Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 89. Выездная налоговая проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.
Может ли организация сменить свое место нахождение в период проведения проверки?
Может, но обратите внимание на следующие обстоятельства.
Налоговый орган, в котором организация состоит на учете, может принять решение о проведении выездной налоговой проверки до момента внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения этой организации. По мнению ФНС, принятие решения о проведении проверки в день снятия с учета законодательству не противоречит (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).
Если организация меняет место своего нахождения во время проведения в отношении нее налоговой проверки, то проверка будет продолжаться. Причем оформление ее результатов, вынесение решения будет производиться тем налоговым органом, который принимал решение о проведении проверки (письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-02-08/80).
Могут ли проводить проверочные мероприятия лица, не указанные в решении?
В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).
Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой
НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.
Выделяют шесть таких ограничений:
1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;
2) ограничения по количеству проверок:
-
налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
-
налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;
4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:
-
налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
-
налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;
Срок проведения выездной налоговой проверки
По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.
Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.
Это, в частности:
-
большое количество документов, которые надо проверить;
-
большая продолжительность проверяемого периода;
-
большое количество проверяемых налогов;
-
несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;
-
наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.
Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:
-
для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;
-
для проведения экспертизы;
-
для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
-
для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.
В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Как мы уже отмечали, причина всегда имеет место. Систематического характера процедура не носит. А значит, существует целый ряд законных претензий, с помощью которых и принимается решение о назначении этого исследования. ВПН часто назначают, если есть подозрения на исправления или недостоверности данных, отраженных в декларации. Это самый частый случай. Плюс, роль играет и срок передачи. Если отчетность поступила с солидным опозданием – это тоже своего рода тревожный звоночек.
Если до этого у предприятия уже были трудности с выплатой отчислений в пользу бюджета РФ, уже накоплены определенные санкции от ФНС – это еще дополнительный балл в пользу ВПН. Не менее важным является и организационный статус компании. Если система налогоплательщика недавно была изменена на одну из форм упрощенки, внимание тоже будет пристальное. Тем более, сотрудники могут захотеть просто проверить, действительно ли соблюдены условия перехода.
Комментарий к Статье 89 НК РФ
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налоговой инспекции на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находится организация или предприниматель. В ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки).
В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.
В ст. 89 НК РФ сказано, какие сведения обязательно должно содержать решение о проведении выездной налоговой проверки. Это:
1) полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должность, фамилия и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Уточнения по поводу того, что должен содержать акт проверки, понадобились потому, что отсутствие необходимых реквизитов в тексте решения в некоторых случаях было причиной для отказа проверяющим в доступе для проведения проверки. Например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 мая 2005 г. по делу N А42-8818/03-27.
В п. 5 ст. 89 НК РФ уточнено, что налоговики не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляет случай, когда руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, принято решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Получается, что в принципе руководитель ФНС России может решить проверить фирму и больше двух раз. Тем более что в Налоговом кодексе РФ не уточнено, в каких случаях фискалы могут принимать решения о более частных проверках. Так что не исключено, что налоговики будут злоупотреблять этой нормой.
И еще. Указанное правило не распространяется на выездные проверки, которые проводятся в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (п. 11).
Добавим, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, которые не превышает три календарных года. При этом отсчет ведется от того года, в котором вынесено решение о проведении проверки. Это норма была и раньше — в ст. 87 НК РФ.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Причем основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России.
Правда, пока неясно, что будет считаться «исключительными случаями». Например, в Письме МНС России от 20 апреля 2004 г. N 06-4-03/640 указано, что продлить срок выездной налоговой проверки можно, если:
проводится ревизия крупнейших и основных налогоплательщиков;
получена информация от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующая о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующая дополнительной проверки;
присутствуют форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка, и т.д.
Пункт 7 ст. 89 НК РФ определяет, что в рамках выездной налоговой проверки инспекция вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Проверяющие вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Ранее налоговики могли проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Теперь самостоятельные проверки возможны лишь в отношении региональных (налог на имущество, налог на игорный бизнес и транспортный налог) и местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц).
Налоговая инспекция, проводящая самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Согласно п. 8 комментируемой статьи срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
А можно ли срок проверки прервать? Можно. Теперь в Налоговом кодексе РФ четко зафиксированы случаи, когда это можно сделать.
Пункт 9 ст. 89 НК РФ гласит: руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может приостановить проведение выездной налоговой проверки для того, чтобы:
1) истребовать документы в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
2) получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
3) провести экспертизу;
4) перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.
Причем приостановить проверку для того, чтобы потребовать документы, налоговики могут только один раз. Приостановить и возобновить проведение выездной налоговой проверки можно только по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.
Самое главное, что теперь в Налоговом кодексе РФ четко сказано, что общий срок, на который можно приостановить проверку, не может превышать шесть месяцев. Если проверка была приостановлена для того, чтобы получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, и в течение шести месяцев налоговая инспекция так и не смогла ничего получить от иностранцев, срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно на три месяца.
Правда, в тексте Кодекса не сказано, сколько раз можно прибавлять еще по три месяца в этом случае. Очевидно, что скорей всего один раз. В итоге максимальный срок выездной налоговой проверки равен 1 году и трем месяцам. Это при самом худшем развитии ситуации. Причем продлить срок проверки может только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Добавим, что на период, когда проверка приостановлена, приостанавливаются и действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. Ему возвращают все подлинники, которые были запрошены при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.
Повторной признается выездная налоговая проверка, которая проводится независимо от того, когда была предыдущая проверка по тем же налогам и за тот же период.
Вносить какие-либо изменения в решение о проведении налоговой проверки инспекторы не могут. Поэтому в решении, предъявленном руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, не должно быть поправок или зачеркиваний. В случае, если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, следовательно, в соответствии со статьей 21 НК РФ, налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего.
Решение о проведении проверки вручается руководителю или главному бухгалтеру организации. Но его может получить и уполномоченный представитель. В таком случае, инспектор должен удостовериться, что у этого представителя есть необходимые полномочия. Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает каких-либо наказаний за уклонение руководителя предприятия от получения решения о проверке. Но это не значит, что Вы сможете избежать проверки. В таком случае, решение высылается по почте заказным письмом.
Если известие о назначении выездной проверки и вручение решения о её проведении достаточно часто являются неожиданностью, то приступить сразу же к проверке документов налоговики не могут. Перед этим инспектор должен вручить представителю предприятия требование представить необходимые документы. Заметим, что налоговое законодательство не требует, чтобы этот документ составлялся руководителем налоговой инспекции. Но это не значит, что требование может подготовить любой сотрудник инспекции, в которой Вы стоите на налоговом учете. Готовит это требование тот инспектор, который уполномочен проверять данный субъект предпринимательской деятельности.
После того, как Вам предъявили требование, у Вас есть пять дней на то, чтобы подготовить документы (ст. 93 НК РФ). Если Вы не уложились в этот срок либо представили не все документы, указанные в требовании, будьте готовы заплатить за каждый не представленный документ штраф (ст. 126 НК РФ). Однако, этот штраф может быть наложен только в том случае, если затребованный документ у предпринимателя есть. Если есть веские обоснования отсутствия документа (пожар, кража и т.д.), штрафа можно избежать, представив подтверждающие документы из милиции или пожарной инспекции.
Налоговый инспектор имеет право проверять все то, что имеет какое-либо отношение к налогам и финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. Таким образом, налоговый инспектор имеет право истребовать у предпринимателя такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т.п. Исключение составляют лишь документы, являющиеся коммерческой тайной.
При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы, об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.
Выемку нельзя проводить в ночное время, если нет понятых, либо их менее двух человек, отсутствуют директор, бухгалтер и другие должностные лица, у которых производится выемка документов. Как правило, изымаются копии документов. Однако, если проверяющие решат, что Вы можете уничтожить оригиналы, они могут забрать их. Но, в таком случае, Вам должны вручить копии этих документов, заверенные должностным лицом налогового органа (п. 8 ст. 94 НК РФ). При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
По окончании проверки, независимо от её результатов, составляется справка о проведении проверки. А в течение двух месяцев после этого должен быть составлен акт поверки. В акте указываются факты выявленных налоговых правонарушений или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению конкретных мер ответственности. Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. В течение двух недель со дня его получения налогоплательщик может представить свои возражения на имя руководителя той инспекции, сотрудники которой были на проверке. Возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Срок для подачи письма с Вашими возражениями будет исчисляться со дня подписания Вами акта при вручении, поэтому обязательно ставьте число, когда подписываете акт проверки или сохраняйте конверт, в котором акт проверки Вам направлялся.
В течение двух недель по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком протокола разногласий по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами. При наличии возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителей (п. 1 ст. 101 НК РФ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа принимает решение. Его копия передается налогоплательщику. Если принято решение о привлечении к ответственности, то на его основании налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вынесения решения направляется требование об уплате недоимки и пени.
Когда решение по акту уже вынесено, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Пока идет разбирательство, налоговая инспекция вправе списать с Вашего расчетного счета доначисленные суммы налогов и пени. Штраф же взыскивается через суд. Но Вы можете подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения (п. 2 ст. 141 НК РФ). Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В случае, когда налогоплательщиком добровольно не исполнено требование об уплате недоимки и пени, налоговый орган может принять решение о взыскании налога и пени. Это решение может быть принято до истечения срока, установленного для исчисления срока исполнения требования об уплате налога. Если решение о взыскании принято за пределами этого срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этой ситуации налоговый орган может взыскать налог и пени только в судебном порядке. В соответствии с вышеуказанным, решение о взыскании доводится до налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций. Срок обращения с соответствующим иском — 6 месяцев со дня обнаружения и составления соответствующего акта.
До обращения в суд налоговый орган должен предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Что будет, если обнаружатся нарушения, не относящиеся к предмету проверки
В ходе выездной налоговой проверки могут обнаружиться нарушения, которые к предмету налоговых мероприятий не относятся. Имейте в виду, что имеют место различные межведомственные соглашения и в случае обнаружения нарушений, ФНС обязана сообщить о них в соответствующие территориальные органы или центральные аппараты таких ведомств.
Кстати! В 2022 году внесли поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ). Если раньше за уклонение от уплаты налогов на организацию или ИП могли возбудить уголовное дело по статьям 198-199.2 УК после поступления заявления о таком нарушении из любых источников, вынесения прокурором постановления об отправке материалов для расследования или явки с повинной, теперь дело возбудят лишь после того как материалы в МВД отправит ФНС.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой. (В редакции Федерального закона от 30.09.2013 № 267-ФЗ)
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 30.09.2013 № 267-ФЗ)
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
В рамках выездной налоговой проверки международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях», не могут быть проверены периоды, предшествующие регистрации такой компании в Российской Федерации в качестве международной компании, за исключением выездных налоговых проверок в отношении обособленных подразделений иностранных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации до даты регистрации таких организаций в качестве международных компаний. (Пункт введен — Федеральный закон от 25.12.2018 № 490-ФЗ)