Порядок передачи имущества в доверительное управление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок передачи имущества в доверительное управление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).

Аренда имущества образовательных организаций.

Исключения предусмотрены в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о конкуренции). К таким организациям как раз относятся бюджетные образовательные учреждения. Сдача в аренду имущества этих учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения договоров аренды: 1) с медицинскими организациями – в целях охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 2) с организациями общественного питания – в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 3) с физкультурно-спортивными организациями – в целях создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Также отметим, что без проведения конкурса или аукциона государственные и муниципальные научные и образовательные учреждения могут сдавать в аренду имущество своим «дочкам», то есть созданным ими хозяйственным обществам[4]. Но при этом необходимо одновременное выполнение двух условий: 1) деятельность арендаторов должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы; 2) договором аренды следует установлен запрет на сдачу в субаренду указанного имущества, предоставленного хозяйственным обществам по такому договору аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление имущества в безвозмездное пользование, залог арендных прав.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
  2. Назначать руководство государственной компании.
  3. Осуществлять реорганизацию предприятия.
  4. Использовать часть прибыли от применения активов.

Договор доверительного управления имуществом

Между собственником объекта и доверительным управляющим подписывается официальный договор – соглашение. В нем указывается, что учредитель управления (собственник недвижимости) передает доверительному управляющему свое имущество для доверительного управления на оговоренное время.

Читайте также:  Как продлить договор аренды земельного участка? Сроки и порядок пролонгации

Согласно договору, управляющий принимает на себя обязанность управлять недвижимостью в интересах заказчика. С точки зрения закона у доверительного управляющего по такому договору возникает обязательственное право на недвижимость, однако он не становится ее собственником.

Нюансы заключения такого договора, а также права и обязанности сторон оговариваются в статье 1012 Гражданского кодекса РФ. Здесь указывается, что допускается только письменная форма составления договора доверительного управления недвижимостью. В нем обязательно должны присутствовать:

  • реквизиты сторон договора;
  • описание объекта;
  • документы, подтверждающие право собственности на недвижимость;
  • размер и форма оплаты услуг доверительного управляющего (10-25% от месячной арендной платы за объект);
  • время действия договоренности.

Предлагается также оговорить в соглашении важные детали, к которым относятся:

  • сроки предоставления управляющим отчетов об управлении недвижимостью;
  • наличие ограничений на отдельные операции с объектом;
  • рамки, в которых управляющий может распоряжаться недвижимостью;
  • возможность или невозможность передачи управляющим другим субъектам некоторых видов работ, связанных с управлением имуществом;
  • порядок и размер перечисления арендной платы собственнику объекта;
  • способы и размеры возмещения ущерба, нанесенного арендаторами имуществу;
  • права, обязанности и ответственность участников договора;
  • причины, по которым соглашение может быть расторгнуто досрочно.

Оценка и сопоставление заявок на участие

Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать 10 дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:

  • сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации;
  • технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;
  • объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
  • период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;
  • цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
  • качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса.

3.1 Срок действия Договора определяется с «1» января 2021 г. до «31» декабря 2021 г.

3.2 Права и обязанности Доверительного управляющего по управлению имуществом возникают с момента передачи Объекта недвижимости Доверительному управляющему.

3.3 Передача Объекта недвижимости осуществляется по Акту приема-передачи имущества, в дальнейшем Акту, подписанному обеими Сторонами. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается Доверителю, второй — Доверительному управляющему.

3.4 Договор может быть прекращен до истечения срока, указанного в п.3.1 при возникновении следующих обстоятельств:

· в случае признания Доверительного управляющего банкротом в соответствии с действующим законодательством;

· в случае ликвидации Доверительного управляющего;

· в случае совершения Доверительным управляющим действий, явно направленных во вред интересам Доверителя;

· при отказе Доверительного управляющего от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для Доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;

· по обоюдному соглашению сторон;

· по другим основаниям, если такие основания будут предусмотрены законом, настоящим Договором или дополнительными соглашениями по нему.

3.5 При отказе одной стороны от Договора, другая сторона должна быть уведомлена не менее чем за 7 (семь) дней до прекращения действия Договора.

Читайте также:  При межевании участок оказался больше/меньше

3.6 При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении Договора по окончании срока его действия, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

8.1 Настоящий Договор имеет следующие приложения, являющиеся его неотъемлемыми частями: Акт приема-передачи Объекта недвижимости в доверительное управление.

8.2 Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и хранящихся у Доверителя и Доверительного управляющего.

8.3 Стороны пришли к соглашению, что данный договор будет заключен путем обмена документами в электронном варианте (сканированные копии). Для заключения настоящего договора каждая из сторон направляет другой стороне по электронной почте подписанный экземпляр договора. Стороны, безусловно, признают экземпляры договора, переданные по электронной почте, равными по юридической силе экземплярам договора с оригинальной подписью.

Законодательное регулирование оперативного управления

Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:

Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.

Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.

Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.

Прекращение права оперативного управления

Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.

Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:

По закону, правомерным считается изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях, вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

Таким образом, право оперативного управления имуществом — это право казенного предприятия или учреждения владеть и пользоваться имуществом собственника.

Субъектами права собственности здесь выступают государство и муниципальные образования. А субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и финансируемые собственником учреждения.

Оперативное управление позволяет достичь высокого экономического эффекта посредством передачи имущества в ведение третьим лицам и организациям.

Когда возникает право, касающиеся оперативного управления предприятием

Интересным представляется пункт 1 статьи 299 гражданского кодекса.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Здесь говорится, что описанное выше управление собственностью начинает действовать с того момента, как собственник передал его предприятию, при условии отсутствия противоречий, претензий со стороны посторонних компаний.

Например, оперативное право на недвижимость начинается в день его регистрации на владение в госреестре. Стоит отметить, что данное право имеет вещное действие и отдает его субъектам правовые полномочия по применению имущества с наложением обязанностей по ведению закрепленного имущества.

Право оперативного управления — ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями.

Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).

Читайте также:  Распределение прибыли на участника ООО в 2021 году

Субъектами права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия), объектами — имущество, закрепленное собственником за казенными предприятиями и учреждениями, а также имущество, приобретенное в процессе их производственной деятельности.

Госрегистрация права. Поскольку право оперативного управления относится к вещным правам, то соответственно право оперативного управления недвижимостью возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, 15 и 18 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Право оперативного управления недвижимым имуществом — ограниченное право для учреждений и казённых предприятий распоряжаться закреплённым за ними имуществом в соответствии с законом или с согласия собственника.

То есть, если за организацией закреплено здание, земельный участок, оборудование или автомобиль, она не имеет права распоряжаться ими по своему усмотрению.

Учреждение пользуется закреплённой недвижимостью безвозмездно. По этой схеме чаще всего работают:

  • школы;
  • детские сады;
  • дворцы культуры;
  • больницы;
  • предприятия ЖКХ и т.п.

Что такое доверительное управление

Доверительное управление — услуга, которую агентства недвижимости и риелторы оказывают наймодателям. Они берут на себя часть обязанностей хозяина квартиры — например, каждый месяц приходят в квартиру, проверяют состояние имущества и забирают арендную плату. За это берут деньги, поэтому собственнику перечисляют не всю сумму аренды за месяц, а только часть. Благодаря доверительному управлению хозяин получает меньше забот, а риелторы и агентства — дополнительный доход. Вот как все организовано.

Собственник недвижимости заключает договор доверительного управления с агентством или риелтором. По договору он учредитель доверительного управления, а агентство или риелтор — доверительный управляющий. То есть между собственником и нанимателем появляется посредник, который за процент от арендной платы выполняет обязанности собственника. Обычно просят 10—25% от арендной платы за месяц.

Несмотря на то, что деньги собирает посредник, НДФЛ или налог на профессиональный доход платит собственник. Это нельзя переложить на посредника. При этом доходом собственника будет вся сумма арендной платы, без уменьшения на комиссию посредника. Потому что такой вычет не предусмотрен ни Налоговым кодексом, ни Законом № 422-ФЗ об НПД.

Чаще всего доверительным управлением пользуется несколько категорий собственников. Во-первых, это люди, которые живут за границей или в другом городе. Они заказывают управляющему полный пакет услуг — от поиска нанимателя до передачи денег, — а потом только получают деньги от сдачи на карту.

Во-вторых, это собственники, которые согласны сами готовить квартиру к сдаче и искать жильцов. Таких больше. Они сами выбирают нанимателя, сдают ему квартиру и первое время следят, чтобы все было в порядке. А когда понимают, что жилец надежный, заказывают услугу доверительного управления: теперь им просто нужен человек, который будет каждый месяц приходить в квартиру, проверять имущество и забирать деньги. Тратить свое время на это они не хотят.

Услугу доверительного управления оказывают как для длительной, так и для посуточной аренды. Каждый собственник выбирает сам, как ему удобнее сдавать квартиру. Обычно играют роль два фактора: деньги и нервы. При длительной аренде мебель и техника прослужат дольше, а простои будут реже — главное, правильно назначить цену. Но денег собственник получит меньше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]