонения найти не удается, то отклонить заявки можно за предоставление недостоверной информации. Логика проста: если для выполнения работ, оказания услуг участник должен соответствовать специальным требованиям, но не соответствует им, то в согласии на выполнение работ / оказание услуг на условиях документации/извещения, которое он предоставляет в первой части заявки на участие в конкурсе или аукционе либо в котировочной заявке, участник дает недостоверную информацию.

Для отклонения заявки заказчик должен убедиться, что участник не соответствует спецтребованиям. Для этого в зависимости от объекта закупки можно проверить реестр членов соответствующей СРО, запросить информацию в лицензирующем органе, органе по аккредитации или получить сведения от правообладателя РИД. Если такие сведения удалось получить до окончания рассмотрения заявок, то заявки на участие в конкурсе можно отклонить на основании п. 2 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, в электронном аукционе — на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, при запросе котировок — по п. 1 ч. 3 ст. 82.4 Закона о контрактной системе (по п. 5 ч. 11 ст. 82.1 Закона о контрактной системе — при запросе котировок, который проводится по новому порядку, действующему с 1 апреля 2021 г.).

Если сведения о несоответствии участника спецтребованиям заказчик получил после рассмотрения заявок, но до заключения контракта, то при проведении конкурса участника можно отстранить на основании ч. 5 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, а при проведении электронного аукциона — на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Конечно, есть риск, что участник обжалует отклонение и антимонопольный орган признает его необоснованным и даже назначит штраф, но в то же время при внеплановой проверке ФАС может выявить нарушение в том, что заказчик не установил требования к лицам по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, и выдать предписание о его устранении. В этом случае у заказчика появится возможность все исправить и провести закупку с должными требованиями.

Если контракт уже заключен, то самым безопасным будет расторгнуть его по соглашению сторон. Если соглашения достичь не удалось, то кроме суда остается вариант одностороннего отказа от контракта.

Читайте также:  Статья 263 Оставление апелляционной жалобы без движения

Просто отказаться в одностороннем порядке не получится. Позиция госорганов и судов такова, что в одностороннем порядке заказчик может отказаться от контракта только при наличии нарушений. Это вытекает из системного толкования ст. 95 Закона о контрактной системе и связано с тем, что в случае одностороннего отказа информация о поставщике подлежит включению в РНП. Данный вывод отражен в Письме Минэкономразвития России от 08.04.2016 N Д28и-880 и Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 N Ф07-3770/2016 по делу N А13-8444/2015.

Пунктом 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика расторгнуть контракт, если стало известно, что исполнитель не соответствует требованиям закупки или предоставил недостоверные сведения о соответствии. Представляется, что это основание в данном случае не подходит для расторжения, поскольку требования к участникам в документах не устанавливались. В противном случае (когда требование установлено) заказчик был бы обязан расторгнуть контракт.

Иногда заказчики не включают в документы закупки требования к участникам по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, однако формулируют требования к товару так, что их могут выполнить лишь участники, которые фактически соответствуют требованиям иметь государственную лицензию, членство СРО, аккредитацию или разрешение правообладателя. В продолжение примера с компьютерными программами можно привести требование использовать для обслуживания ПО заказчика только лицензионные сервисные программы. В таком случае для отказа от контракта заказчик может воспользоваться п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, но уже в связи с несоответствием товара (в данном случае услуги) требованиям к товару, установленным в документах закупки.

Таким образом, кроме описанного исключения для одностороннего расторжения остаются только случаи, которые предусмотрены в Гражданском кодексе РФ как основания для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. При этом реализовать данное право заказчик может, только если оно закреплено в контракте (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).

У заказчиков есть возможность отказаться от контракта по п. 3 ст. 723 ГК РФ, например, указав, что работы выполняются без необходимой лицензии, аккредитации или разрешения правообладателя, что является существенным и неустранимым недостатком. Нужно лишь дождаться срока приемки результата работы (конечного или промежуточного), поскольку из п. п. 1, 2 ст. 723 ГК РФ, находящихся в системной связи с п. 3 ст. 723 ГК РФ, следует, что эта статья регулирует случаи, когда работа выполнена и подрядчик передал результат заказчику. Та же норма может применяться и для контрактов на оказание услуг (ст. 783 ГК РФ). Длительное оказание услуг обычно разбито на этапы (промежуточные сроки), равные месяцу, что позволяет заказчику относительно быстро отказаться от контракта.

Что делать при получении

Если проверка документов планирования (плана закупок и плана-графика) не пройдена и информация, представленная в них, не удовлетворяет требованиям ч. 5 ст. 99 44-ФЗ, то заказчик получит об этом соответствующее уведомление — протокол несоответствий для реестровой записи 44-ФЗ.

Если нарушения коснулись извещения, то заказчику также придет протокол с указанием причин несоответствия и допущенных нарушений. Статус извещения в ЕИС будет автоматически изменен на «Контроль не пройден». Контрольную документацию можно посмотреть в карточке извещения во вкладке «Документы закупки».

Чтобы разместить регистры контрактной системы, в которых при контрольных мероприятиях были обнаружены нарушения, необходимо устранить все ошибки, указанные контролером, и отправить документы для процедуры повторной проверки.

Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 14 марта 2017 г. N 09-05-07/14384, N 07-04-05/13-228 О проверке непротиворечивости данных, содержащихся в представленных для включения в реестр контрактов в финансовый орган информации и документах

В связи с поступающими обращениями Министерство финансов Российской Федерации совместно с Федеральным казначейством сообщают.

С 1 января 2017 года вступили в силу пункт 13 и подпункт «в» пункта 14 (далее — вступившие в силу пункты) Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 1285) (далее — Правила).

В соответствии с вступившими в силу пунктами Правил финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов в отношении соответствующих заказчиков (далее соответственно — финансовые органы, заказчики) осуществляется в том числе проверка непротиворечивости содержащихся в представленных для включения в реестр контрактов в финансовый орган информации и документах данных друг другу.

Устанавливаем полномочия руководителя участника закупки — юридического лица

Если участник закупки — юридическое лицо, при аккредитации ему необходимо представить оператору ЭТП копии документов, подтверждающих полномочия руководителя либо иного лица, действующего от имени участника закупки (п. 5 ч. 2 ст. 61 Закона N 44-ФЗ). Указанные документы включаются оператором ЭП в реестр аккредитованных участников электронного аукциона (п. 5 ч. 2 ст. 62 Закона N 44-ФЗ), а задача аукционной комиссии — убедиться в их наличии и проверить достоверность содержащейся в них информации (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

В условиях, когда заявка участника закупки не содержит достоверных сведений, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица — участника закупки, аукционным комиссиям приходится принимать весьма непростые решения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]