Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о структурных подразделениях компании: как разработать правильно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом разделе освещается организация работы отдела. В частности, устанавливается численный состав, конкретные обязанности сотрудников. В процессе составления этого раздела может применяться матрица распределения управленческих функций. Если же она отсутствует, то применяются сведения из Квалификационного справочника должностей начальников, специалистов и иных служащих. При установлении функций сотрудников можно воспользоваться также нормами ГОСТ.
Положение о структурных подразделениях компании: как разработать правильно
21. Рекомендуемая нормативная численность работников Службы определяется исходя из 40-часовой рабочей недели.
22. Рекомендуемая нормативная численность работников Службы представлена в виде таблиц, выражающих зависимость нормативов от одного или нескольких наиболее существенных для каждой из функций факторов (далее — нормофакторов), которые оказывают основное влияние на трудоемкость выполняемых работ.
В случаях, когда рекомендуемая нормативная численность зависит от двух нормофакторов, она определяется по таблице на пересечении строки и столбца соответствующих числовым значениям нормофакторов.
23. Полученная рекомендуемая нормативная численность по таблицам 1 — 5 и пункту 30.6 Рекомендаций суммируется и в соответствии с методикой расчета нормативной численности работников службы охраны труда, представленной в разделе 5 Рекомендаций, рассчитывается итоговая рекомендуемая нормативная численность работников Службы.
24. В приложении № 1 к Рекомендациям приведен пример расчета рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя.
25. Методика расчета нормативной численности работников Службы рекомендуется для самостоятельного расчета работодателем рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда. Расчет численности работников Службы рекомендуется проводить с учетом сложившихся организационно технических условий у работодателя на основании данных из таблиц 1 — 5 и параметров, заложенных в расчет нормативной численности, представленных в разделах 4 и 5 Рекомендаций.
26. В случае значительного удаления отдельных не являющихся самостоятельными производственных подразделений, обособленных подразделений (в том числе филиалов) друг от друга у одного работодателя, к рассчитанной по рекомендуемым нормативам численности рекомендуется применять коэффициенты, учитывающие связанные с этим особенности организации производства и обеспечения охраны труда, исходя из следующего: при удалении производственных подразделений у работодателя в друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности рекомендуется устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км до 30 км — коэффициент 1,4; на расстоянии от 30 км до 50 км — коэффициент 1,6; более 50 км — коэффициент 2.
27. Все значения для расчета нормативной численности рекомендуется брать в среднем за предыдущий год, предшествующий расчету и утверждению рекомендуемой нормативной численности, кроме положений, приведенных в пунктах 30.4 и 30.6.
28. В обособленных самостоятельных производственных структурах (филиалах) работодателя численностью свыше 400 человек, численность специалистов Службы рекомендуется рассчитывать отдельно для каждой обособленной единицы производственной структуры. К обособленным производственным структурам относятся предприятия, филиалы, представительства, цеха, транспортные (логистические), обслуживающие и жилищно-коммунальные подразделения, входящие в структуру работодателя, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
29. Разработка, пересмотр и утверждение нормативов штатной численности работников службы охраны труда осуществляется работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
30. Далее приведены основные должностные обязанности работников Службы, которые рекомендуется учитывать работодателем при определении численности работников службы охраны труда.
В случае, если на работников Службы возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в трудовые функции, определенные настоящими Рекомендациями, профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная в соответствии с пунктом 35 Рекомендаций, увеличивается на единицу.
№ п/п | Среднесписочная численность работников у работодателя | Количество самостоятельных производственных структурных подразделений1 у работодателя | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Рекомендуемая нормативная численность, человек | ||||||
до 5 | 6 — 10 | 11 — 20 | 21 — 50 | 51 — 125 | ||
1 | до 500 | 0,34 | 0,39 | 0,45 | 0,51 | |
2 | 501 — 750 | 0,38 | 0,45 | 0,52 | 0,61 | |
3 | 751 — 1000 | 0,42 | 0,48 | 0,56 | 0,68 | |
4 | 1001 — 1500 | 0,5 | 0,57 | 0,66 | 0,82 | 1,12 |
5 | 1501 — 3000 | 0,65 | 0,82 | 0,89 | 1,1 | 1,37 |
6 | 3001 — 5000 | 1,07 | 1,28 | 1,53 | 1,82 | |
7 | 5001 — 7500 | 1,54 | 1,97 | 2,83 | ||
8 | 7501 — 10000 | 1,82 | 2,39 | 3,46 | ||
9 | 10001 — 20000 | 2,06 | 3,04 | 4,49 | ||
10 | 20001 и свыше | 2,53 | 3,61 | 4,64 |
Суот в школе образец новый в 2022 году
Организация работы должна осуществляться таким образом, чтобы взаимоотношения между разными участками предприятия были максимально эффективными. При составлении раздела необходимо учесть, что описывать нужно не взаимодействие отдельных сотрудников, а целых отделов. Поэтому ориентироваться необходимо, в первую очередь, на служебные связи между начальниками. В разделе можно указать на необходимость согласования взаимодействий между рядовыми сотрудниками разных отделов. То есть, Положение о структурных подразделениях определяет, нужно ли служащему получать разрешение на взаимодействие с другими специалистами. Отдельно оговаривается, с кем именно следует согласовывать те или иные мероприятия: со своим начальником или должностным лицом другого отдела.
Документ выступает внутренним (локальным) актом. Он составляется для организационно-юридического закрепления за отделом управленческих функций, рационального разделения компетенции между сотрудниками. Акт определяет ответственность и обязанности начальника. Положение выступает как составной элемент документации предприятия. Он является основанием для разработки типовых, персональных (при необходимости) должностных инструкций служащих. Документ разрабатывается согласно действующим организационно-управленческим актам.
Положение включает в себя:
- Титульный лист.
- Название.
- Основное назначение.
- Нормативное основание деятельности отдела.
- Описание структуры.
- Функции отдела и распределение ответственности.
- Информационное и материальное обеспечение.
- Взаимодействие.
- Конфиденциальность и делопроизводство.
- Обеспечение безопасности и надлежащих условий труда.
Раздел «Основное назначение» описывает:
- Место подразделения в системе предприятия.
- Подчиненность.
- Целевое назначение.
- Правила формирования и ликвидации отдела.
В блоке «Нормативное основание деятельности» приводится перечень документов, в соответствии с которыми разрабатывается Положение, и будет функционировать подразделение. В следующем разделе указывается информация с учетом специфики отдела. В нем, в частности, описывается:
- Структура подразделения, порядок, в соответствии с которым она формируется и утверждается.
- Правила назначения на должность начальника, освобождения и замещения. При необходимости описываются квалификационные требования (стаж, категория, образование).
- Задачи руководителя отдела.
- Наличие и количество заместителей, порядок, в соответствии с которым между ними распределяются должностные обязанности.
- Правила утверждения Положений, регламентирующих деятельность структурных единиц подразделения, служебных инструкций для сотрудников.
- Порядок, в соответствии с которым формируется штат отдела.
Почему нужно разработать положение о работе с кадрами
Основная задача отдела кадров — решение различных вопросов, связанных с персоналом. К ним могут относиться:
- прием и увольнение;
- ведение трудовых книжек;
- оформление документов (трудовых договоров, приказов и пр.);
- иные кадровые вопросы.
Положение об отделе кадров 2022 необходимо для того, чтобы документально закрепить права, обязанности, организацию работы структурного подразделения. Законодательно закрепленной формы такого локального акта нет, поэтому работодатель сам решает, что в него включать. Обычно его структура выглядит следующим образом:
- Общие нормы.
- Задачи.
- Функции.
- Права и обязанности.
- Ответственность.
- Заключительные пункты.
3. Порядок разработки, согласования, утверждения, пересмотра Положения о структурном подразделении
3.1. Ответственность за разработку Положения и внесения в него изменений и дополнений возлагается на руководителя структурного подразделения.
3.2. Положение подписывается руководителем структурного подразделения и согласовывается с:
— первым заместителем, заместителем главы администрации города Симферополя, руководителем аппарата администрации города Симферополя (согласно распределению обязанностей и возложенными полномочиями);
— начальником правового департамента администрации города;
— начальником управления кадровой работы, муниципальной службы и противодействия коррупции администрации города.
3.3. Согласованное и утвержденное Положение направляется в структурное подразделение, заверенная в установленном порядке копия Положения находится в управлении кадровой работы, муниципальной службы и противодействия коррупции администрации города.
3.4. Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до момента его замены новым.
3.5. Положение пересматривается при изменении структуры администрации города, переподчинении структурного подразделения, внедрении новых форм и методов организации труда, новой технологии обработки и подготовки документов, изменении действующего законодательства, в иных случаях, требующих пересмотра Положения.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сроки регистрации обособленного подразделения
Когда обособленное структурное подразделение начинает работать, есть месяц, чтобы зарегистрировать его в ФНС, а также, если нужно, в ФСС и ПФР.
Иногда возникают сложности с определением срока деятельности. Обычно за нее принимают дату, указанную в приказе. Однако если ранее было арендовано помещение, нанят руководитель, налоговая может дату фактического начала деятельности привязать к договору аренды или трудовому договору.
Чтобы постановка на учет обособленного подразделения прошла без проблем и вопросов, подготовительный этап перед тем, как открыть обособленное подразделение ООО, лучше организовать таким образом, чтобы даты приказа, аренды, найма руководителя, максимально совпали или приказ был выпущен первым.
Положения об отделах, образцы которых зачастую находятся у кадровых работников организации, — это правовые акты, которые устанавливают базовые правила работы компаний, их подразделений структурного типа, подведомственных нижестоящих учреждений, предприятий и организаций.
Другая трактовка положения – это сборник правил, которые регулируют определенные направления деятельности (политическое, культурное, хозяйственное и тому подобное).
Отдельная группа документов разрабатывается для урегулирования совокупности трудовых, организационных, иных отношений по разным конкретным вопросам. Например, образец типового положения об отделе кадров, положение о документообороте и прочее.
Помимо типовых актов разрабатываются документы индивидуального характера. Цель разработки этих положений вышестоящими организациями — регулирование деятельности конкретных подведомственных структур, подразделений, органов и т. д.
Положения об отделах, образцы которых разрабатываются на каждом предприятии, относятся к нормативным локальным актам. Их цель — регламентация всех направлений работы конкретных подразделений компании.
Положение как организационно-правовой документ
Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения. Наш словарик Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.
В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений: Положение об организации; положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров; положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии; положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре; положения, регулирующие организационные отношения
С утвержденным Положением о подразделениях должны ознакомиться все сотрудники предприятия. Служащие обязаны поставить свои подписи в документе. Для этого предусматривается специальная графа о доведении или ознакомлении сотрудников с Положением. Подписи ставятся по старшинству — сначала расписывается начальник отдела, затем все служащие. Для фиксации ознакомления с документом может использоваться метод, предусмотренный для должностных инструкций. Он заключается в составлении отдельного листа доведения Положения до сведения служащих. В качестве основания для внесения изменений в документ выступает приказ директора предприятия.
Способы и порядок его оформления аналогичны тем, что установлены для корректировок должностных инструкций. Вместе с этим необходимо учесть важный момент. Внесение корректировок в Положение о подразделениях может, а в ряде случаев обязательно должно повлечь изменение должностных инструкциях сотрудников. В противном случае возникнет несогласованность в деятельности всего предприятия. Положение о подразделениях не обязательно, но крайне желательно разработать, поскольку оно существенно оптимизирует деятельность отделов. С помощью этого документа становится более четким и слаженным взаимодействие между сотрудниками предприятия, начальниками и заместителями. Этот документ значительно упрощает контроль и управление предприятием.
- Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных положением на Управление функций и задач несет директор по персоналу.
- Степень ответственности других работников устанавливается в соответствии с должностными инструкциями, внутренними нормативными документами Общества и действующим законодательством.
Положение о кадровой службе регламентирует порядок построения и функционирования системы кадрового менеджмента компании. Положение о кадровой службе устанавливает:
- статус кадровой службы в иерархической структуре компании;
- цели и задачи кадровой службы;
- функции кадровой службы компании;
- взаимоотношения кадровой службы с другими подразделениями компании;
- права и ответственность сотрудников кадровой службы.
Положение об управлении кадров I. Общие положения
1. Управление кадров (далее - Управление) является структурным Открытого акционерного общества "Мечта"подразделением --------------------------------------- (далее - Общество).
- Основными целями Управления являются:
- повышение производительности труда посредством разработки и внедрения системы управления персоналом, направленной на максимальную реализацию потенциала персонала Общества;
- разработка и осуществление кадровой политики Общества;
- формирование имиджа “предпочтительного работодателя” в глазах работников Общества и на внешнем рынке труда.
- Основными задачами Управления являются:
- участие в разработке и реализации стратегии, целей и бизнес-планов Общества в части обеспечения его трудовыми ресурсами;
- аналитическое и методическое обеспечение (отчеты, справки, записки и т.д.) принятия руководством Общества управленческих решений по кадровым вопросам;
- разработка и реализация комплекса планов и программ по работе с персоналом с применением современных методов и технологий управления персоналом;
- прогнозирование и планирование потребности Общества в персонале;
- обеспечение подразделений Общества квалифицированным, профессионально подготовленным персоналом;
- закрепление в Обществе работников требуемых специальностей и квалификации;
- формирование и подготовка резерва кадров на выдвижение на руководящие должности на основе политики планирования карьеры, развертывания системы непрерывной подготовки работников с использованием практики оценок, ротации, переподготовки, повышения квалификации и стажировки;
- улучшение качественного состава персонала, формирование системы обучения персонала, создание условий, стимулирующих рост профессиональной компетенции всех работников берегового и плавающего состава;
- достижение максимальной эффективности труда работников всех уровней на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, рационализации структуры и штата, укрепление дисциплины труда;
- совершенствование системы морального стимулирования работников Общества;
- создание системы оценки персонала и результатов деятельности работников Общества;
- обеспечение социальной защищенности персонала Общества в соответствии с законодательством (обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение и т.д.);
- создание системы кадрового учета и документирования трудовой деятельности работников Общества;
- обеспечение соблюдения норм трудового права в работе с персоналом Общества;
- развитие внутрикорпоративной коммуникации и участие во внешних PR-акциях с целью формирования статуса Общества как “предпочтительного работодателя”;
- изучение рынка труда, проведение анализа движения кадров Общества, оценки удовлетворенности персонала, морально-психологического климата в коллективе и других исследований;
- укрепление связей Общества с отраслевыми учебными заведениями.
- В своей работе Управление руководствуется:
- нормами Конституции Российской Федерации;
- нормами международного права;
- международными договорами Российской Федерации;
- федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
- уставом Общества;
- коллективным договором и иными внутренними нормативными актами Общества;
- настоящим положением.
- Управление находится в непосредственном подчинении у генерального директора Общества.
- Руководство работой Управления осуществляет директор по персоналу в соответствии с должностной инструкцией.
- Директор по персоналу назначается на должность и освобождается от нее Советом директоров Общества и является членом Правления Общества.
- Структуру и штат Управления утверждает генеральный директор Общества по представлению директора по персоналу.
Положение о структурных подразделениях
ФЗ Как оформить Положение о коммерческой тайне 21 Положение об оплате труда; Положение о премировании Если в Правилах трудового распорядка организации не прописана система оплаты труда, в том числе система премирования, то соответствующие условия могут быть отражены в иных локальных актах организации, например в Положении об оплате труда, Положении о премировании ч. 2 ст. 135 ТК РФ Как оформить Положение об оплате труда Как оформить Положение о премировании сотрудников Как начислить премии Как оформить доплаты и надбавки к зарплате, установленные по инициативе организации 22 Локальный акт о порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы Сотрудникам-вахтовикам нужно выплачивать надбавку за вахтовый метод работы. Коммерческие организации могут установить размер и порядок выплаты надбавки в своих внутренних документах ст.
Положения об отделах Положение о структурном подразделении
Раздел 5. «Права подразделения». Прежде чем разрабатывать этот раздел, рекомендуем обратить внимание на порядок разработки раздела «Права должностных инструкций (см. пункт 3. 1 параграфа 3 настоящей главы — с. 66). В отличие от должностной инструкции положение о подразделении наделяет правами не отдельного работника, а все подразделение. Если есть желание, можно «расписать права работников. Но лучше всего привести общий для руководителя подразделения и его работников перечень прав и отдельным блоком выделить права руководителя.
Наделяя последнего правами, предпочтение следует отдавать функциональным правам, так как трудовые у него те же, что и у работников подразделения. Раздел 3. «Функции подразделения». При разработке данного раздела также используется матрица распределения функций управления. Если таковой нет, то можно использовать Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих — «вывести функции из должностных обязанностей руководителей соответствующих подразделений.
Поможет определить функции структурного подразделения и ГОСТ 24. 525. 5-81 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление ресурсами. Основные положения»*.
Для того чтобы одни и те же функции не дублировались в положениях о разных подразделениях, можно использовать способ, который применяется при разработке должностных инструкций (см. рекомендации по разработке раздела «Должностные обязанности должностной инструкции в пункте 3. 1 параграфа 3 настоящей главы — с. 61). Но, в принципе, использование матрицы распределения функций управления должно исключать дублирование. Раздел 6. «Взаимоотношения (служебные связи) подразделения». Все рекомендации по подготовке одноименного раздела, но только должностных инструкций, приведены в пункте 3. 1 «Должностные инструкции настоящей книги.
Следует только обратить внимание на то, что «расписывается взаимодействие подразделений, а не отдельных работников. Поэтому в первую очередь нужно ориентироваться на служебные связи между руководителями различных подразделений, и во вторую (если в этом есть необходимость) — на согласование служебных связей между рядовыми работниками подразделений (т. е. определить, нужно ли получать у руководителя своего подразделения согласие, нужно ли согласовывать свои действия с руководителем другого подразделения, прежде чем взаимодействовать с его работниками).
В первом разделе нужно отразить полное и, если имеется, сокращенное название подразделения. Здесь перечисляют, кто вправе создавать и ликвидировать отдел, какими правовыми и локальными регламентами руководствуется в своей работе. Отражается порядок назначения руководителей структурной единицы и освобождение его от работы.
Специфичные наименования работ в рамках задач перечисляют в части документа под названием «Функции». В этом разделе дают описание в виде рабочих операций производственному процессу отдела. Например, положение об отделе кадров в части функций будет содержать такую формулировку «обеспечивает выдачу справок о заработной плате» и так далее.
Во третьем блоке перечисляют только крупные задачи отдела, которые он решает в рамках своего направления деятельности.
В разделе «Структура» отражают место отдела в компании, подчиненность. Особенно это важно, когда предприятие имеет разветвленное устройство с филиалами и обособленными подразделениями.
В четвертом блоке документа обязательно очерчиваются границы, в рамках которых отделение нечет ответственность за свои действия. Она может быть дисциплинарной, уголовной, административной. Соответственно, описывают степень вины руководителя данного структурного подразделения.
Весьма важно разъяснить в пятом разделе положения с кем, в каких случаях и по каким вопросам производится взаимодействие отдела. Таким образом, структурные единицы связывает отчетность, потоки информации.
Помимо перечисленных блоков, предприятия вправе дополнять документ другими требуемыми разделами информации.
Положение об отделе – это важный документ, который прививает правильное понимание целей и задач, вводит понятный порядок работы, определяет ответственность.
Положение как организационно-правовой документ
Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.
В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.
Наша справка
К организационно-правовым документам относятся:
- устав;
- учредительный договор;
- положение об организации;
- положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
- регламент;
- штатное расписание;
- инструкция;
- должностная инструкция;
- правила внутреннего трудового распорядка и др.
Кто разрабатывает положение об отделе на предприятии
– Финансовое право – Кто разрабатывает положение об отделе на предприятии
К тому экземпляру, который остается в организации, подшейте несколько листов для ознакомления, скрепив их на сшивке печатью и подписью уполномоченного лица (директора, начальника отдела кадров, главного бухгалтера и т. п.).
Ситуация: Как поступить, если сотрудник отказывается подписывать утвержденную должностную инструкцию в новой редакции Если сотрудник отказывается подписывать уже утвержденную должностную инструкцию в новой редакции, составьте об этом акт за подписью не менее трех лиц.
Изменение должностной инструкции в одностороннем порядке работодателем является частным случаем изменения условий трудового договора, в частности, трудовой функции сотрудника (ст. 57, 72 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6).
Положение как организационно-правовой документ
Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.
В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.
Наша справка
К организационно-правовым документам относятся:
- устав;
- учредительный договор;
- положение об организации;
- положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
- регламент;
- штатное расписание;
- инструкция;
- должностная инструкция;
- правила внутреннего трудового распорядка и др.