Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность сельскохозяйственных организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определение учетной политики для целей бухгалтерского учета дается в ПБУ 1/98. Там сказано, что учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В этом документе раскрываются методы оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
1. Учетная политика организации для бухгалтерского учета на 2023 год.
- Основные требования к учетной политике: что обязательно должно отражаться в учетной политике и почему: документооборот, методики, порядок учета и отражения документов.
- ФСБУ 5/2019 «Запасы»: отражение в учетной политике упрощенных процедур для субъектов малого предпринимательства; выбор учетных методик при формировании материально – производственных запасов; выбор методики формирования готовой продукции и незавершенного производства.
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения«: отражение упрощенных процедур формирования капитальных вложений для субъектов малого предпринимательства.
-
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: выбор учетных методик при отражении в учете основных средств, отражение упрощенных процедур для субъектов МСП.
– Переклассификация основных средств в активы для продажи, что учесть в учетной политике.
– Оценочные резервы, оценочные обязательства, условные обязательства; что нужно учитывать при их создании в учетной политике; Методики формирования оценочных обязательств.
– Рекомендации БМЦ по вопросам бухгалтерского учета учитываем при разработке и составлении учетной политики организации. - ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»: выбор варианта расчета чистой прибыли (изменения в ПБУ 18/02 с 2020 года).
- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»: выбор учетных методик для арендатора, арендодателя.
- ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»: отражение в учетной политике элементов документооборота.
- ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» выбор учетных методик, переходные положения, основания для применения с 2023 года.
2. Учетная политика для целей налогообложения.
-
При исчислении налога на добавленную стоимость:
– Выбор методики раздельного учета при осуществлении операций, облагаемых и необлагаемых НДС. Особенности ведения раздельного учета при осуществлении операций, местом реализации которых, не является территория РФ.
– Учетная политика при реализации товаров на экспорт, каковы особенности при реализации сырьевых или несырьевых товаров.
– Методика раздельного учета НДС при получении субсидий.
– Другие особенности, требующие отражения в учетной политике. -
При исчислении налога на прибыль:
– Выбор прямых и косвенных расходов, почему важно подходить к вопросу выбора обоснованно, позиция Конституционного суда 2019 года.
– Определение порядка расчета незавершенного производства.
– Оптимизация налога на прибыль: выбор резервов, амортизационной премии, повышающих коэффициентов.
– Методика расчета доли налога на прибыль по обособленному подразделению.
Первым шагом при формировании учетной политики сельхозпредприятия является утверждение рабочего плана счетов. Он составляется на основе типового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, а также на основании Методических рекомендаций, которые утверждены Приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. N 792.
Грамотно продуманный план счетов значительно повышает уровень точности учетной информации и сокращает трудозатраты на всех участках бухучета.
Если в типовом Плане отсутствуют счета бухгалтерского учета, необходимые для деятельности сельскохозяйственной организации, она может ввести в рабочий план дополнительные синтетические счета самостоятельно, используя свободные коды. Но при этом введение таких счетов должно быть согласовано с Минфином России.
А вот перечень субсчетов носит рекомендательный характер, поэтому вводить их дополнительно предприятия могут самостоятельно, как, впрочем, и исключать некоторые из них из рабочего плана.
Выбор способов ведения бухгалтерского учета
Этот раздел учетной политики должен быть посвящен выбору метода ведения учета. Здесь сельскохозяйственная организация должна определить способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и т.д. Для каждого из участков бухгалтерского учета в организации выбирается один вариант учета из множества предложенных, и такой выбор будет играть значительную роль в системе всего учета на предприятии.
Примечание. Внимание: вам помогут предыдущие номера
О том, какие моменты следует учесть при составлении учетной политики, мы писали в прошлых номерах журнала «Учет в сельском хозяйстве» за 2006 г.
Так, о том, какие нюансы нужно отразить при формировании резервного фонда предстоящих расходов на ремонт основных средств, вы можете прочесть в статье, которая опубликована в третьем номере журнала на странице 28.
А о том, что нужно предусмотреть при определении момента и сроков полезного использования для амортизации активов, мы рассказали в статье второго номера журнала на странице 53.
Следует ли восстанавливать НДС при смене спецрежима? Это также зависит от того, как составлена учетная политика сельхозпредприятия. Подробно об этом написан материал, опубликованный во втором номере на странице 44.
Учетная политика фирмы на ЕСХН
Фирмам на ЕСХН (в отличие от ИП) вести бухучет обязательно, поэтому все нюансы своего бухгалтерского и налогового учета им необходимо отразить в УП.
«Налоговую» УП они могут формировать с учетом рекомендаций, описанных в предыдущем разделе.
ВАЖНО! Правила формирования «бухгалтерской» учетной политики определены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
ПБУ 1/2008 предписывает фирмам закреплять в УП следующие аспекты:
- рабочий план счетов;
- формы первичных документов;
- регламент и частоту проведения инвентаризаций;
- график документооборота;
- иные необходимые для организации бухучета решения.
В «бухгалтерской» УП должны найти отражение разнообразные учетные моменты, касающиеся специфики деятельности фирмы.
К примеру, если ее работники выезжают в служебные поездки, в УП можно прописать:
- организационный регламент «командировочной» процедуры;
- размер суточных;
- перечень отчетных документов по возвращении из служебной поездки;
- иные «командировочные» нюансы.
В своей УП фирме необходимо не только отразить учетные нюансы, но и детализировать отчетные особенности. В частности, если фирма применяет упрощенные формы отчетности, что позволено субъектам малого предпринимательства, информацию о применяемых отчетных формах необходимо отразить в УП.
Особенности формирования учетной политики предприятий сельского хозяйства
Учетная политика организации — принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Особенности формирования учетной политики сельскохозяйственными товаропроизводителями рассмотрим в настоящей статье.
При разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утвержденными Минсельхозом РФ 16 мая 2005 г. (далее — Методические рекомендации по разработке учетной политике). Как мы видим, данный документ разработан достаточно давно. Поэтому наряду с данным документом следует учитывать Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (утв. Минсельхозом России).
В соответствии со статьей 8 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, в которой в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ его ведения из способов, допускаемых стандартами. До введения соответствующего федерального стандарта конкретный порядок формирования учетной политики, установленный ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», применяется и с вступлением в силу этого Федерального закона, что сохраняет ранее определенный состав указанных документов, а именно: рабочий план счетов бухгалтерского учета; индивидуальные формы первичных учетных документов и внутренней отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; правила (график) документооборота; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения (в частности, организационная структура бухгалтерской службы, распределение обязанностей между ее работниками, взаимоотношения бухгалтерской службы с другими службами и структурными подразделениями).
При формировании учетной политики в сельскохозяйственных организациях следует руководствоваться, наряду с Федеральным законом и другими общефедеральными законодательно-нормативными актами, также отраслевыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета, в том числе и Методическими рекомендациями по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утвержденными Департаментом финансов и бюджетной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 28 мая 2011 г., в части, не противоречащей этому Федеральному закону, федеральным стандартам и иным общефедеральным нормативным актам.
Начиная с разработки учетной политики на 2013 г., в полной мере должны быть отражены вступающие в силу с 1 января 2013 г. соответствующие нормы вышеуказанного Федерального закона, а в установленных им случаях и других федеральных законов, правовых и иных нормативных актов, затрагивающие как организационно-технические, так и методические решения, принимаемые сельскохозяйственной организацией (иным сельскохозяйственным товаропроизводителем).
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке учетной политики, учетная политика — это документ, ежегодно составляемый главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждаемый руководителем организации. Он должен содержать основные правила ведения организацией бухгалтерского и налогового учета.
В соответствии со ст.7 Закона о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено Законом о бухгалтерском учете.
Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами. При этом стоит отметить, что данное требование не распространяется на лиц, возложение ответственности за ведение бухгалтерского учета было возложено до 1 января 2013 года.
Если организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом, то такое лицо должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 ст.7 Закона о бухгалтерском учете:
— иметь высшее образование;
— иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
— не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Если договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета заключается с юридическим лицом, то такая организация должна иметь не менее одного работника, с которым заключен трудовой договор, при этом отвечающим выше установленным требованиям.
С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записки при сдаче годовой бухгалтерской отчет��ости. Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение как для самой организации, так и для внешних пользователей (государства в лице налоговых органов). Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.
Выбор способов ведения бухгалтерского учета
Этот раздел учетной политики должен быть посвящен выбору метода ведения учета. Здесь сельскохозяйственная организация должна определить способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и т.д. Для каждого из участков бухгалтерского учета в организации выбирается один вариант учета из множества предложенных, и такой выбор будет играть значительную роль в системе всего учета на предприятии.
Примечание. Внимание: вам помогут предыдущие номера
О том, какие моменты следует учесть при составлении учетной политики, мы писали в прошлых номерах журнала «Учет в сельском хозяйстве» за 2006 г.
Так, о том, какие нюансы нужно отразить при формировании резервного фонда предстоящих расходов на ремонт основных средств, вы можете прочесть в статье, которая опубликована в третьем номере журнала на странице 28.
А о том, что нужно предусмотреть при определении момента и сроков полезного использования для амортизации активов, мы рассказали в статье второго номера журнала на странице 53.
Следует ли восстанавливать НДС при смене спецрежима? Это также зависит от того, как составлена учетная политика сельхозпредприятия. Подробно об этом написан материал, опубликованный во втором номере на странице 44.
Какие обстоятельства следует оговорить в учетной политике в разделе формирования себестоимости бухгалтеру мукомольного производства, рассказано в статье первого номера на странице 69.
Отметим, что в структуре разделов учетной политики особое внимание следует уделить методам и способам формирования расходов и доходов, правильности отнесения их в структуру затрат на производство сельскохозяйственной и прочей продукции, выполнение работ и услуг, незавершенное производство, расходы будущих периодов, списание на формирование стоимости ТМЦ и основных средств.
Оптимальный выбор учета на тех или иных участках учета дает возможность внести четкий порядок в учет сельскохозяйственной организации.
Первым шагом при формировании учетной политики сельхозпредприятия является утверждение рабочего плана счетов. Он составляется на основе типового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, а также на основании Методических рекомендаций, которые утверждены Приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. N 792.
Грамотно продуманный план счетов значительно повышает уровень точности учетной информации и сокращает трудозатраты на всех участках бухучета.
Если в типовом Плане отсутствуют счета бухгалтерского учета, необходимые для деятельности сельскохозяйственной организации, она может ввести в рабочий план дополнительные синтетические счета самостоятельно, используя свободные коды. Но при этом введение таких счетов должно быть согласовано с Минфином России.
А вот перечень субсчетов носит рекомендательный характер, поэтому вводить их дополнительно предприятия могут самостоятельно, как, впрочем, и исключать некоторые из них из рабочего плана.
Утверждаем учетную политику
Рассматриваемый документ формируется и принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год.
Потому что, например, ПБУ 1/98 не содержит требования о ежегодном составлении учетной политики или ежегодном продлении действующей новым приказом. То есть если ваше предприятие не вносит никаких изменений в учетную политику, то утверждать новую политику нет необходимости.
Что же с налоговым учетом? По правилам ст. 313 Налогового кодекса РФ сельхозпредприятие должно самостоятельно организовать учет исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.
Бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно утвердить одним приказом или распоряжением руководителя сельскохозяйственной организации. Приведем примерную форму такого приказа.
——————————————————————¬
¦ Утверждено ¦
¦ Решение совета директоров¦
¦ ОАО «Содружество» ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦ от «—» ——- 20— г. ¦
¦ ¦
¦ Приказ N 132 ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦Москва от «—» ——- 20— г.¦
¦ ¦
¦»Об утверждении Положения ¦
¦об учетной политике для целей ¦
¦бухгалтерского учета и налогообложения» ¦
¦ ¦
¦Руководствуясь положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона от¦
¦21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 5 ПБУ¦
¦1/98 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом¦
¦Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, а также частью второй¦
¦Налогового кодекса РФ, ¦
¦ приказываю: ¦
¦ ¦
¦утвердить прилагаемое положение об учетной политике для целей¦
¦бухгалтерского и налогового учета на 2007 г. в¦
¦ОАО «Содружество». ¦
¦ ¦
¦Генеральный директор Грибков ¦
¦ОАО «Содружество» ——- (В.И. Грибков)¦
L——————————————————————Примечание.Приказ об утверждении положения об учетной политике принимается решением совета директоров сельскохозяйственной организации, если уставом или другим внутренним документом такая процедура предусмотрена.
Т.В.Барышева
Генеральный директор
ООО «ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ»
Образец учетной политике для с/х предприятия
Ниже приведен примерный образец учетной политике для с/х предприятия – плательщика ЕСХН.
Общество с ограниченной ответственностью «Хлебодар»
ПРИКАЗ № 143-18/4
об утверждении учетной политики для целей налогообложения
г. Краснодар | 26.11.2016 |
Как вести бухучет на ЕСХН?
Порядок ведения бухгалтерского учета на ЕСХН обуславливается не фактом применения специального налогового режима, а особенностями конкретной финансово-хозяйственной деятельности на ЕСХН (например, производство сельхозпродукции, оказание услуг сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства, вылов водных биологических ресурсов).
Так, например, расходы по основному виду деятельности плательщика ЕСХН отражаются обычно в общем порядке по дебету счета 20 «Основное производство» с кредита счетов 10 «Материалы» (при отпуске материалов в производство), 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (при начислении зарплаты работникам), 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (при приобретении работ и услуг сторонних организаций) (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). А, скажем, выпуск продукции основного производства отражается так: Дебет счета 43 «Готовая продукция» — Кредит счета 20.
И проводка по начислению налога при применении ЕСХН аналогична начислению налога при иных режимах налогообложения (ОСН, ЕНВД и др.) Так, если начислен ЕСХН, проводка будет такая:
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» — Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «ЕСХН».
Напомним также, что ведение бухгалтерского учета на ЕСХН потребует от налогоплательщика утвердить свою Учетную политику
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета на 2021 год
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
Скачать бесплатно: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета: образец
К собственным источникам кооператива относятся фонды и резервы. Порядок формирования и использования фондов и резервов определяется Уставом и Положением о взносах, порядке формирования и использования фондов.
5.2. Учет Паевого фонда ведется на счете 80 «Паевой фонд». К нему открываются следующие субсчета:
5.2.1. Обязательные паевые взносы членов кооператива,
5.2.2. Дополнительные паевые взносы членов кооператива,
5.2.3. Приращенные паи членов кооператива,
5.2.4. Паевые взносы ассоциированных членов*.
5.3. Учет обязательств вновь принятых членов и ассоциированных членов кооператива по взносам в Паевой фонд ведется на счете 75 «Расчеты с членами». К этому счету открывают субсчета:
5.3.1. Расчеты по взносам в паевой фонд (для учета расчетов по всем видам взносов);
5.3.2. Расчеты по выплате доходов (для учета расчетов по выплате дивидендов и кооперативных выплат).
5.4. Кооператив формирует резервный фонд для обеспечения непредвиденных расходов, который является неделимым и размер которого устанавливается в соответствии с Уставом Кооператива и Положением о взносах, порядке формирования и использования фондов.
5.5. Для учета Резервного фонда применяется счет 82 «Резервный фонд».
5.6. Для учета расчетов по формированию Резервного фонда за счет взносов членов кооператива используется субсчет «Расчеты по взносам в резервный фонд» на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
5.7. Кооператив также формирует и другие фонды и резервы, по решению общего собрания кооператива в соответствии с Уставом Кооператива и Положением о взносах, порядке формирования и использования фондов. Для учета формирования и использования данных фондов используются специальные субсчета на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (86 «Целевое финансирование»)*.
5.8. Взносы, полученные от членов и ассоциированных членов кооператива, на формирование фондов и резервов кооператива, а так же членские взносы на финансирование деятельности кооператива учитываются в составе средств целевого финансирования в бухгалтерском учете; в налоговом учете рассматриваются как целевые поступления и не увеличивают налогооблагаемую базу для уплаты налога на прибыль организаций.
6. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ДАННЫХ О ФОНДЕ ФИНАНСОВОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.
6.1. Средства Фонда финансовой взаимопомощи предназначены для выдачи займов членам кооператива. Использование временно свободного остатка Фонда финансовой взаимопомощи осуществляется в соответствии с Положением о взносах, порядке формирования и использования фондов и решением общего собрания.
6.2. Фонд финансовой взаимопомощи представлен суммой средств, учитываемых на следующих счетах, субсчетах и аналитических счетах:
6.2.1. счет 66 «Краткосрочные кредиты и займы» субсчет 1 «Займы, принятые от членов кооператива»; субсчет 2 «Кредиты и займы от прочих организаций» аналитический счет «Кредиты и займы для целей пополнения ФФВ».
6.2.2. счет 67″Долгосрочные кредиты и займы» субсчет 1 «Займы, принятые от членов кооператива»; субсчет 2 «Кредиты и займы от прочих организаций» аналитический счет «Кредиты и займы для целей пополнения ФФВ».
7. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
7.1. За счет целевых поступлений (средств целевого финансирования) осуществляются расходы, предусмотренные Уставом и Положениями Кооператива и прочими документами, содержащими условия использования таких средств.
7.2. За счет средств целевого финансирования, полученных в виде вступительных взносов осуществляются расходы, связанные с затратами по регистрации Кооператива, вступлению в члены и ассоциированные члены Кооператива, уплатой членских взносов в союзы и ассоциации, членом которых является Кооператив*.
7.3. За счет средств целевого финансирования, полученных в виде членских взносов на финансирование деятельности Кооператива, осуществляются следующие расходы кооператива:
7.3.1. (перечисляются виды расходов).
7.4. Превышение суммы средств целевого финансирования над суммой расходов, осуществляемых за счет этих средств в конце года является неиспользованным остатком и возвращается лицам, передавшим эти средства или используется в следующем году на цели, определенные этими лицами. Средства целевого финансирования, полученные в виде взносов членов (ассоциированных членов) используются по решению общего собрания.
7.5. Превышение суммы расходов, осуществляемых за счет средств целевого финансирования над суммой этих средств в конце года является убытком от некоммерческой деятельности и относится на общий финансовый результат кооператива после начисления налога на прибыль.
7.6. Расходы, не предусмотренные пп.7.1 – 7.3, относятся к прочим расходам кооператива; в налоговом учете учитываются в составе внереализационных расходов.
7.7. Прибыль и убыток кооператива, определенные по бухгалтерскому балансу по итогам финансового года, распределяются в соответствии с решениями Общего собрания.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
8.1. Ответственность за соблюдение учетной политики возложить на главного бухгалтера. Основание: ст. 7 ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 Налогового кодекса РФ.
ГЛАВА 1. Бухгалтерский учет и учетная политика на сельскохозяйственных предприятиях.
После изучения этой главы вы узнаете:
!!! о сущности бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях;
!!! об организации бухгалтерского учета на сельскохозяйственном предприятии и о пользователях бухгалтерской информации;
!!! об особенностях бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях;
!!! об обосновании учетной политики;
!!! о рабочем плане счетов и выборе способов ведения бухгалтерского учета; !!! о порядке проведения инвентаризации;
!!! о целях и задачах учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах;
!!! о формах организации бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах;
!!! о преимуществах и недостатках разных форм бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах.
Под выбором способов ведения бухгалтерского учета подразумевается определение способов амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т.д.
На каждом участке учета в организации могут применяться те или иные правила и способы, которые предусмотрены методологией современного учета и нормативными актами. Для каждого из таких участков выбирается один способ из множества предложенных, и этот выбор имеет огромное значение в системе учета организации.
В учетной политике сельскохозяйственное предприятие имеет право закрепить выбор способа амортизации нематериальных активов. Это связано с формированием общей стоимости активов (имущества) и их отражением в балансе и отчетности хозяйства и с формированием такой важной учетной и управленческой категории, как затраты на производство сельхозпродукции и прочие затраты предприятия. Сельскохозяйственное предприятие может предусмотреть один из следующих способов начисления амортизации по нематериальным активам:
1) линейный – по нормам, рассчитанным на основе срока полезного использования (по объектам, по которым невозможно определить срок полезного использования, срок службы, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности предприятия);
2) пропорционально объему продукции (работ, услуг);
3) уменьшаемого остатка.
Начисленные амортизационные отчисления предприятие может отражать в бухгалтерском учете двумя методами: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.
Учетная политика для основных средств предусматривает вариантность учета в следующих случаях.
1. Порядок учета основных средств стоимостью не более 20 000руб. – в составе материально–производственных запасов в пределах установленного учетной политикой лимита или в общеустановленном порядке с начислением по ним амортизации.
2. Способ начисления амортизации. Как правило, предприятия сельского хозяйства имеют множество фондов, которые занимают большую долю активов в бухгалтерском балансе и представлены разнообразными группами основных средств. Это вызывает.
Сложности при определении способов амортизации той или иной группы основных средств, что усугубляется использованием этих фондов по разным направлениям. Так или иначе, в учетной политике сельскохозяйственного предприятия обязательно должны быть отражены способы начисления амортизации по объектам всех групп основных средств в зависимости от срока их использования, производственного (или непроизводственного) назначения, отраслевых особенностей эксплуатации (например, существует проблема амортизации продуктивного и рабочего скота). Сельскохозяйственное предприятие может выбрать один способ начисления амортизации по основным средствам из четырех:
1) линейный;
2) уменьшаемого остатка;
3) списания по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) пропорционально объему продукции (работ, услуг).
По группам однородных объектов основных средств может применяться любой способ начисления амортизации из перечисленных, но внутри каждой группы должен применяться только один способ. Кроме того, предприятия могут применять ускоренную амортизацию. Перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, при котором применяется ускоренная амортизация, устанавливается федеральными органами исполнительной власти. При ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) способ начисления, и норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2. Решение о применении метода ускоренной амортизации оформляется как элемент учетной политики.
3. Решение о переоценке основных средств. Предприятие может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. В дальнейшем такие объекты должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Один из наиболее важных разделов учетной политики посвящен особенностям учета материально–производственных запасов (МПЗ). Это связано со сложностью и разными способами оценки и списания МПЗ, контролем за сохранностью и формированием себестоимости сельскохозяйственной продукции и затрат на ее производство. В учетной политике необходимо отразить избранный метод учета приобретения и заготовления МПЗ на счетах 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»; без применения счетов 15, 16.
Оценка МПЗ, отпускаемых в производство (или для иных целей), осуществляется одним из следующих способов (вариант способа отмечается в учетной политике):
1) по себестоимости каждой единицы;
2) по средней себестоимости;
3) ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ).
Порядок учета МПЗ регламентируется ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов». Согласно п. 25 данного ПБУ в учетной политике должна быть предусмотрена возможность создания резерва под снижение стоимости МПЗ с использованием счета 14 «Ре��ервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Кроме того, в учетной политике обязательно должны найти отражение следующие моменты.
1. Состав прямых расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг) и способ оценки незавершенного производства (НЗП). На предприятиях массового и серийного производства НЗП может отражаться по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, прямым статьям затрат, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Косвенные расходы, связанные с производством нескольких видов продукции, могут распределяться пропорционально или заработной плате основных работников, или стоимости сырья и материалов, или объему выпущенной продукции. Общехозяйственные расходы списываются в зависимости от того, каким способом формируется себестоимость продукции: по полной производственной себестоимости или по сокращенной себестоимости. В первом случае по окончании месяца общехозяйственные расходы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списывают в дебет счетов производственных затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»); во втором случае общехозяйственные расходы в конце месяца в полном объеме списывают непосредственно в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Готовая продукция может оцениваться по фактической производственной себестоимости, нормативной (плановой) себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» либо без использования данного счета.
2. Перечень создаваемых резервов предстоящих платежей, нормативы отчислений в резервы. В целях равномерного включения предстоящих расходов и платежей в издержки производства предприятие может создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, ремонт основных средств, гарантийный ремонт и обслуживание, производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий. Кроме того, резервы могут создаваться на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минфина России.