Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как принять бюджетные обязательства и не нарваться на штраф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По статье 6 БК РФ ЛБО в бюджете — это сумма финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути, это объем прав в денежном выражении. В пределах лимитной суммы учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.
Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год. Что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток: контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств — передвинуть средства из другой статьи расходов, если на ней остались средства, или же отказаться от контракта. Заключать контракт под нулевые лимиты нельзя. Казначейство не подпишет акт проверки ЛБО с договорами, заключенными с превышением. Принятие БО сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.
Помимо ЛБО, подведомственным учреждениям выделяют и ПОФ. Вот расшифровка, что такое ПОФ в бюджете, — это предельный объем финансирования. ПОФ утверждают на определенный период времени — месяц, квартал (приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). ПОФ и лимиты — это разные понятия: ЛБО — это сумма, на которую принимают бюджетные обязательства (контракты, договоры). А ПОФ — фактическое количество денег, которое вправе потратить учреждение.
Учет у распорядителей
Правила и особенности ведения учета и составления отчетности в рамках полученных лимитов бюджетных обязательств закреплены п. 315, 316 инструкции № 157н, п. 129, 130 инструкции № 162н. Учет ЛБО осуществляется на счете 0 501 00 000, по установленным группировочным счетам:
Номер синтетического счета
Номер группировочного счета бухгалтерского учета
0 501 10 000 — для текущего финансового года
0 501 20 000 — для первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)
0 501 30 000 — для второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)
0 501 40 000 — для второго года, следующего за очередным
0 501 90 000 — для отражения на иные очередные годы (за пределами планового периода)
Аналитический учет ЛБО ведите в разрезе расходов бюджета по КБК, по требованиям п. 317 инструкции № 157н. Учитывайте новый порядок составления КБК, приведенный в приказе Минфина России 85н от 06.06.2019 (ред.15.04.2021).
Учет предельных объемов финансирования в 1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8 редакции 2.0.
Очень часто бывает, что бюджетные средства, доведенные до казенного учреждения в начале года финансовым документом, по факту доводятся частями казначейством (помесячно или поквартально). Если учитывать бюджетные средства на счетах доведенных лимитов бюджетных обязательств или ассигнований (которые учитываются на счетах раздела 5 бюджетного плана счетов), то будет сложно получить актуальную информацию об остатке средств внутри периода. Для решения данной задачи в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 2.0» организован внесистемный учет предельных объемов финансирования (ПОФ) на забалансовых счетах ПОФ.П, ПОФ.Р, ПОФ.С.
Для привычного учета доведенных бюджетных средств в разрезе КПС необходимо настроить забалансовые счета ПОФ в Плане счетов (ЕСПБУ). Для этого нужно открыть План счетов, расположенный в разделе «Администрирование»:
Затем в разделе «УПР» Плана счетов найти счета для учета предельных объемов финансирования:
Для настройки необходимо открыть каждый из трех счетов ПОФ и установить флажок «Учет по КПС» (данная настройка означает, что учет будет вестись в разрезе КПС):
Регистрация ПОФ, доведенных до учреждения казначейством, осуществляется в документе «Бюджетные данные» на вкладке ПОФ:
Для привычного учета доведенных бюджетных средств в разрезе КБК и КОСГУ необходимо предварительно настроить форму. Для этого в форме регистрации ПОФ нажать на кнопку «Все действия» (которая находится в шапке документа) и выбрать пункт контекстного меню «Изменить форму»:
В открывшейся форме раскрыть список, найти КБК и КОСГУ, как указано на рисунке, и установить галочки напротив этих значений.
Что относится к ассигнованиям
Суммы, выделяемые получателям из бюджета, предназначены для выполнения организациями функций федерального, регионального и муниципального назначения.
Сами ассигнования включают в себя средства, использование которых ориентировано на:
- оказание гражданам и хоз.субъектам гос.услуг;
- финансовую поддержку учреждений бюджета (мат.обеспечение, проплата контрактов и т. д.);
- соц.помощь жителям страны;
- поддержку предпринимательства, уязвимых категорий граждан;
- финансирование оборонного заказа;
- аккумулирование средств в гос.резерв.
Использование бюджетных ассигнований из резервного фонда
Бюджетом страны предусмотрена еще одна статья – «Резервный фонд», которая планируется в размере не более 1 % всех расходов бюджета. Денежные средства указанной статьи используются на финансирование чрезвычайных и непредвиденных расходов.
Использовать резервный фонд на выплату бюджетных ассигнований возможно только на основании указов и распоряжений Президента РФ. Запрещено использовать бюджетные ассигнования резервного фонда на финансирование проведения выборов или референдумов. Кроме того, бюджетные ассигнования из резервного фонда могут пойти на предупреждение и устранение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий при решении Правительства РФ.
В заключении хотелось бы отметить, что бюджетные ассигнования – это необходимый инструмент поддержания социальной сферы общества на высоком уровне. Незащищенные слои населения вправе получать от государства достойную поддержку, равно как и добросовестные предприниматели, уплачивающие налоговые обязательства в бюджет.
Таким образом, только грамотное планирование бюджета страны поможет сформировать необходимый объем ассигнований и осуществлять содействие во всех сферах жизни общества.
Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений
Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений — процедура, регламентированная нормативными актами Минфина РФ. Рассмотрим ее особенности.
Лимит бюджетного обязательства — финансовый показатель, отражающий предельную сумму бюджетных денежных средств, которую вправе использовать казенное учреждение в рамках своей деятельности.
Финансовое обеспечение работы учреждения осуществляется за счет перечисления распорядителем (как правило, вышестоящим ведомством) целевого ассигнования в пределах лимита и при условии доведения до учреждения соответствующего лимита.
Специфика работы казенного учреждения заключается в том, что получаемые им лимиты — это, по сути, единственный доступный источник денежных средств, за счет которых можно вести деятельность.
Казенные учреждения вправе заниматься разрешенными видами коммерческой деятельности, но получаемый вследствие этого доход считается доходом бюджета и зачисляется на бюджетные счета.
В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут зарабатывать сами.
Если учреждение принимает обязательства сверх лимитов, оно может быть оштрафовано на основании норм ст. 15.15.10 КоАП РФ. Договоры, заключенные с контрагентами в рамках контракта, обусловившего превышение лимита, могут быть признаны в судебном порядке недействительными — если распорядитель бюджетных средств направит в суд соответствующий иск (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Таким образом, казенное учреждение должно точно знать, в каком лимитированном объеме оно может принимать обязательства по договорам. Для этого соответствующий лимит доводится до него в порядке, определенном законодательством. При этом сведения о лимитах отражаются в особых документах.
Рассмотрим подробнее специфику данных документов, а также порядок их передачи от одних участников бюджетного процесса к другим.
Виды бюджетных ассигнований
Под видами бюджетных ассигнований понимается их целевое назначение в соответствии с бюджетом на основании Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся:
- Государственные (муниципальные) ассигнования – направляются для оплаты товаров, работ или услуг, требуемых для государственных или муниципальных нужд. Получателями ассигнований являются казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, некоммерческие организации. Основными целями ассигнований является закупка необходимых товаров, оплата работ или услуг физическим и юридическим лицам, исполнение государственного заказа, возмещение затрат на оборону и безопасность и др.
- Социальные ассигнования – к ним относятся все категории выплат от государства физическим лицам – пенсии, субсидии, компенсации и другие меры поддержки населения.
- Инвестиционные ассигнования юридическим лицам — выделяются при разработке инновационных и современных производств и разработок.
- Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – выделяются производителям товаров или услуг для возмещения расходов, связанных с производством, за исключением подакцизных товаров, произведенных не на территории РФ.
- Межбюджетные переводы – это дотации и субсидии бюджетам субъектам РФ.
- Долговые ассигнации – необходимы для обслуживания государственного долга.
- Судебные ассигнации – необходимы для исполнения судебных решений и приказов по отношению к Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований о возмещении вреда в результате неправомерных действий органов государственной власти на всех уровнях.
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных учреждений по принципу адресности и целевого характера, т.е. с указанием цели их использования, и по принципу подведомственности расходов, т.е. учреждения вправе получать лимиты только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Показатели утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода отражаются на счете 0 501 00 000 «Лимиты бюджетных обязательств».
Учет лимитов бюджетных обязательств ведется на следующих счетах:
— 0 501 01 000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств».
Счет предназначен для учета главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами сумм доведенных до главного распорядителя бюджетных средств, показателей лимитов бюджетных обязательств, утвержденных финансовым органом на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода. Кроме того, на указанном счете учитываются суммы внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в течение текущего финансового года на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504822), иных документов, утвержденных финансовым органом соответствующего бюджета;
— 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению».
Счет предназначен для учета главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, подлежащих распределению по подведомственным распорядителям, получателям бюджетных средств. На этом счете также учитываются суммы внесенных изменений в показатели распределенных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств.
В аналитическом учете счета 0 501 02 000 отражается детализация показателей (внесенные в нее изменения), утвержденных по кодам статей, подстатей КОСГУ показателей лимитов бюджетных обязательств, осуществляемая главным распорядителем, распорядителем (в том числе ими как получателями) бюджетных средств;
— 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств».
Счет используется финансовыми органами, получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств как их получателями) для учета объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение ими бюджетных обязательств в текущем, очередном финансовом году, первом и втором годах планового периода. Также на данном счете отражаются суммы внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств.
В аналитическом учете счета 0 501 03 000 отражается детализация показателей (внесенные в нее изменения) утвержденных и доведенных получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств по кодам статей, подстатей КОСГУ, осуществляемая получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями (распорядителями) как получателями бюджетных средств;
— 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств».
Счет используется финансовым органом, главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств для учета лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке до распорядителей и получателей бюджетных средств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода. На указанном счете также учитываются суммы внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств, переданных в течение текущего финансового года;
— 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств».
Счет предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных средств, финансовыми органами сумм лимитов бюджетных обязательств, полученных в установленном финансовым органом соответствующего бюджета порядке распорядителем, получателем бюджетных средств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода. На указанном счете также учитываются суммы внесенных изменений в показатели полученных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств;
— 0 501 06 000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути».
Данный счет открывается в том случае, когда бюджетные средства доведены главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в отчетном периоде, а получены распорядителями и получателями бюджетных средств в периоде, следующем за отчетным.
Аналитический учет операций по счетам 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств», 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062).
Бухгалтерские записи по учету лимитов бюджетных обязательств производятся на основании Уведомления о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822), иных документов, утвержденных финансовым органом соответствующего бюджета.
Корреспонденция счетов по отражению в учете лимитов бюджетных обязательств установлена Приложением № 1 к Инструкции №162н (таблица 166).
Таблица 166
Бухгалтерские записи
по учету утвержденных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) главным распорядителем, распорядителем и получателем бюджетных средств
№ п/п | Дебет | Кредит | |
Отражение ЛБО в учете главного распорядителя бюджетных средств | |||
1 | Отражение доведенных (утвержденных) финансовым органом ЛБО, сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
— на текущий финансовый год — на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) — на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) — на второй год, следующий за очередным — на иной очередной год (за пределами планового периода) |
КРБ 1 501 11 ххх КРБ 1 501 21 ххх КРБ 1 501 31 ххх КРБ 1 501 41 ххх КРБ 1 501 91 ххх |
КРБ 1 501 12 ххх КРБ 1 501 22 ххх КРБ 1 501 32 ххх КРБ 1 501 42 ххх КРБ 1 501 92 ххх |
2 | Детализация показателей доведенных (утвержденных) ЛБО по соответствующим кодам КОСГУ, а также сумм изменений, внесенных в детализацию в течение финансового года, в том числе:
— на текущий финансовый год — на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) — на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) — на второй год, следующий за очередным — на иной очередной год (за пределами планового периода) |
КРБ 1 501 12 ххх КРБ 1 501 22 ххх КРБ 1 501 32 ххх КРБ 1 501 42 ххх КРБ 1 501 92 ххх |
КРБ 1 501 12 ххх КРБ 1 501 22 ххх КРБ 1 501 32 ххх КРБ 1 501 42 ххх КРБ 1 501 92 ххх |
3 | Отражение сумм ЛБО, переданных главным распорядителем бюджетных средств подведомственным ему распорядителям и получателям бюджетных средств, а также сумм измененных изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
— на текущий финансовый год — на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) — на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) — на второй год, следующий за очередным — на иной очередной год (за пределами планового периода) |
КРБ 1 501 12 ххх КРБ 1 501 22 ххх КРБ 1 501 32 ххх КРБ 1 501 42 ххх КРБ 1 501 92 ххх |
КРБ 1 501 14 ххх КРБ 1 501 24 ххх КРБ 1 501 34 ххх КРБ 1 501 44 ххх КРБ 1 501 94 ххх |
4 | Отражение сумм ЛБО, распределенных главным распорядителем бюджетных средств себе как получателю бюджетных средств, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
— на текущий финансовый год — на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) — на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) — на второй год, следующий за очередным — на иной очередной год (за пределами планового периода) |
КРБ 1 501 12 ххх КРБ 1 501 22 ххх КРБ 1 501 32 ххх КРБ 1 501 42 ххх КРБ 1 501 92 ххх |
КРБ 1 501 13 ххх КРБ 1 501 23 ххх КРБ 1 501 33 ххх КРБ 1 501 43 ххх КРБ 1 501 93 ххх |
Отражение лимитов бюджетных обязательств в учете распорядителя бюджетных средств | |||
1 | Отражение полученных от главного распорядителя сумм ЛБО, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
— на текущий финансовый год — на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) — на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) — на второй год, следующий за очередным — на иной очередной год (за пределами планового периода) |
КРБ 1 501 15 ххх КРБ 1 501 25 ххх КРБ 1 501 35 ххх КРБ 1 501 45 ххх КРБ 1 501 95 ххх |
КРБ 1 501 12 ххх КРБ 1 501 22 ххх КРБ 1 501 32 ххх КРБ 1 501 42 ххх КРБ 1 501 92 ххх |
2 | Отражение сумм ЛБО, переданных распорядителем бюджетных средств подведомственным ему получателям бюджетных средств, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
— на текущий финансовый год — на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) — на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) — на второй год, следующий за очередным — на иной очередной год (за пределами планового периода) |
КРБ 1 501 12 ххх КРБ 1 501 22 ххх КРБ 1 501 32 ххх КРБ 1 501 42 ххх КРБ 1 501 92 ххх |
КРБ 1 501 14 ххх КРБ 1 501 24 ххх КРБ 1 501 34 ххх КРБ 1 501 44 ххх КРБ 1 501 94 ххх |
3 | Отражение сумм ЛБО, распределенных распорядителем бюджетных средств себе как получателю бюджетных средств, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
— на текущий финансовый год — на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) — на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) — на второй год, следующий за очередным — на иной очередной год (за пределами планового периода) |
КРБ 1 501 12 ххх КРБ 1 501 22 ххх КРБ 1 501 32 ххх КРБ 1 501 42 ххх КРБ 1 501 92 ххх |
КРБ 1 501 13 ххх КРБ 1 501 23 ххх КРБ 1 501 33 ххх КРБ 1 501 43 ххх КРБ 1 501 93 ххх |
Отражение лимитов бюджетных обязательств в учете получателя бюджетных средств | |||
1 | Отражение полученных от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств сумм ЛБО, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
— на текущий финансовый год — на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) — на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) — на второй год, следующий за очередным — на иной очередной год (за пределами планового периода) |
КРБ 1 501 15 ххх КРБ 1 501 25 ххх КРБ 1 501 35 ххх КРБ 1 501 45 ххх КРБ 1 501 95 ххх |
КРБ 1 501 13 ххх КРБ 1 501 23 ххх КРБ 1 501 33 ххх КРБ 1 501 43 ххх КРБ 1 501 93 ххх |
2 | Отражение принятых бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных (полученных) ЛБО, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
— на текущий финансовый год — на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) — на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) — на второй год, следующий за очередным — на иной очередной год (за пределами планового периода) |
КРБ 1 501 13 ххх КРБ 1 501 23 ххх КРБ 1 501 33 ххх КРБ 1 501 43 ххх КРБ 1 501 93 ххх |
КРБ 1 502 11 ххх КРБ 1 502 21 ххх КРБ 1 502 31 ххх КРБ 1 502 41 ххх КРБ 1 502 91 ххх |
Чем грозит нарушение законодательства
Нарушение казенным учреждением требований п. 5 ст. 161 БК РФ при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров может явиться основанием для признания их судом недействительными. Иск в данном случае подает орган, осуществляющий полномочия распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Итак, принимая обязательства необходимо убедиться, что в распоряжении учреждения есть свободный остаток бюджетных назначений, т.е. сумма остатка по кредиту счета 501.Х3 или 503.Х3 по соответствующему коду бюджетной классификации на соответствующий год финансового периода больше или равна сумме контракта (договора) или иного основания для принятия обязательства.
Должностные лица, которые допустили принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств привлекаются к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Мерой наказания является наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. на виновных лиц.
Рассмотрим правоприменительную практику данной статьи.
Объектом состава административного правонарушения, содержащегося ст. 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. Следует отметить, что виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по рассматриваемой статье, в случае если принятие таких бюджетных обязательств предусмотрено бюджетным законодательством РФ, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бюджетных обязательств.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины. Решение о степени виновности лица примет суд.
Можно ли избежать ответственности, если отразить принятие обязательств за счет лимитов, выделенных на следующий год? К сожалению, нет! Дело в том, что факт возникновения и принятия бюджетного обязательства никак не связан со сроками его отражения в учете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по ст. 15.15.7 КоАП РФ, а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Следует обратить отдельное внимание на даты принятия обязательств. Иногда бюджетное обязательство принимают за несколько дней до получения соответствующего лимита бюджетных обязательств, т.е. «заранее». Может ли данный фактор служить основанием неприменения ст. 15.15.10 КоАП РФ? Тоже, нет, поскольку суды исходят из наличия самого факта принятия бюджетных обязательств сверх лимита бюджетных обязательств. Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел ситуацию, когда учреждением были приняты бюджетные обязательства по предоставлению муниципальному образованию субсидии на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений, несмотря на отсутствие лимита бюджетных обязательств, которые были доведены до ответчика расходным расписанием через восемь дней после принятия бюджетных обязательств. Суд принял решение о наложении административного штрафа.
В отдельных случаях бюджетные обязательства сверх лимитов возникают в силу обстоятельств, не зависящих от действия или бездействия должностных лиц. Рассмотрим несколько ситуаций.
- Учреждение в соответствии с возложенными на него функциями выплачивает физлицам пособия, возникающие в силу действующих нормативных правовых актов, и являющихся публичными нормативными обязательствами. Например, в конце декабря в учреждение поступило заявление о выплате единовременного пособия по гибели военнослужащего от члена его семьи. Даже при отсутствии сумм бюджетных ассигнований необходимо такое обязательство отразить в учете и отчетности, зарегистрировать и оплатить при поступлении ассигнований.
- Казенному учреждению были уменьшены ранее доведенные лимиты распорядителем бюджетных средств, что привело к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств. Например, уменьшение произведено по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», при этом сотрудник увольняется в конце года и имеет право на выплату компенсации за неиспользованный отпуск в силу норм ТК РФ. В такой ситуации при возникновении превышения сумм обязательств над лимитами не является основанием для отказа в их принятии.
А вот если в аналогичном случае невозможно исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных учреждением им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то необходимо обеспечить в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг согласование новых условий контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров. Это прямое требование п. 6 ст. 161 БК РФ. Если речь идет о сложившемся факте кредиторской задолженности до уменьшения лимитов, по таким обязательствам собственника ответит орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).
Самый распространенный пример – задолженность по коммунальным услугам. Например, в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление. Суды не принимают сторону должностных лиц, несмотря на «смягчающие» обстоятельства. Так, например, Верховный суд Республики Дагестан в Решении от 05.05.2017 № 21-219/2017 признал правомерным применение ст. 15.15.10 КоАП РФ в случае, когда учреждение приняло бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 460 000 руб., в том числе по расчетам за поставленный природный газ – в сумме 360 000 руб., по расчетам за потребленную энергию – в сумме 100 000 руб.
Бюджетные ассигнования
Возвращаясь к определению БК РФ под ними понимают максимальный размер денежных средств, предусмотренных в финансовом году для исполнения обязательств. В сравнении с личными финансами — это максимальная сумма, которую человек в состоянии потратить исходя из своего дохода (больше просто нет денег, поэтому нельзя запланировать покупку квартиры, если все доходы идут на покрытие текущих обязательных платежей). Аналогично в бюджете территории: размеры расходов на заработную плату, коммунальные услуги, строительство, ремонт и прочие цели называются ассигнованиями. Они выделяются учреждениям, другим юридическим лицам, идут на социальное обеспечение (на поддержку физлицам), выплаты по судебным искам не в пользу государства, межбюджетные трансферты, перечисление другим субъектам.
Лимиты бюджетных обязательств
Если государственное учреждение приняло те или иные обязательства сверх лимита, то оно может быть оштрафовано на основании положений ст. 15.15.10 КоАП РФ. Кроме того, заключенные с контрагентами договоры могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску распорядителя средств, которому подотчетно учреждение (п.
5 ст. 161 БК РФ). Стоит отличать лимиты, о которых идет речь выше, от бюджетных ассигнований — фактических объемов денежных средств, предоставляемых распорядителем того или иного уровня подведомственному распорядителю или учреждению (любому — казенному, автономному, бюджетному) в финансовом году.
Что это — доведенные лимиты бюджетных обязательств?
Лимит бюджетного обязательства — финансовый показатель, отражающий предельную сумму бюджетных денежных средств, которую вправе использовать казенное учреждение в рамках своей деятельности. Финансовое обеспечение работы учреждения осуществляется за счет перечисления распорядителем (как правило, вышестоящим ведомством) целевого ассигнования в пределах лимита и при условии доведения до учреждения соответствующего лимита.
Специфика работы казенного учреждения заключается в том, что получаемые им лимиты — это, по сути, единственный доступный источник денежных средств, за счет которых можно вести деятельность. Казенные учреждения вправе заниматься разрешенными видами коммерческой деятельности, но получаемый вследствие этого доход считается доходом бюджета и зачисляется на бюджетные счета. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут зарабатывать сами.
Если учреждение принимает обязательства сверх лимитов, оно может быть оштрафовано на основании норм ст. 15.15.10 КоАП РФ. Договоры, заключенные с контрагентами в рамках контракта, обусловившего превышение лимита, могут быть признаны в судебном порядке недействительными — если распорядитель бюджетных средств направит в суд соответствующий иск (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Таким образом, казенное учреждение должно точно знать, в каком лимитированном объеме оно может принимать обязательства по договорам. Для этого соответствующий лимит доводится до него в порядке, определенном законодательством. При этом сведения о лимитах отражаются в особых документах.
Рассмотрим подробнее специфику данных документов, а также порядок их передачи от одних участников бюджетного процесса к другим.
В подстатью 129 КОСГУ добавят доходы от предоставления права на заключение договора (контракта). В частности, это суммы, поступающие заказчику после проведения электронного аукциона в случае, когда цена контракта снижается до половины процента НМЦК и ниже. Отражать по данной подстатье плату за право на заключение договора Минфин рекомендовал и ранее.
Должна появиться новая подстатья 139 КОСГУ. По ней нужно будет отражать доходы от возмещения расходов учреждений и органов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
Конкретизируют, что на подстатью 224 КОСГУ нужно относить также возмещение арендодателю (собственнику, балансодержателю имущества) расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога в рамках договора аренды или безвозмездного пользования недвижимостью. Об этом Минфин упоминал ранее.
- оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и тому подобное) в случае, если данные работы производили не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и они не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств;
- материальное стимулирование народных дружинников за участие в охране общественного порядка;
- компенсационные выплаты на питание спортивным судьям, волонтерам, контролерам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях;
- оплату услуг по транспортировке, хранению и отпуску через аптечную сеть гражданам бесплатных и льготных лекарственных препаратов, заключенных с фармацевтическими компаниями, в рамках единого контракта (договора);
- оплату услуг переводчика и специалиста, привлеченного к участию в арбитражном процессе арбитражным судом;
- оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам;
- выплата вознаграждения конкурсному управляющему, а также компенсация расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника.
- выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы;
- выплата оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
- единовременных выплат при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;
- выплат при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск.
С 2022 г. операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организации отражаются по соответствующей подст. КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы» в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики. Ранее они учитывались на статьях КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) или 180 «Прочие доходы» соответственно.
Определение лимитов бюджетных обязательств (Бюджетный кодекс РФ)
Под лимитом бюджетных обязательств в ст. 6 БК РФ понимается выраженный в финансовом выражении объем прав хозяйствующего субъекта в статусе государственного или муниципального казенного учреждения на принятие тех или иных обязательств в рамках текущего финансового года.
Таким образом, лимиты бюджетных обязательств — это максимальные суммы бюджетных средств, которые учреждение может потратить на выполнение принятых обязательств (например, возникших в соответствии с договором) в финансовом году.
Если государственное учреждение приняло те или иные обязательства сверх лимита, то оно может быть оштрафовано на основании положений ст. 15.15.10 КоАП РФ. Кроме того, заключенные с контрагентами договоры могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску распорядителя бюджетных средств, которому подотчетно учреждение (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Классификация бюджетных обязательств
Лимиты бюджетных обязательств — это определенная сумма денежных средств, выделенная правительственными органами на покрытие социальных выплат, а также расходов на благоустройство территорий в отведенный промежуток времени. Иными словами, те денежные средства, которые государство обязано реализовать на благо общества.
Лимиты бюджетных обязательств — это совокупная составляющая казначейских ассигнований. А последние классифицируются следующим образом:
- покрытие социальных потребностей населения;
- закупка товаров и услуг муниципального характера;
- инвестиции бюджетного характера негосударственным юридическим организациям;
- трансферты межбюджетного характера;
- оказание помощи представителям международного права в форме благотворительности;
- погашение долга муниципального характера;
- исполнение судебных решений, в которых государство РФ выступает в качестве ответчика относительно причиненного морального или физического ущерба.